Разработки уроков

Перелыгина Юлия Алексеевна

На странице представлены некоторые разработки уроков по физике, географии, информатике, ОБЖ, которые отражают методы и формы организации деятельсти учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике 9 класс

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

  • Что  такое механическое движение?

Механическое движение- изменение положения тела в пространстве.

  • Что такое взаимодействие тел?

Взаимодействие тел – действие тел друг на друга.

  • Сформулируйте второй закон Ньютона? (записать формулу)

Второй закон Ньютона :ускорение, приобретаемое телом в результате действия на него силы. F, прямо пропорционально величине этой силы и обратно пропорционально массе тела.

  • О чем гласит третий закон Ньютона?

Третий закон Ньютона:  Взаимодействия двух тел друг на друга равны между собой и направлены в противоположные стороны

Основная часть (изложение нового материала)

У: Зная основные законы механики (законы Ньютона), мы думаем, что можем решить любую задачу о движении тел. Но оказывается – это не так.

Демонстрационный эксперимент:

1.Упругое соударение шаров разной массы.

2.Движение изначально неподвижной тележки, после действия на нее другой тележки.

У: (вопросы к классу):

- Как описать взаимодействие тел в данных опытах?

- Удобно ли использовать для этого законы Ньютона?

Вывод. Законы Ньютона позволяют решать задачи,  связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях.

Такие ситуации возникают при различных ударах и столкновениях твёрдых тел, их формы и условий столкновения, а также во время взрывов, когда давление газов от сгорания взрывчатки меняется по сложному закону.  Например: Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит.

 Для описания подобных ситуаций в механике введены специальная величина, значение которой не изменяется при взаимодействии тел: импульс тела.

Запишем тему урока: Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Импульс тела – это характеристика движения. Импульс обозначается: р.

У: А теперь давайте с вами определим от каких величин зависит импульс тела. Я обращаю ваше внимание на технику безопасности во время проведения экспериментов.

Эксперимент №1 «Зависимость импульса тела от массы тела»

Ход работы:

1) на штативе укрепить наклонную плоскость;
2) с наклонной плоскости скатывайте шары разной массы;

3) определите результаты взаимодействия шаров с бруском;

Вывод: импульс тела зависит от массы тела, чем больше масса тела – тем больше импульс тела.

Эксперимент №2 «Зависимость импульса тела от скорости тела»

Ход работы:

1) измените угол наклонной плоскости;
2) повторите опыт с шаром большей массы;

3) определите результаты взаимодействия шара с бруском при разных углах наклона;

Вывод: импульс тела зависит от скорости тела, чем больше скорость тела – тем больше импульс тела.

У: В результате эксперимента мы получили, что импульс тела зависит от массы и скорости тела

Найдите у учебнике определение импульса и запишите в тетрадь.

Импульс- это произведение скорости на массу тела.

p=m·υ         Импульс векторная величина.

p🡡🡡υ – вектор импульса тела всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела.

Любое тело, которое движется, обладает импульсом.  

[p]=[кг·м/с]  Если тело массой 1кг движется со скоростью 1м/с, это значит, что его импульс равен 1кг·м/с

При расчетах используют проекцию векторов.  Px=m·υx

p>0 если υ🡡🡡ОХ

p<0 если υ 🡡🡣ОХ

Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину «количеством движения»:                  «Я принимаю, что во вселенной… есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».

У: Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем ее действия.

 (Выполнение экспериментов так же в группах)

Эксперимент №3 «Зависимость результата взаимодействия тел от времени взаимодействия»

Ход работы:

1) на поверхность стекла поместите стальной шарик;
2) быстро пронесите магнит над шариком;

3) медленно пронесите магнит над шариком;

4) определите от чего зависит результат взаимодействия тел.

Вывод: результат взаимодействия тел зависит от времени взаимодействия.

Эксперимент №4 «Зависимость результата взаимодействия тел от силы взаимодействия»

Ход работы:

1) повторите опыт приблизив магнит к шарику;
Вывод: результат взаимодействия тел зависит от силы взаимодействия.

У: В результате фронтального эксперимента мы получили, что результат взаимодействия двух тел зависит от силы и времени взаимодействия этих тел. Для характеристики этого результата  взаимодействия вводят понятие импульс силы.

У: Запишем связь между импульсом тела и импульсом силы.

 «Вывод соотношения между импульсом силы и импульсом тела»

1. Из второго закона Ньютона

http://festival.1september.ru/articles/521443/12.gif     (1)

2. Используем формулу ускорения

http://festival.1september.ru/articles/521443/13.gif     (2)

3. Подставляем формулу (1) в формулу (2)

http://festival.1september.ru/articles/521443/14.gif

4. Раскрываем скобки и переносим время t в левую часть уравнения

http://festival.1september.ru/articles/521443/15.gif

5. Получаем соотношение между импульсом силы и импульсом тела

http://festival.1september.ru/articles/521443/16.gif     (3)

Импульс силы равен изменению импульса тела.

