Методическое обеспечение

Исянбаева Лейсан Шамилевна

конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskiy_redaktor.docx19.67 КБ
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_klaviaturoy_.doc60 КБ
Файл klaviaturnyy_trenazher.docx68.86 КБ
Office presentation icon antivirus.ppt296 КБ
Office presentation icon kompyuternye_virusy.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

«Графический редактор Paint».

Цели:

Образовательные:

  • Способствовать формированию, систематизации и обобщению знаний по теме “Графический редактор Paint”,

Способствовать освоению работы компьютерной мыши с помощью графического редактора Paint,

Развивающие:

  • развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.

Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность.

Планируемые результаты (для учащихся):

Личностные:

формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные:

регулятивные:

формирование умения самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

коммуникативные:

грамотно использовать речевые средства для представления результата, формирование умения следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам;

познавательные:

изучить инструмент «Заливка» графического редактора Paint;

применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках информатики.

Предметные:

формирование представления об инструменте «Заливка» графического редактора Paint;

формирование умения грамотно использовать этот инструмент.

УУД:

Регулятивные:

саморегуляция;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

оценка действий партнера;

умение слушать и слышать;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания;

самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Форма работы учащихся:  опрос, практическая работа, высказывание.

Методы: объяснительно – иллюстративный, использование ПК для выполнения самостоятельной работы.

Тип занятия – комбинированный.

а) решение поставленных задач;

б) практикум; обработка на ПК.

Структура занятия:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Сообщение цели и задач занятия.

4. Первичное освоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Физ.минутка для глаз.

7. Первичное закрепление.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж так держать
Здравствуйте! Пора начинать.

 

1.1. Повторение основных правил при работе за ноутбуком.

2.Актуализация знаний.

Но прежде чем перейти к изучению нового материала, предлагаю:

2.1. Разгадать ребус – и назвать устройства для ввода и вывода информации (Клавиатура, мышь, монитор).

2.2. И ответить на вопрос – на прошлом занятии познакомились с графическим редактором Paint , что это такое? – это программа для создания и редактирования графических изображений на компьютере. Перевод с английского на русский слова 'paint'. краска, рисовать.

3.Сообщение цели и задач занятия.

Наши задачи: Продолжим изучение возможностей графического редактора Paint. Выполнить рисунок, при помощи изученных возможностей графического редактора.

4. Первичное освоение новых знаний.

Рисунок всегда занимал очень важное место в жизни человека. Древние племена, не имевшие письменности, рассказали нам о своей жизни при помощи наскальных рисунков.

Люди в древности рисовали на любом доступном материале, поэтому рисунки для них были очень важны.

А вспомните свои детские книжки? Какими они были? Почему детские книги насыщены рисунками? (Они были очень красочными с большим количеством рисунков. Чтобы быть понятнее и интереснее).

Верно, рисунки помогают усвоить даже самый сложный материал.

В информатике рисунки создаются в Графическом редакторе Paint.– Это программа для создания и редактирования графических изображений на компьютере.

На прошлом занятии мы выяснили как открыть программу Paint, и где она находится?

Она находится в группе программ Стандартные: Пуск – Программы – Стандартные – Paint.

Окно графического редактора имеет стандартные элементы: заголовок окна, строку меню, кнопки Свернуть, Развернуть, Закрыть, строку состояния, полосы прокрутки.

Среда графического редактора состоит из рабочего поля, которое занимает основную часть окна редактора, панели инструментов, палитры; меню команд для работы с файлами, печати рисунка и других операций: Файл, Правка, Вид, Рисунок, Параметры, Справка. Эти меню содержат команды и дополнительные возможности работы с графическим редактором. Любое из меню можно открыть, щелкнув мышью на его имени.

Палитра – предназначена для цветных

рисунков.

Цвет 1 (основной цвет)

Щелкните здесь и выберите цвет на цветовой палитре. Этот цвет используется для карандаша и кистей, а также для контуров фигур.

