ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная технология — это система методов, приемов, средств и организационных форм, направленных на эффективное обучение и развитие учащихся вне основной образовательной программы. Эти технологии помогают разнообразить процесс обучения, сделать его более интерактивным и адаптированным к потребностям и интересам обучающихся.
Современные образовательные технологии Личностно-ориентированные технологии Предполагают дифференциацию и индивидуализацию обучения, когда дети являются субъектом собственной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии Предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность, например работу над творческими проектами.
Интернет-технологии К ним относятся компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный учебник, электронное портфолио, дистанционное обучение. Проектная технология Исследовательские и практические работы предполагают получение учебной информации из первоисточников. Групповые технологии Предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Игровые технологии — применяются для оценки обученности по образовательной программе, позволяют стимулировать творческую активность детей, повысить мотивацию к учению. Игровые технологии могут быть использованы для проведения ситуационных тренингов и ролевых игр, которые позволяют ученикам применять свои знания и навыки на практике в условиях, максимально приближенных к реальным.
обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровые технологии Авторы: Пидкасистый П.И. Эльконин Д.Б.
по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). Различают следующие классификации педагогических игр:
природо – и культуросообразность; умение моделировать, драматизировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость; равноправие. Основные принципы игровых технологий
дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; развивающие: развитие качеств и структур личности; социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Цели образования игровых технологий
Предварительный просмотр:
Анализ детского праздника с точки зрения предъявляемых требований
Ссылка на видеоконтент | https://yandex.ru/video/preview/6004366763660930221 |
Название, тема праздника | Концерт ко Дню матери. Празднование и чествование матерей, выражение любви и благодарности к ним через музыкальные и художественные выступления. |
Возраст детей | 8-14 лет |
Перечислите характерные черты, отражающие сущность данного праздника | - Праздник подчеркивает чувства любви и благодарности детей к своим матерям. |
Охарактеризуйте ключевые особенности проведения праздника | - Наличие различных выступлений — от индивидуальных до групповых, с участием как детей разных возрастов. |
Опишите ритуалы, реализуемые в логике праздничного действия | Дети исполняют общие танцы и песню в конце мероприятия. |
Опишите игры, эстафеты | Конкурсы на лучшее выступление: дети состязаются в различных номинациях на лучшее исполнение песни или танца. |
Опишите художественные номера | - Музыкальные выступления: песни, посвященные матерям, песни в исполнении как солистов, так и ансамблей. |
Предварительный просмотр:
Изучение и анализ литературы по проблемам дополнительного образования детей
Название статьи, автор | Проблемы дополнительного образования и способы их решения Тихонов Е.В. |
Ключевые понятия | Дополнительное образование, проблемы, программы, контроль качества, доступность образования. |
Какой проблеме посвящена статья | В данной статье рассматривается анализ текущих проблем в сфере дополнительного образования, недостатки существующих подходов и программ, преимущества и перспективы инновационных методов и технологий, роль государства и бизнеса в развитии дополнительного образования, пути совершенствования системы дополнительного образования рекомендательного и практического характера. |
Как решается проблема (какие методики и технологии применяются) | В первую очередь нужно повышать финансирование государством этой сферы и создавать программы поддержки для малоимущих групп населения. Также нужно разработать более эффективную систему контроля за качеством образовательных услуг. Важно также проводить профессиональную переподготовку педагогических кадров и повышение уровня их компетенции. Нужно активно использовать современные технологии для обучения и создавать новые учебные материалы, чтобы привлечь больше учащихся и повысить качество образования. Пересмотреть существующие подходы и разработать новые методики, основанные на современных технологиях и индивидуальном подходе к каждому ребенку. Важно также повышать доступность образования для всех слоев населения и контролировать качество предлагаемых программ через сертификацию педагогических кадров и оценку результатов обучения. Использовать инновационные методы и технологии. Одним из примеров является онлайн-образование. С помощью цифровых платформ можно получить доступ к большому количеству курсов по различным темам по всему миру. Это дает возможность выбрать наиболее подходящий курс или программу обучения без ограничений географического местоположения. При этом существует возрастное ограничение на использования данной формы обучения у детей до тринадцати лет. Использовать игровые технологий в обучении. Благодаря интерактивности игр можно привлечь внимание обучающихся, а также развить их креативное мышление и коммуникативные навыки. Также можно использовать метод проектного обучения, где обучающиеся работают в команде над решением реальных задач. Государство может повышать финансирование программ дополнительного образования, создавать более комфортные условия для проведения занятий, а также поддерживать кадровые резервы в сфере дополнительного образования. |
Предварительный просмотр:
Итоговый самоанализ по практике
- В чем особенности функционирования образовательных организаций?
Необходимым условием существования учреждений дополнительного образования является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. С этой позиции СДО обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой. Несмотря на предметную ориентацию многих образовательных объединений, осуществляющих свою деятельность на базе учреждений дополнительного образования, дети и молодые люди всегда имеют возможность выбирать вид и направленность деятельности, степень своей включенности в нее (активность участия, объем освоения материала, режим), группы (формальные и неформальные). Разнообразными являются роли, отношения, позиции, которые ребенок или молодой человек имеет возможность выбирать и которые могут оказать конструктивное влияние на развитие их способностей и дальнейший жизненный выбор.
