Творческие работы учащихся

Конкурсные работы учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение – эссе.

«О письменности…»

Давай поговорим сегодня о важном!…

- Как ты думаешь – о чем?

- О драгоценностях?

- Нет…

- Может, о везении?

- Нет…

- О письменности!

Усмехнуться в ответ невежды, усомнятся в актуальности вопроса скептики, не заинтересуются равнодушные, не зацепится взглядом пессимист! Разве в 15 лет задаются вопросом: «Что было бы с народом, у которого нет своей письменности?» Или этот вопрос не  интересен современному поколению? А нужно ли размышлять над ним? А если и нужно, то для чего? Попробуем в этом разобраться!

        Мы живем в мире материальных благ, духовных ценностей, комфорта и уюта! Мы слушаем музыку и читаем книги, мы переписываемся с друзьями!

           Откуда же у нас такие блага? Обратимся вглубь вопроса.

           И тропинка привела нас в IX век, к Кириллу и Мефодию,  великим братьям – славянам.  

          Достояние, которое нам досталось от наших ВЕЛИКИХ предков, велико по своей значимости, по сути  - это фундамент славянской культуры.  Это достояние, которое выводит славянство на уровень «великих» народов! Это достояние  - письменность -  наследие святых учителей Мефодия и Кирилла.

          По летописям сказано, что святые равноапостольные братья проживали в греческом городе Солуни и были из знатного рода, а свою славянскую азбуку создали в греческом монастыре, так как являлись прославленными монахами. Кирилл и Мефодий смогли перевести на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

          Возникает вопрос: «Почему  братьев  Кирилла и Мефодия относят к рангу  Святых?  Благодаря созданной ими азбуке,  славяне получили возможность  изучить  книги,  как религиозного содержания, так и научные труды древних философов, а это в свою очередь,  послужило толчком для развития науки. Это дало импульс  национальному и духовному развитию славян, предрешили тем самым особую культурно-историческую роль среди других европейских народов.

         С появлением на Руси азбуки появились первые школы. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой. Появление письменности помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. А с просвещением и принятием христианства наш народ окреп духом, уверовал в Бога и познал Его слово, благодаря переводам сделанными братьями. И во все временна, даже во времена гонения церкви наш народ жил надеждой и уповал на Бога. И Он слышал наш народ, помогая ему выстоять и воспарять из пепла!

              Значит, народ,  не имеющий своей письменности, «что дерево без корней»: не  радует взгляд цветением и благоуханием, чахнет и со временем умирает. Думаю, тоже  произошло бы с народом, не имеющим своей письменности.

Кто-то возразит: «Жили же прежде люди без письменности, общались! Сколько шедевров устного народного творчества дошло до нас!» А вот стали бы они нам известны, если бы не было бы письменности? Безусловно, нет! Более того,  создание письменности, по моему  глубокому убеждению,  явилось толчком и к развитию русской культуры.

              Представим хоть на миг, чего бы лишились мы, если бы не праведнический труд святых братьев!

              Не предстал бы пред нами шедевр древнерусской литературы  «Повесть временных лет» - памятника истории, благодаря которому мы знаем о древней Руси и великих подвигах русичей! Не узнали  бы мы «Речь философа» -  первую печатную книгу.  Не известными  бы остались  труды М.Ю. Ломоносова, лишились бы мы «Науки побеждать» - Суворова. И не развивалась бы великая и богатая русская литература. Да разве могу ли я представить себя без стихов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, без рассказов И.Бунина, без романов Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева не будь азбуки и письменности.

     Да  и искусство без письменности дальше рисунков на бересте не пошло!

            Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться.

                    Мир без письма, возможно ли представить себе такое? Мир без книг и  газет? Скорее без денег, без драгоценных металлов, без транспорта и электричества, компьютера мы бы обошлись! А вот отсутствие знаний о прошлом грозило бы вымиранию цивилизации!!!

                Высокопарно, скажите вы? Не думаю! Человечество бы уничтожило само себя,  без знания, как страшны войны, конфликты, знания которые мы черпаем в книгах.

                  Народ, у которого нет письменности,  лишен знаний о традициях своей нации, лишен возможности расширить кругозор о других государствах. Способен ли такой  народ развивать науку,  обмениваться информацией между различными учеными? И это бы  затрудняло  развитие научных дисциплин,  существовали бы отдельные, обрывочные знания в области  химии, физики, математики, биологии. Такой народ лишен всех благ цивилизации: электричества, отопления, многоэтажных домов, медицины.

