Работа с родителями

Юлия Анатольевна Прокудина

Консультация "Развитие графо-моторных навыков у детей старшего возраста"

Консультация "Закрепление зрительного образа букв.Игры для знакомства с буквами"

Консультация "Когда нужно обращаться к учителю-логопеду"

Консультация  "Развитие связной речи ребенка в семье"

Консультация "Рекомендации для родителей по профилактикедисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация "Ошибки,допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему :

«Развитие графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Все чаще учителя отмечают неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей  «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.  

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста:

  • слабо развиты мелкие мышцы кисти руки,
  • несовершенна координация движений,
  • не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,
  • низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам.
  • дети не могут выделить элементы из целой буквы,
  • конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. 

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык».

Давайте разберемся более подробно, что это такое? Как и когда необходимо формировать «графомоторные навыки»?

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  • развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  • обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Как показывает опыт работы, развитие графомоторных навыков подготавливает руку ребёнка к письму, учит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что служит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом        

Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то возникают  вторичные нарушения, это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы.

Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику
для подготовки к письму?

  • Все виды изобразительной деятельности.

Особое значение имеет декоративное рисование (рисование орнаментов, узоров), раскрашивание.

  • Штриховка.

Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

  • Графические упражнения в тетради в клетку.

Обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписывание в квадрат различных линий, крючков и т. д.

Полезные упражнения для развития графомоторных навыков и мелкой моторики рук в целом:

  • – составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
  • – составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
  • – вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой;
  • – нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок;
  • – сортировка бобов, фасоли, гороха, круп (пшена, гречки, риса);
  • – застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  • – завинчивание и отвинчивание, крышек у пузырьков, баночек;
  • – доставание бусинок ложкой из стакана;
  • – складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
  • – наматывание нитки на катушку или сматывание ее в клубок;
  • – стирание ластиком нарисованных предметов;
  • – игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится не только педагогам, но  и  вам, уважаемые родители.  

    Не зря один из величайших советских педагогов-новаторов В.А.      Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончике его пальцев".



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Закрепления зрительного образа букв. Игры для знакомства с буквами»

 У детей с речевыми нарушениями  процесс усвоения чтения и письма происходит на фоне нарушенных речевых функций и требует специальных приёмов, максимально наглядных и доступных для восприятия.

И чтобы запомнить тот или иной зрительный образ буквы ребенку понадобиться намного больше времени, чем малышу без речевых нарушений. Как же мы  можем помочь ребенку?

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
  • вырезать из бумаги образ буквы;
  • вылепить из пластилина, теста;        
  • написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
  • вырезать букву из картона, цветной бумаги и т.д.;
  • находить в окружающей обстановке образ буквы (пример, О- обруч);
  • находить знакомые буквы на вывесках по городу;
  • украшать буквы (изображение буквы дорисовывать или украшать различными узорами);
  • учиться узнавать букву на ощупь (в мешочек поместить пластмассовые буквы, и ребенок должен узнать букву на ощупь);
  • придумывать вместе с ребенком слова на заданный звук, и повторять: «Звук слышим и говорим, букву пишем и читаем!»
  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте;
  • прослушивать песен о буквах, азбуке, просматривать мультфильмы по данной теме.

 

Но и хотелось бы напомнить, прежде , чем начать ребенка учить чтению

нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы. Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто будет непонятен малышу. В целом такой способ заучивания букв усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Таким образом, становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...

Хотелось бы познакомить вас, уважаемые родители, с правилами обучения чтению

  • называем звук! 
  • как пишется, так и читается!
  • учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и легкости   произношения
  • учим слышать! 
  • учим читать только в игре! 
  • используем различные игры с буквами и словами.

  • время чтения очень ограничено!  Если Вы занимаетесь с ребенком, и он читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.

Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»!  

Для достижения положительного результата необходимо проводить работу с ребенком систематически. Нужно хвалить малыша за старание и ни в коем случае не сравнивать его с другими более способными детьми. Главное – не забывать, что все совместные занятия должны проходить в игровой форме и только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и взрослому, и ребенку. 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Когда нужно обращаться к логопеду?»

Рано или поздно родители задумываются: все ли в порядке с речью ребенка, нужен ли специалист. Но есть и такие, которые считают, что ребенок подрастет, а вместе с тем и речь сама станет чистой и красивой.

Нужно четко понимать ,что же  является причиной ,чтобы  сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к специалисту.

Есть ряд причин, которые как раз помогут разобраться в данном вопросе.

1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков  типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы»,  затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

 В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить  индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом.

