Мониторинг метапредметных результатов обучающихся

Метапредметные результаты - это результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotz_5_klass.docx59.68 КБ
Файл kotz.docx63.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компетентностно-ориентированных тестовых заданий для оценки метапредметных результатов.

Способов оценивания метапредметных результатов обучающихся существует достаточно много, одним из них является использование компетентностно-ориентированных тестовых заданий (далее – КОТЗ). В отличие от     традиционных тестов, которые проверяют конкретные знания по предмету (направлены на выявление пробелов знаний), КОТЗ способны оценить не только предметные, но и метапредметные результаты (компетенции или УУД).

Компетентностно-ориентированные тесты представляют собой систему калиброванных заданий специфической формы, отличающиеся практико- ориентированной направленностью содержания или проблемным характером. Оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционного тестирования с заданиями закрытого типа на выбор одного или нескольких правильных ответов. Компетентностно- ориентированные тестовые задания отличаются по характеру ответа: вопросы с кратким ответом, вопросы с расширенным структурированным ответом, вопросы с развёрнутым неструктурированным ответом. Задания в закрытой форме содержат всё необходимое для ответа, испытуемому нужно отметить выбранные элементы. Задания же в открытой форме требуют ввода дополнительной информации (ответ конструирует сам обучающийся), созданию схем, графиков, таблиц и др. Выполнение заданий открытого типа обязывает обучающегося совершить определённую деятельность по поиску, анализированию, обработке информации, разрешению возникшей проблемы и оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развёрнутого ответа.

Переход на компетентностно-ориентированные тестовые задания должен быть постепенным, на первых порах предлагается начать с комбинированных тестов, куда входят и задания закрытого типа, задания на соответствие, на установление последовательности и т. д., и задания открытого типа. По мере прохождения предмета тестовые задания должны постепенно усложняться, добавляться компетентностно-ориентированные тестовые задания. В заданиях с конструируемым ответом готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам обучающийся. Задания с конструируемым ответом бывают двух видов: первый предполагает получение обучающимися строго регламентированных по содержанию и форме представления правильных ответов; второй – задания со свободно конструируемыми ответами, в которых обучающиеся составляют развернутые ответы, произвольные по содержанию и форме.

Типология тестовых заданий, традиционных и компетентностно-

ориентированных

Типы ТЗ

Характеристика/описание

Деятельность учащегося

1.        Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных

вариантов

- это такое задание, где есть готовые ответы, из которых учащийся должен выбрать правильный ответ

испытуемый        выбирает правильный ответ из числа готовых, предлагаемых в вариантах ответа

2.        Задания с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного

набора вариантов

- это такое задание, где есть готовые ответы, из которых учащийся должен выбрать несколько правильных ответов. Задание предполагает наличие вариативности в выборе

испытуемый        выбирает

правильный                ответ, самостоятельно определяет количество        правильных ответов

3. Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных

вариантов

- это такое задание, которое предполагает выбор наиболее правильного ответа из правильных в разной степени или предлагает для

выбора несколько правильных ответов

испытуемый        выбирает правильный ответ или несколько ответов

4. Задания с альтернативным ответом

- это такое задание, где есть два варианта        ответов        («Да-нет»;

«Правильно-неправильно»),        из которых учащийся должен выбрать правильный ответ. Предполагает серию вопросов к одному элементу заданий

испытуемый        выбирает правильный ответ из двух вариантов по каждому заданию

5.        Задания на установление соответствия

- это такое задание, которое предполагает        установление соответствия между двух множеств (списков): объектов, субъектов, процессов и др. – и их атрибутов (свойств, характеристик, структур и

др.). При этом количество элементов может не совпадать

испытуемый        определяет

соответствия        между элементами двух множеств

6. Задания на установление правильной последовательности

- это такое задание, которое предполагает установление правильной последовательности, логических связей в ряду предлагаемых элементов

испытуемый        указывает правильную последовательность (порядок) элементов, действий, событий или процессов перечисленных

в задании

7. Задания на сортировку

- это такое задание, которое предполагает ранжирование вариантов ответа согласно некоторому критерию

(по дате, рейтингу), упорядочивание записей, списка, таблицы и др.

испытуемый        сортирует содержание согласно заданию (указывает порядок действий или процессов)

8. Задание на исключение лишнего

- это такое задание, где присутствует

лишний элемент(ы). В таких заданиях испытуемому        предъявляется        список

испытуемый находит лишний

элемент(ы)        и        указывает        в ответе

объектов, слов, фигур, чисел и др., а испытуемый должен найти общие закономерности отношения между элементами списка, на основании которых и делать заключения об их

подобии или различии

9. Задание на завершение предложений

- это такое задание, где учащемуся необходимо        продолжить предложение(-я), указанное в тексте, либо из выбора ответов или

самостоятельно

Испытуемый        завершает предложение(-я) с того места, которое указанно в задании

10. Задание на дополнение

- это такое задание, которое предполагает, что учащийся при ответе внесёт намеренно пропущенные термины и понятия в текст или предложение, при этом вариантов ответов нет

испытуемый должен сам сформулировать ответы, с учетом предусмотренных ограничений                заполняя пропуски соответствующими словами,        цифрами,

символами и др.

11. Задание с неструктурированным ответом

- это такое задание, которое предполагает        структурировать предлагаемые варианты, чтобы получить ответ.

испытуемому        необходимо структурировать предлагаемые                варианты

ответа                (например, конструирует        ответ        из предложенной последовательности слов)

12. Задание с лишними данными

- это такое задание, которое в формулировке лишние данные (которые не нужны для решения

задания)

среди предлагаемых ответов ученик отмечает лишнее

13. Задание с кратким ответом

- это такое задание, где в качестве ответа        ученик        вводит        слово        или

словосочетание, цифры, букву, символ

испытуемый вписывает слово, цифру и др.

14. Задание с противоречивыми данными

- это такое задание, где даны противоречивые данные, ученику необходимо определить их и

выполнить задание

испытуемый        определяет лишнее и решает задание

15. Задание с недостаточными данными

- это такое задание, в котором недостаточно данных для решения, многовариантные тестовые задания (чтобы выполнить задание, ученик должен сначала дополнить исходные данные или предложить несколько

вариантов решения задания)

испытуемый        дополняет исходные данные, предлагает варианты решения задания

16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

- это такое задание, в котором учащемуся необходимо выбрать ответ после моделирования (исследования)

изучаемого объекта, процесса или явления.

