ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Художественная |
Возраст учащихся | 13-14 лет |
Дата проведения | 06.05. |
Название занятия | «Плакат к 9 мая» |
Тип занятия | Комбинированный |
Цель занятия | Создать условия для знакомства с понятием «плакат», обучить созданию плаката и ознакомить с правилами оформления. |
Задачи занятия | Задачи: 1. Обучающие: -познакомить с значением понятия «плакат»; -научить создавать плакаты; -ознакомить с правилами оформления плакатов. 2. Развивающие: -развитие навыков композиции и художественного вкуса; -развитие творческого мышления и воображения; - развивать навыки коммуникации и работы в команде. 3. Воспитывающие: -способствовать формированию умения работать с текстом и изображениями; -способствовать формированию эстетического вкуса; -формирование творческой активности и самостоятельности. |
Планируемые результаты | Личностные: -формирование умение работать с текстом; -формирование эстетического вкуса; -формирование положительного отношения к процессу познания. Предметные: -ознакомлены с понятием «плакат»; -применяют полученные знания и умения в практической деятельности; -ознакомлены с правилами оформления плакатов. Метапредметные: -развиты навыки композиции и художественного вкуса; -развито творческое мышление и воображение; -развиваты навыки коммуникации и работы в команде. |
Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы) | Интерактивная доска, компьютер, листы А3, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага. |
Ход занятия
№ | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность учащихся | Время |
I | Подготовительный этап | 5 | |
П: Добрый день, ребята! Меня зовут Лидия Николаевна, сегодня занятие по ИЗО проведу у вас я. Напоминаю, что перед началом занятия необходимо: соблюдать дисциплину, поддерживайте чистоту и порядок. Также внимательно слушать мои объяснения и указания. | Приветствуют педагога, внимательно слушают, отвечают на вопросы. Настраиваются на продуктивную работу. | ||
II | Основной этап | 35 | |
П: Какой приближается большой для всех нас праздник? (9 мая, День Победы). Что такое плакат? Давайте рассмотрим. В художественном значении плакат – это отдельный жанр графики. В свою очередь, графика – это один из основных видов изобразительного искусства. В жанре плаката существуют определенные правила. Плакат должен быть виден на расстоянии и быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. Плакат обязательно сопровождается определенным текстом, для написания которого важным является шрифт, расположение и цветовая гамма. В последнее время в плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью. В современном мире плакат – это нечто привычное. Человек сталкивается с плакатом повсюду. Настоящий расцвет плаката наступил в Советском Союзе. Самый известный художник плакатного искусства был Дмитрий Моор. Его известный плакат «Ты записался добровольцем?» является классическим примером первого советского плаката. В современном мире большой популярностью пользуются праздничные плакаты, их используют для оформления интерьеров и украшения зданий. Все плакаты сейчас создают при помощи компьютерной графики. Но самый ценный плакат считался и в старые времена, и сейчас, это плакат выполненный вручную. Сегодня вы нарисуем свой плакат, посвященный Дню Победы. Проблема проекта: как создать плакат, который будет рассказывать историю Дня Победы, используя доступные художественные средства и техники. Цель проекта: создание плаката, отражающего тему Дня Победы. Задачи проекта: 1. Разработать макет плаката, посвящённого Дню Победы, с использованием символов праздника (например, георгиевской ленты, ордена Победы, красного знамени и других). 2. Подготовить и разместить информацию об истории праздника, включая основные события Великой Отечественной войны, подвиги героев и значение Дня Победы. 3. Оформить плакат, вырезав символы Дня Победы из бумаги или другого подходящего материала. 4. Разделиться на группы по 5–6 человек и распределить роли. 5. Представить результаты работы групп: каждая группа должна презентовать свой плакат, рассказывая о процессе его создания и использованных материалах. Реализация: Сейчас вы работаете по группам. Презентация: Каждая группа презентует свою работу. Презентация проектных заданий | Обучающиеся отвечают на вопросы. Смотрят презентацию, слушают педагога, отвечают на вопросы. Подготавливаются к выполнению практической работы, выполняют практическую работу. | ||
III | Заключительный этап | 5 | |
Рефлексия учащихся: Что получилось? Чему научились? Чем занимались на уроке? Что узнали? | Обучающиеся анализируют свою деятельность на занятии. Слушают педагога, отвечают на вопросы. | ||
Предварительный просмотр:
Объект диагностики: развитие воображения (у подростков)
Методика №1. «Потребность в достижении успеха» Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова
Цель: выявить, есть ли у учащихся стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию.
