Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Богомазова Влада Анатольевна

Современный воспитатель должен уметь представить себя и результаты своей работы коллегам. Начинается это с выступлений на педагогическом совете или методическом объединении. Затем личные профессиональные достижения педагог оформляет в виде портфолио. В последующем с его опытом работы знакомится аттестационная комиссия или жюри конкурса, в котором педагог участвует.

Качественно представить свой педагогический опыт не так просто, этому надо учиться. Педагоги часто видят в этой работе много трудностей и сами не решаются выйти на уровень обобщения своего опыта. Любой педагогический опыт, который имеет положительные результаты, представляет ценность, и воспитатели должны делиться своими наработками с коллегами. Трансляция опыта в любой форме будет способствовать профессиональному росту педагога, повышению статуса среди коллег, откроет перспективы для развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Кудинова Влада Анатольевна (МКОУ Абанская СОШ №4)

Класс:2 «А»

УМК: «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Тема: «Домашние опасности»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: На изучение данного урока отводится 1 час.

По тематическому планированию это 5-ый урок в разделе «Здоровье и безопасность», которому предшествует урок «Школа пешехода», в ходе которого учащиеся знают, что нужно соблюдать правила дорожного движения.

Последующий урок «Пожар!»

Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию основ безопасного поведения дома, изучение правил техники безопасности, формирование мотивов к безопасному поведению в доме.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

  • будут учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать ее;
  • узнают основные правила безопасности поведения в быту.

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • осуществляет целеполагание

совместно с учителем;

  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  • использует анализ простейших данных;
  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • обобщает
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • использует речь для регуляции своего действия;

  • формирует установку на здоровый образ жизни
  • формирует способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивационный этап

Создание благоприятных условий для осознанного восприятия нового материала.

Фронтальная форма (побуждающий диалог)

Приветствует учащихся, мотивирует на дальнейшую деятельность

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке окр.мира

-Кто настроен на хорошую работу на уроке - хлопните в ладоши 3 раза.

-Отлично, я рада, что вы все желаете работать.

- Нашими помощниками на сегодняшнем уроке будут ваше внимание, память, смекалка, творчество и тот багаж знаний, который вы уже имеете.

-Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

Приветствуют учителя

Хлопают в ладоши

Наблюдение.

2

Целеполагание

Сообщение темы урока, определение целей урока

Фронтальная

Организует подводящий к теме диалог:

- Давайте посмотрим мультфильм  и ответим на вопрос: можно ли находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?  

   - Поскольку и дома нас подстерегают опасности, как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Как же нам уберечь себя от опасностей дома?

 Действительно, сегодня на уроке пойдет речь об опасностях, которые подстерегают нас дома.

 (вывешивает тему на доску)

Организует процесс целеполагания:

-Исходя из темы, какие цели мы можем с вами поставить?

  • Узнать...
  • Применять
  • Создать книгу…

Отвечают на вопросы учителя

-Нет, дома тоже нас могут окружать опасности

Предполагают, о чём пойдет речь на уроке.

-О домашних опасностях

Формируют цели совместно с учителем

  • Узнать, что такое домашние опасности и какие опасности бывают дома
  • Применять правила безопасного поведения в быту
  • Создать книгу про домашние опасности

Ответы учащихся, опрос

3

«Открытие» новых знаний

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

Фронтальная

Организует работу с целью усвоения понятия «домашние опасности»

-Ребята, а кто из вас знает, что такое домашние опасности?

-А теперь проверим свои предположения

Читают определение со слайда

Домашние опасности – это опасности, которые подстерегают нас дома (электроприборы, острые предметы, лекарства, окна)

-Ребята, вернёмся к 1 цели урока. Мы достигли её?

(ставит «+» напротив 1 цели урока)

-Каждой группе я раздала конверты с разными предметами (приложение 1), откройте конверт и посовещавшись, подумайте, о какой опасности идет речь в вашей группе.

