Педагогическая копилка

ДонгакАлександраКыргысовна
Конспекты НОД, прогулка, эспериментирование, рекомендации, памятки родителям, исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхнеусинская средняя школа»

Исследовательская работа на тему

«Поведенческие особенности и содержания улитки ахатина в домашних условиях»

Выполнили: Бочегуров Ярослав Олегович,

Шишлянников Владимир

воспитанники 3 разновозрастной группы

Руководитель: Донгак Александра Кыргысовна

Введение

Домашние животные играют немаловажную роль в жизни людей. Это наши друзья, с которыми мы можем поделиться своими переживаниями. В каждой семье есть свои домашние животные – это собаки, кошки, коровы, овцы и многое другое. А еще у нас есть домашние моллюски – это улитки ахатин.

Улитка ахатина – это самый большой сухопутный моллюск, который живет в террариумах и довольно часто приобретается в качестве домашнего питомца. Когда они стали у нас жить, нам стало очень интересно особенности их поведения и содержания улиток в домашних условиях. Вот так вот возникла тема нашего исследования «Поведенческие особенности и содержания улитки ахатина в домашних условиях»

Цель нашего исследования – изучить особенности поведения и содержания улитки ахатина в домашних условиях

Перед собой мы ставили следующие задачи:

- проанализировать данные в энциклопедических словарях и справочной литературе, интернете;

- описать, и провести наблюдения за улиткой ахатина

- дать рекомендации по содержанию ахатина в домашних условиях

Объект исследования: улитка ахатина

Предмет исследования: особенности поведения и содержания улиток ахатина в домашних условиях.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что у улитки ахатина:

- отсутствует полностью слух

- всеядные, но разборчивые в еде

Методы исследования: сбор информации из книг, журналов, газет, интернета, обобщение, наблюдение, эксперимент.

Основная часть

Первоначально ахатины обитали в теплом и влажном африканском климате, но затем распространились по всему миру. Ахатины - самый крупный представитель сухопутных моллюсков.

C:\Users\user\Desktop\улитка\ C:\Users\user\Desktop\улитка\

Рисунок 1. Улитки ахатина

У улитки имеется мозг, сердце, легкое, почка и глаза. Улитки ахатины дышат через легкое и кожу с множеством складок. Массивная раковина улитки защищает от всевозможных опасностей окружающего мира и предохраняет мягкое тело от высыхания. В зависимости от климата раковина приобретает разные свойства: в условиях высокой влажности панцирь становится более прозрачным и тонким, а если жарко и сухо, его стенки утолщаются и белеют, защищая улитку от перегрева. Движение по сухой поверхности облегчает слизь, выделяемая из двух ножных желез – муцин. Он широко используется в косметологии. На концах вытягивающихся щупалец улитки расположены глаза. С помощью глаз ахатины способны воспринимать разные степени освещенности, а также распознавать предметы, расположенные вблизи (на расстоянии где-то 1см). Интенсивность света улитка различает всем телом, а именно светочувствительными клетками.

C:\Users\user\Desktop\улитка\ C:\Users\user\Desktop\улитка\

Рисунок 2. Щупальцы улитки

За обоняние улитки отвечают небольшие вздутия на кончиках щупалец, а также кожа всей передней части тела. Уже на расстоянии 4 см улитка начинает чувствовать запах бензина, ацетона или спирта.

Аромат капусты и дыни улитки ахатина могут уловить за полметра, а манящий запах перегноя — за два метра! С помощью щупалец улитка воспринимает форму и фактуру окружающих предметов, это ее органы осязания.

Ахатины видят, различают запахи, исследуют окружающий мир с помощью щупалец, а вот слуха у них совершенно нет. Это спокойные, мирные существа, совершенно некапризные в содержании.

Изучив литературу, мы выяснили, что сейчас модно разводить молюсков улиток ахатина в домашних условиях. Мы узнали, что улитка ахатина гиганский моллюск роддом из Африки. У нее есть мозг, глаза, легкое, почки, сердце, массивная раковина. Их слизь выделяет особый белок – муцин.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Рисунок 3. « А, вот и наши улитки!»

Практическая часть

  1. Когда изучали литературу, мы нашли информацию, о том, что у улитки ахатина отсутствует слух. Для этого, чтобы проверить эту информацию нами был проведен эксперимент. Для достоверности нашего эксперимента, мы проводили его с двумя улитками, которых зовут Уля и Юля.

Мы взяли наших улиток ахатина положили на стол и громко кричали и включали громкие звуки. У улиток не было никакой ответной реакции (ни прятались в домики).

Таким образом, на самом деле улитка ахатина абсолютно глухая.

C:\Users\user\Desktop\улитка\C:\Users\user\Desktop\улитка\ C:\Users\user\Desktop\улитка\

Рисунок 4. Реакция улиток при громких звуках

  1. Улитки ахатина могут кушать разные фрукты, овощи и практически всеядны, мы решили выяснить какое же у наших улиток Ули и Юли самое любимое лакомство. Для этого мы провели эксперимент:

C:\Users\user\Desktop\улитка\C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\\

Рисунок 4. разнообразная еда для улиток Рисунок 5. Улитки выбирают любимое лакомство

Выложили на одинаковом расстоянии кусочки огурца, яблока, моркови и банана и листья капусты и положили наших улиток Улю и Юлю перед выбором.

C:\Users\user\Desktop\улитка\ C:\Users\user\Desktop\улитка\

Рисунок 6. Предпочтения улиток Рисунок 7. Любимая еда улиток

Оба наших ахатина выбрали огурец, для верности результата мы решили повторить эксперимент трижды, и все три раза наши улитки выбрали именно огурец.

C:\Users\user\Desktop\улитка\ C:\Users\user\Desktop\улитка\

Рисунок 8. «Ох как вкусно!» Рисунок 9. "Вот - это аппетит!»

Таким образом, мы сделали вывод, что из предложенных продуктов больше всего наши улитки Уля и Юля любят употреблять в пищу огурцы.

Рекомендации

1. Содержать улитку нужно в объемном закрытом сосуде, в который поступает воздух.

2. Кормить улитку нужно свежими овощами, фруктами, исключая из рациона соль. Для роста и укрепления раковины давать яичную скорлупу или сепию. Следить, чтоб у улитки всегда был доступ к чистой воде.