Описание: в анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить мнение по ряду вопросов, интересы и то, как учащиеся оценивают себя.
Ход опроса: учащихся просят выразить своё мнение по утверждениям: если вы согласны с каким-либо из них, напишите «да» рядом с его номером, если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте своё мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Утверждения:
- Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живут далекими мыслями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые её элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Мои родители считали меня ленивым ребёнком.
- Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
- Мои родители слишком строго контролировали меня.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
- Я не усердный человек.
- Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я написал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
- Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
- Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество ответов «да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «нет» в правой колонке бланка. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.
2 … | 1 … | ||||
6 … | 3 … | ||||
7 … | 4 … | ||||
8 … | 5 … | ||||
14 … | 9 … | ||||
16 … | 10 … | ||||
18 … | 11 … | ||||
19 … | 12 … | ||||
21 … | 13 … | ||||
22 … | 15 … | ||||
17 … | |||||
20 … | |||||
Сумма «да» … | Сумма «нет» … | ||||
Уровни (психологическая шкала) | |||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |
0-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и выше | |
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях имеют следующие характерные черты:
- Настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым.
- Постоянное стремление сделать дело лучше, чем делал раньше.
- Склонность сильно увлекаться работой.
- Стремление в любом случае получить удовольствие от работы.
- Неспособность плохо работать.
- Стремление изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел.
- Отсутствие духа соперничества.
- Желание того, чтобы другие вместе с ним пережили успех.
- Неудовлетворенность от неожиданной легкости задач.
- Готовность принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач.
Анкета «Потребность в достижении успеха» (раздаточный лист)
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях. В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя. Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Бланк для заполнения анкеты «Потребность в достижениях»
Ф.И. учащегося ________________________________________
Дата _______________
2 … | 1 … |
6 … | 3 … |
7 … | 4 … |
8 … | 5 … |
14 … | 9 … |
16 … | 10 … |
18 … | 11 … |
19 … | 12 … |
21 … | 13 … |
22 … | 15 … |
17 … | |
20 … | |
Сумма «да» … | Сумма «нет» … |
Выводы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Методика №2. «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник
Цель: определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на её адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Описание: задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
ТЕСТ
1 Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2 Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3 Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4 Мне не нравится планировать дела заранее.
5 Перед тем, как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6 Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7 Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8 Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9 Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10 Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11 Мне нравится заниматься чем-то новым.
12 Я люблю заводить новых друзей.
13 Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14 Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом,
музыкантом, поэтом.
15 Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16 Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17 Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18 Я люблю то, что необычно.
19 Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20 Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21 Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22 Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23 Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24 Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25 Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26 Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27 Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28 Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29 Я не люблю выступать перед группой.
30 Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31 Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32 Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33 Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34 Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35 Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36 Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37 Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38 Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39 Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40 Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41 Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42 Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43 Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44 Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45 Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в
голову.
46 Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47 Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48 Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49 Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50 У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные: 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Нормативные данные для российских и американских исследуемых по 4-факторному опроснику
Факторы креативности Россия Американские данные Среднее, M Стандартные отклонения, Δ Среднее, M Стандартные отклонения, Δ
Любознательность 17,8 3,9 16,4 4,3
Воображение 15,6 4,8 16,0 4,7
Сложность 17,2 4,4 14,8 5,1
Склонность к риску 17,0 - - -
Суммарный 67,6 16,0 62,1 18,0
Сравнивая российские и американские данные, Е.Е.Туник отмечает, что по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл – российские средние показатели выше американских, за исключением показателей за Воображение, где выше американские данные (различия статистически значимы, t – критерий).
Методика №3. Диагностика художественно-творческих способностей «5 рисунков» Н.А. Лепская
Цель: анализ сформированности художественно-творческих способностей учащихся средствами живописи.
Описание: особенностью именно этой диагностики является формулировка задания. Нет обычной беседы перед проведением теста, а задание формулируется таким образом, что позволяет каждому испытуемому проявить своё отношение. Это может быть творческий подход, а может быть репродуктивный, стандартизированный. Разные уровни творчества у разных детей складываются к тому моменту, когда проводится эта методика.
Условия: испытуемому предлагается самому придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах форма Ѕ альбомного листа бумаги.
Инструкция:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда ещё не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». Текст инструкции никак нельзя менять. Её можно повторять несколько раз.