Цвет 2 (цвет фона)

Щелкните здесь и выберите цвет на цветовой палитре. Этот цвет используется для ластика, а также для заливки фигур.

Рисунок можно создать используя уже готовые фигуры в панели инструментов. Для рисования используются следующие инструменты:

Прямая, Кривая, Прямоугольник, Треугольник, Многоугольник и т.д. Наведя курсор, программа выдает подсказку - название той или иной фигуры фигуры.

 

5. Первичная проверка понимания.

Допустим солнце.Как лучше нарисовать солнце используя готовые фигуры.. Для рисования солнечного диска удобно использовать инструмент Овал. А для лучей подойдет инструмент Линия или использовать Кисть-Маркет .

Показываю пошаговый алгоритм (рисуем солнце).

Ребята ваши глазки устали. Давайте проведем физкультминутку. Я буду читать стихотворение, а вы выполняете действия о которых говорится.

6.Физ.минутка для глаз (делают стоя)

 У вас глаза устали очень –

Им глядеть уже нет мочи.
Дайте отдохнуть глазам,
Пока стишок читаю вам.

Глазами вправо, глазами влево,
Поглядите на соседа,
Обведите взгляд кругом,
Поморгайте потом.

Поморгав, глаза закройте, -
Не качайтесь – ровно стойте
Посмотрите на меня
И закройте вновь глаза!

Кто там спит сегодня стоя?
Саша? Эля? Вова? Таня?
Чей там взгляд такой усталый?
Начинаем-ка, сначала!
У вас глаза устали очень –
Им глядеть уже нет мочи.
Дайте отдохнуть глазам –
Пока стишок читаю вам.

Глазами вправо, глазами влево,
Поглядите на соседа,
Обведите взгляд кругом,
Поморгайте потом.

Поморгав, глаза закройте.
Не качайтесь – ровно стойте.
Посмотрите на меня
И закройте вновь глаза!

Вы зажмурьте крепче их,
Пока я не закончу стих…
Вот последняя строка –
Открывайте все глаза!

Отдохнули.

Ну а теперь вы займетесь творчеством и попробуете сами составить рисунок.

7. Первичное закрепление. Практическая работа.

У вас на рабочих столах лежат карточки. В карточках задания и алгоритм их выполнения.

Рисуем Цветок для мамы - Цветик семицветик.

Алгоритм выполнения:

1. Запустить Графический редактор Paint.

2. С помощью инструмента Овал изобразить середину цветка.

3. С помощью инструмента Карандаш или Кисти изобразить лепестки.

4. Выбрав инструмент Заливка залейте лепестки в разные цвета использую Палитру.

5.Командой Сохранить меню Файл сохраните рисунок под именем Цветок на Рабочем столе.

8. Подведение итогов.

Итакскажите, чему же научились на сегодняшнем занятии?

Для чего нам нужен Paint?

Перечислите основные инструменты Paint .

9.Рефлексия

– Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smile – улыбка). Оцените себя, используя смайлики- компьютерные символы.

: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и хорошо поработал на уроке.

: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему.

: – ( – те, кто считает, что ему еще необходимо работать над данной темой.



Предварительный просмотр:

 «Знакомство с клавиатурой»

Цель урока: познакомить с устройством клавиатуры, как основного средства ввода текстовой информации.

Задачи урока:

  • Развивающая: развитие основных психических функций, общих учебных навыков.
  • Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда.
  • Обучающая:
  • сформировать: 
  • понимание отличий информационных задач и программных средств;
  • знания основных группы клавиш клавиатуры;
  • умение решать информационные задачи с использованием компьютера;
  • навыки набора текстовой информации

Оборудование:

  • Компьютеры;
  • Мультимедийный проектор;
  • презентация “Клавиатура
  • обучающий диск Московская медиатека учителя информатики
  • набор картинок “Устройства компьютера”;
  • схема “Устройства компьютера и действия, которые они выполняют”;
  • карточки к итоговым заданиям.
  • плакат “Произноси правильно” 

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок.

Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя – лингвиста Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”

2. Актуализация и проверка знаний учащихся.

1. Несколько учащихся работают самостоятельно по карточкам. 

  • Карточка 1. Из предложенных, на рисунках устройств компьютера найдите устройства ввода информации. Приложение 1.
  • Карточка 2. Из предложенных, на рисунках устройств компьютера найдите устройства вывода информации. Приложение 1.
  • Карточка 3. Работа по схемам. Приложение 2.

2. Работа с классом

Учитель. На прошлом уроке мы с вами познакомились с компьютером.

Для чего можно использовать компьютер? (Ответы ребят. Играть, рисовать красивые картинки, печатать, как на пишущей машинке, задачки по математике решать, ракетой управлять.)

А где ты и твои друзья встречали компьютеры? (У меня дома есть компьютер, у папы на работе, в кассе авиабилетов, на вокзале в справочной и т. п.)

Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ.

Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному – всем может помочь компьютер.

Учитель читает стихотворение, ребята хором называют устройство, показанное учителем.

“Оглянись, дружок, вокруг!
Вот
компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Может он ребят учить,
Может он станок включить,
Папе, дедушке и тете
Он поможет на работе:
Стало легче с ним, чем прежде,
Дом построить, сшить одежду.
И послать ракету к звездам
Без него не так-то просто!
Даже вылечить больного
Он поможет – что ж такого!”
Наверху машины всей
Размещается
дисплей
Словно смелый капитан!
А на нем – горит
экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Под дисплеем – главный блок,
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут “
системным”.
Вот, познакомьтесь –
дисковод!
Если с дисководом дружен –
То и справочник не нужен:
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится
дискета
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!
Там веселых игр десятки
Друг за другом по порядку!
Блок системный всё, что нужно,
У нее узнает. Дружно
Трудятся они вдвоем
Утром, вечером и днем!
Это вот –
клавиатура.
Вот, где пальцам физкультура
И гимнастика нужна!
Пальцы прыгать тут должны!
А вот это –
принтер, братцы.
Тут нам надо разобраться.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит.
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“Вот компьютер – верный друг!”

3. Изучение нового материала. Теоретическая часть.

Знакомство с клавиатурой

Презентация “Клавиатура” Приложение 3.

Печатать текст удобнее всего, разумеется, с помощью клавиатуры. Внимательно рассмотрите клавиатуру компьютера.

Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

  1. функциональные клавиши;
  2. алфавитно-цифровые клавиши;
  3. управляющие клавиши;
  4. клавиши управления курсором;
  5. цифровые клавиши.

В нижней части клавиатуры находится большая клавиша без символов на ней – пробел, который используется для отделения слов и выражений друг от друга.

Функциональные клавиши F1–F12, размещенные в верхней части клавиатуры, запрограммированы на выполнение определённых действий (функций). Так очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.

В центре расположены алфавитно-цифровые клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы, буквы русского алфавита, латинские буквы. С помощью этих клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы.

Место ввода очередного символа на экране монитора отмечается мигающей черточкой – курсором. Для перемещения курсора служат клавиши управления курсором, на них изображены стрелки, направленные вверх, вниз, влево и право. Эти клавиши перемещают курсор на одну позицию в соответствующем направлении. Клавиши PageUp и PageDown позволяют листать документ вверх и вниз, а клавиши Home и End переводят курсор в начало и конец строки.

Очень часто используются управляющие клавиши. Они не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Enter завершает ввод команды и вызывает ее выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Клавиша Esc расположена в верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Клавиши Shift, Ctrl, Alt корректируют действие других клавиш.

Цифровые клавиши – при включенном индикаторе NumLock удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций. Расположенные как на калькуляторе. (Объясняя, учитель обращает внимание детей на плакат “Говори правильно”). (Приложение 4)

4. Физкультминутка:

Раз-два – потянулись
Три-четыре все прогнулись,
Пять-шесть – наклонились,
А теперь все распрямились,
И снова:
Раз-два – потянулись,
Три-четыре – все прогнулись
Пять-шесть – тихо сесть.