Уравнение (3) является уравнением второго закона Ньютона в импульсной форме

Демонстрация

Опыт 1: из учебника, демонстрирующий закон сохранения импульса. 

Вывод: правый шар передает левому весь свой импульс. На сколько уменьшится импульс первого шара, на столько же увеличится импульс второго шара. Если же говорить о системе двух шаров, то импульс системы остается неизменным, т.е. сохраняется.

Закон сохранения импульса так же можно наблюдать на «Колыбели Ньютона» посмотрим видео

Вывод: При отклонении и последующем возврате к изначальному положению первого шарика данной системы его энергия и импульс передадутся без изменения через три средних шарика последнему, который приобретёт ту же скорость и поднимется на ту же высоту. Он, в свою очередь, передаст импульс и энергию по цепочке снова первому шарику. Крайние маятники будут колебаться, а промежуточные — оставаться неподвижными.

Как Вы думаете система остановится когда-нибудь?

Да, действительно из-за потерь механической энергии вследствие работы сил трения и упругости колебания маятников затух

А теперь сделаем вывод закона сохранения импульса

1. По третьему закону Ньютона два тела взаимодействуют друг с другом с силами, равными по модулю и противоположными по направлению.

http://festival.1september.ru/articles/521443/5.png

http://festival.1september.ru/articles/521443/18.gif

2. По второму закону Ньютона

http://festival.1september.ru/articles/521443/19.gif

3. Используем формулу ускорения

http://festival.1september.ru/articles/521443/20.gif

4. Подставляем формулу ускорения в формулу (1)

http://festival.1september.ru/articles/521443/21.gif

5. После сокращения на время t и раскрытия скобок получаем

http://festival.1september.ru/articles/521443/22.gif

6. Перенесем в левую часть уравнения векторы импульсов тел до взаимодействия, а в правую часть – векторы импульсов тел после взаимодействия.

http://festival.1september.ru/articles/521443/23.gif

Это уравнение называется законом сохранения импульса тел.

Запишем закон сохранения импульса:

Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

Но, закон сохранения импульса выполняется только в замкнутых системах

(найдите определение замкнутой системы и запишите в тетрадь)

Замкнутая система тел – это совокупность тел, взаимодействующих между собой, но не взаимодействующих с другими телами.

Для закрепления материала решим задачи:

  1. Скорость легкового автомобиля в 2 раза больше скорости грузового, а масса – в 4 раза меньше массы грузового автомобиля. Сравните модули импульсов автомобилей.  (Импульс легкового автомобиля меньше в два раза.)
  2. Два шарика, стальной и алюминиевый, одинакового объема, падают с одной и той же высоты. Сравните их импульсы в момент падения на землю. (Импульс стального больше, так как больше его масса.)
  3. Вычислить скорость автобуса массой m1=8000кг, если его импульс равен импульсу легкового автомобиля массой m2=1000кг, движущегося со скоростью v2=40м/с .

Домашнее задание.

В жизни мы встречаемся с такими явлениями как отскакивание мяча при ударе о стенку, землю, при разлете мячей при ударе друг о друга. Дома летом при поливе с использованием шланга можно наблюдать, как шланг извивается, когда вода выливается из него. Охотники и стрелки рассказывают, что при выстреле из ружья ощущается отдача оружия при вылете пули.

На уроках биологии вы знакомились с принципами движения морских обитателей: кальмаров, каракатиц, осьминогов.

Объяснить принцип движения морских обитателей используя закон сохранения импульса. Параграф 20 упр 20 (1)

Подведение итогов:

Рефлексия: Ребята, где у вас возникли трудности? А что вам больше всего было понятным?



Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии.

1.ФИО учителя: Перелыгина Юлия Алексеевна

2. Предмет: география.

3. Класс:  5.

4. Тема урока: «Путешествие по Антарктиде»

5. Учебник: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.-  М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

6. Цель:  Сформировать представление о специфических чертах природы, животного мира и населения  Антарктиды.

7. Задачи:

Общеобразовательные:

1.Рассмотреть специфику природы и населения материка.

2.Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.

3.Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.

Развивающие:

1.формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

2.продолжить осваивать приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

Воспитательные:

1.продолжить формирование основ культуры общения, совместной работы в парах;

2.способствовать формированию знаний о вкладе русских путешественников в историю великих географических открытий.

8. Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательных мотивов, формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей

Предметные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Метапредметные: Осваивать приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками (презентации, видеофрагменты); овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи; определять ключевые слова текста; основную мысль текста; отвечать на вопросы по тексту, находя необходимую информацию в тексте; выделять главную и избыточную  информацию текста; восстанавливать текст; структурировать учебный материал.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах

12. Оборудование: учебник, атлас, глобус, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, видеофрагмент.

