Педагогические чтения, круглые столы, семинары и другое

Шершнев Евгений Алексеевич

В данном разделе представленны круглые столы, консультации, семинары.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»

Юридический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,

ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097

УТВЕРЖДЕНО:

________ Н.В.Зуева

И.О.заведующей МАДОУ

«Детский сад «Капелька»

                         

Семинар – практикум для педагогов:

«Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ»

Выполнила:

Инструктор по физической культуре: Шершнев Е.А.

 

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ.

Задачи:

1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.

2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

3. Развить творческий потенциал педагогов.

4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ.

Ход семинара-практикума:

Первая часть:

Сегодня мы с вами поговорим о современных подходах в физкультурно - оздоровительной работе.

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Структура организации физической активности детей включает:

Прошу вас назвать уважаемые педагоги, что именно?

Ответы воспитателей:

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию;

Утренняя гимнастика;

Физкультминутка;

Подвижные игры;

Зарядка после дневного сна;

Самостоятельная двигательная деятельность;

Музыкально - ритмическая деятельность;

Пальчиковая гимнастика;

Массаж и самомассаж;

Гимнастика для глаз;

Дыхательная гимнастика;

Закаливание;

Всё перечисленное – это содержание нашей с вами работы по организации физкультурно - оздоровительной деятельности с детьми. И главная цель данной работы: сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

Сейчас мы немного освежим память и вспомним теорию. Выполним небольшой тест.

Задание 1.  Выберите правильный ответ:

1. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является….

а) Подвижная игра;

б) Утренняя гимнастика;

в) Физминутка;

д) НОД по физкультуре.

2. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется…..

а) Колонна;

б) Шеренга;

в) Строй;

г) Круг;

д) Интервал.

3. Наклоны головы и туловища, приседания, повороты головы и туловища, прогибание туловища, потягивания, поднимание, скрещивание и сгибание рук и ног – это…..

а) Основные движения;

б) Общеразвивающие упражнения;

в) Психогимнастические упражнения;

г) Циклические движения.

4. Обучение дошкольников спортивным играм начинается с ……

а) Соревнований между детьми;

б) Вопросов к детям;

в) Раздачи пособий;

г) Разметки площадки;

д) Разучивания отдельных элементов игры.

5. Способы организации детей на физкультурной НОД

а) Фронтальный, групповой, посменный, развивающий и индивидуальный;

б) Фронтальный, групповой, посменный, поточный и индивидуальный;

в) Наглядный, групповой, посменный, практический.

6.Способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, в т.ч. двигательной – это….

а) Сила;

б) Выносливость;

в) Быстрота;

г) Ловкость;

д) Гибкость.

7.Способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении, которая является компонентом любого движения - это….

а) Равновесие;

б) Глазомер;

в) Быстрота.

8. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий,

связанных с обязательным

для всех играющих правилом - это…

а) Двигательный режим;

б) Основные движения;

в) Подвижная игра.

9.Старших дошкольников обучают следующим спортивным играм:

а) Бадминтон, баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол;

б) Волейбол, бобслей, баскетбол, большой теннис;

в) Школа мяча, футбол, волейбол, хоккей, футбол.

10. К какой группе методов относятся перечисленные приемы:

показ, подражание, зрительные ориентиры, фотографии, рисунки, схемы.

а) Физические;

б) Наглядные;

в) Дидактические.

Вторая часть:

Я хочу представить вам новое направление, такое как детский фитнес – это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.

На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно - игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой. В последние годы спектр фитнес - технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился. Видов детского фитнеса много. Я хочу с Вами разобрать самые распространённые виды детского фитнеса, такие направленности как:

1. Ритмическая гимнастика;

2. Степ аэробика;

3. Игровой стретчинг.

4. Фитбол аэробика

Ритмической гимнастикой называют комплекс разнообразных физических упражнений, которые выполняются в разном темпе под музыку. Строится гимнастика на понятных детям упражнениях. Их всегда подбирают, исходя из возраста дошкольников, а также уровня их физической подготовки. Движения в ритмической гимнастике направлены на развитие координации. Под музыку дети делают чёткие и ритмичные упражнения. С помощью них они учатся владеть телом, ориентироваться в пространстве, укрепляют организм и мышечный тонус.

Один из видов фитнес технологий это: упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно - ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра - сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения.

С подражания образу, малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Стрейчинг позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающее глубокое оздоровительное действие на весь организм.

Степ - аэробика – ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ - платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.

Фитбол аэробика – большой мяч, обладающий хорошей упругостью, изготовленный из эластичного ледрапластика диаметром от 55 до 75см. Используется он в первую очередь для общего оздоровления и укрепления организма, стимуляции вестибулярного аппарата и коррекции осанки.

Врачи в один голос утверждают, что согласны со мнением спортивных экспертов — занятия на фитболе оказывают полезный эффект на растущий детский организм и являются практически аналогом верховой езды. Во время выполнения комплекса оздоровительных упражнений ребенок получает нагрузку на все группы органов и мышц: мышечный корсет, грудная клетка, руки, ноги, желудок, кишечник и прочее. Помимо всего перечисленного, комплекс фитбол - упражнений способствует развитию баланса, равновесия, помогает улучшить самоконтроль, повышает сосредоточенность ребенка.

Третья часть:

Мастер-класс.

Ну а сейчас мы с вами выполним упражнения стретчинга.

Игровой стретчинг:

1. Стрейчинг «Деревце» (5с 2 раза)

И. п.: Сомкнутая стойка, пятки вместе, носки слегка разведены в стороны, руки вдоль тела. 1 - напряч мышцы передней поверхности бедра, ягодичные мышцы, втянуть живот, вытянуть шею вверх, вдох; 2 – поднять прямые руки над головой, вдох; 3 – 4 – опустить руки расслабиться, выдох.

2. Стрейчинг «Слоник» (5с 2раза)

И. п.: широкая стойка, стопы направлены вперёд, руки согнуты в локтях, ладони – на бёдрах. Позвоночник прямо, тянуться головой вверх. 1 – на выдохе потянуться вперёд вверх, наклониться вперёд до полного касания руками пола, следить за тем, чтобы пятки не отрывались от пола, спина оставалась прямой, ладони лежали на полу на ширине плеч; 2 – вернуться в и. п.

3. Стрейчинг «Вафелька» (5с 2 раза)

И. п.: сидя на ягодицах, ноги вытянуты вперёд. 1 – потянуться вверх прямыми руками, спину выпрямить, позвоночник вытянуть вверх; 2 – наклониться вперёд грудью, лбом прижаться к коленям; 3 – 4 – вернуться в и. п.

4. Стрейчинг «Змея» (5с 2 раза)

И. п.: лёжа на животе, ладони под грудью пальцами вперёд. 1 – на выдохе подняться на руках вытягивая позвоночник; в пол упираются только ладони и тыльная поверхность стоп (они поддерживают вес тела), руки в локтях остаются чуть согнутыми; 2 – вернуться в и. п.

5. Стрейчинг «Черепашка» (10 с 2 раза)

И. п.: сидя на коленях, руки вдоль туловища. 1 – потянуться вверх, выпрямить спину, вытянуть позвоночник, вдох; 2 – на выдохе наклониться вперёд, положить грудь на колени, лбом коснуться пола, руки лежат на полу вдоль туловища ладонями вверх.

Четвертая часть:

Разгадаем кроссворд.

ВОПРОСЫ

к кроссворду №1

по горизонтали:

  1. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение травм, заболеваний.

3. В его целях используют для детей воздушные и солнечные ванны

5. Как называется гимнастика, выполняемая после сна.

10. Что восстанавливают спортсмены после длительного бега.

по вертикали:

2. Часть физкультурного занятия

4. Способность противостоять утомлению в какой либо деятельности.

6. Спортивное сооружение

7. Вид спорта, игра.

8. Основное движение

9. Предмет, как правило, имеющий упругую поверхность и полый, предназначенный для игры или спортивных тренировок.

ВОПРОСЫ

к кроссворду №2

по горизонтали:

1. Комплексное качество, позволяющее выполнять сложное по координации движение экономно и точно.

6. Какую атлетику называют королевой спорта.

8. Разновидность бега в старших группах

9. Регулярное занятие спортсменов

по вертикали:

2. Начало эстафеты.

3. Что несут в руках избранные спортсмены на открытие олимпиады.

4. Место проведения третьего физкультурного занятия.

5. Название гимнастики, в которой участвуют только руки.

7. Способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

10. Зимний вид спорта.

Использование элементов фитнес - технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха. Будьте здоровы, берегите и укрепляйте здоровье «наших» детей!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»

Юридический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,

ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097

УТВЕРЖДЕНО:

________ Н.В.Зуева

и.о.заведующей МАДОУ

«Детский сад «Капелька»

                         

Консультация для воспитателей «О пользе закаливания в ДОУ»

 Разработал: Инструктор по ф. к. Шершнев Е.А.

 

 Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. 
Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим дня и его строгое выполнение — одно из важнейших условий для нормального физического и нервно-психического развития ребенка.
Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма. 


Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время. 
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

1.  Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

    Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими. 

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания. 

3.  Систематичность.

    Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается. 

4. Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. 

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы: 

1) здоровые, ранее закаливаемые;

 2) здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;

 3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.

   По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»). 

   Представленные показатели соответствуют (отвечают) функциональным возможностям детей 2-й группы. Для детей 1-й группы конечная температура воздуха и воды при закаливании может быть на 2—4°С ниже, для детей 3-й группы (на основании рекомендаций врача дошкольного учреждения) — на 2°С выше. Температуру действующего фактора следует снижать постепенно (через 3—4 дня при местном воздействии и через 5 — 6 дней при общем) или сокращать время его воздействия. 

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. 
Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики.
Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п. 

Солнечные ванны - оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. 
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее. 
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. 
Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени. 

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной (табл. 2). 

Обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних.
В теплые дни процедуру проводят на воздухе, в холодные, сырые или ветреные — в помещении. Для обливания можно использовать душ, садовую лейку или кувшин. Ребенок становится на деревянную решетку (чтобы не пачкать подошвы ног после обливания). Сначала он обмывает под струей воды руки (с мылом), лицо, слегка смачивая влажной рукой голову. Затем струю воды с высоты 40—50 сантиметров направляют ему на шею, минуя голову. Ребенок поворачивается, поочередно подставляя спину, бок, грудь и т. д. Вода должна широким потоком стекать по телу.

Закаливание носоглотки -  можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры. 

Закаливание детей водой Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня еѐ снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня еѐ снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов. Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног. Обливание проводят сначала тѐплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тѐплой – 36 градусов. Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тѐплую воду(+28), постепенно (каждые 2-3 дня) снижая еѐ температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты. Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лѐгкого массажа до появления умеренного покраснения. Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ѐмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тѐплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание. Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливать ребѐнка лучше из кувшина, ѐмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела. Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьѐ ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры. Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения. В тѐплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребѐнка от ветра. Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды. Для детей старше года температура воды для ванны-36-35 градусов, продолжительность ванны – 10 минут. Высота воды в ванне не должна достигать уровня соска сидящего ребѐнка. закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2 градуса меньше, чем в ванне. Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать ребѐнка. После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий – воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаѐтся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой. Купание в открытых водоѐмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трѐх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоѐме в безветренную погоду разрешается детям старше трѐх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха на менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день). Хорошо закалѐнным детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трѐх минут до пяти-восьм отлично закаливают детей.

Прогулка Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе.
Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Жесткую кожу смазывают вазелином, кремом, холодные руки согревают, кольца, перстни обязательно снимают.
Для детей постарше, хотя еще дошкольников, также широко используются всевозможные водные процедуры. Они удобны еще и тем, что позволяют дозировать температурный режим более точно, чем при воздушных и солнечных ваннах. 
Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. 
Дети очень любят воду. Летом в теплую погоду можно разрешить им побродить по дну мелкого ручья, поиграть на влажном берегу, строить из мокрого песка крепости, рыть колодцы, возводить плотины.

Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь — это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде.

Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни ребенка круглый год. С этой точки зрения следует тщательно подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они находятся. 

Какие еще вы знаете виды закаливания?                                                                                  

Закаливающие процедуры (проводятся во всех группах)

Закаливающие воздушные ванночки для тела Закаливание проводится в помещении при температуре воздуха 18-20 градусов. Основные средства закаливания:

1. Дети ежедневно в любое время года 15-20 минут играют босиком в одних плавочках в простые игры типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».

2. Ребенок сам растирает сухой салфеткой или специальной рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь до возникновения ощущения радости.

3. Воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфеткой, слегка пощипывает кожу и похлопывает, позволяет малышу расслаблено повисеть у себя на вытянутых руках.

4. Игра «Я массажист» Дети попарно делают друг другу массаж спинки, «рисуя» на ней контуры железнодорожного пути и приговаривая «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, поезд-поезд».

5. Влажное растирание. Раздетого ребенка взрослые быстро обтирают влажным теплым полотенцем, после чего ему предлагается 5-10 минут быстро побегать («Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 минут процедура повторяется, а затем ребенка растирают сухим полотенцем и вытирают насухо. При этом фиксируется эмоциональное состояние малыша. Хорошо, когда во время этой процедуры дети от восторга визжат, кричат, смеются.

Во время приема воздушных ванночек весьма эффективен особый поглаживающий массаж (Его можно делать и одетому в легкую одежду ребенку).

Массаж делается очень нежно, почти незаметно, легкими прикосновениями к телу:

1. Вдоль позвоночника легко поглаживается спинка двумя пальцами от шеи до копчика, 3 раза сверху вниз.

2. Тоже самое с низу вверх, 3 раза

оглаживание от плеч к позвоночнику растопыренными пальцами- 3 раза.

4. Поглаживание от подмышек по спине к позвоночнику.-3 раза.

5. Поглаживание от бедер к позвоночнику-3 раза.

6. Поглаживание от позвоночника к бедрам -3 раза.

7. Поглаживание к подмышкам впадинам -3 раза.

8. Поглаживание от позвоночника к плечам – 3 раза.

9. Затем поочередно поглаживаются руки и ноги сверху вниз -по 3 раза. Контрастные ванночки для рук и ног

Основные средства закаливания:

1. Температура воды в ванночках 18 и 36 градусов. Ребенку предлагается постоять в горячей воде (36 гр.) 7-8 секунд. Потом он переходит на 3-4 секунды в ванночку с прохладной водой (18гр.) Затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и делается индивидуальный массаж пальчиков ног и стоп самим ребенком или воспитателем. В массаж стопы входят растирание, пощипывание и похлопывание их с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким, сильным». Постепенно температура воды в холодной ванночке понижается.

2. В группу в ведерке вносится снег (зимой) или охлажденная вода (летом). Дети снегом растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего ополаскивают их и протирают сухим полотенцем.

3. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы ног снегом до такого состояния, чтобы они стали горячими. Первую неделю растирание снегом проводит воспитатель. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стоп.

4. Дополнительный эффект закаливанию придают наблюдения детей за тем, как сам воспитатель у них на глазах проводит закаливающие процедуры: ходит босой по снегу, растирает ноги или обливается холодной водой. Закаливание носоглотки, полоскание рта и горла Игра «Волшебный напиток» Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а…а…а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Постепенно температура воды снижается до 8-10 градусов с целью достижения закаливающего эффекта.

Комплекс оздоровительных упражнений для горла

1. « Лошадка». Вспомнить, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине весѐлых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движение лошадки так же показываем, то снижая, то увеличивая темп поворота (20 - 30 сек.)

2. « Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону повернѐт. И каркает так, что еѐ всюду слышно. Дети произносят протяжно звук « ка-а-а-аар» (5-6 раз).

3. « Змеиный язычок». Представить, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка ( 6 раз).

4. « Зевота». Сидя удобно, расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести « о-о-хо-хо-о-о-о», прозевать (5-6 раз).

5. «Весѐлые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30-40 сек.). 6. « Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от неѐ избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальные» звуки « ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы- гы-гы».