3. Держать ахатину в чистом тёплом, солнечном месте, но не ставить под прямые солнечные лучи

4. Улитку купать в тёплой воде 1 раз в неделю, 1 раз в сутки обрызгивать лучше вечером террариум

Заключение

Мы узнали, что улитки ахатина является современным домашним животным. Провели наблюдения и эксперименты с улитками. В результате наблюдений и опытов, мы сделали вывод, что улитки ахатина необычные домашние питомцы. За их развитием очень интересно наблюдать. По нашим наблюдениям за улитками, мы разработали рекомендации по содержанию улиток в домашних условиях.

Таким образом, мы доказали наше предположение, о том, что у улитки ахатина отсутствует полностью слух, они всеядны, но разборчивы в еде.

Нами достигнута поставленная цель и задачи нашего исследования!

Список литературы

  1. Краснов И. Гигантские улитки - Ахатины – Издательство, Аквариум – Принт, 2007, с.89
  2. Фелисити Брукс, Новая Детская Энциклопедия – Москва РОСМЭН, 2015, с.75
  3. Ахатина_гигантская



Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхнеусинская СШ»

Дошкольная группа

Чатпал Милана Артуровна

Исследовательская работа

«Что это за праздник - Шагаа?»

МБОУ «Верхнеусинская СШ»

воспитанница 3 комбинированной группы

Руководитель: Донгак Александра Кыргысовна

89232156503, class="c5">

Оглавление

  1. Ведение……………………………………………………………. 3
  2. Основная часть
  1. Тувинский национальный праздник Шагаа……………… 4
  2. Описание проведения опроса……………………………... 6
  3. Анализ результатов опроса…………………………………7
  1. Заключение………………………………………………………... 9
  2. Список литературы………………………………………………. 10

Введение

Новый год один самых долгожданных, семейных праздников. Все дети любят этот праздник. Он связан с чудом и волшебством. В этот день мы собираемся большой, дружной семьей. Родные и близкие дарят подарки, поздравляют друг друга и желают счастья в новом году.

В нашей семье принято отмечать Новый год дважды. Первый в ночь на 31 декабря, а второй тувинский Новый год – Шагаа.

И мне стало очень интересно.

- А знают ли дети дошкольного возраста тувинской национальности о празднике Шагаа и о его значении и традициях?

Так была определенна тема нашей исследовательской работы «Что это за праздник - Шагаа?»

Тема, выбранная для исследования, является актуальной, ведь в настоящее время все больше людей обращаются к своим корням, культурным ценностям и традициям.

Цель моего исследования – выяснить имеют ли представления празднование Шагаа в настоящее время дети тувинской национальности.

Перед собой мы ставили следующие задачи:

- проанализировать данные в энциклопедических словарях и справочной литературе;

- провести опрос среди дошкольников от 4х до 7 лет тувинской национальности нашего детского сада с целью выявления знаний о празднике Шагаа;

Объект исследования: дети дошкольного возраста

Предмет исследования: национальный праздник Шагаа

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что дети дошкольного возраста тувинской национальности, имеют представления о празднике Шагаа.

Методы исследования: сбор информации из книг, журналов, газет, интернета, обобщение, опрос.

2. Основная часть

Тувинский национальный праздник Шагаа

Изучив литературу, мы узнали, что Шагаа – это тувинский Новый год по лунно-солнечному календарю. Он самый ожидаемый и любимый тувинцами национальный праздник, знаменующий начало новой жизни, символ рождения, обновления и очищения.

Дату праздника определяют – ламы. Шагаа празднуют 3 дня, а приготовления к нему начинаются за 7 дней. Каждая семья готовилась к Шагаа тщательно: мужчины занимались уборкой двора, а женщины юрты и приготовлением национальных блюд. В ночь перед наступлением Нового года никто не ложился спать. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет. О приходе Шагаа извещали первые лучи утреннего солнца. Согласно поверью, счастье придет к тому, кто встретит восход солнца в первый день наступившего года. Если впервые дни Шагаа, что-то сделаешь хорошее, то и весь год будет удачным. Эта традиция и жива до сих пор.

Одевались на Шагаа празднично, по возможности, в новые, специально сшитые вещи: «женщины расчесывали волосы по три косы и вплетали в них бусы — шуру, узорчатое украшение — чавага. Надевали высокие с шелковым верхом и кистями шапки, новые меховые, овчинные шубы, покрытые золотисто-желтым, красным, синим с узорами шелком, запахивали их налево, подпоясывались красными шелковыми кушаками или кожаными поясами. Манжеты, воротники, низ платья, мягкие сапоги были отделаны разноцветными лентами. Эту традиция сохранилась и до нашего времени. Современные тувинцы надевают на праздник тувинскую национальную одежду.

В новый год у тувинцев были блюда из баранины, различные молочные продукты, выпечка и зеленый чай с молоком и солью.

Праздник Шагаа сопровождается разными национальными играми: «Даш кодурери» (поднятие камня), «Аът шалбалаары» (метание аркана) «Аргамчы тырттар» (перетягивание каната), «Кажыктаары» (игры в кости), «тевектээри» (почекушка).

Празднование происходит народными гуляниями, показом традиционных обычаев, национальных костюмов, народного творчества и искусства, а также присутствие главных героев Соок - Ирей (Дед Мороз) и его внучки Алдын - кыс.

C:\Users\user\Desktop\ C:\Users\user\Desktop\

Рисунок 1. Тувинская национальная одежда Рисунок 2. Тувинские национальные блюда

Таким образом, Шагаа объединяет семейный и религиозный праздник в одно целое – это время единения родных и близких людей, осуществление привития национальных традиций, воспитание у молодого поколения почтительное отношение к старшим по возрасту, умение ценить и уважать время и саму жизнь. Праздник Шагаа отражает культурное наследие тувинцев, неповторимость и уникальность.

Практическая часть

Описание проведения опроса

Наш детский сад посещают 64 ребенка из них 12 детей тувинской национальности в возрасте от 4-х до 7 лет.

Мы провели опрос среди детей4 -7 лет тувинской национальности.

Мы задавали следующие вопросы:

  1. Знаешь ли ты , что это за праздник -Шагаа?

Предлагаемые ответы:

- Да

- Нет

2. Празднуешь ли ты праздник с семьей?

