Работа по выявлению способностей учащихся

Перелыгина Юлия Алексеевна

На данной странице преставлены планы работы по выявлению и развитию способностей учащихся,  план работы со слабоуспевающими детьми, так же план работы с детьми ОВЗ и адаптированные рабочие программы по географии ФГОС ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 6 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"
  • Концепция развития географического образования в Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 24 декабря 2018 г.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15)
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»
  • Положения «О рабочей программе учебного предмета по ФГОС НОО, ООО, СОО МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.» 
  • Учебного плана МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»  на 2022-2023 учебный год,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий  учебный год (утвержден приказом Министерством просвещения  РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями  от  18.05.2020 (приказ N 249)
  • Авторской программы по предмету Лифанова Т. М., Соломина Е. Н., «География» 6-9 класс.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

-воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-проявление готовности к самостоятельной жизни.

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Предметные результаты 

Минимальный уровень:

иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;

уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.


Содержание курса «География 7 класс»

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 ч.)

Географическое положение  России на карте мира. Административное деление России, Разнообразие рельефа, Полезные ископаемые и их основные месторождения. Климат. Водные ресурсы и их использование. Население и народы России. Промышленность и  сельское хозяйство. Транспорт.

Природные зоны России. (2 ч.)

Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон.

Зона  арктических  пустынь (5 ч.)

Положение на карте. Климат арктических пустынь. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Зона тундры (8 ч.)

Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы. Растительный и животный мир. Города тундры. Экологические проблемы севера.

Лесная зона (19 ч.)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса. Смешенные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний восток.

Зона  степей (9  ч.)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.

Полупустыни и пустыни (6 ч.)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны пустынь и полупустынь.

Зона субтропиков (2 ч.)

Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты: Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик.

.Высокая поясность в горах (8ч.)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Тематическое планирование адаптированной программы «География 7 класс»

Тематическое планирование

Тематическое планирование по географии для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

Название раздела/урока/темы

Кол-во

часов

Дата проведения/план

(уч. неделя)

факт

Особенности природы и хозяйства России

11

1.

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

1

1 неделя

2.

Европейская и азиатская части России

1

1 неделя

3

Административное деление России

1

2 неделя

4

Разнообразие рельефа

1

2 неделя

5

Полезные ископаемые и их основные месторождения

1

3 неделя

6.

Климат России

1

3 неделя

7

Водные ресурсы России, их использование.

1

4 неделя

8

Население и народы России

1

4 неделя

9.

Промышленность – основа хозяйства

1

5 неделя

10

Сельское хозяйство, его отрасли

1

5 неделя

11

Транспорт. Экономическое развитие России

1

6 неделя

Природные зоны России

2

12

Размещение природных зон на территории России

1

6 неделя

13

Карта природных зон России

1

7 неделя

Зона арктических пустынь

5

14

Положение на карте

1

7 неделя

15

Климат.

1

8 неделя

16

Растительный и животный мир

1

8 неделя

17

Население и его основные занятия

1

9 неделя

18

Северный морской путь

1

9 неделя

Зона тундры

8

19

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1

20

Климат. Водоемы тундры.

1

21

Растительный мир

1

22

Животный мир

1

23

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

24

Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар

1

25

Салехард, Норильск, Анадырь

1

26

Экологические проблемы севера

1

Лесная зона

19

27

Положение на карте. Рельеф.

2

28

Климат

1

29

Реки, озера, каналы.

1

30

Растительный мир. Тайга

1

31

Смешанные и лиственные леса

1

32

Животный мир

1

33

Пушные звери

1

34

Значение леса

1

35

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны

1

36

Промышленность и сельское хозяйство центральной России

1

37

Города центральной России

1

38

Особенности развития хозяйства северо-западной части

1

39

Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград

2

40

Западная Сибирь

1

41

Восточная Сибирь

1

42

Дальний восток

2

43

Заповедники и заказники лесной зоны

1

Зона степей

8

44

Положение на карте. Рельеф степей

1

45

Растительный мир

1

46

Животный мир

1

47

Хозяйство и население

1

48

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск.