испытуемый        исследует, моделирует и выбирает правильный ответ

17. Задание на вычисление ответа

-        это        такое        задание,        в        котором

учащемуся        необходимо        решить задание и вписать правильный ответ.

испытуемый        решает        и

вписывает        получившийся ответ (результат)

18. Комбинированные задания

- это одно из наиболее сложных заданий, предполагающее внимание и мышление ученика, в таких заданиях правильный ответ в выборке может отсутствовать,        могут        ответы приведены вместо вопроса и др.

ученик        ставит        прочерк, формулирует задание

19. Мини-кейс с

вариантами ответов

- это такое задание, которое предполагает решение ситуации учеником и нахождение из вариантов ответов или составление ответа

испытуемый        решает

ситуацию и выбирает ответы

20. Мини-кейс без вариантов ответов

испытуемый сам конструирует ответ на

решение ситуации

21. Задание со свободно конструируемым ответом

- это такое задание, которое предполагает написание ответа в свободной развернутой форме: решение задачи с пояснением,

небольшое сочинение и др.

испытуемый        самостоятельно формулируют ответ

22. Творческие задания

-        это        самый        сложный        вариант компетентностно-ориентированного задания,                которое        предполагает создание кластеров, схем, таблиц и др. При этом учитель не должен на уроке давать задание схематично, ученик сам

должен        структурировать        изученный материал

испытуемый        выполняет творческое задание в указанной форме

Методические рекомендации и требования к тестовым заданиям

Типы ТЗ

Методические рекомендации и требования

1.        Задания                с выбором        одного правильного ответа из предложенных вариантов

  • Основная часть задания должна быть предельно краткой, иметь простую синтаксическую конструкцию; устранена двусмысленность или неясность формулировок; исключение лишних слов из основы суждения. Необходимо исключать лишние слова или ненужную информацию из содержательной части задания;
  • основной текст следует включать в основную часть задания, оставляя для ответа только наиболее важные, ключевые слова;
  • ключевое слово тестового задания необходимо выносить в начало предложения;
  • наличие только одного правильного ответа;
  • все дистракторы к заданию должны быть равновероятно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа (от 4 до 6 дистракторов, если дистракторов мало, возрастает вероятность угадывания, если слишком много, то задание становится громоздким);
  • варианты ответа должны быть грамматически согласованными с задачной формулировкой, краткими, примерно одной длинны; необходимо избегать повторяющихся слов и выражений в вариантах ответа;
  • не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;
  • не должны содержать оценочные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;
  • не должны являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ;
  • при формулировке дистракторов не рекомендуется использовать без необходимости слова, как: все, ни одного, никогда, всегда и т. д., и выражения: ни один из перечисленных, все перечисленные и т. д., так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа;
  • не допускается наличие в общем перечне ответов следующих вариантов: «Все ответы верны» или «Нет правильного ответа», так как данные ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или дают подсказку

Комментарии. Первые четыре типа ТЗ: задания с выбором одного правильного ответа, задания на множественный выбор, задания на выбор наиболее правильного ответа и задания с альтернативным ответом – не являются компетентностно-ориентированными. Они выполняют другую задачу – проверка фактологического материала, дифференциация обучающихся по степени знания предмета, разминка перед более сложными заданиями, способствующая включению в мыслительную деятельность. Главное условие к данному заданию – наличие правдоподобных дистракторов. Оценивается это задание следующим образом: за правильный

ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов

2.        Задания                с выбором                нескольких (множественным выбором)        правильных ответов                        из

фиксированного набора вариантов

  • Задания с выбором нескольких правильных ответов бывают двух видов: в первом число правильных ответов известно испытуемому и ему необходимо отметить то количество правильных ответов, которое указано в задании; во-втором, где число правильных ответов неизвестно испытуемому, ему необходимо самому определить количество правильных ответов;
  • в инструкции к заданию необходимо указать, что испытуемый должен выбрать несколько правильных ответов;

  • наличие нескольких правильных ответов и дистракторов (от 3 до 5);
  • все варианты ответов должны быть сформулированы в одном стиле, быть корректными и правдоподобными;
  • придерживаться принципа однородности, то есть подбирать такие ответы, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления;
  • необходимо продумать, как оценивать данный тип задания (оценивать только при наличии всех правильных ответов (в случае если, ученик не указал все правильные ответы, балл не ставится) или за каждый вариант правильного ответа, по 1 баллу за каждый верный ответ)

Комментарии. Задание на множественный выбор может быть двух видов: первый, когда в инструкции или в самом задании указывается количество правильных ответов, и тогда обучающийся отмечает указанное количество; второй – это когда не указано количество правильных ответов, при таком задании ученик сам должен решить, сколько правильных вариантов, и указать их. Второй вид более сложный и предпочтительней. Оценивается такое задание обычно следующим образом: при указании всех правильных ответов ставится 1 балл;

если допущена хотя бы одна ошибка – 0 баллов

3. Задания с выбором наиболее правильного ответа        из

предложенных вариантов

  • Среди вариантов ответа должен существовать только один наиболее правильный ответ;
  • наличие правильных, но не полных и правильных полных ответов (ответы к заданию правильные, но в разной мере, допускается и неправильные варианты);
  • инструкция должна быть понятной для испытуемых и показывать, что необходимо делать;
  • требования к формулировке задания такие же, как и для заданий с выбором одного и нескольких правильных ответов: доступность, краткость, логическая определенность;
  • ответы должны быть примерно одинаковыми по длине

Комментарии. Задание с выбором наиболее правильного ответа встречаются довольно редко в практике учителя. Причина этого заключается в том, что достаточно сложно разработать данный вид задания. Все варианты должны быть правдоподобными, в дистракторах либо пропущена часть информации, либо указано лишнее (сложно разработать несколько правдоподобных дистракторов, имеющих примерно одинаковый размер, иначе ученик будет выбирать более длинный). Оценивается это задание, как и первые два: если правильно – 1 балл, если нет – 0