- Да

- Нет

3. Знаешь ли ты тувинские национальные игры? Перечисли

- Да

- Нет

C:\Users\user\Desktop\ C:\Users\user\Desktop\

Рисунок 3. Опрос детей Рисунок 4. Опрос детей

Анализ результатов опроса

Мы провели опрос среди детей дошкольного возраста тувинской национальности от 4х до 7 лет. Всего было опрошено 12 детей.

Опрос дал следующие результаты:

  1. «Знаешь ли ты, что это за праздник - Шагаа?»

Из 12 опрошенных детей – 9 детей, что составило 75 % ответили, что знают, что это за праздник; 3 ребенка- 25% – не знали , затруднялись ответить.

Рисунок 5. Результаты опроса

  1. «Празднуешь ли ты этот праздник семьей?»

Из 12 детей – 8 детей, что составило 67 % празднуют с семьей Шагаа;

4 ребенка, что составило 33 % - не празднуют Шагаа.

Рисунок 6. Результаты опроса

  1. «Знаешь ли тувинские национальные игры? Перечисли»

Из 12 детей – 8 детей, что составило 67 % - знают игры и могут перечислить некоторые игры; 4 ребенка - 33 % - не знают игр.

Рисунок 7. Результаты опроса

По результам нашего опроса, мы можем сделать вывод, о том, что большая часть опрошенных детей дошкольного возраста от 4х до 7 лет (более 60%) знают, что этоза праздник Шагаа, праздуют его с семьей и знают тувинские национальные игры.

Заключение

Мы узнали, что тувинский, национальный праздник - Шагаа имеет огромное значение для тувинского народа. Они сохранили свою культуру, традиции, обычаи и до сих пор придерживаются их.

Провели опрос среди детей дошкольного возраста4 -7 лет тувинской национальности нашего детского сада и выявили, что большинство детей имеют представления о праздника Шагаа, знают национальные игры.

Таким образом, мы доказали наше предположение, о том, что дети дошкольного возраста тувинской национальности имеют представления о празднике Шагаа, а также знают некоторые тувинские национальные игры.

Нами достигнута поставленная цель и задачи!

В рамках этой работы, нам бы хотелось в дальнейшем продолжить более углубленно тему нашего исследования: изучить этапы, обряды празднования Шагаа; сделать опрос с большим количеством участников, а также включить детей «смешанных кровей», которые посещают детский сад в семьях, которых чтут традиции тувинской культуры.

Нам бы хотелось в дальнейшем сохранения и продолжения традиции празднования Шагаа в будущем поколении!

Во время проведения опроса для нас было удивительно, что дети знают и играют в семье национальные игры и даже могли рассказать, как изготовить атрибуты для игр.

В ходе нашей работы было трудности с анализом информации по теме.

В ходе решения задачи мы научились анализировать литературу, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, умение задавать вопросы, проводить опрос, делать выводы и умозаключения.

Список литературы

  1. Агоол Е.М. Национальные виды спорта и игры – основа физического образования школьников РТ//Башкы -2005-№1 –с.59-61
  2. Кенин- Лопсан, М.Б. Традиционная культура тувинцев: Тувинское книжное издательство, 232с.
  3. Тувинские сказки / перевод и составление М. Хадаханэ- Кызыл.:Тув.кн.изд-во, 2000.
  4. «Шагаа – праздник веры и надежды» Методические рекомендации, Кызыл, 2017г.
  5. https://



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Познание

Тема: «Откуда книга к нам пришла»

Старшая группа

Цель:

Познакомить старших дошкольников с видами древнего письма, структурой их изготовления, развивать интерес к чтению книг, закреплять навык бережного отношения к книгам. Содействовать воспитанию интереса и любви к книге, как источнику знаний.

Задачи:

- Способствовать повышению у детей интереса к истории возникновения письменности, бумаги и книги;

- Познакомить детей с устройством библиотеки;

- Продолжать развивать память, мышление, кругозор и речь детей;

- Воспитывать бережное отношение к книге, любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации первых книг.

Ход:

Отгадайте загадку: Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает?

Верно, сегодня мы поговорим о книге, узнаем как она появилась, из чего состоит, вспомним важные правила обращения с книгой.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о книге (приглашает детей посмотреть выставку книг).

Дети, обратите внимание на нашу выставку. Каких только книг нет здесь! Как можно сказать о них? (красивые, нарядные, яркие, интересные, необычные)

А как вы думаете, давным-давно были книги или нет?(ответы детей)
Давным - давно были времена, когда книг не было. Человек уже придумал буквы, умел писать, и записывал то, что хотел запомнить.

А как вы думаете на чём же писали люди? (ответы детей) В разных странах писали на том материале, который находили вокруг.

Индейцы решили передавать информацию друг другу с помощью разных знаков. Так появилось узелковое письмо. Каждый узелок обозначал какую-то букву, или даже понятие. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные и располагались они, то на конце шнурка, то почти у самой веревки. Кипу – разноцветные веревочки , каждый цвет имел свое значение:

Красный – война, кровь, белый – мир, здоровье, зеленый – урожай, хлеб, черный – смерть, болезнь, желтый – солнце, синий – море, вода.

Позже они стали рисовать картинки и разные надписи на камнях. Так появились иероглифы.

Затем люди стали писать на глиняных дощечках. Одна книга могла состоять из нескольких плиток. Такое письмо называется клинопись.

Были еще книги из воска. Выглядела восковая книга так: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки. Выемку каждой дощечки заполняли воском и писали на ней.

На Руси люди писали на белой коре березы — бересте.

А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Папирус — это болотное растение, похожее на камыш. Высота его могла быть с двухэтажный дом. Стебли его гладкие и египтяне научились его выделывать так, что получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. (рассматривают слайд)

Позже в городе Пергаме научились выделывать телячьи шкуры так, что на них тоже можно было писать.
И вот, наконец, в Китае придумали, как делать бумагу. Это было две тысячи лет назад. Секрет изготовления бумаги китайцы очень долго держали в секрете от других народов. Но шло время. И вот однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы и узнали способ изготовления бумаги. Так китайский секрет перестал быть секретом, и во всём мире научились делать бумагу по китайскому способу. И тогда появились первые книги.

Появились рукописные книги. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет.

Писец старательно выписывал каждую букву. Книги были очень дорогими и позволить себе иметь книгу дома мог далеко не каждый человек.

