Мои доклады

Мои доклады, выступления, мастер-классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мылинская СОШ»

Доклад

Тема: «Пути повышения качества знаний на уроках ОБЖ»

Подготовил:

учитель ОБЖ

Хандуев Баир Михайлович

у. Мыла

2021 г

За время моей работы учителем ОБЖ я постоянно задумывался над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний  и умений. Поэтому в своей деятельности огромное внимание уделяю общим проблемам: повышения качества знаний, активности, интереса учащихся к изучению предмета   и творческой самостоятельности на уроках ОБЖ.  Конечно, каждого учителя интересует конечный результат его работы- это качество знаний, полученное учащимися .Основные направления в работе по повышению качества знаний у меня стали побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации.

Мотивация – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанному с удовлетворением определённых потребностей:

- внутренних (удовлетворение познавательной потребности в процессе обучения);

- внешних (социальный престиж – хорошо учится, удовлетворение амбиций, лидерства, поступление в вуз и т.д.).

Для укрепления и развития мотивации на уроке применяю следующие активные методы: средства ИКТ, метод проектов, анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотивации учащихся на уроках ОБЖ», встречаю определённые трудности. Некоторые вопросы предмета ОБЖ кажутся недостаточно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Именно в этот период стремлюсь  раскрыть притягательные стороны изучаемых вопросов. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.

Со временем забываются любые знания, особенно полученные «через силу». Известно, что человеку легче запомнить то, что вызывало у него эмоции. Поэтому скучную лекцию или информацию из чрезмерно сухо и сложно написанного учебника вспомнить бывает чрезвычайно сложно. Выход из этой ситуации – сделать процесс изучения того или иного предмета интересным.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации.

Учитывая это, применяю информационно- компьютерные технологии (ИКТ), которые  воздействуют  на различные органы чувств.

   Использование мультимедийных технологий открывают огромные возможности для саморазвития, самопознания, самореализации личности ребёнка. Использование мультимедийного оборудования в работе с новым материалом на уроке по основам безопасности жизнедеятельности позволяет повысить внимание школьников, вследствие чего освобождается дополнительное время для изучения учебного материала. Экономия времени в данном случае составляет около 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти  обучающихся значительно дольше.

Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики) позволяют более наглядно доносить учебный материал до учащихся и делают уроки ОБЖ более яркими, запоминающимися. Наиболее востребованными у учащихся стали сюжеты по темам «Первая помощь при переломах», «Типы костров», «Курение убивает». Посмотрите один из роликов.

Процесс усвоения знаний по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» достаточно своеобразен. Специфика преподавания данного курса определяется практической направленностью, которая заключается в приобретении учащимися практических навыков безопасного поведения в условиях ЧС. Практические занятия всегда вызывают огромный интерес у учащихся. Даже если слабые ученики если не усвоили материал на уроке, они с интересом включаются в практикум и постигают упущенное. Особенно нравятся учащимся практические уроки по темам: «Приемы оказания первой медицинской помощи», «Индивидуальные и коллективные средства защиты», изучение правил дорожного движения.

Удалось разнообразить содержание учебного курса с помощью материалов для тестового контроля, комплектов заданий для самостоятельной и групповой работы, справочного материала, нестандартных творческих заданий, для решения которых требуется дополнительный поиск, исследования.

Широко использую тестовые задания, подготавливаю печатные и раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), для использования в урочной и внеурочной деятельности. Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Использование тестов даёт возможность осуществления многих функций. Так в ходе обучения информирую учеников, довожу цифры, факты, подкрепляю излагаемый материал данными из тестов

Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Они дают возможность индивидуализировать задания. Школьники используют тесты для самоконтроля. Тестовые задания позволяют более объективно оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля, помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты я использую в работе как с сильными, так и со слабыми учениками.

В результате использования тестовых заданий я наблюдаю следующие результаты:

-Повышение активности учащихся

-увеличение объема самостоятельной работы учащихся..

-повышается   качество знаний

Занимательные и игровые задания так же способствуют повышению качества знаний. Занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока –  они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением нового материала и т.д. Их  можно применять, подбирать по каждой теме предмета, 
решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях.
Важен последовательный переход от простых задач к сложным, необходимо только учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности. Занимательные задания на уроках повышают эмоциональный  тонус  учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизируют их внимание  и волевых усилий.
        За последние десятилетия в педагогических науках «интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности, возрастает» и это объяснимо, потому, что идет интенсивный поиск, вызванный потребностью открыть такие формы организации учебной деятельности на уроке, которые обеспечили бы высокую эффективность преподавания и, вместе с тем, гармоничность развития личности, повышения качества знаний.

