Результаты развития способностей и талантов обучающихся

Балашова Людмила Анатольевна

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мониторинг

уровня развития способностей по художественно-эстетическому развитию «Изобразительная деятельность»

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Результаты наблюдения за художественно-творческим развитием детей и анализ их рисунков и работ в соответствии с качественной и количественной характеристикой показателей (см. табл. 1) отражается в диагностическом листе (табл. 2) балловой оценкой. На основе среднего балла по трем критериям определяется уровень художественно-эстетического развития ребенка в соответствии с

количественными границами.

Таблица №1

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

высокий уровень

(2 балла)

средний уровень

(1 балл)

низкий уровень

(0 баллов)

Критерий 1. Владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками

1.1 Технические навыки и умения, владения различными изобразительными материалами

Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварельными красками и гуашью. Сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий)

Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем

правильно пользуется красками.

Слабо владеет графичностью

карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий)

Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет

графичностью карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно)

1.1.1. Умение пользоваться карандашом

Регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной

передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков

Не всегда может регулировать нажим и направление штриховки при использовании карандаша

Использует карандаш без регулирования нажима и направления штриховки

1.1.2. Умение пользоваться

Регулирует силу нажима и на-

Умеет использовать кисть при

Владеет элементарными навыками

кисточкой и красками

правления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета,

добавлять белила

передаче изображения. Правильная техника работы

предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета применяется не

всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно

использования кисти. Не владеет техникой работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета

1.1.3. Владение нетрадиционными

техниками рисования

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для

создания художественного образа

НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по

предложению педагога

НТР использует только под

руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания

художественного образа

1.2. Владение

формообразующими движениями

Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. Использует мелкие

штрихи, различные сочетания линий

Не всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными,

размашистыми движениями, иногда выходит за пределы

контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая. Часто обращается за помощью взрослого

Закрашивает беспорядочными линиями (мазками), не

умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику

1.3. Владение

выразительными

средствами перевода

реального объекта в графический образ

1.3.1. Умение передавать

форму предмета

Форма сложная, передана точно

Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок

Форма не удалась, искажения значительные. Объект неузнаваемый

делает объект узнаваемым и

вычленяет отдельные детали

1.3.2. Умение передавать цвет предмета

Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Использование в рисунках различных оттенков цвета.

Использует цвет как графический материал для передачи контура предмета. Соотнесение цвета с общим содержанием сюжета

изображения и его элементов без передачи оттенков -

контрастность цветов с четким разделением границ

закрашиваемых областей.

Цвет предмета передан неверно, преобладание одного-двух цветов. Краски смешивает до грязного пятна. Отсутствие соотнесения

цвета с содержанием изображения

- использование «любимых» карандашей и красок

безотносительно к тому, что закрашивается.

Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. В

декоративном рисовании - наличие гармоничного соотношения цветового решения узора с фоном

Цвет предметный, связан только с конкретным предметом (иногда шаблонным). Соответствие

цветового решения поставленной изобразительной задаче

достигается не всегда. Количество используемых цветов небольшое

Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется в

редких случаях

1.3.3. Умение правильно передавать пропорции предмета

Пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяет величину изображения в зависимости от размера листа. Соблюдает пропорции между элементами сюжетных изображений

Есть искажения пропорциональности предмета. Не всегда верно определяет величину изображения в зависимости от

размера листа и пропорции между элементами сюжетных рисунков

Пропорции предмета переданы неверно. Не учитывает размер листа при определении величины

предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются

1.3.4. Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены

верно. Правильно передает в рисунке пространство (близкие

предметы - ниже на бумаге, дальние - выше, передние -

крупнее равных по размерам, но удаленных)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении к пространственной ориентации листа, так и в расположении

изображаемых предметов по отношению друг к другу

1.3.5. Умение правильно

Композиция интересная (много-

Нет композиционной целостности,

Присутствует изображение не

строить композицию предметов на листе

уровневая), предметы расположены по всему листу. Присутствует композиционное равновесие деталей рисунка на площади листа.

Ориентировка изображения с учетом пространства листа с соблюдением основных пропорций между элементами сюжета

изображение фризовое (на полосе листа). Нарушено композиционное равновесие. Отсутствует

перспектива. Возможно деление изображения на верх, где

изображается то, что далеко и

высоко, и низ, где на одной линии представлены элементы сюжета

скольких моментов на одном листе, композиция «скученная». Нет композиционного равновесия

1.3.6. Эмоциональность созданного образа,

предмета или явления

Яркая эмоциональная выразительность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка (эмоциональные жесты, мимика персонажей, состояние природы). Искренность, правдивость, непосредственность переживаний

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

1.3.7. Разработанность

содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Содержание базируется на наблюдениях и впечатлениях автора. У ребенка есть потребность самостоятельно дополнить изображение

подходящими по смыслу

предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребенок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

1.3.8. Динамичность художественного образа

Динамические состояния персонажей или объектов изображения переданы достаточно четко и определенно. Умеет изображать движение посредством ассиметричного построения

композиции с использованием характерной пластики

Передан начальный момент движения (движение какой-либо части предмета)

Статическое изображение

1.4. Умение рисовать

декоративный орнамент из растительных и

геометрических элементов в различных геометрических фигурах

Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных элементов, используя ритм и симметрию при выстраивании

композиции. Владеет навыками кистевой росписи, без труда

выполняет декоративные

элементы (кружки, волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д.). Для украшения использует

печатку-тычок

Допускает незначительные ошибки при украшении фигур

растительным и геометрическим орнаментом. В основном владеет навыками кистевой росписи, но некоторые декоративные

элементы трудны для изображения (тонкие линии, капельки, листики, завитки). Для украшения использует печатку-тычок

Допускает значительные ошибки при украшении фигур растительным и геометрическим орнаментом. Навыки кистевой росписи слабые. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики). При украшении совсем не использует печатку-тычок

Критерий 2. Развитие способности художественно-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства

2.1. Художественно-

образное восприятие произведений искусства

Понимает произведения искусства, высказывает простейшие суждения о предметах декоративно- прикладного искусства. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства. Имеют место художественно- эстетические раздумья

Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства. Имеет место художественная оценка действительности в процессе

восприятия произведений изобразительного искусства

Познает действительность в процессе восприятия произведений искусства

2.2. Умение рассказать о сюжете того или иного изображения

Умеет рассказать о расположении элементов сюжета на листе и объяснить, почему выбрано именно

такое

Умеет подробно рассказать о сюжете и его элементах

Называет сюжет изображения без перечисления его элементов

2.3. Эмоционально чувственное отношение к художественному образу

Видит и понимает разнообразные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах. За внешним выражением переживаний видит внутреннее со- стояние, настроение персонажей, сопереживает им. Проявляет ярко выраженное положительное,

Положительное, но необоснованное отношение к художественному образу. Редко проявляет эмоциональную отзывчивость при встрече с новым, ранее

незнакомым предметом

Не дает оценки. Отношение без- различное

обоснованное отношение

2.4. Эмоционально-

эстетическое отношение к окружающей

действительности

Проявляет постоянный, устойчивый интерес к прекрасному в быту. Ощущается потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Испытывает удовлетворение, радость от встречи с ним (всплеск эмоций,

желание поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном со сверстниками и взрослыми). Желание украсить быт в ДОУ и семье

Желание обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном со сверстниками или взрослыми самостоятельно не возникает. Желание украсить

интерьер возникает эпизодически

Неустойчивый интерес и желание общаться с прекрасным. Не испытывает желания украшать интерьер

2.5. Способность усвоить элементарные искусст- воведческие знания

Различает виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности, рассказывает о

профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит некоторые имена, их конкретные

произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами из литературы, музыки, балета, сопоставлять их и находить внутреннее созвучие

Имеет нечеткое представление о видах изобразительного искусства.

Выделяет средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию). Имеет

представление о творческом труде художников, скульпторов,

графиков, видит особенности

творческой манеры некоторых из них

Не знает виды изобразительного искусства. С трудом выделяет

средства выразительности, не умеет последовательно рассматривать произведения искусства. Знания разрозненные, отрывочные, поверхностные

2.6. Знание характерных особенностей некоторых видов декоративно- прикладного искусства и народных промыслов

Знает названия и характерные

особенности различных народных промыслов. При восприятии образцов декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку

Ребенок проявляет незначительный интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, но с удовольствием

вступает в игру. Иногда путает названия народных промыслов, не

Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Путает названия народных промыслов, с трудом выделяет их характерные

всегда правильно выделяет их характерные особенности, аргументирует свой выбор изделий. При восприятии образцов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку

особенности. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий. При восприятии образцов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им

эстетическую оценку

Критерий 3. Художественно-творческая активность ребенка в изодеятельности

3.1. Мотивационно- ценностное отношение к изодеятельности

Эмоционально относится и к процессу рисования, и к готовому

продукту своей творческой деятельности. Работает увлеченно

Проявляет слабый интерес к заданию, не увлекается процессом рисования и не заинтересован в

результате своего творчества

Внешне совсем не проявляет интереса к рисованию

3.2. Отношение ребенка к оценке своей работы

взрослым

Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности

Эмоционально реагирует на оценку (при похвале - радуется, темп работы ускоряет, при замечании - сникает, теряет

интерес к рисунку)

Безразличен к оценке взрослого (активность не меняется)

3.3 Оценка ребенком созданного им

изображения

Адекватная самооценка

Неадекватная самооценка (завышенная, заниженная)

Самооценка отсутствует

3.4. Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание

работ разнообразно. Изображает человека и все, что его окружает. Замысел оригинальный,

основанный на наблюдениях, содержащий художественные

обобщения, возникает до начала рисования, в процессе работы почти не меняется. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами

Замысел основан на наблюдениях, но не отличается оригинальностью и самостоятельностью, в процессе рисования может меняться.

Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями.

Обращается к педагогу за помощью в решении

изобразительных задач

Замысел стереотипный. Ребенок изображает отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир). Выполняет

работу так, как указывает взрослый, не проявляет

самостоятельности и инициативы.

С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны

взрослого. Рисование носит репродуктивный характер. В работе

руководствуется образцом

3.5. Умение рассказать о сюжете изображаемого

Может рассказать о том, что он задумал нарисовать и о том, как собирается расположить элементы

сюжета на листе

Недостаточно подробно рас- сказывает о задуманном сюжете и его элементах

Называет сюжет своего будущего изображения без перечисления его элементов

3.6. Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Имеет место работа над художественной выразительностью

элементов изображения. Сюжет соответствует предварительному рассказу о нем

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нем

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нем

3.7. Умение лепить и украшать (расписывать) бумажный силуэт по

собственному замыслу, но в соответствии с особенностями народного промысла

Предложенные бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствии с мотивами данного народного промысла. Самостоятельно подбирает

цветовую гамму и, если необходимо создать нужный цвет, пользуется палитрой

При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Предложенные бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает в соответствии с мотивами данного народного промысла, изредка

обращаясь к помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы

При составлении узора постоянно обращается за помощью к педагогу. Бумажные силуэты ребенок не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета характерных особенностей той или иной

росписи. Затрудняется в самостоятельном подборе цветовой гаммы

3.8. Познавательная активность

Устойчивый интерес и потребность в новых знаниях, относящихся к рисованию, настойчивое стремление использовать прошлый опыт и трансформировать его в ходе выполнения новых заданий. Проявляет готовность к

поиску новых рациональных способов в работе над рисунком

Присутствует интерес к познанию сути вещей и явлений, умение с

помощью взрослого устанавливать и обосновывать причинно-

следственные связи и способы действия на основе

информационно-поискового сотрудничества со взрослым

Интерес к рисованию поддерживается и направляется педагогом, который стимулирует воспроизводящую активность ребенка

3.9. Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них

образ и дорисовывать штрихи до художественного образа. На

Частичное экспериментирование со штрихами и пятнами. Видит в

штрихах и пятнах образ, но дорисовывает только до

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг -«колесо машины, велосипеда и т.д.)

основе заданных стимулов создает неповторяющиеся изображения.

Характерно возникновение вокруг основного изображения «поля

вещей»

схематического образа. Имеет место детализация как внутри основного контура, так и за его пределами

Дорисованному изображению свойственны чрезвычайная схематичность и отсутствие деталей

Диагностический лист результатов уровня художественно-творческого развития ребенка в изодеятельности

Критерии

Показатели

Начало года (сентябрь)

Конец года (май)

высокий уровень

(2 балла)

средний уровень

(1 балл)

низкий уровень

(0 баллов)

высокий уровень

(2 балла)

средний уровень

(1 балл)

низкий уровень

(0 баллов)

1. Владение Специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками

1.1. Технические навыки и умения владения

различными изобразительными материалами

1

2

1.1.1. Умение пользоваться карандашом

1

2

1.1.2. Умение пользоваться кис-

точкой и красками

1

2

1.1.3. Владение нетрадиционными техниками рисования

1

2

1.2. Владение формообразующими движениями

0

1

1.3. Владение выразительными средствами перевода реального

объекта в графический образ

0

1

1.3.1. Умение правильно передавать форму предметов

0

1

1.3.2. Умение правильно передавать цвет предметов

1

2

1.3.3. Умение правильно передавать пропорции предметов

0

1

1.3.4. Умение правильно передавать пространственное положение предметов и их частей

0

1

1.3.5. Умение правильно

строить композицию предметов на листе

0

1

1.3.6. Эмоциональность созданного образа предмета или

явления

1

1

1.3.7. Разработанность содержания изображения

0

1

1.3.8. Динамичность

художественного образа

1

1

Средний балл по первому

критерию

0

7

7

10

9

0

2. Развитие способности художественно-образного

восприятия окружающего мира и произведений искусства

2.1.

Художественно- образное

восприятие произведений искусства

0

1

2.2. Умение рассказать о

сюжете предъявляемого изображения

1

2

2.3. Развитие эмоционально- чувственного отношения к художественному образу

1

2

2.4. Эмоционально-

эстетическое отношение к

окружающей действительности

1

1

2.5. Освоение детьми элементарных искусствоведческих знаний

1

2

Средний балл по второму

критерию

0

4

0

6

2

0

3.Художественно- творческая активность ребенка в изобразительной деятельности

3.1. Мотивационно- ценностное

отношение детей к изодеятельности

1

2

3.2. Отношение ребенка к

оценке своей работы взрослым

1

2

3.3. Оценка ребенком

созданного им изображения

1

2

3.4. Самостоятельность и

оригинальность замысла

1

2

3.5. Умение рассказать о своем сюжете изображаемого,

перечислить его элементы

1

2

3.6. Умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в

соответствии с планом

1

2

3.7. Умение лепить и украшать (расписывать) бумажный силуэт по собственному

замыслу, но в соответствии с особенностями народного

промысла

1

2

3.8. Познавательная активность

1

1

2

3.9. Уровень развития

воображения

1

2

Средний балл по третьему

критерию

0

9

8

18

0

0

Уровень художественно – творческого развития

0

20

8

34

11

0

От 40 до 58 баллов – высокий уровень, от 20 до 40 баллов – средний уровень, менее 20 баллов – низкий уровень

Вывод: в ходе систематических занятий, ребенок (К.А.) значительно улучшил свои показатели в области художественно-эстетического развития, в изодеятельности. Повысился уровень овладения специальными художественно-изобразительными навыками, повысилась художественно-творческая активность ребенка в изодеятельности: умение рассказать о своем сюжете изображаемого, перечисляет его элементы, повысилась познавательная активность, уровень развития воображения. Ребенок с удовольствием рисует, лепит по собственному замыслу.