баллов

4.        Задания        с альтернативным ответом

  • Форма задания в виде утверждения;
  • наличие двух вариантов ответа, из которых испытуемый должен выбрать один из них «Да», «Нет»; «Верно» или «Не верно» и др.;
  • желательно, чтобы была серия вопросов к одному элементу заданий, это способствует объективности;
  • продумать, как оценивать данный вид задания;
  • придерживаться принципа противоречия – ответы подбираются так, чтобы второй отрицал первый, выражается посредством использования в одном из ответов частицы «не» (отрицается смысл не самого вопроса, а содержания первого ответа);
  • можно представить в форме таблицы

Комментарии. Задание с альтернативным ответом также достаточно редко встречается в практике учителя. Причина – большой процент угадывания правильного ответа (50%). Для того чтобы это задание было более объективным, необходимо к одному заданию давать целый ряд утверждений (например, к одному заданию 10 высказываний). Такое задание можно оценивать в пределах   от 0 до 1 балла или 0 до 2 баллов. Во втором случае (при условии большого числа

высказываний), если все правильно – 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл, если 2

ошибки – 0 баллов. Шкала зависит от сложности задания и предпочтения преподавателя

5.        Задания        на установление соответствия

  • Задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств (столбцов) с соответствующими названиями, обобщающими все элементы столбца;
  • элементы задающего столбца располагаются слева, кодируются с помощью цифр, а элементы для выбора – справа, кодируются буквами русского алфавита;
  • желательно наличие нескольких правдоподобных дистракторов в правом списке;
  • необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;
  • указание в инструкции к заданию о наличии дистракторов и о количестве возможных использований элементов второго списка;
  • расположение всех заданий на одной странице, недопущение переноса отдельных элементов;
  • элементы множеств должны быть выбраны по одному основанию (принципу), то есть должны быть однородны

Комментарии. Данный тип задания можно сделать компетентностно-ориентированным, для этого необходимо добавить дистракторы в правый столбец (желательно, чтобы вариантов в правом столбце было в два раза больше, чем в левом). В задание на соответствие можно включать не только текст, но и картинки, фотографии и др. (например: «Соотнесите картину и событие или деятеля» и др.). И второй вариант – увеличение числа колонок, не две, а три, четыре. Например, задание «Соотнесите дату, событие и имя деятеля» и т. д. Если есть дистракторы, то это достаточно сложное задание, которое необходимо и оценивать соответственно. Задание в первом случае оценивается в пределах от 0 до 1 балла; если ученик установил правильное соответствие – 1 балл, если ошибся – 0 баллов. В случае компетентностно- ориентированного формата можно уже оценивать в пределах от 0 до 2 и 0-3 балла (на выбор учителя). Если все правильно – 2 балла; допущена ошибка – 1 балл, и если допущено две ошибки

– 0 баллов. В третьем варианте – 3 балла, если все верно; 2 балла – если допущена одна ошибка; 1 балл – если допущено две ошибки и 0 баллов – если более 2 ошибок

6. Задания на установление правильной последовательности

  • Структура ТЗ на установление последовательности включает инструкцию «Установить правильную последовательность», вводную часть задания, список элементов, которые надо упорядочить;
  • в основном тексте задания должно быть указание на направление последовательности; четкая формулировка критерия упорядочивания;
  • элементы множеств должны быть выбраны по одному основанию (принципу), то есть должны быть однородны;
  • наличие эталонного ответа;
  • оценивание задания: если допущена хотя бы одна ошибка – ответ считается неверным

Комментарии. Данный тип задания можно сделать компетентностно-ориентированным, для этого необходимо добавить дистрактор (главное, чтобы он был правдоподобным), тем самым усложнив задание. Для выполнения такого задания ученику необходимо будет сначала найти дистрактор, а уже затем расположить в правильной последовательности. Соответственно такое задание оценивается в баллах больше, чем традиционное, поскольку имеет больший компетентностный вес. Например, традиционное задание можно оценить в 2 балла, с дистрактором – на один балл больше. Другой пример оценивания в шкале от 0 до 3 баллов: если все верно – 3 балла, ошибка в конце задания снижает на один балл, в середине – на два, если в

начале – 0 баллов. Это же касается задания на сортировку (ранжирование), которое по смыслу близко к заданию на установление правильной последовательности

7. Задания на

сортировку

- Формулировка   утверждений   должна   быть   четкой   и   предельно

краткой;

  • это задание похоже на задание установления правильной последовательности, предполагает ранжирование элементов по возрастанию или убыванию их значимости, свойств, количественных характеристик;
  • элементами группы являются однородные, так и неоднородные объекты (формулы, картинки и др.);
  • порядок действия или процессов должен перечисляться в случайном порядке;
  • наличие эталонного ответа;
  • в оценивании: если допущена хотя бы одна ошибка – ответ считается неверным

Комментарии. Данный тип задания является схожим с заданием на выбор одного или наиболее правильного ответа. Возможно два варианта заполнения бланка ответа: ученик в бланк вписывает лишнее слово или указывает номер варианта. Оценивается также в пределах от 0 до 1

балла. Если все правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов

8. Задание на исключение лишнего

  • В этом задании указан перечень слов, элементов, событий, законов, процессов и др. представленных по определенному признаку, свойству, области применения, принадлежности к классу и др., и испытуемому необходимо исключить лишний элемент (один или несколько);
  • среди вариантов должен быть один или допустимо несколько лишних элементов, не относящейся к заданию;
  • форма должна быть понятной, четкой, в инструкции оговаривается, сколько лишних элементов (один или несколько)

Комментарии. Данный тип задания является схожим с заданием на выбор одного или наиболее правильного ответа. Возможно два варианта заполнение бланка ответа: ученик в бланк вписывает, как дано на примере, лишнее слово или указывает номер варианта. Оценивается также в пределах от 0 до 1 балла. Если все правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов

9. Задание на завершение предложений

  • Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимой для правильного выполнения задания;
  • задание формулируется в утвердительной форме;
  • инструкция начинается со слов «Закончите предложение»;
  • в тексте необходимо точками или пробелом необходимо указать, с какого места обучающемуся нужно продолжить (завершить) предложение;
  • наличие эталонного или модельного ответа