Решение головоломок способствует развитию таких наиболее общих качеств продуктивного мышления, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипному влиянию прошлого опыта и т.п. Обладание же такими обобщенными качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания. 

Особенно интересны детям практические задания, которые можно выполнить самим руками. Такие задания объединяют детей и родителей, повышают интерес к предмету ОБЖ.
      Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями.

Опытом установлено, что использование при обучении безопасности жизнедеятельности загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяют общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность и др. Загадки я использую на разных этапах урока, например:

Здесь не катится автобус, здесь трамваи не пройдут,

Здесь спокойно пешеходы по тропиночке идут,

Для машин и для трамвая
Путь –дорога есть другая (тротуар)

Во внеклассной деятельности, я провожу конкурсные программы – это специально организованные соревнования. Цель таких соревнований – сравнение уровней мастерства участников, поскольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. 
В этом и заключается главный педагогический эффект творческих заданий: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими. 

Провожу такие конкурсы как «Знаток ОБЖ», викторины по ПДД, эстафеты.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии.

  1. Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести учащихся от одного уровня физического и интеллектуального развития  к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе.

Дифференцированный подход осуществляется мною по трём направлениям:

- изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья учащихся;

- управление деятельностью учащихся;

- активизация самостоятельной деятельности учащихся.

2.    Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

3.      Технология модульного обучения – это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определенных видов работы, которые выполняют учащиеся. Таким образом, я разделяю занятия по определенным модулям:

1. Выживание в экстремальных ситуациях.

2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

4. Основы обороны государства.

5.      Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;

- целеполаганию;

- самообразованию и самоорганизации;

- обобщению информации из разных источников.

6. Толерантность – важнейшая жизненная ценность в решении различных задач.

Дифференцирующий метод обучения считаю приоритетным, так как способности и знания у детей разные. Стараюсь на уроках больше уделить внимания слабым ученикам, поддержать их психологически: улыбаться, разрешаю отвечать не у доски традиционно, а с места или даже сидя, то есть быть с ними толерантными.

Применяю при дополнительном опросе форму собеседования.

Основу любого урока составляет слабый ученик. Его ни в коем случае ни на минуту нельзя упускать из поля зрения. Средние и сильные учащиеся выполняют аналогичные задания с постепенным усложнением, помогая при этом слабым.

Не стремлюсь ставить двойки, ведь это подавляет ученика, у него пропадает интерес к предмету или даже к учебному процессу. Он уединяется, замыкается в себе, у него возникает озлобленность к учителю, к товарищам, к школе. Любой положительный ответ стараюсь поощрить, даже если он и не заслуживает особого внимания.

        Начиная с 8 класса, стараюсь научить детей оценивать свои ответы (самооценка, самоанализ, самокритика) и ответы одноклассников. Считаю, что самоанализ, самокритика и самооценка способствуют воспитанию ответственности, дисциплинированности, принципиальности, степенности, умению анализировать, развивают речь и мыслительную деятельность

При подготовке к урокам стремлюсь исходить из сложности нового материала, знаний и умений учащихся, наличия наглядного, раздаточного и учебно-методического материала, стараясь делать опору на уже знакомый материал, ранее изученный. Это позволяет учащимся легче усвоить новые знания.

Развивая интерес к урокам ОБЖ такими методами и приёмами, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся.

Учебный год

% качества

% обученности

2018-2019

80

100

2019-2020

84

100

2020-2021

100

100



Предварительный просмотр:

МБОУ «Мылинская СОШ»

Доклад

Тема: «Охрана труда и техника  безопасности в школе»

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Подготовил: учитель ОБЖ

Хандуев Баир Михайлович 

 

 

У. Мыла,

2022г

Охрана труда и техника  безопасности в школе

            Большое внимание уделяется в школе охране труда и технике безопасности. 

Работа в этом направлении ведется в соответствии с действующими законодательными актами ответственными работниками школы, прошедшими специальное обучение.

Два раза в год все сотрудники проходят инструктаж по охране труда на рабочем месте и по предметам.  