5. Практическая работа. Работа с электронным тьютором 2006. [5]

Самостоятельная работа

Учащиеся получают индивидуальные задания.

1.

Запустите программу Блокнот. Придумайте несколько математических примеров и напечатайте их в текстовом документе блокнота.

2.

Запустите программу Блокнот.

Напечатайте все числа от 1 до 9.

Затем сотрите три последних числа и напечатайте вместо них 777.

3.

Напечатай те все данные о себе:

Фамилию Имя Отчество

Класс

Школу

Адрес проживания

Имя и Отчество папы и мамы.

6. Итог урока.

Учитель. Давайте вспомним то, что мы сегодня изучили на уроке. (Ответы на загадки)

Вот сижу я за компьютером
И хочу писать слова.
Жаль, что тут язык английский.
Помогите мне, друзья.

С помощью, каких клавиш можно поменять язык ввода с клавиатуры? (Ctrl + Shift, Alt слева + Shift.) Каким еще способом это можно сделать? (С помощью индикатора языка на панели задач.)

Имя свое я хочу записать.
Где бы заглавную букву сыскать?

(Для ввода заглавной буквы следует нажать одновременно клавишу с нужной буквой и клавишу Shift.)

Вновь проблема — в конце строчки
Я забыл поставить точку.
Как быстро мне туда попасть опять,
Чтобы время даром не терять?

(Нажать клавишу End.)

Два слова слились.
Что наделал — беда!
Скорей разделите
Мне их, детвора.

(Подводим курсор в нужное место и нажимаем клавишу пробела.)

7. Домашнее задание.

§ 2.3 (стр. 70 – 72), РТ № 5, 6

Литература.

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  2. Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь по информатике. 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  3. Журнал. Информатика и образование №3, 2005
  4. Журнал. Информатика в школе № 4, 2005
  5. Обучающий диск. Московская медиатека учителя информатики серия 10 CD-ROM Цифровой тьютор Диск 1-2 Версия 1.001.



Предварительный просмотр:

Тема: «Клавиатурный тренажер»

Цель урока: продолжаем знакомство с клавиатурой, ее основными клавишами и их назначением, с применением электронных образовательных ресурсов.

Задачи урока: 

1. Дать определения основных понятий, изучаемых в данной теме; рассмотреть основные группы клавиш клавиатуры, их назначение и расположение на клавиатуре; применить на практике полученные знания.

2. развиваем мышление, сосредоточенность и внимательность.

3. воспитываем усидчивость, самостоятельность.

Форма проведения урока: беседа, индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная практическая работа.

Ход урока:

-Здравствуйте, ребята! Садимся за свои рабочие места, итак на протяжении нескольких занятий у нас идет одна тема — это «Клавиатура. Клавиатурный тренажер» и сегодня также у нас будет продолжение. А для начала проведем такую разминку, вспомним то что мы изучали в первых занятиях в электронных учебниках «Что такое компьютер, устройство пк и тд», а проведем эту разминку мы в форме теста. Мы уже проходили с вами задания в этих учебниках, а теперь будут тесты. Тест состоит из 30 вопросов.

(слайд по тестам)

- Итак закончили мы тест. Теперь просмотрим небольшое видео фрагмент «Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш» (слайд)

Опрос учеников о просмотренном.

- А сейчас мы потренируемся с буквами в блокноте, я вам раздам листы, напишите эти буквы и слова на русском языке. И на английском.

Русская раскладка клавиатуры

1.   Запустить текстовый редактор Microsoft Word  и набрать следующие буквы: «фываолдж».

2. вода дважды выводы вдова жажда жало уж ждал

3. «митьепнр».

4.  томаты фильм фитиль пони привет монета рота норма

5. «укгшчсбю».

6. шишка гуашь ловушка коршун юрист парашют бюджет

7. «йцщзяэхъё».

