Методические разработки. Интеллектуальное развитие обучающихся с нарушениями слуха, развитие их мыслительной деятельности средствами уроков химии и физики.

Алла Вячеславовна Варламова
  1. 2009 г., г. Москва – г. Сочи, Межрегиональная научно-практическая конференция " Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях". Сборник материалов конференции (ISBN 978-5-88702-359-5). Публикация "Интеллектуальное развитие глухих старшеклассников на уроках химии", Варламова А.В, стр.144.
  2. Сборник публикаций педагогических работников на соискание Гранта Москвы в сфере образования в 2009 г. Методическая разработка "Инновационная модель обучения химии старшеклассников с нарушением слуха", Варламова А.В.
  3. Пример урока по химии для учащися с нарушениями слуха. Железный век продолжается / Варламова А.В. // Журнал "Химия в школе". — 2011.  №9  С. 24-29 (ISSN 0368-5623). Для просмотра презентации урока перейдите по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1ZtyfIMSnj9.... Материалы публикации урока: https://drive.google.com/drive/folders/1IVHJAGKOvu....
  4. Пример интегрированного урока по физике и математике для учащихся с нарушениями слуха. Варламова А.В., Сильянова Е.А., 2015 г.  
  5. Использование технологии структурно-логических схем при обучении химии глухих старшеклассников. / A.B. Варламова // Известия РГПУ имени А.И.Герцена. Серия психолого-педагогическне науки. - 2012. - Х»133. -С. 283-287.
  6. 2018 г., Всероссийская научно-практическая конференция "Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы". Сборник материалов конференции. Варламова А.В. Развитие мыслительной деятельности у глухих обучающихся средствами уроков химии.
     

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок - викторина по физике и математике

Слайд 2

Как называется раздел физики, который мы изучили ?

Слайд 3

Изучили: давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Слайд 4

ВИКТРОНИНА ЛЕС ВОПРОСОВ

Слайд 5

Лес вопросов ВОПРОС №1: Давлением называют величину, равную ... а) … силе, действующей на единицу площади опоры. б) … отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности. в) … отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.

Слайд 6

Лес вопросов ВОПРОС №2: Единица измерения давления: а) Н б) кг в) Па г) см

Слайд 7

Лес вопросов ВОПРОС №3: Как называется воздушная оболочка, окружающая Землю? а) литосфера б) гидросфера в) атмосфера г) биосфера

Слайд 8

Лес вопросов ВОПРОС №4: На какую высоту простирается атмосфера ? а) до 5 км б) до 10 км в) до 50 км г) четкой границы у атмосферы нет

Слайд 9

ВОПРОС №5: Лес вопросов Как определяют атмосферное давление? А) по формуле p = ρ gh Б) с помощью ртутного барометра или барометра-анероида В) с помощью термометра

Слайд 10

ВОПРОС №6: Лес вопросов Давление атмосферы, равное давлению столба ртути высотой 760 мм ( р 0 = 760 мм рт. ст. = 101 300 Па = 1013 гПа) называют А) нормальным атмосферным давлением Б) артериальным давлением В) гидравлическим давлением

Слайд 11

ВОПРОС №7: Лес вопросов Какой ученый впервые измерил атмосферное давление? А) Авогадро Б) Ньютон В) Торричелли Г) Паскаль Д) Менделеев

Слайд 12

ВОПРОС №8: Как рассчитать силу, с какой давит атмосфера на Землю и тела, находящиеся на ней? а) F = p ∙ S б) F = ρ ∙ g ∙ V в) F = m ∙ g г) среди ответов нет верного Лес вопросов

Слайд 13

давление внутри стакана становится больше атмосферного давление внутри стакана становится меньше атмосферного давление внутри стакана становится равно атмосферному Почему атмосферное давление удерживает бумагу? Давление воды внутри стакана Давление атмосферы Давление атмосферы

Слайд 14

Задача Задача При массе 60 кг и росте 1,6м площадь поверхности человека равна 1,6 м . Рассчитайте силу, с которой атмосфера давит на тело человека (при нормальном атмосферном давлении)

Слайд 16

Сравни Вес камаза : 100 кН Сила , действующая на тело человека : 162 кН

Слайд 18

Решите задачу С какой силой давит атмосфера на пол в классе площадью 40 метров квадратных при нормальном атмосферном давлении? 1. 4 ×10 3 кН 2. 4 × 10 4 кН 3. 10 3 кН 4 10 4 кН

Слайд 20

Сравни Сила, действующая на пол класса : ≈ 4000 кН Сила , действующая на тело человека : 162 кН

Слайд 21

Каково атмосферное давление в местностях, лежащих на уровне моря?

Слайд 22

нормальное атмосферное давление р 0 =760 мм рт. ст. =101 300 Па =1013 гПа ! высокое низкое

Слайд 23

Тема урока: Атмосферное давление на различных высотах.

