"Учитель года -2018" номинация " Лучший учитель курса "Основы православной культуры"

Каурковская Оксана Алексеевна

По словам Меркурия Зарайского: "Важность духовного  самосовершенствования   заключается в том, что только оно дает то внутреннее горение, которое зовет к созиданию".

(видеоролик к методическому семинару https://youtu.be/U1bvsNo1hAQ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

«Я – УЧИТЕЛЬ»

Каурковской Оксаны Алексеевны, учителя начальных классов МАОУ «Классический лицей №1» Железнодоржного района

В город заглянула осень. Захотелось пройтись пешком.
Осень подкрадывается тихо... на цыпочках. Подходит, кладёт руку-лист на плечо и нашептывает голосом шелестящей листвы: "Оглянись вокруг! Посмотри, как красиво!" Выставлены все оценки, сданы отчеты, нет никаких тетрадей! Я очень люблю такие дни. Их можно посвятить тому, на что иной раз не хватает времени в текучке повседневных дел.

Дома уютно, тихо, спокойно. Мои домочадцы еще не вернулись, и можно немножко побыть наедине с собой: спокойно почитать что-нибудь «для души» и поразмышлять, наслаждаясь тишиной. Что же выбрать? Конечно, мою любимую сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.  Вот ведь произведение! Кажется, знаю его наизусть, но когда на душе тоскливо или, наоборот, радостно, как сегодня, хочется снова перечитать знакомые строки. И что интересно: воспринимаются они каждый раз по-разному, и каждый раз в них можно найти новые ответы на старые вопросы. Мне кажется, это потому, что произведение это будит ребенка в душе тех взрослых, которые забывают, что они «сначала были детьми». За это же люблю и профессию учительскую: постоянно общаясь с детьми, я никогда не стану человеком, которому «ничто не интересно, кроме цифр». Счастье мое в том, что всегда у меня есть свой цветок, который можно любить просто так, потому что он единственный среди многих цветов, и свой прирученный Лис, за которого я в ответе. Но самое главное – рядом с моими воспитанниками я учусь быть Человеком, болеющим за детей, понимающим уникальность каждого. Осознание этого пришло ко мне не сразу и не вдруг.

«Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». И так сложилась моя судьба, что, я как учитель Основ православной культуры, вижу свою миссию в том, чтобы объяснять слово Божье своим ученикам. Сколько радости и вдохновения мне приносит осознание, что мои уроки помогают детям понять красоту христианской идеи, учат их любить каждого человека и весь мир.

Мои ученики часто меня спрашивают, почему и когда я решила стать учителем, а я не знаю, что ответить. Иногда мне кажется, что я мечтала об этом всегда! Может, потому, что хотела быть похожа на свою первую учительницу? Или на любимую бабушку? Она не имела прямого отношения к образованию, но была, что называется, Педагог с большой буквы! Каждое лето у нее в деревне собиралось пять-шесть внуков – и со всеми нами она находила общий язык! Моя мудрая бабуля воспитывала нас как-то незаметно: необидно бранила за шалости, не скупилась на добрые слова, умела всех увлечь доброй сказкой или развеселить забавной присказкой,  и каждый ребенок был уверен, что он  для нее самый лучший и любимый. Как у нее это получалось? Каким особым знанием она обладала? Очень надеюсь, что и мне эта тайна откроется, тогда я смогу  считать себя состоявшимся учителем.

Бабушка говорила, что в старину на Руси малыша называли «семечком». А семечку нужен уход.  Еще забота и тревога: что же получится. Так как же быть? Ждать? Конечно, нет! По пути познания следует идти рядом с ребенком. И в нужную для него минуту помочь открыть заветную дверь в мир человеческих отношений, науки, творчества, предложить ему помощь в поиске главных вопросов его жизни: кто он? что он может принести в этот мир? Это, пожалуй, и есть мое педагогическое кредо. Мне кажется, что главная моя задача как учителя заключается в том, чтобы помочь маленькому человеку увидеть «свою зарю» – неважно, утреннюю или вечернюю, но свою, неповторимую; взглянуть на мир изумленным взором, словно видишь его впервые. И в то же время научить быть таким, чтобы сердцем понимать других людей, «ведь самого главного глазами не увидишь».

У каждого человека свой путь к самому себе. Каким будет этот путь? Легким и скорым? Или может быть длинным и мучительным?  Многое зависит от учителя. Сколько неблаговидного, неразумного разовьется в ребенке, если требовать от него слишком, пытаться ускорить или замедлить его развитие. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать». И если дитя растет рядом с тем, кто не губит заложенного в семени, не пытается подавить его индивидуальность - можно считать, что малышу повезло. Вот и я стараюсь помочь каждому из своих почемучек разобраться, чего же они хотят и могут добиться в своей жизни. Мне так хочется сделать все для того, чтобы их вопросы с годами не звучали реже. Поэтому я просто иду с ребятами вместе. Я учу их, они учат меня. А в результате рождается чудо – содружество учителя и  его учеников! Мы становимся единомышленниками, способными решить не решаемое, объять необъятное. Это приятно, но и очень ответственно! И вновь задаюсь вопросом: "Имею ли я право что-то менять вокруг прежде, чем изменюсь сама?" Такие вопросы – огромное поле деятельности для работы над собой. Думаю, что умение не останавливаться на достигнутом – вот главное качество, которое помогает двигаться вперед, интересно жить, вести за собой тех, кто рядом. «Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Каждый ребёнок хочет быть понятым и услышанным. И только со временем я осознала: как важно выслушать каждого, подсказать, посоветовать, посочувствовать, позволить проявить инициативу. Этому меня научили уроки православия. Я не наблюдаю, а вместе с родителями, коллегами и своими учениками думаю и действую. И мир для меня становится гармоничным и целостным, моя работа полезной, любимой, интересной и полной неожиданных открытий. Черпать новое и непознанное, чтобы помочь ребенку совершить открытие, — вот цель учителя, моя цель! И здесь важно всё: общественная деятельность, участие в форумах и конференциях, курсы повышения квалификации, различные выступления и доклады, самообразование. Но более всего ценно человеческое общение, поэтому встречи с коллегами, единомышленниками, обретение новых друзей неизменно ведет к духовному обогащению и профессиональному росту.

Педагогическую деятельность я не представляю без чувства ответственности. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Что может быть хуже обманутых надежд тех, кто нам доверяет?!  Как важно, чтобы вечное слово нравственности, человеколюбия и доброты пришло к каждому из нас, помогло найти правильные ориентиры, дало душевные силы в тяжелой ситуации, подсказало путь, когда мы стоим на развилке жизненных дорог.

Современный мир парадоксален.  С одной стороны, технические средства позволяют нам преодолевать время и  расстояния, чтобы   общаться друг с другом. Но, с другой стороны,  мир и разобщен, мы отдалились друг от друга. Эгоизм и эгоцентризм разъедает душу современного человека, поэтому многие остро чувствуют одиночество, о чем с тревогой говорят психологи и социологи. Я уверена, что книги Священного писания помогают детям понять и полюбить «ближнего своего», а значит, они никогда не будут чувствовать себя одинокими.

Современный мир сложен. Мы живем  в перенасыщенном информацией обществе, в котором сталкиваются разные идеи, точки зрения, философии, культуры, религии. Не потеряться в этом мире, найти универсальную идею, вечную  истину помогают уроки Основ православной культуры. Ответить на вопросы маленького человека о Боге не всегда просто, порой учишься у своих учеников. Их непосредственность и душевная чистота помогают мне разбираться в сложных жизненных ситуациях. Может и правда, дети знают что-то такое, что «никогда ни один взрослый не поймет». Их слезы радости и сострадания на уроках, любовь и уважение – высшая оценка моего труда.

Мне как учителю школа предлагает возможность получать удовлетворение от общения с миром детства. И чтобы воспользоваться этим даром, я стремлюсь научиться доверять своим чувствам, почаще вспоминать свои детские мироощущения и приходить к детям с тем, во что верю сама. И еще я люблю всех моих учеников – тихих и шаловливых, замкнутых и открытых, умных и талантливых. Люблю их и поэтому не прекращаю работать над собой, не жалея сил и времени стараюсь развиваться духовно, чтобы быть интересной, полезной, современной. Ведь быть учителем - это  значит быть примером, нравственным ориентиром для своих воспитанников.

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», - писал великий поэт Ф.И.Тютчев. Я верю, что мои уроки затрагивают самые сокровенные струны в душах учеников, а любовь, добро и библейские истины отзовутся в детских сердцах,  сделав их по-настоящему счастливыми.

За окном тихий осенний вечер. На душе светло и благостно. Любимая книга, как всегда, помогла мне найти ответы на сложные вопросы. Завтра будет новый день, который принесет мне немало интересных событий и сложных задач. Но я уверена, что смогу с ними справиться! Ведь я - учитель!



Предварительный просмотр:

Каурковская О.А.,

учитель начальных классов

МАОУ «Классический лицей № 1»

                                                                                                                Железнодорожный район

г. Ростов-на-Дону

Методический семинар.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке  и

во внеурочное время на основе православных традиций

(из опыта работы)

Воспитание есть процесс питания души и сердца

Человека всеми лучшими одухотворяющими

плодами человеческой культуры

Ш.А.Амонашвили

        Сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет. Времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

        Актуальность данного опыта заключается в возвращении к православным ценностям, возрождении духовного наследия. Творческий уровень новизны опыта поможет в формировании духовно-нравственной личности. Включение в урок и внеурочную работу материала духовно-нравственной направленности развивает интерес учащихся к православному прошлому нашего народа, прививает желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

        Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

        Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

        Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

        Целью моей работы по данной педагогической проблеме является:

  • приобщение обучающихся к истокам отечественной культуры;
  • расширение знаний по отечественной культуре;
  •  формирование духовно-нравственных качеств личности.

        Детская душа - чистая доска. И пока она чиста, на ней можно написать любые письмена. Исправлять ошибки гораздо труднее, порой даже невозможно. А ведь наши дети - по рождению, по крещению - русские, православные. И пока они маленькие, о Боге, о церкви, о святых и святынях русской земли они слушают с большим интересом и вниманием. Один из духовных отцов писал, что душа ребенка, как пустой сосуд, который можно наполнить добром или злом. От нас зависит, то чем она наполнится. То есть от системы образования и воспитания.

        В последние годы мы много говорим о глубоких кризисных явлениях в стране, которые обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором наше общество оказалось. Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.

        Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Весь перечисленный негатив меняет структуру детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни, аморальному поведению. В связи с создавшейся ситуацией в обществе важную роль по-прежнему играет образование, которое должно создать основу для духовно-нравственного воспитания.

        Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.    

        Основными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  являются:

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному , формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • Патриотическое воспитание: любовь к Отечеству, к своей стране, к своей малой родине.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

        Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.

        На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

        Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций.

        Формирование нравственности происходит у меня на разных уроках. Особенно уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Здесь мы читаем и обсуждаем статьи, в которых ставлю в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

        После прочитанных рассказов дети подбирают к произведениям пословицы и поговорки, пишут сочинения, маленькие рассказы, продолжают незавершённые рассказы, беседуют, анализируют поступки. Читая  стихи  русских  поэтов  о  Родине,  о  природе,  дети  учатся  любить  родную  землю,  родной  свой  край,  Отечество:

И. Никитин. «Русь»

И. Бунин. «Лес,  точно  терем  расписной…»

        На уроках ОПК с  целью воспитания нравственности я считаю особенно  полезным  чтение  библейской  истории  из  детской  православной  художественной  литературы,  в  которой  прекрасно  изображено  состояние  невинности,  зловредность  греха,  счастье  семейного  мира,  блаженство  благоговейного  хождения  пред  Богом,  также  и  наказания  за  непозволительное  любопытство,  ненависть,  неуважение  к  почтенной  старости  и  т. п.

        Это  жития  Святых,   произведения  русских  писателей  и  устного  народного  творчества, например: Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить», Л. Толстой. «Отец  и  сыновья»,  «Старый  дед  и  внучек»

А. Гайдар. «Совесть», русская  народная  сказка  «Лиса  и  Журавль»,

нанайская  сказка  «Айога»  и  др.

        На  уроках  литературного  чтения  дети  знакомятся  с  биографиями  писателей  и  поэтов.  Это  даёт  благодатную  возможность  приоткрыть  детям  православные  странички  жизни  А.С.Пушкина,  И.А.Крылова, Н.Н. Носова и  многих  других  авторов.

        Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

        На уроках русского языка я использую такие отрывки из прочитанных произведений, подбираю тексты для изложений и  диктантов, которые учат доброму отношению к птицам, животным, природе, товарищам. Очень востребованы на моих уроках гуманитарного цикла пословицы и поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет.

        Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к урокам я обращаю внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения можно было найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Например: «Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 3 класса сорвали 45 цветов, а 4 класса-46цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветов?»

        Четкой границы между урочной и внеурочной деятельностью нет. Формирование духовной нравственности с урочной плавно переходим на внеурочную деятельность.

        Поэтому другим важным источником формирования нравственного опыта является разнообразная внеклассная, внеурочная деятельность. Именно внеурочная деятельность позволяет учителю, воспитателю с наибольшей полнотой выполнять свои воспитательные функции. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам.

        Я глубоко убеждена в том, что данная система работы будет только тогда эффективной, когда каждое воздействие педагога будет  целенаправленно, осмысленно и закреплено своим личным позитивным примером. Особенно это касается педагога младших классов, т.к. для детей младшего школьного возраста педагог является большим авторитетом и примером поведения.

        Поэтому, в ходе реализации тьюторского сопровождения, я отдаю предпочтение технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,  которая направлена на понимание ребенка, как отдельной целостной уникальной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей и взаимопонимание между педагогом и ребенком.         Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. Я всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла. Когда я проводила внеклассное мероприятие «Дарите людям доброту!» среди учащихся 4-х  классов, на вопрос: «Вспомните, с чем за последнее время вы чаще встречались со злом или добротой?» больше половины класса  вспомнили сразу о злых действиях по отношению к ним. Добрые  воспоминания  были у семерых учащихся из 24 учеников. Поэтому, необходимость таких бесед на духовно-нравственные темы с младшими школьниками еще раз доказывает приведенный пример. С детьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем, чтобы выявить затаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то, что отравляет  светлую детскую душу и затем, путем бесед объяснить, как надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относится друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди.

        Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом. Поэтому, я стараюсь привлекать детей к участию во всех организуемых  школой  внутригрупповых  мероприятиях - будь то конкурс рисунков, выставка поделок или музыкальное представление, спортивное состязание, коллективные творческие дела.

        Совместно с учителем музыки и тьютором мы пытаемся возродить народные праздники, создавая интересные познавательные музыкальные проекты «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица». Эти мероприятия позволяют детям раскрыть все свои творческие таланты- художественные и артистические, познать, что-то новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания веселого настроения своим одноклассникам, учителям, родителям.

        Сегодня в начальной школе лицея есть все условия для духовно-нравственного  воспитания  детей  через  дополнительное  образование.  Оно  имеет целый ряд направлений.

        Основными направлениями среди них в моём классе можно считать:  спортивно-оздоровительное,  краеведческое,  художественно-эстетическое, общекультурное.

        Оздоровительная  программа  ориентирована  на  формирование  у  ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Тем, кто любит бегать, прыгать наш спортзал поможет мигом! Веселые старты, эстафеты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души.

        Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:  

–      беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;

–      динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;

–      деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют

развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного

общества.

        Реализация регионального курса «Доноведение» является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время. Содержание и построение программ  обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует  воспитанию любви к малой  Родине, играет большую роль  в экологическом воспитании. Дети получают достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края. В течение учебного года мы проводим занятия в музеях города, экскурсии по достопримечательным местам, внеклассные мероприятия и творческие конкурсы.

        Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

         Художественно-эстетическое воспитание я реализую через занятия в кружках «Изобразительное искусство и основы композиции», «Палитра танца» и «Мир театра».  Эти  занятия  помогают  детям  по-новому  увидеть  и осмыслить  мир  вещей  и  предметов  в  повседневной  жизни,  будят  их  фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.

         Ученики моего класса приняли участие в спектакле "Синяя птица" по мотивам сказки М.Метерлинка. «Театр Дождя» (руководитель Сторожакова Е.В.) - педагогический театр-инклюзия, в актёрскую труппу которого входят воспитанники центра лечебной педагогики и социальной терапии "Свеча", преподаватели и студенты института истории и международных отношений ЮФУ, аспиранты кафедры педагогики ЮФУ, лечебные педагоги Центра лечебной педагогики и социальной терапии "Свеча", профессиональные актёры, музыканты, танцоры, художники, звукооператоры, кинооператоры.         «Театр дождя», обретая известность в донской столице (а играют спектакли ребята, в основном, на сцене ДГПБ), становится интересен многим. Он создаёт условия для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, а также ценностного-смыслового и духовно-нравственного развития всех участников инклюзивных театральных событий: труппы театра и зрителей. Является транслятором общечеловеческих и культурных ценностей -добра, красоты, творчества, любви, толерантности.

          Через занятия  по таким образовательным программа внеурочной деятельности, как «Культура речи» и «Музейная педагогика», реализуется общекультурное направление в воспитании обучающихся. Эти занятия проводятся совместно с работниками детской городской библиотеки им. В.М.Величкиной.  

         Выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

        Выразительное чтение самих детей - это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения. Художественная литература – богатый источник  переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего

поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира

читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения, использования виртуальных музеев.

       В организация внеурочной деятельности, на мой взгляд, очень важны :

-      новизна, практическая значимость подаваемого материала;

-     четкое структурирование;

-      логичное, яркое, контрастное выступление;

-      ритмичное чередование видов деятельности;

-      опора на возрастные и индивидуальные потребности;

-      ситуация успеха.

 Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов играет привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы, класса. Родители - первые помощники воспитателя и учителя. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у   ребенка, играет положительную роль  для самого ребенка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается  самооценка самого ребенка. А безразличие родителей к школьным делам ребенка в дальнейшем порождает безразличие ребенка к делам родителей, черствость и цинизм.

Поэтому с родителями своих подопечных я стараюсь наладить тесную связь и сотрудничество, провожу беседы по поводу  духовно- нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье, привлекаю к активному участию в конкурсах, выставках, родительских семинарах, приглашаю на утренники, посвященные «Дню матери», православным праздникам «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», праздничные вечера, спортивные состязания.

Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся.

Свою работу по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста я строю в основном на проектно-деятельностной основе. Это «Бессмертный полк», создание виртуальной экспозиции «Правнуки Победы о своих прадедах» «Генеалогическое древо» и т.д.

Провожу внеклассные мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики», «Дню Победы»; классные часы о подвигах защитников Отечества, о детях-героях, о научных достижениях нашей страны;  конкурсы рисунков на военную, космическую тематику, осуществляю просмотр документальных и художественных фильмов о войне,  современных достижениях науки и техники.

Уже на протяжении многих лет, мы посещаем МБОУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов 

Ленинского района города Ростова-на-Дону». Дарим им подарки к различным праздникам, организуем концерты. Пожилые люди принимают нас с большой любовью и благодарностью и радуются нашему приходу и подаркам. Дети тоже радуются тому, что их любят и ждут. При общении с пожилыми людьми, дети учатся сострадать и понимать действительность, такой, какая она есть на самом деле, вопреки тем виртуальным представлениям, часто формирующимся в детском сознании.

В конце каждого учебного года подвожу итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложила детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Все эти годы я наблюдаю, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.

Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник, который бы являлся примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить примером.

Это и есть важнейшее условие успешного развития подрастающего поколения.

        Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Использованная литература:

  1. А.Данилюк, А. Кондаков, В. Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  2. Л.В.Байбородова «Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах», Москва, Просвещение, 2014г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке и во внеурочное время на основе православных традиций » (из опыта работы) Каурковская Оксана Алексеевна, МАОУ « Классический лицей №1 » Железнодорожного района г.Ростов -на-Дону

Слайд 2

Цели: Задачи: приобщение обучающихся к истокам отечественной культуры; расширение знаний по отечественной культуре; формирование духовно- нравственных качеств личности. формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания; формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем; воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам; воспитывать добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Слайд 3

Проблема: Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,справедливости,гражданственности и патриотизме.

Слайд 4

Направления духовно-нравственного воспитания: Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Туристско-краеведческое Военно-патриотическое

Слайд 6

Результативность Диаграмма диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников по методике Ж. Пиаже. 3 б класс. По этой методике диагностики большинство учащихся – 41%, показали положительное отношение к одноклассникам и охарактеризовали себя как дружелюбно настроенных ребят, готовых в нужный момент помочь товарищу. Следующую категорию – 29% составили ребята, показавшие хорошую коммуникабельность, т.е. это общительные, дружелюбные ребята, верные школьные товарищи. Достаточно высокий уровень школьного общения продемонстрировали 20% младших школьников, которые охарактеризовали себя как детей, отличающиеся особой общительностью и доверительностью. Они хорошо контактируют со сверстниками, быстро и легко находят общий язык и интересны для окружающих ребят. Наименьший процент – 10%, составляют учащиеся, показавшие низкий уровень общения. Такие ребята осторожны в своем общении с одноклассниками, стараются держаться в стороне и участвуют в школьной жизни только при содействии учителя

Слайд 7

Спасибо за внимание!