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

2. Сделать по 8 - 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем - через левую, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук « м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счѐт постукивания по крыльям носа.

5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Без звучно произнести звук «а-а-а» (5 - 6 раз).

Закаливающие упражнения на ушных раковинах

1. Быстро загнуть уши вперед, сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижать ушные раковины к голове, а затем отпустить (ощущение хлопка в ушах). Способствует общему укреплению здоровья (5—6 раз).

2. Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. Потянуть их вниз, затем отпустить. Повторить 5—6 раз. Эта процедура полезна при закаливании горла, поскольку на ушной мочке расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта.

3. Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать находящийся спереди выступушной раковины — козелок. Сдавливать и по- ворачивать его во все стороны в течение 10 сек. Рекомендуется делать массаж регулярно. Он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань. Со временем отступят насморк, кашель, аллергия.

Примерные дыхательные упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний После сна, лежа на кроватях

1. Поднять руки и ноги — вдох, соединить руки и ноги — выдох.

2. Вдох, руками захватить колени — выдох.

3. Вдох, поднять правую руку и правую ногу вверх — выдох; то же левой ногой и рукой.

4. Руки в стороны — вдох, согнуть ноги, подтянуть к груди — выдох, выпрямить ноги и опустить их сбоку.

5. Руки вверху, перекатывание на правый бок, затем — на левый.

6. Руки за головой: «Велосипед».

7. На четвереньках: отвести правую руку через сторону вверх, то же левой.

8. На четвереньках: «Кошечка».

9. Руки вверху, сесть и лечь.

10. Лежа на спине, отвести руки в стороны, ноги согнуть в коленях.

11. Руки в стороны, поворот вправо, положить ладонь на ладонь.

12. Руки под головой, сделать круг прямой правой ногой, то же ясной.

13. На животе: «плаваем».

14. Поднять правую ногу, согнуть ее, выпрямить, то же левой.

15. Лежа на животе приподнять туловище, руки за голову.

16. Руки под подбородком, прогнуться, выпрямить руки — вдох, вернуться в и.п. — выдох

Методика солевого закаливания Показания:

Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста. Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки. Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение ―игру‖, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве. Оборудование: 3 фланелевых коврика, а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами, б) с нашитыми палочками. 10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0, 5 кг на 5 л. воды 0, 25 кг на 2, 5 л. воды Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

«Закаляйся, если хочешь быть здоров! ». С годами старый девиз не теряет своей актуальности. Еще древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что ―холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным‖. Таким образом, еще на заре цивилизации закаливанию организма отводилась особая роль в укреплении здоровья.

Закаливающие процедуры - должны проводиться только в том случае, если ребенок пребывает в хорошем настроении — страх, беспокойство или плач недопустимы. В этом случае запланированное закаливание откладывают или отменяют вовсе. Уделите время психологической подготовке ребенка и постарайтесь сделать так, чтобы закаливание сочеталось с играми и было интересно ребенку- достигнутый результат непременно окупит все затраченные усилия. Здоровый и энергичный ребенок станет лучшей наградой за работу, проделанную родителями и педагогами.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»

Юридический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,

ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097

УТВЕРЖДЕНО:

________ Н.В.Зуева

и.о.заведующей МАДОУ

«Детский сад «Капелька»

                         

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья детей»

 Разработал: Инструктор по ф. к. Шершнев Е.А.

 

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

 

В.А. Сухомлинский.

 

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Одной из образовательных областей общеобразовательной Программы дошкольного образования является область «Физическое развитие».

Важные задачи данной образовательной области:

- формирование основ здорового образа жизни;

- развитие важных психо-физических качеств (сила, ловкость, выносливость, быстрота, координация),

- обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

Успешного результата в работе с дошкольниками можно добиться разными средствами, одним из которых является - игра.

Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворяют жизненные потребности малышей. Ведь подвижные игры в дошкольном возрасте представляют естественный путь «оттачивания» мелкой моторики. Кроме того, подвижные игры позволяют полнее узнать мир, поэтому играют важную роль в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка. Подвижная игра является основным средством формирования и развития у детей основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, ползанье, метание, ловля. Для того, чтобы сформировать у ребенка любой двигательный навык, он должен повторить это движение много раз. Но просто так повторять это движение скучно и неинтересно, для этого в дошкольной педагогике и существуют специальные игровые упражнения и подвижные игры.

