Мои разработки

На данной странице можете ознакомиться с разработками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы безопасности жизнедеятельности

9 класс

Тема.  Правила безопасного поведения в повседневной жизни.  

Изучаемые вопросы: 

  1. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека.
  2. Организация рабочего места и стандарты безопасности.

 

Цели:

Образовательная: 

 - убедить обучающихся в негативном воздействии компьютера на здоровье человека.

Развивающая:

- формировать у обучающихся, убеждения о необходимости бережного отношения к своему здоровью.                                                                                                                             

Воспитательная:

 - сформировать негативное отношение к вредным привычкам.

Оборудование: 

- персональный компьютер, принтер, мультимедийный проектор, плакаты, электронное учебное пособие по ОБЖ, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова для 9 класса.

Тип урока: 

-комбинированный

Структура урока:

  1. Организационный момент

Доклад дежурного о готовности к занятиям, отсутствующих на уроке.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала.  (Демонстрация презентации)

   1.  Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека

     Рассмотрим основные факторы воздействия компьютера на здоровье человека с точки зрения наиболее многочисленных сторонников, утверждающих, что компьютерная болезнь существует. (При этом следует отметить, что существует мнение и об отсутствии отрицательного влияния компьютеров на здоровье.)

     К отрицательным факторам, причем их необходимо рассматривать комплексно, относятся следующие:

Во-первых, монитор ПК является источником:

- электростатического поля;

- слабых электромагнитных излучений в низкочастотном, сверхнизкочастотном и высокочастотном диапазонах (2 Гц – 400 Гц);

- рентгеновского излучения;

- ультрафиолетового излучения;

- инфракрасного излучения;

- излучения видимого диапазона.

      Этот вывод основывается на результатах научных работ, экспериментальных данных, полученных отечественными и зарубежными специалистами, которые с помощью новейшей измерительной техники изучают влияние этих излучений на организм человека, особенно на мозг.

Радиация

       Со времен Хиросимы паника по поводу радиации превышает все мыслимые пределы. Многие люди готовы верить всему и бояться всего, когда слышат слово "радиация". Верят даже древней шутке про то, что от радиации защищают кактусы (её выдумал без всяких на то оснований один знаменитый пользователь сети ФИДО). В компьютерах нет, да и не может быть, той радиации, которая имела место в Чернобыле. Все источники такой радиации жестко контролируются правительствами и уж в компьютеры их точно не помещают. Слово "радиация" в документации к ПК означает всего лишь "излучение". Такое же, как у Солнца.
     Источником вредного излучения является монитор, и хотя на заре ПК встречались мониторы, излучение которых было за пределами разумных норм, но при работе за любым из современных мониторов пользователь поглощает значительно меньше излучения, чем при прогулке по солнечной улице.

Магнитное излучение

       Частный случай "радиации". Магнитное излучение действительно вредно, что подтверждается многочисленными эффектами магнитных бурь. Природа его проста и понятна из школьного курса физики – непосредственное воздействие на нервную систему.
Бороться с магнитным излучением действительно имеет смысл, но начинать надо не с выбора стандарта монитора, а с таких вещей, как СВЧ-печка на кухне или трансформаторная будка под окном.

      Во-вторых, неподвижная, напряженная поза пользователя ПК, особенно оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану дисплея, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставов.

     В-третьих, работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

     В-четвертых, работа с компьютером предполагает прежде всего визуальное восприятие отображенной на мониторе информации, поэтому значительной нагрузке подвергается зрительный аппарат.

     Факторами, наиболее сильно влияющими на зрение, являются:

Несовершенство способов создания изображения на экране монитора. Эта группа факторов включает в себя:

  • неоптимальные параметры схем развертки электронно-лучевой трубки;
  • несовместимость параметров монитора и графического адаптера;
  • недостаточно высокое разрешение монитора, расфокусировка, несведение лучей и низкий уровень других его технических характеристик;
  • избыточная или недостаточная яркость изображения.

    Непродуманная организация рабочего места, которая является причиной:

  • наличия бликов на лицевой панели экрана;
  • отсутствия необходимого уровня освещенности рабочих мест;

несоблюдения расстояния от глаз оператора до экрана.

Мерцание изображения

     Экран CRT-монитора мигает несколько раз ежесекундно. Чем выше частота этих "миганий" - тем меньше нагрузка на глаза. Каждый раз, когда производителям мониторов удавалось немного увеличить частоту мерцания монитора, это преподносилось как революционный прорыв в борьбе за сохранность глаз, однако реальный вред от мерцания недооценивался и недооценивается до сих пор.

Ухудшение зрения

      Многим пользователям ПК, обратившимся к грамотному окулисту с жалобами на "ухудшение зрения от работы с компьютером", всего лишь не хватало в организме витамина А, который есть практически в любой аптеке. "Аевит" (капсулы с хорошей дозой витаминов "А" и "Е") – распространённые и не дорогие. Глаза приходят в норму за неделю.

