Мониторинг метапредметных и личностных достижений

Перелыгина Юлия Алексеевна

Мониторинг сформированности метапредметных и личностных УУД позволяет увидеть личный прогресс ученика и даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Это помогает скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; позволяет увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретно умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей). Большая часть учащихся показывает высокий и средний уровень сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УДД,  Диагностика личностных результатов позволяет сказать о сформированности личностностных УДД у большинства учащихся в соответствии с их возрастом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_sformirovannosti_uud.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг уровня

сформированности универсальных учебных

действий в основной школе

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД  у обучающихся 5-9 классов;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования  и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся  основного общего образования.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия  школьников 5-9 классов;
  2. Психолого- педагогические условия обучения;
  3. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.

Карта наблюдения по отслеживанию формирования УУД

Оцениваемые результаты

Критерии сформированности УУД

Баллы

Регулятивные УУД

1

Произвольность деятельности

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяетрезультат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

3

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.

2

Деятельность хаотична, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна.

1

2

Планирование

Планирует деятельность самостоятельно

3

Планирует деятельность с направляющей помощью

2

Планирует деятельность с помощью учителя

1

3

Самоконтроль

Проверяет  результат, находит и исправляет ошибки

3

Результат проверяет, но ошибок "не видит"

2

Результат не проверяет, т.к. довольствуется любым результатом

1

4

Самооце-

нка

Способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок

3

Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки

2

Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки

1

Коммуникативные УУД

1

Ведение дискуссии

Отвечает, давая развернутый ответ,  самостоятельно формулирует корректные вопросы

4

Отвечает, давая краткий ответ, формулирует неточный вопрос

3

При ответе  или формулировке вопроса испытывает затруднения из-за волнения

2

При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря, формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику

1

2

Способность к сотрудничеству

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других.

1

3

3

Уровень коммуникации

Проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно  стремится к расширению круга знакомств.

4

Стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен и активен в общении

3

Не стремится к общению, чувствует себя скованно в новом коллективе, предпочитает проводить время один. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед классом, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды, редко проявляет инициативу в общении

2

Отношение к общению негативное, замкнут, повышена обидчивость, раздражительность, значительные  трудности вхождения в новый коллектив

1

Познавательные УУД

1

Восприятие устной и письменной информации

Воспринимает информацию с первого раза

3

Нуждается в дополнительных разъяснениях, в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

2

Не воспринимает устную и письменную информацию

1

2

Познавательная активность

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в посторонней помощи

3

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, круг интересующих вопросов довольно узок,  при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция

2

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется

1

3

Мышление (сформированность логических операций)

Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи

3

Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания

2

При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

1

Личностные УУД

1

Самооценка. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки)

Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. 2 2 Проявляет интересы, инициативы и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. Не всегда открыто выражает и отстаивает свою позицию. Не всегда адекватно себя оценивает.

1

В учении не проявляет интересы, инициативы и любознательность. Отмалчивается, не выражает и не отстаивает свою позицию. Не адекватно себя оценивает.

0

2

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе)

Выполняет самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимает ответственность за их результаты. Целеустремленно и настойчиво идет к достижению целей, готов к преодолению трудностей

2

Проявляет самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Иногда не доходит до цели, боится преодоления трудностей.

1

Не проявляет или проявляет крайне редко самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Выполняет только самые простые задания, нацелен на неуспешность.

0

3

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

Проявляет толерантность и противодействует действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Осознает себя гражданином, имеет активную сформированную гражданскую позицию. Участвует в социальном проектировании.

2

Проявляет уважение к другим людям, самодостоинство. Понимает и принимает возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях. Осознает себя гражданином, имеет активную, но не до конца сформированную гражданскую позицию

1

Не проявляет уважение к другим людям. Не принимает возможность человека быть самим собой. Осознает себя гражданином, имеет пассивную, не сформированную гражданскую позицию.

0

Карта наблюдения по отслеживанию формирования УУД позволяет представить  полную картину об учащемся, для того, чтобы зафиксировать его проблемы, и наметить план коррекционных действий по их устранению. По количеству набранных баллов   можно судить об уровне сформированности УУД:

Уровни сформированности УУД

Уровни сформированности УУД

Характеристика

деятельности учащихся

Количество баллов

Низкий уровень

Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия

От 0 до 15 баллов

Средний уровень

Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение)

От 16 до 34баллов

Высокий уровень

Применение способа действия в контексте учебной задачи (цели)

От 35-40 баллов