1

49

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград,

1

50

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.

1

51

Охраны природы зоны степей

1

Зона полупустынь и пустынь

6

52

Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые.

1

53

Климат, реки

1

54

Растительный мир

1

55

Животный мир

1

56

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1

57

Города зоны пустынь и полупустынь

1

Зона субтропиков

2

58

Положение на карте

1

59

Курортное хозяйство. Население.

1

Высотная поясность в горах

9

60

Положение на карте. Рельеф. Климат.

1

61

Особенности природы и хозяйство Северного Кавказа

1

62

Города и экологические проблемы Урала

1

63

Алтайские горы

1

64

Горы Восточной Сибири. Основные занятия населения. Города.

1

65

Республика Бурятия. ГП на карте, рельеф и полезные ископаемые

1

66

Климат региона. Реки и озера

1

67

Животный и растительный мир

1

68

Население. Хозяйство республики

1



Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 6 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"
  • Концепция развития географического образования в Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 24 декабря 2018 г.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15)
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»
  • Положения «О рабочей программе учебного предмета по ФГОС НОО, ООО, СОО МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.» 
  • Учебного плана МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»  на 2022-2023 учебный год,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий  учебный год (утвержден приказом Министерством просвещения  РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями  от  18.05.2020 (приказ N 249)
  • Авторской программы по предмету Лифанова Т. М., Соломина Е. Н., «География» 6-9 класс.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

-воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-проявление готовности к самостоятельной жизни.

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Предметные результаты 

Минимальный уровень:

-представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

-владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;

-выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;

-сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;

-использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

-применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;

-ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

-нахождение в различных источниках и анализ географической информации;

-применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

-называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.


Содержание курса «География 6 класс»

Введение (1 ч) Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о Бичурском районе и труде населения

Ориентирование на местности (1 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Формы поверхности Земли (1 ч)

Равнины, холмы, овраги и их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле (3 ч)

Родник, колодец, водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Озеро, болото, пруды. Океаны и моря, острова и полуострова. Водоемы нашего региона.

План и карта (3 ч)

Рисунок и план предмета. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. План и масштаб. Условные цвета и знаки физической карты.

Земной шар (4 ч)

Глобус-модель земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате. Основные типы климата. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Карта России (4 ч)

Положение России карте полушарий. Границы морские и сухопутные. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Реки и озера Европейской части России: Волга, Дон, Днепр, Урал. Реки и озера Сибири. Наш край на карте России.


Тематическое планирование адаптированной программы «География 6 класс»

Тематическое планирование

Тематическое планирование по географии для 6-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

Название раздела/урока/темы

Кол-во

часов

Дата проведения/план

(уч. неделя)

факт

Введение

1

1.

Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды. Явления природы

1

1-2 неделя

Раздел 1. Ориентирование на местности

1

2.

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы

1

3-4 неделя

Раздел 2. Формы поверхности Земли

1

3

Равнины, холмы, овраги, их образование.  Горы. Землетрясения. Извержение вулканов. Правила поведения при землетрясении

1

5-6 неделя

Раздел 3. Вода на Земле

3

4

Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Реки.

1

7-8 неделя

5

Озёра. Водохранилища. Пруды. Болота

1

9-10 неделя

6.

Океаны и моря. Острова и полуострова

Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения

1

11-12 неделя

Раздел 4. План и карта

3

7

Рисунок и план предмета. Масштаб. Условные знаки плана местности.

1

13-14 неделя

8

План и географическая карта. Условные знаки и цвета физической карты.

1

15-16 неделя

9.

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей

1

17-18 неделя

Раздел 5. Земной шар

4

10

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Освоение космоса.

1

19-20 неделя

11

Глобус – модель земного шара. Карта полушарий. Первые кругосветные путешествия.

