Материалы МО

 Галиулина Ольга Сайфитиновна

Предварительный просмотр:

 Доклад на тему: Педагогическая технология «Французская мастерская»

    Добрый день, уважаемые коллеги!  Начну свой доклад с причты. "Один маленький - маленький мальчик первый раз пришел в школу. Это была обыкновенная школа, но ему она казалась очаровательным дворцом Света и Знаний. Его встретил учитель, который показался Волшебником, умеющим все на свете. На уроке мальчику велели нарисовать цветок, и он старательно и трепетно выводил разноцветные лепестки на фоне торжественно голубого неба. Но подошел учитель и поправил его: цветок должен быть красного цвета, с пятью  лепестками на тоненьком стебельке. И показал работы других учеников. Прошел год. Мальчик пошел в другую школу. И уже другой учитель попросил нарисовать все, что мальчик пожелает. Но ребенок сидел и смотрел на белый лист бумаги. «Почему ты не рисуешь?» - спросил учитель.

- Скажите, какие основные принципы ФГОС были нарушены учителем? (Ответы)

        Поэтому развитие современного образования требует внедрения технологий, которые способны культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе различных педагогических технологий как условия достижения высокого качества образования.            Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

     Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий.

       Сегодня я расскажу о педагогической технологии «Французская мастерская». Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания путем самостоятельного или коллективного открытия.

       Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

            Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и открытие нового.

В педагогической мастерской ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное.

Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. «Мы не можем помочь людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами» (Авраам Линкольн)

   Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

Данная технология удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:

1. Личность с новым менталитетом: «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности.  Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Развития личности.

Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает и строит сам.

    Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет озарение - инсайт, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного свободного творчества.

В мастерской реализуются следующие принципы: 

  1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично. 
  2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
  3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Французские мастера категорически против оценивания работы в мастерской в какой- либо форме. Они утверждают, что нельзя не только ставить отметки, а даже словом или мимикой высказывать свое субъективное отношение к работе учащихся. Это будет расцениваться, как давление на личность. 
  4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса. 

Выделяют этапы мастерской

Эти этапы являются основными:

Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.

Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала.

Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.

Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи.

На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.

Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках.

Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением) (где мы это можем применить?). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию. 

Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

      Технология творческих мастерских поможет учителю лучше узнать своих учеников, в ином свете увидеть их потенциал, а для самих ребят это прорыв в самореализации на уроке.

       Мастерская не равна по времени уроку, она требует исследования и детального проговаривания гипотез и результатов. Часть вопросов не получит ответов здесь и послужит материалом для следующих мастерских. Обычно на мастерскую отводят два урока как в средней (старшей), так и в начальной школе.

«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.

  Вернемся к притче. Как вы думаете, как поступил мальчик? (Ответы)

«Почему ты не рисуешь?» - спросил учитель. И мальчик заглянул в рисунки других учеников: там были роскошные дворцы и прекрасные принцессы, смелые рыцари и чудесные леса, удивительные птицы порхали среди праздничных цветов. Мальчик вздохнул и, обмакнув кисть в краску, вывел четыре красных лепестка на тоненьком стебельке".

   Мастерская это есть изготовление педагогического продукта!!!!! 

     Моя работа нацелена на то, чтобы предоставить ученику возможность самостоятельно открывать новые знания, потому что, как сказал Сократ: «Человек не может научиться играть на флейте, не приставив её к губам».

Вывод: Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования    коммуникативных   навыков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад учителя начальных классов: Галиулиной О.С.

Слайд 2

Тема: Педагогическая технология « Французская мастерская »

Слайд 3

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях: Личность с новым менталитетом; Все способны; Развитие личности.

Слайд 4

П ринципы: Равенство всех участников, включая мастера; Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации; Отсутствие оценки, соревнования, соперничества; Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы.

Слайд 5

Выделяют этапы мастерской: Индукция Деконструкция и реконструкция Социализация Афиширование Разрыв Рефлексия

Слайд 6

«Человек не может научиться играть на флейте, не приставив её к губам ». Сократ



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение  

средняя общеобразовательная школа № 7  

п. Весёлый Чунский район Иркутская область

Доклад

Тема: Развитие пространственных представлений

младших  школьников  во внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов:

Галиулина Ольга Сайфитиновна

2020 г.