1 группа –электроприборы

 2 группа – острые предметы

 3 группа – лекарства, уксус

 4 группа – открытое окно, балкон.

Организует побуждающий диалог:

(учитель перед началом урока делит учащихся на 4 группы с помощью разноцветных стикеров)

-Как вы думаете, почему я разделила вас на 4 группы? Выберите капитана команды

Объясняет правила работы

-Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, вы сегодня будете выступать в роли учёных. Вы должны выбрать верные правила безопасности из предложенных (приложение2) и нарисовать к ним иллюстрации. Затем всё это вас нужно оформить на листе.

-Затем один докладчик от группы должен презентовать ваше правило на листочке, после чего все правила мы соединим вместе, и у нас получится целая книга домашних опасностей. Таким образом, у нас получится мини-проект.

У каждой группы будет свой оценочный лист,(приложение 3) куда вы должны вписать список участников (можно просто имена) и оценить его по 3 критериям, если участник принимал участие в работе ставим +, если нет – и так далее. Затем вы должны оценить участника согласно шкале перевода в оценку, она у вас написана ниже.

-На прежде чем начать работать в группе, предлагаю вспомнить правила работы в группе.(Вывешивает правила на доску)

Время на обсуждение, оформление - 10 минут. Время пошло

Организует защиту групп

-Ребята, время вышло, первая группа ,вам слово.                  

-Ребята, скажите, как шла работа в вашей группе? Все ли работали добросовестно?

-Спасибо, ребятам из первой группы за такую прекрасную работу в группе.

Вторая группа, вам слово.

-Ребята, скажите, как шла работа в вашей группе? Все ли работали добросовестно?

-Спасибо, ребятам из первой группы за такую прекрасную работу в группе.

Третья группа, слово предоставляется вам.

-Ребята, скажите, как шла работа в вашей группе? Все ли работали добросовестно?

-Спасибо, ребятам из первой группы за такую прекрасную работу в группе.

Четвертая группа, слово предоставляется вам.

-Ребята, скажите, как шла работа в вашей группе? Все ли работали добросовестно?

-Спасибо, ребятам из первой группы за такую прекрасную работу в группе.

Обобщает ответы детей, формирует книгу.

  - Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. К сожалению, некоторые поступки влияют на здоровье всю жизнь. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать.

-Нашу книгу с домашними я оставляю вам, расположите её  рядом со своим классным уголком и время от времени листайте её, используйте в жизни изученные правила.

 -Ребята, мы достигли 2 цели урока?(ставит + напротив 2 цели)


Высказывают свои предположения

-Да, достигли

Работают в группе, определяют о какой опасности идёт речь именно в их группе

Высказывают свои предположения

Слушают инструкции учителя

Вспоминают правила работы в группе

Работают в группе,  выбирают верные правила безопасности из предложенных, рисуют иллюстрации к правилам, оценивают членов группы, согласно оценочному листу

Презентуют результаты своей работы

Презентуют результаты своей работы

Презентуют результаты своей работы

Презентуют результаты своей работы

-Достигли

Наблюдение

Оценочный лист

Выступления учащихся

Выступления учащихся

Оценочный лист

Оценочный лист

Выступления учащихся

Оценочный лист

Оценочный лист

4

Физминутка

Установка на здоровый образ жизни

Фронтальная

Проводит тематическую физминутку с целью закрепления полученных знаний

-А сейчас мы посмотрим, как вы эти знания умеете применять в жизни.

Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки и потянитесь в тех случаях, когда детям угрожает опасность. И спокойно присядьте, если этой опасности нет.

  • Уходя из дома, я забуду выключить утюг и газ; (вверх)
  • Во время болезни врач назначил мне лекарства; (сели)
  • Я захотел пить и взял незнакомую жидкость; (вверх)
  • После работы с ножницами я оставил их на полу; (вверх)
  • Я встал на высокий стул и выглянул в окно; (вверх).

- Молодцы, вы узнали опасности и правильно выполнили упражнения.

Выполняют движения физминутки

5

Первичное закрепление

Проверка полученных результатов.

Индивидуальная

Организует интерактивную игру «Да/нет»

https://learningapps.org/display?v=p9pgchmh322

- А чтобы ещё раз убедиться , что вы запомнили правила поведения во время грозы  я предлагаю вам поиграть в игру « Да, нет». Если вы согласны с утверждением, то нажмите «Да», если не согласны, то «Нет».

-Молодцы, это задание вы выполнили верно.

Выходят к интерактивной доске и выполняют задание

 

 

Интерактивная игра, ответы детей

6

Рефлексивно-оценочный этап

Обобщение полученных на уроке сведений; создание условий для оценивания своих достижений на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная

Организует подведение итогов урока

 -О чем мы с вами беседовали сегодня на уроке?

-Что нового узнали?

-Все ли цели достигли? Что делали для достижения целей?

-Что вам понравилось на уроке? Чем он вам запомнился?

Организует оценивание деятельности своих товарищей

- Кого бы вы хотели похвалить?

Качественно оценивает учащихся:

-Сегодня на уроке мне хотелось бы отметить работу_____

Проводит рефлексию

- У вас на столах лежат стикеры на клейкой основе.  Если вы довольны своей работой, прикрепите  стикер на наш безопасный дом. А если были затруднения, то прикрепите их на дом с опасностями. (Вывод по “заселенному” дому.)

Задает домашнее задание:

Домашнее задание будет на выбор:

  • На оценку 4 – нарисовать рисунок на тему «Домашние опасности»
  • На оценку 5 – сочинить рассказ на тему «Какие опасности нас окружают дома»

Всем спасибо за работу! Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают себя.

 

 

 

 

Выбирают домашнее задание

Ответы детей

Приём «Засели дом»



Предварительный просмотр:

            Конкурсное испытание «Описание урока»

  1. Фамилия, имя, отчество автора

Кудинова Влада Анатольевна

  1. Место работы

МКОУ Абанская СОШ№4

  1. Должность

Учитель начальных классов

  1. Класс

2

  1. Предмет

Окружающий мир

  1. Тема урока

Урок-проект «Домашние опасности»

  1. Место урока в теме и в программе по предмету

Данный урок разработан по программе «Школа России». На его изучение отводится 1 час.

  1.  Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса

Какие опасности подстерегают нас дома?

  1. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
  • знать:

-

-

  • уметь (сможет продемонстрировать):

-

-

Цель: создать условия для формирования основ безопасного поведения учащихся дома.

Для реализации цели были определены задачи:

- научить правилам безопасного поведения в быту;

- воспитывать бережливое отношение к своему здоровью;

 - формировать умение классифицировать и находить основание, для классификации, синтезировать, сравнивать, делать выводы.

- формировать коммуникативные умения;

- развивать логическое мышление;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать уважение к чужому мнению;

Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения.

Познавательные:   осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Регулятивные:   Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия..

Коммуникативные:  УУД.  Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.

  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запанированных результатов:

Для достижения запланированных результатов я буду применять следующие инструменты: устный опрос, создание продукта (книга «Домашние опасности»), интерактивная игра на платформе LearningApps.org https://learningapps.org/display?v=p9pgchmh322

  1. Организационно-педагогические условия проведения урока

Организационно-педагогические условия представлены в Приложении 1.

  1. Перечень дидактических материалов
  1. Оснащение урока

Ноутбук, колонки

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты

Мотивационный этап

Приветствует учащихся, настраивает на урок:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Влада Анатольевна, сегодня я проведу урок окружающего мира.

-Кто настроен на хорошую работу на уроке - хлопните в ладоши 3 раза.

-Отлично, я рада, что вы все желаете работать.

- Нашими помощниками на сегодняшнем уроке будут ваше внимание, память, смекалка, творчество и тот багаж знаний, который вы уже имеете.

-Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Хлопают в ладоши 3 раза

Л.Обладает внутренней позицией на уровне положительного отношения к школе

Постановка учебной проблемы.

Организует подводящий к теме диалог:

- Давайте посмотрим мультфильм «Спасик и его друзья» и ответим на вопрос: можно ли находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?  

   - Поскольку и дома нас подстерегают опасности, как вы думаете, какая тема нашего урока?

 Действительно, сегодня на уроке пойдет речь об опасностях, которые подстерегают нас дома.

 (вывешивает тему на доску)

Организует процесс целеполагания:

-Исходя из темы, какие цели мы можем с вами поставить?

  • Узнать...
  • Создать книгу…

Организует планирование деятельности

-Что нужно сделать для достижения первой цели?2-ой? Верно, именно этим мы и займёмся с вами сегодня.

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопрос

- Нет, так как дома нас подстерегают домашние опасности

Формулируют тему урока:

-Домашние опасности

Формулируют цели урока совместно с учителем

  • Узнать, что такое домашние опасности
  • Создать книгу про домашние опасности

Планируют свою деятельность

К. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Р. В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; принимает и сохраняет учебную задачу

Решение учебной проблемы. Открытие нового знания

Организует словарную работу с целью усвоения понятия «домашние опасности»

-Ребята, а кто из вас знает, что такое домашние опасности?

- Кто желает прочитать определение данного словосочетания?

-Ребята, вернёмся к 1 цели урока. Мы достигли её?

(ставит «+» напротив 1 цели урока)

Организует побуждающий диалог:

(учитель перед началом урока делит учащихся на 4 группы с помощью разноцветных стикеров)

-Как вы думаете, почему я разделила вас на 4 группы?

-Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, вы сегодня будете выступать в роли учёных. Каждой группе достанутся различные домашние опасности, вы по картинкам должны выбрать правила поведения в соответствии с рисунком. Затем всё это вас нужно оформить на листе.

-На прежде чем начать работать в группе, предлагаю вспомнить правила работы в группе.(Вывешивает правила на доску)

-Затем один докладчик от группы должен презентовать ваше правило на листочке, после чего все правила мы соединим вместе, и у нас получится целая книга домашних опасностей. Таким образом, у нас получится мини-проект.

Время на обсуждение, оформление - 10 минут. Время пошло

Организует защиту групп

-Ребята, время вышло, первая группа ,вам слово.

                                     

-Ребята, скажите, как шла работа в вашей группе? Все ли работали добросовестно?

-Спасибо, ребятам из первой группы за такую прекрасную работу в группе.

Вторая группа, вам слово.

-Ребята, скажите, как шла работа в вашей группе? Все ли работали добросовестно?

-Спасибо, ребятам из первой группы за такую прекрасную работу в группе.

Третья группа, слово предоставляется вам.

-Ребята, скажите, как шла работа в вашей группе? Все ли работали добросовестно?

-Спасибо, ребятам из первой группы за такую прекрасную работу в группе.

Четвертая группа, слово предоставляется вам.

-Ребята, скажите, как шла работа в вашей группе? Все ли работали добросовестно?

-Спасибо, ребятам из первой группы за такую прекрасную работу в группе.

Обобщает ответы детей, формирует книгу.

  - Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. К сожалению, некоторые поступки влияют на здоровье всю жизнь. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать.

-Нашу книгу с домашними я оставляю вам, расположите её  рядом со своим классным уголком и время от времени листайте её, используйте в жизни изученные правила.

 -Ребята, мы достигли 2 цели урока?(ставит + напротив 2 цели)

Физминутка

- Чёрная   туча  нависла  над  нами. Выйдете все из-за парт, представим, что надвигается гроза:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам(удары пальцами по парте)

Гром! Гром, как из пушек(хлопки)

Нынче праздник для лягушек,

Кап! Кап! Сыплет, словно град,

Все под крышами сидят(топот на месте)

Ветер успокоился, гроза миновала, и мы смело можем продолжать наш урок.