Подвижные игры повышают интерес детей к выполнению движений. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается. Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.

Подвижная игра включает в себя:

  • Сюжет
  • Правила
  • Действия.

Какие бывают подвижные игры для дошкольников

Условно подвижные игры для дошкольников можно разделить на сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.

Однако, в любом случае, подвижные игры для дошкольников должны быть достаточно простыми и иметь доступные правила. Важно также подбирать такие подвижные игры для дошкольников, которые будут соответствовать уровню развития участвующих в них детей – не окажутся сложными, или наоборот, излишне примитивными.

Кроме того, желательно, чтобы дошкольник играл в подвижные игры с другими детьми под чутким руководством, а, если возможно, то и при активном участии взрослого. Стоит помнить, что у детей дошкольного возраста большая часть травм происходит именно во время подвижных игр.

Сюжетные подвижные игры для дошкольников.

Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают малышам закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о средствах передвижения (автомобилях, поездах, самолетах) и правилах пользования ими; о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т.д. Такие подвижные игры как «Поезд», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Волк и зайцы», «Солнышко и дождик». «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору».Такая двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Бессюжетные подвижные игры для дошкольников

Подобные подвижные игры для дошкольников учат детей быстро действовать по сигналу, развивают ловкость, внимание и смекалку, умение ориентироваться в пространстве. Такие подвижные игры как «Догони меня», «Не опоздай», где дети, разложив предметы, разбегаются, а затем бегут к своим ориентирам, помогают находить и занимать свое место.

Подвижные игры-забавы для дошкольников

Эти подвижные игры для дошкольников предназначены для развлечения. Они повышают настроение, способны развеселить и отвлечь малышей. Подвижные игры забавы, такие, как «Жмурки», «Угадай по голосу», предназначены для развлечения, они повышают настроение, в таких играх совершенствуются организаторские системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Кроме того, не надо забывать о других типах развивающих игр – например, таких, как игры с песком

2. Методика организации подвижной игры.

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

- сбор детей на игру

- создание интереса у воспитанников

- объяснение правил игры

- распределение ролей

- руководство ходом игры

- подведение итога.

Организовывая подвижные игры для дошкольников нужно иметь в виду, что малыши довольно быстро привыкают к чему-то одному и начинают терять интерес к игре, скучать. Поэтому правила уже знакомой им подвижной игры стоит периодически менять.

Сбор детей на игру. 

Младших дошкольников можно собрать словами: давайте поиграем, давайте покажем кукле Маше, как мы умеем играть… Старших дошкольников можно собрать при помощи зазывалок: «Раз, два, три, четыре, пять - всех зову я поиграть», или поручить отдельным детям собрать остальных детей, так же можно использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать отдельные задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Объяснение правил игры 

Происходит с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Воспитатель должен изложить содержание игры, ее правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения можно вспомнить правила вместе с детьми. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а потом по ходу игры – все детали.

Распределение ролей

Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего:

- назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор;

- с помощью считалки (предупреждают конфликты);

- при помощи «волшебной палочки»;

- с помощью жеребьевки.

Руководство игрой. 

Руководство подвижными играми детей заключается в следующем:

- выделение достаточного места для движений

- подбор игрового оборудования

- показ правильного выполнения движений.

П.И. требуют простора. Не только во время прогулок, но и в помещении детям нужно отвести место для П.И.

 Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В младших группах, как правило, воспитатель участвует в игре. Делает замечания тому, кто нарушил правила, подсказывает действия растерявшегося, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Подведение итога.

 При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.


Итак  подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Подвижные игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Преимущество игр в том, что они связаны с инициативой, фантазией, творчеством, а это усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и эндокринной системы. Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей, оказывают всесторонне комплексное воздействие на организм ребенка. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, игры сопровождаются громкими криками, смехом, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительно физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов, которых в других условиях, вне игры он никогда бы не добился.