Слайд 24

Что происходит с альпинистами, когда они совершают восхождение на гору?

Слайд 25

Альпинисты на отдыхе

Слайд 26

Атмосферное давление на различных высотах 1648г. Опыт Паскаля на горе Пью-де-Дом

Слайд 27

ИЗМЕНЕНИЕ ВЫСОТЫ НА КАЖДЫЕ 12 М ВЕДЕТ К ИЗМЕНЕНИЮ ДАВЛЕНИЯ НА 1 ММ РТ.СТ. Учёные установили, что:

Слайд 28

С увеличением высоты давление УМЕНЬШАЕТСЯ

Слайд 29

Изменение давления на различных высотах

Слайд 30

Как называется такая зависимость? А. Гипербола Б. Парабола В. Линейная

Слайд 31

ГИПЕРБОЛА

Слайд 32

называют высотомер. Прибор, который измеряет и …….…..ое давление , и - - - -ту над уровнем моря

Слайд 33

альпинисты и пилоты ( в авиации). Высотомер используют

Слайд 34

Решите задачу У подножия горы барометр показывает 760 мм рт.ст., а на вершине 722 рт.ст. Какова примерно высота горы? Дано: Решение: Р 1 = 760 мм рт.ст P 2 = 722 мм рт.ст Найти: h - ? (м) Ответ: ? ( М )

Слайд 35

Решение Дано: Решение. Р 1 = 760 мм рт.ст P 2 = 722 мм рт.ст Р 1 - Р 1 = 760 – 722 = 38 ( мм рт.ст.) h = 38×12= 456 м Найти: h - ? (м) Ответ: высота горы 456 м.

Слайд 36

Подведём итоги На Землю и все тела, находящиеся на ней действует какое давление? . Оно имеет важное значение для жизни человека, потому что делает? давление, которое действует внутри тела человека. В городах и в местностях, лежащих на уровне моря атмосферное давление равно ? мм рт.ст. При подъёме на гору через каждые ? метров атмосферное давление уменьшается на ? мм рт.ст.

Слайд 37

Домашнее задание Прочитать по учебнику п.___46_____ . Упражнение 23 (2).

Слайд 38

Решение жюри __?__ класс


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Варламова Алла Вячеславовна (varlamova-alla@rambler.ru)

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 65»

Развитие мыслительной деятельности у глухих обучающихся средствами уроков химии

Аннотация. Уроки химии создают благоприятные условия для устранения и коррекции негативных тенденций, возникающих в процессе развития мыслительной деятельности глухих подростков, и тем самым способствуют совершенствованию их словесной речи.

Ключевые слова. Особенности мышления глухих школьников, развитие мыслительной деятельности, словесно-жестовый билингвизм

Успешность обучения, развитие речи глухих детей тесно связано с решением проблем, касающихся развития их мыслительной деятельности.

У глухих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах.

Исследования Т.В. Розановой  убеждают нас в том, что по уровню развития наглядно-образного мышления глухие дети младшего и среднего школьного возраста заметно ближе к слышащим сверстникам, имеющим нормальный интеллект, чем к слышащим умственно отсталым детям [6].

 Практика показывает, что у 30 – 40% глухих учащихся старшего школьного возраста наблюдается отставание в развитии словесно - логического мышления по сравнению с их слышащими сверстниками. Эти дети не являются умственно отсталыми, уровень их развития образного мышления  соответствует норме для соответствующей категории детей с нарушенным слухом. Данные исследований образного мышления глухих учащихся старшего школьного возраста свидетельствуют о высоких потенциальных невербальных возможностях познания. Значительное отставание в развитии словесно-логического мышления глухих старшеклассников обусловлено большими затруднениями в овладении ими словесной речью. 

Уроки химии создают благоприятные условия для устранения и коррекции негативных тенденций, возникающих в процессе развития мыслительной деятельности глухих подростков, и тем самым способствуют совершенствованию их словесной речи. Продемонстрируем это на примере изучения глухими старшеклассниками раздела  «Неметаллы. Азот».

 При объяснении нового материала урока вводятся новые термины и понятия, которые в различных грамматических интерпретациях  далее используются в заданиях на классификацию, завершение логического ряда, синонимических соответствиях, а также в заданиях на различные операции мышления (осведомлённость, исключение понятий, обобщение, аналогия, сравнение). Рассмотрим один из примеров.

В атмосфере накапливаются выхлопные газы автомобилей:

NO2     +    O2    +     Н2О    →     HNO3     +      HNO2  

выхлопные  газы автомобилей            

                                                       примеси атмосферы

Ответьте на вопросы. Напишите ответ в виде - «да» или «нет».

Эти процессы оказывают особое влияние

а) ухудшают состояние здоровья людей,    

б) это причина выпадения кислотных дождей,    

в) загрязняют почву и поверхностные воды,    

г) повышают плодородие почвы.    

На уроках  учащиеся под руководством учителя сталкиваются с различными видами учебной деятельности, в которую включаются задания, способствующие развитию мышления, интеллектуальной сферы: тесты, анаграммы, разнообразные по структуре кроссворды, лабиринты. Эти задания включают речевой материал по химии азота, который соответствует  программе основного общего образования: научные знания свойств и названий важнейших лекарственных препаратов (например, свойства нашатырного спирта), минеральных удобрений (селитры, аммиачной воды).

При изучении темы «Круговорот азота в природе» учитель обращается к сохранным возможностям глухих школьников, развивает их умения выявлять закономерности в явлениях природы. Так на уроках ребята учатся наглядно в виде рисунка-круговорота выражать свои мысли.

Творческое воображение у школьников с нарушением слуха выполняет важную компенсаторную функцию, которая выражается в том, что воображение, создавая новые образы, обогащает опыт неслышащего, расширяет границы познаваемого мира, его общий кругозор [4, стр.23].

Анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о том, что воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, и находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью [5].

Каждый этап нарисованного глухим учеником круговорота азота в природе трансформируется или в виде уравнения реакции, или в виде образной структурно-логической схемы (СЛС). Это делается для того, чтобы в результате глухой ученик самостоятельно  пользовался словесной инструкцией в виде скрытого текста, позволяющего описать изучаемое природное явление, а затем изучить соответствующий пройденному материалу параграф учебника массовой школы [2, стр. 285].

Представить любую словесную формулировку химического закона без уравнений и формул достаточно трудно, как невозможно отделить жест глухого человека от слова. Поиски эффективных путей устранения затруднений в развитии мышления у глухих старшеклассников, а также познания ими природных закономерностей натолкнули нас на мысль об использовании существующего у глухих словесно-жестового билингвизма [3, стр.553]. Особенности применения жестового языка в  обучении химии отражают  индивидуальное своеобразие учащихся (их возраст, общее и речевое развитие, навыки чтения с губ, степень снижения слуха, умение использовать остаточный слух и др.). Жестовое высказывание (при достаточно высоком уровне владения жестовой речью)  в сочетании с устно-дактильным проговариванием терминов делает более успешным и эффективным процесс самостоятельного познания глухими школьниками учебного материала, так как благодаря жестовому исполнению терминов допускаются усиление смысловой нагрузки и выразительная детализация лексического значения изучаемых явлений (законов, правил, понятий).  

Предложенная технология развития мыслительной деятельности у глухих старшеклассников обеспечивает повышение качества: знаний для усвоения программного материала по химии, овладения грамматическими конструкциями социально-бытовой и экологической направленности, необходимых для экологического образования. Подтвердим эти факты.

Для статистического анализа различий между тремя группами (1 - учащиеся,   традиционное обучение, 2 – учащиеся, обучение «технология развития», 3 – обучение «технология развития», билингвы) по показателям усвоения темы «Азот» применялся t – критерий Стьюдента для независимых выборок. По показателю «качество обученности» группы 2 и 3 различаются незначимо. Группа 1 отстаёт от группы 2  t = - 3,78  р‹0,003 и от группы 3   t = - 3,9 при   р‹0,002. При выполнении интеллектуальных заданий первая группа значимо уступает 2-ой  и 3-й группам t = - 5,38  р‹0,0002. Различия между 2 и 3 группами незначимы. По усвоению терминологической (химической и экологической) лексики различия между группой 2 и 3 незначимы, 1 группа значимо отстает от 2-ой t = - 2,51  р‹0,03. Отставание 1 группы от 3-й не достигает уровня статистической значимости (различия могут оказаться значимыми при увеличении выборки) t = - 2, 07  р‹0,06. По усвоению лексико-грамматических конструкций группы 2 и 3 различаются незначимо. Группа 1 отстаёт от группы 2 и 3 на очень высоком уровне статистической значимости (t =  -6,75 при р‹0,00000; t = -7.33 при  р‹0,00000).

Выявленные особенности становления естественнонаучных компетенций у глухих старшеклассников (восприятие и осмысление информации происходят при помощи вербальных средств – СЛС и разнообразных заданий на логические операции мышления, невербальных – средств жестового языка) обусловлены спецификой их познавательной сферы и состоянием речи. Использование  данной технологии в образовательной практике способствует развитию мыслительной деятельности глухих подростков, совершенствованию их словесной речи.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во БГУ, 1990. – 560 с.
  2. Варламова А.В. Использование структурно-логических схем в обучении химии глухих старшеклассников / А.В. Варламова // Известия РГПУ имени А.И.Герцена. Серия психолого-педагогические науки. – 2012. - №133. – С. 283-287.
  3. Зайцева Г.Л. Жест и слово. Научные и методические статьи. - М.: Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 гг», 2006. – 631 с.
  4. Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. – 60 с.
  5. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М.: Педагогика, 1971. - 448 с.
  6. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / под ред. Т.В. Розановой. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.