 

Дают определение понятию, основываясь на жизненном опыте

Читают определение со слайда

Домашние опасности – это опасности, которые подстерегают нас дома (электроприборы, острые предметы, лекарства, окна)

-Да, достигли

Высказывают свои предположения

Читают определение со слайда

Метеоролог - это специалист, который наблюдает за природными явлениями, анализирует их и составляет прогнозы.

Отвечают на вопрос учителя

-Возможно мы будем составлять правила поведения во время грозы, а поможет нам в этом учебник

Читают текст учебника

Делятся на 4 группы

Вспоминают правила работы в группе

Работают в группах: ищут информацию, обобщают,  изображают правило поведения во время грозы

Оценивают работу группы

Слушают учителя

-Да

Выполняют движения совместно с учителем

К. Формулирует своё мнение и позицию

К. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач

П. Осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Л. проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

П. использует анализ простейших данных; обобщает

К. договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности

Пр. Понимает, что такое гроза; называет правила поведения во время грозы

Пр. Понимает, что такое гроза; называет правила поведения во время грозы

Пр. Понимает, что такое гроза; называет правила поведения во время грозы

Л. проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Л. Проявляет установку на здоровый образ жизни

Первичное закрепление

Организует деятельность учащихся по формированию умения пользоваться изученными правилами

-Каждая группа получит  от меня лист с таблицей. Вам нужно соединить линиями предметы и опасности, которые они могут принести.

Окно, балкон

Удар электрическим током

Выключатель, розетка

Ожог

Вентилятор, мясорубка

Отравление

Чайник, утюг

Повреждение пальцев

Лекарство

Падение

Организует интерактивную игру «Да/нет»

https://learningapps.org/display?v=p9pgchmh322

- А чтобы ещё раз убедиться , что вы запомнили правила поведения во время грозы  я предлагаю вам поиграть в игру « Да, нет». Если вы согласны с утверждением, то нажмите «Да», если не согласны, то «Нет».

-Молодцы, это задание вы выполнили верно.

Выполняют интерактивное задание

1)Если ты поработал ножом или ножницами, то убери их на место.+

2)Если тебе плохо, а никого нет дома, то прими лекарство сам.-

3)Если тебе надо снять кухонные горячие приспособления с плиты, нужно воспользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.+

4)Если хочешь выключить телевизор – то дёрни за шнур.-

5)Если во время шитья иголка упала на пол, обязательно подними её.+

 

Рефлексивно-оценочный этап.

Организует подведение итогов урока

 -О каком природном явлении беседовали сегодня?

-Что нового узнали?

-Все ли цели достигли? Что делали для достижения целей?

-Что вам понравилось на уроке? Чем он вам запомнился?

Организует оценивание деятельности своих товарищей

- Кого бы вы хотели похвалить?

Качественно оценивает учащихся:

-Сегодня на уроке мне хотелось бы отметить работу_____

-Я хочу сделать вам небольшой подарок, это памятка , которая называется «Если тебя застала гроза». Я вручаю её Лидии Ивановне, она повесит её на ваш классный уголок.

-Надеюсь, что если вам придется встретиться с грозой, то вы не испугаетесь , вспомните правила поведения во время грозы, урагана, выполните их, и не будете подвергать свою жизнь риску.

Задает домашнее задание:

Домашнее задание тоже будет необычным:

  • На оценку 4 - прочитать учебник стр.96-98
  • На оценку 5 - прочитать учебник стр.96-98 + найти пословицы, поговорки, стихи о грозе и оформить на листочек

Всем спасибо за работу! Урок окончен.

 Отвечают на вопросы учителя

-Сегодня на уроке мы говорили про грозу

-Мы узнали правила поведения во время грозы

-Да

Высказывают своё мнение

        

Оценивают своих товарищей

Слушают учителя

Записывают домашнее задание

К. формулирует собственное мнение и позицию

Р. Осуществляет итоговый контроль по результату