I.Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний по теме.

Создание ситуации успеха.

Учитель: Ребята, вспомните, что мы изучали на прошедших уроках. Давайте вспомним изученный материал о материках и ответим на вопросы.

  1. Самый большой материк по площади? ( Евразия)
  2. Самый жаркий материк? (Африка)
  3. Этот материк занимает третье место по площади? ( Северная Америка)
  4. Самый влажный материк? (Южная Америка)
  5. Самый маленький по площади материк? (Австралия)
  6. Самая большая равнина? (Восточно-Европейская)
  7. Самая большая пустыня мира? (Сахара)
  8. Самое глубокое ущелье? (Большой каньон)
  9. Самая многоводная река планеты? (Амазонка)
  10. Самое сухое озеро? (Эйр-Норт)
  11. Самая высочайшая вершина мира? (Эверест, 8848 м)
  12. Самая длинная река мира? (Нил, 6640 м)
  13. Самый знаменитый и красивый водопад планеты? (Ниагарский)
  14. Самый высокий водопад мира? (Анхель, 1054 м)

Ребята, вопросы что я вам задавала, что их объединяет? ( слово «самый»). А вы знаете, что для нашей республики Бурятии самое, самое? (озеро Байкал. Самое глубоководное озеро планеты).

Вы помните какие животные обитают на материках? (перед вами лежат иллюстрации животных и карта мира. Распределите животных по месту обитания.) ( работа в парах)

2.Разрыв «знание-незнание»

Ребята, вы распределили животных по материкам. А теперь проверим что у вас получилось! Какие животные обитают на материке Евразия? ( Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия). Какие животные остались? Посмотрите на карту, где они могут жить?. Как называется этот материк?

3.Формулирование темы урока.

Попробуйте сформулировать тему урока. Мы сегодня будем с вами путешествовать по Антарктиде.

Запишите в тетрадь тему урока: «Путешествие по Антарктиде».

4.Целеполагание.

Ребята, что мы должны узнать об Антарктиде?

Цель: сформировать представление о специфических чертах природы, животного мира и населения Антарктиды.

II.Изучение нового материала.

  1. Самостоятельная работа с учебником в парах.

Перед вами лежат карты, на которых изображена таблица с цифрами. Ребята прочитайте параграф 26 учебника и заполните таблицу, соотнесите эти цифры с текстом вашего параграфа.

Что нового вы расскажите об Антарктиде?

  1. Первичное усвоение новой темы.

А теперь расскажите, что узнали об Антарктиде? Сравните свои ответы со слайдом, если есть ошибки исправьте.

  1. Закрепление новых знаний.

Просмотр видеофрагмента об Антарктиде.

Ребята ваши впечатления об этом материке? Вы хотели бы там жить? А хотели бы побывать там?

III.Подведение итогов. Оценивание.

  1. Поставьте оценки карандашом напротив своей фамилии, поставьте друг другу оценку.
  2. Домашнее задание. Параграф учебника 26, рабочая тетрадь параграф 26.

Спасибо за урок.

 



Предварительный просмотр:

Учитель: Перелыгина Юлия Алексеевна

Предмет:   физика.

Класс: 7

Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2010

Тема урока. « Три состояния вещества. Различие молекулярного строения твердых тел, жидкостей и газов.»

Цель урока:

                       - познакомить  учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов.

                       -умение  пользоваться ими для характеристики веществ;

                      - развитие умения обсуждать проблемные ситуации в группах, умение оценивать свою деятельность и знания одноклассников.

Тип урока: Урок закрепления полученных  знаний

             Оборудование: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.),       сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы, шприц медицинский, воздушный шарик.

              Раздаточный материал: карточки с заданием для исследовательской работы, плакаты.

Мультимедийное оборудование: презентация

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения заданий).
  3. адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
  3. построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Ход урока

Учитель:

Эпиграф нашего сегодняшнего занятия;

«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять» Дж.Бруно ( ученый, философ)

Мы уже с Вами знаем, что  в природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, молоко – в жидком, воздух – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Давайте попробуем разобраться почему!

1. Организационный момент (1мин) 

Приветствие

Тема нашего урока «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов».

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос) (2 мин)

  1. В каких агрегатных состояниях встречаются вещества в природе?
  2. Из чего состоят все тела?
  3. Что называют молекулами?
  4. Из чего состоят молекулы?
  5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
  6. Какое явление называют диффузией?
  7. Почему диффузия в разных телах происходит с разной скоростью?
  8. Что вы можете сказать о силах взаимодействия между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?