     Тема моего выступления: Развитие пространственных представлений младших  школьников  во внеурочной деятельности»  Слайд 1

   Слайд 2 Пространственное представление -  вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.

   Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло существенной роли. Хорошее пространственное воображение необходимо и инженеру, и строителю, и дизайнеру, и компьютерщику, и модельеру, и математику.

     Конечно, ребёнок приходит в школу, имея определённый запас знаний, полученных в семье, в детском саду. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве. Большое внимание этому уделяют не только учителя начальной школы, но также логопеды и психологи.  Однако  в курсе математики начальной школы в основном рассматриваются плоскостные фигуры, тогда как даже ребенок - дошкольник имеет опыт общения с кубом, шаром, пирамидой (кубики, мяч, конструктор), т.е. о стереометрии речь практически не идёт. В чём же актуальность данной темы?

     Опыт учителей математики показывает, что существует только небольшой процент учащихся, которые могут решать геометрические задачи на абстрактном уровне. Тестирование последних лет показывает, что при решении стереометрических задач только 28% поступавших дают правильный ответ, а выпускники школ на ЕГЭ по математики либо решают только планиметрические задачи, либо не выполняют геометрические задания вообще. Основной причиной существующего положения является недостаточно развитое пространственное представление и небольшой опыт геометрической деятельности учащихся. То есть изучать геометрию начинают с 7 по 9 класс, а 6 лет просто упущено, в то время как мы знаем, младший школьный возраст является важным для развития логики, мышления, легче усваиваются усваиваются понятия и определения.

     Так, рассмотрение свойств фигур, формирование начальных геометрических представлений направлено в основном на приобретение учащимися практических умений и навыков, связанных с решением практических задач на вычисление (длины, площади, периметра). Таким образом, в начальной школе наблюдается лишь определенное накопление фактического материала по геометрии, а соответствующего его обобщения не происходит.

    В последние годы в среде учёных-методистов, математиков интерес к проблеме развития пространственных представлений вырос до такой степени, что ставятся вопросы о кардинальном пересмотре школьного курса геометрии, о введении курса наглядной геометрии в начальной школе, о параллельном изучении курсов планиметрии и стереометрии.

      Для решения этих проблем необходимо начальной школе большое внимание уделять развитию пространственных представлений и моделированию реальных геометрических объектов, следует изыскивать всякие возможности и использовать любые резервы времени для развития пространственного представления учащихся.  

        Увеличение объема геометрического материала позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников общей и средней школы большие трудности.

Важно обучать детей действиям замещения, моделирования, кодирования и декодирования пространства на основе единства образно-двигательного, образно-графического и вербального знака, в связи с чем дети учатся воспринимать и воссоздавать реальные пространственные отношения в жестах, на наглядных моделях, а также в речи. Особое внимание нужно обращать на осуществление постоянного перехода из плана реальной, трехмерной действительности на плоскость, а также наоборот; формирование способности к чтению и пониманию языка графических изображений.

     Слайд 3 В современных исследованиях педагогов и методистов все большее признание получает идея о трех уровнях знаний, через которые, так или иначе, проходит умственное развитие школьника.

1-й уровень - знание-знакомство,

 2-й уровень - логический уровень знания;

 3-й уровень – творческий уровень знания.

     Что касается  изучения геометрического  материала  в младших классах, то он  изучается на первом уровне, т.е. уровне знания-знакомства (например, названия предмет: шар, куб, прямая линия, угол). На этом уровне никакие правила и определения не заучиваются.    

  Я хочу рассказать сегодня о  курсе, в котором возможно объединение всех трёх уровней умственного развития. Слайд 4 Это курс " Математика и конструирование".

Слайд 5  Главная его цель состоит в том,  чтобы дать начальные геометрические представления, усилить развитие пространственного и  логического мышления, а также  пространственных представлений детей.  Изображая или конструируя, ребята овладевают следующими конструкторскими умениями:

 1.Умение знать и видеть объект

2.Умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) иди построить с помощью чертежных инструментов;

3.Умение расчленить, выделить составные части (анализировать);

 4.Умение трансформировать объект по заданным параметрам (видоизменять или преобразовать).

