ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

Кыдымаева Лидия Николаевна

Предварительный просмотр:

Управление образования администрация муниципального образования

«Черняховский городской округ»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношевский центр г. Черняховска»

Принята на заседании

педагогического совета

от «07» сентября 2025 г.

Протокол № _________

     Утверждаю:

     Директор

     _____________/__________

   «07» сентября 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мастерская рукоделия»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор программы:

Кыдымаева Лидия Николаевна,

педагог дополнительного образования,

г. Черняховск

г. Черняховск, 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Декоративно-прикладное творчество — это вид деятельности, направленный на создание или украшение изделий, предназначенных как для эстетического удовольствия, так и для практического применения.

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать не только в образовательный процесс в школе, но и на занятиях в кружках.

Ведущая идея программы — развитие творческого, конструкторского, художественного и технологического мышления при создании различных изделий из текстильных материалов в соответствии с личностными и индивидуальными интересами и потребностями обучаемого.

Идея программы состоит в следующем: включение учащихся в систему решения творческих заданий, связанных с поиском идей, их разработкой и воплощением в материале, позволит развивать их творческие способности и эстетические качества личности.

Ключевые понятия:

Декор — совокупность элементов, система украшений, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство — создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Бисероплетение — создание художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.

Вышивание — рукодельное искусство украшать различными узорами всевозможные ткани и материалы, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй.

Макроме — техника узелкового плетения.

Мозаика — подразумевает формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская рукоделия» имеет художественную направленность.

Уровень освоения программы – ознакомительный

Актуальность данной программы

     В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно даёт возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.  

     В настоящее время остро возникла необходимость обращения к народному декоративному творчеству как к целостной системе, именно целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие воспитанника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни.

С целью развития творческих способностей детей, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Программа «Мастерская рукоделия» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по организации декоративно-прикладного творчества, выполнении проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки.

В процессе обучения обучающиеся получат дополнительные знания в области материаловедения и технологии изготовления изделий из текстильных материалов, а также освоение приемов работы ручными инструментами.

Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.

Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося. Обучающиеся, имеющие соответствующий необходимым требованиям уровень знаний, умений, навыков могут быть зачислены в программу углубленного уровня.

Практическая значимость образовательной программы

Обучающиеся научаться выбору материалов и инструментов, основам конструирования и технологии изготовления изделий из текстильных материалов в определенной технике.

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только создавать изделия, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя исследования и изобретательство, узнавать новое об окружающем их мире.

В результате освоения программы, обучающиеся освоят поверхностное освоение элементов декоративно-прикладного творчества с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами.

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

 - принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

   

Отличительные особенности программы

Программа «Мастерская рукоделия» является разноуровневой. Позволяет осваивать несколько направлений декоративно прикладного творчества (мягкая игрушка из фетра, флиса; вышивка гладью, лентами; бисероплетение; лоскутное шитье; вязание крючком), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем программа по одному направлению творчества. Программы является то, что она дает возможность обучающимся попробовать разные виды декоративно-прикладного творчества, выбрать направление, которое больше всего нравится и реализовываться в нем.

Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность детей.

Цель дополнительной общеразвивающей программы:  создание благоприятных условий для формирования и развития личности, способной к творческому самовыражению при освоении различных умений обработки материалов.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

  • сформировать знание о декоративно-прикладном творчестве;
  • научить традиционным и свободным приёмам изготовления изделий, используя разные техники декоративно-прикладного творчества.

Развивающие:

  • сформировать и развить интерес к выбранному виду деятельности;
  • развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • привить навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитать бережливость, экологическую сознательность;
  • сформировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7 - 10 лет.

Набор детей в объединение – свободный.

Особенности организации образовательного процесса

Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Режим занятий: понедельник 14.00-15.40; пятница 14.00-15.40

Общее количество часов за 9 месяцев – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объём и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 72 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.

Основные методы обучения

- Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа.

- Наглядные методы: наблюдение.

- Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- сформировано представление о видах рукоделия и декоративно – прикладного творчества;

- владеют знаниями, умениями и навыками в различных видах декоративно – прикладного творчества: шитье, вязание, вышивание, плетение;

- владеют практическими навыками ручного шитья;

- владеют практическими навыками по созданию игрушек из флиса, фетра и хлопка;

Метапредметные результаты:

- развитие индивидуальных творческих способностей при выполнении творческих заданий;

- развитие трудовых навыков;

- развитие умения оценивать результаты своей деятельности;

- развитие познавательной активности и способности к самообразованию;

- развитию лидерских качеств личности;

Личностные результаты:

- сформировано чувства патриотизма, уважение к своему народу, гордости за свой край, через приобщение к народному творчеству;

- сформировано уважительное отношение к иному мнению, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Механизм оценивания образовательных результатов

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

 - Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

 - Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений. Работа с инструментами, техника безопасности.

- Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.

- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.

 - Высокий уровень. Чётко и безопасно работает инструментами. Способность изготовления конструкций.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Итоговая диагностика:

программы, подведения итогов освоения программы.

Методы проведения:

- портфолио достижений обучающихся;

- выставка работ;

- выполнение проекта.

Итогом реализации данной программы является развитие творческих способностей обучающихся, развития познавательного интереса творчеству.

Перечень контрольно-измерительных материалов:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;

- выставка работ;

- контрольное упражнение;

- выполнение творческого задания по теме;

- игра-викторина.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

1. Материально-техническое обеспечение программы

Занятия творческого объединения проводятся в учебном кабинете или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации проведения занятия по декоративно-прикладному творчеству необходимо следующее оснащение:

материалы: бумага цветная, бархатная, альбомная, гофрированная, тетрадная; открытки, салфетки, фольга; картон: цветной, тонкий, упаковочный; поролон, вата, проволока; природный материал; «бросовый» материал (коробки, пластиковые бутылки, кондитерские упаковки); клей «ПВА», плиточный клей «Титан», обойный клей; шерстяные нитки; соль, крупа, ватные диски; ткань.

