Патриотическое воспитание

Галиакберова Рафина Акмановна
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа всей воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Галиакберова Рафина Акмановна,

ВоспитательРБ Архангельский район МОБУ СОШ д.Тереклы

Конспект НОД  в  старшей группе по теме «Наше государство - РФ. Символика страны: герб,  флаг, гимн»

Цель: Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.        

Задачи:

Обучающие: углубить знания и представления детей  о Родине – о России. Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов  в ней. Расширить представления детей о Москве – главном городе, столицы России.

Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям. Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории, уважение к флагу, гербу, гимну.

Оборудование. Карта, картинки – государственные символы России, портрет президента РФ. Контуры флага, краски.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы патриотического содержания, посещение музея, праздники и развлечения в ДОУ.

Ход НОД:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Воспитатель: Дети, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша страна. Как, вы думаете, что такое Родина? (Где мы живем).

Воспитатель: Правильно, это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Наша с вами малая родина - наш город Радужный. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (В России).

Воспитатель: Вслушайтесь в это слово - Россия, Русь. Какие слова мы слышим, когда произносим это слово? (роса, рослый, русый, русло, русский).

Наша страна самая большая  в мире. В России много рек, озер, лесов, степей, есть даже пустыни, моря и океаны. Наша страна очень богата, в её недрах есть залежи каменного угля, газа, нефти, алмазов, золота. Любить Родину - это значит, беречь её, трепетно относиться к своей любимой земле. У каждой страны есть свои отличительные знаки (Дети показывают и называют: флаг, герб, гимн).

Воспитатель: Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. На государственном флаге России мы видим 3 цветных полосы, одинаковые по размеру, расположенные по горизонтали. (Вверху - белая полоса,  означает мир и чистоту совести. В центре – синяя полоса, означает небо, веру и правду. Красная полоса – нижняя, символизирует огонь и отвагу).

Д/игра «Раскрась флаг». Детям даются контуры  с тремя полосками.

Воспитатель: Когда вывешивают Государственный флаг РФ? В какие праздники? (В День победы и в День Защитника Отечества, можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада на Красной площади в Москве, в момент возложения венков или цветов к могиле Неизвестного солдата).

Воспитатель: Это флаг Президента России он называется штандартом, у него особая квадратная форма. На фоне белой, синей и красной полос расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома. Кто у нас президент?

(В Москве работает правительство нашей страны и наш президент В.В. Путин).

Воспитатель: А какой главный город в России? (Москва).

Воспитатель: Москву мы называем столицей нашей Родины. Москва очень большой и красивый город, там много достопримечательностей: Кремль, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Большой театр. В Москве много парков и скверов, веселых аттракционов и кафе. Кто покажет на карте столицу нашей Родины город Москва? (Дети показывают столицу нашей Родины город Москва.)

Государственный флаг - важнейший символ государственной и национальной независимости. Поэтому надо быть очень внимательными. Нашему бело-сине-красному флагу больше трехсот лет. Где можно увидеть флаг? (Флаг поднят на зданиях, его вывешивают в дни праздников. Флаг развевается на мачтах российских кораблей, изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях. Дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники). 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы многое рассказали о нашем флаге.

Заучивание пословиц и поговорок:

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

РОДНАЯ СТОРОНА МАТЬ, А ЧУЖАЯ - МАЧЕХА.

БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ.

ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ СИЛ НЕ ЖАЛЕЙ.

ВЕЛИКА СВЯТОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ, А ВЕЗДЕ СОЛНЫШКО.

КАЖДОМУ СВОЙ КРАЙ СЛАДОК.

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА.

Ребята, как вы понимаете значение этих пословиц и поговорок? (Ответы детей)

Физкультминутка «Раз и стану я землёй».

РАЗ – и стану я землёй,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА – и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви, пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ – сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета

Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы друзья!

Воспитатель: Второй символ нашего государства - это герб.

Герб - отличительный знак государства. Дети, расскажите, что изображено на гербе России? (Ответы детей)

Воспитатель: Золотой двуглавый орел на фоне красного щита означает силу и непобедимость нашей страны.  У орла две головы, что означает - наше государство очень большое и единое. В нем живут люди разных национальностей.  Над головами орла - короны. Это означает, Россия живет по своим Законам.  Он держит скипетр - символ власти и державу - золотой шар, знак могущества, единства.  На груди орла изображение всадника - это Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, с копьем в руке побеждает черного дракона. Черный дракон - это символ зла. 
Верно, ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. 
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу Добра над злом. 

Дети, расскажите, где можно встретить изображение герба?  (На знаменах и печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, 
на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках). 
Воспитатель:  Молодцы, очень много рассказали о нашем гербе. 

А сейчас мы поговорим о гимне. У каждого государства есть свой Гимн. Где можно услышать гимны государства? (Каждое утро с гимна начинается новый день, его можно услышать на спортивных соревнованиях; Олимпиадах в моменты награждения, в школах в начале учебного года)

Воспитатель: ГИМН - это торжественная песня. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине - России, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Дети, а что вы можете рассказать о нашем гимне? (Ответы детей). 

