Доклады, выступления

Галиакберова Рафина Акмановна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Проблемы преемственности  дошкольного и начальной школы»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием

актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и

начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи

образовательной среды.

И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и

целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития

образования в России.

Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день

имеет больше вопросов, нежели ответов на них. Нарушилась преемственность учебных

программ, учебников, появилось много программ по учебным и образовательным

дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном, это

явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и

все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди

ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения

детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного

образования и нового проекта Закона «Об образовании» возникла необходимость

пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. На

наш взгляд обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной

ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально

новых форм

Согласно новому проекту Закона «Об образовании» дошкольное образование

должно стать обязательным и впервые получит статус первого уровня общего

образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности

и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян.

Проект Закона предусматривает возможность подготовки к школе для всех ребят

дошкольного возраста. Преемственность дошкольного и начального общего школьного

образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным

образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции

непрерывного образования.. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной

ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает

индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-

развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться

в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это

обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через

различные виды продуктивной деятельности детей. Задача начальной школы — оказание

помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к школе, а

школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их

личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и

начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента

учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и

интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и

сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности

ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы

психологической службы в образовательных учреждениях.

Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их

ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию

психологических трудностей адаптационных "переходных" периодов. Переходный период

от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется,

что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему

же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует? С какими же проблемами мы,

сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы

обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий,

лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество

программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором

очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое

состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ,

личностные качества будущего учителя и многое другое.

В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду

уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому

не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять

неоднократно обследуется. Упущенное время "работает" против него, а возможные

проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы

взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к

неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов и педагогов детского сада и школы, встречи

родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами

до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и

предотвратить возможные негативные последствия.

2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному

обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу

требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое

другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня

развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Хорошим считается

детский сад, из которого дети переходят в "элитную" школу. И приходится содержание

дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее

обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике,

вместо развития познавательных процессов.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются

поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья

детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого

начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к

школьному образованию.

Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности,

формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не

накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье

детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой

деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида

деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и

приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-

прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит

та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике.

Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению

адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом

школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию

возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных

данному возрастному периоду.

4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного

количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного

процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии

существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного

образования.

Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности

детского сада и школы.

Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте

психологической преемственности непрерывного образования.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение

следующих этапов:

1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению

преемственности;

2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

3. проведение профилактических мероприятий, таких как:

"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция

развития детей);

5. проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели,

учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги,

медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора);

6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание

единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть

три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и

школьным образованием, а именно:

1. Методическая работа.

2. Работа с родителями.

3. Работа с детьми.

Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию

наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь

на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое

сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в

работе.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна

эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных

классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии

детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти

время, силы и средства для решения задачи преемсвенности.



Предварительный просмотр:

Тема: «Мотивация учения –основное условие успешного обучения»

Цель педсовета: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях «Мотивация учения» и дальнейшему развитию представлений о формировании мотивационной сферы учения.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

  Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

 Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

слайд 2

   Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

   Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.


Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними»

Слайд 3


Внешние мотивы в обучении:

  • Отметки;
  • Вынужденный долг;
  • Учёба ради престижа, лидерства,

материального вознаграждения;

  • Избегание наказания.


 Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте, зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.

Внутренние мотивы в обучении:

  • Удовлетворение от самой деятельности;
  • Прямой результат деятельности;
  • Стремление к успеху,
  • Понимание необходимости для жизни;
  • Учение как возможность общения.

В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин этого множество. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. А также существуют причины снижения мотивации, зависящие от учителя:

  • неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
  • не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
  • неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
  • особенности личности учителя ( не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).

Причины снижения мотивации, зависящие от учащегося:

  • низкий уровень знаний;
  • несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
  • реже – не сложившиеся отношения с классом;
  • в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.

При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует мотивацию? Эта проблема является актуальной не только для школы, но и для различных возрастных периодов жизни человека.

Слайд4

Пути разрешения проблемы мотивации

-Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать

-Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.

Слайд 5

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский)

«МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ… ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТОМ, К ЧЕМУ ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО СПОСОБНЫМ» (А.Маслоу)

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.

Важно понять три важных обстоятельства:

  1. мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;
  1. то, чему учат, можно выучить,
  2. профессионализм и мастерство педагога- это путь развития мотивации.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ

Первым условием для развития мотивации является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить. Поэтому любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи.

Если мы хотим сформировать у учеников мотивацию к учению, то необходимо соблюдать такие правила:

  • задачи должны быть посильными и не требовать приложения сверх усилий;
  • деятельность должна предоставлять возможность для выбора;
  • должны присутствовать задачи разной степени сложности;
  • слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, это поможет им приобрести уверенность.

Вторым условием для развития мотивации является максимальная самостоятельность школьников.

Третьим условием развития мотивации будет практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Ведь смысл познания есть ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.

Выделим еще одно условие – противоречивость материала. Когда ученик встречается с противоречием, или с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

В связи с этим можно дать несколько рекомендаций:

Слайд 6

Способы повышения внутренней мотивации.

По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что

способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Слайд 6

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

-значимый, интересный для них материал ;

-задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

-положительная обратная связь, организованная по правилу «пилюли»;

-предлагаются задания с очевидным результатом;

-возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;

-продумать «изюминку» урока.

Мои методы обучения

1. Прием «Да-нетка»

Вопросы где нужно ответить да или нет.

2. «Работа в группах»

Группы получают задание. А затем каждая группа выступает

3. Прием «Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

4. Прием «Кластер»

5. Прием «Ты мне я тебе.» (Вопросы друг другу)

6. Прием «Автор». Ученикам задаются следующие вопросы:

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

7.Я знаю..(когда ученик не готов к урока, он рассказывает что знает. Это даёт ему возможность не получить плохую отметку. Можно использовать и с определениями)

8. Прием «Что впереди?»

При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа.

9. Прием «Верные — неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

10. Прием «Лишний»

Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.

11. Прием «Историческая азбука»

За определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

12. Прием «Аукцион имён»

За определённое время назвать имена, которые можно отнести к изученной теме и объяснить кто они такие. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

13. Прием «Исторический футбол»

Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

14. Прием «Имя, дата, событие»

Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

15. Прием «Синквейн»

Описание:

• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. и.т.д


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предшкольная группа МОБУ СОШ д.Тереклы д.Тереклы «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС» Воспитатель: Галиакберова Р.А.