инструменты, приспособления: карандаши; фломастеры; ластик; линейки; краски гуашевые; кисточки; ножницы; канцелярский нож; шило; схемы.

оборудование: компьютер; интерактивная доска; флешка; проектор; фотоаппарат; принтер.

Уровневая дифференциация образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия» относится к ознакомительному уровню, которая предоставляется обучающимся от 7 до 10 лет. Срок освоения программы составляет 9 месяцев, время обучения – 2 часа в неделю. Общее число часов за 9 месяцев – 72 часа. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень по дополнительной общеразвивающей программе «Мастерская рукоделия».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

 п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение

3

1

1

1.1

Вводное занятие

1

1

Беседа, опрос

1.2

Каждый день – праздник. Изготовление закладки

2

1

1

Творческий отчёт

Раздел 2. Работа с бумагой и картоном

4

1

1

2.1

Изготовление картины к международному дню кролика

2

1

1

Творческий отчёт

2.2

Изготовление открытки к международному дню пожилых людей

2

1

1

Творческий отчёт

Раздел 3. Работа с текстильными, природными и поделочными материалами

32

9

18

3.1

Изготовление букета ко дню учителя из кленовых листьев

3

1

2

Творческий отчёт

3.2

Работа с текстильными и кожеподобными материалами

3

1

2

Творческий отчёт

3.3

Декупаж на яичной скорлупе

3

1

2

Творческий отчёт

3.4

Изготовление изделий из фольги

3

1

2

Творческий отчёт

3.5

Изготовление подарочного органайзера из подручных материалов

2

1

1

Творческий отчёт

3.6

Изготовление синички из ниток

3

1

2

Творческий отчёт

3.7

Изготовление цветочной композиции из ватных дисков

2

0

1

Творческий отчёт

3.8

Изготовление подарочного конверта

3

1

1

Творческий отчёт

Раздел 4. Народные промыслы

8

1

1

4.1

Русская игрушка

2

0

2

Творческий отчёт

4.2

Городецкая роспись. История создания и развития.

2

1

1

Творческий отчёт

4.3

 Гжельская роспись. История создания и развития.

2

1

1

Творческий отчёт

4.4

Хохломская роспись. История создания и развития.

2

1

1

Творческий отчёт

Раздел 4. Итоговое занятие

3

1

2

5.1

Выставка работ

2

0

2

Творческий отчёт

5.2

Подведение итогов за год

1

1

0

Беседа, анкетирование

Всего часов:

72

10

19

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (72 часа, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Введение (2ч.)

Тема 1.1 Вводное занятие

Теория: основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в творческой мастерской.

Структура образовательной программы, её цель и задачи.

Общие сведения о декоративно-прикладном творчестве и современных возможностях изготовления декоративных изделий к различным памятным датам и праздникам.

1.2 Каждый день – праздник

Теория: понятие праздника, его значение и основные виды (государственные, традиционные, семейно-бытовые, профессиональные (трудовые) спортивные, международные, нетрадиционные (современные), национальные).

Практика: изготовление закладки к празднику – день чтения книг в технике плетение косички.

Раздел 2. Работа с бумагой и картоном (2ч.)

Тема 2.1 Изготовление картины к международному дню кролика

Теория: история возникновения бумаги. Основные её свойства и техника безопасности при работе с бумагой и картоном, ножницами, клеем. Основные приёмы разметки, нарезания, приклеивания бумаги, картона, текстильных и поделочных материалов.

Понятие картины. Основные приёмы техники торцевания.

Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздника Международный день кролика.

Практика: изготовление картины к международному дню кролика.

Тема 2.2 Изготовление открытки к международному дню пожилых людей

Теория: история возникновения почтовой открытки. Виды открыток (поздравительные, видовые, художественные, рекламные, историко-событийные, политические, патриотические, деловые, фотооткрытка, открытки ручной работы открытки-репродукции).

Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздников: Международный день пожилых людей, всемирный день изготовления открытки.

Практика: изготовление открытки к международному дню пожилых людей.

Раздел 3. Работа с текстильными, природными и поделочными материалами (32 ч.)

Тема 3.1. Изготовление букета ко дню учителя из кленовых листьев

Теория: понятие природных материалов. Основные группы природных материалов: растительные (мох, кора, листья, цветы, орехи, шишки, каштаны, грибы, соломка, жёлуди, тополиный пух и многое другое); минеральные (ракушки, камушки, песок, скорлупа, драгоценные камни).

Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздников: день учителя, день «Посмотрите на листья».

Этапы изготовления букета из листьев клёна.

Практика: изготовление букета из листьев клёна ко дню учителя.

Тема 3.2. Работа с текстильными и кожеподобными материалами

Теория: понятие текстильных и кожеподобных материалов. Основные приёмы безопасной работы с ними.

Понятие композиция как одной из основных категорий художественного творчества Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздников: день сумочки, день девочек, международный день сельских женщин.

Практика: изготовление композиции: праздничный букетик в сумочке.

Тема 3.3. Декупаж на яичной скорлупе

Теория: понятие поделочных материалов. Основные приёмы безопасной работы с ними.

Основные сведения и понятие техники «декупаж». Основные приёмы работы в технике «декупаж на яичной скорлупе».

Краткий обзор основных праздников за неделю. История праздника «Белых журавлей».

Практика: изготовление панно в технике «декупаж на яичной скорлупе».

Тема 3.4. Изготовление изделий из фольги

Теория: фольга, её основные свойства и основные приёмы работы. Техника плетения из фольги.

Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздника - День бабушек и дедушек.

Практика: изготовление цветов из фольги.

Тема 3.5. Изготовление подарочного органайзера из подручных материалов

Теория: основные приёмы работы с цилиндрической поверхностью. Основные приёмы безопасной работы с пушистой проволокой.

Краткий обзор основных праздников за неделю.

История праздников: день домохозяйки и домохозяина, всемирный день мужчин.