     Значительно реже, но встречаются окулистам пациенты, зрение которых ухудшилось именно из-за компьютера. Обычная близорукость или дальнозоркость, реже – астигматизм.

     Тут работают те же принципы, что и при порче зрения чтением книг. Неправильное расстояние до монитора, неправильно установленная яркость (для текста она должна быть меньше, а для картинок и видео – больше), нечеткое изображение, мелкие или трудно читаемые шрифты, слишком длинные или слишком короткие строки, неудобные для глаз цвета, мельтешащая анимация – вот основные причины ухудшения зрения от работы за компьютером. Стоит помнить, что зрение портится далеко не сразу, иногда – годами.

Гимнастика для глаз

     Наши глаза - удивительный дар природы, зрение - источник получения 70% информации от окружающего нас мира. Но мы его не всегда бережём и ценим. Как результат наступает ухудшение зрения и человек вынужден надевать очки. А ведь для того, чтобы сохранить хорошее зрение, от нас требуется соблюдение простых правил, которые помогут нашим глазам оставаться здоровыми.

     Окулисты свидетельствуют о растущем числе пациентов, ухудшение зрения у которых напрямую связано с работой на ПК. Несмотря на постоянное улучшение качества мониторов, нагрузка на глаза не уменьшается. Сухость, покраснение, воспаление, раздражение и усталость глаз, головные боли - все это является следствием постоянно возрастающих требований к зрению и влияния компьютера на здоровье глаз.

      Вращение. Закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево, вверх, вправо, вниз. И обратно. 4 раза в одном направлении, 4 - в другом.       Старайтесь не жмуриться.

Вверх и вниз. Снова закройте глаза и посмотрите вверх, затем вниз. Выполните 8 раз.

Моргание. Смотрите прямо перед собой. 30 секунд быстро моргайте. 30 секунд неподвижно смотрите перед собой. Повторите 3 раза.

Цифра V. Медленно следуйте взглядом по цифре V, "нарисованной" в плоскости и размере вашего лица. Повторите 7-8 раз.

      В-пятых, работа с компьютером сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук.

Шум

      Тому, кто простоял хотя бы одну смену в среднестатистическом цеху, трудно объяснить, что шум компьютеров вреден. Действительно, не так уж они и шумят. Однако, утомление от такого шума – это легко наблюдаемый факт. Вопрос только в том, что больше влияет на утомляемость, конкретная модель вентилятора или, например, акустика комнаты. В свете появления систем водяного охлаждения и вентиляторов с уровнем шума менее 20 дБ, стоит начать говорить не об уровне и характере шума, а о наличии его вообще.

Токсичность

     Существует мнение, что компьютер может быть более или менее "ядовит", и это имеет существенное значение для пользователя. Так ли это важно.

Почему, например, пользователя должно волновать наличие в компьютере тяжелых и цветных металлов? Он же не собирается употреблять свой ПК в пищу. Те дозы, которые можно получить во время обычной работы, стоит рассматривать не как вредные металлы, а как полезные микроэлементы. Конечно, разбив монитор на рабочем месте можно суметь отравиться, однако на фоне общей экологической обстановки токсичностью компьютера можно пренебречь.
    Конечно, содержание, например, свинца скажется, когда пользователь будет выбрасывать ПК на свалку, но в настоящее время утилизация ПК не способна заметно повлиять на состояние российских свалок. Вот в Европе – другое дело.
   С некоторой натяжкой можно считать токсичными веществами, которые некоторое время выделяются из пластиковых деталей ПК. Тот самый характерный "запах нового компьютера". Практика показывает, что целый день, проведенный в душном помещении, заваленном новыми корпусами ПК, может оказать заметное отравляющее воздействие. Этот запах стоит учитывать, как вредный, но важно помнить, что он исчезает за несколько дней, в крайнем случае, недель.

Проблемы опорно-двигательного аппарата

     Рост среднего человека утром на два-три сантиметра больше, чем вечером, так как позвоночник за целый день стояче-сидячей жизни заметно сжимается. Если к тому же имеет место хоть незначительное искривление позвоночника, то неизбежно защемление нерва. Пользователям ПК легко понять, что произойдет – нарушится интерфейс между мозгом и какой-то частью тела.      Это похоже на случаи с плохим контактом в интерфейсном кабеле: устройство не обязательно сгорит, но заглючит.

      Характерные для геймеров боли в пояснице и в основании шеи запросто могут привести к болезням вен и суставов конечностей. "Синдром программиста" (боли между лопатками) представляет опасность для сердца и легких. Он обычно сопровождается спазмом трапециевидных мышц, которые в попытках спасти позвоночник пережимают артерии, идущие к мозгу (помните давящие боли в затылке).

    Все это достаточный повод, чтобы вместо выбора безвредного компьютера по рекламным буклетам, выбрать компьютерную мебель по рекомендациям врача валеолога.