              Однако все это  мы имеем, благодаря подвигу «Первоучителей». В их честь устанавливают памятники, сочиняют гимны.  День церковной памяти святых Кирилла и Мефодия стал всемирным праздником славянской письменности и культуры.  На заслуги святых Кирилла и Мефодия перед славянской историографией указывал академик Д.С. Лихачев: «Взгляд на русскую историю как на часть мировой и чувство ответственности за весь мир стали также отличительной особенностью всех восточнославянских литератур и отчасти были унаследованы ими через единую литературу Древней Руси от славянских просветителей — Кирилла и Мефодия. Это им принадлежит мысль о единстве человечества и ответственности каждой страны, каждого народа в общечеловеческом устроении и просвещении, о служении каждой страны человечеству».

Книги, переведенные, составленные и написанные Кириллом, Мефодием и их учениками, послужили тем прочным основанием, на котором в дальнейшем на протяжении более одиннадцати веков созидалось величественное здание славянской культуры.

Обнимись со мной, славянский брат,

Помянуть с тобой я вместе рад

День, когда покинул мир земной

Просветитель наш, Кирилл святой.

К брату Мефодию у скалы Петровой

Так вещал он, смерть принять готовый:

«Брат Мефодий, сострадальник мой,

Ты последний час мой упокой.

Возвратись к славянским ты сынам,

Возрасти Христову ниву там,

Чтобы веры плод возрос, созрел,

Чтоб славянский род свет правды зрел.

Я ж в Небесах буду Господу молиться,

Чтоб им в вере дал Он утвердиться.

И Господь благословит наш труд,

Все славяне ко Христу придут».

Гимн святым Кириллу и Мефодию.

И, если конкретно ответить на вопрос: «Что было бы с народом, у которого нет своей письменности?- я с уверенностью могу сказать, что такого народа просто бы не было! Он бы исчез, как исчезает что-то временное и ненужное!



Предварительный просмотр:

«О природе мастерства Федора Достоевского.»

Давайте поговорим сегодня о  ценном…

Как ты думаешь -  о чем?

О драгоценностях? – Нет…

О деньгах? – Нет..

Мы поговорим сегодня о писателе, который в своих произведениях рассказывал нам о жизни. Чьим творчеством восхищался В.Г.Белинский. Произведениями этого писателя зачитывается ни одно поколений людей, думающих и мыслящих, впрочем,  как и сам писатель…  Ну что ж, я начинаю свою статью о Федоре Достоевском.

Лично я для себя открыл писателя сравнительно недавно, неосознанно, по необходимости.  Выдали список литературы для прочтения летом… В этом списке и  Достоевский числился. На слуху  что-то уже было… Слышал про Раскольникова и его теорию… И в семейной библиотеке труды Достоевского оказались, что ж, придется читать. Вот так, добровольно - принудительно  состоялась моя первая встреча с писателем.

 Как только начал читать «Преступление и наказание», на ум пришли слова   И. Анненcкого( где-то случайно попавшиеся на глаза):  «Читайте Достоевского, любите Достоевского, - если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его». Странным в этом выражении мне показались слова «не можете любить…, браните. Но читайте по возможности только его». Почему? Вот тут – то я и решил для себя разобраться в данном вопросе, ответить на это – почему? Почему же нужно читать произведения Достоевского?

Думая потому, что писатель в течение всей своей жизни искал правильные ответы на самые жгучие вопросы человеческого бытия. «Вечными предметами раздумий Достоевского и его героев, по наблюдению М. Бабовича, были природа и судьба добра и красоты в мире, которые были для них явлениями не только эстетического, но и этического порядка». Ведь не случайно слова:  «Красота спасется мир», - принадлежат Достоевскому.  К тому же, если и существует в творчестве Достоевского лейтмотив, главенствующая тема, которой он оставался верен от «Бедных людей» до «Братьев Карамазовых», то в данном случае можно говорить о трагедии красоты, красоты физической и духовной, нравственной и интеллектуальной; именно красоте в каждом произведении Достоевского принадлежит важная роль.   Не это ли основной повод для того, чтобы читать Достоевского,  чтобы, во –первых,  научиться жить в гармонии  с собой и с миром окружающих людей.