Воспитатель: Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.  При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.  Гимн всегда поют и слушают стоя.  Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. Дети, а сейчас мы встанем и послушаем главную песню нашей Родины. 
ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» муз. А. Александрова слова С. Михалкова 

Воспитатель: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам государства надо относиться с уважением, чтить их как память прошлого и достояние современности. Дети, а как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы? (Мы граждане большой,  красивой и сильной страны.  Мы гордимся ее заслугами и достижениями. Переживаем вместе с ней  горе и радости. Мы будем стараться сделать  Россию еще богаче и сильнее).



Предварительный просмотр:

 

Открытое занятие  

на тему: «Защитники Отечества»

C:\Users\1\Downloads\5951.jpg

                                                           

(старшая группа)

Тема: Наша Армия родная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграции образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели: Расширять знания детей о Российской Армии, уточнить представления детей о родах войск, военных профессиях.

Задачи: а) образовательные - учить детей навыкам самообразования, умению высказывать собственную точку зрения;

б) развивающие - развивать любознательность, диалогическую речь;

в) воспитательные – воспитывать у детей уважение, любовь и благодарность к людям военных профессий; бережно относится к своим глазам

Методы и приемы:

  1. Словесные (объяснения, разъяснения)
  2. Наглядный (показ демонстрационного материала)
  3. Игровой (подвижная игра, гимнастика для глаз, психологический настрой на мероприятие).

 Предварительная работа: беседа на тему «Наша Армия», «День защитника отечества», заучивание динамической паузы, рассматривание иллюстраций по данной теме.

 Словарная работа: обогащать и активизировать словарный запас детей  со словами Отечество, гюйсы, наземные войска.

Материалы и оборудование: презентация (слайды), аудиозапись, разрезные картинки, мешочки для метания, корзинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

Звучит спокойная музыка на военную тематику.

- Дети, к нам сегодня пришли гости, что мы должны сказать гостям? (Здравствуйте.)

 Станем рядышком, по кругу,

 Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

 Нам здороваться ни лень:

 Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

 Если каждый улыбнётся —

 Утро доброе начнётся.

 — ДОБРОЕ УТРО!!!

2. Сообщение темы занятия.

    - Дети, скоро люди нашей страны будут отмечать очень важный праздник. Кто-нибудь из вас знает, какой?(23 февраля, День защитника Отечества).

А тот, кто не догадался, послушайте стихотворение:

День такой у нас один –

Праздник мальчиков, мужчин.

Отмечает вся страна –

Двадцать третье февраля.

Этот день все знать должны –

День защитников страны

- Кто такие защитники? (Солдаты, военные).

- Кого мы можем поздравить в этот день?

- Дети, кто из вас знает, что такое Отечество? Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Отечеством называют Родину. (Дети повторяют слово «Отечество») 

 Давайте мы посмотрим, как выглядели  защитники нашей родины  раньше и как выглядят сейчас (рассматривание картины).

Воспитатель: (Показ конверта). Нам написали письмо солдаты из военной части. Военные поздравляют мальчиков как будущих  Солдатов с праздником, а также поздравляют девочек, которые захотят служить во благо Отечества. Они интересуются, знаем ли мы про армию и приготовили задания для нас. Вы согласны пройти их? (Да)

Воспитатель: Кто защищает Родину?

Дети: Солдаты.

Воспитатель: Какими должны быть солдаты в Армии?

Дети: (сильными, умными, ловкими, находчивыми, хитрыми, сообразительными, выносливыми.)

Гимнастика для глаз с предметом (флажок)

Воспитатель:

Мне солдаты на электронную почту прислали презентацию «Рода войск Российской Армии» Сейчас мы с вами познакомимся с родами  войск

Военно–морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

Военно–воздушные  войска.

Военно – воздушные силы защищают  Отечество  с  воздуха (Летчики, дисантники )

Сухопутные войска.

В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.

Воспитатель: Зачем в Армии так много родов войск?

Дети: (Чтобы защищать нашу Родину со всех сторон и с суши, и с моря, и с воздуха).

Воспитатель: На  столе лежат картинки с изображением представителей военных профессий. Выберите каждый картинку, назовите профессию и скажите, что нужно военному этой профессии (летчику – самолет и т.д.)

Воспитатель: Наши солдаты должны быть очень внимательными. Сейчас мы посмотрим внимательные ли вы.

 Физкульминутка «Будьте        внимательны»
Берем четыре флажка и показываем цвета.

  • Синий - хлопать,
  • Зеленый – маршировать,
  • Желтый – приседать,
  • Красный – «ура» кричать.

- А теперь скажите, нужна армия в мирное время?  (Да, армия должна  быть готова защитить нашу родину от врагов).

- Чем занимаются солдаты  в мирное время? (тренируются, учатся стрелять)

Воспитатель: Знаете  ли вы, что военные должны быть не только умными, сильными, смелыми, но и  меткими.