Практика: изготовление подарочного органайзера.

Тема 3.6 Изготовление синички из ниток

Теория: обзор основных праздников за неделю. Синичкин день. Строение тела пернатых.

Основные понятия и приёмы работы с нитями, пряжей, клеевым пистолетом. Основные приёмы безопасной работы с ними.

Этапы изготовления птички.

Практика: изготовление синички.

Тема 3.7 Изготовление цветочной композиции из ватных дисков

Теория: основные приёмы работы с ватными дисками и палочками. Этапы изготовления из них цветов, окраска способом примакивания.

Разметка, нарезка бумажных разовых стаканов. Изготовление декоративной корзинки. Обзор основных праздников за неделю.

История возникновения праздников - всемирный день рукоделия, день рождения Деда Мороза и др.

Практика: изготовление цветочной композиции из ватных дисков.

Тема 3.8. Изготовление подарочного конверта

Теория: работа с бумагой, картоном, текстильными, поделочными материалами ножницами, клеем. Разметка, нарезание, складывание различных материалов. Знакомство с техникой оригами.

Обзор основных праздников за неделю. История праздников - Всемирный день ребёнка, день матери, день рождения открытки.

Этапы изготовления конверта и написание поздравительных писем.

Практика: изготовление декоративного конверта и открытки.

Раздел 4. Народные промыслы (8ч.)

Тема 4.1. Русская игрушка.

Практика: разработка авторского эскиза и роспись дымковской игрушки. Разработка авторского эскиза и роспись матрёшки.

Тема 4.2. Городецкая роспись. История создания и развития.

Теория: сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и её неповторимость.

Практика: отработка приёмов и элементов писания Городецкой росписи. Упражнения для руки. Выполнение росписи на изделии.

Тема 4.3. Гжельская роспись. История создания и развития.

Теория: сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и её неповторимость.

Практика: отработка приёмов и элементов Гжельской росписи. Выполнение росписи на изделии.

Тема 4.4. Хохломская роспись. История создания и развития.

Теория: характерное отличие от других росписей. Цветовая гамма и её неповторимость.

Практика: отработка приёмов и элементов Хохломской росписи. Выполнение росписи на изделии.

Раздел 5. Итоговое занятие (3ч.)

5.1 Выставка работ

Теория: понятия «Выставка». Виды выставок. Основы организации и проведения выставки.

Практика: анкетирование. Оформление дерева пожеланий.

5.2 Подведение итогов за год

Теория: способы подведения итогов и зачем это нужно обучающимся.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1 год обучения

(72 часа, 2 часа в неделю)

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной

направленности «Бисероплетение»

1.

Начало учебного года

1 сентября

2.

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5.

Количество часов

72 часа

Рабочая программа воспитания

Воспитательный        компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

1)        гражданско-патриотическое

2)        нравственное и духовное воспитание;

3)        воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4)        интеллектуальное воспитание;

5)        здоровьесберегающее воспитание;

6)        правовое воспитание и культура безопасности;

7)        воспитание семейных ценностей;

8)        формирование коммуникативной культуры;

9)        экологическое воспитание. 

Цель: создание условий для самореализации и самовоспитания обучающихся, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой.

Задачи воспитательной работы:

1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы.

2. Развивать способности обучающихся в различных видах деятельности.

3. Формировать у обучающихся понимание значимости здоровья для собственного самоутверждения.

4. Воспитывать нравственную культуру, основанную на самовоспитании и самосовершенствовании;

5. Создание условий для полноценного развития личности ребёнка через духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Используемые формы воспитательной работы: выставки, экскурсии, игровые программы, праздники.

Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к самостоятельным выступлениям, сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь

2.

Игры на сплочение коллектива

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь- май

3.

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь- май

4.

Мероприятия        по противодействию идеологии терроризма и экстремизма.

Гражданско-патриотическое воспитание,

В рамках занятий

Сентябрь- май

5

Участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня

Воспитание интеллектуально-познавательных интересов

В рамках занятий

Октябрь- май

6

Календарные праздники

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Октябрь- май

7

Открытые занятия для родителей

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

Декабрь, май


Список литературы

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 2012.
  2. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика 2015.
  3. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия. 2017.
  4. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство 2018.
  5. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – 2015.
  6. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова, 2016.
  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: 2015.
  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2013.
  9. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2016.


Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

 п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение

3

1

1

1.1

Вводное занятие

1

1

Беседа, опрос

1.2

Каждый день – праздник. Изготовление закладки

2

1

1

Творческий отчёт

Раздел 2. Работа с бумагой и картоном

4

1

1

2.1

Изготовление картины к международному дню кролика

2

1

1

Творческий отчёт

2.2

Изготовление открытки к международному дню пожилых людей

2

1

1

Творческий отчёт

Раздел 3. Работа с текстильными, природными и поделочными материалами

32

9

18

3.1

Изготовление букета ко дню учителя из кленовых листьев

3

1

2

Творческий отчёт

3.2

Работа с текстильными и кожеподобными материалами

3

1

2

Творческий отчёт

3.3

Декупаж на яичной скорлупе

3

1

2

Творческий отчёт

3.4

Изготовление изделий из фольги

3

1

2

Творческий отчёт

3.5

Изготовление подарочного органайзера из подручных материалов

2

1

1

Творческий отчёт

3.6

Изготовление синички из ниток

3

1

2

Творческий отчёт

3.7

Изготовление цветочной композиции из ватных дисков

2

0

1

Творческий отчёт

3.8

Изготовление подарочного конверта

3

1

1

Творческий отчёт

Раздел 4. Народные промыслы

8

1

1

4.1

Русская игрушка

2

0

2

Творческий отчёт

4.2

Городецкая роспись. История создания и развития.

2

1

1

Творческий отчёт

4.3

 Гжельская роспись. История создания и развития.

2

1

1

Творческий отчёт

4.4

Хохломская роспись. История создания и развития.