В 15 веке Иоганн Гуттенберг впервые в Европе создал книгопечатный станок. В 16 веке Иван Федоров напечатал первую книгу на Руси, позже книги стали печатать во всем мире.

При помощи книгопечатных станков книг печатали все больше и больше.

Теперь вернемся в наше время.
Вы помните из чего делают книги сейчас? (Дерево→бумага→книга).

Физкультминутка

Сейчас мы с вами превратимся в деревья.
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле!
(Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется.
(Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки,
(Дети машут руками.)
Даже толстые стволы, наклонились до земли.
(Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд — так деревья ветер гнёт.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем.)

В современном мире человек может печатать книгу на компьютере. Сейчас существуют книги, напечатанные и электронные, которые можно как читать, так и слушать.

Книги, как добрые, мудрые друзья вводят нас в удивительный мир. Недаром еще в старину говорили: «Кто много читает, тот много знает». «Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает».

А если у вас дома любимые книги, которые вы любите читать?

Как вы думаете, где можно взять книги? (У друга, купить.)
Конечно, книгу можно попросить у товарища, можно купить
. Но можно взять книгу в библиотеке. Кто-нибудь из вас был в библиотеке? (Ответы детей.)
Библиотека — слово не русское. Оно состоит из двух слов
библио и тека. Библио — означает книга, а тека — храни
лище. Если это слово перевести на русский язык, получится книжное хранилище или хранилище книг. Книг в библиотеке очень много. Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно. А выдаёт книги библиотекарь. Библиотеки есть во всех городах, сёлах.

Как же ребята надо обращаться с книгой, чтобы она действительно была другом? ( ответы детей - надо научиться читать книги, любить чтение, беречь книги, нельзя их рвать, мять, бросать, загибать страницы в книгах, брать чистыми руками).

Заключительная часть:

Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Познавательное развитие

Тема «Насекомые».

Цель: уточнить знания детей о характерных особенностях насекомых.

Задачи:

- Расширять и систематизировать знания детей о насекомых.

-Развивать любознательность, дружеские взаимоотношения, речь, внимание, память.

- Воспитывать доброе отношение к насекомым.

Оборудование: плакат «Насекомые», картинки с изображением насекомых музыкальные треки « По лесочку мы гуляем», « Звуки леса»

Предварительная работа: Беседа « Насекомые. Какие они?», чтение стихотворений, загадок о насекомых. Чтение сказки « Как муравьишка домой спешил». Чтение В.А. Степанов «Про меня и муравья». Рассматривание альбома « Мир насекомых»

Ход:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лес, отдохнем на полянке.

Вот мы и пришли на лесную полянку.

Кого можно встретить в лесу? (зверей, птиц).

Но звери чаще всего боятся человека.

Заяц трусливый.

Олень осторожный.

Волк тоже обойдет человека.

Птицы разлетятся, если увидят на полянке столько детей.

- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: на деревьях и цветах, на земле и в воздухе.

Кто это?

Вы догадались?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Воспитатель: (показывает плакат насекомых)

У насекомых тело состоит из члеников, 6 ног, крыльев, усиков.

- А знаете, почему насекомые называются насекомыми?

У насекомых есть насечки на брюшке, отсюда и название. Насекомые обитают не только на земле, но и в воде, в воздухе.

-Вспомните, как передвигаются насекомые?

Дети: ( летают, ползают, прыгают, порхают).

Воспитатель: А чем питаются насекомые?

На каждое насекомое – свой корм.

Гусеницы поедают листья.

Комары питаются соком и кровью.

Божья коровка поедает тлю.

Пчелы – нектар.

Отгадайте загадку?

Тащит он соломинку

К маленькому домику

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…..(Муравей)

Воспитатель:

Под пенечком домик чей?

Он без окон и дверей!

Горка- башня из земли

А живут здесь муравьи!

Что- то в домик свой заносят,

А из домика выносят

Мелкие песчинки, разные крупинки.

Работяги – муравьи целый день

Снуют от восхода до зари

И не устают!

Воспитатель: Самый сильный на земле муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. А еще муравьи прекрасные строители.

Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Муравьи полезные насекомые. Они разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель: А еще в лесу живет очень полезное насекомое. Отгадайте, о ком пойдет речь.

Домовитая хозяйка

Постоянно над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

(пчела)

Воспитатель показывает картинку пчелы.

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Ребята на лугу нужно быть очень осторожными, иначе можно оставить без ужина насекомых.

Физминутка «Пчелки»

Мы летаем друг за другом.

Лесом и зеленым лугом.

Брюшки пестрые мелькают,

В поле пчёлки все играют.

Раз, два, три,

Сели на цветок – замри!

Воспитатель: Ой, а кто это прыгает?( показать картинку)

В лесу можно встретить кузнечика.

Во фраке зеленом маэстро

Взлетает на лугом в цвету

Я – гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

Я – кузнечик, я – кузнечик

Ну, совсем как человечек-

Только маленького роста

И найти меня не просто:

Могу прыгать далеко

Не найдет меня никто.

Воспитатель: Задние лапки у кузнечика очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечик почувствовал опасность - он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась – так быстро выпрямляются эти ноги – скачок и он уже далеко

Воспитатель: А еще над лугом летают красивые стрекозы и бабочки.

- Эти насекомые очень красивые. У стрекозы крупные глаза. Ее глаза – два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей, и как летчик – истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. У стрекозы 4 крыла. А у бабочки тоже 2 пары крыльев. У бабочки рот – длинный хоботок. Обычно он свернут в тоненькую тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка.

Пальчиковая игра « Бабочка»

Видишь, бабочка летает

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладошки тыльной

стороной друг к другу. Пальцы не сгибать.

Легким, не редким движением рук

в запястьях имитировать полет бабочки)

На лугу цветы считает.

(Считаем пальчики)

- Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, считать, не сосчитать!

(Хлопки в ладоши)

За день, за два и за месяц…

(Шагаем пальчиками по столу)

Шесть, семь, восемь, девять, десять

(Считаем пальчики)

Даже мудрая пчела

(Хлопки в ладоши)

Сосчитать бы не смогла!

Воспитатель: На цветах, травинках можно увидеть интересного жука.

Отгадайте загадку.