Подсказывать какие бы то ни было темы или сюжеты нельзя. На обороте рисунков нужно писать номер, имя ученика, и ответ на вопрос «О чём этот рисунок?». Обычно такая диагностика занимает всё занятие. За это время педагог может ходить по кабинету, рассматривать работы детей, без комментариев. Иногда можно просить поднять руки, кто нарисовал три работы, кто четыре. Это помогает детям держать темп.
Обработка результатов
Работы одного ученика при обработке результатов рассматриваются серией. В каждом отдельном изображении из пяти отмечаются показатели:
1 Самостоятельность (оригинальность) - фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
2 Динамичность - отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3 Эмоциональность - показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4 Выразительность - фиксируется по наличию художественного образа.
5 Графичность - сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линий.
По первым двум пунктам можно судить о личных качествах ученика: склонен к репродуктивному воспроизведению или нет, обладает ли свободным мышлением или стереотипным. Обычно фантазию и воображение отличает передача движения, но у гиперактивных детей чаще характер движения является случайной находкой, нежели задумкой автора.
Статичность в рисунке обычно рассматривается как несамостоятельность. Последние 2 показателя могут помочь в определении того, что получилось вне зависимости от замысла.
Затем переходим ко второму этапу анализа - ранжированию полученных рисунков по уровням художественной выразительности. Такой анализ позволяет выявить, сколько в группе детей, относящихся к тому или иному уровню творчества, а также поможет сравнить результаты в разные временные интервалы работы, например, на начало и конец учебного года.
Различают три уровня художественной выразительности рисунка учащихся:
1 Уровень художественной выразительности рисунка;
2 Уровень фрагментарной выразительности;
3 Уровень дохудожественного рисунка.
В каждый уровень предлагается включать рисунки двух типов (или подуровней).
К самому высокому уровню - «уровню художественной выразительности» относятся рисунки первых двух типов. К первому типу относят рисунки, в которых ребёнок отражает художественным обобщением эмоциональную выразительность. В этих рисунках содержание отражает отношение автора, ребёнок показывает владение навыками графической выразительности.
Второй тип рисунков тоже отличает высокая степень обобщения. Динамика, эмоциональная выразительность также прослеживаются в рисунках этого типа. Отличие состоит в художественном исполнении рисунка. Творческая работа оценивается в рисунках этого типа по замыслу автора.
Другой уровень — это «уровень фрагментарной художественности». Третий и четвёртый тип рисунков можно отнести к этому уровню. Характеристики третьего типа: оригинальный замысел, но нет художественного обобщения; графические средства художественной выразительности не соответствуют форме замысла, при этом наблюдается динамичность и эмоциональное отношение автора, но не в той степени, что у рисунков первого уровня.
Рисунки четвёртого типа так же относятся к «уровню фрагментарной художественности». Графическая выразительность рисунков этого типа передаёт пропорции, навыки композиции и перспективы. Но при всём при этом замысел не эмоционален и без динамики.
К «уровню дохудожественности» относятся рисунки предпоследнего, пятого типа, в которых замысел не развит, хотя и основывается на личном опыте ребёнка. Динамика и эмоции не передаются в рисунке. Рисунок не выразительный.
Самый не творческий, шестой тип рисунков, к которому относят все стереотипные изображения, копии, без каких-либо признаков самостоятельности.
Ранжирование по уровням художественности требует от педагога скрупулезного внимания к малейшим деталям рисунка и умения сопоставлять рисунки разных детей по единым критериям. Рисунок, показывающий сомнения, относят к более высокому уровню, то есть решают спор в пользу ребенка.
Для оценки по уровням художественной выразительности все рисунки детей (все лучшие) нужно разложить на столе так, чтобы хорошо был виден каждый рисунок. Затем выбираются рисунки, которые можно отнести к первому типу, если они, конечно, есть, и рисунки шестого и пятого типов. Все остальные рисунки находят себе место между ними.
