Использование методов обучения и воспитания на уроках столярного дела
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_metodov_obucheniya_i_vospitaniya.docx | 33.23 КБ |
otkrytyy_urok_ustroystvo_tokarnogo_stanka.docx | 871.76 КБ |
otkrytyy_urok_izgotovleniruchki_dlya_stameski.docx | 185.22 КБ |
otkrytyy_urok_izgotovlenie_kiyanki.docx | 237.82 КБ |
samoanaliz_uroka_obrabotka_golovki_kiyanki.docx | 23.92 КБ |
samoanaliz_uroka_ustroystvo_tokarnogo_stanka.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация методов обучения и воспитания.
Процесс обучения состоит из четырех взаимосвязанных вопросов: для чего учить-цели обучения; как организовать процесс- формы организации; что использовать в процессе обучения-средства обучения; как обучать-методы обучения.
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя (учителя трудового обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие.
Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют: словесные методы ( источником знаний является устное или печатное слово), наглядные (источником знаний служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе практических действий).
Трудовое обучение, как и любое другое обучение имеет свою методологию.
Все методы профессионально-трудового обучения можно представить в 3 группах, которые и являются инструментом процесса обучения:
1. Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся включает словесные, наглядные и практические методы, реализуемые под руководством преподавателя или самостоятельно.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности включают методы мотивации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, а также методы стимулирования интереса к учебе.
3. Методы контроля и самоконтроля включают методы устного, письменного и практического контроля и самоконтроля, а также тестирование уровня знаний и умений учащихся. Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью.
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.
- СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Устное изложение. В процессе изучения общетехнических и специальных предметов устное изложение учебного материала осуществляется с применением комплексного метода рассказа-объяснения, сочетающего изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач и т.д.
Методические приемы устного изложения материала специальных предметов включают как обще дидактические, так и специфические приемы, характерные только для этого предмета. Основные из них:
- Разнообразие видов деятельности учащихся на уроках (зарисовкой и составлением схем, графиков, таблиц, изучением иллюстраций в учебниках и др.); широкое сочетание слова с демонстрацией средств наглядности (детали, инструменты, образцы, эталоны и др.), показом видеофильмов, проведением мини-бесед и т.д.
- Проблемное изложение материала, имеющего естественную «проблемность» (построение технологических процессов, выбор способов обработки, экономические обоснования, диагностика неисправностей, наладка оборудования и т.п);
- Широкое использование сравнений, обобщений, теоретических обоснований с тем, чтобы не оторваться от общих принципов и не свести изучение предмета только к изложению «местных» фактов и примеров;
-Осуществление тесных межпредметных связей с другими предметами путем использования знаний учащихся из других предметов.
Беседа-вопросно-ответный метод организации и руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся. Такую беседу называют эвристической. В системе методов обучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, это разновидность частично-поискового метода.
Дидактическая сущность такой беседы состоит в том, что преподаватель путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность учебного материала. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимательность и интерес учащихся, стимулирует их активную работу, обеспечивает осознанное усвоение знаний на уроке и облегчает домашнюю работу.
Однако беседа, как метод обучения, по исполнению гораздо сложнее устного изложения. Она требует особой подготовки от преподавателя: расчленения изучаемого материала на логически связанные части, формулировки материала, продумывания возможных ответов учащихся и основных выводов.
При ведении беседы необходимо строго выдерживать ее логический план. Чередование вопросов и ответов должно быть таким, чтобы учащиеся все время чувствовали последовательность развития темы.
Беседу следует заканчивать подведением итогов: преподаватель дает точные определения по вопросам, обсуждаемым в процессе беседы.
Работа учащихся с книгой. Педагогической наукой и практикой предложен ряд методических приемов обучения учащихся работе с книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы и т.д. Однако эти приемы не полностью применимы при работе с книгой, освещающей технику и технологию. Зачастую материал таких книг не имеет логической стройности, позволяющей выделять главные мысли и составлять план прочитанного.
Основными приемами работы учащихся с учебниками и учебными пособиями по техническим предметам является выполнение заданий по изучению технического и технологического материала. Такие задания выполняются путем заполнения таблиц, которые, с одной стороны являются формой предъявления задания, с другой алгоритмом изучения материала.
- НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Важнейшим из органов чувств является зрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 90% информации из окружающего мира. До 80% всех рабочих операций выполняется под зрительным контролем.
Все это определяет необходимость умелого включения в процесс восприятия средств обучения, связанных с органами зрения, прежде всего средств наглядности.
Все средства наглядности, используемые в процессе обучения общетехническим и специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов изделий и т.п.) и изобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино-видеофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера.
Функции средств наглядности могут быть различными. В одних случаях они являются иллюстрацией к объяснению преподавателя, в других-средством для создания у учащихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые учащиеся наблюдали. Средства наглядности могут выступать как самостоятельный источник информации. Чем шире эта функция наглядности, тем более активной должна быть работа с ними.
Используя средства наглядности в учебном процессе, нужно исходить из дидактического правила о том, что использование средств наглядности не цель, а средство достижения цели. Поэтому учащихся необходимо обучать умениям рассматривать и анализировать наблюдаемое, извлекать из него необходимую информацию.
Эффективным методически приемом повышения качества использования средств наглядности является установка на контроль. С этой целью перед самостоятельной работой с наглядными пособиями, проведением демонстрационного эксперимента, показом учебного фильма учащимся сообщаются вопросы, по которым будут подводиться итоги демонстрации или самостоятельной работы, выдаются специальные задания на опознание, выделение, сравнение, обоснование, которые учащиеся выполняют на основе увиденного.
- ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Одним из основных практических методов являются упражнения. Основная цель упражнений, проводимых в процессе изучения общетехнических и специальных предметов- формирование у учащихся умений практического использования полученных знаний. Упражнения являются эффективным способом закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся.
Все разнообразие упражнений применяемых на уроках профессионально-трудового обучения можно свести к 3 типам: репродуктивные, творческие и поисковые. Выделение этих типов упражнений носит, в известной степени, условный характер, ибо в любом упражнении имеют место и репродуктивные и продуктивные компоненты.
Репродуктивные упражнения. Существенным их признаком является ограниченность заданного содержания области применения знаний. Это в основном задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте.
Одним из характерных типов таких упражнений на уроках швейного дела является изучение устройства швейной машины, текстильных материалов, инструментов и приспособлений для выполнения работ в швейной мастерской, проводимых в форме выполнения письменных заданий, когда учащийся по рисунку (схеме) изображенного предмета должен указать назначение, название, расположение отдельных его узлов и деталей. Типичным видом репродуктивных упражнений является разбор и выполнение чертежей, схем. При этом важно так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы каждое упражнение несло определенную мыслительную нагрузку.
Творческие упражнения. Выполняя упражнения такого вида, учащиеся используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, способы действия, приобретают умения решать субъективно новых для них проблемы познавательного и практического характера.
Такие умения формируются в частности, при проведении упражнений по систематизации. Одним из типичных творческих упражнений является решение продуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, эффективности применения инструментов); на определение зависимостей (свойств, технических требований, связей между явлениями); на объяснение различных технических явлений и процессов.
При изучении специальных предметов большое применение находят упражнения в планировании технологических процессов обработки, изготовления, сборки, наладки, регулировки и т.д. Основная дидактическая цель таких упражнений – формирование у учащихся, прежде всего, обобщенных умений технологического планирования, используя которые они смогут уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.
Поисковые упражнения. Это упражнения в творческом применении полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие виды поисковых упражнений:
Диагностические упражнения. Основная дидактическая сущность этих упражнений- развитие «диагностических компонентов» технического мышления учащихся. На первом этапе учащиеся определяют виды дефектов, неполадок, неисправностей с применением коллекции дефектов, карточекзаданий, таблиц типичных неисправностей. Второй этап – решение прогностических задач с целью формирования у учащихся умений ориентироваться в ситуациях типа: «что будет если…», «к чему приведет ….» и т.п. Последний этап обучения диагнозу- упражнения учащихся в поисках неисправностей, т.е. решения собственных диагностических задач.
К поисковым упражнениям можно отнести конструкторские. Они обычно проводятся в определенной системе, предполагающей постепенное повышение уровня самостоятельности и технического мышления учащихся.