Комментарии. Данное задание предполагает продолжение предложения в указанном месте. Ученик самостоятельно продумывает и записывает вариант продолжения предложения. Второй вариант – когда ученик выбирает из вариантов ответов. В первом варианте необходим модельный ответ (варианты примерных ответов или ключевые аспекты, которые должны быть) и критерии оценки (за что и в каких пределах устанавливаются баллы). Во втором варианте необходим эталон правильного ответа, и оценивается в пределах 0-1 или 0-2 баллов. В случае, если задание легкое, то 1 балл ставится при условии, что все выполнено; 0 – если допущена хотя

бы одна ошибка. Если вариантов много, то используется вторая шкала: если все правильно – 2 балла; если допущена одна (или две) ошибка – 1 балл; если более – 0 баллов

10. Задание на дополнение

  • Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимой для правильного выполнения задания;
  • каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком, точками или рамкой; все прочерки рекомендуется делать одной длины;
  • прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого

является наиболее существенным для контролируемого материала;

  • дополнения лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу;
  • в тексте задания не должно быть повторов и двойного отрицания

Комментарии. Данный тип задания предполагает заполнение пропущенных пропусков (слово, определение, словосочетание и др.). При данном типе задания целесообразно использовать несколько предложений или взаимосвязанный текст, где намеренно пропущены определенные места. При этом вариантов ответов нет, их формулирует сам обучающийся. При использовании данного типа заданий необходимо продумать шкалу оценки, в рамках которой устанавливаются баллы. Задание, указанное в качестве примера, оценивается так: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. В случае большого количества пропусков необходимо продумать шкалу от 0-2 до 0-3 баллов. Если все правильно – 2 балла; если допущена одна или две ошибки (в

зависимости от количества пропусков) – 1 балл и т. д.

11. Задание с неструктурированным (регламентированным) ответом

  • Четкая инструкция к заданию (учащиеся должны понимать, что от них требуется);
  • задание этой формы предполагает структурировать предлагаемые варианты ответа, чтобы получилось целое высказывание, определение, предложение и др. (пример: учащиеся должны составить из предлагаемых слов определение);
  • в вариантах ответа должны быть представлены все элементы, необходимые для правильного ответа (составления высказывания, определения); не допускается лишние элементы (это может запутать обучающихся);
  • наличие эталонного ответа;
  • оценивается только правильный вариант; если допущена ошибка – ответ неправильный;
  • при составлении задания необходимо опираться на знание обучающегося (нельзя в задании спрашивать то, что учащиеся не знают и не слышали)

Комментарии. Данное задание предполагает структурировать предлагаемые в вариантах ответа слова, словосочетания и др., чтобы получить целостное высказывание, текст, предложение, определение, указать перечень, последовательность действий и др. (установить в правильном порядке). Оценивается данный тип по шкале 0-1 баллов. Если все правильно – 1 балл, если нет то

– 0 баллов

12. Задание с лишними данными

  • Структура задания должна состоять из условия и к нему вопрос, на который необходимо ответить, чтобы решить задание;
  • в условии задания указаны лишние данные (для решения такого задания от испытуемого требуется найти это лишнее и не использовать при решении)
  • такие задания без каких либо преобразований, часть данных остается вне рамок решения;
  • система оценки, эталонный ответ

Комментарии. Задание с лишними данными является компетентностно-ориентированным. Как правило, в формулировке такого задания вносятся лишние данные, которые не нужны для решения. Ученик должен найти этот лишний элемент. Существует три варианта этого типа задания: первый, когда даны варианты ответа и из них нужно выбрать правильный ответ; второй

– это когда нет вариантов ответа и ученик вписывает в бланк лишний элемент; третий вариант – когда нет вариантов ответа, необходимо найти лишний элемент и решить задание (в бланк вписывается либо полученный ответ, либо и решение задания). Соответственно все три варианта оценивается по-разному. Первый вариант можно оценить в 2 балла: если указан правильный ответ – 2 балла; если нет – 0 баллов и т. д. Количество баллов зависит от сложности задания и объема работы по его выполнению. Во втором случае необходимо разработать эталонный ответ,

с которым будет сравниваться ответ ученика. В третьем варианте необходимо разработать модельный ответ, где необходимо прописать процесс решения задания и разработать критерии и

шкалу оценки

13. Задание с недостаточными данными

  • Отличие от задания с лишними данными в том, что это задание тоже состоит из условия и вопроса, но в одном из них есть недостающие данные (либо условие не связано с вопросом, и его необходимо изменить в соответствии с данными, или преобразовать условие, подставить недостающие данные). Такое задание может иметь несколько вариантов решения;
  • модельный ответ, где указаны все варианты решения задания;
  • продумать систему оценки (за что и в каких пределах ставить баллы)

Комментарии. Задания с недостаточными данными и многовариантные являются наиболее сложными из компетентностно-ориентированных, поскольку предполагают добавления недостающих данных, что приводит к многовариантному решению (зависит, какие данные добавлены учеником), или имеют несколько вариантов решения. Задание предполагает умение логического мышления, от ученика требуется продумать, что необходимо добавить в условие задания, чтобы решить его. Для того чтобы правильно решить данный тип задания, ученику требуется знание и понимание, из чего складывается структура задания: есть условие и есть к нему вопрос. При этом недостающие данные могут быть как в условии задания, так и вопросе. Если в условии, – то ученик продумывает, что необходимо добавить, чтобы ответить на вопрос. Бывает и другой вариант, условие задано правильно, а вопрос сформулирован неправильно, на него невозможно ответить, если не изменить его. Два варианта данного типа задания: первый – задание сопровождается вариантами ответа и второй – когда ученик должен сам решить задание, добавив недостающие данные или изменив формулировку вопроса. Также может быть, что все данные имеются, но задание имеет несколько вариантов решения, и, например, требуется найти несколько вариантов решения задачи. Соответственно данные задания оцениваться должны по- разному: с выбором ответа можно оценить в пределах от 0 до 2 баллов; задание, которое требует решения, зависит от разработанной аналитической шкалы и оцениваться может в широких

пределах, например, в диапазоне от 0 до 5 баллов и др.