    Имеет значение в основном соотношение высот: сидение стула относительно пола, клавиатура относительно локтей и монитор относительно глаз.

    Также рекомендуется, чтобы расстояние от глаз до экрана было близко к длине диагонали монитора (для другого расстояния нужно регулировать разрешение и размер шрифтов).

    Удобная спинка стула почти ни на что не влияет, главное, чтобы она обеспечивала поясничный прогиб и не провоцировала на сползание в полулежащее положение.

     Из всего ПК значение имеет разве что эргономичная клавиатура, да и то, только для тех, кто ей интенсивно пользуется. Если мебель покупать уже поздно, то занятия на валеологическом тренажере могут существенно помочь.

    Самый же лучший и эффективный совет борцам за здоровый позвоночник: - раз в 45-50 минут делайте перерыв. Встаньте, пройдитесь, подвигайтесь (как именно – вы почувствуете сами) потянитесь (наклоны особенно хороши). Помогает не до конца, но очень сильно.

Нагрузка на нервную систему

      Самым уязвимым местом пользователя ПК являются не глаза, как принято полагать, а нервы. Например, мерцание экрана, практически безвредное для глаз, сильно напрягает нервную систему. Шум вентиляторов медленно, но верно расшатывает нервы. Если к этому добавить вышеописанные проблемы с глазами и позвоночником, которые тоже нагружают нервную систему, то общая картина получится печальная.

     Общее утомление нервной системы приводит к иллюзии физической усталости, снижению чувствительности органов чувств (не только зрения и слуха, но и всех остальных), нарушению координации движений и чувства равновесия, а также к нарушениям давления и спазмам сосудов. Последние два фактора сделали кофе одним из любимых напитков пользователей ПК, так как кофе, который и так портит нервы, при этом ненадолго снимает внешние проявления.

      Еще одним фактором, влияющим на нервную систему пользователей ПК, является большой поток информации, который он вынужден воспринимать. Даже геймер или постоянный обитатель чатов прогоняют через себя очень много информации самого разного характера, а что уж говорить о программисте или дизайнере.

    При устном общении можно пропускать часть информации "мимо ушей", что и делают люди, когда не справляются с потоком информации. При письменно-визуальном общении при помощи ПК — это делать сложнее. Также не стоит забывать мелькание рекламных баннеров, музыку из колонок, и прочие "сопутствующие факторы". По этим причинам мозги пользователя ПК подвергаются такому жестокому разгону, какому не подвергался ни один процессор в мире.

     На самом деле, вы можете заменить или починить пришедший в негодность компьютер, но с организмом такое не проходит. Поэтому, покупая очередной компьютер, задумайтесь, что вам дороже и помимо производительности своего электронного друга, позаботьтесь о себе.

   Установлено, что степень болезненности ощущений пропорциональна времени работы на ПК.

  1. Требования при работе за компьютером

        Эргономичная организация рабочего места

     Даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет вам избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

      Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест за мониторами для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается.

    Площадь на одно рабочее место с компьютером для взрослых пользователей должна составлять не менее 6 м2, а объем не менее -20 м3.

Помещения с компьютерами должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.

     Для внутренней отделки интерьера помещений с компьютерами должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка — 0,7-0,8; для стен — 0,5-0,6; для пола — 0,3-0,5.

      Поверхность пола в помещениях эксплуатации компьютеров должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими ϲʙᴏйствами.

    В помещении должны находиться аптечка первой медицинской помощи, углекислотный огнетушитель для тушения пожара.

               Рабочее пространство.

      Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.

Работа с клавиатурой.

    Правильная работа с клавиатурой

    Неправильная работа с клавиатурой

Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу.

    Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола. Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.

Расположение монитора.

      Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по-разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки. Но при этом, что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.

      Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.

Внутренний объем.

     Значимым фактором является под пространство столешницей. Высота наших столов соответствует общепринятым стандартам, и составляет 74 см.   Также необходимо учесть, что пространства под креслом и столом должно быть достаточно, чтобы было удобно сгибать и разгибать колени.

Кресло

    Казалось бы, требования к нему сформулировать предельно просто, - оно должно быть удобным. Но это еще не все. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий.     Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Важно, чтобы все регулировки были независимыми, легко осуществимыми и имели надежную фиксацию. Кресло должно быть регулируемым, с возможность вращения, чтобы дотянуться до далеко расположенных предметов.

Положение за компьютером

      Регулируемое оборудование должно быть таким, чтобы можно было принять следующее положение:

- Поставьте ступни плоско на пол или на подножку.

- Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

- Руки должны удобно располагаться по сторонам.

- Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.

- Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.

- Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

- Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).

Рефлексия.

Закрепления изученного материала.

  1. Отрицательные факторы воздействия компьютера на здоровье человека.
  2. Факторы наиболее сильно влияющими на зрение.
  3. Гимнастика для глаз.
  4. Требования при работе за компьютером.