3. Исследовательская работа учащихся в группах (34мин)

Давайте попробуем исследовать и сравнить основные свойства твердых тел, жидкостей и газов. 

Карточки с заданиями раздаются учащимся заранее.

(Учащиеся в группах по 2-3 человека экспериментально исследуют основные свойства твердых тел, жидкостей и газов: сохранение формы, объема, сопротивление сжатию.)

Задания для фронтального эксперимента

Задание 1: «Исследование свойств газов»

Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?
  2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?
  3. Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?

Задание 2: «Исследование свойств жидкостей»

Оборудование: сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?
  2. Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?
  3. Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?
  4. Заполните шприц водой.  Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?

Задание 3: «Исследование свойств твердых тел»

Оборудование: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Имеют ли твердые тела свою форму?
  2. Сохраняют ли они свой объём?
  3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли  его сжать?

4.Подведение итогов эксперимента

Подведем итоги исследования и попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и сопротивление сжатию. Сведения занесем в таблицу.

(Учащиеся строят таблицу в тетради, которая заранее подготовлена на слайде презентации. Заполняют таблицу и обмениваются тетрадями. Учитель показывает на слайды(ответы к таблице) учащиеся проверяют друг друга и выставляют оценки).

Строение твердых тел, жидкостей и газов

Критерии сравнения

Газ

Жидкость

Твердое тело

Расположение молекул

Характер движения молекул

Движутся свободно по всему объему

Колеблются на месте, перескакивают с места на место

Колеблются на месте

Взаимодействие молекул

Слабое

Сильное

Огромное

Основные свойства

  1. Не имеет формы
  2. Не сохраняет объем
  3. Сжимаем

  1. Не имеет формы
  2. Сохраняет объём
  3. Не сжимаема
  4. Текуча

  1. Сохраняет форму
  2. Сохраняет объем
  3. Не сжимаемо

Мы выяснили, что молекулы одного и того же вещества (например, воды) не отличаются друг от друга, но в чем же причина столь разных свойств вещества в различных агрегатных состояниях? (Причина в расположении молекул в теле, характере их движения и взаимодействия.)

5.Здоровьесбережение (физминутка) 

Давайте разомнемся и попробуем смоделировать движение молекул в твердом теле и жидкости.

Упражнение 1. “Прыжки на месте” – модель твердого тела.

Представьте, что вы молекулы твердого тела (учащиеся прыгают на месте). Тело нагревается (прыжки в быстром темпе), тело охлаждается (прыжки в медленном темпе).

Упражнение 2. “Прыжки на месте с перескоками” – модель жидкости.

Представьте, что вы молекулы жидкости (учащиеся прыгают, перескакивая с места на место). Тело нагревается (быстрый темп), тело охлаждается (медленный темп).

6.Подведение итогов урока.

Проверка и закрепление изученного материала. (5 мин)

Физический диктант «Веришь – не веришь» 
1. В газах молекулы движутся хаотично (да).
2. При одинаковых условиях молекулы газа взаимодействуют слабее, чем молекулы жидкости (да).
3. Твердые тела сохраняют свой объем при любых условиях (нет)
4. При 0оС  вода может находиться как в жидком, так и в твердом состоянии (да)
5. При нагревании до определенной температуры  жидкости переходят в газообразное состояние (да).
6. Спирт – это жидкость при любых условиях (нет).
7. Любое вещество может находиться  в твердом, жидком и газообразном состоянии (да).
8. Газ не сохраняет ни форму  ни объема в обычных условиях (да)
9. Жидкости в обычных условиях сохраняют объем форму(нет).

 Выдача домашнего задания.(1 мин)

Учебник физики  Перышкин А.В.    7 класс, п.11-12.  упр 2 стр

Рефлексия(2 мин)

(Перед началом урока каждый учащийся получает плакат «Заполни сосуд») Учащимся предлагается оценить свои знания с помощью карандашей разного цвета (красного, желтого, зеленого), которыми они красят на плакате сосуды. (1мин)

                Ничего не понял!

Понял, но не всё!

 Понял всё!BEAKERBEAKRTUBBEAKER

               



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Участники: обучающиеся 8 и 11 классов

Тема: «Терроризм-угроза национальной безопасности России»

Цели:

  1. формирование у учащихся представления о терроризме как историческом и политическом явлении.
  2.  воспитание неприятия насилия как средства разрешения конфликтов, уважение к человеку, его правам и свободам, чести и достоинству.

Оборудование: 1.презентация; 2.компьютер; 3.проектор; 4.экран; 5.плакат; 6.памятки

                                                               Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, у нас присутствуют гости! Давайте поприветствуем их!

II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Ребята, я хочу предложить вашему вниманию видеоролик. Пожалуйста, посмотрите его внимательно и скажите о чем этот видеосюжет? (просмотр видеоролика)

Вы посмотрели видеосюжет, Ваши впечатления? Что вы увидели?

Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Итак, тема нашего занятия « терроризм- угроза национальной безопасности России».(слайд 1)

            III.Постановка учебных целей.

Ребята, скажите, что мы должны узнать о терроризме? Для чего нам это нужно? Достаточно ли только знаний о терроризме? А что можно сделать что бы предотвратить терроризм?

Давайте попробуем сформулировать цель нашего занятия. (слайд 2)

IV.Основная часть урока.

Ребята, напишите 5 слов ассоциаций, которые возникают у Вас когда вы слышите слово «терроризм».

Ребята, а вы знаете что означает слово «терроризм», «террор»? (ответы учащихся)

А давайте обратимся к толковому  словарю  С.И.Ожегова, какое там определение?

 ( слайд 3)

Террор- устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.(единичные акты политических убийств).

1.Исторический экскурс.

Ребята, а вы можете из истории привести примеры террористических атак?

 Обратите внимание на слайды (слайд 4, 5)

  А как выдумаете это можно отнести к терроризму?  Еще раз обратимся  к определению терроризма. (слайд 7)

 Да действительно эти события связаны с террористическими актами. В России первые попытки правового определения терроризма  относятся к XVI в. Терроризм был избран  в качестве основного способа осуществления социальных преобразований, а главной его целью должны были стать представители государственного аппарата.

2.Постановка учебной задачи.

 Ребята, скажите определение терроризма, которое мы рассматривали актуально от современного мира? Чем терроризм прошлого отличается от настоящего, современного  терроризма?

О каких террористических актах Вы слышали? (перечисляют)

Вспомним самые ужасные из террористические актов XXI века.  ( учащиеся выступают с докладами)

Выступление учащихся

Террористические акты 11 сентября́ 2001 года  — серия четырёх координированных самоубийственных террористических актов, совершённых в Соединённых Штатах Америки членами террористической организации «Аль-Каида».

Утром того дня четыре группы террористов, общим количеством 19 человек, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра. В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений. Третий самолёт был направлен в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около  в штате Пенсильвания.

Помимо 19 террористов, в результате атак погибло 2977 человек, ещё 24 пропали без вести.

(слайд 7)

Террористический акт в Беслане — захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников. (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях.На третий день около 13:05 в школьном спортзале произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания.

Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и свыше 800 получили ранения разной степени тяжести. (слайд 8)

Террористический акт на Дубровке,  также упоминаемый как «Норд-Ост» — теракт на Дубровке в Москве, длившийся с 23 по 26 октября 2002 года. которого группа вооружённых боевиков  захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры.  Общее число захваченных заложников составило 916 человек. Целью устрашение населения и оказание воздействия на органы власти Российской Федерации по принятию решения о выводе войск с территории Чеченской Республики. По официальным данным, погибли 174 человек из числа заложников. (слайд 9)

Террористический акт в Ницце произошёл 14 июля 2016 года примерно в 22:30.

31-летний выходец из Туниса Мохамед Лауэж-Булель на 19-тонном грузовике врезался в толпу людей, наблюдавших на Английской набережной за салютом в честь Дня взятия Бастилии. 86 человек[5] погибли и 308 получили ранения.

Вечером 14 июля 2016 года на Английской набережной Ниццы собралось множество людей, чтобы понаблюдать за пиротехническим представлением в честь Дня взятия Бастилии. По словам очевидцев, примерно в 22:30, когда салют завершился, а часть собравшихся уже начинала расходиться, на набережную со скоростью примерно 60—70 км/ч выехал арендованный белый грузовик, с разгону врезавшийся в толпу. По словам очевидцев, машина делала зигзаги, чтобы задавить как можно больше людей.. Водитель грузовика проехал около 2 км и остановился, начав стрелять по прохожим и полиции, которые бросились ему наперерез и начали стрелять по грузовику. Под конец к ним присоединились две вооружённые группы спецназа. Было сделано несколько десятков выстрелов по кабине водителя, он был застрелен. В кабине силовиками был обнаружен пистолет, а также муляж огнестрельного оружия и гранаты.

А теперь, ребята, давайте сформулируем понятие терроризма в современном обществе. (слайд 13)

Терроризм становится все изобретательнее, придумывают разные формы и методы устрашения.

Мы с вами живем в Сибири, можем ли мы чувствовать себя в 100 % безопасности?

2.Практическая часть.

Проблема 21 века - международный терроризм. Он силен и опасен, жесток и коварен. Пока он не будет побежден никто и нигде  не может чувствовать себя в полной безопасности. По статистике один раз в два дня происходит теракт, в результате которого гибнут невинные люди. Число терактов неуклонно растет с каждым годом. Растет жестокость. Растет число жертв. Растет подготовленность, организованность террористов. Каждый последующий теракт всегда страшнее предыдущего.