8. щавель цензура щупальца хохот подъезд эмоция щётка

Английская раскладка клавиатуры

1. «asdfjkl;».

2.  flls asks fad sad; add skald dad;

3. «vbnmtgyh».

4. lambada bank dvd slang shaggy thanks many

5. «eruiqwop».

6. suit remain during number quake power point whole

7. «xc.,z?[]».

8. cash copy cap accept zip why? www. ***** [zoom]

Загадки про компьютер

        Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме, на каждом столе,

Стоит он, помощник тебе да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Он — ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

Бывает струйный, лазерный бывает.

Его всегда печатать заставляют.

Он на бумагу распечатает что нужно.

Печатник этот всем нам очень нужен. (Принтер)

На компьютерном столе

Помогает она мне.

Колесиком и кнопкой

Я управляю ловко. (Мышка)

Если я в игру играю,

То на кнопки нажимаю.

Кнопки, рычаги и хвостик...

Догадались? Это... (джойстик)

Компьютер будет молчалив,

Коль нет с ним рядом дев таких.

А если есть, он говорит,

Поет, играет и пищит.

Стоят над ним в сторонке

Близняшки две —... (колонки)

Вставишь диск в него, и вот —

Заработал... (дисковод)

Корпус компьютера. В нем то хранится,

Что компьютеру пригодится.

Корпус из пластика, стали, стекла,

В нем материнская плата жила,

А также процессор, дисковод...

Что это за корпус, скажите, народ? (Системный блок)

Много кнопок, цифры, буквы,

«Enter», «Shift», «F2», «F5»,

На английском и на русском

Можно, дети, с ней писать.

Пальцами стучу по ней.

Кто она? Скажи скорей! (Клавиатура)

Клавиатуру изучаю,

Где буквы, я запоминаю.

Я неуверенно и робко

Текст набирал и жал на... (кнопки)

       Он круглый и блестящий,

С пластинкою похож,

Но меньше он, изящней,

И современней все ж.

На нем хранится много

Всего, что ты захочешь.

Вот вставишь в дисковод его,

Читаешь все, что хочешь. (Диск)

С помощью такого устройства

Откопировать книгу можно.

Тексты, картинки любые

Станут с ним цифровыми. (Сканер)

       На нем информацию можно читать,

Картинки смотреть и в игры играть. (Монитор)

         Всемирная сеть, иль, еще, паутина,

Найдешь в ней про все — про людей, про машины.

Каких только сведений разных в ней нет!

Зовется она, знаешь ты, ... (интернет)

Это программа, с ней все вы знакомы.

Диски найдете у каждого дома.

С ней мы вступаем в процесс игровой,

Она называется просто — ... (игрой)

На нем компьютерная мышка

Живет и ползает, глупышка.

Катать — задача не легка,

Коль на столе нет... (коврика)

Если мой компьютер «заболеет»,

Вылечить его я сам сумею.

Не боюсь вредоносных программ,

Повредить ничего им не дам.

Как вредители те называются,

Что заразны и вмиг размножаются? (Вирусы)

Указатель на экране

Буквам всем укажет место.

С ним работать легче станет,

Он — экранная пометка.

На экране видит взор,

Как мигает мне... (курсор)

-Практическая работа. Печатаем текст. Подсчитываем наибольшее количество встречающихся букв и наименьших.

Задумчива Осень, свежа и прекрасна,
В различных нарядах всегда хорошА!
Как дивная женщина в платье атласном
Проходит по парку, совсем не спеша.

Не видно лица под волшебной вуалью,
Не видно и слёз на красивых глазах. 
Покрыта она благородной печалью,
Как синее небо в густых облаках.

Взмахнув жёлто-красным осенним платочком,
Любимые краски деревьям даёт.
Чудесный букет из осенних листочков
На память о парке с собою берёт.

Появится Осень не скоро в том парке:
Зима белоснежная шлёт ей привет.
Прошло бабье лето, не будет днём жарко,
И осени яркий забудется след.