      В данном курсе соблюдается преемственность с действующим в настоящее время курсом математики в начальных классах, который обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи и т.д., а также  курсом трудового обучения, особенно в той его части, которая обеспечивает формирование трудовых умений и навыков с различными материалами, в том числе с бумагой, картоном, пластилином, проволокой.

       Следует заметить, что в зависимости от вида урока (урок изучения нового математического материала или урок закрепления и повторения) центр тяжести при его организации в первом случае сосредоточен на изучении математического материала, а во  втором - на конструкторско-практической деятельности детей, в ходе которой идет активное использование и закрепление приобретенных ранее математических знаний и умений в новых условиях.

      Кроме традиционных сведений учащимся даются сведения о линиях: кривой, ломаной, замкнутой, Слайд

 

 о круге и окружности, центре и радиусе окружности; ( дети учатся работать с циркулем, чертить окружности разных радиусов, дальше обязательно задания усложняются, чертим розетку, обязательно в конце темы практическая работа, применение полученных знаний на практике) Слайд часы, розетка

Слайд

Учатся с помощью циркуля, на нелинованной бумаге изображать треугольники, квадраты и прямоугольники, чертить розетки циркулем  Слайд

- расширяется представление об углах; Слайд  чертежи детей

- дети знакомятся с объемными геометрическими фигурами: параллелепипедом, цилиндром, кубом, конусом, пирамидой и их моделированием. Слайд (Главное условие :наличие модели) модели.  Любой урок будет интересен, если ученик будет видеть предмет, о котором говорят. Поэтому необходима наглядность, модель. Слишком яркая наглядность не должна быть, так как это отвлекает от существенных признаков.

- Предусмотрены различные виды конструктивной деятельности детей: конструирование из палочек равной и неравной длины, ниток. Слайд (Причём приветствуется работа в группах) звезда

- Плоскостное конструирование из вырезанных готовых фигур: треугольника, квадрат, круга, прямоугольника, что способствует совершенствованию навыков разметки, сенсорному развитию учащихся, так как, расчленяя сложные фигуры на простые и, наоборот, составляя из простых фигур более сложные, школьники закрепляют и углубляют свои знания о геометрических фигурах, учатся различать их по форме, величине, цвету, пространственному расположению. Слайд паровозики

Объемное конструирование с помощью технических рисунков, эскизов и чертежей, конструирование по образу, по представлению, по описанию и др. Слайд  пирамида развертка,

    Поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения практических работ включает в себя как выполнение заданий по образцу, так и задания творческого характера. Слайд  дома

     И конечно же ведётся работа по решению задач на нахождение величин. Но это нестандартные задачи, а на развитие логики, мышления. Слайд

    При разработке уроков данного курса, авторами учитывались и возрастные особенности детей младшего школьного возраста: использовались дидактические игры .Одна из игр «Танграмм». Детям очень нравится конструировать из фигур животных, а так же различные предметы.

Используются игровые ситуации,  материал излагается в форме сказки, например о царице Точке. Создание проектов на тему «Геометрическая сказка» Слайд

используются  ребусы, загадки. Слайд

     Вывод: Формирование пространственного представление ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение рисования, географии, геометрии, технологии и ряда др.предметов. Жизненный опыт, и исследования психологов показывают,  если не начать формировать пространственное  представление ребёнка с младшего школьного возраста,  то невысокий уровень пространственного представление и пространственного воображения  ученика обычно является для него практически непреодолимым препятствием для постижения курса стереометрии.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение  

средняя общеобразовательная школа № 7  

п. Весёлый Чунский район Иркутская область

Доклад

Тема: Развитие пространственных представлений

младших  школьников  во внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов:

Галиулина Ольга Сайфитиновна

2020 г.

     Тема моего выступления: Развитие пространственных представлений младших  школьников  во внеурочной деятельности»  Слайд 1

   Слайд 2 Пространственное представление -  вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.

   Трудно назвать хотя бы одну область человеческой деятельности, где создание пространственных образов и оперирование ими не играло существенной роли. Хорошее пространственное воображение необходимо и инженеру, и строителю, и дизайнеру, и компьютерщику, и модельеру, и математику.