Предварительный просмотр:
Карта мониторинга личностных достижений учащихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Уровень развития | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества | ||||
1. Самоконтроль | Умение контролировать поступки (приводить к должному действию). |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение Анкетирование |
2. Организованность | Умение планировать свою работу, распределять время и ресурсы. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение Анализ продуктов деятельности (планы, эскизы) Беседа |
3. Дисциплинированность | Соблюдение правил поведения на занятиях, уважительное отношение к педагогу и сверстникам. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение Беседа |
2. Ориентационные качества | ||||
1. Самооценка | Адекватность оценки своих способностей, умений и результатов работы. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Беседа Анкетирование Анализ работ |
2. Интерес к занятиям | Активность на занятиях, желание узнавать новое, посещение выставок, чтение литературы. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение Беседа Анкетирование |
3. Поведенческие качества | ||||
1. Конфликтность | Отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение Беседа Социометрия |
2. Тип сотрудничества | Отношение ребёнка к общим делам детского объединения. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение Социометрия |
4. Творческий потенциал | ||||
1. Оригинальность идей | Предложение новых, нестандартных решений, изобретательность. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Творческие задания Наблюдение Беседа |
2. Гибкость мышления | Умение находить разные подходы к решению задачи, быстро переключаться между разными видами деятельности. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Творческие задания Наблюдение |
3. Воображение | Создание новых образов, фантазирование, способность представить себе то, чего нет в реальности. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Беседа Творческие задания |
5. Психофизические характеристики | ||||
1. Память | Способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Тесты Наблюдение |
2. Внимание | Устойчивость, концентрация и переключаемость внимания при выполнении заданий. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение Тесты |
3. Моторика | Развитие мелкой моторики рук, координация движений, точность и ловкость при работе с инструментами и материалами. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение Тесты Практические задания |
Предварительный просмотр:
Методики педагогического исследования развития воображения подростков
1. Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р.С.)
Цель: оценка уровня развития воображения и креативности, а также выявление способности к спонтанному созданию оригинальных образов. Может также давать информацию о эмоциональном состоянии.
Процедура: испытуемому предлагается чистый лист бумаги и карандаш (или другие материалы по вашему выбору). Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, что-нибудь, что тебе хочется". Никаких других ограничений не накладывается.
Анализ:
Оригинальность: насколько рисунок отличается от стандартных, часто встречающихся изображений.
Детализация: количество деталей, проработанность рисунка.
Сложность: общая сложность композиции, использование различных элементов.
Эмоциональная окраска: преобладающие цвета, общее впечатление от рисунка (позитивное, негативное, тревожное и т.д.). Нередко используется для выявления скрытых эмоциональных проблем.
Преимущества: простота проведения, не требует специальной подготовки.
Ограничения: субъективность интерпретации, зависимость результатов от настроения испытуемого.
2. Методика «Неоконченный рисунок» (Субботина Л.Ю.)
Цель: оценка уровня развития творческого воображения, образного мышления, способности к достраиванию и интерпретации незавершенных элементов. Также может показывать особенности восприятия и индивидуальный стиль.
Процедура: испытуемому предлагается лист бумаги с несколькими (обычно 5-7) незаконченными рисунками – это могут быть линии, геометрические фигуры, абстрактные формы. Инструкция: "Посмотри на эти рисунки. Дорисуй каждый из них так, чтобы получился какой-то интересный образ или предмет".
Анализ:
Оригинальность: насколько необычные образы возникают на основе предложенных элементов.
Завершенность: насколько органично дорисовка вписывается в исходный элемент, образуя цельный образ.
Детализация: количество деталей, проработанность рисунка.
Смысловое содержание: что изображено, какой смысл вкладывает испытуемый в свой рисунок.
Преимущества: стимулирует воображение, позволяет выявить скрытые ассоциации.
Ограничения: может требовать некоторой интерпретации символики рисунков.
3. Методика «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О.М.)
Цель: определение уровня развития воображения, способности к созданию оригинальных и детализированных образов, а также выявление особенностей творческого мышления (гибкость, беглость, оригинальность).
Процедура: испытуемому предлагается лист бумаги с набором простых геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и т.д.). Инструкция: "Посмотри на эти фигуры. Дорисуй каждую из них так, чтобы получился какой-то интересный предмет или образ. Постарайся придумать как можно больше разных рисунков". Важно ограничить время выполнения (например, 10-15 минут), чтобы оценить беглость мышления.
Анализ:
Беглость: количество придуманных рисунков за отведенное время.
Оригинальность: насколько необычные образы создаются на основе простых фигур. Используются ли стереотипные решения.
Детализация: количество деталей в каждом рисунке.
Гибкость: способность переходить от одного класса объектов к другому (например, от животных к растениям, от предметов быта к архитектуре).
Преимущества: легкость в проведении и обработке результатов, возможность оценить разные аспекты творческого мышления.
Ограничения: важно учитывать возрастные особенности при интерпретации результатов.
