Конспект НОД в старшей группе Тема: «Математическое путешествие».

Козловская Елизавета Алексеевна

 

 

ЦЕЛЬ:

Создать условия для формирования элементарных математических представлений (количество, величина, форма), по средствам дидактических игр.

        

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Учить соотносить форму предмета с геометрической фигурой

Закрепить умение различать и называть части суток

Закрепить умение называть противоположные понятия

Формировать представление о том, что круг можно разделить на две равные части, сравнивать часть и целое.

Закреплять умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, размещая предметы по длине в порядке убывания.

Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов

Развивающие:

Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов

Развивать умение отсчитывать предметы; получать равенство из неравенства (двумя способами).

 Развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

Развивать тембровый слух.

Воспитательные:

Воспитывать у детей взаимопомощь,

Речевые:

Активизировать их познавательную деятельность, развивать способность выделять существенные свойства предметов, сравнивать, отражать результаты в речи.

Оборудование:

Демонстрационное: конверт с письмом, плоскостные фигуры, дом из геометрических фигур.

Раздаточное: наборы геометрических фигур, карандаши, ножницы.

 

Структура деятельности:

1часть: вводная

Неожиданно педагог обращает внимание детей на конверт. Читает детям содержание текста:

Я круглый, маленький герой

По амбару метен,

По сусекам скребен.

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел

 Педагог:

- От кого это письмо, не понимаю. (Обращается к детям)

- Может вы ребята знаете? (Дети дают ответ, что это Колобок, герой сказки)

- А что случилось с Колобком в сказке? (Лиса его съела)

- Ой, как мне жалко Колобка, а вам? Сказки всегда заканчиваются добром, как же исправить эту? Как спасти Колобка?

 Так нам нужно   идти по следу Колобка. И сейчас мы с вами окажемся в сказке, но не простой, а математической. Вы готовы пройти все трудности? (Получив согласие детей отправляются в путешествие).

2 часть: основная

Пригласив детей в сказку, педагог просит напомнить, как начинается сказка

- Жили были дед и баба (выставляются плоскостные фигурки деда и бабки на мольберте. Рядом- дом из геометрических фигур.

Вопросы:

- Из каких геометрических фигур состоит дом?

- Сколько окошек в доме? Какую они имеют форму?

- Сколько желтого цвета частей у дома?

- Сколько прямоугольников?

Педагог:

- Вот катится Колобок и первого, кого он встретил, был Заяц (выставляется фигурка Зайца).

- Колобок, я тебя съем, если ты не выполнишь моего задания.

Ребята, давайте поиграем.

 Это игра - испытание «Верно-неверно».

 Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что неправильно – топайте ножками 

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку

- нельзя умываться по утрам

- днем ярко светит луна

- утром дети идут в детский сад

- ночью люди обедают

- вечером вся семья собирается дома

- В неделе 7 дней

- всего 5 времен года

Молодцы!!!! А теперь следующее задание.

У вас на столах лежат геометрические фигуры. Сейчас вы будете поднимать такую геометрическую фигуру, которая похожа на предмет, который я буду называть, например, тарелка, какой формы? Круглая, значит показываем круг. А дальше думайте сами.

 (Дверь, крыша дома, огурец, кубик, окно, часы, стол).

Молодцы, как быстро вы справились с заданием.

А сейчас и мы с вами превратимся в зайчат.

 

Физкультминутка.

Зайчикам не будет скучно,        

 Сделаем зарядку дружно?

 Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.

 Лапки кверху, лапки в бок

 И на месте скок-скок - скок.

 А теперь бежим вприпрыжку,

 Молодцы, мои зайчишки!

 Замедляйте детки шаг,

 Шаг на месте, стой!

 Вот так!

 

Дети отправляются дальше. -Повстречал Колобок Волка (выставляются фигурки). А задание у него очень непростое, будьте внимательны.

«Угадай, на чём играю».

Ход игры.

Воспитатель включает звуки музыкальных инструментов (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию. 

 

Молодцы, справились и с этим заданием.

Покатился колобок дальше, а навстречу ему медведь.

Попробуем помочь колобку и выполнить задание медведя.

Игра «Скажи наоборот»

Узкий… широкий;

Низкий… высокий;

Длинный… короткий;

Большой… маленький;

И с этой задачей справились.

 Давайте поможем колобку выполнить следующее задание. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

- в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;

- в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;

- в центре нарисуйте черный овал;

- в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;

- в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат

 

Сказка продолжается. Колобок повстречал Лису. Ох, и хитрая же она плутовка, как нам ее перехитрить и справиться с ее заданием? Слушайте:

- У лисы одно яблоко, а она хочет поделиться с Колобком. Как разделить яблоко на двоих, поровну? (Ответы детей).

Педагог предлагает вызванному ребенку сложить круг полам и разрезать его по линии сгиба.

- Сколько частей получилось? ( 2 ).

- Как, называется каждая часть? (Половина или ½)

- Что меньше (больше) часть круга или целый круг?

Молодцы, но лиса не хочет отпускать колобка.

Веселые загадки:

- Сколько спинок у трех свинок? (3)

- Сколько хвостов у двух котов? (2)

- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)

- Сколько рогов у двух быков? (4)

- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

- Сколько задних лап у двух зайчат? (4)

- Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

 - Сколько пальцев на правой руке? (5)

 - Сколько глаз у светофора? (3)

 - Сколько носов у двух собак? (2)

 - Сколько ушей у двух мышей? (4)

Мы справились с заданием. Лиса отпустила Колобка (выставляется фигурка). Благодаря нашей помощи Колобок ушел от Зайца, Волка, Медведя и Лисы. Колобок вернулся домой.

3 часть: заключительная

- Ну, вот наш Колобок вернулся домой целым и невредимым.

- Трудно было помогать Колобку?

- Какое задание было самым интересным?

- А самым трудным?

- А я рада тому, что мои ребята оказались добрыми, отзывчивыми и как настоящие друзья помогли Колобку.