Самообразование

«Развитие проектных компетенций педагога  в условиях ФГОС »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« МБОУ Мылинская СОШ»

Индивидуальный план

самообразования учителя ОБЖ

Хандуева Б.М

на 2023-2024 учебные годы

2024

Тема самообразования: «Развитие проектных компетенций педагога  в условиях ФГОС »

Цель:  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,    обеспечивающие  такую ключевую компетенцию как «умение учиться», т.к. это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
  • Изучить теоретические основы новой технологии;
  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью;
  • Исследовать результативность применения метода проектов;
  • Использовать метод проектов в  учебной  деятельности.

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»    В. Гузеев

Теоретические основы технологии  учебных проектов

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико- ориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Практическая  основа технологии учебных проектов

- коллективные проекты во внеурочной работе;

- уроки в режиме проектного обучения;

- учебные проекты по темам ОБЖ.

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

II этап: Сбор и обработка информации

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

V этап: Подготовка к защите проекта

 ( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио,

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Ожидаемые результаты

  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Использованная литература

  1. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996.
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999. — 224 с.
  5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. - с. 41-45
  6. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. - с. 52-55
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
  9. Газета «Начальная школа» № 10 2006 год,
  10.  Журнал «Начальная школа» №4 2005г, №1,2007г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методология проектной деятельности Кафедра теории и практики управления образованием НИРО

Слайд 2

Цель курса – дать слушателям ряд практических советов по планированию и организации инновационной деятельности в образовании в логике проектов как завершенных циклов осуществления педагогических, образовательных инноваций на любом уровне - от отдельного «нетрадиционного» урока до реформирования всей системы образования в организации. Основная цель – формирование проектной культуры руководителя образовательной организации.

Слайд 3

Методология - это учение об организации деятельности. Человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную .

Слайд 4

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Продуктивная, инновационная деятельность , направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Инновационная деятельность руководителя ОО может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного образовательного учреждения) результат.

Слайд 5

В случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, т.е. применения методологии. Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта , реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам (временная структура организации деятельности).

Слайд 6

Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами : - фаза проектирования , результатом которой является построенная модель создаваемой педагогической (образовательной) системы и план ее реализации; - технологическая фаза , результатом которой является реализация системы; - рефлексивная фаза , результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.

Слайд 7

Цель занимает особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос - кто дает цель? Цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства .

Слайд 8

Управление рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы: социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Коллективная деятельность невозможна без создания определенного порядка, разделения труда, установления места и функций каждого человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления .

Слайд 9

Понятие среды является важнейшей категорией системного анализа, который рассматривает, в частности, человеческую деятельность как сложную систему. Среда и объекты/субъекты, ее составляющие, могут быть по отношению к системе дружественными, конкурентными, враждебными или безразличными.

Слайд 10

Факторы , задаваемые внешней (по отношению к данному субъекту деятельности) средой: это критерии оценки эффективности достижения результата (например, качества обучения и воспитания учащихся); принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т.п.); принципы деятельности.

Слайд 11

Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности (например, если не хватает средств на осуществление какого-либо проекта, можно попытаться найти спонсоров - заинтересованные организации, которые его профинансируют и т.д.).

Слайд 12

Методология как учение об организации деятельности обобщает проверенные в широкой общественно-исторической практике рациональные формы организации деятельности. В различные исторические периоды развития цивилизации имели место разные типы форм организации деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры .

Слайд 13

Организационные типы культур Способы нормирования и трансляции деятельности Формы общественного устройства, воспроизводящие способ Традиционная Миф и ритуал Коммунальные группы, формируемые по принципу «свой-чужой» на отноше­ниях родства Корпоративно­ ремесленная Образец и рецепт его воссоздания Корпорация, имеющая формально иерархическое строение - мастер, подмастерье, ученик Профессиональная Теоретические знания в форме текста Профессиональная органи­зация, построенная на принципе отнологических отношений Проектно­ технологическая Проекты, программы и технологии Технологическое общество, структурированное по принципу коммуникативности и профессиональных отношений Характеристика типов организационной культуры (по В.А. Никитину)

Слайд 14

« Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» (Новиков Д.А.)

Слайд 15

Система классификаций: Тип проекта : технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный. Класс проекта : монопроект, мультипроект, мегапроект. Монопроект - это отдельный проект различного типа, вида и масштаба. Мультипроект - это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления. Мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов. Крупные проекты принято называть программами.

Слайд 16

Длительность проекта : краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет). Сложность проекта : простые, сложные, очень сложные. Вид проекта : инвестиционный, инновационный, образовательный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.

Слайд 17

Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта . Жизненный цикл принято разделять на фазы , фазы на стадии , стадии на этапы. Проектирование - это начальная фаза проекта. Любая продуктивная (инновационная) деятельность, любой проект требуют своего целеполагания - проектирования.

Слайд 18

Технология - это система форм, методов и средств решения поставленной задачи. Любой проект реализуется определенной совокупностью технологий . Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия - постоянный анализ целей, задач процесса, результатов. Проект строится на триединстве его фаз: фазы проектирования – технологической фазы – рефлексивной фазы.