Домашнее задание

Записать в дневник безопасности правила работы с компьютером

Учитель ОБЖ                               Титов В. И.



Предварительный просмотр:


Конспект урока

по теме

«Правила безопасности в  различных бытовых ситуациях»

Предмет: ОБЖ

Класс: 8

Тип урока: комбинированный.

Цель: рассмотреть правила безопасного поведения в быту.

Задачи урока:

образовательные:

-  отработать с учащимися материал урока;

развивающие:

- развить способность применять полученные знания;

воспитательные:

- воспитать у учащихся понимание важности и соблюдения правил личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

Учебно-методический комплект: академический школьный учебник под редакцией Н.Ф. Виноградовой «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-9 класс, поурочный план, презентация урока, ноутбук, видеоматериал.

Ход урока

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.

  • Во всех ли водоёмах можно купаться?
  • Какие меры безопасности следует соблюдать при купании в незнакомом водоёме?
  • Близ каких сооружений запрещено купание?
  • Какие меры безопасности следует соблюдать на замёрзших водоёмах? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прочитать раздел «Дополнительные материалы».

Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

Работа над новым материалом.

В определённых условиях при использовании в быту хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, ваших близких и для дома.

Необходимо знать, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия.

Быт – это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, в многоэтажных домах работает лифт. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.

В одном случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потёк кран, перекрывающий воду в ванной, и т. д.

Безопасное обращение с электричеством

В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время электричество при определённых условиях представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья человека.

Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил при пользовании электричеством:

Безопасное обращение с электричеством включает в себя следующие меры:

1. Устанавливайте и используйте только качественную электрооборудование, соответствующее стандартам безопасности.

2. Перед выполнением любых работ, связанных с электрической системой, отключайте питание устройств, с которыми будете работать.

3. Никогда не работайте с электрическими устройствами или проводами с мокрыми или влажными руками.

4. При необходимости ремонтировать или менять электрическую проводку в помещении, обязательно выключите питание в щитке.

5. Используйте переносные электрические устройства (например, удлинители) с заземлением для избегания возможности поражения электрическим током.

6. Проверяйте и обновляйте розетки и электрические розетки регулярно, чтобы избежать перегрузки.

7. При использовании электрических приборов с высокимоборотами (например, дрели), надевайте защитные очки и перчатки, чтобы предотвратить возможные травмы.

8. Никогда не тяните за электрическую вилку, чтобы выключить устройство, а всегда тяните за шнур.

9. В случае возникновения неисправности или необходимости выполнить ремонтный ремонт электрической системы, лучше обратиться к профессиональному электрику.

10. Имейте пожарный огнетушитель и дымовую сигнализацию в каждом помещении для случая возникновения пожара.

11. Никогда не рискуйте жизнью или здоровьем, если у вас нет опыта или знаний в работе с электричеством.

Помните!

Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, находящиеся под напряжением.

Безопасное обращение с бытовым газом

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать ряд правил безопасности при пользовании бытовым газом:

  • чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажжённую спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран;
  • не оставляйте включённые газовые горелки без присмотра;
  • следите за тем, чтобы нагреваемая жидкость не залила пламя горелки;
  • заметив потухшую горелку, не пытайтесь её зажечь снова – это может привести к взрыву, перекройте кран подачи газа, раскройте окно и проветрите кухню;
  • подождите, пока горелка остынет; если необходимо, очистите её, продуйте отверстия подачи газа и только тогда зажгите вновь;
  • если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения;
  • обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по телефону 04 в аварийную газовую службу, сообщите точный адрес;
  • объявите об опасности всем жильцам дома, не пользуйтесь открытым огнём и электрозвонками, электровыключателями и розетками, а также стационарным телефоном;
  • распахните в подъезде окно и двери, тщательно проветрите его. По прибытии специалистов газовой службы укажите им источник утечки газа, выполняйте их указания.

Меры безопасности при пользовании в доме водой

Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т. д.).

Когда этими устройствами пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Вот эти правила:

  • никогда не оставляйте открытым кран с льющейся водой без присмотра;
  • никогда не оставляйте кран открытым, если вода отключена. Воду могут включить в то время, когда никого не будет дома, и она затопит помещение;
  • никогда не выбрасывайте мусор в унитаз – можно засорить канализацию, и канализационная вода со всем содержимым начнёт поступать в дом;
  • не оставляйте без внимания неисправные краны, просачивание воды в отопительной системе и водопроводе. Обо всём замеченном расскажите взрослым и покажите место неисправности.

Внимание!

Вовремя устранённая неисправность может предотвратить аварию.

Меры безопасности при пользовании средствами бытовой химии

Запомните ряд правил при пользовании средствами бытовой химии:

1. Храните средства бытовой химии в недоступном для детей и домашних животных месте, в закрытых шкафах или шкафчиках.