     Конечно, ребёнок приходит в школу, имея определённый запас знаний, полученных в семье, в детском саду. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве. Большое внимание этому уделяют не только учителя начальной школы, но также логопеды и психологи.  Однако  в курсе математики начальной школы в основном рассматриваются плоскостные фигуры, тогда как даже ребенок - дошкольник имеет опыт общения с кубом, шаром, пирамидой (кубики, мяч, конструктор), т.е. о стереометрии речь практически не идёт. В чём же актуальность данной темы?

     Опыт учителей математики показывает, что существует только небольшой процент учащихся, которые могут решать геометрические задачи на абстрактном уровне. Тестирование последних лет показывает, что при решении стереометрических задач только 28% поступавших дают правильный ответ, а выпускники школ на ЕГЭ по математики либо решают только планиметрические задачи, либо не выполняют геометрические задания вообще. Основной причиной существующего положения является недостаточно развитое пространственное представление и небольшой опыт геометрической деятельности учащихся. То есть изучать геометрию начинают с 7 по 9 класс, а 6 лет просто упущено, в то время как мы знаем, младший школьный возраст является важным для развития логики, мышления, легче усваиваются усваиваются понятия и определения.

     Так, рассмотрение свойств фигур, формирование начальных геометрических представлений направлено в основном на приобретение учащимися практических умений и навыков, связанных с решением практических задач на вычисление (длины, площади, периметра). Таким образом, в начальной школе наблюдается лишь определенное накопление фактического материала по геометрии, а соответствующего его обобщения не происходит.

    В последние годы в среде учёных-методистов, математиков интерес к проблеме развития пространственных представлений вырос до такой степени, что ставятся вопросы о кардинальном пересмотре школьного курса геометрии, о введении курса наглядной геометрии в начальной школе, о параллельном изучении курсов планиметрии и стереометрии.

      Для решения этих проблем необходимо начальной школе большое внимание уделять развитию пространственных представлений и моделированию реальных геометрических объектов, следует изыскивать возможности и использовать любые резервы времени для развития пространственного представления учащихся.  

        Увеличение объема геометрического материала позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников общей и средней школы большие трудности.

Важно обучать детей действиям замещения, моделирования, кодирования и декодирования пространства на основе единства образно-двигательного, образно-графического и вербального знака, в связи с чем дети учатся воспринимать и воссоздавать реальные пространственные отношения в жестах, на наглядных моделях, а также в речи. Особое внимание нужно обращать на осуществление постоянного перехода из плана реальной, трехмерной действительности на плоскость, а также наоборот; формирование способности к чтению и пониманию языка графических изображений.

     Слайд 3 В современных исследованиях педагогов и методистов все большее признание получает идея о трех уровнях знаний, через которые, так или иначе, проходит умственное развитие школьника.

1-й уровень - знание-знакомство,

 2-й уровень - логический уровень знания;

 3-й уровень – творческий уровень знания.

     Что касается  изучения геометрического  материала  в младших классах, то он  изучается на первом уровне, т.е. уровне знания-знакомства (например, названия предмет: шар, куб, прямая линия, угол). На этом уровне никакие правила и определения не заучиваются.    

  Я хочу рассказать сегодня о  курсе, в котором возможно объединение всех трёх уровней умственного развития. Слайд 4   Это курс " Математика и конструирование".

Слайд 5  Главная его цель состоит в том,  чтобы дать начальные геометрические представления, усилить развитие пространственного и  логического мышления, а также  пространственных представлений детей.  Изображая или конструируя, ребята овладевают следующими конструкторскими умениями:

 1.Умение знать и видеть объект

2.Умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) иди построить с помощью чертежных инструментов;

3.Умение расчленить, выделить составные части (анализировать);

 4.Умение трансформировать объект по заданным параметрам (видоизменять или преобразовать).

      В данном курсе соблюдается преемственность с действующим в настоящее время курсом математики в начальных классах, который обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи и т.д., а также  курсом трудового обучения, особенно в той его части, которая обеспечивает формирование трудовых умений и навыков с различными материалами, в том числе с бумагой, картоном, пластилином, проволокой.