Разнообразны формы организации детских и молодежных образовательных объединений. В основном это разновозрастные образовательные объединения разного численного состава. Наиболее традиционной формой образовательного объединения в учреждениях СДО являются различные творческо-учебные группы (кружки). В них члены объединения осваивают новый опыт участия в поисковоисследовательской, спортивно-оздоровительной, конструкторской, предметно-прикладной, музыкальной и других видах деятельности, а также получают возможность развития личностно и социально важных качеств. Традиционной формой являются также клубные объединения детей и молодежи по интересам.
Учреждения традиционно широко взаимодействуют с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер: учреждениями культуры и спорта, научными учреждениями и организациями, учреждениями сферы профессионального образования, предприятиями и другими учреждениями, и организациями. Непрерывность образовательных связей с различными учреждениями создает благоприятные возможности для полноценного развития ребенка и молодого человека, своевременного самоопределения, повышения конкурентоспособности и развития гражданской позиции, создания условий для формирования каждым собственных (адекватных реальности) представлений о себе и мире. В частности, данные учреждения нередко выступают в качестве центров координации деятельности детских и молодежных общественных объединений в районе, городе, регионе.
- Существуют ли условия в этих организациях для решения проблем ребенка и его развития?
В организациях дополнительного образования существуют условия для решения различных проблем ребёнка и его развития. Такие организации предлагают разнообразные кружки, секции и студии, которые помогают детям развивать свои таланты, интересы и способности. Кроме того, занятия в этих организациях часто проводятся в форме игр и творческих занятий, что позволяет детям получать удовольствие от процесса обучения и чувствовать себя более комфортно.
- В чем состоит на сегодняшний день роль педагога в общеобразовательной школе, в организации дополнительного образования?
На сегодняшний день роль педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе и в организации дополнительного образования включает в себя:
1. Помощь ребенку в раскрытии его потенциала, развитии талантов и интересов;
2. Подготовку ребенка к взрослой жизни, формирование самостоятельности и ответственности;
3. Использование разнообразных методик и подходов для достижения поставленных целей;
4. Адаптацию ребенка в коллективе и обучение его работе в команде.
- Какие бы вы назвали профессионально важные качества, способности, психологические особенности, необходимые для данной профессии?
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами.
7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
12. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- Оправдались ли ожидания, связанные с практикой?
Практика оказалась именно такой, как я и ожидала. Все полученные знания и навыки удалось применить на практике.
- Какое задание было для вас самым сложным и почему?
Задания не вызвали у меня больших затруднений, но некоторые из них потребовали внимательности при решении.
- Какое задание показалось самым интересным? Почему?
Мне показалось интересным анализировать посещённые занятий по программе дополнительного образования.
- Чего вы ожидаете от следующей практики?
Получить профессиональные умения и опыт профессиональной деятельности. Изучить реальные ситуации и проверить полученные во время учёбы знания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение–это: форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Дифференциация обучения
Цель дифференциации Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся
Методологическая основа Формирование опоры , обеспечивающей всем учащимся независимо от их способностей, овладение базовой системой знаний, умений Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки по типу «ученик должен» Введение повышенного уровня требований по типу «ученик хочет и может» Явное, а не искусственно формальное признание права ребенка на выбор уровня усвоения материала и отчетности Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний уровневому подходу
Виды дифференциации Внутренняя учащиеся не выделяются в группы, а учитель, зная особенности учащихся, дает им задания разного уровня сложности Внешняя разделение учащихся на группы по профилям Промежуточная (уровневая) дифференциация в рамках одного класса
Уровневая дифференциация НУЛЕВОЙ уровень активности Психолого - педагогические особенности учащихся пассивны , с трудом включаются в работу; ожидают привычного давления со стороны учителя; нет заинтересованности; не умеют работать самостоятельно ; не пытаются искать собственное решение; медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно.
Направления работы Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой Проводить минутки психологической разгрузки Создавать особую эмоциональную атмосферу урока Обращаться к таким детям только по имени Похвала, одобрение, добрый, ласковый тон
Уровневая дифференциация ОТНОСИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ уровень Психолого-педагогические особенности учащихся заинтересованность появляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приёмами преподавания; охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению; торопливы.
Направления работы Их внимание можно «держать» вопросами , которые задают сами учащиеся в конце урока по его теме Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом Для них очень важна эмоциональная поддержка Эмоционально-интеллектуальная атмосфера должна сопровождать весь урок
Уровневая дифференциация ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ уровень Психолого-педагогические особенности учащихся систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность; предлагают оригинальные пути решения; работают преимущественно самостоятельно; начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учащимися, постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
Направления работы Побуждать к самостоятельности в учении Стимулировать проблемными, частично поисковыми и эвристическими ситуациями на уроке Создавать ролевые ситуации (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.) Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний
Уровневая дифференциация ТВОРЧЕСКИЙ уровень Психолого-педагогические особенности учащихся любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи; стремятся к самовыражению через различные виды творчества.
Направления работы Создание условий для самореализации личности , возможности выразить своё отношение к миру Специальные приёмы , стимулирующие творческую деятельность: кооперативное обучение мозговой штурм групповая дискуссия метод придумывания
Метод кооперативного обучения Кооперативное обучение это, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить
Метод мозгового штурма Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу Работа ведется в следующих группах: генерации идей анализа проблемной ситуации оценки идей генерации контридей Ученики высказывают идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время
Метод придумывания Метод придумывания это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных творческих действий
Метод групповой дискуссии Групповая дискуссия это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения Использование метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников ослабить скрытые конфликты выработать общее решение повысить эффективность работы участников дискуссии повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников