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия с включением проектной деятельности для освоения учащимися избранного вида деятельности
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Художественная |
Возраст учащихся | 11-12 лет |
Дата проведения занятия | 16.03 |
Тема занятия | «Город будущего» |
Тип занятия | Комбинированное |
Цель занятия | Организация деятельности учащихся для формирования умений и знаний по созданию графического проекта «Город будущего». |
Задачи занятия | 1. Обучающие: - познакомить с понятием «архитектура» и её основными элементами (здания, улицы, площади, ландшафт); - сформировать представление о роли архитектора в создании гармоничного городского пространства; - закрепить навыки работы с графическими материалами (карандаш, бумага). 2. Развивающие: - развивать творческое воображение и фантазию при создании образа города будущего; - развивать навыки композиционного мышления при планировании городского пространства; - развивать мелкую моторику и координацию движений руки при работе с графическими материалами. 3. Воспитательные: - формировать интерес к архитектуре и искусству; - формировать эстетический вкус и чувство гармонии; - формировать умение работать в группе, уважать мнение других. |
Планируемые достижения занятия | 1. Предметные: - знают основные понятия архитектуры: здание, улица, площадь, ландшафт, перспектива, композиция; - умеют создавать графический проект города будущего, отображая основные элементы городской среды; - владеют навыками работы с графическими материалами (карандашом), используют различные линии и штриховки для создания объема и глубины; - умеют применять знания о перспективе при изображении зданий и улиц в городе будущего. 2. Метапредметные: - умеют планировать свою деятельность в рамках группового проекта: распределять задачи, определять этапы работы, устанавливать сроки; - умеют эффективно взаимодействовать в группе: слушать и понимать мнения других, аргументировать свою точку зрения, приходить к общему решению. - умеют анализировать и оценивать свою работу и работы других, выделять сильные и слабые стороны проекта, предлагать пути улучшения. 3. Личностные: - сформирован интерес к архитектуре как к виду искусства и сфере человеческой деятельности; - развит эстетический вкус и чувство гармонии, проявляющиеся в создании красивых и гармоничных городских пространств; - будет формироваться положительное отношение к проектной деятельности, стремление к творческому самовыражению. |
Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы) | Компьютер, интерактивная доска, репродукции картин с изображением городов (реальных и фантастических), фотографии современной и футуристической архитектуры, бумага для рисования (формат А3), карандаши (разной твердости), ластики, линейки, цветные карандаши, фломастеры, краски (по желанию), примеры графического оформления архитектурных проектов. |
Ход занятия
№ | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность учащихся | Время, мин |
I | Подготовительный этап | 5 | |
Организационный момент Педагог приветствует детей, проверяет готовность рабочих мест и наличие материалов. П: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии. Давайте проверим, все ли у вас готово к работе: бумага, карандаши, ластики и хорошее настроение? (Приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию, создает положительный настрой). | Взаимно приветствуют педагога. Проверяют наличие на рабочих местах необходимых материалов и инструментов (бумага, карандаши, ластики). Приводят в порядок рабочее место. Настраиваются на предстоящую работу. | ||
II | Основной этап | 30 | |
Мотивация П: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир архитектуры. Кто из вас знает, что такое архитектура? (Задает вопрос, активизируя знания учащихся). П: Архитектура - это искусство проектировать и строить здания и сооружения. Архитектор - это человек, который придумывает, как будет выглядеть наш дом, школа, город. Архитекторы делают наши города красивыми и удобными для жизни. (Объясняет понятие «архитектура»). (Демонстрирует репродукции картин и фотографии). П: Посмотрите на эти изображения. Здесь вы видите разные города: старинные и современные, реальные и сказочные. Что их объединяет? Что делает город городом? (Предлагает рассмотреть изображения и выделить основные элементы города). П: Сегодня мы с вами будем архитекторами и создадим свой сказочный город будущего! Это будет город, в котором вам хотелось бы жить. Но прежде чем приступить к работе, давайте пофантазируем, каким он будет? (Подводит к теме занятия). Актуализация знаний и способов действий П: Чтобы наш город получился красивым и удобным, нам нужно немного узнать об архитектурном проектировании. (Переходит к теоретической части). П: В каждом городе есть основные элементы: здания (дома, школы, театры, магазины), улицы и площади, парки и