14. Задание с противоречивыми

данными

- Это задание по структуре похоже на задание с лишними данными, в задании даются противоречивые дынные – испытуемому необходимо

определить лишнее и решить задание

Комментарии. Данный тип задания является компетентностно-ориентировнным, поскольку требует логического мышления, умения правильно разбираться в структуре задания, определять необходимые элементы для его решения. Выделяют несколько вариантов данного задания: первый – с вариантами ответа, где ученик, изучив условие задания, выбирает один из предложенных вариантов; второй – когда в задание есть противоречивые данные; несмотря на них, необходимо решить задание и указать полученный ответ. Соответственно необходимо создать эталонный ответ и продумать шкалу оценивания (зависит от сложности и предпочтения преподавателя). Задание, которое требует решения, должно оцениваться больше, чем с выбором

ответа

15. Задание с кратким ответом

  • Имеют вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, буква, слово или словосочетание и т. д. При формулировке задания на месте ключевого элемента необходимо поставить прочерк или точки;
  • модельный ответ и система оценки задания

Комментарии. Данный тип задания предполагает внесение в бланк ответов слова, цифры, формулы и др., которое необходимо определить и вписать. Например, дан отрывок текста и необходимо указать жанр произведения, или заполнить пропуск в предложении и др. Данное задание является открытым и вариантов ответа не предполагает. Для оценки необходимо

разработать эталонный ответ, продумать, в каких пределах устанавливать баллы: от 0-1 или 0-2

баллов (зависит от сложности выполнения работы)

16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

  • Структура задания должна состоять из условия и к нему вопрос, на который необходимо ответить, чтобы решить задание;
  • наличие вариантов ответа;
  • задание предполагает, что испытуемый выполнит расчеты и укажет номер правильного ответа;
  • эталонный ответ;
  • система оценки задания (во сколько баллов оценивается задание)

Комментарии. Данный тип задания предполагает решение задания учеником; после того как он решит задание, – выбор номера из предложенных вариантов ответа. Для того чтобы усложнить задание, необходимо наличие правдоподобных дистракторов, это усложнит угадывание правильного ответа и будет способствовать прорешиванию задания учеником, и только затем необходимо сравнивать и выбирать получившийся результат с предложенными вариантами ответа. При создании данного задания учитель должен разработать эталонный ответ и шкалу

оценивания

17. Задание на вычисление ответа

  • В отличие от расчетного задания с выбором ответа здесь отсутствуют варианты ответа, обучающиеся должны решить задание и вписать полученный ответ;
  • данное задание возможно в двух видах: первый – испытуемому необходимо вписать только полученный ответ; второй – помимо ответа необходимо прописать процесс решения;
  • в модельном ответе необходимо отобразить правильный ответ и процесс решения (в случае второго варианта);
  • продумать систему оценивания данного задания

Комментарий. Данный тип задания предполагает, что ученик выполнит задание и запишет получившийся ответ (при этом типе ТЗ варианты ответов отсутствуют). Примером такого задания может быть любая задача из курса математики, физики, химии и др., которая предполагает решение. При разработке данного типа задания учитель должен разработать эталонный ответ и процесс решения задачи, продумать систему оценивания, например: если требуется написать процесс решения, то такое задание оценивается больше, чем то, которое

предполагает написание ответа

18. Комбинированные задания

  • Такие задания содержат в себе «изюминку», например, правильный ответ отсутствует, учащийся в бланке ответа должен написать, что среди предложенных вариантов правильного нет, и может дать правильный; вопрос поставлен некорректно, учащийся пишет, что при таких условиях решения нет; формулировка задания с намеренными ошибками, учащийся должен найти все ошибки и написать правильный ответ; ответы приведены вместо вопроса, учащийся сам формулирует задание, при котором получится этот ответ;
  • необходимо постепенно вводить такие задания, с первоначальным объяснением, с чем могут обучающиеся столкнуться при выполнении;
  • необходимо в   инструкции   указать,   что   задания   имеют   некую

«изюминку», чтобы обучающиеся были внимательны при выполнении задания, но не указывать какую именно;

  • создание модельного ответа для оценки данного типа заданий с указанием критериев оценки с указанием баллов;
  • желательно, чтобы была серия комбинированных заданий и разных жанров;
  • такое задание должно оцениваться как компетентностно- ориентированное больше, чем традиционное

Комментарий. Комбинированным заданием можно сделать практически любое задание, для

этого, например, достаточно в вариантах ответа не указать правильный ответ (ученик сам должен

прийти к выводу, что вариантов ответа нет, для этого в бланке оставляется место, для того чтобы ученик вписал свой ответ). Или другой вариант: даны варианты ответа, а нет самого задания и ученику необходимо сформулировать задание, чтобы подошли предложенные варианты ответов. Вводить такие задания необходимо постепенно, сперва необходимо показывать, какие варианты могут быть, можно даже придумать шкалу знаков (для ответа) по разным типам

комбинированных заданий

19. Мини-кейс с вариантами ответов

  • Структура задания состоит из условия или ситуации, далее идет вопрос (вопросы) или задание, которое необходимо выполнить;
  • указание лица, от имени которого необходимо решить ситуацию (желательно);
  • необходимо дать инструкцию, если обучающемуся необходимо выполнить несколько заданий для решения (алгоритм которого должен придерживаться учащийся при выполнении задания);
  • задания могут быть в форме ситуационной или практической задачи;
  • могут быть двух видов – с выбором одного или нескольких правильных ответов и указания последовательности порядка действий, необходимых для решения ситуации;
  • представлены варианты решения ситуации, учащемуся необходимо выбрать правильный ответ;
  • к одной ситуации может быть несколько заданий с вариантами ответов;
  • эталонный ответ, система оценки задания

Комментарий. Тестовые задания в виде мини-кейсов очень редко встречаются в практике учителя. Задания бывают двух видов: с вариантами ответа и без вариантов ответа. Главное их отличие в том, что при первом виде от ученика требуется решение задания и после этого выбор из предложенных вариантов ответа; второй предполагает решение ситуации и выполнение действий по алгоритму (необходимо прописать алгоритм выполнения задания). В мини-кейсах используются ситуационные, практические задания в которых указана ситуация, лицо, от которого необходимо решить и само задание (что необходимо сделать). Задание с вариантом выбора может быть как одиночное к ситуации, так и серия заданий. Для оценивания задания могут использоваться ключ, модельный ответ и аналитическая шкала. Необходимо продумать