Мы должны быть во всеоружии, должны быть готовы ко всему.

 Ребята, давайте рассмотрим конкретные ситуации, когда возникает угроза для жизни. Попробуйте составить алгоритм действий, как вы будете себя вести в данной ситуации.

Правила поведения в случае террористической угрозы.

1 группа. Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.

  • Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
  • Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свёртков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
  • О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
  • Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
  • По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.

2 группа. Что нужно делать, если вы оказались среди заложников.

  • самое главное: не  поддавайтесь панике;
  • не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
  • переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
  • при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники;
  • на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
  • старайтесь занять себя: читать, играть или разговаривать с соседями;
  • при стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но никуда не бегите; в подобной ситуации места у окна служат лучшим укрытием, нежели места у прохода;
  • если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови. Помните: ваша цель – остаться в живых.
  • Помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

3 группа. Если начался штурм здания - группа освобождения, продвигаясь в дыму, кричит заложникам, чтобы те  легли на пол и беспощадно стреляет во всех вооружённых лиц или во всякого, кто останется стоять. В этот момент помните:

  • неприятности уже почти позади, постарайтесь успокоиться, действия порождают сумятицу и панику;
  • оставайтесь лежать на полу до окончания операции;
  • подчиняйтесь приказам и инструкциям группы по борьбе с терроризмом и не отвлекайте её членов ненужными вопросами;
  • не трите глаза, если применяется слезоточивый газ (особенно, если он распространяется медленно);
  • не покидайте помещение до того, пока не дадут специальный приказ, чтобы не быть  принятыми за захватчиков и по ошибке не быть застреленным;
  • при освобождении выходите как можно быстрее, не останавливаясь, чтобы взять личные вещи, учтите: всегда имеется опасность взрыва или пожара.

Но прежде чем рассматривать следующую ситуацию хочу привести вам пример.

Ребята посмотрите внимательно на слайд. (слайд 18) 

Перед вами красивая девушка, студентка 2 курса филологического факультета МГУ-Варвара Караулова (Александра Иванова). Вы слышали о ней?

Турецкие спецслужбы задержали Караулову в составе группы из 14 граждан России, собиравшихся примкнуть к запрещенной в РФ террористической группировке "Исламское государство". Объяснение  ее поступка является влюбленностью в вербовщика этой группировки, с которым они общались в социальных сетях.

От куда может прийти угроза? (Ответы учащихся)

Это самая большая угроза для наших детей.

4 группа .Если через социальные сети тебе предлагают вступить в террористическую (экстремистскую) группировку.

Основные советы по безопасности в социальных сетях:

  • Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
  • Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
  • Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
  • Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
  • Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
  • При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8; 
  • Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

Основные советы для безопасности мобильного телефона:

  • Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
  • Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
  • Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
  • Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
  • Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
  • После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
  • Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
  • Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
  • Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

V. Рефлексия.

Мы с вами рассмотрели такую важную тему, которая касается каждого жителя нашей планеты.

А теперь, напишите пожалуйста  Ваше отношение к терроризму. напишите о своих чувствах.

Даем развернутый ответ.

(Ребята пишут на цветных облачках и приклеивают на плакат, заранее подготовленный)

VI. Подведение итогов.

В память о нашей совместной деятельности на уроке я хочу вам подарить вот такую закладку-памятку. Лучше бы она не пригодилась вам в жизни, но в нужную минуту оказалась бы под рукой. Вы все являетесь членами МПК «Родина –Бурятия» и мы сегодня с вами проведем в школе акцию «Мы против терроризма в сети интернет». Донесите информацию да наших учеников, расскажите что это такое?, как нужно действовать в данной ситуации?

Просмотр видеоролика.

 Занятие окончено! Спасибо за работу ! До свидания!



Предварительный просмотр:

Учитель: Перелыгина Юлия Алексеевна

Тема урока: «Кодирование информации»

Цель урока: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, четко сформулировать, что является «кодом» и что понимается под «кодированием информации».

Задачи урока: 

Обучающая:

- показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;

- отметить роль кодирования информации;

- показать различные виды кодирования.

Воспитательная:

    - воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами исследования, умение работать сообща в парах, в группах;

    - воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль.

Развивающая:

        - развивать логическое мышление, память,  творческие способности, интуицию,

         - повышать мотивацию учащихся  к дальнейшему изучению  предмета.

 

Оборудование:

комплекс мультимедиа (ПК, проектор)

презентация «Кодирование информации»

раздаточный материал: листы досье и листы с заданиями

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы взаимодействия: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения:

Продуктивные: проблемно – поисковый, частично – поисковый;

Репродуктивные: словесно – наглядный.

Основные понятия:

  • код;
  • кодирование;
  • графический способ кодирования;
  • числовой способ кодирования;
  • символьный способ кодирования.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться ”Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

И вам, ребята, я тоже желаю , чтобы это утро действительно было добрым и продлилось до вечера. 

  1. Актуализация знаний. ( Фронтальный опрос)
  1. Что такое информация?
  2. Какие свойства информации вы знаете?
  3. Каким образом передается информация?

3. Мотивационный этап

Начать наш урок я хотела бы словами Аристотеля, который на вопрос о том, как преуспеть в учении, отвечал:

«ЬТЯНОГОД ХЕТ, ОТК ИДЕРЕПВ, А ЕН  ЬТАДЖ ХЕТ, ОТК ИДАЗОП».

Это и будет девизом нашего урока.

Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли девиз урока?

А все по тому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.

Сейчас вам предстоит расшифровать девиз нашего урока.

Верно, девизом нашего урока будут слова: «Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади». 

Какие вы сообразительные! Как вы догадались? Молодцы! Как вы поняли, я сегодня секретный агент, находящийся на государственной службе.

Я хочу пополнить штат сотрудников новыми агентами. А вы хотите узнать, сможете ли вы быть секретными агентами? Тогда вы должны пройти сложную проверку! Хотите?

В качестве проверки вам необходимо будет декодировать, т.е. расшифровывать, разгадывать различные закодированные сообщения. Причем время на расшифровку у вас будет строго ограничено. Ведь секретным агентам часто бывает необходимо решать жизненно важные задачи за считанные минуты. Так что от вас будет требоваться собранность, четкость и внимательность!

Помимо всего прочего, секретным агентам часто приходится собирать информацию об интересующих его людях. Сегодня мы тоже этим займемся. Мы будем собирать досье о каждом из вас.  

И в конце урока сделаем вывод: достойны ли вы звания секретного агента первой, второй или третей степени, а может быть вам необходимо будет пройти обучение в школе секретных агентов еще один раз.

Подписывать листы – досье мы пока не будем, мы это сделаем позже, когда познакомимся с различными способами кодирования. Сегодня поговорим об еще одном информационном процессе. Исходя из начала урока, вы уже, наверное, догадались, что это за информационный процесс? (кодирование информации)

Итак, теперь вы можете сформулировать тему урока. (Кодирование информации)

- А как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему?

- Людям каких профессий приходится сталкиваться с кодированием и декодированием информации?

И возможно в будущем вы выберите одну из этих профессий и вам потребуются знания кодирования информации.

- Какую задачу каждый из вас поставит для себя на этот урок? (задача: научиться кодировать и декодировать информацию и научиться использовать это в повседневной жизни)

Итак, задача урока ясна. Теперь необходимо составить план нашей работы.

  • Что такое код, кодирование и декодирование информации?
  • Какие способы кодирования информации существуют?
  • Где в жизни встречаемся с кодированием информации?

Обратите внимание на листы с заданиями, с которыми мы будем работать. В них есть задания, которые  должны обязательно выполнить все.

По окончании отведенного времени мы будем проверять правильность выполнения основного задания и ставить определенное количество баллов в листы – досье. 

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Итак, как звучит первый пункт плана?

Обсудите в парах, как вы понимаете слово код.

Обобщив все ваши предположения, можно сделать вывод, что

КОД – это система условных знаков для представления информации.

Проговорите это определение в парах, затем друг другу.

Итак, что такое код мы выяснили. А что же означает кодирование?

Можно сделать вывод, что

КОДИРОВАНИЕ – это представление информации с помощью некоторого кода.

Проговорите это определение в парах, затем друг другу.

А как вы думаете, зачем человек кодирует информацию?

Цель может быть разной:

  • Засекретить информацию;
  • Для удобства обработки;
  • Сократить длинную запись. 

Итак, что такое код и кодирование мы узнали. А что, по вашему мнению, означает слово декодирование?

ДЕКОДИРОВАНИЕ – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации. 

Проговорите это определение в парах, затем друг другу.

Теперь мы знаем три новых понятия в информатике: код, кодирование, декодирование.

Как звучит следующий пункт нашего плана?

Чаще всего применяют три основных способа кодирования информации: 

  • Графический – с помощью рисунков или значков;
  • Символьный – с помощью символов (алфавит, нотный язык и другие);
  • Числовой - с помощью чисел.

Кодировать и декодировать можно текстовую, графическую, числовую и даже звуковую информацию. Секретные агенты в совершенстве владеют этими навыками. Мы с вами тоже научимся этим навыкам.

Итак, начнем с первого способа кодирования информации – графического.

К графическому способу кодирования информации можно отнести ФЛАЖКОВУЮ АЗБУКУ. 

