Мониторинг

Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов обучения школьников как один из способов повышения качества образования на уроках ОБЖ

В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка в школьной жизни. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий, возрастёт и познавательная активность детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на  достижение результатов:

-в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)

-в формировании учебных универсальных действий (метапредметных результаты)

-в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки.

Оценивания предметных результатов

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных об уровне знаний и обученности учащихся, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий, умение корректировать работу с учащимися. Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой отметкой, возможность пересдать контрольную работу.

Способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (диктант, самостоятельные работы, практические работы, разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, кроссворды, проектные работы, нетрадиционные уроки). В выпускных классах выполняем задания по образцу ОГЭ.

 

 

Учебные годы

Классы

8кл.

9кл.

10кл.

11кл

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

усп.

кач. зн.

ср. б.

2018-2019

100 

80

4

-

-

-

100

80

4,30

100

100

5

2019-2020

100

100

4,50

100

87,50

4

100

100

5

100

87,50

4,75

2020-2021

100

100

4,54

100

100

4,62

100

100

5

-

-

-

2021-2022

100

100

4,57

100

100

4,53

100

100

4,25

100

100

5

2022-2023

100

100

4,73

100

100

5

100

100

4,70

100

100

5

 Совершенно новыми являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новая   диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)

Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ дополняется новыми формами контроля результатов такими как:

-целенаправленное наблюдение (проявляемые учениками действия и качества по заданным параметрам);

-самооценка ученика по принятым формам;

- результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;

-результаты учебных проектов.

Эти формы контроля направлены на поддержание успешности и мотивацию ученика, на обеспечение его психологической безопасности. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала, что порой сложно реализовать на уроке. Наблюдение учащихся может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации ( на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например, при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)

 

Уровень личностных  и метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы  учащимися 8,9,10,11 классов по ОБЖ

 

Метапредметные умения и личностные качества

Уровни

8

 15 ученика

%

9

11 учеников

%

10

6 ученика

%

11

7 учеников

Итого

39 учащихся

%

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Познавательные

УУД

высокий

53

53

45

54,5

50

67

43

29

47,7

50,9

средний

33

33

36

26,5

50

33

57

57

44

37,4

низкий

14

14

19

19

-

-

-

14

8,3

11,8

Регулятивные

УУД

высокий

26,5

26,5

27

36

33

50

14

29

25,1

35,3

средний

60

66,5

46

37

50

50

72

57

57

52,6

низкий

13,5

7

27

27

27

-

14

14

20,4

12

Коммуникативные

УУД

высокий

53

53

27

27

50

50

43

43

43,3

43,3

средний

21,5

21,5

46

46

50

50

43

43

40,1

40,1

низкий

26,5

26,5

27

27

-

-

14

14

16,6

16,6

Личностные

качества

высокий

40

40

45

54,5

67

67

28,5

28,5

45,1

47,5

выше

среднего

26,5

26,5

28

28

17

17

43

43

28,6

28,6

средний

14

14

27

27

17

17

28,5

28,5

21,4

19

ниже

среднего

19,5

19,5

-

-

-

-

-

-

4,9

4,9

низкий

-

-

-

-

-

-

Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать и отстаивать  своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке, собственные возможности выполнения задачи.

Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности, и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.

К технологии оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее.



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания по предмету ОБЖ 5-11 класс

Особенности оценивания обучающихся по Основам безопасности жизнедеятельности.

Общие требования.

Оценки могут быть текущими (за усвоение учебного материала на отдельных уроках), тематическими, контрольными (за четверть, полугодие, год) и итоговыми (за проверенные знания, умения и навыки по всему курсу обучения).

Оценка есть средство, контролирующее и направляющее воспитательную, развивающую и обучающую функцию учебного процесса по курсу ОБЖ также, как и по другим школьным дисциплинам.

Необходимо учитывать:

а) правильность, осознанность и прочность знаний, способность ими оперировать, умение самостоятельно построить ответ, сделать и обосновывать выводы, полностью раскрыть понятия, точно употреблять научные термины;

б) степень сформированных интеллектуальных и общенаучных умений

(анализ, обобщение, сравнение, сопоставление, выделение главного и т. п. );

в) речевую грамотность логическую последовательность ответа.

Отметка может быть выставлена и за особо содержательный краткий ответ, показывающий глубокое понимание вопроса, самостоятельное (нестандартное) решение сложной проблемы и т. п.