Комиссия по охране труда уделяет большое внимание состоянию учебных помещений, территории школы (особенно в зимний период).

Соблюдение правил охраны труда техники безопасности сотрудниками школы помогает работать без производственных травм. Специалист по охране труда и технике безопасности, руководитель структурного подразделения посещают уроки химии, физики, физической культуры, информатики, обслуживающего труда, технологии и многие кружки на предмет соблюдения должностных инструкций по охране труда данного предмета. Большое внимание уделяется молодым специалистам.

В рамках охраны труда и технике безопасности проверка состояния электрохозяйства в школе, за которое несет ответственность сотрудник, имеющий четвертую группу допуска по электробезопасности и достаточный опыт работы.

Во время ремонтных работ специалист следит за соблюдением правил по охране труда и участвует в приемки помещений по окончанию ремонтных работ.

В соответствии с общепринятыми требованиями, у нас в школе оформлен уголок по охране труда.

 

Инструкции по технике безопасности

Инструкция по безопасности детей при проведении

школьных мероприятий

1. За жизнь и здоровье детей несет ответственность классный руководитель.

2. Дежурство во время мероприятия осуществляют родители: на 10-12 учеников - 1 взрослый.

3. Мероприятие заканчивается не позднее 20.00.

4. При проведении мероприятий строго соблюдаются правила пожарной безопасности.

5. Во время проведения мероприятий классный руководитель не должен оставлять учеников одних.

6. Заявление на проведение мероприятия подается не позднее, чем за 3 дня до проведения.

7. Во время проведения мероприятия не разрешается открывать окна. Проветривание осуществляется через фрамугу.

8. Не разрешается ставить столы в кабинетах, где проводится мероприятие, один на один. При необходимости столы и стулья могут быть вынесены в коридор. Рядом с ними должен находиться дежурный взрослый из числа родителей.

9. Во время проведения мероприятия не разрешается хождение учащихся по школе.

10. Если при проведении мероприятия предусмотрены угощения для учащихся, то классный руководитель следит за соблюдением санитарных норм.

11. Если с учащимся произошел несчастный случай, то мероприятие приостанавливается, пострадавшему оказывается помощь, при необходимости вызывается "скорая помощь". Классный руководитель сообщает о несчастном случае или травме администрации школы.

12. По завершении мероприятия необходимо убрать помещение, где оно проводилось. Классный руководитель и дежурные родители совершают обход школы, проверяя чистоту и порядок ее территории.

 

Инструкция по пожарной безопасности

1. Ответственность за выполнение пожарной безопасности при проведении мероприятии несет классный руководитель.

2. В школе все массовые мероприятия проводятся в присутствии классного руководителя, дежурного учителя или завуча с соблюдением правил пожарной безопасности для школ.

3. В помещении, где проводится мероприятие, должны быть свободными проходы, выходы из здания, предназначенные для эвакуации людей.

4. Двери из помещения во время проведения массовых мероприятий запрещается запирать на замки или тяжелые для открытия запоры.

5. У дверей должны постоянно находиться дежурные родители или учитель.

6. При проведении мероприятия запрещается устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, которые могут вызвать возгорание.

7. Запрещается применять огнеопасные жидкости для чистки одежды, париков и других реквизитов.

8. При проведении новогодних утренников и вечеров:

• елка должна быть прочно закреплено, не мешать входу и выходу из помещения, и установлена вдали от занавесок, отопительных приборов;

• электрогирлянды должны быть только фабричного изготовления и включаться в сеть электриками;

• маскарадные костюмы, декорации должны быть пропитаны составом против возгорания;

• в помещении, где проводится новогодний утренник, запрещается зажигать бенгальские  огни, свечи, пользоваться хлопушки, петардами;

• запрещается полностью выключать свет в помещении.

9. В случае возгорания немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 и организовать эвакуацию учащихся.

Инструкция по проведению пешеходных экскурсий

1. Классный руководитель организует детей возле школы и проверяет по списку, определяет взрослых для сопровождения.

2. Ученики внимательно слушают классного руководителя.

3. Ученики при движении не должны нарушать построение группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаются.

4. При переходе улицы соблюдать правила дорожного движения.

5. Дети не должны с собой брать токсические и легковоспламеняющиеся вещества и предметы.

6. Группа должна идти по тротуару или пешеходным переходом, по обочине дороги, не выходя на проезжую часть.