  К примеру, в романе «Идиот»,  я познакомился  с князем Мышкиным – образ загадочный и полон тайн. Это образ навел  меня на мысль, что  правда жизни, по Достоевскому,  заключается  в том, что доброе и прекрасное всегда осмеиваются, угнетаются и гибнут в столкновении с ужасным миром. При этом убеждения писателя не фатальны, Достоевский дает надежду на возможность выжить прекрасному, на его торжество.  Научиться выживать вопреки всему, не поступаясь своими принципами! Не это ли следующий повод для того, чтобы читать  Достоевского.

В “Бесах” все сосредоточено вокруг Ставрогина. Все тянется к нему, как к солнцу, все исходит от него и к нему возвращается. Судьба человека, истощившего свои силы в безмерности своих стремлений, — вот тема “Бесов”. Над чем задумался после прочтения «Бесов»?  Да в том, что глубина человека всегда оказывается у Достоевского невыраженной, невыявленной, неосуществленной и неосуществимой до конца.  Поэтому для себя определяю идти во всем до конца…Еще один повод , если уж не любить, то непременно читать….

 В “Преступлении и наказании” нет ничего, кроме раскрытия внутренней жизни человека, его экспериментирования над собственной природой и природой человеческой вообще: кто я «тварь дрожащая» или «право имею…»  Каждый для себя решит сам, а задуматься заставил Достоевский.  

 Не пришлось мне еще познакомиться со многими шедеврами полюбившегося мной писателя.

 Но с убежденностью могу заявить, что И. Анненcкий абсолютно прав: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, - если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте... по возможности только его». Странным в этом выражении мне показались слова «не можете любить…, браните. Но читайте по возможности только его».

 Только хотел бы заменить: «Читайте Достоевского, читайте и любите», потому что его творчество полно не только откровений о человеческой природе вообще, но и особых откровений о природе русского человека, о русской душе. Даже преступление не уничтожает у него человека. И не страшна у него смерть, ибо вечность всегда у него раскрывается в человеке. Он — художник не той безликой бездны, в которой нет образа человека, а бездны человеческой, человеческой бездонности. В этом он величайший в мире писатель, мировой гений, каких было всего несколько в истории, величайший ум. Этот великий ум, он раскрывал иные миры через человека. Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он — самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира. Достоевский — самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Что касается меня, то я получил прививку от Достоевского: «красота спасет мир», потому эта красота должна быть в-первую очередь во мне самом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

города Балаково Саратовской области

 

 

 

Секция реферативных и исследовательских работ

 «Великие люди Большой семьи»

 

  Выполнил:

Негреба Максим,

 ученик 10 «А» класса.

Руководитель:

Фисивная Любовь Павловна

 

 

 

 

2011 г.

«МИР ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ  ПЛАТОНОВА»

Оглавление.

 Введение.

Основная часть: «Мир жизни и творчества Андрея Платонова».

  1. Личность  и судьба. 
  2. Вселенская масштабность произведений Платонова.

Заключение. Мои размышления над прозой А. П. Платонова

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,

а на сердце и разум придёт, а от разума и трудное легким станет.

А. П. Платонов

К. Паустовский назовет А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”. Платонов прошел все перипетии нашего общества. Он был человеком, благодарным за жизнь — за факт жизни, за явление жизни. Был благодарён жизни за то, что жизнь есть на земле.

Он смотрел глазами, полными доброты и печали. Крупная голова с необыкновенно высоким, незатененным лбом держалась на тонкой шее — такой тонкой, что воротничок рубашки не касался ее. И вся фигура его была узкой и тонкой, словно очерченной острым карандашом. Этот большущий русский писатель был человеком тихого голоса и жизни. Творчество Андрея Платонова исследовано далеко не полностью. Для широкого круга читателей произведения Платонова были открыты только в 1990-е годы. Такова судьба истинного художника, ведь слава настоящего мастера посмертна.

Меня, человека еще с незрелой душой поразила в самое сердце судьба великого «праведника», чья судьба служить образцом для нас, нынешних, холенных, равнодушных, очерствевших…  Я начинаю свой путь во Вселенную жизни и творчества А. Платонова.

Приглашаю и Вас, мой строгий судья,  вместе со мной открыть  для себя нового А. Платонова – великого человека большой семьи! Что ж, в путь!

Актуальность темы

Уже о посмертных публикациях. Страницы жизни писателя также не восстановлены до конца. Платонов  в наше время. Казалось бы, потерял актуальность, ведь его произведения сосредотачиваются на советских временах, но нет! Он по-прежнему читаем. Он раскрывает истинную историю, помогает постичь через нее настоящее, и возможно, предоставляет возможность заглянуть в будущее. А.Битов писал: «…Платонов нам только предстоит, ибо то, что было внешней преградой (запрет), стало преградой внутренней (собственный духовный потенциал). Надо восходить».

Объект исследования:

  • Жизнь и творчество Андрея Платонова.

Предмет исследования:

  • Биография писателя, произведения А.Платонова.

Цель работы:

  •  изучить жизнь и творчество Андрея Платонова.

Задачи:

  • определить, в чем заключена самобытность писателя,
  • определить источник появления  тем и образов в произведениях Андрея Платонова,
  • определить назначение  человека по Андрею Платонову.

Гипотеза:

  • художественный мир А. П. Платонова можно назвать Вселенной.

 

1. Личность и судьба.

Родился Андрей Платонович Платонов 16 августа (28 августа по новому стилю) 1899 г. в городе Воронеж. Его настоящая фамилия – Климентов (в 20-х годах он сменил ее на псевдоним, образованный от имени отца).  Его отец – Климентов Платон Фирсович – работал машинистом паровоза и слесарем в железнодорожных мастерских. Мать -  Лобочихина Мария Васильевна – была домохозяйкой. В семье писателя было 11 детей, среди которых он был старшим. Почти каждый год у Андрея появлялись братья или сестры.  В связи с этим он помогает  своим родителям с их воспитанием.  Как старший в многодетной семье, начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться...» - признавался позже Платонов.   Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе «Семен» (1927), в котором главный герой – трогательный семилетний мальчишка, который все дни напролёт нянчит своих младших братьев и сестру. Автор повествует о душе ребенка, его мировоззрении, о судьбе мальчика, на которого легли все домашние заботы после смерти матери: "... В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые, страстные силы мира и превращались в человека... " В этом произведении поражает образ отца. Он как бы вмещает в себя всю силу любви к людям, сопереживание. Стоящий на коленях перед маленькими еще людьми, как перед всем человечеством, не умеющий выразить своей непосильной для сердца любви и жалости к ним. Может быть, в образе отца перед нами сам Платонов: "... отец обыкновенно лазал по полу на коленях между детьми,  гладил каждого по голове и не мог выразить, что он их любит, что ему жалко их, он как бы просил у них прощения за бедную жизнь".

 Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Работать будущий писатель начал в 15 лет (по некоторым данным, уже в 13 лет), чтобы поддержать семью. Юноша работал помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека-рукодельца, от матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, — понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения. Семья Андрея жила в Ямской Слободе, кажется. Она была около леса. Дом их был как барак: деревянный, длинный, состоящий из одной  большой комнаты: « и стоят скамейки, стол большой во всю комнату и печка  

Русская», по воспоминаниям В.А.Трошкиной, младшей сестры  Марии Александровны, жены А. П. Платонова. Она вспоминала: « Мне, городской, вначале странно все это было видеть. Жили они очень трудно, большущая семья такая. Отец у них был железнодорожник, где-то в мастерских работал. Любовь

Андрея к паровозам, видно, от отца пошла». Кстати сказать, на облик художественного мира Платонова заметно повлиял образ его «малой родины» — Ямской Слободы. С одной стороны (в нескольких сотнях метров) — узкоколейка, многочасовые наблюдения за маневрами паровозов и любимая мальчишечья забава — катанье на подножках вагонов; с другой — Задонский тракт, с рассказами паломников о святых местах, житийной назидательностью и благочестием. С одной — город рабочих и мастеровых людей, идеи глобального социального и одновременно технократического переустройства мира, с др. — деревенский быт, мир плетней и многовекового уклада, ценность традиционных отношений и связей, стабильный общинный лад и семейные радости, дети и старики…

 Размеренный быт семьи был нарушен  первой трагедией. Надя и Митя, брат с сестрой Андрея,  — подростки, по воспоминаниям современников «очень хорошие, умные были»,  однажды поехали в пионерский лагерь.  Вскоре узнали, что  в лагере погибли подростки и учителя, всего 21 человек. И Надя с Митей тоже погибли. Все они отравились грибами, которые там собрали.

Однако трагедия, постигшая семью, только лишь придала силы юноше. С 12 лет Платонов писал стихи. Его поэтический сборник назывался « Голуба глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В. Брюсова.

 Уже в 19 лет,  с осени 1918, А Платонов активно участвует в литературной жизни Воронежа: выступает на дискуссиях в Коммунистическом союзе журналистов, печатает статьи, стихи, рассказы в газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», «Железный путь» и др.). В ранней прозе и публицистике Платонова проговариваются многие идеи эпохи: призывы к полному подчинению, растворению человека в общем деле социалистического строительства — и яростная убежденность в полном творческом самораскрытии личности при социализме; радикальные проекты «улучшения природы» — и осознание экологической опасности этих проектов; пролеткультовский нигилизм — и интерес к культурному наследию прошлого. И вот уже в 1920 г. Платонов принимает участие (от Воронежского союза пролетарских писателей) в работе первого Всероссийского съезда пролетарских писателей (Москва). На вопрос анкеты съезда: «Каким литературным направлениям вы сочувствуете или принадлежите?» — он ответит: «Никаким, имею свое». Кроме этого он принимает участие в политической жизни страны, работает в революционном комитете. В 1921 году окончил партийную школу. В этом же году выходит его первая небольшая книга «Электрификация», в этом же году Платонов вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом - литературой». В 1922 году Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которой посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом главной героини рассказа «Песчаная учительница».  После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

Изучив воспоминания современников, могу сказать, что Андрей Платонов о себе никогда не думал, жил для людей. Никогда не тянулся к высокопоставленным.  Он ходил в народ, приводил  домой бродяг каких-то ночевать. Приводил  какого-нибудь обездоленного, обиженного, пьющего, опустившегося. Он таких вот находил и старался возродить их к жизни. Правда, из-за  этого ссоры были в семье.

Андрей Платонов  страшно беспокоился за землю. Он ее воспринимал как живую. Очень любил землю, вероятно, и  мелиорацией он стал заниматься именно из-за этого. И электрификацией тоже. Хотел, чтобы люди скорей стали жить лучше, ведь кругом разруха была. С этой целью он в одном из них в старинных сараев устроил  мельницу, потому что мельница была далеко,  и люди мучились: негде было молоть муку. Работали дотемна. И вот в этом сарае, в самом центре Воронежа, он сделал мельницу. Написал объявление, что  даром мелют муку. Думал, наверное, что вот-вот коммунизм придет и все без денег будет. В первый же день Бог знает что делалось: понаехало народу со всех сторон, со всех деревень тьма-тьмущая народу - всем смололи. А на второй, третий день - все дело заглохло: пороху не хватило и денег.

 Привыкший с детства работать, содержать семью, заботится о благополучии младших, да в целом, о людях,  надумал как-то дело: устроить для крестьян этого села кино.  В  старой большой церкви поставил какой-то мотор, достал аппарат и все необходимое. Раздул большой самовар, а сноху около него поставили — вроде буфета получилось. Сказал, чтобы я чай перед кино наливала и по леденцу бесплатно всем давала. Время было тяжелое, а он  это все за свой счет устраивали. И вот,  наконец,  пустили первое кино. Конечно, на это чудо собралась вся деревня. Электричества-то народ не видал еще, не только кино. Но, к сожалению, эта затея просуществовала тоже недолго. Прогорел опять.

Так Андрей  Платонов все время старался что-то сделать для людей, это ему привила мать. Христианские заповеди на протяжении всей жизни помогали А.Платонову выжить, выстоять, продолжать жить. И все это благодаря   матери. Еще один пример, который, как нельзя лучше, помогает понять сущность писателя.

В Рогачевке, где он мелиорацию проводил, привлек  своего брата Петра. Они сделали орошение, и там зацвели сады. Когда осенью поспели фрукты, домой привозят огромное количество груш.

Куда девать? Всю кухню завалили. Вскоре решение было принято, собирать всех воронежских ребят, решил, пусть они приходят, едят,  сколько хотят и с собой берут, чтобы все груши разобрали».

В этом был весь Платонов. Он всегда хотел сделать что-то доброе и полезное для людей, такую модель воспитания он вынес из семьи.