Слайд 19

Фаза проектирования включает следующие стадии: Концептуальная . Состоит из этапов: - выявление противоречия; - формулирование проблемы; - определение проблематики; - определение цели; - выбор критериев. Моделирования . Состоит из этапов: - построение моделей; - оптимизация моделей; выбор модели (принятие решения). Конструирования системы . Состоит из этапов: - декомпозиция; - агрегирование; - исследование условий; - построение программы.

Слайд 20

Взаимосвязь групп процессов Процесс инициации Процесс контроля Процесс исполнения Процесс планирования Процесс завершения

Слайд 21

Проектирование на концептуальной стадии начинается с этапа выявления противоречия : что мешает в практике обучения, воспитания достичь высоких результатов? Детальный анализ наличной ситуации позволяет выявить комплекс противоречий . Среди них надо выделить основное, главное звено, которое составляет проблемную ситуацию , т.е. такую ситуацию, когда неудовлетворительное состояние дел уже осознано, но пока неясно, что следует сделать для его изменения. После выявления проблемной ситуации начинается формулирование проблемы . Чтобы из проблемной ситуации сформулировать проблему, нужна ведущая идея .

Слайд 22

Для определения проблематики необходимо охватить весь круг участников: 1. Участников, принимающих решения, т.е. тех, от полномочий которых непосредственно зависит решение проблемы (руководителей образовательного учреждения, работников органов управления образованием и т.д.). 2. Активных участников, чьи действия (содействия) потребуются при решении проблемы. 3. Пассивных по отношению к решаемой проблеме участников, на ком скажутся (положительным или отрицательным образом) последствия решения проблемы. 4. Участников с возможным негативным отношением к решению проблемы, которые могут предпринять враждебные действия.

Слайд 23

Проблематика - это ответ на вопрос: какие существующие обстоятельства и прошлый опыт - как положительный, так и отрицательный - заставляют именно этих участников, именно в данной культурной среде, включающей именно данные ценности, именно в данный момент воспринимать данное состояние дел как проблему?

Слайд 24

Стратегия проекта (пирамида проекта)

Слайд 25

Определение цели Следующий этап концептуальной стадии проектирования - на основе сформулированной проблемы и установленной проблематики определяется цель проектирования системы , в частности, педагогической, образовательной системы. На данном важнейшем этапе определяется, что надо сделать для снятия проблемы - все последующие стадии и этапы проектирования будут определять - как это сделать. Основная трудность определения цели заключается в том, что, как уже говорилось, цель является как бы антиподом проблемы .

Слайд 26

Выбор критериев Содержание вопроса перехода от целей к критериям становится ясным, если рассматривать критерии как количественные модели качественных целей . От критериев требуется большее соответствие целям, сходство с ними. Но в то же время критерии не могут полностью совпадать с целями, поскольку они фиксируются по-разному. Цели просто называются, а критерии должны быть выражены в тех или иных шкалах измерения.



Предварительный просмотр:

Хандуев Б.М

Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

«Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой."

                                                                            А.В. Суворов.

Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.

Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках «Основ безопасности жизнедеятельности» по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.

Очень важно подготовить учеников по следующим направлениям:

  • патриотическое воспитание;
  • военная подготовка;
  • физическое развитие;
  • нравственное воспитание.

Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка, подготовка по гражданской обороне)), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, учебные полевые сборы.

Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований и туристических походов.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театров, музеев, кинотеатров.

Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к таким профессиям, как спасатель, военный, пожарный, полицейский . Для пропаганды этих профессий в лицее привлекаются специалисты различных ведомств, которые  демонстрируют  свое мастерство. Это позволяет образовательное пространство сделать более открытым, и решить все задачи, поставленные программой по патриотическому воспитанию. Количество учеников, которые активно и творчески взаимодействуют вместе с учителем, постоянно растет. Изменяется и уровень творческих работ учащихся. При выполнении работ ученики широко используют информационные технологии, мультимедийные презентации.

На результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.

Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.

Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают занятия и, так называемые,  уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес. Общешкольный интерес и активность проявляют учащиеся при проведении конкурсов военной песни, посвященных Родине, Вооруженным Силам, героическому прошлому.

В период проведения месячника оборонно-массовой работы наши ученики встречаются с участниками Великой Отечественной войны и военной службы, проживающими в Ростове-на-Дону, воинами Южного  военного округа выпускниками- курсантами военных училищ,  которые рассказывают ребятам, что в жизни всегда есть место подвигу. Кроме классных занятий организуются экскурсии с учениками  в музей ЮВО. Экскурсии и походы  кроме познавательных задач решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании.

Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности, так как на  занятиях ОБЖ раздела «Основы военной службы» наглядно и действенно решаются задачи, помогающие воспитывать человека с определенной системой взглядов и идей, служащих побудительными мотивами к патриотической деятельности.

Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.

Результаты  деятельности учителя отражаются в успехах  учеников. Они достойно выполняют долг перед Родиной и в армии  и при поступлении в гражданские вузы, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЖ.