17. Наставничество

Вафина Миляуша Шамилевна

Наставничество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_vafina_m.sh_.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 «Сибирячок»

СОГЛАСОВАН

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА –

педагог- психолог М.Ш. Вафина

с молодым специалистом М.М. Шамовой

на 2024 - 2025 уч. год

2024 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой педагог на практике, следует выделить такие наиболее часто встречающиеся, как эмоциональное напряжение, трудности в общении с воспитанниками, родителями, с коллегами п о работе, с администрацией. Начинающие педагоги нуждаются в помощи при разработке плана занятий, внедрении новых технологий в преподавании, предупреждении конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса, организации работы с родителями.

Под профессиональной адаптацией понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

Для успешности процесса профессиональной адаптации молодых педагогов необходимо обеспечить как благоприятный социально-психологический климат, так и методическую поддержку. Одним из способов решения данной проблемы является наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Цель и задачи программы

Цель: создание благоприятных условий для работы, приобретение нового опыта, необходимых навыков и компетенций для профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению порога адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1.        Изучить индивидуальные потребности и профессиональные затруднения наставляемого педагога.

2.        Спланировать систему взаимодействия наставника и наставляемого (формы, периодичность, направления).

3.        Организовать совместную деятельность наставника и наставляемого.

4.        Оценить эффективность реализации программы с учетом планируемых результатов.

Принципы наставничества

Взаимодействие наставника и наставляемого осуществляется с учетом следующих принципов:

-        принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

-        принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов - предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;

-        принцип легитимности - соответствие деятельности по реализации программы наставничества

-        законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

-        принцип обеспечения суверенных прав личности - предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

-        принцип индивидуализации и персонализации - направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;

-        принцип вариативности - предполагает возможность образовательных учреждений выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;

-        принцип аксиологичности - подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

-        принцип личной ответственности - предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

-        принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

Форма наставничества

При реализации представленной программы планируется традиционная форма наставничества («один-на-один»),        предполагающая        взаимодействие        между более        опытным        и начинающим работником в течение определенного продолжительного        времени.


Индивидуальный план по осуществлению наставничества

Ф.И.О. наставник Вафина Миляуша Шамилевна

Ф.И.О. молодого педагога: Шамова Мильвара Мердановна, педагог- психолг . Молодой специалист первого года работы.

Период наставничества с 01.010.2024 по 31.05.2025

 

Дата проведения

Тема

Вопросы для обсуждения

Форма проведения

Ответственный

Октябрь

Введение в систему работы школы

  1. Перспективы развития образовательного учреждения.
  2. Нормативно – правовая база школы (режим работы учреждения, методическая служба школы)
  3. Организация планирования деятельности педагога-психолога на учебный год        

Теоретическое занятие и практические рекомендации

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

Октябрь

Психологическое сопровождение образовательного процесса

Оказание комплексной психологической поддержки детям, родителям, педагогам в вопросах возрастного развития, обучения, воспитания и адаптации детей к современным условия и требованиям жизни.

Просветительское занятие.

Папка обязательной документации педагога-психолога в образовательной организации.

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

Ноябрь

Организация коррекционных занятий психолого-педагогической направленности

1. Особенности организации и проведения развивающих занятий.

2. Условия эффективности коррекционного воздействия на занятиях.

3. Примерная  схема проведения коррекционного занятия по развитию интеллектуальных способностей.

4. Комплексы упражнений по развитию познавательных способностей.

5. Примерный конспект одного коррекционного занятия.

Практические занятия

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

Декабрь

Диагностическая работа. Проективные методики.

Диагностический инструментарий. Практическое применение. Интерпретация.

Практическое занятие

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

Январь

Практическое занятие молодого специалиста

Структура занятия, целеполагание, составление плана.

Просмотр занятия, анализ, самоанализ.

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

Февраль

Особенности работы педагога-психолога с детьми «группы риска»

Выбор диагностических методик по выявлению деприваций у обучающихся.

Составление характеристик на обучающихся

Практическое занятие

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

Март

Система организации просветительской работы

Структура консультирования родителей и педагогов.

Теоретическое занятие

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

Апрель

Консультативная работа. Разработка рекомендаций для родителей, педагогов, для педагогов работающих с детьми ОВЗ.

Изменение способов подачи или модификация учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы.

Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по их запросам.

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

Май

Анализ деятельности по плану работы за отчетный период

Анализ эффективности планирования работы молодого специалиста Выводы.

Итоговое занятие. Определение направлений работы на следующий год.

Вафина М.Ш.

Шамова М.М.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- положительная оценка взаимодействия наставника и наставляемого (степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельностью);

- применение наставляемым полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности;

- 100% реализация запланированных мероприятий программы.