       Следует заметить, что в зависимости от вида урока (урок изучения нового математического материала или урок закрепления и повторения) центр тяжести при его организации в первом случае сосредоточен на изучении математического материала, а во  втором - на конструкторско-практической деятельности детей, в ходе которой идет активное использование и закрепление приобретенных ранее математических знаний и умений в новых условиях.

      Кроме традиционных сведений учащимся даются сведения о линиях: кривой, ломаной, замкнутой, отрезках,  расширяется представление об углах,  о круге и окружности, центре и радиусе окружности ( дети учатся работать с циркулем, чертить окружности разных радиусов, дальше обязательно задания усложняются, чертим розетку, обязательно в конце темы практическая работа, применение полученных знаний на практике)  

Учатся с помощью циркуля, на нелинованной бумаге изображать треугольники, квадраты и прямоугольники Слайд

Дети знакомятся с объемными геометрическими фигурами: параллелепипедом, цилиндром, кубом, конусом, пирамидой и их моделированием. Слайд  (Главное условие :наличие модели) модели.  Любой урок будет интересен, если ученик будет видеть предмет, о котором говорят. Поэтому необходима наглядность, модель. Слишком яркая наглядность не должна быть, так как это отвлекает от существенных признаков.

Предусмотрены различные виды конструктивной деятельности детей: конструирование из палочек равной и неравной длины, ниток. Слайд  (Причём приветствуется работа в группах)

Плоскостное конструирование из вырезанных готовых фигур: треугольника, квадрат, круга, прямоугольника, что способствует совершенствованию навыков разметки, сенсорному развитию учащихся, так как, расчленяя сложные фигуры на простые и, наоборот, составляя из простых фигур более сложные, школьники закрепляют и углубляют свои знания о геометрических фигурах, учатся различать их по форме, величине, цвету, пространственному расположению. Слайд

Объемное конструирование с помощью технических рисунков, эскизов и чертежей, конструирование по образу, по представлению, по описанию и др. Слайд

    Поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения практических работ включает в себя как выполнение заданий по образцу, так и задания творческого характера. Слайд  

     И конечно же ведётся работа по решению задач на нахождение величин. Но это нестандартные задачи  на развитие логики, мышления. Слайд

    При разработке уроков данного курса, авторами учитывались и возрастные особенности детей младшего школьного возраста: использовались дидактические игры. Одна из игр «Танграмм». Детям очень нравится конструировать из фигур животных, а так же различные предметы.

Используются игровые ситуации,  материал излагается в форме сказки, например о царице Точке. Создание проектов на тему «Геометрическая сказка» Слайд

используются  ребусы, загадки. Слайд

     Вывод: Формирование пространственного представление ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение рисования, географии, геометрии, технологии и ряда других предметов. Жизненный опыт, и исследования психологов показывают,  если не начать формировать пространственное  представление ребёнка с младшего школьного возраста,  то невысокий уровень пространственного представление и пространственного воображения  ученика обычно является для него практически непреодолимым препятствием для постижения курса стереометрии.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс на конкурс «Учитель года-2022» 

Тема: «Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов»

Учитель начальных классов: Галиулина О.С.

Слайд 2

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету»

 К.Д.Ушинский

Формирование творческой и активной личности учащегося -  главная цель современного образования. С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить  «добывать» и использовать её. Новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования, не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства.

 Сегодня я хочу  познакомить вас с  педагогической находкой, на мой  взгляд, достаточно интересной и эффективной – это метод интеллект  карт. Тема моего мастер – класса  «Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов»

       Ментальные карты (интеллект – карты, карты ума, карты разума, карты памяти) – это уникальный и простой метод запоминания информации. Они всё активнее внедряются в жизнь информационного общества. Однако в настоящее время нет большого опыта их применения  в начальной школе.  Поэтому тема моего мастер-класса  весьма актуальна.

В начале немного теории о нашем мозге. Для того, чтобы вы могли понять, как работает этот метод.