2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

3. Если в возрасте 3-х лет  вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу

 Если ребенок все понимает, а говорить не хочет.

4.Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд,  многие звуки.

Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие  звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька».

5. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

6. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

7. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым . Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Тем успешнее его обучение в школе.



Предварительный просмотр:

В последнее время нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих родителей. Это и неправильное произношение отдельных звуков, и полное отсутствие средств общения.     Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Поэтому родителям развивать речь необходимо с самого раннего возраста. 

В современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Для этого не обязательно отводить определенное время. На прогулке, или занимаясь домашними делами, вы можете одновременно поиграть с ребенком.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Игра «Что мы видим во дворе?»

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

«Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки». Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. «Ты увидел дом? Он низкий или высокий?».

Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра «Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей.

Игра «Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

Игра «Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке. Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

Игра «Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Игра «Давай поговорим»

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция: «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?»

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.  

Игра «Повтори скороговорку»

Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Игра «Выучи стихотворение»

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

Игра «Загадки»

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

        Консультация для родителей  

на тему: «Развитие связной речи ребенка в семье»

                       Подготовила: учитель-логопед:

                                                                  Прокудина Ю.А.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по профилактике дисграфии у детей

старшего дошкольного возраста

        Подготовила учитель-логопед:

        Прокудина Ю.А.

В скором будущем наши дети пойдут в школу. С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых нарушено звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь и фонематический слух)  как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Некоторые из них с трудом овладевают этими сложными процессами, и допускают при чтении и письме множество специфических ошибок. Такое частичное расстройство процессов чтения и письма называется дислексией и дисграфией. А проявление этих специфических ошибок уже можно заметить именно в старшем дошкольном возрасте.

Хотелось бы  рассмотреть  все специфические ошибки письма и необходимые меры для их предотвращения.

1. Ошибки на уровне записи отдельной буквы не связаны с состоянием устной речи, причина - несформированность пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

  • не дописывают элемент буквы;
  • добавляют лишний элемент;
  • пишут букву зеркально.

На этом этапе можно предложить следующие виды работ с вашим ребенком:

  • прописывание букв в воздухе;
  • конструирование букв (лепка, выкладывание палочками, нитью, проволокой, кедровыми орехами, крупой, выдавливание в пластилине точками...);
  • дописывание букв и зачеркивание буквы, написанной неправильно;
  • сравнение смешиваемых букв (В-Р), (Т-Г), (В-3), (Х-К) и т.д;
  • реконструирование букв- из одной превратить в другую (Ы-Ь-Ъ-Б-В-3...);
  • нахождение спрятавшихся букв (зашумленные буквы);
  • расширение объема и уточнение зрительной памяти;
  • игры из серии «Запоминай-ка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»;
  • закрепление умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.(ориентировка на собственном теле, в окружающем пространстве и на листе бумаги. Игры «Кто, где находится», «Нарисуй предметы слева, справа», игры-лабиринты, графические диктанты.)

2. Ошибки при записи слов, причиной таких ошибок является несформированность навыков звукового и звуко-слогового анализа слов.

  • пропуск гласных букв (брат = брт);
  • пропуск согласных букв (бат);
  • пропуск слогов (соседи = седи);
  • раздельное написание частей слова (но сочки);
  • замены букв (Саса, лыба);
  • перестановки слогов, звуков (скворушка = сворушка, творожок = тровожок).

Можно провести  следующую работу: слово называется, определяется первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество. Затем работу усложняем, где предлагаем  детям определить  количество и последовательность звуков, не называя слово и непосредственно на слух не воспринимая его, т.е. на основе представлений.

Звуковой (фонематический) анализ по представлению осуществляется при выполнении таких заданий, как: придумать слова с определенным количеством звуков; отобрать картинки, в названии которых присутствует одинаковое или определенное количество звуков, поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки, при этом слово предварительно не называется и т.д.

3. Ошибки при записи предложений, причина не соблюдение  границы предложений (нет заглавной буквы, точки в конце предложения).

  • слитное написание  слова с предлогами.

Можно с ребенком составить  предложение по картинке ,попросить ребенка определить количество слов в предложении (начинать с предложений из 2 слов).Затем вместе с мамой можно составить  предложение из определённого количества слов (из 2-х, 3-х...).

Уважаемые родители,  надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному  развитию речи, а главное позволят избежать трудностей при освоении детьми письма и чтения в школе.

Успехов вам!



Предварительный просмотр:

F:\001-20211102_152204-scaled.jpg

F:\001-20211102_152204-scaled.jpg

F:\001-20211102_152204-scaled.jpg

F:\001-20211102_152204-scaled.jpg