С листьев тлю она съедает

Следить за садом помогает

Вот она взлетает ловко

Это……

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Божьи коровки хищники. Питаются тлей, тем самым спасают деревья. Божья коровка – полезное насекомое. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебе резко пахнущей жидкостью, предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная»

Воспитатель: Ребята, слышите, кто–то к нам летит.( воспитатель достаёт модель мухи на палке).Кто это?

Дети: Муха.

Воспитатель: Да, это муха к нам прилетела. Муху можно встретить не только в лесу, но и у нас дома.

Воспитатель: Муха – небольшое насекомое, голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту – хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах – подушечки присоски.

Воспитатель: Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сочками, описывают интересные наблюдения в энциклопедиях - это энтомологи. Мы должны с вами беречь и охранять природу. Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться в детский сад.

Рефлексия:

Где мы с вами побывали. Кого видели? Что вам запомнилось больше всего? Какие вы все молодцы!

Список литературы.

А.А Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова « Здравствуй, мир!» Москва Баласс 2003

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» Воронеж 2010

Н.В. Елкина «1000 загадок про всё на свете». Изд.: Академия Развития 2013

Т. Шорыгина « Насекомые. Какие они?» Изд.: Гном 2018

Т. Шмелёва « Пальчиковые игры» Изд.: Ювента М 2013



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Художественно-эстетическое развитие

Старшая группа

Рисование «Моя любимая сказка»

Цель: формировать умение передавать в рисунках эпизоды в своих любимых сказках

Задачи:

- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки.

-Развивать умение выбирать понравившийся эпизод и творческое воображение при создании иллюстраций к сказке, располагая изображение по всему листу и правильно держа карандаш.

-Воспитывать эстетическое отношение и любовь к произведениям народного творчества.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин на тему «русская народная сказка», беседы, чтение сказок.

Материал: альбомный лист, цветные карандаши, иллюстрации к сказке.

Ход:

Воспитатель: Ребята я хочу предложить вам прослушать песню. (воспитатель включает песню Владимир Дашкевич / Юлий Ким – Приходи, сказка).

Воспитатель:Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. Их любили слушать не только дети, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.

Воспитатель:- А какие сказки вы знаете?

Воспитатель:- А какие это сказки?

Дети: Русские народные

Воспитатель:- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? Дети: Народ

Воспитатель:- Какие ещё сказки бывают?

Дети: Авторские.

Воспитатель:- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюстратором.)

Воспитатель:- Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки.

Воспитатель: Ребята, а у вас есть любимые сказки?

Вот сюжеты этих сказок мы и будем с вами рисовать.

(Выбранные сюжеты сказок (иллюстрации) помещаются на доску)

Сейчас давайте немного отдохнем

Физминутка «Буратино потянулся»

Буратино потянулся, (поднимаются на носочки, руки вверх)

Раз нагнулся, (руки на поясе, три наклона вперед)

Два нагнулся,

Три нагнулся,

Руки в стороны развел, (руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, (руки вверх, поднимаются на носочки)

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на героев сказок, и вы увидите, какие они разные. Художники, когда пишут портрет, стараются передать характер героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своем роде художники.

Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать характер героя, его характерные черты, настроения, действия. Не забудьте про предметы, которые их окружают, где они находятся. Все мелочи важны. Работать надо очень аккуратно и внимательно.

Воспитатель:- Как вы думаете, какой в сказке конец?

Дети:Всегда счастливый, добро побеждает зло. Правильно!

Воспитатель:- Ну, а теперь за работу.

Рефлексия

Все рисунки вывешиваются на стенде.

- Посмотрите, какие красивые иллюстрации любимых сказок, мы с вами нарисовали.

- Какая Вам нравится? Почему?

Дети рассматривают их и рассказывают, какой сюжет из какой сказки они нарисовали, обсуждают характеры героев, их поступки.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Художественно-эстетическое развитие

Старшая группа

Рисование «Моя любимая сказка»

Цель: формировать умение передавать в рисунках эпизоды в своих любимых сказках

Задачи:

- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки.

-Развивать умение выбирать понравившийся эпизод и творческое воображение при создании иллюстраций к сказке, располагая изображение по всему листу и правильно держа карандаш.

-Воспитывать эстетическое отношение и любовь к произведениям народного творчества.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин на тему «русская народная сказка», беседы, чтение сказок.

Материал: альбомный лист, цветные карандаши, иллюстрации к сказке.

Ход:

Воспитатель: Ребята я хочу предложить вам прослушать песню. (воспитатель включает песню Владимир Дашкевич / Юлий Ким – Приходи, сказка).

Воспитатель:Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. Их любили слушать не только дети, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.

Воспитатель:- А какие сказки вы знаете?

Воспитатель:- А какие это сказки?

Дети: Русские народные

Воспитатель:- Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? Дети: Народ

Воспитатель:- Какие ещё сказки бывают?

Дети: Авторские.

Воспитатель:- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. А как называют художника, который рисует рисунки для книг? (иллюстратором.)

Воспитатель:- Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки.

Воспитатель: Ребята, а у вас есть любимые сказки?

Вот сюжеты этих сказок мы и будем с вами рисовать.

(Выбранные сюжеты сказок (иллюстрации) помещаются на доску)

Сейчас давайте немного отдохнем

Физминутка «Буратино потянулся»

Буратино потянулся, (поднимаются на носочки, руки вверх)

Раз нагнулся, (руки на поясе, три наклона вперед)

Два нагнулся,

Три нагнулся,

Руки в стороны развел, (руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, (руки вверх, поднимаются на носочки)

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на героев сказок, и вы увидите, какие они разные. Художники, когда пишут портрет, стараются передать характер героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своем роде художники.

Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать характер героя, его характерные черты, настроения, действия. Не забудьте про предметы, которые их окружают, где они находятся. Все мелочи важны. Работать надо очень аккуратно и внимательно.

Воспитатель:- Как вы думаете, какой в сказке конец?

Дети:Всегда счастливый, добро побеждает зло. Правильно!

Воспитатель:- Ну, а теперь за работу.

Рефлексия

Все рисунки вывешиваются на стенде.

- Посмотрите, какие красивые иллюстрации любимых сказок, мы с вами нарисовали.

- Какая Вам нравится? Почему?