1

21-22 неделя

12

Значение солнца для жизни на Земле. Климат. Пояса освещенности.

1

23-24 неделя

13

Природа тропического, умеренных и полярных поясов

1

25-26 неделя

Раздел 6. Карта России

4

13

Географическое положение Росси на карте. Границы России.

1

27-28 неделя

14

Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.

1

29-30 неделя

15

Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

1

21-32неделя

16

Реки и озера России. Республика Бурятия на карте России.

1

33-34 неделя

17

Резерв

1

35 неделя



Предварительный просмотр:

План работы по выявлению и развитию способностей учащихся по физике.

Введение.

    Физика является одним из труднейших предметов школьного курса и не каждый ребенок может освоить программу школьного курса физики на "отлично". Поэтому, учитель обязан не только работать над усвоением материала базового курса всеми учащимися, но и работать по выявлению развитию способностей учащихся.

    Одной из первых ступеней, к выявлению и развитию способностей у детей на уроках физики, является появление интереса к изучению предмета.

    Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно с интересом. Именно интерес — наиболее действенный мотив учения. Интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание сосредоточенность. Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика к учению в целом.

Известно, что важным средством пробуждения интереса к физике является использование приемов занимательного изложения учебного материала. Занимательность усиливает эмоциональность восприятия информации, служит средством сосредоточивания внимания, способствует запоминаю.

Цель: -развитие у ребят интереса к физике, формирование навыков думать (анализировать, сопоставлять, сравнивать и пр.)

        - создание системы выявления способностей обучающихся на всех этапах обучения физики.

Задачи:

  • создать систему внеурочной работы, дополнительного образования   обучающихся.
  • развить массовые, групповые и индивидуальные формы внеурочной деятельности.
  • организовать систему исследовательской работы обучающихся.
  • развить навыки практической самостоятельной работы через анализ документов, их сравнительной характеристики, написание творческих работ, подготовку к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

Ожидаемые результаты

1. Увеличение количества победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

2. Улучшение качества подготовки победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников и участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

3. Работа над исследовательской деятельностью, выступление на НПК.

4. Повышение интереса школьников к изучению предмета.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности

  • диагностика уровня познавательных возможностей.
  • интенсивность обучения.
  • участие в олимпиадах, конкурсах, проектных работах, внеклассной деятельности
  • динамика достижения обучающихся школы через создание и наполнение портфолио.

основные мероприятия

сроки

1

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

сентябрь

2

  Изучение интересов и склонностей обучающихся, уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой и др.

сентябрь

3

Определение тематики исследовательской деятельности и работа

октябрь-январь

4

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Анализ итогов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

октябрь

5

Организация участия школьников в предметной неделе

февраль

6

Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различных уровней

в течение года

7

Участие детей в научно-практических конференциях различного уровня

8

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

в течение года

9

Привлечение консультативной помощи младшим школьникам организация для них викторин, турниров и т.п.

в течение года

10

Анализ работы с одарёнными обучающимися, перспективы работы в следующем учебном году

май

 

Система  работы с одаренными детьми

1.

Выявление одаренных детей

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты  Беннета.

2.

Развитие творческих способностей на уроках

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

3.

Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

 

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся  используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На уроках необходимо показать учащимся, что знание математики, физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого  проводятся беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников

(Д. Рензулли ,Л.В. Попова)

Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

  1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.
  2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
  3.  Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
  4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

  1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
  2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.
  3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.
  4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.
  5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

  1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.
  2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.
  3. Любит находиться с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.
  4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.

Шкала IV. Творческие характеристики.

  1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
  2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
  3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.
  4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.
  5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
  7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.
  8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
  9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.
  1. 10.Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.

КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ).

Методика самооценки для обучающегося

Инструкция. Пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:

-                 Да;

-                 Скорее да;

-                 Скорее нет;

-                 Нет.