Внимательно посмотрите на доску. Каждой букве алфавита ставится в соответствие определенный флажок. 

А теперь вам необходимо выполнить задание в листах заданий. Ваша задача – декодировать сообщение, которое там написано.

Внимательно посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

Оцените себя по критериям, которые написаны после задания.  Поставьте определенное количество баллов в лист – досье.

Также к графическому способу кодирования информации можно отнести и знакомые вам с детства РЕБУСЫ.

Все умеете разгадывать ребусы? Давайте попробуем их разгадать.

В листах с заданиями у вас предложены ребусы, которые вам необходимо разгадать,  в соответствии с правильностью поставить баллы.

Следующим графическим способом кодирования информации является -  МОРСКАЯ СЕМОФОРНАЯ АЗБУКА. 

Внимательно посмотрите на экран. Каждой букве алфавита ставится в соответствие определенное положение рук и флажков.

Чтобы лучше познакомиться в этой азбукой, я предлагаю вам показать сообщение «Только смелым покоряются моря». Вместо флажков у вас будут светофоры. Это групповое задание и от вашей сплоченности зависит скорость и качество выполнения.

Каждый участник группы ставит себе в лист – досье то количество баллов, которое получила вся группа.

Следующий способ кодирования информации – это символьный. При таком способе кодирования информации используются различные символы: алфавит, нотный язык, азбука Морзе и др.

Мы рассмотрим один из этих способов – это азбуку Морзе. Вы наверное слышали о ней? Где вы встречались с понятием азбука Морзе?

Каждой букве алфавита ставится в соответствие определенное сочетание точек и тире. Запишите на листе буквы которые соответствуют сочетаниям, сравнить с доской и поставить оценку в лист-досье.

А сейчас  мы переходим к следующему способу кодирования – это числовой, т.е с помощью чисел. 

Как можно закодировать текст числами?

Один из вариантов кодирования числами – это заменить букву на ее номер в алфавите.

Назовите буквы, которые соответствуют следующим числам: 7 (Ё), 24 (Ц), 18 (Р), 1 (А).

А теперь настало время подписать свои листы – досье. Вам необходимо подписать их, используя кодирование информации с помощью чисел.

Итак, закодируйте каждый свое имя, и впишите соответствующие числа в лист- досье.

Итак, мы познакомились с основными способами кодирования информации, т.е. справились с еще одним пунктом плана.

  • Назовите эти способы.
  • Приведите примеры кодирования для каждого способа.

Молодцы! И я вижу, что вы уже почти готовы к секретной службе. Осталось выполнить последний пункт намеченного плана. Как он звучит?

Секретные агенты должны не только решать сложные задачки, но и находить нужную им информацию.  

Вот и вам сейчас нужно будет найти очень важную информацию. Откройте учебники на странице 47.

Внимательно прочитайте текст учебника и выпишите в тетради ответы на вопрос «Где в жизни мы встречаемся с кодированием информации?» Секретным агентам часто приходится оценивать не только свои действия, но и действия других людей. Вот и вам сейчас предстоит оценить работу вашего соседа по парте.

На доске выписаны из текста учебника примеры применения кодирования информации из жизни. Проверьте соседа по парте и поставьте определенное количество баллов в лист досье.

  1. Первичная проверка полученных знаний..

Ну что же, обучение в школе секретных агентов вы прошли, осталось сдать экзамен. Для этого вам необходимо выполнить тест.

В тесте 2  вопроса, на выполнение теста вам дается 5 минут. По окончанию теста вы получите оценку, которую  поставите в лист- досье.

  1. Итог урока.

 Итак, обучение в школе секретных агентов вы прошли, экзамен сдан, теперь необходимо вынести вердикт по итогам вашего обучения.

Посчитайте количество общее баллов в ваших листах – досье. И вынесите себе вердикт. 

Мне очень хотелось бы узнать, кто из вас достоин звания «Секретный агент I степени». Агенты первой степени, поднимите руки.

Агенты второй степени, поднимите руки.

Агенты третей степени, поднимите руки.

А есть ли среди вас те, кому необходимо пройти повторное обучение в школе секретных агентов?

Давайте вспомним, какую цель каждый из вас ставил в начале урока?

Может ли кто то из вас теперь закодировать и декодировать информацию?

Кому из вас еще нужно поработать над этим?

  1. Информация о домашнем задании.

Я думаю, что каждому из вас необходимо закрепить полученные на уроке знания. Для этого запишите в дневники домашнее задание.

Стр. 46 – 49, РТ: № 84, № 85 (1,2), № 86 (1,2). В детских журналах найти задания, в которых используется кодирование информации.

  1. Рефлексия.

Я предлагаю вам на плакате разукрасить кораблик ( зеленый –понял все!, Желтый- понятно, но не все! Красный- ничего не понятно!)