Главные вкладки
Результаты развития способностей и талантов обучающихся
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мониторинг
уровня развития способностей по художественно-эстетическому развитию «Изобразительная деятельность»
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Результаты наблюдения за художественно-творческим развитием детей и анализ их рисунков и работ в соответствии с качественной и количественной характеристикой показателей (см. табл. 1) отражается в диагностическом листе (табл. 2) балловой оценкой. На основе среднего балла по трем критериям определяется уровень художественно-эстетического развития ребенка в соответствии с
количественными границами.
Таблица №1
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
высокий уровень (2 балла) | средний уровень (1 балл) | низкий уровень (0 баллов) | |
Критерий 1. Владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками | |||
1.1 Технические навыки и умения, владения различными изобразительными материалами | Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварельными красками и гуашью. Сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий) | Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками. Слабо владеет графичностью карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий) | Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет графичностью карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно) |
1.1.1. Умение пользоваться карандашом | Регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков | Не всегда может регулировать нажим и направление штриховки при использовании карандаша | Использует карандаш без регулирования нажима и направления штриховки |
1.1.2. Умение пользоваться | Регулирует силу нажима и на- | Умеет использовать кисть при | Владеет элементарными навыками |
кисточкой и красками | правления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавлять белила | передаче изображения. Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета применяется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно | использования кисти. Не владеет техникой работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета |
1.1.3. Владение нетрадиционными техниками рисования | По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа | НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога | НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа |
1.2. Владение формообразующими движениями | Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. Использует мелкие штрихи, различные сочетания линий | Не всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая. Часто обращается за помощью взрослого | Закрашивает беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику |
1.3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ | |||
1.3.1. Умение передавать форму предмета | Форма сложная, передана точно | Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок | Форма не удалась, искажения значительные. Объект неузнаваемый |
делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали | |||
1.3.2. Умение передавать цвет предмета | Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Использование в рисунках различных оттенков цвета. | Использует цвет как графический материал для передачи контура предмета. Соотнесение цвета с общим содержанием сюжета изображения и его элементов без передачи оттенков - контрастность цветов с четким разделением границ закрашиваемых областей. | Цвет предмета передан неверно, преобладание одного-двух цветов. Краски смешивает до грязного пятна. Отсутствие соотнесения цвета с содержанием изображения - использование «любимых» карандашей и красок безотносительно к тому, что закрашивается. |
Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. В декоративном рисовании - наличие гармоничного соотношения цветового решения узора с фоном | Цвет предметный, связан только с конкретным предметом (иногда шаблонным). Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Количество используемых цветов небольшое | Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется в редких случаях | |
1.3.3. Умение правильно передавать пропорции предмета | Пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяет величину изображения в зависимости от размера листа. Соблюдает пропорции между элементами сюжетных изображений | Есть искажения пропорциональности предмета. Не всегда верно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорции между элементами сюжетных рисунков | Пропорции предмета переданы неверно. Не учитывает размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются |
1.3.4. Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передает в рисунке пространство (близкие предметы - ниже на бумаге, дальние - выше, передние - крупнее равных по размерам, но удаленных) | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении к пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу |
1.3.5. Умение правильно | Композиция интересная (много- | Нет композиционной целостности, | Присутствует изображение не |
строить композицию предметов на листе | уровневая), предметы расположены по всему листу. Присутствует композиционное равновесие деталей рисунка на площади листа. Ориентировка изображения с учетом пространства листа с соблюдением основных пропорций между элементами сюжета | изображение фризовое (на полосе листа). Нарушено композиционное равновесие. Отсутствует перспектива. Возможно деление изображения на верх, где изображается то, что далеко и высоко, и низ, где на одной линии представлены элементы сюжета | скольких моментов на одном листе, композиция «скученная». Нет композиционного равновесия |
1.3.6. Эмоциональность созданного образа, предмета или явления | Яркая эмоциональная выразительность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка (эмоциональные жесты, мимика персонажей, состояние природы). Искренность, правдивость, непосредственность переживаний | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
1.3.7. Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Содержание базируется на наблюдениях и впечатлениях автора. У ребенка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребенок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
1.3.8. Динамичность художественного образа | Динамические состояния персонажей или объектов изображения переданы достаточно четко и определенно. Умеет изображать движение посредством ассиметричного построения композиции с использованием характерной пластики | Передан начальный момент движения (движение какой-либо части предмета) | Статическое изображение |
1.4. Умение рисовать декоративный орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах | Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных элементов, используя ритм и симметрию при выстраивании композиции. Владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы (кружки, волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д.). Для украшения использует печатку-тычок | Допускает незначительные ошибки при украшении фигур растительным и геометрическим орнаментом. В основном владеет навыками кистевой росписи, но некоторые декоративные элементы трудны для изображения (тонкие линии, капельки, листики, завитки). Для украшения использует печатку-тычок | Допускает значительные ошибки при украшении фигур растительным и геометрическим орнаментом. Навыки кистевой росписи слабые. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики). При украшении совсем не использует печатку-тычок |
Критерий 2. Развитие способности художественно-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства | |||
2.1. Художественно- образное восприятие произведений искусства | Понимает произведения искусства, высказывает простейшие суждения о предметах декоративно- прикладного искусства. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства. Имеют место художественно- эстетические раздумья | Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства. Имеет место художественная оценка действительности в процессе восприятия произведений изобразительного искусства | Познает действительность в процессе восприятия произведений искусства |
2.2. Умение рассказать о сюжете того или иного изображения | Умеет рассказать о расположении элементов сюжета на листе и объяснить, почему выбрано именно такое | Умеет подробно рассказать о сюжете и его элементах | Называет сюжет изображения без перечисления его элементов |
2.3. Эмоционально чувственное отношение к художественному образу | Видит и понимает разнообразные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах. За внешним выражением переживаний видит внутреннее со- стояние, настроение персонажей, сопереживает им. Проявляет ярко выраженное положительное, | Положительное, но необоснованное отношение к художественному образу. Редко проявляет эмоциональную отзывчивость при встрече с новым, ранее незнакомым предметом | Не дает оценки. Отношение без- различное |
обоснованное отношение | |||
2.4. Эмоционально- эстетическое отношение к окружающей действительности | Проявляет постоянный, устойчивый интерес к прекрасному в быту. Ощущается потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Испытывает удовлетворение, радость от встречи с ним (всплеск эмоций, желание поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном со сверстниками и взрослыми). Желание украсить быт в ДОУ и семье | Желание обменяться впечатлениями об увиденном и услышанном со сверстниками или взрослыми самостоятельно не возникает. Желание украсить интерьер возникает эпизодически | Неустойчивый интерес и желание общаться с прекрасным. Не испытывает желания украшать интерьер |
2.5. Способность усвоить элементарные искусст- воведческие знания | Различает виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности, рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит некоторые имена, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами из литературы, музыки, балета, сопоставлять их и находить внутреннее созвучие | Имеет нечеткое представление о видах изобразительного искусства. Выделяет средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию). Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них | Не знает виды изобразительного искусства. С трудом выделяет средства выразительности, не умеет последовательно рассматривать произведения искусства. Знания разрозненные, отрывочные, поверхностные |
2.6. Знание характерных особенностей некоторых видов декоративно- прикладного искусства и народных промыслов | Знает названия и характерные особенности различных народных промыслов. При восприятии образцов декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку | Ребенок проявляет незначительный интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, но с удовольствием вступает в игру. Иногда путает названия народных промыслов, не | Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Путает названия народных промыслов, с трудом выделяет их характерные |
всегда правильно выделяет их характерные особенности, аргументирует свой выбор изделий. При восприятии образцов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку | особенности. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий. При восприятии образцов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку | ||
Критерий 3. Художественно-творческая активность ребенка в изодеятельности | |||
3.1. Мотивационно- ценностное отношение к изодеятельности | Эмоционально относится и к процессу рисования, и к готовому продукту своей творческой деятельности. Работает увлеченно | Проявляет слабый интерес к заданию, не увлекается процессом рисования и не заинтересован в результате своего творчества | Внешне совсем не проявляет интереса к рисованию |
3.2. Отношение ребенка к оценке своей работы взрослым | Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности | Эмоционально реагирует на оценку (при похвале - радуется, темп работы ускоряет, при замечании - сникает, теряет интерес к рисунку) | Безразличен к оценке взрослого (активность не меняется) |
3.3 Оценка ребенком созданного им изображения | Адекватная самооценка | Неадекватная самооценка (завышенная, заниженная) | Самооценка отсутствует |
3.4. Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Изображает человека и все, что его окружает. Замысел оригинальный, основанный на наблюдениях, содержащий художественные обобщения, возникает до начала рисования, в процессе работы почти не меняется. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами | Замысел основан на наблюдениях, но не отличается оригинальностью и самостоятельностью, в процессе рисования может меняться. Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за помощью в решении изобразительных задач | Замысел стереотипный. Ребенок изображает отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир). Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет самостоятельности и инициативы. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. Рисование носит репродуктивный характер. В работе |
руководствуется образцом | |||
3.5. Умение рассказать о сюжете изображаемого | Может рассказать о том, что он задумал нарисовать и о том, как собирается расположить элементы сюжета на листе | Недостаточно подробно рас- сказывает о задуманном сюжете и его элементах | Называет сюжет своего будущего изображения без перечисления его элементов |
3.6. Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Имеет место работа над художественной выразительностью элементов изображения. Сюжет соответствует предварительному рассказу о нем | Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нем | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нем |
3.7. Умение лепить и украшать (расписывать) бумажный силуэт по собственному замыслу, но в соответствии с особенностями народного промысла | Предложенные бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствии с мотивами данного народного промысла. Самостоятельно подбирает цветовую гамму и, если необходимо создать нужный цвет, пользуется палитрой | При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Предложенные бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает в соответствии с мотивами данного народного промысла, изредка обращаясь к помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы | При составлении узора постоянно обращается за помощью к педагогу. Бумажные силуэты ребенок не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета характерных особенностей той или иной росписи. Затрудняется в самостоятельном подборе цветовой гаммы |
3.8. Познавательная активность | Устойчивый интерес и потребность в новых знаниях, относящихся к рисованию, настойчивое стремление использовать прошлый опыт и трансформировать его в ходе выполнения новых заданий. Проявляет готовность к поиску новых рациональных способов в работе над рисунком | Присутствует интерес к познанию сути вещей и явлений, умение с помощью взрослого устанавливать и обосновывать причинно- следственные связи и способы действия на основе информационно-поискового сотрудничества со взрослым | Интерес к рисованию поддерживается и направляется педагогом, который стимулирует воспроизводящую активность ребенка |
3.9. Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до художественного образа. На | Частичное экспериментирование со штрихами и пятнами. Видит в штрихах и пятнах образ, но дорисовывает только до | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг -«колесо машины, велосипеда и т.д.) |
основе заданных стимулов создает неповторяющиеся изображения. Характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей» | схематического образа. Имеет место детализация как внутри основного контура, так и за его пределами | Дорисованному изображению свойственны чрезвычайная схематичность и отсутствие деталей |
Диагностический лист результатов уровня художественно-творческого развития ребенка в изодеятельности
Критерии | Показатели | Начало года (сентябрь) | Конец года (май) | ||||
высокий уровень (2 балла) | средний уровень (1 балл) | низкий уровень (0 баллов) | высокий уровень (2 балла) | средний уровень (1 балл) | низкий уровень (0 баллов) | ||
1. Владение Специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками | 1.1. Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами | 1 | 2 | ||||
1.1.1. Умение пользоваться карандашом | 1 | 2 | |||||
1.1.2. Умение пользоваться кис- точкой и красками | 1 | 2 | |||||
1.1.3. Владение нетрадиционными техниками рисования | 1 | 2 | |||||
1.2. Владение формообразующими движениями | 0 | 1 | |||||
1.3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ | 0 | 1 | |||||
1.3.1. Умение правильно передавать форму предметов | 0 | 1 | |||||
1.3.2. Умение правильно передавать цвет предметов | 1 | 2 | |||||
1.3.3. Умение правильно передавать пропорции предметов | 0 | 1 | |||||
1.3.4. Умение правильно передавать пространственное положение предметов и их частей | 0 | 1 | |||||
1.3.5. Умение правильно строить композицию предметов на листе | 0 | 1 | |||||
1.3.6. Эмоциональность созданного образа предмета или явления | 1 | 1 | |||||
1.3.7. Разработанность содержания изображения | 0 | 1 | |||||
1.3.8. Динамичность художественного образа | 1 | 1 | |||||
Средний балл по первому критерию | 0 | 7 | 7 | 10 | 9 | 0 | |
2. Развитие способности художественно-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства | 2.1. Художественно- образное восприятие произведений искусства | 0 | 1 | ||||
2.2. Умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения | 1 | 2 | |||||
2.3. Развитие эмоционально- чувственного отношения к художественному образу | 1 | 2 | |||||
2.4. Эмоционально- эстетическое отношение к окружающей действительности | 1 | 1 | |||||
2.5. Освоение детьми элементарных искусствоведческих знаний | 1 | 2 | |||||
Средний балл по второму критерию | 0 | 4 | 0 | 6 | 2 | 0 | |
3.Художественно- творческая активность ребенка в изобразительной деятельности | 3.1. Мотивационно- ценностное отношение детей к изодеятельности | 1 | 2 | ||||
3.2. Отношение ребенка к оценке своей работы взрослым | 1 | 2 | |||||
3.3. Оценка ребенком созданного им изображения | 1 | 2 | |||||
3.4. Самостоятельность и оригинальность замысла | 1 | 2 | |||||
3.5. Умение рассказать о своем сюжете изображаемого, перечислить его элементы | 1 | 2 | |||||
3.6. Умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом | 1 | 2 | |||||
3.7. Умение лепить и украшать (расписывать) бумажный силуэт по собственному замыслу, но в соответствии с особенностями народного промысла | 1 | 2 | |||||
3.8. Познавательная активность | 1 | 1 | 2 | ||||
3.9. Уровень развития воображения | 1 | 2 | |||||
Средний балл по третьему критерию | 0 | 9 | 8 | 18 | 0 | 0 | |
Уровень художественно – творческого развития | 0 | 20 | 8 | 34 | 11 | 0 | |
От 40 до 58 баллов – высокий уровень, от 20 до 40 баллов – средний уровень, менее 20 баллов – низкий уровень | |||||||
Вывод: в ходе систематических занятий, ребенок (К.А.) значительно улучшил свои показатели в области художественно-эстетического развития, в изодеятельности. Повысился уровень овладения специальными художественно-изобразительными навыками, повысилась художественно-творческая активность ребенка в изодеятельности: умение рассказать о своем сюжете изображаемого, перечисляет его элементы, повысилась познавательная активность, уровень развития воображения. Ребенок с удовольствием рисует, лепит по собственному замыслу.