систему оценки данного типа задания, задание без вариантов ответа должно оцениваться больше, чем с выбором ответа

20. Мини-кейс без вариантов ответов

  • В отличие от мини-кейса с вариантами ответов данный тип не предполагает вариантов ответов, учащийся должен сам сформулировать правильный ответ, в соответствии с заданием;
  • необходима инструкция по выполнению задания, перечень и порядок действия по выполнению задания;
  • длина ответа может быть различна и зависит от количества решений (шагов), которые предстоит выполнить испытуемому для решения задания;
  • необходимо указывать время, отведенное на выполнение задания;
  • может быть в форме: метод инцидента, когда испытуемому дается проблемная ситуация и предлагается дать на нее ответ; анализ конкретной ситуации, испытуемым необходимо провести анализ ситуации (дается обширная информация о конкретной ситуации, где часть информации лишняя), после анализа выполнить предложенное задание; методика последовательных ситуаций, когда задача разворачивается во времени и решается поэтапно, условия следующего этапа определяются в зависимости от варианта ответа на предыдущем этапе;
  • предполагает модельный ответ, где необходимо отразить все аспекты

решения задания;

- критерии оценки задания (аналитическая шкала), с указанием максимального количества баллов за задание

21. Задание со свободно конструируемым ответом

  • Четкая формулировка задания (учащиеся должны понимать, что от них требуется);
  • длина и сложность ответа может варьироваться в широких пределах вплоть до нескольких страниц текста ответа; могут быть в форме лингвистического задания: сочинения-рассуждения, эссе и др.;
  • необходимо указать ограничения по длине ответа;
  • указать критерии оценки выполнения задания в виде аналитической шкалы (должна указывать полноту ответа для получения максимального балла; не менее трех критериев основания оценивания);
  • указано время, отведенное на выполнение задания

Комментарий. Данный тип задания предполагает свободно конструируемый ответ, в указанной форме: эссе, сочинение, доказательство, приведение аргументов, примеров и др. (лингвистическое задание). При этом типе задания необходимо прописать требования к объему текста и время, отводимое на его выполнение. Для оценки используется аналитическая шкала с

прописыванием всей деятельности, необходимой для выполнения данного задания, с указанием баллов

22. Творческие задания

  • Задачная формулировка однозначно описывает испытуемому ту деятельность, которую он должен совершить;
  • форма представления результата, заложенная в задачной формулировке, должна быть знакома учащимся;
  • задание предполагает творческое применение полученных знаний, их систематизацию; получение некого продукта (кластер, схема, таблица и т. д.);
  • оговаривается объем выполненной работы;
  • указано время, отводимое на выполнение задания;
  • критерии оценки задания (аналитическая шкала): указание возможного максимального балла за выполненное задание

Творческие задания предполагают систематизацию, анализ, переработку и представление получившегося продукта в указанной форме (кластер, схемы, таблицы и др.). Главное при этом типе задания – форма представления конечного продукта должна быть известна ученикам. Для того чтобы учащиеся ориентировались, необходимо указать шкалу и критерии оценки (за что и в каких пределах выставляются баллы). Как правило, в тесте используется одно задание творческого типа, поскольку требует большого количества времени на его выполнение. Творческие задания – самые сложные из компетентностно-ориентированных заданий. При этом данное задание должно оцениваться больше любого другого типа. Оценивается данный тип с

использованием аналитической шкалы и (или) модельного ответа



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (5 КЛАСС)

Тип теста по уровню контроля: промежуточная аттестация.

Тип теста по содержанию: гомогенный (основан на содержании одной дисциплины).

Тип теста по целевым задачам: контролирующий (оценка уровня усвоения знаний обучающихся после изучения курса русского языка в 5 классе).

Тип теста по конструкции: нарастающий (задания расположены по мере их усложнения).

Уровень сложности: базовый, повышенный, высокий.

Время выполнения: 1 час 30 минут.

Инструкция по выполнению работы

Уважаемые ребята! Вам предстоит выполнить тестовые задания, которые помогут проверить уровень ваших знаний по русскому языку за учебный год. Время выполнения работы -  1 час 30 минут. Внимательно читайте инструкцию по выполнению каждого задания, а затем само задание. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Желаем успеха!

  1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и укажите его номер в месте, отведённом для ответа.

С каким утверждением о гласных звуках и буквах следует согласиться?

  1. В русском языке количество гласных букв и гласных звуков совпадает.
  2. В русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков.
  3. В русском языке шесть гласных букв.
  4. В русском языке нет парных согласных по твёрдости-мягкости.

Ответ:          

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов, максимальное  количество баллов – 1.

  1. Задания с множественным выбором правильных ответов из фиксированного набора             вариантов.

Выберите три правильных ответа из пяти предложенных и укажите их номера в порядке  возрастания в месте, отведённом для ответа.

В каких словах количество звуков и букв совпадает?

  1. Семья
  2. Яблоко
  3. Имя
  4. Юла
  5. Вьюнок

Ответ:          

Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов – 3.

  1. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов

Выберите наиболее правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в месте, отведённом для ответа.

Наречия в русском языке пишутся:

  1. всегда слитно
  2. всегда раздельно
  3. всегда через дефис
  4. слитно и раздельно
  5. слитно, раздельно, через дефис

Ответ:          

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов, максимальное количество баллов – 1.

  1. Задание с альтернативным ответом. Выберите верные и неверные утверждения. Если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в столбике «Верно», если не согласны – в столбике «Неверно». Номера верных и неверных утверждений запишите в месте, отведённом для ответа.

Имя прилагательное имеет следующие признаки:

№ п/п

Утверждение

Верно

Неверно

1

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?