  1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.
  2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.
  3. Я люблю работать над особыми проектами.
  4. Мне нравится обсуждать разные идеи.
  5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.
  6. У меня хорошее чувство юмора.
  7. Моя работа всегда особенная.
  8. У меня появляется много идей при решении проблемы.
  9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.
  10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.
  11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.
  12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.
  13. Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это.
  14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.
  15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.
  16. Я занимаюсь спортом и разными играми.
  17. Я хорошо занимаюсь в школе.
  18. В школе меня любят другие дети.
  19. Я понимаю и люблю других людей.
  20. Я дружелюбен и умею ладить с людьми.
  21. Другие люди считают, что я умница.
  22. Я – хороший и понимающий друг.
  23. Со мной легко ладить.

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях____________________________________________________________________

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше________________________________



Предварительный просмотр:

План работы с детьми ОВЗ  по географии (6-7 класс)

(УМК ФГОС ОВЗ Т.М Лифанова, Е.Н. Соломина)

Учитель географии: Перелыгина  Ю.А.

Цель: повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников, повысить мотивацию и  ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать умение ориентироваться в карте, работать с контурными картами.

При работе с детьми  с ОВЗ придерживаюсь  следующих рекомендаций:

  • При опросе  ученикам желательно давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями;
  • По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал;
  • При опросе создавать ситуации успеха;
  • Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине;
  • В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности;
  • В процессе изучения нового материала внимание  учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала;
  • В ходе самостоятельной работы рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.

     

№п/п

Мероприятия

Срок проведения

1.

Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

Установление причин отставания  детей с ОВЗ  через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-октябрь

3.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года

4.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания  ученику.

5.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

7.

Поставить в известность непосредственно родителей ученика  о  успеваемости.

8.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для ОВЗ.

9.

Учить детей навыкам самостоятельной работы

Требования   к учащимися с ОВЗ

  1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
  2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.
  3. Закрепить за  учеником  с ОВЗ сильного, контролировать их работу.
  4. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.
  5. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.



Предварительный просмотр:

План работы со слабоуспевающими детьми.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.

Главный смысл деятельности учителя  состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных обще учебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья;
  • проблема «улицы»;
  • прогулы;

    Цель:

-создание условий  для  успешного индивидуального развития ученика и ликвидации пробелов в обучении физики.

 Задачи:

- стремиться ликвидировать пробелы в знаниях и умениях обучающихся;

 - создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях

 - менять  формы и методы учебной работы на уроках физики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности.

 - ориентировать обучающихся на ценности человека: семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

 

Ожидаемые результаты

  • личностный рост и развития интеллектуальных способностей  слабоуспевающих  учащихся.  
  • успешная ликвидация пробелов в знаниях по физике у слабоуспевающих учащихся при внедрении новых образовательных технологий.
  • предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках, и других мероприятиях

План работы со слабоуспевающими  учащимися 

Мероприятия

Срок

1

Проведение мониторинга знаний учащихся по основным разделам учебного материала ( в т.ч. предыдущих лет обучения). С целью выявления групп учащихся.

Сентябрь

2

Посещение родительских собраний, доведение информации родителям через родительские чаты

В течение года

3

Ликвидация пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ

В течение года.

4

Подготовка дидактического материала для использования дифференцированного подхода при организации самостоятельной  и контрольной работы, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5

Использовать различные виды  опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

7

Индивидуальные и групповые консультации  для учащихся

В течение учебного года.

8

Анализ работы с слабоуспевающими обучающимися, перспективы работы в следующем учебном году

Формы работы с учащимися

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • игровые формы;
  • памятки, карточки, творческие задания
  • вовлечение в эксперимент
  • вовлечение в групповую работу
  • вовлечение в проектную деятельность

Формы контроля:

  • устные и письменные опросы;
  • самостоятельные и проверочные работы;
  • предметные тесты;
  • собеседования;
  • контрольные работы;
  • лабораторные работы.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

  1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
  2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
  6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.