2. Читайте и следуйте инструкциям по использованию каждого средства бытовой химии.

3. Не смешивайте различные химические продукты. Может произойти опасная реакция, выделение токсичных газов или пожар.

4. Используйте перчатки и защитные очки при работе с агрессивными средствами (например, кислотами или щелочами).

5. Проветривайте помещение при использовании химических средств, особенно при сильном запахе.

6. Не покупайте больше, чем вам действительно нужно. Излишки средств бытовой химии могут быть опасными при длительном хранении и могут стать причиной аварий.

7. Никогда не разливайте средства бытовой химии в другие контейнеры или бутылки, которые могут быть спутаны с пищевыми продуктами.

8. Если произошло попадание химического средства на кожу или в глаза, немедленно промойте область чистой водой в течение нескольких минут и обратитесь за медицинской помощью, если необходимо.

9. После использования закройте контейнеры химических средств и уберите их в безопасное место.

10. При выборе химических средств предпочитайте более экологически безопасные альтернативы.

Порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях

Единый номер пожарной охраны и спасателей – 112 или 101. Для вызова спасательных служб по телефону необходимо: набрать номер спасательной службы; коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы; сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код); назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передаётся вызов; записать фамилию дежурного, принявшего ваш вызов.

Выводы.

  1. Различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают пользование водой, электричеством и газом, при неправильной эксплуатации представляют серьёзную опасность для жизни и здоровья человека. Поэтому при использовании их надо соблюдать осторожность и выполнять определённые правила безопасности.
  2. Если опасная ситуация в быту возникла, нужно знать, как уменьшить её вредные последствия.
  3. Необходимо соблюдать осторожность при использовании средств бытовой химии.
  4. Существуют правила безопасности при работе режущими инструментами, которые важно знать и соблюдать.

Первичный контроль знаний и закрепление материала.

Вопросы.

  1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее опасные места в вашей школе с точки зрения возможности получения травмы?
  2. Почему на занятия гимнастикой приходится более половины всех травм, получаемых на уроках физкультуры? Обоснуйте свой ответ, прочитав раздел «Дополнительные материалы».
  3. Чем опасен бытовой газ? Какие меры безопасного пользования им вы знаете?
  4. Какие препараты бытовой химии вы используете в быту? Какие меры безопасного обращения с ними необходимо соблюдать?
  5. Какой установлен порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях?

Окончание урока. Рефлексия.

Самооценка учащихся, оценка работы учителем, выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

План-конспект  

урока по ОБЖ в 11 классе

Разработал: Хандуев Б.М – продаватель ОБЖ МБОУ –Мылинская  СОШ Закаменского района Республики Бурятия

ТЕМА: Правила  личной безопасности при пожаре.

Дата проведения__________.  

Тип: комбинированный.

Технология: критического мышления, коллективной системы обучения (КСО)

Цель: усвоить алгоритм безопасного поведения и действий в условиях пожара;

 Задачи учебного занятия:

- Обучающая: расширить существующие знания учащихся о личной безопасности на пожарах.

- Развивающая:  развивать познавательную активность, умение работать коллективно, применять полученные знания  в повседневной жизни.

- Воспитательная: формировать культуру безопасного и ответственного поведения, воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье окружающих.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебная доска. мел. карточки с заданиями для групп. Таблица «Пожар».

Время урока-40мин.

                                                  Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент -1 минута.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

2.Актуализация знаний –

8 минут.

Проверка домашнего задания по вопросам:

  1. Какие права имеют граждане Российской Федерации в области пожарной безопасности?

  1. Какие обязанности возложены на граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

  1. Какие наиболее распространённые причины пожаров в быту вы знаете?

  1. Почему подключение к одной розетке нескольких электроприборов может привести к пожару? Обоснуйте свой ответ.

Ответы нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

Примерный ответ учащихся.

Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Возмещение ущерба. Участие в восстановлении причин пожара, получение информации  участие в мероприятиях по вопросам пожарной информации.

Примерный ответ учащихся.

Граждане обязаны соблюдать требование пожарной безопасности. Иметь пожарные первичные средства пожаротушения, при обнаружении пожаров немедленно уведомлять пожарную охрану, принимать посильные меры по спасению людей и имущества до прибытия пожарных, содействие пожарной охране при тушении пожаров,  выполнять законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Примерный ответ учащихся.Пожар возникает как правило из-за;

не соблюдение правил по технике безопасности;

небрежность при пользовании огнем;

неисправность бытовых приборов и электрической проводки.

 Примерный ответ учащихся.

    Пожар может возникнуть в следствии  перенагрузки напряжения электрической сети в розетке, которая используется для  включение только одного  электроприбора мощностью 220 вольт.