Дети рассматривают их и рассказывают, какой сюжет из какой сказки они нарисовали, обсуждают характеры героев, их поступки.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

Лексическая тема «Наши любимые книжки»

Для закрепления темы родителям рекомендуется:

- Предложить детям отгадать загадку:

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

1.Рассказать детям о библиотеке и работе библиотекаря; спросить, для чего людям нужны библиотеки; посетить вместе с ребенком библиотеку.

- Рассказать о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг, что книги нужно беречь.

- Выучить стихотворение.

Заболела эта книжка -

Разорвал ее братишка.

Я больную пожалею –

Я возьму ее и склею.

2. Прочитать книгу С.Маршака «Как печатали книгу».

- Рассмотреть вместе с ребенком книгу, обращая внимание на шрифт, обложку, иллюстрации.

3.Попытаться вместе с ребенком сочинить рассказ, сказку или стихотворение. Сделайте книжку, пусть ребенок нарисует картинки к своей книге, красочно ее оформит и принесет в детский сад.

4. Игры с детьми

«Подбери признак к предмету»: книга (какая?) - детская, художественная, научная, красочная, большая ....

«Слова-родственники»: подобрать родственные слова к слову книга (книжка, книжный, книголюб, книгопечатание).

«Угадай сказку по отрывку»: взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает ее название.

« Кому принадлежат эти предметы?»

1. Мыло, полотенце, зубная паста, щетка. МОЙДОДЫР

2. Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода ФЕДОРИНО ГОРЕ

3. Чашка, самовар, баранки, монетка. МУХА- ЦОКОТУХА.

4. Градусник, вата, шприц, фонендоскоп. АЙБОЛИТ.

5. Галоши, шоколад, перчатки, телефон. ТЕЛЕФОН.

5. При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.

Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, выбирайте истории, достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но при этом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

Та ли эта книга, которая понравится именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

Обладает ли эта книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимым остаются такие, которые близки ему эмоционально.

Хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, и не только к ее значению.

Нравится ли книга вам. Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть больше оснований, что это понравится и ребенку.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Старшая группа

Социально-коммуникативное развитие

Развитие речи

Лексическая тема: « День Победы»

Цель: продолжать знакомить детей с событиями ВОВ, закреплять знания о том, как люди защищали свою Родину; воспитывать у детей нравственно – патриотические чувства.

Задачи:

- развитие умения согласовывать существительные с прилагательными, расширять словарный запас, помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т.Белозерова «Праздник Победы», развитие связной речи;

- закрепить и уточнять знания детей о празднике – 9 мая, формировать интерес к различным видам войск; дать представление о Российской армии;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них;

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Работа над словарем: Защитник, Родина, Отечество, воины, налёт, бомбы, бомбовый удар, транспаранты, ветераны.

Ход :

Части НОД

Содержание

1. Вводная часть.

Организационный момент:

Психологический настрой.

Воспитатель:

«Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

Плечиками чик-чик,

Глазками миг-миг.

За руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Воспитатель:

-Ребята, давайте встанем в круг и покажем друг другу свои ладошки. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом наших рук мы передаем друг другу частичку себя, теплоту своего сердца и души! А теперь закроем глаза и послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка.

Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава.

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом,

Звонкой, мирной тишиной.

#1054;сновная часть.

Воспитатель:

Звучит музыка Д. Тухманова «День Победы»

-Ребята, какой великий праздник отмечают все люди нашей страны 9 мая?

- Кто догадался, о чём будет наше занятие?

-Сегодня наше занятие мы посвятим великому празднику «Дню Победы».

Беседа по теме.

Воспитатель:

-Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

-Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище зимой. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь так легко оборвать. О войне мы можем судить только по книгам, кинофильмам и рассказам фронтовиков. Для нас война – история. Совсем скоро мы отмечаем большой праздник - День Победы над фашистской Германией!

Рассказ воспитателя.

Воспитатель:

-Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной Войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. Что же это за праздник?

Дети: Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

Воспитатель: Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.

-Скоро мы будем отмечать светлый и скорбный праздник – День Победы. А кто скажет, что это была за война и когда она началась?

Дети: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну в июне 1941 года.

Воспитатель: Скажите, а почему война – это плохо, страшно?

Дети: Потому что гибнут люди, те, кто остается живым во время войны живут плохо, страдают, голодают, болеют.

Воспитатель: Весь народ встал на защиту Родины, когда летом 1941 года на нашу страну напали немецко-фашистские захватчики. Отцы и старшие братья ушли на фронт, женщины и дети встали к станкам, пришли на заводы, где до войны работали их мужья. Все, кто остался в тылу, помогали нашим воинам: изготавливали бомбы и снаряды, самолеты и танки, шили теплую одежду, вязали варежки для солдат.

Люди разных национальностей, взрослые и даже дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод.

-А вы ребята знаете, сколько погибло человек в этой страшной войне?

Дети: Много.

Воспитатель: Да, действительно, очень много: погибло более 20 млн. человек.

«Война! Жестче нет слова!

Война! Печальней нет слова!

Война! Светлее нет слова!

В тоске и славе этих лет!

Земли немало кровью оросили

И вечно будет помнить мир о том,

Как шли сыны, и дочери России

Сквозь гром войны

К победе над врагом!

Воспитатель: Отлично. А давайте поиграем в игру «Кто где служит?» и вспомним, а кто не знает, выучит, какие бывают военные профессии. Я начну предложение, а вы закончите.

В море служат….моряки

В небе Родину охраняют …. летчики

В танковых войсках Родину защищают….танкисты

На границе Родину охраняют….пограничники

Воспитатель: Здорово, ребята, вы молодцы! А скажите мне, какими должны быть военные, солдаты?

Дети: Сильные, смелые, храбрые.

Воспитатель: Конечно, не зря о русском солдате говорят:

Русский солдат не знает преград

Умный боец везде молодец

Смелый побеждает, а трус погибает

- Ребята, а что нужно делать, чтобы быть сильными?

Дети: Бегать, заниматься спортом, делать зарядку.

Воспитатель: Отлично, тогда давайте немного потренируемся, разомнемся!

Физкультминутка «Самолёт»:

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

К облакам поднялись,

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут,

Приготовим парашют.

Толчок, прыжок,

Летим дружок!

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились.

