Проект "Святки"

Туманцева Елена Владимировна

Конспект Проекта "Святки"

Сценарий досуга "В русской избе"

Презентация https://cloud.mail.ru/public/YdDo/QwuAjaqju

Фотоотчет в альбоме "Святки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proekta_svyatki.docx35.58 КБ
Файл stsenariy_dosuga_v_russkoy_izbe.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №186»

ПРОЕКТ

Тема «Святки»

Разработала

воспитатель Туманцева Е.В.

г. Иваново, 2024

Тип проекта: творческо-игровой, краткосрочный, групповой, межгрупповой.

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта с 9 января по 19 января.

Актуальность реализации проекта

В России на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

Нельзя бездумно обрывать связь поколений и времен. Нужно вовлекать детей, показывать примеры бережного отношения к культуре и традициям нашей Родины.

В настоящее время необходимость возрождать и закреплять традиции русской народной культуры в уме подрастающего поколения становится очень важной. Чтобы не потерять самобытность русской жизни, духовность и нравственность, нашим детям предлагается ознакомиться с народным праздником «Святки». Проект поможет сформировать интерес к песням, развлечениям, народным обрядам и играм.

Цель: Расширение знаний о русских народных традициях и зимних праздниках.

Задачи:

  1. Формировать представление о Рождестве, Рождественских святках, колядках.
  2. Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки, песни.
  3. Развивать коммуникативные навыки детей, умение сотрудничать, участвовать в массовых мероприятиях.
  4. Поддерживать интерес к русской народной культуре.
  5. Прививать любовь и уважение к традициям и обрядам наших предков.
  6. Воспитывать чувство патриотизма.

Гипотеза реализации проекта:

Изучение русских народных традиций духовно обогащают и развивают ребенка, поддерживают интерес к его истории и культуре. Участие детей в празднике и ознакомление с обрядами родного народа дает им возможность познать эмпирическим путем его историко-культурный опыт, формирует чувства патриотизма и ответственности по отношению к своей Родине.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешного формирования устойчивого интереса детей к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, особенности поведения, коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат проекта:

  • дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
  • имеют представления о традициях празднования святочной недели;
  • осознают принадлежность к своему народу;
  • используют в активной речи устный народный фольклор;
  • желают и умеют играть в народные игры.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседы по картинам русских художников А. Бучкури «Рождественский базар», А. Саврасов «Зимний пейзаж», П. Соколов «Тройка зимой».

2. Заучивание колядок, стихов, загадок.

Обеспечение проекта:

  • научно-методическое: написание сценария, подбор литературы;
  • материально-техническое: мультимедийное оборудование, аудиосистема;
  • наглядно-дидактическое: мультимедийная презентация, тематические видео, предметы русского быта, фотографии, иллюстрации. 

Формы организации:

1. Беседа, общение.

2. Игры: дидактические, сюжетные, хороводные, подвижные.

1 - Этап - подготовительный:

Цель: Создание условий, обеспечивающих реализацию проекта.

Содержание мероприятий и предполагаемый результат:

1. Изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольниками в рамках проблемы проекта.

2. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.

3. Подбор материала по теме. (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве)

4. Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

Оформление группы:

1) Выставка рождественских открыток.

2) Уголок ряженья для колядования.

3) Выставка книг на Рождественскую тему.

4) Изготовление масок для обряда колядования.

5) Изготовление дидактических игр.

2 - Этап работы – основной.

Цель: Осуществление педагогической работы.

Содержание мероприятий и предполагаемый результат:

1. Проведение бесед.

2. Чтение книги «Круг светлых дней» В. Соколовского.

3. Т. Даули «Рождественская ночь», «Рождественская звезда», «Рождественская история». 

4. Стихотворения на тему «Рождество», заучивание колядок.

5. Подготовка презентации «Колядки», видеоклипы: «Зимняя сказка», «Рождество христово, «Тихо падает снежок».  

6. Загадывание загадок.

7. Знакомство с народными приметами.

8. Аппликация на тему: «Рождественские звезды».

9. Рисование на тему: «Рождественский ангел» (использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)

10. Изготовление русско-народных кукол из ткани.

11. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).

12. Проведение подвижных игр. «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу».

13. Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Дом»; «Магазин»; «Детский сад».

3 - Этап – Заключительный.

Цель: Подведение итогов по реализации проекта «Святки».

Содержание мероприятий и планируемый результат:

1. Проведение развлечения на тему «В русской избе…».

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

по реализации проекта «Святки»

Тема

Содержание

Работа

с родителями

Срок

выполнения

Диагностика

Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях празднования колядок, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров

Организованная образовательная деятельность на тему: «Святки».

Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.;

Анкетирование

Приобщать родителей  и воспитателей к традиции проведения народного праздника Святки.

Первая

неделя

Традиция празднования Святок

Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - закрепить знания о русском костюме; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.

Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Беседы: «Рождество»,  «Святки», «Коляда».

«Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры.

Игры: «Волшебный клубок», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу». - Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры.

-осуществление педагогической работы.

Чтение книги «Круг светлых дней» В. Соколовского, Т. Даули  «Рождественская ночь», «Рождественская звезда», «Рождественская история», стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.

Загадывание и разгадывание загадок. Знакомство с народными приметами.

Аппликация на тему: «Рождественские звезды».

Рисование на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)

Изготовление  русско-народных кукол из ткани.

Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).

Сюжетно – ролевые игры: «Семья»; «Дом»; «Магазин»; «Детский сад»;

 Попросить родителей оформить

презентации: «Колядки»,

«Гадания».

Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

 Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».

Вторая неделя

Веселая Коляда

Выставка детского рисунка «рождественские ангелы».

Выставка русско-народные куклы из ткани.

Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.

Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках».

Развлечение «В русской избе…» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с детьми из других групп.

Консультация «Как колядовали в старину»

 

Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».

Третья

неделя

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

  • Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
  • Продолжать знакомить с русским хороводом, пляской.
  • Научить выполнять аппликацию на тему: «Рождественские звезды»,
  • Научить рисовать на тему: «Рождественский ангел» (Использование различные приемов и средства для передачи сюжета.)
  • Выставка книг на Рождественскую тему. Изготовление масок для обряда колядования.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Продолжать закреплять умение детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество;
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Проведение подвижных игр. «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Шла коза по лесу».

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
  • Закреплять знания о русских народных праздниках и обычаях, с помощью просмотров презентаций: «Колядки».

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;
  • Помогать логично и понятно высказывать суждение;
  • Способствовать развитию любознательности;
  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний; Загадывание загадок;
  • Знакомство с народными приметами. Проведение бесед.
  • Чтение книг на соответствующую тематику.
  • Стихотворения на тему «Рождество», заучивание колядок.
  • Развивать артикуляционный аппарат.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
  • Помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками;
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим; обогащать словарь детей вежливыми словами. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде чем что-то сделать).

Итог:

Оформление альбома «Святки»;

Изготовили русскую избу, туда же разместили русско-народные куклы из ткани.

Проведение досуга для детей старшего дошкольного возраста «В русской избе…».

Выводы:

Пройдя все этапы проекта, дети пришли к выводу:

- Я теперь узнала, что из себя представляет праздник «Рождество». – Сказал Вадим.

- Я знаю о посевальщиках, мне и бабушка о них рассказала - сказала Полина.

- Многие ребята говорили, как же весело жили наши предки и какие у них были интересные обычаи. Жаль, что у нас сейчас нет такого обычая, ходить по домам.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение интереса к русско - народным праздникам и обычаям у детей и их родителей.

2. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Святки».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал Дошкольное воспитание № 10-2013 г., № 12-2013.

2. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.

3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.

5. Битютская Н.П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.

Интернет – источники

6. Режим доступа: www.razumniki.ru

7. Режим доступа: www.Strana-sovetov.com

8.Режим доступа: www.ru.wikipedia

 



Предварительный просмотр:

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста

«В русской избе…»

Группа: старшая, подготовительная.

Цель: Приобщение детей к традициям русского народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с историей и традициями празднования Рождества;

- рассказать, какое значение на этом празднике имели народные обряды.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к традициям своего народа,

- обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма;

- развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход развлечения:

Играет русская народная музыка.