Андрей уже начал заниматься литературой. Много печатался под псевдонимом и под своей фамилией в «Воронежской коммуне». Потом он стал заниматься только литературой, а мелиорацию бросил. Поэтому ему предложили выехать из общежития. И начались мучения с жильем. Жили,  где придется: в каком-то

подвальчике в Москворечье, узком, как коридорчик. К этому времени в семье родился сын Тотик (Тоша)– Платон. В это время Платонова  хоть печатали. Однажды  он получил приличные деньги. Но он был широкой натурой, деньги для него мало значили, и их, конечно, быстро прожили: сразу назвали много народу: писатели, артисты, режиссеры. Работал он очень много: день и ночь сидел. Но тучи уже начали сгущаться. «Усомнившийся Макар» -  было первое, за что его начали ругать. И началась у него мученическая жизнь. Его совсем перестали печатать, денег не было, иногда что-то перепадало за случайные публикации под псевдонимами. Однако закалку, которую получил в детстве: не пасовать перед трудностями, помогли ему пережить многие перипетии судьбы. Новые испытания не заставили себя ждать. В  Ленинграде  сильно заболел Тоша, и его положили в больницу. Ему нужно было делать операцию — трепанацию черепа, притом частным образом, а денег не было. Друзей у Платонова практически на осталось, боялись с ними общаться, ждали, что его вот-вот заберут. И тут им помог Пильняк. Он уступил им комнату, и они немного в ней пожили, может, не больше месяца, — просто перебились.

 Андрей  Платонов много работал, ходил по редакциям, но редко ему удавалось что-то напечатать под псевдонимом. На Тверской у них иногда собирались люди. Бывали Шолохов, Фадеев.  Но череда неприятностей продолжала расти. Казалось бы, человек подавлен силой обстоятельств, но это не про Платонова, он, и в какой ситуации не терял расположения духа,  всегда имел смирение  перед судьбой – этому его научила мать.

Внезапно потерялся Тоша, искали его и не могли найти. Оказалось, что пропал он не один, а еще семь ребят. Их искали несколько дней. Все они были детьми писателей, которые оказались в немилости. Через несколько дней выяснилось, что школьников забрали за политические анекдоты. Шолохов тогда помог их разыскать. В общем, Тошу сослали по 58-й политической статье — до десяти лет — на Север, в какие-то шахты работать. Тогда Платонов, который никогда никого ни о чем не просил, понял, что это тот случай, когда просить надо. Он был хорошо знаком с Шолоховым, который бывал у него дома, показал это письмо Михаилу Александровичу и стал умолять, чтобы тот спас сына. Спасти мог только один человек — Сталин. Шолохов бывал у Сталина. И вот в одну из таких встреч Шолохов рассказал о судьбе мальчика. Сталин распорядился произвести перерасследованние. Тяжких больных тогда не отпускали, не амнистировали, а, как тогда говорили, — актировали. И вот следователь готовил материал на актирование. И надо же было такому случиться, что у этого следователя инфаркт и он умирает. Назначили другого следователя, и пришлось начинать сначала. Дело сильно затянулось, но все-таки он составил заключение об освобождении мальчика. И вот новое испытание -  война, эвакуация. Андрея с семьей эвакуировали как-то уж очень срочно, даже не дали времени собраться, а у них ни денег, ни вещей теплых.

В Уфе Платоновы жили ужасно. Есть было нечего, продавать нечего. Андрей Платонов, как только приехал в Уфу, стал добиваться возвращения в Москву, чтобы оттуда — на фронт. Ведь на Урал его насильно выпихнули. Но пропуска в Москву долго не давали. Чтобы вернуться, Андрей Платонов продал свое единственное демисезонное пальто.

В Москве в их квартире поселились дворники и много рукописей пожгли в печке. Осталось немного. Умирает от болезни его сын.  Хоронить Тошу оказалось не в чем. Петр – брат Платонова - отдал единственный костюм и ботинки, тапочек не было.

Страшно переживая смерть сына, Платонов  добивается отправки на фронт. Уехал на фронт корреспондентом «Красной звезды», там его контузило, кроме того, на фронте он заболел туберкулезом. Пришел домой с войны совсем больным. Но продолжал постоянно работать, писать. К нему приходили Фраерман, Гроссман, Гумилевский, а большинство боялись к нему ходить, потому что до самой смерти за Андреем Платоновым была слежка.

И все годы рядом с ним была его жена. Они любили друг друга, несмотря на то, что всякое бывало.  Так прошли они вместе рука об руку через эту мученическую жизнь.

Неоднократно вспоминал А. Платонов наставления своей матери о том, что ко всякому горю терпимо относится надо, и судьба милость пошлет.  Так и вышло! В  конце 1944 года у Платонова родилась дочка. Ее назвали Машей, она стала художницей, работала в издательствах.  