Чтоб попасть в цель,  давайте наши глазки  отдохнут.

Гимнастика для глаз «Ветер дует нам в лицо»  проводит Кира Бобович

Подвижная игра «Попади в цель»

Воспитатель: Защитники родины всегда пользуются уважением и любовью всех людей. Нашу армию мы называем родной. Наша – это какая? (российская, непобедимая, защитница родины).

Почему наша армия называется Российской? (Потому что мы живем в России).

-Скажите, хотели бы вы служить в армии? В каких войсках? Почему? (ответы детей).

4.Итог занятия. 

- О чем мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось?

- Молодцы, дети, очень хорошо работали.



Предварительный просмотр:


Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе

Тема: «Моя Родина – Россия»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение. Развивать  речь, умение анализировать. Обогащение активного словаря детей.(Речевое развитие)
  2. Продолжать приучать детей внимательно слушать стихи, правильно воспринимать содержание.(Речевое развитие)
  3. Формировать у детей представление об образе Родины. Знакомить с символикой (Познавательное развитие)
  4. Продолжать воспитывать любовь к родному городу, стране.(Социально-коммуникативное развитие)
  5. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение вырезать и наклеивать.(Художественно-эстетическое развитие)
  6. Развивать опыт двигательной активности в физкультминутке. (Физическое развитие)

Методы и приёмы:

-практические-физкультминутка;  слушание  гимна; изготовление флага

-словесные-беседа; рассказ воспитателя; чтение стихов; вопросы к детям

-игровые –игра «Добрые ладошки»

-наглядные-демонстрация иллюстраций; карта; изображение флага и герба

Материал: карта, небольшие иллюстрации с изображением достопримечательностей города Новокуйбышевска и природы России, гимн России, изображение флага и герба России

Предварительная работа:  чтение и заучивание стихотворений детьми. Беседы о нашем городе, крае; рассматривание фотографий, иллюстраций.

Логика образовательной деятельности

1. Оргмомент
Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг. Игра «Добрые ладошки».
— Ребята покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло).
— Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый мой сосед.
Дети садятся на стульчики.

2. Основная    Я хочу прочитать вам замечательное стихотворение, внимательно послушайте его:
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
В. : О чем это стихотворение ребята?

Д. : О Родине
В. : Правильно ребята оно о Родине, это стихотворение так и называется «Наша Родина», а написал его замечательный поэт - Георгий Ладонщиков..

Что такое Родина?

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

А как вы думаете, что такое Родина?

-Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна. -Ребята, а как называется наша страна? Вот посмотрите какая огромная наша страна-Россия (показ на карте) -Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце.

Мы живём в России, значит мы (россияне)  

 А как называется самый главный город нашей страны, столица России ? (Москва)

- Верно, ребята, Москва.
В России городов не счесть,
У них особенные лица,
И самый главный город есть:
Москва - прекрасная столица.
Москвы – красавицы наряд
Из многих выполнен узоров,
На солнце золотом блестят
Кресты и маковки соборов.
Девятый век Москва живет,
Столица славная России,
И расцветает каждый год   Пышнее, ярче и красивей.


Физкультминутка:

Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову в право)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко (бег по кругу)
В: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны. Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге? Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете

  Стихотворение о российском флаге.

 Три полоски флага – это неспроста:

 Белая полоска – мир и чистота.

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов наглядных, радости, чудес.

 Красная полоска – подвиги солдат,

 Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак, -

 Доблестный трёхцветный наш российский флаг

В: Герб – еще один символ России

У России величавой

 На гербе орел двуглавый,

 Чтоб на запад - на восток

 Он смотреть бы сразу мог.

 Сильный, мудрый, он и гордый.

 Он – России дух свободный.            В. Степанов

В:  А теперь, послушайте музыкальный отрывок и скажите, что это (гимн) --Правильно, гимн прославляет силу и заслуги нашей Родины.

В: Скажите, а кто у нас самый главный человек в стране (президент В. В. Путин)

В.: А давайте смастерим свой небольшой флаг России и у каждого из нас будет свой маленький флажок (мастерят флажок).

В.:А в каком городе живем мы с вами?

Д. : В Новокуйбышевске

В. : Правильно, ребята! Это наш родной город. Сначала наш город был очень маленьким, потом начали строить новые дома, больницы, школы, детские сады, и наш город стал большим и красивым.
Воспитатель показывает иллюстрации старого города. Затем рассматривают иллюстрации современного города. Обсуждают с детьми где они живут, где любят гулять

3.Заключительная часть

 В: Дорогие ребята! Любите свою Родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о её людях, историю, берегите её природу, храните её обычаи и традиции!

 «Люблю тебя моя Россия

 Степей задумчивую грусть.

 Люблю все то, что называют

 Одним широким словом «РУСЬ»

В.: Давайте будем вместе Родину нашу любить
И для потомков наших бережно ее хранить