Воспитатель:

-В далекие майские дни закончились бои, и был подписан мир. И с тех пор каждое Девятое мая наша страна, наш народ отмечает День Победы. На улицах вам встретятся пожилые люди с орденами и медалями. Улыбнитесь им, поздравьте с праздником, пожелайте здоровья. О Дне Победы сложено много песен и стихов. Я прочитаю вам одно из них. Это стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».

- Понравилось ли стихотворение? (Ответы детей)

- Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь запомнить его.

Дедушки и бабушки будут благодарны вам, если в День Победы вы порадуете их, прочитав это стихотворение. А я помогу вам запомнить его.

Чтение начала стихотворения, присоединяя к первым трем сточкам еще две:

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Эти строки тоже читаю с вопросительной интонацией. Сначала все дети отвечают на вопросы, потом 2–3 ребенка индивидуально.

Читаю первые пять строчек стихотворения.

- Почему бывшие воины надели ордена и куда их с утра зовет дорога?

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им

Бабушки глядят.

Чтение стихотворения полностью.

Пальчиковая игра «Бойцы- молодцы»

Воспитатель:

-Воины смело прыгали с парашютом, сражались с вражескими самолётами и кораблями. Сильные руки у солдат и наши пальчики «бойцы-молодцы».

«Пальцы эти-все бойцы, удалые молодцы

(сжимаем и разжимаем кулачки, кладём руки на стол ладонями вниз)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(поднимаем большие пальцы)

Два гвардейца-храбреца! (указательные пальцы)

Два сметливых молодца! (средние)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных! (безымянные)

Два мизинца-коротышки,

Очень славные малышки!

(поднять мизинцы и хлопнуть ладонями по столу)»

Динамическая пауза «Марш»

Воспитатель:

-Все военные идут на параде 9 Мая строевым шагом, который называется «марш». Давайте и мы попробуем маршировать, как они.

«Раз, два, дружно в ногу,

Три, четыре, твёрже шаг

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг».

Игра с мячом «Скажи по-другому»- подбор синонимов.

-Давайте подберём слова к слову «смелый».

Смелый -храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, решительный, героический.

Воспитатель:

-Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.

-Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно! Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня мы хотели бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.

Игровое упражнение «Слова-родственники»-

Воспитатель:

- Ребята подумайте и назовите родственников слова «герой»

(дети передают друг другу флажок и называют слова)

Герой- героический, героизм, геройский;

Защитник-защита, защищать, беззащитный, защищённый;

Война-военный, воевать, воин, войско, вояка. воюющий, воинский.

3.Заключительная часть.

Рефлексия:

Воспитатель:

-Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки.

-О чем мы говорили сегодня?

- С каким стихотворением познакомились?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Какое есть страшное слово?
-Какие чувства вызывает война?

Я вижу, у всех хорошее настроение. Потрите ваши ладошки. Что чувствуете? (тепло). Это тепло ваших благодарных, добрых сердец и душ.

-А есть важные слова: мама, Родина, счастье.

-А ещё важное слово – Мир.

Мир – это земля, мир – это небо, звёзды.

Мир – это люди,

Мир – это дети,

Мир – это спокойная, радостная жизнь.

Мир нужен всем!



Предварительный просмотр:

Конспект

НОД

ФЭМП

Старшая группу

«Веселое путешествие»

Цель: закрепить навыки прямого и обратного счета до 10.

Задачи:

- Развитие внимания кратковременной и долговременной памяти, логического мышления, зрительного восприятия;

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах, навыки прямого и обратного счета в пределах 10;

- Воспитывать взаимопомощь друг другу.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.


Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебной математической стране. Вы любите математику?

Уверены в своих силах и знаниях?

Тогда для начала я предлагаю вам провести небольшую разминку.

Сколько носов у трех котов?

Сколько пальцев на одной руке?

Какой сегодня день недели?

Сколько раз в году бывает день рождения?

Какое сейчас время года?

Сколько углов в треугольнике?

Сколько дней в одной неделе?

Что бывает раньше: утро или вечер?

Сколько спинок у трех свинок?

Сколько животиков у пяти бегемотиков?

Воспитатель:

Молодцы! А теперь можно отправляться в путешествие!

Но кто живет в этой стране? Давайте знакомиться.

Первая остановка

В этом доме живут Цифры

Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.
- Ребята, мы сейчас немного поиграем.

«Расставь по порядку».

Для игры используются карточки с числами от 1 до 10. Воспитатель приглашает десять воспитанников и раздает им карточки с цифрами. Воспитатель предлагает всем участникам побегать под музыку, а по окончании музыки, выстроиться в ряд в произвольном порядке. Дети, которым не достались карточки, должны расставить игроков по порядку. Один ребенок исправляет одну ошибку.

Игра "Найди нужную цифру"

Всем детям раздаются карточки с цифрами от одного до десяти. Воспитатель показывает карточки с определенным количеством предметов. Задача детей посчитать количество предметов на карточке и подобрать карточку с соответствующей цифрой.

Вторая остановка

Посмотрите внимательно, кто живет в этом доме? Молодцы, вы сами догадались. Да, это геометрические фигуры. Они хотят с вами поиграть.

- Вы согласны?

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз

«Геометрические фигуры»

Вот фигуры - непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

Дружно глянем все налево.

Что там? Это же … квадрат.

Не уйти тебе проказник,

От пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат. Дети шагают на месте.

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это – … круг.

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся. Дети кружатся на месте.

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми

До овала доставай! вверх руками.

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем.

Хорошо фигуры знаем! Дети приседают.
Третья остановка.

В этом домике живут стихотворные задачки. Будьте внимательны.

Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?
(Шесть)

Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца?
(Пять)

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
(Четыре)

Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
(Семь)

Четвертая остановка

Здесь вас ждут герои сказки. Посмотрите внимательно. Как вы думаете из какой сказки они пришли? Правильно, из сказки «Козленок, который умел считать до десяти». Я предлагаю вам вспомнить эту сказку и поиграть в нее. Кто-то из вас будет героями сказки, а кто-то зрителями.

Воспитатель распределяет роли. Зрители занимают места в зрительном зале.Проводится театрализованная игра по мотивам сказки.

Вот видите, как важно уметь считать. А теперь прошу вас присесть.
Наше путешествие закончилось, но мы обязательно еще не раз вернемся в волшебную страну под названием МАТЕМАТИКА.

Вам понравилось путешествие?