-Разгадывание ребусов.

- Практическая работа в Microsoft Word, печатаем рисунок символами.

C:\Users\Раиль\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\картинка с сиволами.jpg

Рефлексия. Беседа с детьми


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что это такое? АНТИВИРУС

Слайд 2

Основное понятие №1 Компьютерный вирус – это программный код, встроенный в другую программу или документ, или в определённые области носителя данных и предназначенный для выполнения несанкционированных действий на несущем компьютере.

Слайд 3

Какие бывают вирусы…

Слайд 4

Важно знать! Программные вирусы – это блоки программного кода, целенаправленно внедрённые внутрь других прикладных программ.

Слайд 5

Загрузочный вирус – это блок программного кода, поражающий не программные файлы, а определённые системные области магнитных носителей.

Слайд 6

Макровирусы – это особая разновидность вирусов поражает документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения макрокоманд.

Слайд 7

Основное понятие №2 Антивирус – это специализированная программа, которая предназначена для поиска и уничтожения компьютерных вирусов, а также для предохранения от заражения вирусом.

Слайд 8

Методы защиты от вирусов Общие средства защиты информации, которые полезны также как страховка от физической порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользователей.

Слайд 9

Профилактические меры позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусом.

Слайд 10

Для защиты от вирусов обычно используются: специализированные программы для защиты от вирусов.

Слайд 11

Выделяют: Программы-детекторы Программы-доктора (фаги) Программы-ревизоры Доктора-ревизоры Программы-фильтры Программы-вакцины (иммунизаторы)

Слайд 12

Дополнения: Программы-детекторы позволяют обнаруживать файлы зараженные одним из известных вирусов. Программы-доктора , или фаги лечат зараженные программы или диски, выкусывая из зараженных программ тело вируса, т.е. восстанавливая программу в то состояние, в котором она находилась до заражения вируса.

Слайд 13

Программы-ревизоры сначала запоминают сведения о состоянии программ и системных областей дисков, а затем сравнивают их состояние с исходными. При появлении несоответствий об этом сообщается пользователю.

Слайд 14

Доктора-ревизоры это гибриды ревизоров и докторов, т.е. программ, которые не только обнаруживают изменения в файлах и системных областях дисков, но и могут в случае изменения вернуть их в исходное состояние.

Слайд 15

Программы-фильтры располагаются резидентно в оперативной памяти компьютера и перехватывают те сообщения к оперативной системе, которые используются вирусами для размножения и нанесения вреда, и сообщают о них соответствующей операции. Пользователь может разрешить или запретить выполнение соответствующей операции.

Слайд 16

Программы-вакцины или иммунизаторы модифицируют программы и диски таким образом, что это не отражается на работе программ, но тот вирус против которого производится вакцинация, считает эти программы или диски уже зараженными. На данный момент эти программы крайне не эффективны.

Слайд 17

Антивирусные средства позволяют: обнаружить вирусы в передаваемых файлах и вложениях писем; проверять архивированные файлы; Осуществлять автоматическую установку и обновление версий и баз данных по вирусам; отслеживать в реальном времени все записываемые и открываемые файлы; использовать сканирующие и резидентные модули;

Слайд 18

сканировать диски, когда компьютер простаивает, или по расписанию; проверять входящий / исходящий трафик посредством установки на Firewall ; осуществлять удалённое администрирование и оповещение в случае выявления вирусов.

Слайд 19

Парад лучших антивирусов (в алфавитном порядке) Aladdin Knowledge Systems eSafe Command AntiVirus Computer Associates InoculatelT Doctor Web Eset NOD 32 F-Secure Anti-Virus Kaspersky Antivirus Network Associates McAfee VirusScan Norman Virus Control Panda Antivirus Platinum Symantec Norton AntiVirus


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Слайд 2

Компьютерный вирус – специально созданная небольшая программа, способная к саморазмножению, засорению компьютера и выполнению других нежелательных действий. Энциклопедия вирусов «Лаборатории Касперского»

Слайд 3

Первая эпидемия была вызвана вирусом Brain (от англ. «мозг») (также известен как Пакистанский вирус ), который был разработан братьями Амджатом и Базитом Алви в 1986 г . и был обнаружен летом 1987 г . Вирус заразил только в США более 18 тысяч компьютеров . Программа должна была наказать местных пиратов, ворующих программное обеспечение у их фирмы. В программке значились имена, адрес и телефоны братьев. Однако неожиданно для всех The Brain вышел за границы Пакистана и заразил сотни компьютеров по всему миру.

Слайд 4

Признаки заражения

Слайд 5

общее замедление работы компьютера и уменьшение размера свободной оперативной памяти; некоторые программы перестают работать или появляются различные ошибки в программах; на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются различные звуковые и видеоэффекты; размер некоторых исполнимых файлов и время их создания изменяются; некоторые файлы и диски оказываются испорченными; компьютер перестает загружаться с жесткого диска.

Слайд 6

Классификация компьютерных вирусов

Слайд 7

ПО СРЕДЕ ОБИТАНИЯ файловые сетевые макровирусы

Слайд 8

Файловые вирусы Внедряются в программы и активизируются при их запуске. После запуска зараженной программы вирусы находятся в ОЗУ и могут заражать другие файлы до момента выключения ПК или перезагрузки операционной системы.

Слайд 9

Макровирусы Заражают файлы документов. После загрузки зараженного документа в соответствующее приложение макровирус постоянно присутствует в оперативной памяти и может заражать другие документы. Угроза заражения прекращается только после закрытия приложения.

Слайд 10

Сетевые вирусы Могут передавать по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на ПК, подключенных к этой сети. Заражение сетевым вирусом может произойти при работе с электронной почтой или при «путешествиях» по Всемирной сети.

Слайд 11

ЧЕРВЬ « I LOVE YOU » Успешно атаковал десятки миллионов компьютеров Windows в 2000 году , когда был разослан в виде вложения в электронное сообщение. В теме письма содержалась строка «ILoveYou» , а к письму был приложен скрипт «LOVE-LETTER-FOR-YOU.TXT.vbs». Расширение «.vbs» было по умолчанию скрыто, что и заставило ничего не подозревающих пользователей думать, что это был простой текстовый файл. При открытии вложения червь рассылал копию самого себя всем контактам в адресной книге Windows, а также на адрес, указанный как адрес отправителя. Он также совершал ряд вредоносных изменений в системе пользователя. Червь нанёс ущёрб мировой экономике в размере более 10 миллиардов долларов , поразив более 3 миллионов ПК по всему миру , за что вошёл в Книгу рекордов Гиннеса , как самый разрушительный компьютерный вирус в мире.

Слайд 12

Антивирусные программы

Слайд 13

Критерии выбора Надежность и удобство в работе Качество обнаружения вирусов Существование версий под все популярные платформы Скорость работы Наличие дополнительных функций и возможностей

Слайд 14

АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ СКАНЕРЫ СТОРОЖА Используются для периодической проверки ПК на наличие вирусов. После запуска проверяются файлы и оперативная память , в случае обнаружения вирусов обеспечивается их нейтрализация. Постоянно находятся в оперативной памяти ПК. Обеспечивают проверку файлов в процессе их загрузки в ОЗУ.

Слайд 15

Dr.Web

Слайд 16

ADinf32

Слайд 17

Avast

Слайд 18

Антивирус Касперского

Слайд 19

Правовая охрана программ и данных

Слайд 20

Документы Российской Федерации

Слайд 21

Латинская буква С внутри круга Имя обладателя исключительных авторских прав Дата первого опубликования Знак охраны авторского права С Корпорация Microsoft, 1993-1997

Слайд 22

Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации

Слайд 23

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Слайд 24

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами, - наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Слайд 25

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети Нарушение правил эксплуатации ЭВМ лицом, имеющим доступ к ЭВМ, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.