Рабочая программа 10-11
Рабочая программа соответсвует современным требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_klassobzh.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[1] и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года[2].
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 10-11 класса, средней (полной) общеобразовательной школы, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Рост техногенных аварий, природных катастроф и социальных конфликтов в современном мире подтверждает актуальность формирования культуры безопасности личности и общества.
Рабочая программа составлена на основе:
Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10–11 классы: учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — (Российский учебник).
В тематическом и поурочно-тематическом планировании, программа опирается на материалы учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10—11 классов (авторы С. В. Ким, В. А. Горский) М.: Вентана-Граф, 2019. (Российский учебник).
Данный учебный курс занимает особое место в системе общего (среднего) образования потому что особое место в структуре программы занимают раздел «Основы военной службы», путем реализации практической части ОБЖ.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах:
- углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- усвоение основ медицинских знаний;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
- распознавание и анализ особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
- окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
- применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
- анализ основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
- обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
- формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах в программе предусмотрены 35 часов в год (1 час в неделю). В программе представлены три раздела: 1. «Безопасность и развитие человека в среде обитания»,
2. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», 3 «Основы военной службы». 4. «Гражданская оборона»
Кроме того, в 10 классе предусмотрены практические занятия:
- проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов)[3] (отдельная рабочая программа).
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе[4] раздел 3 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с обучающимися – гражданами мужского пола. Подготовка обучающихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний[5].
Содержание программы выстроено по трем линиям: государственная система обеспечения безопасности населения; обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; основы обороны государства и воинская обязанность.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего (среднего) образования обучающихся, потому что в ходе изучения предмета учащиеся формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимых для ее прохождения, изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни и государственную систему обеспечения безопасности населения медицинскую помощь пострадавшим.
В качестве учебно-методического оснащения используется Учебник по ОБЖ для 10 класса авторами-составителями которого являются: А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. Учебник рекомендован Министерством образования РФ, издан в 2013 г.
Дополнительная литература: справочник по Основам безопасности жизнедеятельности под редакцией А. Т. Смирнова, М. «Просвещение», 2007г.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 час.
Количество часов за полугодие:
1 полугодие: 16 часов;
2 полугодие: 19 часов.
Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
Формы организации учебных занятий:
- лекция;
- беседа;
-контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- практические занятия.
Основные виды учебной деятельности:
- Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя;
- Слушание и анализ выступления своих товарищей;
- Самостоятельная работа с учебником;
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источником;
- Написание докладов;
- Вывод и доказательство формул;
- Систематизация учебного материала.
- Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя;
- Просмотр учебных фильмов;
- Анализ проблемных ситуаций.
- Виды деятельности с практической основой
- Работа с базой ОБЖ;
- Решение экспериментальных задач;
- Работа с раздаточным материалом;
- Разработка новых вариантов опыта;
- Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
- Разработка и проверка методики экспериментальной работы;
- Проведение исследовательского эксперимента;
Планируемые предметные результаты Основ Безопасности Жизнедеятельности
Ученик научится: | Ученик получит возможность научится: |
основам составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы влияющие на него; | владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; |
основным видам военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; | пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; |
основам задач и государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по отношению к военной службе. |
основам российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; | |
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского обследования, призыва на воинскую службу; | |
составу и предназначению Вооруженных Сил Российской Федерации; | |
основным правам и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; | |
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10–11 классы: учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с. — (Российский учебник). |
Учебник, учебное пособие | Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10—11 классов (авторы С. В. Ким, В. А. Горский). Вентана-Граф, 2019. — 400 с. — (Российский учебник). |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности, ОВС |
Электронное приложение к УМК | Пособие для обучающихся по ОБЖ |
Дидактический материал | Конституция Российской Федерации, Уставы ВС РФ, |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы: энциклопедический справочник. — М.: Дрофа. Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. —М.: Дрофа. Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа. |
Методическое пособие с поурочными разработками | Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С. В. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашѐв. — Новосибирск: АРТА. Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А. Д. Корощенко, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11 классов / А. А. Волокитин,Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа. |
Список используемой литературы | Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10—11 классов (авторы С. В. Ким, В. А. Горский). Вентана-Граф, 2019. — 400 с. — (Российский учебник). Базовый учебник Безопасность на дорогах и на транспорте / М. В. Иашвили, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА. Гражданская защита: энциклопедический словарь С. К. Шойгу. — М.: ДЭКС-ПРЕСС. Кисляков П. А., Петров С. В., Филанковский В. В. Социальная безопасность личности, общества, государства: учебное пособие. — М.: Русский журнал. Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г. Г. Гумеров, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Эксмо. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | http://festival.1september.ru/articles/subjects/12, «Учительский портал» (раздел учителя ОБЖ) http://uroki.net/docobgd.htm, Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания, школ, вузов (программы, учебники) http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9 Поурочные тематические календарные планы, разработки уроков, сценарии, правила, акты, приказы по ОБЖ: http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm http://www.mchs.gov.ru – Электронная версия газеты «Спасатель МЧС». http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic – Основы безопасности жизнедеятельности. Методика и опыт. Статьи и публикации. Учебники и пособия. Экзамены по ОБЖ, а также персональные сайты учителей ОБЖ и многие другие. |
Корректировка рабочей программы
Учебный раздел | Дидактическая единица | Объем учебного времени | Обоснование корректировки |
[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.
[2] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.
[3] Приказ Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 г. №96/134.
[4] Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 14, пункт 7.
[5] Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №481).