2 Вселенская масштабность произведений Платонова

Именно потому, что  уже в четырнадцать лет Андрей Платонов начал трудиться,  ему были особенно понятны взгляды, чувства и ощущения крестьян, мастерового люда, нищих странников. Всех людей писатель считал необыкновенными, достойными жить на этой земле. К примеру, главным героем рассказа «Юшка» является бедный подручный кузнеца, Ефим. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле. Понять, что старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице. Юшка помогал чужому человеку, сироте. Многие ли способны на такой благородный бескорыстный поступок? А Юшка копил свои гроши, чтобы девочка выросла, выучилась, использовала свой шанс в жизни. Пелена с глаз людей спала лишь после его смерти. И вот они уже говорят о нем, как о «добром» Юшке. Пережив личные беды, Платонов призывает нас не черстветь, не ожесточаться сердцем. Пусть наше сердце «видит» необходимость каждого человека на земле.

Через всю жизнь А.Платонов пронесет любовь  к своей маме. Ее светлый образ не раз  войдет в его произведения. Платонов исходит из представления о матери как о хранительнице и дарительнице жизни, поэтому через отношение к матери героев-сыновей обнаруживается гуманистическое содержание их души «Третий сын».

               Ввиду того, что  Платонову приходилось заниматься воспитанием своих братьев и сестер в его творчестве в двух ролях. В одних рассказах они являются непосредственным предметом изображения под углом зрения формирования человека как личности. Так как писатель в детях видит естественную форму воплощения будущей жизни, связывает с ними представление о самых главных ценностях жизни, поэтому через отношение к детям (так же, как и через отношение к матери) герои рассказов «Июльская гроза»  и «Возвращение»  раскрываются со стороны человечности. Герой рассказа «Возвращение» -   русский человек Алексей Иванов окончательно побеждает разрушительные последствия войны, обретает душевную цельность. В этом рассказе с большой художественной силой изображено нравственное величие и душевное благородство русского солдата, глубоко и верно воссозданы духовные основы русской национальной жизни, моральные истоки победы советского народа над фашизмом.

                 Человечность может проявляться не только в форме любви, но и форме сострадания. В образе героя рассказа «Корова» человек раскрывается со стороны своих лучших душевных качеств, сочувствуя чужому горю. Образ школьника Васи Рубцова  прослеживается формирование нравственного начала в человеке.

      Тема труда, понимаемая как выражение любви человека к другим людям, как грань одухотворенности платоновского героя, занимает в творчестве писателя огромное место. Об этом свидетельствует рассказ А. Платонова «Свежая вода из колодца», где труд истолковывается как материализация социальных чувств, объединяющих людей, как творчество и созидание во имя человека и для человека. Конфликт в этом рассказе основан на разном понимании труда - труд для себя и труд для другого.

 Атмосфера детства, сформированное восприятие семьи,  как брони,  во всех без исключения рассказах, можно найти одни и те же побудительные мотивы: посредствам чувства любви к родным и близким людям проявляется любовь к отечеству. Именно эту любовь защищал А.Платонов, будучи на войне,  постоянно находясь в горячих точках сражения, не позволяя себе понаслышке  писать о людях и их поступках.  В мирное время эти же мотивы побуждают героев произведений А. Платонова к самопожертвованию, к творчеству, движимые любовью к своим матерям, детям, женам, товарищам, герои книг А. Платонова возводят плотины, строят заводы, водят поезда, сажают лесозащитные полосы - возрождают в свободном и радостном труде всеобщую мать-землю к всеобщей и счастливой жизни. Желание трудиться, трудиться с радостью, во благо людям – кодекс, который вынес А.Платонов  из своего непростого детства.

Заключение. Мои размышления над прозой А. П. Платонова

С Платоновым я познакомился в 5 классе. Мой интерес к писателю проявился после прочтения рассказов «Никита», «Еще мама», в 6 классе я встретился с рассказом «Корова», в 7 классе – «Юшка», «Неизвестный цветок», в 8 классе я прочел ««Возвращение» и «Житейское дело». Впереди меня ожидает встреча с «Чевенгуром» и «Котлованом», «Ювенильным морем»,  с нетерпением жду этой встречи.

           Преодоление истинной беды, горя, созидает душу человеку и народу, а первая потребность души – сострадание. Этой глубокой потребности человеческого сердца и служат произведения А. П. Платонова. Он затрагивает самые сокровенные чувства и мысли человека, те, до которых человек неминуемо доходит самостоятельно в грозных обстоятельствах, и которые служат ему одновременно и утешением в судьбе, и надеждой, и правом поступить именно так, а не иначе.

В центре вселенной капает кран,
Больше ни вздоха, ни эха, ни тени.
В центре вселенной странный изъян:
Из водопровода льется время.
В центре вселенной встал Человек,
Глядя в окно на далекие звезды.
Спичкой последней гаснущий век
Хочет осветить он темен воздух!

С. Патрушев

Для А. Платонова важно убедить читателя в том, что за каждым актом самопожертвования его героя стоит огромный, по сути, никогда не прекращающийся "труд души", особое самосознание личности, сумевшей умертвить в себе маленькое эгоистическое "я" и через этот акт познать свою подлинную сущность, обрести себя и весь мир.

Будучи старшим из 11 детей в семье, А.Платонов получил истинные ценности человеческого бытия: любовь к ближнему, сострадание, заботу, даже о самой маленькой былинке!  И эти ценности как наследство  передает нам. Вот уж, действительно, великий человек большой семьи! Это писатель не легкого чтения, это писатель глубоких мыслей, глубоких чувств и великого  мастерства. Великого! Так, как писал Платонов, не писал никто.

Одна из малых планет, открытая недавно Крымской астрофизической обсерваторией, названа именем Платонова. Конечно, это очень знаменательно, потому что для мира Платонова нет границ. И теперь вокруг Земли вращается кусочек мирового вещества, небольшая планета, которая называется «Платонов».

Мир произведений А.Платонова – это безбрежная  вселенная, открывать которую будет еще ни одно поколение.

Список литературы

1. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова / К.А. Баршт. - 2-е изд., доп. - СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. - 478 с. Шифр НББ : 1ОК497988

2. Вознесенская М.М. Семантические преобразования в прозе А. Платонова : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Вознесенская М.М. ; Рос. Акад. наук, Ин-т рус. яз. - М., 1995. - 15 с. Шифр НББ : 2АД15118

3. Вьюгин В.Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления и эволюции стиля). - СПб.: РХГИ, 2004. - 440с.

4. Гаврилова Е.Н. Андрей Платонов и Павел Филонов : о поэтике повести «Котлован» // Лит. учеба. - 1990. - № 1. - С. 164-173.

5. Джанаева Н. Этот странноязычный Платонов ... : [о своеобразии стиля произведений А. Платонова] // Простор. - 1989. - № 9. - С. 136-138.
Дмитровская М.А. Концепт тоски в русском языке и языке А. Платонова // Язык, слово, действительность : материалы ІІ Междунар. науч. конф., Минск, 25-27 окт. 2000 г.: в 2 ч. / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. пед. ун-т, Белорус. респ. фонд фундам. исслед.; под общ. ред. А.А. Гируцкого. - Минск, 2000. - Ч. 1. - С. 87-90. Шифр НББ : 1БА208970
Дубровина И.М. К вопросу о духе и стиле прозы А. Платонова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - 1988. - № 6. - С. 11-15.
Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1981. - 144с.

6. Платонов А.П. Государственный житель: Проза, ранние соч., письма. - Мн.: Мастацкая литаратура, 1990. - 702с.

7. Платонов А.П. Живя главной жизнью: Повести. Рассказы. Пьеса. Сказки. Автобиографическое. - М.: Правда, 1989. - 448с.

8. Платонов А.П. Котлован: Избранная проза. - М.: Книжная палата, 1988. - 320с.

9. Платонов А.П. Собрание сочинений. Т.1: Стихотворения. Рассказы и повести 1918-1930. Очерки. - М.: Информпечать, 1998. - 560с.

10. Русская философия: Словарь. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - 656с.

11. Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368с.

12. Ипатова Т.А. Обстоятельственные актуализаторы глаголов речевого поведения в прозе Андрея Платонова // Национально-культурный компонент в тексте и в языке : материалы ІІ Междунар. [науч.] конф., Минск, 7-9 апр. 1999 г. : в 3 ч. / Белорус. гос. ун-т, Междунар. ассоц. преподавателей рус. яз. и лит.; редкол.: С.М. Прохорова (отв. ред.) [ и др. ]. - Минск, 1999. - Ч. 1. - С. 134-137.

13. Ипатова Т.А. Парадокс платоновского слова : речевое действие в представлении А. Платонова // Рус. яз. и лит. - 2001. - № 4. - С. 120-126.

ИНТЕРНЕТ_РЕСУРСЫ

1. http://ilib.ru/

2. http://www.yspu.yar.ru

3. http://www.coolsoch.ru/

4. http://www.pereplet.ru

5. http://www.ucheba.ru/