2

1

1

Творческий отчёт

Раздел 4. Итоговое занятие

3

1

2

5.1

Выставка работ

2

0

2

Творческий отчёт

5.2

Подведение итогов за год

1

1

0

Беседа, анкетирование

Всего часов:

72

10

19

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (72 часа, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Введение (2ч.)

Тема 1.1 Вводное занятие

Теория: основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в творческой мастерской.

Структура образовательной программы, её цель и задачи.

Общие сведения о декоративно-прикладном творчестве и современных возможностях изготовления декоративных изделий к различным памятным датам и праздникам.

1.2 Каждый день – праздник

Теория: понятие праздника, его значение и основные виды (государственные, традиционные, семейно-бытовые, профессиональные (трудовые) спортивные, международные, нетрадиционные (современные), национальные).

Практика: изготовление закладки к празднику – день чтения книг в технике плетение косички.

Раздел 2. Работа с бумагой и картоном (2ч.)

Тема 2.1 Изготовление картины к международному дню кролика

Теория: история возникновения бумаги. Основные её свойства и техника безопасности при работе с бумагой и картоном, ножницами, клеем. Основные приёмы разметки, нарезания, приклеивания бумаги, картона, текстильных и поделочных материалов.

Понятие картины. Основные приёмы техники торцевания.

Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздника Международный день кролика.

Практика: изготовление картины к международному дню кролика.

Тема 2.2 Изготовление открытки к международному дню пожилых людей

Теория: история возникновения почтовой открытки. Виды открыток (поздравительные, видовые, художественные, рекламные, историко-событийные, политические, патриотические, деловые, фотооткрытка, открытки ручной работы открытки-репродукции).

Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздников: Международный день пожилых людей, всемирный день изготовления открытки.

Практика: изготовление открытки к международному дню пожилых людей.

Раздел 3. Работа с текстильными, природными и поделочными материалами (32 ч.)

Тема 3.1. Изготовление букета ко дню учителя из кленовых листьев

Теория: понятие природных материалов. Основные группы природных материалов: растительные (мох, кора, листья, цветы, орехи, шишки, каштаны, грибы, соломка, жёлуди, тополиный пух и многое другое); минеральные (ракушки, камушки, песок, скорлупа, драгоценные камни).

Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздников: день учителя, день «Посмотрите на листья».

Этапы изготовления букета из листьев клёна.

Практика: изготовление букета из листьев клёна ко дню учителя.

Тема 3.2. Работа с текстильными и кожеподобными материалами

Теория: понятие текстильных и кожеподобных материалов. Основные приёмы безопасной работы с ними.

Понятие композиция как одной из основных категорий художественного творчества Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздников: день сумочки, день девочек, международный день сельских женщин.

Практика: изготовление композиции: праздничный букетик в сумочке.

Тема 3.3. Декупаж на яичной скорлупе

Теория: понятие поделочных материалов. Основные приёмы безопасной работы с ними.

Основные сведения и понятие техники «декупаж». Основные приёмы работы в технике «декупаж на яичной скорлупе».

Краткий обзор основных праздников за неделю. История праздника «Белых журавлей».

Практика: изготовление панно в технике «декупаж на яичной скорлупе».

Тема 3.4. Изготовление изделий из фольги

Теория: фольга, её основные свойства и основные приёмы работы. Техника плетения из фольги.

Краткий обзор основных праздников за неделю. История возникновения праздника - День бабушек и дедушек.

Практика: изготовление цветов из фольги.

Тема 3.5. Изготовление подарочного органайзера из подручных материалов

Теория: основные приёмы работы с цилиндрической поверхностью. Основные приёмы безопасной работы с пушистой проволокой.

Краткий обзор основных праздников за неделю.

История праздников: день домохозяйки и домохозяина, всемирный день мужчин.

Практика: изготовление подарочного органайзера.

Тема 3.6 Изготовление синички из ниток

Теория: обзор основных праздников за неделю. Синичкин день. Строение тела пернатых.

Основные понятия и приёмы работы с нитями, пряжей, клеевым пистолетом. Основные приёмы безопасной работы с ними.

Этапы изготовления птички.

Практика: изготовление синички.

Тема 3.7 Изготовление цветочной композиции из ватных дисков

Теория: основные приёмы работы с ватными дисками и палочками. Этапы изготовления из них цветов, окраска способом примакивания.

Разметка, нарезка бумажных разовых стаканов. Изготовление декоративной корзинки. Обзор основных праздников за неделю.

История возникновения праздников - всемирный день рукоделия, день рождения Деда Мороза и др.

Практика: изготовление цветочной композиции из ватных дисков.

Тема 3.8. Изготовление подарочного конверта

Теория: работа с бумагой, картоном, текстильными, поделочными материалами ножницами, клеем. Разметка, нарезание, складывание различных материалов. Знакомство с техникой оригами.

Обзор основных праздников за неделю. История праздников - Всемирный день ребёнка, день матери, день рождения открытки.

Этапы изготовления конверта и написание поздравительных писем.

Практика: изготовление декоративного конверта и открытки.

Раздел 4. Народные промыслы (8ч.)

Тема 4.1. Русская игрушка.

Практика: разработка авторского эскиза и роспись дымковской игрушки. Разработка авторского эскиза и роспись матрёшки.

Тема 4.2. Городецкая роспись. История создания и развития.

Теория: сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и её неповторимость.

Практика: отработка приёмов и элементов писания Городецкой росписи. Упражнения для руки. Выполнение росписи на изделии.

Тема 4.3. Гжельская роспись. История создания и развития.

Теория: сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и её неповторимость.

Практика: отработка приёмов и элементов Гжельской росписи. Выполнение росписи на изделии.

Тема 4.4. Хохломская роспись. История создания и развития.

Теория: характерное отличие от других росписей. Цветовая гамма и её неповторимость.

Практика: отработка приёмов и элементов Хохломской росписи. Выполнение росписи на изделии.

