Мастер - классы, открытые занятия и другие мероприятия

Балашова Людмила Анатольевна

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта являются такие формы методической работы, как мастер-классы и открытые занятия. Через   открытые занятия и мастер-классы педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие и мастер-классы - это средство распространения позитивного и инновационного опыта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развернутый план-конспект интегрированного занятия

по художественно-эстетическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Разработчик: Балашова Л.А.

Воспитатель, 1 КК

Дата проведения: 25.02.2022г. 

Тема: Белая книга зимы

 (итоговое, построенное на уже имеющихся знаниях детей)

Ведущий вид деятельности: игровая

Интеграция образовательных областей:        

- социально-коммуникативное развитие,

- речевое развитие,

-физическое развитие,

- познавательное развитие

Цель перспективная: 

Расширить представления детей о красоте зимы, зимних звуках природы.

Цель актуальная: нарисовать зимний рисунок на «стекле» 

Образовательные задачи: развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания мира природы, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Развивающие задачи:

- развитие детского музыкально-художественного творчества, удовлетворение потребности в самовыражении.

- развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира

Обучающие задачи:

- побуждать детей к выбору цвета фона (голубой, синий) осознанно;

- упражнять в передаче своего отношения к изображаемому.

Воспитывающие задачи:

- воспитание  эстетического вкуса;

- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Техника выполнения творческой работы:   гуашь

Оборудование к занятию: Белые ленты, мишура,  деревянные палочки,  колокольчики, хрустальные фужеры, треугольники, металлофон, карточки с картинками, снежинки, пиктограммы,  конфетти, снег, проектор, экран.

Материалы и средства:

гуашевые краски, белый картон («стекло»);

 музыкальный центр

Оформление: группа -  зимняя лесная полянка: ёлочки, сугробы, пол посыпан белыми конфетти.

Зрительный ряд:

- Репродукция картины И. Грабарь. «Зимний пейзаж»;

- Репродукция картины И. Грабарь. «Февральская лазурь»;

- Репродукция картины И. Грабарь «Иней. Восход солнца»;

- Репродукция картины И. И. Шишкин «Зима»;

- карточки с картинками

Литературный ряд: название произведений, автор (стихи, рассказы, сказки, притчи, пословицы, поговорки и т.д.)

Загадка  - автор В. Данько

Загадка  - автор А. Лугарёв

Стихотворение   С.Маршак

Стихотворение «Зима» И.В. Суриков

Стихотворение «Снежок» Н. Некрасов

Музыкальный ряд:

- Оркестр хрустальных звуков «Танец Феи Драже» муз. П.И.Чайковского;

- «В доме моем тишина» сл. и муз. Т.Боровик;

- «Вальс» А.Жилина;

- Аудиозапись «Времена года. Декабрь». П. И. Чайковского.

Игровая ситуация или игровой прием: по предложенной картине следов животных дети стараются узнать чьи следы.

Предварительная работа с воспитанниками:

1. Познавательные беседы о времени года - зима.

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий по теме.

3. Чтение стихотворений о зиме.

4. Рисование способом набивки, восковыми мелками.

5. Наблюдения за деревьями, снегопадом.

6. Прослушивание музыкальных произведений по зимней тематике.

Организация образовательного пространства:

1 - выставочное пространство для детских творческих работ,

2 - игровое пространство (для физминутки),

3 - пространство для творчества (рабочие столы)

Предполагаемый результат: реализация самостоятельной творческой деятельности детей

Технологическая карта занятия

 

Этапы и время

занятия  

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Оформление группы -  зимняя лесная полянка: ёлочки, сугробы,

 пол посыпан белыми конфетти

Вводная часть

Организационный момент

1,5- 2 мин. мин

Переключает внимание детей на предстоящую деятельность, стимулирует  интерес к ней, эмоционально-психологический настрой.  

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

1,5 мин

задает загадку:

Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовём…  (зима)                                                      (В.Данько).

Подводит детей к теме НОД

- Мы сегодня будем читать «Белую книгу зимы», но необычно, а как волшебники-музыканты.

предлагают свои

варианты ответов

отгадки и

формулируют тему НОД

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний

5 мин.

- Открываем первую страницу.

На экране мультимедийное видео падающих снежинок.

Задает вопрос

- Что это?

- Да, снежинки.

- В природе ни одна снежинка не повторяется, вот и у нас у каждой снежинки свой танец! Мы как волшебники оживим свой танец. С остановкой музыки, снежинки превращаются в льдинки!

- Возьмите мишуру, белые ленты.

Звучит «Вальс» А.Жилина

- Кружатся снежинки в молчании лесном. И землю устилают блестящим серебром. Стоп.

предлагают свои

варианты ответов на вопрос; импровизируют танец снежинок

с предметами.

- Молодцы! А теперь сделайте красивую  снежинку из ленточек, можно по несколько человек.

- Посмотрите, какие сказочные снежинки у вас получились!

Выполняют  снежинку в подгруппах

Актуализация уже имеющихся знаний, представлений

2 мин.

Задает вопрос и просит аргументировать ответ

- Как вы думаете, зачем  нам снег зимой?  

-А  что бы было, если бы не было снега? Зимы?  

Акцентирует внимание детей, подводит итог  детских ответов

- Да, мы бы не видели снег, не любовались зимними красотами, ни коньки, ни лыжи ни песни о зиме, даже не было бы такого праздника Нового года!

Дети предполагают,

отвечают и

обосновывают свои

ответы

 20 мин.

-  Снега много, давайте снеговика лепить. Лепить будем с помощью палочек, мы же волшебники – музыканты! Смотрите на меня! Правую руку приготовили. Показывает и выполняет вместе с детьми.

(на экране снеговик).

Дети совместно

 с педагогом

выполняют действия

- Веселый получился снеговик!   Это вторая  страница  в Белой книге Зимы.

- А третью страницу мы даже услышим, закрывайте глаза.

Звучит фонограмма зимней вьюги.

Задает вопрос, просит аргументировать

- Что это? Может легкий  ветерок?

Слушают звук вьюги, анализируют

услышанные звуки и доказывают свои

варианты ответов

- Пока мы с вами лепили снеговика, подул холодный зимний ветер, загудела метель вот так: Рисуем и поём!

Показывает и  выполняет вместе с детьми

DSC03827_resize

Метель гудит, в трубе шумит

Очень страшно одному,

А метель всё У-у-у, да У-у-у

- Мы с вами еще и кутерьму устроим!

(разбросать конфетти, дать потрогать снег под звучание фонограммы  метели).

Дети  рисуют в воздухе рукой, глядя

на заданные схемы. Исполняют хором

- Метель утихла и в доме тишина, пустота.

«В доме моем тишина» сл. и муз. Т.Боровик

Слушают мелодию

- Хорошо, что метель утихла, значит можно и в лес съездить. На чем? предлагает на выбор

 - Поедем на лошадке.

- Приехали!

Варианты ответов

детей,

Выполняют движения подскоками 

Зачитывает стихотворение

Это – снежная страница

Вот по ней прошла лисица,

Заметая снег хвостом.

Тут в припрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

…Там на утренней пороше

Отпечатались калоши, -

Это бродят внук и дед.

Вьется след замысловатый

По низине до холма –

Это заяц напечатал:

«Здравствуй, зимушка – зима!

                                                      (С.Маршак)

- На странице  - следы животных расположены ритмической цепочкой

- Интересно, чьи это следы?

Задает вопрос и вводит детей в проблемную ситуацию

 Отгадывают следы

- Давайте друг другу похлопаем в ладоши, вы просто умнички.

- Давайте присядем на пенёчки и послушаем звуки зимнего леса

(Включается фонограмма звуки природы: хруст снега, дятел, треск сучьев)

Дети слушают звуки природы и

анализируют

- Ну что, откроем следующую страницу нашей книги (5 страница – зимняя картина).

- Что это? Зимняя картина. Закройте  глаза – представьте, нет снега ни на деревьях, ни  на земле,  вместо снега идет дождь, что видите перед собой? (грязь, лужи,  какого цвета   На экране картинка зимы.

- Открывайте глаза, а у нас  что это?  Красота! Да, зима!  

Акцентирует внимание детей

сравнивают

- Какая она, зима?

То тиха, а то завьюжит,

То    снежинками закружит.

А морозным ясным днем

Зазвенит вдруг хрусталем… (хрустальная, звонкая сказочная, серебряная )

 Какая она, зима? При свете луны и на солнце, снег блестит как серебряная парча. Поможем Фее зиме украшать всё серебром!

Творческая работа

10 мин

- А сейчас вам предлагаю пройти в зимнюю мастерскую.  

Немного художник – рисует узоры.

Немного разбойник –

Хватает за нос

Порою – сердитый,

Порою веселый,

Порой озорной,

И кусает до слёз.                           (А.Лугарёв).

- Кто это? Почему он в нашей книге?  

-Что за зима без Деда Мороза! Это важный гость в нашей книге

На окне старик Мороз льдинкой росписи нанес! (Г.Ладонщиков). Давайте и мы попробуем нарисовать узоры на «стекле»

(Во время работы звучит оркестр хрустальных звуков «Танец Феи Драже» муз. П.И.Чайковского)

 Дети выполняют

творческую работу

Рефлексия

1-2 мин.

Очень красиво получилось!

Предлагает детям оценить свои работы и сделать выбор, на какой странице им больше всего понравилось

Вам понравилось читать «Белую книгу зимы»? А если б не было зимы, мы бы и не прочитали такую интересную музыкальную книгу, правда?

Все страницы книги перед вами. Возьмите снежинки и положите на ту страницу, которая вам больше понравилась,  и подходите ко мне.

Дети выбирают

страницу