2

Имя прилагательное не изменяется

3

Имя прилагательное согласуется с именем существительным

4

Имя прилагательное изменяется по родам, падежам, числам

5

Имя прилагательное в предложении является только подлежащим

6

Имена прилагательные бывают совершенного и несовершенного вида

7

Имя прилагательное имеет полную и краткую форму

8

Имя прилагательное изменяется по временам

9

Имя прилагательное обозначает признак предмета

10

Имя прилагательное спрягается

Критерии оценки: за все правильные ответы 2 балла, если допущена одна ошибка 1 балл, если две ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 2.

  1. Задания на установление соответствия. Установите соответствие между предложенными в левом столбце словами и понятиями, данными в правом столбце. Ответ запишите в месте, отведённом для ответа.

Подберите к каждой паре слов из левого столбца подходящее понятие из правого столбца.

1) хорошо – плохо

А) однокоренные слова

2) прекрасный – отличный

В) архаизмы

3) сделать – делать

С) фразеологизмы

4) заточить (в тюрьму) – заточить (нож)

D) разные формы одного слова

5) быстрый – быстрая

E) синонимы

F) антонимы

G) омонимы

Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.

  1. Задания на установление правильной последовательности. Расположите предложения таким образом, чтобы получился связный текст, запишите номера предложений в месте, отведённом для ответа.

Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.

  1. В одних сказаниях говорится о том, что в песках прячутся джинны.
  2. Легенда возникла отнюдь не случайно: порождаемые барханом звуки представляют собой громкий гул, который отдалённо напоминает завывание живого существа.
  3. В других упоминается о городах и монастырях, поглощённых пустыней.
  4. Народная память сохранила для нас сказания о поющих песках.
  5. По легенде, в недрах Поющего бархана в Казахстане заточён Аллахом сам шайтан.

(Большая энциклопедия природы)

Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.

  1. Задание на сортировку (ранжирование)

Проранжируйте имена в порядке возрастания количества слогов, запишите номера в месте, отведённом для ответа.

Расположите имена по мере увеличения в них количества слогов:

  1. Валентина
  2. Мария
  3. Ия
  4. Александрина
  5. Ян

Ответ:          

Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.

  1. Задание на исключение лишнего

Исключите три лишних слова, запишите их в месте, отведённом для ответа.

Исключите три лишних слова в следующем ряду слов:

бежать, идти, ход, лететь, прыгун, спешить, мчаться, пловец, нестись

Ответ:          

Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов 3.

  1. Задание на завершение предложения. Закончите предложения, дописав информацию в месте пропуска.

Закончите следующие предложения:

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает _____________, отвечает на вопросы ___________________.

Глаголы бывают двух видов: _________________________________.

В предложении глаголы чаще всего бывают: ___________________.

Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.

  1. Задание на дополнение.

Вставьте пропущенные термины и понятия в предложение.

Корень — это главная        часть слова, которая выражает                значение    данного слова и общее                значение  всех        слов.

Однокоренными  называются слова с                  значением.

Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.

  1. Задание с неструктурированным ответом

Установите правильный порядок слов, чтобы получилось высказывание, запишите                предложение в месте, отведенном для ответа.

Соедините фрагменты предложения так, чтобы получилось известное высказывание А.Н. Толстого о языке:

  1. неточно, приблизительно, неверно.
  2. значит
  3. и мыслить кое-как:
  4. с языком кое-как –
  5. обращаться

Ответ:          

Критерии оценки: за правильный ответ 5 баллов, за ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов 5.

  1. Задание с лишними данными

Укажите лишние слова, запишите их в месте, отведенном для ответа.

Вы получили диктант по проверке правила «Правописание непроверяемых гласных в корне слова», в котором указаны следующие слова: малина, собака, заросли, мечта, лесной, вагон, компот, весёлый, багряный, капуста. Исключите лишние слова, не подчиняющиеся данному правилу.

Ответ:          

Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов -3.

  1. Задания с недостаточными данными

Впишите слова, которых не хватает, чтобы завершить словообразовательную цепочку, запишите их в месте, отведенном для ответа.

Закончите словообразовательную цепочку, чтобы из слова безболезненный получить слово боль.

Безболезненный        Боль

  1. Задание с противоречивыми данными.

Выпишите слова, противоречащие решению задания, запишите их номера в месте, отведенном для ответа.

Из предложенных словосочетаний уберите те, которые не являются эпитетами

  1. сиротливый дождь
  2. белый снег
  3. свинцовые тучи
  4. золотая роща
  5. тёплый день
  6. красный закат

Ответ:          

Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, за ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов 3.

  1.  Задание с кратким ответом.

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

Ответ _______________

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

  1. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

Произведите морфемный анализ слов, определите слова с приставкой по- , сравните получившийся результат с предложенным вариантом ответов, запишите номера в месте, отведённом для ответа.

Произведите морфемный анализ слов:

  1. повязка
  2. поход
  3. почта
  4. полёт
  5. посмотреть.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов 1.

  1. Задание на вычисление ответа

Решите задание и запишите процесс решения в месте, отведённом для ответа.

Определите в данном отрывке из стихотворения Андрея Усачёва «Шуршащая песня» количество звуков [ш]

Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш,

И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит.

А там тихо-онечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат...

Критерии оценки: за все правильные ответы 3 балла, если допущена одна ошибка 2 балла, если допущено две ошибки 1 балл, если допущено три ошибки 0 баллов, максимальное количество баллов – 3.

  1. Комбинированные задания.

Сформулируйте задание и запишите в месте, отведённом для ответа.

Даны варианты ответов, подумайте, каким может быть задание.

  1. Фонетика – это наука о звуках речи.
  2. Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
  3. Словосочетанием называется сочетание двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически.
  4. Науку о частях речи учёные называют морфологией.
  5. Русский язык красив.

Ответ:          

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неверный ответ 0 баллов, максимальное количество баллов – 1.

  1. Мини-кейс с вариантами ответа

Внимательно прочитай диалог Коли и Гали, выбери из предложенных вариантов свой ответ и обоснуй его, записав в месте, отведённом для ответа.

Коля: Галя, я работаю над проектом по русскому языку. Проектирую Музей Слова. У меня особые экспонаты — Слова. А их в языке так много, и так много я должен о них прочитать! Но времени у меня мало, я должен быстро собрать необходимую информацию. И вообще, сегодня нужно быстро читать, чтобы быстро найти важную для себя информацию. Если читать медленно, то утонешь в море книг, журналов, газет, Интернета. Учись читать быстро и выбирать главное!

Галя: Нет, Коля, я с тобой не согласна! При быстром чтении нет времени на размышления и переживания. Я люблю читать художественную литературу. Разве можно читать быстро художественные книги? Ведь при быстром чтении можно схватить только нить сюжета и только в общих чертах представить себе персонажей, но не может быть и речи о сочувствии героям! А это так важно!

Разделяешь ли ты точку зрения ребят? Выбери ответ и обоснуй его.

  1. согласен с Галей
  2. согласен с Колей
  3. имею свою точку зрения

Ответ:          

Критерии оценки: 2 балла - дан правильный ответ, записано верное обоснование, 1 балл- дан правильный ответ, но не записано или записано неверное обоснование, 0 баллов – дан  неправильный ответ.

  1. Мини-кейс без вариантов ответа.

Исправьте ошибки, указывая правило, которое вы применяли для решения этого задания, запишите исправленные варианты в месте, отведённом для ответа.

Запишите словосочетания, исправляя ошибки, определите правило

  1. нехочется думать
  2. живется хорошо
  3. должен начаться
  4. не могу спать
  5. ему нездоровиться
  6. не хватает времени
  7. долго невстречаться
  8. не взлюбить соседа.

Критерии оценки: по 1баллу за каждый правильный ответ, если исправлен правильный ответ на неправильный - минус 1 балл за каждое неправильное исправление, максимальное количество баллов 4.

  1. Задание со свободно конструируемым ответом

По данному началу напишите сочинение (не менее 50 слов), состоящее из трех абзацев Весна! Весна на улице! Весенние деньки...

Инструмент проверки и критерии оценивания:

Критерии

Баллы

Содержание текста

Должен        получиться        связный                текст        типа повествование.        Учитываются        все        признаки

текста, соблюдено абзацное членение, речевая связность, последовательность изложения

3

Текст содержит все признаки повествования,

но есть 1 нарушение абзацного членения/ либо 1 логическая ошибка

2

Текст содержит признаки повествования, но

есть 2 нарушения абзацного членения/ либо 2 логических ошибки

1

Работа представляет собой набор бессвязных предложений, не соответствующий основным

признакам текста

0

Грамотность

Нет        орфографических,        пунктуационных,

грамматических ошибок

3

Допущена        1        орфографическая/        1-2

пунктуационных/1 грамматическая ошибка

2

Допущено        2        орфографических/        3-4

пунктуационных/ 2 грамматических ошибки

1

Допущено        более        2        орфографических/        4

пунктуационных/2 грамматических ошибок

0

Максимальное количество баллов

6

  1. Творческое задание

Вы изучили тему «Фонетика». Составьте схему «Звуки речи».

Критерии оценки: за все правильно указанные виды звуков 10 баллов, за каждый неправильный ответ - минус 1 балл, максимальное количество баллов 10.

Шкала перевода баллов в оценку

Максимальная оценка за тест: 66 баллов

Количественная характеристика в %

Количественная характеристика в итоговой сумме баллов за тест

Итоговый балл за тест

85–100 %

От 56 до 66 баллов

«5»

70–84 %

От 46 до 55 баллов

«4»

50–69 %

От 33 до 45 баллов

«3»

менее 50 %

Менее 33 баллов

«2»

Спецификация универсальных учебных действий

№ задания

Планируемый результат

Тип задания

Уровень сложности

1

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • знание        основных        понятий, терминов;

Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов

базовый

2

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • знание понятий, терминов;
  • сравнение между собой объектов;
  • определение причин и следствий;

Задания с множественным выбором правильных ответов из фиксированного        набора вариантов

базовый

3

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • знание понятий, терминов;
  • сравнение между собой объектов;

Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов

базовый

4

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • знание основных понятий;

Задания        с        альтернативным ответом

базовый

5

  • анализ,        отбор        и        обработка информации;
  • знание        основных        понятий, терминов;
  • установление        причинно- следственных связей;

Задания        на        установление соответствия

базовый

6

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • установление        причинно- следственных связей;

Задания        на        установление правильной последовательности

повышенный

7

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • знание понятий, терминов;

Задания        на        сортировку (ранжирование)

базовый

8

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • знание понятий, терминов;

Задание на исключение лишнего

базовый

9

  • формулирование выводов на основе сравнительного анализа;
  • выявление необходимой и недостающей для решения задачи информации;

Задание        на        завершение предложений

повышенный

10

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • выявление необходимой и недостающей для решения задачи информации;

Задание на дополнение

повышенный

11

- установление последовательности событий на основе сравнительного анализа и обобщения;

Задание с неструктурированным ответом

повышенный

12

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • классификация        объектов, выявление        основания                для классификации;
  • применение знаний в нестандартной ситуации;

Задание с лишними данными

повышенный

13

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • использование        знаково- символических средств, в том числе моделей и схем;
  • умение выявить существенные признаки объекта;

Задание        с        недостаточными данными

повышенный

14

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • применение        знаний        в нестандартной ситуации;

Задание        с        противоречивыми данными

базовый

15

  • понимание задания;
  • выявление необходимой и недостающей для решения задачи информации;

Задание с кратким ответом

базовый

16

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • умение исследовать модель;
  • умение кодировать информацию;

Расчетные        задания        закрытой формы с выбором ответа

повышенный

17

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • умение выполнять записи для оформления задачи;

Задание на вычисление ответа

повышенный

18

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • формулирование        проблемы        и самостоятельное создание способов

Комбинированное задание

повышенный

решения;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • уметь применять знания в знакомой ситуации;

19

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • применение        знаний        в нестандартной ситуации;

Мини-кейс с вариантами ответов

повышенный

20

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • преобразование информации в другие формы;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Мини-кейс без вариантов ответов

повышенный

21

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации;
  • умение выражать свои мысли в письменной форме точно;
  • способность        к        самостоятельной учебной деятельности;

Задание        со        свободно конструируемым ответом

высокий

22

  • использование        знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • преобразование информации в другие формы

Творческое задание

высокий