7. Переходить дорогу по пешеходным переходам (наземному или подземному).

8. При переходе дороги с односторонним движением необходимо определить, в какую сторону движутся машины, чтобы знать, с какой стороны ждать опасности.

9. Классный руководитель не должен позволять учащимся выходить из детской колонны с целью что-нибудь посмотреть или что-нибудь купить.

10. На конечном пункте пути проверить всех по списку, еще раз напомнить детям, как себя вести (если пришли в парк), предупредить, чтобы без разрешения не отделялись от группы.

11. При возвращении с экскурсии выполнять те же советы: построить детей, проверить по списку. Оставить чистым места отдыха, остановки. Взрослым, что сопровождать нужно занять свои места.

12. Группа возвращается в полном составе к школе. Запрещается отпускать кого-нибудь по дороге.

 

Инструкция для классных руководителей,

выезжающих с классом на экскурсию

(поезд, автобус)

1. Иметь список группы с указанием класса, домашних адресов (для выезда на поездах дальнего направления).

2. Указать фамилию, имя, отчество сопровождающих учителей, родителей, приблизительное время возвращения.

3. Состав группы: на 1 взрослого 10-12 учащихся.

4. Сбор возле школы, проверка по списку, построение детей.

5. Во время движения до электрички или автобуса использовать сигнальные флажки, идти организована по тротуарам, строго соблюдая правила дорожного движения.

6. При переходе улицы дождаться, чтобы вся группа остановилась, взрослый сопровождающий перекрывает движение автотранспорта с помощью сигнальных флажков, дети организованно переходят дорогу.

7. Перед посадкой на электропоезд проверить по списку наличие всех учащихся.

8. Соблюдать правила посадки в общественный транспорт: вся группа спокойно садиться в одну дверь вагона, который находится близко к кабине машиниста, в вагоне придерживаться правил культурного поведения, громко не разговаривать, не пересаживаться с места на место, время движения автобуса не вставать с места.

9. После выхода из вагона или автобуса проверить количество детей, построить их, взрослым занять определенные места при движении группы: в начале и в конце колонны.

10. На пути движения нельзя даже на короткое время распускать группу.

11. На обратном пути выполнять те же правила.

12. Приехав на станцию, детей не распускают по домам, а вместе с сопровождающими взрослыми доводят до школы.

13. Классный руководитель подводит итог поездки, отмечает положительные стороны поведения учеников.

 

Инструкция по правилам поведения учащихся в театрах, музеях

1. Все организовано входят в фойе театра.

2. Раздеваются, собирают свои вещи: шарфы, шапочки кладут в рукав одежды, обувь - в пакет.

3. Вся группа сдает свою одежду в одном отделении раздевалке.

4. Вещи сдавать культурно, перекинув через барьер, чтобы гардеробщики было удобно взять. Получив номерок, отойти в сторону, куда укажет классный руководитель.

5. Сдав вещи, все собираются вместе, учитель делит группу на части, и все идут в туалет.

6. Опять все собираются организованно, посещают буфет, культурно ведут себя за столиками, вытирают руки салфеткой или платком.

7. При покупке сувениров вежливо благодарят продавцу.

8. В зрительный зал входят вовремя, спокойно садятся на свои места, не мешая другим зрителям.

9. Во время просмотра спектакля не кричать, не отвлекают внимание зрителей, не шуршат бумагой и не рассматривают сувениры.

10. После окончания спектакля ученики не оставляют зрительный зал до тех пор, пока окончательно не закрывать занавес.

11. Выходят из зала организованно. Посещают туалет, спокойно строятся вдоль барьера, получают одежду, благодарят гардеробщика за обслуживание.

12. Спокойно одеваются, уходят в назначенное классным руководителем место, строятся к выходу, не толкаясь. Выполняют все указания классного руководителя.

 

Во время посещения музея соблюдать те же правила поведения, что и в театре.

Во время просмотра экспозиции ничего не трогать руками. Слушая лекцию, стоят полукругом, пропуская вперед маленьких ростом. В то же время  не стеснять экскурсантов, не перебегать от одной экспозиции к другой, не разговаривать, не перелезать через  ограждения.

Если экспонаты находятся в  витрине, при просмотре не ложиться на нее; после окончания просмотра  поблагодарить экскурсовода, организованно  выйти, посетить туалет.

Если пользовались услугами раздевалке, то получив одежду, построиться на выход.