- Ребята, скажите, чему мы с вами научились во время путешествия?

С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Где вам могут пригодиться знания, полученные во время путешествия?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Верхнеусинская СШ»

Дошкольная группа

Конспект беседы с детьми дошкольного возраста

"Экскурсия по родному селу"

Подготовила

воспитатель

Александра Кыргысовна Донгак

с. Верхнеусинское, 2024г

Возрастная группа: 5-7 лет

Форма организации: виртуальная экскурсия

Тема беседы: Село моё родное
Цель: - развитие у дошкольников любовь и уважение к родному селу

Задачи: - обобщить понятие Родина и малая Родина

- развитие у детей памяти, внимания, расширение кругозора

- воспитывать у детей патриотическую любовь к малой Родине

Планируемый результат: развитие чувства патриотизма, любознательности, доброжелательности.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор экран, колонки, билеты на проезд в автобусе, атрибут «автобус»

Маршрут: улица Беспалова, площадь Щетинкина, улица Ленина, переулок Лесной

Ход:

Начало беседы:

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(З. Александрова)

Воспитатель:

- У каждого человека есть Родина. Ребята, что для вас означает слово «Родина»?

Ответы детей: Наш дом, Россия, там где родился.

Воспитатель:

-А как называется наша малая Родина, наше село?

Ответы детей: Верхнеусинское, Усинск.

Воспитатель:

- А вы как называются главные улицы, площадь нашего села? (ул. Беспалова, Ленина, Красных Партизан, площадь Щетинкина)

- Как называется река, протекающая около нашего села?

Ответы детей: Ус

Воспитатель:

- Какие ещё сёла, находятся рядом?

Ответы детей: Нижнеусинское, Арадан, Шивилиг.

Воспитатель:

- И так, место, где мы родились и живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья, называется – РО-ДИ-НА.
- У каждого человека есть Родина. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке, и все в ней для нас родное.

- Вы любите свою Родину?
Основная часть:

Воспитатель:

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему любимому селу.
- Как вы думаете, на чем мы можем совершить экскурсию?

Ответы детей: на машине, на автобусе.

Воспитатель:
- Нас с вами ждет экскурсионный автобус. Но прежде, чем мы займем места в автобусе, каждому из вас я раздам билеты - номер билета соответствует номеру кресла в автобусе.
- Занимайте места в автобусе, а пока вы рассаживаетесь, я напомню вам о том, что во время движения автобуса вставать со своих мест запрещено, а тем более передвигаться по салону.

- Наше село самый южный населенный пункт Красноярского края. Оно расположено в Усинской котловине. Горы живописно окружают наше село.

- Какие горы вы знаете?

Ответы детей: Сопка, Ольховка, Баданка.

Воспитатель:

- Рядом протекает горная река Ус. Она одна из красивейших рек. Берет начало из Черного озера Западного Саяна.

- Она богата своим хариусом, ленком и тайменем.

- А летом взрослые и дети купаются, наслаждаясь чистотой и прохладой.

- Наше село многонациональное.

- Какие национальности проживают у нас в селе?

Ответы детей: русские, чуваши, немцы, тувинцы, хакасы.

Воспитатель:

- У каждой национальности есть свои традиции и обычаи.

- Вот мы приближаемся к селу. На въезде с правой стороны в наше село стоит красивое сооружение.

- Это буддийское, архитектурное религиозное сооружение – Субурган.

- А вы знаете, какая национальность относится к буддийской вере?

Ответы детей: тувинцы.

- Проехав по центральной улице мы, увидем, памятник Павшим в годы Великой Отечественной войны . 9 мая традиционно проходят митинги, жители нашего села приносят цветы к памятнику.

- Что обозначает слово «памятник» ?

Ответы детей: от слов «память», «помнить»

- Это скульптурное сооружение, обелиски. Строят их в честь какого – либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев.

- На площади расположена «Верхнеусинская СШ»

- Школа – это важное здание, куда приходят дети, чтобы получить знания, чтобы стать грамотным, всесторонне развитым, начитанным.

- Для чего учатся дети в школе?

Ответы детей: чтоб получить знания

В центре нашего села есть Храм Николы Таежного.
- Как вы думаете, для чего нам нужны храмы?

Ответы: чтобы, молясь просить у Бога здоровья себе и своим близким, чтобы не было войны, чтобы люди жили в мире.

- Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола. У нашего храма один купол, на других храмах бывает и три купола и пять и семь и больше.


Физкультминутка
Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)


- Если мы с вами посмотрим налево, увидим здание Администрации Верхнеусинского сельсовета.

- Что такое Администрация?

Ответы детей:

- На первом этаже здания находится музей и сельская библиотека

- Были ли вы в нашем музее? С кем? Что необычного вы увидели? Какие экспонаты ? Что вам понравилось?

- Наша библиотека богата литературой. В ней работают два прекрасных библиотекаря, которые организуют для детей увлекательные, познавательные, творческие мероприятия.

- Дальше следуем по маршруту по улице Ленина.

- На перекрестке дороги в село Нижнеусинское стоит старинное здание Дом культуры. Здание Дома культуры было построено купцом Вавилиным около 120 лет назад под торговую лавку. В настоящее время в Дому культуры проводятся культурные мероприятия.

- Одно из любимых мест наших жителей и гостей нашего село – это Подвесной мост. Он соединяет два села Верхнеусинское и Нижнеусинское.

Это одно из красивейших мест. Здесь в любое время года бывают сельчане, которые любуются красотой природы.
Заключительная часть:

- На этом наше путешествие подошла к завершению, давайте займем места в автобусе и поедем в наш любимый детский сад.
- Вам понравилась сегодняшнее путешествие? Давайте вспомним места, где бы вам ещё хотелось побывать? Путешествие по другим уголкам нашего села будет продолжен в следующий раз.
- Вы любите своё село? Я предлагаю каждому из Вас сейчас сказать хорошие слова и подарить нашему селу Букет добрых пожеланий! (ответы).


Наше село – лучшее самое!

Дружно селом получаем награды мы.

Вместе работаем, вместе и празднуем,

В нашем селе не грустим никогда.

Люди живут здесь такие прекрасные!

Будем селом гордиться всегда!

- Я благодарю Вас за внимательное отношение к моему рассказу, за дисциплинированность.

- Спасибо за ваше участие, до новых встреч!