скверы. Все они должны быть расположены так, чтобы жителям было удобно передвигаться, отдыхать и работать. (Объясняет основные элементы города). П: Когда архитектор проектирует город, он учитывает много разных факторов: климат, рельеф местности, транспортные потоки, потребности жителей. Он старается создать гармоничное пространство, в котором все элементы сочетаются друг с другом. (Объясняет роль архитектора). (Демонстрирует примеры графического оформления архитектурных проектов). П: Обратите внимание, как архитекторы изображают свои проекты на бумаге. Они используют разные линии, штрихи, условные обозначения. Сегодня мы с вами попробуем создать свой графический проект сказочного города. (Показывает примеры) Самостоятельное применение знаний (Практическая работа) П: Теперь пришло время создать свой город будущего! Мы будем работать в группах. Каждая группа придумает свой город и изобразит его на листе бумаги. (Объясняет задание). Этап 1: Мозговой штурм. П: В каждой группе обсудите, каким вы видите свой город будущего. Какие здания в нем будут? Какие необычные технологии там будут использоваться? Какие животные и растения там будут жить? Запишите свои идеи на листе бумаги. (Предлагает провести мозговой штурм). Этап 2: Планирование города. П: Теперь, когда у вас есть много идей, нужно спланировать расположение зданий и улиц в вашем городе. Нарисуйте схему города на бумаге. Помните о композиции и удобстве для жителей. (Объясняет этап планирования). Этап 3: Графическое оформление проекта. П: Начните рисовать здания, улицы, парки и другие элементы вашего города. Используйте карандаши разной твердости для создания объема и глубины. Не бойтесь использовать фантазию и придумывать необычные формы и детали. (Объясняет этап графического оформления). Этап 4: Презентация проекта. П: Каждая группа представит свой город классу, расскажет о его особенностях и преимуществах. (Объясняет этап презентации). (Оказывает индивидуальную помощь группам, консультирует, направляет, поддерживает). Выставка работ обучающихся (Организует выставку работ). П: Давайте посмотрим на наши города будущего! Каждая группа представит свой проект. (Предлагает группам представить свои проекты). (Проводит анализ работ. П: Что вам больше всего понравилось в своем городе? Что показалось самым сложным? Какие интересные идеи вы увидели в работах других групп? (Задает вопросы, анализирует работы). (Подводит итоги). П: Сегодня вы отлично поработали и проявили свою фантазию и творческие способности. Вы создали замечательные сказочные города будущего! Я надеюсь, что вы узнали много нового об архитектуре и проектировании. Молодцы! | Внимательно слушают вопросы педагога. Вспоминают и высказывают свои знания о том, что такое архитектура, делятся своими представлениями о городах и архитекторах. Рассматривают предложенные репродукции и фотографии, выделяют основные элементы, составляющие город (здания, улицы, парки, площади и т.д.). Задают уточняющие вопросы по теме (если возникают). Выражают свой интерес к теме занятия и готовятся к дальнейшей работе. Внимательно слушают объяснения педагога о принципах архитектурного проектирования. Мысленно представляют себе элементы города и их взаимосвязь. Рассматривают примеры графического оформления проектов, отмечают различные техники и приемы (линии, штрихи, условные обозначения). Задают уточняющие вопросы (если что-то непонятно). Подготавливаются к выполнению практического задания. Объединяются в группы (заранее сформированные или по желанию). Активно участвуют в обсуждении концепции сказочного города, высказывают свои идеи и предложения. Совместно генерируют список элементов, которые будут присутствовать в их городе (здания, технологии, животные, растения). Индивидуально или небольшими подгруппами рисуют отдельные элементы города, используя карандаши, ластики и другие материалы. Проявляют свою фантазию и творчество при создании необычных форм и деталей. Стараются передать объем и глубину пространства с помощью светотени, и перспективы. Размещают свои работы на выставке. Внимательно слушают выступления других групп. Участвуют в обсуждении работ, делятся своими впечатлениями и мнениями. Анализируют свои успехи и неудачи в процессе выполнения проекта. Отвечают на вопросы педагога, оценивая свой опыт на занятии. Выражают свои мысли и чувства по поводу проделанной работы. | ||
III | Заключительный этап | 10 | |
Рефлексия П: Ребята, теперь мы проведём небольшую рефлексию с помощью «банки эмоций». Вы можете подойти к банке и выбрать цвет, который отражает ваши чувства сегодня. - На стенде есть цветные карандаши. Вы можете либо нарисовать, либо написать слово, которое описывает вашу эмоцию выбранным цветом. П: Убираем с парт все материалы. Занятие окончено, до свидания! | Выбирают цвет, рисуют или пишут слово, отражающее их эмоции оценить своё эмоциональное состояние Прощаются с педагогом. | ||