Раздел 5. Итоговое занятие (3ч.)

5.1 Выставка работ

Теория: понятия «Выставка». Виды выставок. Основы организации и проведения выставки.

Практика: анкетирование. Оформление дерева пожеланий.

5.2 Подведение итогов за год

Теория: способы подведения итогов и зачем это нужно обучающимся.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1 год обучения

(72 часа, 2 часа в неделю)

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной

направленности «Бисероплетение»

1.

Начало учебного года

1 сентября

2.

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5.

Количество часов

72 часа

Рабочая программа воспитания

Воспитательный        компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

1)        гражданско-патриотическое

2)        нравственное и духовное воспитание;

3)        воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4)        интеллектуальное воспитание;

5)        здоровьесберегающее воспитание;

6)        правовое воспитание и культура безопасности;

7)        воспитание семейных ценностей;

8)        формирование коммуникативной культуры;

9)        экологическое воспитание. 

Цель: создание условий для самореализации и самовоспитания обучающихся, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой.

Задачи воспитательной работы:

1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы.

2. Развивать способности обучающихся в различных видах деятельности.

3. Формировать у обучающихся понимание значимости здоровья для собственного самоутверждения.

4. Воспитывать нравственную культуру, основанную на самовоспитании и самосовершенствовании;

5. Создание условий для полноценного развития личности ребёнка через духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Используемые формы воспитательной работы: выставки, экскурсии, игровые программы, праздники.

Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к самостоятельным выступлениям, сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Инструктаж по технике безопасности и правила поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь

2.

Игры на сплочение коллектива

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь- май

3.

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь- май

4.

Мероприятия        по противодействию идеологии терроризма и экстремизма.

Гражданско-патриотическое воспитание,

В рамках занятий

Сентябрь- май

5

Участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня

Воспитание интеллектуально-познавательных интересов

В рамках занятий

Октябрь- май

6

Календарные праздники

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Октябрь- май

7

Открытые занятия для родителей

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

Декабрь, май



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Квиллинг»

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Возраст учащихся

10-11 лет

Дата проведения занятия

29.01

Тема занятия

«Квиллинг»

Тип занятия

Комбинированное

Цель занятия

Организация деятельности учащихся для формирования умения использовать технику квиллинга.

Задачи занятия

1. Обучающие:

- изучить основы квиллинга, его историю и основные принципы;

- освоить умения создавать формы и узоры;

- ознакомить с инструментами и материалами для работы в технике квиллинг.

2. Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений и точность при работе с тонкими бумажными полосками;

- стимулировать творческое воображение при создании работ;

- формирование аккуратности и внимательности при выполнении деталей.

3. Воспитывающие:

- способствовать формированию терпения и усидчивость при работе;

- формирование интереса к технике квиллинг;

- повышать внимательность и аккуратность при работе.

Планируемые достижения занятия

  1. Предметные:

- умение выполнять основные элементы техники квиллинг;

- знают основы работы с в технике квиллинг;

- умение работать с инструментами и материалами для квиллинга.

2. Метапредметные:

- развитие познавательного интереса к теме;

- развитие композиционных умений;

- умение работать алгоритму.

3. Личностные:

- формирование интереса к декоративно- прикладному искусству: Квиллинг;

- формирование усидчивости;

- формирование умения реализовать свою идею в творческой работе.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Компьютер, интерактивная доска, презентация о Квиллинге, образцы изделий в технике квиллинг, цветной картон, карандаши, ластики, цветные карандаши, лист с изображением «Банки эмоций».

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время, мин

I

Подготовительный этап

5

Организационный момент

Педагог приветствует детей, проверяет готовность рабочих мест и наличие материалов.

П: Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, готовы ли мы к работе. Все ли необходимые материалы и инструменты у вас есть на столах?

- Отлично, можем начинать.

Приветствуют педагога.

Проверяют готовность к занятию.

II

Основной этап

30

Мотивация

П: Дорогие ребята, давайте послушаем стихотворение, а потом обсудим, о чем оно?

Скользят полсоски бумаги и в руках чудеса,

Скручиваются, завертятся с радостью в глазах.

Ответы учащихся: Квиллинг.

П: Верно, сегодня мы будем знакомиться с квиллингом! Это искусство, которое позволяет создавать удивительные композиции из бумаги.

Актуализация знаний и способов действий

П: Квиллинг — это техника, состоящая в скручивании и формировании бумажных полосок в различные узоры и элементы. Это искусство имеет долгую историю, и сегодня мы узнаем, как можно использовать его в творчестве.

История квиллинга

П: Квиллинг возник в разных уголках мира примерно в XVIII веке. В это время талантливые мастера начали превращать простые полоски бумаги в настоящие произведения искусства.

— Это было время, когда бумага стала доступнее, и мастера начали использовать её для создания невероятных вещей, таких как открытки, украшения и даже картины.

П: Квиллинг заключается в том, чтобы скручивать полоски бумаги и формировать из них различные формы — спирали, завитки, капли и другие узоры.

- Посмотрите на образцы. Здесь вы можете увидеть, как простые элементарные формы могут объединяться и превращаться в что-то удивительное: цветы, животные и другие интересные композиции.

Основные принципы квиллинга: скручивание, завивание, взаимодействие бумаги и клея.

1. Скручивание — это первый и наиболее важный шаг в квиллинге. Оно заключается в аккуратном завивании бумажной полоски вокруг инструмента для скручивания, например, специального крючка или ручки.

Формы: можно делать различные формы, меняя плотность скручивания: тугие, свободные или слегка зауженные. Это позволяет создавать основу для всевозможных фигур — спирали, завитки и другие элементы.

2. Завивание — это техника, которая позволяет формировать уникальные узоры из скрученных спиралей. С помощью завивания можно создавать различные элементы, такие как капли, листочки и цветы.

Формирование деталей: с помощью завивания можно добавить разнообразие в ваши работы. Например, завиток можно превратить в цветок или сделать из него ветох. Каждая форма может варьироваться, создавая уникальные композиции.