3. Целеполагание (2 минуты)

Посмотрите внимательно на экран. Определите тему сегодняшнего урока (на экране картинки) Тема урока «Правила  личной безопасности при пожаре».  Назовите задачи и цели нашего урока? Запись темы и основной цели на доске.

Презентация – кадр1

 знать:-о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

уметь:-правильно действовать в случае пожара в доме;

-эвакуироваться из горящего здания;

-пользоваться первичными средствами пожаротушения

Запись в тетради (число и тема урока)

4.Изучение нового материала

А) Действия при возгорании-

7 минут.

Физическая пауза 1мин.

Б) действия при эвакуации. 7- мин.

Чтобы усвоить тему урока , Вам ребята, необходимо решить ситуационные задачи.

1 Пожар на балконе. Как вы будете действовать?

Проверка – презентация кадр 2

2.Что необходимо делать, если загорелась новогодняя елка?

Проверка – презентация кадр 3.

3. Что необходимо делать, если за дверью квартиры бушует огонь и дым проникает в квартиру?

Проверка – презентация кадр 4.

4. Как вы будете действовать при возгорании электроприбора?

Проверка – презентация кадр 5.

5.Как вы будете действовать при возгорании горюче-смазочных материалов или автомобиля.

Проверка – презентация кадр 6.

6.Если ликвидировать очаг возгорания своими силами невозможно?

Объявление о разминке. Вызов к доске спорторга класса.

Отлично вы справились со всеми ситуациями. Надеюсь.  в вашей жизни таких ситуаций никогда не возникнет.

Для защиты от пожара существуют два варианта действий: 1 вариант самостоятельная эвакуация

2 вариант - герметизация помещения и сигналы о помощи, если самостоятельная эвакуация невозможна.

Работаем по 2 группам: Ученикам раздаются таблицы с заданиями: эксперты первого варианта – (самостоятельная эвакуация)

вам необходимо назвать правильный порядок действий.

–для второй группы. эксперты второго варианта ( герметизация помещения и сигналы о помощи, если самостоятельная эвакуация невозможна)

вам необходимо назвать правильный порядок действий.

Нам помогут слайды презентации

Презентация слайды -8-9

Ответы учащихся

При пожаре немедленно вызовите пожарных, позвонив по телефону 01. сотовый -112. Можно также воспользоваться телефонами экстренных служб сотовых операторов, например, для абонентов «Билайн» это 001, 002, 003, 004, для абонентов «МТС» - 010, 020, 030, 040.Сообщите диспетчеру:

1. Причину вызова (загорелся телевизор, пожар на балконе).

2. Свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж,  

    подъезд).

3. Фамилию и номер телефона, с которого Вы звоните.

Ответы учащихся

Не дожидаясь прибытия пожарных, попытайтесь потушить возгорание подручными средствами

(водой, плотной мокрой тканью).

Ответы учащихся

Не открывайте окна и  двери, чтобы не усилить приток воздуха к очагу пожара.

Ответы учащихся

Во избежание  поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию. Нельзя тушить водой.

Ответы учащихся

Нельзя тушить водой.

Их тушите мокрой тканью, огнетушителем, песком или землёй из цветочных горшков.

Ответы учащихся

Необходимо немедленно покинуть квартиру, закрыв за собой дверь. Покинув квартиру, организуйте встречу пожарных, укажите им место пожара.

Проведение разминки под руководством спорторга:

-Упражнение для снятия напряжения с глаз(любое на выбор)

- упражнение на разминку  рук и туловища.

Ребята работают по группам экспертов по таблицам с заданиями.

А)эксперты по эвакуации: 

В задымлённом помещении необходимо передвигаться пригнувшись (внизу меньше дыма) и дышать через влажную ткань (мокрое одеяло, пальто). Используем запасной и основной выход, извещаем о пожаре, стуча в соседние комнаты. Покидая здание при пожаре, ни в коем случае нельзя паниковать и толкаться, НЕЛЬЗЯ пользоваться лифтом, он может отключиться.

Б) эксперты по защите от пожара: НЕЛЬЗЯ

укрываться от дыма под кроватью, в шкафу, закрываться в ванной.

При невозможности покинуть квартиру обычным путём, пустите воду из крана на пол, закройте щели в двери, дальней от дыма комнаты, подавайте сигналы о помощи из окна, звоните по сотовому телефону о помощи. Используйте балконную пожарную лестницу, а если её нет, необходимо выйти на балкон, плотно закрыть за собой дверь и звать на помощь.

Закрепление и обобщение знаний.

-8 мин.

Таким образом, давайте назовем и запомним основной алгоритм действий в условиях пожара;

Презентация – слайд-10

Обобщение учителя: Сегодняшний урок вам помог усвоить правила пожарной безопасности, соблюдение их требований в повседневной жизни, а также определённый минимум знаний и умений в области безопасного поведения при пожаре – это надёжная гарантия вашей личной безопасности и верный путь снижения количества возгораний, возникающих по вине человека.