Можно поставить оценку за подготовленное учебно-наглядное пособие (таблицу, схему, диаграмму, макет и т. п.) при изготовление которого учащийся не мог не изучить основательно соответствующий учебный вопрос или проблему.

При выставлении отметок, по совокупности можно учитывать знания, умения и навыки, проявленные учащимся во внеклассных и внеурочных

мероприятиях по предмету (викторина, КВН, соревнования (в виде игры "Зарница") и т. п.).

Неудовлетворительная отметка может быть поставлена в исключительных случаях, когда преподаватель хочет обратить внимание ученика, которому выставляют отметку, и класса в целом на его явную недобросовестность в учебной работе. Оценку "1" в среднем и старшем звене школы по ОБЖ ставить нет        необходимости -        достаточно        оценки "2" при неудовлетворительном усвоении учащимися учебного материала.

Отметки выводятся на основе знаний, умений и особенно навыков в выполнении жизненно важных практических действий, но с обязательным учетом других разнообразных показателей продвижения школьника в его учебной деятельности (рост самостоятельности, уверенности в анализе экстремальных ситуаций, способность к обобщению, принятию решений, особенно в сложных ситуациях, общее личностное развитие, рост навыков правильного социального поведения).

Преподаватель ОБЖ должен видеть и стимулировать через оценивание учебной деятельности учащихся формирования нового, безопасного типа, личности, безопасной для себя, окружающих людей, общества и природы.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

по Основам безопасности жизнедеятельности 5 - 6 класс

Формы контроля

  1. Тестовые задания (7- 15 мин).

  1. Устный опрос (7-15 мин)

4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая) Средства контроля и оценки результатов обучения: Все тестовые задания оцениваются:

  • правильный ответ – 1 балл;

  • отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
  • допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущена        ошибка        или        более        двух        недочетов        при        освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Оценка письменных ответов обучающегося:

производится на основании письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценку «5» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачѐт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачѐт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачѐт в баллах, то оценку

«3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачѐт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

по Основам безопасности жизнедеятельности 7-9 кл

Критерии оценивания письменного ответа.

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.

Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Тестирование

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания/Отметка

95% и более - отлично 80-94%% - хорошо

66-79%% - удовлетворительно

менее 66% - неудовлетворительно

Контрольные работы

При выполнении практической или контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. Эталоном,        относительно        которого        оцениваются        знания        учащихся, является обязательный        минимум        содержания        по данному предмету. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс
  • это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:

Оценка «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

Оценка «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

Оценка «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала);

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

по Основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс Оценка устных ответов обучающихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

При оценивании устных ответов обучающихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к

основным знаниям и умениям обучающихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценка письменных проверочных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех- пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка тестовых заданий

Для тестов из 5 (пяти) вопросов:

оценка «5» - нет ошибок; оценка «4» - одна ошибка; оценка «3» - две ошибки; оценка «2» - три ошибки.

Для тестов из 10-30 вопросов:

оценка «5» - от 90% и более правильных ответов; оценка «4» - от 60% до 89% правильных ответов;

оценка «3» - от 40% до 59% правильных ответов; оценка «2» - менее 40% правильных ответов.

Оценка практических работ. Оценка «5»

  1. учащийся        выполняет        практическую        работу        в        полном        объеме        с соблюдением необходимой последовательности действий
  2. самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование;
  3. все        приемы        проводит        в        условиях        и        режимах,        обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
  4. допускает        не        более        1-2        недочета,        которые        легко        исправляет самостоятельно.
  5. выполнение нормативов имеет высокое значение.

Оценка «4»

  1. учащийся        выполняет        практическую        работу        в        полном        объеме        с соблюдением последовательности действий,
  2. самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование;
  3. допускает неточности при выполнении практических действий, и способен обнаружить и исправить их по требованию учителя.
  4. соблюдает требования правил техники безопасности.
  5. не выходит за рамки среднего показателя нормативов.

Оценка «3»

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. испытывает затруднения в применении знаний, при практических действиях, путается в последовательности действий
  3. допускает ошибки при выполнении практических действий, и способен обнаружить и исправить их только при помощи со стороны.
  4. соблюдает требования правил техники безопасности.
  5. выполнение нормативов имеет значение ниже среднего.

Оценка «2»

  1. не усвоил и не показал практические действия.
  2. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
  3. полностью не усвоил материал.
  4. нарушения правил техники безопасности.
  5. не выполняет нижнее значение нормативов.

Во всех случаях оценка снижается на один балл, если ученик нарушал правила техники безопасности