3. Взаимодействие бумаги и клея является важным этапом формирования и удержания всех элементов на месте.

Обратите внимание: не наносите слишком много клея, чтобы он не вытекал за границы бумаги и не испортил аппликацию.

Викторина «Бумажное Волшебство»

П: Предлагаю вам поучаствовать в викторине, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему. Вы разобьётесь на группы, и каждая группа будет по очереди отвечать на вопросы. За правильный ответ получите 1 балл. Если ответ неправильный, обсудим его вместе.

Вопросы:  

1. Что такое квиллинг?  

2. В каком веке возникло квиллинг?  

3. Назовите основные материалы для квиллинга.  

4. Какие формы можно создавать?  

5. Как фиксируются элементы?

П: Давайте начнем!

П: После игры спасибо за участие! Подсчитаем очки и определим победителей!

Динамическая пауза

Педагог проводит динамическую паузу для обучающихся.

П: Давайте сделаем небольшую динамическую паузу для наших глаз.

П: Закройте глаза и медленно поверните голову влево, затем вправо. Повторите это движение 3-4 раза.

- Отлично, теперь посмотрите вдаль, на окно или дальнюю стену. Представьте, что вы видите красивый пейзаж за окном. Полюбуйтесь им в течение 30 секунд.

П: Молодцы! Теперь переходим к занятию.

Самостоятельное применение знаний (Практическая работа)

П: Вам предстоит самостоятельная работа по созданию животного в технике квиллинга.

Этапы работы:  

1. Выберите животное, которое хотите создать. Это может быть любое животное на ваш выбор.  

2. Нарежьте полоски бумаги нужной длины и скрутите их, формируя части тела (голова, хвост, лапы).  

3. Соберите модель на основе, фиксируя элементы клеем.  

4. Добавьте детали, такие как глаза и нос, чтобы сделать ваше животное более выразительным.

Выставка работ обучающихся

П: Предлагаю организовать выставку, где каждый сможет представить свою работу. После этого мы проведем взаимную оценку по следующим критериям: оригинальность, техника исполнения, эстетичность.

Педагог предлагает взаимную оценку работ по критериям (оригинальность, техника исполнения, эстетичность).

Внимательно слушают, задают вопросы и делятся своими знаниями о гжели.

Отвечают на вопросы.

Изучают образцы работ, анализируют узоры и цвета.

Оценивают работы друг друга, отмечая положительные моменты и идеи.

Начинают создавать свои работы, следуя этапам.

Показывают свои работы, рассказывают о своих идеях и процессе создания.

III

Заключительный этап

10

Рефлексия

П: Ребята, теперь мы проведём небольшую рефлексию с помощью «банки эмоций». Вы можете подойти к банке и выбрать цвет, который отражает ваши чувства сегодня.

- На стенде есть цветные карандаши. Вы можете либо нарисовать, либо написать слово, которое описывает вашу эмоцию выбранным цветом.

П: Убираем с парт все материалы. Занятие окончено, до свидания!

Выбирают цвет, рисуют или пишут слово, отражающее их эмоции оценить своё эмоциональное состояние

Прощаются с педагогом.  



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия викторины «Мезенская роспись. История создания и развития»

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Возраст учащихся

9-10 лет

Дата проведения занятия

14.02

Тема занятия

«Мезенская роспись. История создания и развития»

Тип занятия

Обобщение и систематизация изученного материала.

Цель занятия

Организация деятельности учащихся для обобщения и систематизации изученного материала по народным промыслам.

Задачи занятия

  1. Обучающие:

-закрепить знание основных характеристик народных промыслов, их особенностей;

-формировать умения систематизировать и обобщать изученный материал.

2. Развивающие:

-способствовать развитию мышление учащихся через историю народных промыслов;

-способствовать развитию аналитических навыков.

3.Воспитывающие:

-формировать уважение к русскому народному искусству и традиционным промыслам;

-развивать командный дух и навыки совместной работы.

Планируемые достижения занятия

  1. Предметные:

-умеют описывать и анализировать особенности народных промыслов;

-знают основные характеристики каждого из народных промыслов.

2. Метапредметные:

-умеют анализировать и сравнивать различные народные промыслы, выявляя их уникальные черты;

-способны работать в команде, обсуждая вопросы и формулируя общие выводы.

3. Личностные:

-повышено уважение к культурным традициям и ценностям народного искусства;

-формируется осознанная ответственность за результаты командной работы.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Компьютер, интерактивная доска, презентация с викториной, лист с изображением «Банки эмоций».

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время, мин

I

Подготовительный этап

5

Организационный момент

Педагог приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест.

П: Здравствуйте, ребята! Как вы сегодня? Пожалуйста, посмотрите на свои столы. У всех ли есть все необходимые материалы для занятия?

Приветствуют педагога.

Проверяют готовность к занятию.

II

Основной этап

30

Мотивация

Педагог начинает занятие со стихотворения.

П: Чтобы настроиться на занятие, давайте послушаем стихотворение.

О как прекрасна наша Русь,

В ней сказки ждут, как светлый луг,

За каждым поворотом путь

К народным мастерским, как в сказку вдруг. Игрушки в руках, как сны весенние,

Узоры на тарелках, контуры белые,

Здесь голубые реки, цветы и пенье,

В том мире русском – чудеса и целая галерея.

Гжель, хохлома, да русские игрушки, Волшебством наполнив все как в сказке, Каждое изделие в душе зажжёт,

И в сердце отзовётся в светлом празднике.

Давайте вместе вспомним все,

Что мы узнали и полюбили,

В этом мире нашей говорят всерьёз, Искусство народов – навечно в том, что было!

П: О чём это стихотворение? Что оно вам напоминает?

Педагог объясняет цель занятия.

П: Сегодня мы будем работать с народными промыслами и обобщим всё, что изучили. У нас будет увлекательная викторина!

Педагог объясняет правила викторины.

П: Вы будете работать в командах. Каждая команда будет отвечать на вопросы о народных промыслах. За правильные ответы будете получать баллы.

- Викторина проходит в несколько раундов:

1. Вопросы о народных промыслах. Каждый вопрос касается характеристик, истории и особенностей промыслов.

2. Игра «Узнай изделие». Учащиеся получают карточки с изображениями изделий и должны сопоставить их с описанием.

3. Отгадывание загадок. Команды поочереди отгадывают загадки.

Динамическая пауза

Педагог проводит динамическую паузу для обучающихся.

П: Давайте сделаем небольшую динамическую паузу для наших глаз.

П: Закройте глаза и медленно поверните голову влево, затем вправо. Повторите это движение 3-4 раза.

- Отлично, теперь посмотрите вдаль, на окно или дальнюю стену. Представьте, что вы видите красивый пейзаж за окном. Полюбуйтесь им в течение 30 секунд.

П: Молодцы! Теперь переходим к викторине.

Педагог делит класс на несколько команд методом жеребьёвки, чтобы создать соревновательный дух и активное участие.

Раунд 1. Вопросы о народных промыслах.

1. Назовите роспись, в которой используется только синий цвет (гжель),

2. Где изготавливают самые пёстрые, весёлые и нарядные глиняные игрушки? (Дымково).

3. Какие краски используют художники Хохломы? (Золотая, чёрная, красная, зелёная).

4. Из чего делали богородские игрушки? (Дерево).

5. Русский «кентавр» каргопольских мастеров? (полкан),

6. Самая знаменитая деревянная игрушка в России? (Матрёшка).

Раунд 2. Игра «Узнай изделие».

П: У меня есть карточки с изображениями различных изделий народных промыслов. Ваша задача в парах — найти карточки, которые относятся к одному и тому же промыслу.
- Каждая команда получает набор карточек и должна в течение 3-х минут найти пары изделий, относящихся к одному и тому же промыслу.

- После завершения активного обсуждения
педагог предлагает командам поделиться найденными парами и объяснить, почему они решили, что эти изделия относятся к одному промыслу.

Раунд 3. Отгадывание загадок.

  1. Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).

2. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня! (Дымково).

3. Эта роспись На белом фарфоре -

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.

(Гжель).

  1. Посуда не простая,

А точно - золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она -

(Золотая Хохлома).

5. В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях зелёных

Привезли ларец

Из города …. (Городец).

6. Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий,
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг,
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла.
Отвечаем на вопрос-
Это... (жостовский поднос).

Подведение итогов

Педагог подводит итоги викторины, отмечает активность и интерес учащихся.

П: Итак, мы подошли к завершению нашей викторины! Спасибо всем за активное участие.

-Теперь давайте подведём итоги! Я объявляю количество баллов каждой команды.

Педагог называет баллы, выделяет лучшие команды и активно вовлекает участников в обсуждение.

Внимательного прослушивают стихотворение, которое читает педагог.

Показывают заинтересованность, задают вопросы о стихотворении.

Делятся на команды и начинают обсуждать вопросы викторины.

Активно участвуют в обсуждении возможных ответов на вопросы, проявляя заинтересованность в викторине.

Работают над ответами совместно, принимает участие каждый, что развивает командный дух и сплоченность.

Заинтересованно слушают результат, где педагог озвучивает баллы каждой команды

III

Заключительный этап

10

Рефлексия

П: Ребята, теперь мы проведём небольшую рефлексию с помощью «Банки эмоций». Вы можете подойти к банке и выбрать цвет, который отражает ваши чувства сегодня.

- На стенде есть цветные карандаши. Вы можете либо нарисовать, либо написать слово, которое описывает вашу эмоцию выбранным цветом.

П: Занятие окончено, до свидания!

Выбирают цвет, рисуют или пишут слово, отражающее их эмоции оценить своё эмоциональное состояние

Прощаются с педагогом.  



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Декоративный натюрморт. Построение»

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Возраст учащихся

13-14 лет

Дата проведения занятия

30.10

Тема занятия

Декоративный натюрморт

Тип занятия

Комбинированное

Цель занятия

Создать условия для освоения обучающимися техники построения декоративной композиции натюрморта.

Задачи занятия

  1. Обучающие:

- формирование у обучающихся навыков построения декоративной композиции;

- ознакомление с основами перспективы и пропорций в натюрморте;

- освоение приёмов работы с графическими материалами.

  1. Развивающие:

- способствовать развитию пространственного мышления и воображения;

- стимулирование самостоятельной работы и творчества.

  1. Воспитывающие:

- способствовать формированию эстетического вкуса и чувства гармонии;

- повышение интереса к искусству и культуре.

Планируемые достижения занятия

  1. Предметные:

- умеют строить композицию декоративного натюрморта;

- владеют основными приёмами работы с линиями и формами;

- владеют навыками использования графических материалов.

  1. Метапредметные:

- владеют навыками анализа и синтеза информации;

- умеют планировать свою деятельность и работать в заданных временных рамках.

  1. Личностные:

- проявляют творческий подхода к решению задач;

- выражают собственную индивидуальности в работе.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Бумага формата А3, простые карандаши, ластики, образцы декоративных натюрмортов для демонстрации, рисунки с ошибками для игры «Найди ошибку», карточки с вопросами, доска для записи очков команд, жетоны для голосования.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время, мин

I

Подготовительный этап

5

Организационный момент

Педагог приветствует детей, проверяет готовность рабочих мест и наличие материалов.

Взаимное приветствие с педагогом, проверка рабочего места.

II

Основной этап

30

Мотивация

П: Ребята, когда мы смотрим на произведения искусства, что нас чаще всего привлекает?

У: цвета, формы, композиция.

П: Но ведь искусство — это не просто красивые картинки. Это целый мир, где каждый элемент имеет значение. Сегодня мы поговорим о том, как художники создают такие произведения, где всё находится на своём месте и гармонично сочетается.

Педагог демонстрирует учащимся изображения натюрмортов, но не называет тему прямо.

П: Что общего между этими изображениями?

Как вы думаете, почему художник выбрал именно такой порядок расположения предметов?

Какие элементы привлекают ваше внимание?

У: На всех картинках изображены предметы быта. Все картины выглядят красиво и сбалансировано. В них много деталей, но они не перегружают взгляд.

П: Правильно, ребята, сегодня мы будем говорить о натюрморте. Но не просто о любом натюрморте, а о декоративном. Мы узнаем, как создать такую композицию, которая будет радовать глаз и вызывать восхищение!

П: Итак, давайте начнём наше путешествие в мир декоративного натюрморта!

Актуализация знаний и способов действий

П: Декоративный натюрморт отличается от обычного тем, что в нём особое внимание уделяется украшению, орнаменту и красоте композиции. Он может включать в себя стилизованные элементы, узоры и яркие цвета.

Принципы построения декоративной композиции: баланс, ритм, симметрия и асимметрия, контраст и единство.

Педагог демонстрирует репродукции.

 П: Обратите внимание на то, как использованы эти принципы.

Особенности выбора предметов:

Обратите внимание на важность подбора предметов для декоративного натюрморта. Они должны гармонировать друг с другом по цвету, форме и размеру.

Игра «Найди ошибку»

Описание игры:

Педагог показывает заранее подготовленные рисунки натюрмортов с намеренно допущенными ошибками в композиции (например, неправильное расположение предметов, нарушение пропорций). Задача учащихся – найти эти ошибки и объяснить, почему они считают их неправильными.

Цель игры: активизация знаний о правилах построения композиции, закрепление теоретической базы.

Динамическая пауза

Педагог проводит динамическую паузу для обучающихся.

П: Давайте сделаем небольшую динамическую паузу для наших глаз. Это поможет нам снять напряжение и отдохнуть ненадолго.

П: Закройте глаза и медленно поверните голову влево, затем вправо. Повторите это движение 3-4 раза. Отлично, теперь посмотрите вдаль, на окно или дальнюю стену. Представьте, что вы видите красивый пейзаж за окном. Полюбуйтесь им в течение 30 секунд. Молодцы! Теперь посмотрите вниз, а затем поднимите взгляд вверх. Повторите это 2-3 раза. И последнее упражнение - моргание. Несколько раз быстро-быстро поморгайте, а затем медленно откройте и закройте глаза.

П: Молодцы! Теперь переходим к занятию.

Самостоятельное применение знаний (Практическая работа)

П: Сейчас приступаем к построению декоративного натюрморта. Внимательно наблюдайте за этапами.

Этап 1. Композиционное размещение:

- определитесь с расположением выбранных предметов на листе бумаги;

- используйте простые линии и наброски, чтобы обозначить основные элементы композиции.

Основные моменты:

- разместите самые крупные предметы первыми, затем добавьте мелкие детали;

- следите за балансом: избегайте скученности в одной области листа, равномерно распределяйте предметы.

Этап 2. Пропорции и перспектива:

- проверьте правильность пропорций и перспективы;

- убедитесь, что размеры предметов соотносятся друг с другом логично.

Этап 3. Детализация и уточнение контуров:

- приступите к детальной проработке контуров ваших предметов;

- добавьте необходимые линии и штриховку, чтобы придать объектам объем и текстуру.

Важные аспекты:

- обращайте внимание на свет и тень. Это поможет сделать вашу работу более реалистичной и выразительной;

- используйте разную толщину линий для передачи глубины и рельефа.

Этап 4. Финальная доработка:

- сделайте последние корректировки и доработки;

- уберите лишние линии, добавьте финальные штрихи.

- при необходимости добавьте дополнительные детали или элементы декора.

П: У вас получить уникальные декоративные натюрморты, созданные с учетом всех принципов композиции, пропорций и перспектив.

Викторина «Художник или нет?»

Описание игры:

Викторина состоит из вопросов, связанных с искусством и техникой построения натюрморта. Например, вопросы могут касаться известных художников, терминов, используемых в искусстве, или правил композиции.

Цель игры: закрепление полученных знаний, подведение итогов занятия.

Правила игры: Ученики делятся на команды, каждая команда получает набор карточек с вопросами. Команда, которая даст больше правильных ответов, побеждает.

Выставка работ обучающихся

П: Предлагаю вам провести выставку ваших работ и провести голосование, чтобы оценить результаты нашего труда.

Каждый из вас получит три жетона. Ваша задача — внимательно рассмотреть все представленные работы и выбрать три, которые вам понравились больше всего.

Итак, приступим к выставке и голосованию!

Слушают педагога, рассматривают примеров натюрмортов.

Отвечают на вопросы педагога.

Освежили знания о правилах композиции и получили мотивацию для дальнейшей практической работы.

Участвуют в игре.

Проявляют любознательность и интерес к предстоящей деятельности.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выполняют динамическую паузу.

 Внимательно наблюдают за показом педагога, задают уточняющие вопросы.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Представляют работы на выставке.

Внимательно рассматривают и обсуждают работы, отмечая интересные решения и оригинальный подход.

III

Заключительный этап

10

Рефлексия

П: Ребята, наше занятие подошло к концу, и я предлагаю подвести его итоги в интерактивном формате.

Педагог показывает слайд с QR-кодом

П: QR-код содержит короткий опрос, который поможет нам оценить сегодняшнее занятие. Я прошу каждого из вас достать свои смартфоны, отсканировать код и ответить на несколько вопросов.

П: Отлично, вижу, что вы все активно участвуете.

Педагог следит за тем, как учащиеся заполняют опрос, при необходимости оказывая помощь.

П: Большое спасибо вам за обратную связь! Я обязательно проанализирую ваши ответы и учту их при подготовке следующих занятий. До новых встреч!

Учащиеся достают смартфоны, сканируют QR-код и приступают к прохождению опроса.