Слайд 3  Как известно, есть правое и левое полушарие. Левое отвечает за логику, математику (т.е. числа, факты, даты), а правое за творчество, сочинения, рисунки и воображение. Так вот очень часто, когда мы занимаемся решением какой-либо задачи, мы используем только логичное левое полушарие, и совсем не задействуем правое. Есть простой способ проверить, какое полушарие у вас доминирует. Не задумываясь, сложите руки полочкой. Если вверху оказалась правая рука, то вы – склонны к творчеству, фантазиям, искусству. А если левая – то вы склонны к точным наукам, логическим рассуждениям. (Также можно для достоверности соединить руки в замок)

Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). Данный метод можно отнести к метапредметным методам, так как позволяют ребёнку научиться осмысленно прочитать текст, выделив ключевые слова, позволяет ученику самому классифицировать, самому выбирать критерии для классификации, учиться строить логическое рассуждение, находить причинно-следственные связи, осуществлять контроль и самооценку, делать выводы.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем

уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

  Итак, «Ментальная карта»- это ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Коллеги, сегодня я хочу показать Вам, как  ментальные карты Можно использовать на уроке литературного чтения, внеурочной деятельности и окружающего мира.

Список покупок.

1.Карандаш

2. Кефир

3 Ластик

4. Рюкзак

5. Платье

6.Носки  

7. Торт

8.Брюки

9. Яйца

10. Подарок

Алгоритм составления интеллект – карты

1. Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. (слайд№8)

2. Основная идея, проблема, слово располагается в центре (для изображения идеи можно использовать слово или рисунок). например, название новой темы

1. Центральный образ (основную идею) располагаем в центре листа.

Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

2. Главные ветви соединяются с идеей, ИЗОБРАЖАЮТСЯ ПРЯМЫМИ КРУПНЫМИ ЛИНИЯМИ  (используйте разные цвета карандашей, ручек, восковые карандаши). Остальные ветви соединяются с главными ветвями. Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.

3. Каждая ветвь подписывается наиболее подходящими ключевыми  словами (на начальных этапах используйте символы, знакомые для детей знаки) На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.

4. Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Длина линии равняется длине слова.

 5. Разрешается  ветви заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями (используйте цветные карандаши, маркеры).

6.Для лучшего запоминания и усвоения,  желательно использовать картинки, рисунки, символы, ассоциации о каждом слове. Особенно должны быть сосредоточены  в центральной части.

7. Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.

У ребёнка должен быть выбор, возможность выразить идею иным способом.

 (слайд№11)

Слайд Пять самых больших плюсов использования этого приема

Мы с учащимися пишем:

  • с удовольствием
  • быстро
  • мало

Видим:

  • взаимосвязи
  • структуру изложения материала
  • логику

Развиваем:

  • мышление
  • память
  • воображение

Задействуем:

  • весь потенциал
  • творчество

Запоминаем:

  • сразу
  • много
  • качественно

Это все  позволяет нам легко учиться

Систематическое применение метода ментальных карт

  • повышает креативность (способность развивать творческое воображение)‏;
  • обучает способам работы с информацией (нахождение, обработка, использование)‏;
  • развивает коммуникативные навыки.

Главное: формирует личность, способную самостоятельно обучаться

Самостоятельная работа творческих групп! ( не более 5 минут)

- Я предлагаю разделиться на три группы.

Первая группа, составляет интеллект-карту на тему «Здоровый образ жизни»

Вторая группа,  к сказке  А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Третья группа, составляет интеллет-карту на тему «Животные»

Представление результатов работы.

- Коллеги, попрошу вас  дать оценку в виде символического знака, рисунка, понравился ли вам мой мастер-класс, был ли он интересен для вас?

Самоанализ

Перед участниками мастер-класса была поставлена конкретная задача. Для этого разделились на творческие группы .

Их деятельность имела целесообразный характер и, следовательно, эта работа заинтересовала группу. Они активно включились в практическую часть, проявили фантазию, самостоятельность и инициативу в ходе работы над созданием интеллект-карт. Моей задачей было консультировать и направлять работу группы.

Проведенный в конце работы опрос, показал следующие. Особых затруднений при выполнении работы не возникло. Опыт работы, полученный на занятии, пригодится в жизни и может быть применён в педагогической практике. Участники мастер-класса были достаточно активны, заинтересованы, они видели конкретную цель и её реализацию.

