Развивающая предметно-пространственная среда

Вся созданная развивающая предметно - пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует развитию задатков у детей, расширяет возможности, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Звездочка» комбинированного вида.

Воспитатель: Таупьева Т.С.

Развивающая предметно- пространственная среда. (2018- 2022 г)

Усовершенствовала условия развивающей предметно пространственной среды, которая вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует развитию задатков у детей, расширяет возможности, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Групповую комнату оформила по центрам детской активности, которые объединены по трем пространствам: активной деятельности, спокойной деятельности, познания и творчества. Центры активности обеспечивают все виды детской деятельности по общей образовательной программе дошкольного образования.

В пространстве активной деятельности размещено оборудование, связанное с двигательной активностью, в которой находятся центры сюжетно-ролевых игр, безопасности, театрализованной и музыкальной деятельности, конструирования и строительства.

  1. Центр сюжетно-ролевых игр охватывает образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие;

Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм следующих направлениях: семья («Дом, семья»); образование («Детский сад»); здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») и т.д.

В Центре сюжетно-ролевых игр было создано дидактическое пособие к игре «Магазин».

  1. Центр безопасности охватывает образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие;

В Центре изготовлены дидактические пособия «природных явлений», «Здоровей-ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, оздоровления лекарственными травами, применения дополнительных средств профилактики простудных заболеваний; формирование у детей умения беречь свое здоровье. Созданы дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту. В центре безопасности изготовлен «Безопасный маршрут». Есть набор дорожных знаков, атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка), атрибуты пожарного (шлем, жилет).

  1. Центр театрализованной и музыкальной деятельности охватывает образовательные области физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Содержит оборудование, которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность.

Родители приняли активное участие по обогащении атрибутов для центра.

  1. Центр конструирования и строительства конструктивной охватывает образовательные области социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие.

Содержит разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала, схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей

В центре изготовила образцы для конструирования «Строим сами».

  1. Уголок «Будь здоров» охватывает образовательные области социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие;

В уголке была создана дидактическая игра «Спорт» и «Виды спорта» и пособия «Эмоции». Для развития физического развития у моих воспитанников, я изготовила физкультурного оборудования в месте с родителями было изготовлено: лошадка, бильбоке, моталки, флажки, обручи, скакалки, мячи разных размеров, кольцеброс, кегли, стойки с перекладинами разной высоты для перешагивания, тоннели, султанчики.

  1. Уголок дежурств охватывает все образовательные области.

В пространстве спокойной деятельности оформлены центры настольных игр, мелкой моторики, книжный уголок, центр грамотности и письма, уголок уединения.

  1. Центр грамотности и письма охватывает образовательные области социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие;

В центре были созданы дидактические игры: «Расскажи сказку «Репка», «Расскажи сказку «Теремок», «Расскажи сказку «Три медведя»», «Расскажи сказку «Три поросенка»» «Расскажи сказку по мнемо таблице» «Расскажи последовательно сказку», «Времена года», «Морские обитатели», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Насекомые», «Расскажи сказку «Три медведя», «город Качканар», «Разноцветные листья», «Веселый повар», «В огороде у козы Лизы», «Маленькие художники», «Поможем клоуну Роме», «За грибами», «Катины подарки». Изготовлен демонстрационный материал для облегчения восприятия и формирования у детей верных представлений об окружающем мире: обувь, мужская одежда, головные уборы, профессии, овощи, фрукты, ягоды, грибы, витамины, домашние животные, животные жарких стран, птицы, насекомые, посуда, инструменты, музыкальные инструменты, транспорт, кустарники, цветы, деревья, явление природы. Изготовлены мнемо таблицы алгоритмы «Расскажи-ка».

  1. Центр мелкой моторики охватывает образовательные области социально-коммуникативное развитие, речевое развитие;

В центре были созданы дидактические игры: «Ежик», «Камешки Марблс», «Волшебный мешочек», «Игра с прищепками». Развивающая доска для детей «Бизиборд» (пуговки, замки, шнурки, липучки). «Веселые помпончики».

  1. Книжный уголок охватывает все образовательные области.

Родители приняли активное участие по обогащении литературы для центра

  1. Центр настольных игр охватывает образовательные области социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Родители приняли активное участие по обогащении настольных игр для центра

В пространстве познания и творчества находиться центр математики, центр науки и естествознания и центр изобразительного искусства

  1. Центр науки и естествознания образовательные области социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие;

Для центра была создана картотека «Экспериментирование». Был подобран природный материал и различные сосуды для хранения и экспериментирования.

  1. Центр математики охватывает образовательные области, речевое развитие, познавательное развитие;

В центре были созданы дидактические игры: «Числовые домики», «Большой, средний, маленький», «Определи силуэт игрушки», «Сложи фигуры», «Домики для животных», «Геометрические фигуры в саду». Демонстрационный материал «Состав числа». Для развития познавательной активности и логического мышления у моих воспитанников, я изготовила своими руками раздаточный материал и дидактические игры по формированию элементарных математических представлений

  1. Центр ИЗО деятельности образовательные области художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие;

В центре была создана коллекцию пошаговых рисунков и картинок для срисовок «Рисуем сами».

Деление пространств условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут трансформировать все групповое помещение в пространство для активной деятельности или пространство познания и творчества. Например, при организации театрализованной игры, вся группа может превратиться в «театральный зал». Или в сюжетно ролевые игры магазин, библиотека.

Развивающую предметно-пространственная среду соответствует принципам ФГОС ДО:

Насыщенность развивающей среды. (объекты среды соответствуют возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы, в том числе есть: средства обучения и воспитания, в том числе технические, расходный игровой материал, спортивное оборудование, оздоровительное оборудование; объекты среды достаточно разнообразны, чтобы обеспечить: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами – в том числе с песком и водой; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением);

Трансформируемость развивающей среды (есть возможность изменить среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.);

Полифункциональность развивающей среды (можно по-разному использовать объекты среды – например, детскую мебель, ширмы.; есть предметы, которые не обладают жестко закрепленным способом употребления и пригодны для использования в разных видах детской активности – в том числе природные материалы);

Вариативность развивающей среды (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);

Доступность развивающей среды (дети, в том числе с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности);

Безопасность развивающей среды (оформление пространства связанно с детьми и соответствует их возрасту; все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, в том числе санитарным требованиям: парты, столы и стулья имеют маркировку в соответствии с ростовой группой детей  – на боковой наружной поверхности стола и стула; соблюдены требования по уборке помещений и оборудования; соблюдены требования по контролю за микроклиматом помещений, их освещенности).