Ответы учащихся:

1) Попытаться потушить или локализовать очаг возгорания, отключив источники энергии.

2) Сообщить о пожаре  в пожарную службу по телефону 01, 112,указав причину вызова, точный адрес. Кто сообщил о пожаре и как лучше проехать.

3) Провести эвакуацию из горящего здания,  взяв документы и ценности.   Во время эвакуации принять меры по личной защите от поражающих факторов пожара.

4) При невозможности эвакуации, укрыться от дыма и от других поражающих факторов пожара, сообщив или указав пожарным свое местонахождение сигналами.

 5) Оказание помощи при ожогах и отравлении в безопасной зоне. Вызвать врача по необходимости.

Домашнее задание-

3мин.

  1. Продумайте и подготовьте сообщение на тему «Первая помощь при термическом ожоге»- индивидуальное задание
  2. Первая помощь при химическом ожоге»- индивидуальное задание
  3. Подготовить к пересказу материал «Правила личной безопасности при пожаре»- один из 2х вариантов на выбор.
  4. Выставление и комментирование оценок.

Ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. Запись задания в дневники.

Рефлексия учебных действий

-3 мин.

Презентация – слайд 11

Закончите предложения:

•  Самым интересным на уроке было…

•  Мне понравилось…

•  Сегодня я не понял…

•  Хотелось бы подробнее узнать о…

Спасибо за ответы. Урок закончен.

Ответы учащихся.

Список использованной литературы:

1.«Основы безопасности жизнедеятельности»: 11-й класс.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др.;под ред. Ю. Л. Воробьева. -2-е изд,испр. и доп. - М.; ACT: Астрель, 2013.

2.Учебник«Основы безопасности жизнедеятельности»: 8 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ М.П.Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин; под ред. Ю.Л. Воробьева. – м.:Астрель., 2013.стр.36-49.

3. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника, под общей редакцией  С.К. Шойгу. М.2004г. -стр.123-130

                                                 



Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ 10 класс
Тема: «Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок».

Цель: 

Образовательная: формирование знаний по данной теме, ознакомить с состояниями, требующими проведения первой помощи, мероприятиями и способами оказания первой помощи при неотложных состояниях, ответственностью по оказанию первой помощи при неотложных состояниях.
Развивающая: познакомить с мероприятиями в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности.

Воспитательная:  воспитать чувство гражданственности; формировать у учащихся чувства ответственности при оказании первой помощи.
Оборудование:  тетради, презентация, учебник.
Тип урока: обзорное, комбинированное занятие.

Основные термины и понятия: неотложное состояние; первая помощь; фактор времени; травма; перечень состояний, при которых оказывают первую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

Вопросы для обсуждения:

• законы Российской Федерации и социальная ответственность граждан и специалистов по оказанию первой помощи при неотложных состояниях;

• неотложные состояния, требующие оказания первой помощи;

• мероприятия по оказанию первой помощи.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности.

3.Изучение нового материала.

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации)

В любую минуту каждый человек может оказаться в ситуации, когда требуется принять решение и оказать первую помощь пострадавшим. Статистика происшествий в нашей стране и в других странах свидетельствует о наибольшем риске для любого горожанина — попадании в дорожно-транспортное происшествие. Службы экстренной помощи ведут учёт несчастных случаев. Основными причинами смерти людей в дорожно-транспортных происшествиях являются: несовместимые с жизнью повреждения, несвоевременное прибытие скорой медицинской помощи, безучастность и неосведомлённость очевидцев в оказании первой помощи пострадавшему. Как правило, первыми приходят на помощь те, кто обладает большим личным мужеством и человеколюбием. К сожалению, часто больше вреда, чем пользы, приносят действия людей, имеющих недостаточный опыт оказания первой помощи в неотложных состояниях.

 Неотложным состоянием называют состояние пострадавшего, угрожающее его жизни и здоровью и требующее мер незамедлительной помощи.

 Первая помощь включает комплекс неотложных мероприятий, направленных на решение триединой задачи на месте происшествия:        

• прекращение воздействия на человека повреждающих факторов: отключение электрического тока, тушение огня и др.;
• восстановление жизненно важных функций организма: сердечной и дыхательной, остановка кровотечений, противошоковые меры;

подготовка к транспортировке пострадавшего (иммобилизации) и его передача бригаде скорой медицинской помощи или транспортировка пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение (при отсутствии связи со службами экстренной помощи).

 Цель первой помощи — осуществление срочных мер для устранения источника опасности, спасения жизни человека, предупреждения осложнений от развития заболевания, травмы, неотложного состояния.

Меры первой помощи зависят от поражающих факторов экстремальной (или чрезвычайной) ситуации, от вида неотложного состояния вследствие полученных пострадавшими поражений (травм, увечий). Оказание первой помощи не предполагает специальных профессиональных медицинских знаний и умений. Но у лиц, получивших своевременную и грамотную первую помощь, осложнения бывают значительно реже. Зачастую своевременно и правильно оказанная первая помощь спасает человеку жизнь.