В завершении мною была дана положительная оценка работы слушателей, высказана благодарность за поддержку. Слушатели, в свою очередь, оценили пользу и актуальность моей работы, высказали благодарность за мастер-класс.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9067/39663434.848/0_a9561_7b337c8f_XL.gifhttps://sevastopol.top-matras.ru/products_pictures/povishenie-cen-03-2020.jpg

https://rost.selhozproduct.ru/upload/usl/f_60ae88d7b8fa1.jpg https://medboli.ru/wp-content/uploads/c/d/3/cd30424a52f195b5ce9e9b3db3c7fe18.jpeg https://www.vladtime.ru/uploads/posts/2019-05/1557134730_170720120358.jpg 

https://odnastroka.ru/uploads/posts/2017-12/15135057471lop.jpeg https://yourspeech.ru/wp-content/uploads/2016/09/yourspeechru_608.jpg   https://bel.cultreg.ru/uploads/c878c4d3139cfa8c81ea5820325b667f.jpeg https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1328466/pub_61278436344fe2562d2cc2f7_612785f7c1193a30add203b1/scale_1200https://cdn.culture.ru/images/dc49cc23-cf1a-5c13-8ae2-755dae35c610

   https://media.istockphoto.com/vectors/fitness-and-healthy-icons-acme-series-vector-id460598815?k=20&m=460598815&s=170667a&w=0&h=kY_nj5u1cvm3ubMQorCdpEu5A6dbRY6eJ2buvTpQPUU=

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613768091_39-p-fon-dlya-skazki-zolotaya-ribka-46.jpg https://placepic.ru/wp-content/uploads/2021/05/img20.jpg https://srisovki.com/wp-content/uploads/2021/01/irp.jpg

https://mediasole.ru/data/images/327/327517/12.jpg  https://grandmasgleanings.com/wp-content/uploads/2020/04/net.jpghttps://sc01.alicdn.com/kf/HTB123A_RpXXXXccXFXXq6xXFXXXI/200315371/HTB123A_RpXXXXccXFXXq6xXFXXXI.jpghttps://pro-dachnikov.com/uploads/posts/2021-10/1633707299_102-p-russkie-izbi-derevyannie-doma-foto-113.jpghttps://i.pinimg.com/originals/b5/c5/cc/b5c5ccb63cb412addd2d16e07638906d.jpg

https://fs.znanio.ru/d5af0e/4f/f5/a1a70b3a1550dfd751646aefe1494340cc.jpg  http://xn----7sbomcju3ad1b1b2eg.xn--p1ai/tinybrowser/2021/bib/foto-pushkina-21.jpg https://3dtoday.ru/upload/iblock/8d6/1441149668667.jpeg

1.Жадность всякому  горю  начало.

2.Много желать – добра не ждать.

3.Много захочешь, последнее потеряешь.

   

https://haski-mana.ru/wp-content/uploads/a/8/b/a8b7bbc37d302102a9cd9149cebb39df.jpeg

Перстный дятел Лесной - доктор Свиристель обыкновенныйhttps://heaclub.ru/tim/1eac9771d6afeaa5b0572c089a7a470e/ptica-na-penke.jpghttps://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4593804/pub_605307ce3eb679416825a994_60530b4657266c7ccde1deff/scale_1200

https://xn----8sbh9bayt2e.xn--p1ai/image/cache/catalog/1.data/7/cae78b34f0d96a84903b756643c2c2cb-1200x800.jpg https://mobimg.b-cdn.net/v3/fetch/4f/4f338baba8b1dba63000eb00dfa2339a.jpeg https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3445317/pub_601d0528b426f776c0ec5297_601d0566b426f776c0ecd270/scale_1200  https://placepic.ru/wp-content/uploads/2018/09/sharks_orig-1.jpg

https://haski-mana.ru/wp-content/uploads/0/a/c/0ac17ba8f7c3b2ffe3864a9142648433.jpeg https://foto-cats.ru/wp-content/uploads/a/e/4/ae4911919d158508db230a9d1c823fb9.jpghttps://pet7.ru/wp-content/uploads/2017/07/Mejn-kun-soderzhanie.jpg