Речевое дыхание - основа процесса образования речи

Резаева Ольга Александровна
На странице представлен опыт работы по изготовлению пособий для развития речевого дыхания в соответствии с комплексно-тематическим планированием коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

Учитель-логопед

Резаева Ольга Александровна

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

По мнению В.Г. Ермолаева и Е.Н. Малютина, во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры.

В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос. Соответственно, речевой дыхательный цикл длиннее, чем физиологический.

Развитие правильного речевого дыхания происходит постепенно (одновременно с развитием самой речи).

Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

  • Небольшой вдох через нос.
  • Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.
  • Выдох производится до конца.
  • После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).

Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:

  • Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
  • Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
  • Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
  • Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.

Важно помнить, что звуки мы произносим на фазе выдоха и при произношении различных звуков воздушная струя различна.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз. Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

На первом этапе важно научить ребенка правильному физиологическому дыханию. Важно, чтобы выдох был достаточно сильным и продолжительным.

Эта цель достигается в нашей группе при помощи следующих игр:

  • «Нюхаем цветы». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.
  • «Задуваем свечи». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками.
  • «Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
  • «Листопад». Вырезаем из цветной бумаги листья (если на дворе осень, то можно собрать на улице). Устраиваем своеобразный листопад, сдувая вместе с ребенком листья со стола.
  • «Карандаши-спортсмены». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них вместе с ребенком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка к этому процессу.
  • «Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.

Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.

Из других подручных средств можно воспользоваться мыльными пузырями (можно купить или сделать самостоятельно) и воздушными шариками. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, т.к. вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ). Воздушные шарики можно надувать, либо играть с уже надутыми, подбрасывая их вверх и дуя снизу, чтобы они не опускались. Можно устроить своеобразное соревнование – вы дуете на шарик в сторону ребенку, и он делает то же самое.

Итак, мы можем увидеть, что игры на дыхание могут быть самыми простыми из легкодоступных средств: вата, салфетки, коктейльные палочки, воздушные шары, карандаши, и т.д.

Сейчас в магазинах очень много можно приобрести на развитие речевого дыхания. Например, пенопластовые ёлочные украшения, лёгкие верёвочные шары, «язычки дуделки», «султанчики» и многое другое, главное, включить свою фантазию.

Овладеть выдохом, точным по силе и направлению, - наиболее сложная задача для ребёнка. На её решение в нашей группе представлены следующие задания: «Подуй на картинку так, чтобы она не вылетела за границы игрового поля», упражнение «Змейка», упражнение «Фокус» и «Парашютист». Эти и многие другие задания направленны на развитие глубокого вдоха и плавного продолжительного и равномерного по силе выдоха.

Также в нашей группе есть следующие игры, пособия - «Самолётики»,  «Вертолёты» , «Футбол» - игры для мальчиков, «Бабочки», «Ленточки», «С цветка на цветок» - игры для девочек. То есть можно проследить и в дыхательных упражнениях гендерный подход. 

«Дует ветерок», «Рыбки», «Осенние листья», «Храбрый пилот», «Вертушки», «Моторчики», «Подводный мир», «На пруду», «Летний луг», «Цирковое представление»  - и это не весь перечень пособий для развития и укрепления у детей речевого дыхания.

К каждой тематической неделе можно подобрать упражнения на дыхание. Мы на нашей группе это начали делать, например, «Фрукты, овощи» сделаны для каждого ребёнка, на подставке перед ребёнком стоит фрукт с «открытым ртом», и нужно задуть ватку либо с помощью «трубочки» из губ, или дуя в коктейльную палочку.  На тематическую неделю «Осень» на каждого ребёнка на артикуляционную гимнастику сделаны листья на верёвочке, так же листья осенью можно набрать на улице. Например, на тематическую неделю «День победы» можно использовать султанчики, это можно представить как салют для победителей.  В данном направлении в нашей группе продолжается работа.

Так как упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно, нужно стремиться, чтобы у детей формировался стойкий интерес к этим упражнениям. Вот для какой         цели в развивающую предметно-пространственную среду необходимо включать разнообразный материал по развитию речевого дыхания.

Итак, дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Результат будет намного лучше, если они проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с воспитателями во время артикуляционной гимнастики, во время проведения занятий.

Важно помнить, что правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания таких просодических функций как громкость речи, её ритмический рисунок, плавность и  интонационная выразительность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оснащение РППС группы компенсирующей направленности пособиями по развитию речевого дыхания у детей с ТНР Подготовила: Резаева Ольга Александровна учитель-логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Чебурашка»

Слайд 2

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

Слайд 3

Во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры. В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос.

Слайд 4

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом : - Небольшой вдох через нос. - Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот. - Выдох производится до конца. - После каждого выдоха берется пауза (2-3 секунды). Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.

Слайд 5

Особенности речевого дыхания у дошкольников: Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. Проблемы с распределением дыхания по словам. Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.

Слайд 6

У мение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений.

Слайд 7

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 8

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 9

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 12

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 13

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 14

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 15

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 16

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 17

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