В зал заходят ребята, садятся на места.

Хозяюшка: Здравствуйте, дети!

Здравствуйте добры молодцы, да красны девицы.

Сегодня Вы пришли ко мне на посиделки, величать меня Хозяюшкой. Будьте дорогими гостями в моей избе!

Дети: Здравствуйте.

Хозяюшка:

Дорогие ребята, скажите, а какие зимние праздники Вам известны?

(Выслушиваются ответы детей, например, Новый год, Рождество, Старый Новый год и т.д.)

Хозяюшка:

А сейчас идёт самый длинный, весёлый и светлый зимний праздник святки. Он начинается после рождества и длится почти две недели. Давайте вместе узнаем, что же особенного происходит в эти дни.

Дети смотрят презентацию про святки.

Хозяюшка:

На Святки устраивали молодые люди посиделки. Посиделки – от слова «посидеть», сидели на лавках, отдыхали, общались, играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали и пели песни. Ребята, давайте и мы с Вами споем русскую народную песенку, которая называется «Сею-вею снежок».

Ребята исполняют песню сидя на местах.

После песни идёт обсуждение кто же такие посевальщики.

Хозяюшка:

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Утки - в дудки,

Чечётки - в трещотки,

Зайки в балалайки.

Играют, играют - всех потешают

Да и мы сейчас начнём,

Инструменты лишь возьмём.

Ребята играют на музыкальных инструментах.

Хозяюшка:

В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Что-то засиделись мы, народ, ай да в кружок танцевать!

Танец по показу «Давай коза попрыгаем».

После танца все садятся на места.

Хозяюшка:

В Святки было принято колядовать, это было весёлое и любимое занятие всех ребятишек, юношей и девушек. Давайте и мы с Вами споём колядку.

Ребята встают и около своих мест поют «Песню колядовщиков».

Хозяюшка: Попели, потанцевали, на инструментах поиграли! А не загадать ли мне вам загадки?

А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Загадки:

- Чтоб зимой не зябли ноги

На заснеженной дороге,

И большой, и маленький

Надевают... (валенки).

-Чтобы дом согреть, всегда

Топят печку в холода.

Мы на улицу глядим -

Из трубы выходит ... (дым).

-В лесу мороз крепчает,

В полях метет метель.

На праздник нас встречает

Сверкающая... (ель).

- Летит - молчит,

лежит – молчит (снег).

- Стоит толстячок, подбоченивши бочок.

Шипит и кипит. Чай пить всем велит. (самовар).

Хозяюшка:

А ещё на посиделках люди загадывали желания. Например, каждая девушка мечтала выйти замуж. А чтобы выйти замуж проводилась игра.

Девчата выходили за околицу, каждая снимала с ноги валенок и с силой бросала его в темноту. Считалось, что жених живёт в той стороне, куда улетел валенок.

А у меня для вас другая игра, вот мой волшебный мешочек.

Ты скажи-ка, мой мешок,

Расскажи-ка нам, дружок,

Что нас доброе ждёт,

А лихое пусть уйдёт!

(Из сундучка дети с закрытыми глазами достают предметы, а Хозяюшка говорит, что означают эти предметы.)

- Лента – жить будешь долго и счастливо.

- Пуговица - жить тебе в большой и дружной семье.

- Монетка, денежка - к подарку.

- Щепка - крепкое здоровье, долголетие.

- Картошка – скоро тебя ждёт большое счастье.

- Гвоздь - на пороге гость.

- Скрепки (прищепки) - к новым друзьям, верным товарищам.

- Колечко – к хорошему жениху, к замужеству
- Полотенце – долгая дорога, путешествие.

Хозяюшка:

Ребятки, я желаю Вам добра!

Пышных пирогов,

Сладких блинов!

Чтоб здоровыми были,

Чтобы счастливо жили!

Наш весёлый праздник подошёл к концу!

Расскажите, какие зимние праздники Вам теперь известны? (Ответы.)

Мы живём в христианской России. Не забывайте русских народных традиций. А теперь мы с группой колядующих идем колядовать. Встретимся на улице и будем играть в веселые народные игры!