Существует понятие «фактор времени» — это оптимальный срок оказания первой помощи при различных неотложных состояниях, т.е. соблюдение Правила «золотого часа». Это то время, при котором при должном оказании первой помощи, пострадавший будет доставлен в медицинское учреждение с минимальными для него последствиями. За счет быстрого реагирования оказывающего доврачебную помощь, у пострадавшего будет наименьшее количество осложнений при дальнейшем лечении и реабилитации

 Грамотность оказания первой помощи основана на принципе «Не навреди!».

 В Уголовном кодексе Российской Федерации дано разъяснение ответственности граждан в случае необходимости оказания первой помощи:

• статья 124 определяет ответственность медицинского работника (специалиста) в случае неоказания медицинской помощи пострадавшему;
• статья 125 определяет ответственность гражданина (неспециалиста), который не сообщил службам экстренной помощи об опасной для здоровья пострадавшего ситуации.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации оказание первой помощи — право гражданина, который не обязан оказывать первую помощь, если он по религиозным, половым, расовым и другим причинам не хочет или не может этого делать. Но сообщить он обязан: вызвать службы экстренной помощи, если есть реальная угроза жизни и здоровью пострадавших или окружающих людей.

 Травмой называют любое повреждение организма человека или животного. В зависимости от характера внешней повреждающей силы различают следующие виды травм: механические, термические (ожоги, обморожения), электротравмы и др. Здесь перечислены травмы, которые человек может получить в силу обстоятельств, в результате несчастного случая на работе, в быту. Поэтому специалисты различают травмы бытовые, производственные, спортивные, боевые и др. Однако не менее сложными для лечения и восстановления являются психические травмы.

 Психическая травма — это нарушение работы нервной системы в результате сильного психического напряжения (нервного перенапряжения) организма. Психическая травма может сопровождать физическую травму и проявляться как переживание боли, мучений, стресса от беспомощности, страха. Психическая травма может развиться самостоятельно (бел физического повреждения) в результате травмирующего переживания, нервного перенапряжения (дистресса), морального унижения, словесного воздействия. Психическая травма ведёт к нарушениям в работе вегетативной нервной системы, которая начинает неадекватно реагировать на сигналы внешней среды, что ведёт к сбоям в саморегуляции функций внутренних органов и систем: развиваются депрессии, неврозы, фобии.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных cитуаций природного и техногенного характера» составляют законодательную основу организации первой помощи медицинскими работниками, специалистами служб экстренной помощи, другими специалистами, включая персонал опасных производств и транспорта, а также сотрудников, охранников предприятий. Это обязывает граждан Российской Федерации (неспециалистов) изучать теорию и практику оказания первой помощи, правильно применять эти знания с учётом социальной ответственности, здравого смысла, милосердия и мужества.

Законы Российской Федерации обязуют должностных лиц, обеспечивающих правопорядок, оказывать первую помощь людям и в нерабочее время, если они оказались рядом с местом происшествия. Это прежде всего сотрудники полиции, водители транспортных средств общественного назначения, спасатели, пожарные, бортпроводники, сотрудники охранных предприятий, врачи. Они проходят специальную подготовку по оказанию первой помощи в неотложных состояниях.

 В статье 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представлен перечень неотложных состояний, требующих первой помощи, и перечет, мероприятий по оказанию первой помощи.

 Перечень состояний, при которых оказывают первую помощь:

• отсутствие сознания;
• остановка дыхания и кровообращения;
• наружные кровотечения;
• инородные тела в верхних дыхательных путях;
• травмы различных областей тела;
• ожоги от действия высоких температур или теплового излучения;
• обморожения и другие эффекты воздействия низких температур;
• отравления.

 Перечень мероприятий по оказанию первой помощи:

• оценка обстановки и обеспечения безопасных условий для оказания первой помощи;
• вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;
• определение наличия сознания у пострадавшего;
• восстановление проходимости дыхательных путей и определение признаков жизни у пострадавшего;
• проведение сердечно-лёгочной реанимации до появления признаков жизни;
• поддержание проходимости дыхательных путей;
• обзорный осмотр пострадавшего и временная остановка наружного кровотечения;
• подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и оказание первой помощи в случае выявления указанных состояний;
• придание пострадавшему оптимального положения тела;
• контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
• передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Вопросы и задания:

1. Узнайте, почему в современной автомобильной аптечке нет лекарственных препаратов.

2. Психологическая поддержка: примеры и эффективность.

Домашнее задание

1. Параграф 31, читать

2. В чём существенное различие прав и обязанностей гражданина Российской Федерации по оказанию первой помощи при неотложных состояниях?

3. Выясните утверждённый перечень изделий медицинского назначения, включённый в состав автомобильной аптечки, и объясните, для чего эти изделия применяются.