Лабораторно-практические работы как метод обучения. В профессиональном обучении лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важных средств осуществления теории и практики. При этом, с одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знаний учащихся, с другой у них формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственного обучения.
По дидактическим целям лабораторно-практические работы разделяют на иллюстративные и исследовательские; по способам организации – на фронтальные и не фронтальные.
- МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Любая деятельность человека, в том числе учебная, происходит под влиянием целого ряда факторов, главными из которых являются потребности. Потребности вызывают причины поступков, которые в психологии называют мотивами. Основной чисто человеческой потребностью является познавательная потребность.
Очень важно развивать «умственный аппетит» учащихся (он то и является главным в мотивации учения).
Значительное влияние на развитие положительных мотивов учения имеет применение в ходе занятий так называемой «методики успеха». Суть ее состоит в том, что у учащихся постоянно поддерживается вера в успех, свои силы и возможности.
Одним из важных побудителей учащихся к учебной деятельности является оценка. Но нередко в руках неопытного педагога она становится фактором способным надолго затормозить развитие познавательных потребностей. Поэтому оценкой как средством мотивации следует пользоваться очень осторожно, педагогически осмотрительно.
Систематическое использование перечисленных приемов формирования и развития мотивации приводит к тому, что мотивация постепенно переходит в самомотивацию, когда для успешного учения уже не требуется значительных импульсов от преподавателя.
Говоря о путях воспитания и развития мотивации учения, необходимо выделить влияние на учащихся личности педагога, мастера, их педагогического мастерства, авторитета. Положительной мотивации учения быстрее добиваются те педагоги, которые умеют раскрыть ученикам важность осваиваемой профессии в личном и социальном планах, умеют не только убедительно рассказать о профессии, но и показать образец выполнения работы, увлечь учащихся поиском нового, оригинального, привлечь к этому весь коллектив учащихся, создать в нем рабочий настрой и атмосферу сотрудничества.
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.
1.ПОКАЗ ПРИЕМОВ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Этот метод имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.
Мастер, показывая трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делает паузы между ними, фиксирует внимание учащихся не только на конечных, но и на промежуточных моментах действия.
#1059;ПРАЖНЕНИЯ.
Навыки и умения формируются путем упражнений, являющихся в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнениями понимают многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.
Система упражнений. Упражнения в процессе производственного обучения должны проводиться в определенной системе. Система упражнений предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности, формирование профессиональной самостоятельности, наконец, творческого отношения к труду.
Классификация упражнений. Возможны два подхода-основания к классификации упражнений. Первый-по дидактической цели: упражнения в формировании навыков, упражнения в формировании первоначальных умений; упражнения в формировании сложных умений. Второй по содержанию: упражнения в выполнении трудовых приемов; упражнения в выполнении трудовых операций; упражнения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами. Классификация упражнений по содержанию в большей степени соответствует периодам производственного обучения, их возможно выделить, ограничить временем.
Исходя из такой характеристики упражнений весь процесс производственного обучения можно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у учащихся профессионального мастерства.
Упражнения и самостоятельная работа. Рассматривая метод упражнений, необходимо иметь четкое представление о соотношении понятий «упражнение» и «самостоятельная работа», имея в виду что эти термины часто употребляются рядом, что самостоятельную работу в ряде случаев относят к самостоятельному методу производственного обучения.
Самостоятельную работу учащихся следует рассматривать так же как упражнения, характерные для периодов производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный характер. Ведущей дидактической целью при этом является отработка, формирование профессиональной самостоятельности учащихся в различных ее проявлениях.
#1055;ИСЬМЕННОЕ ИНСТРУКТИРОВАНИЕ.
Применение этого метода связано с использованием на уроках производственного обучения различных инструктивных документов, являющихся самостоятельными источниками информации. В производственном обучении наиболее широкое применение находят инструкционные и технологические карты и учебные алгоритмы.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ.
Каждый этап обучения подлежит контролю и проверки уровня усвоения учебного материала и развития учащихся.
К методам контроля на уроках швейного дела относят:
1. Наблюдение.
2. Устный и письменный опрос в форме перфокарт, опорных схем и графических эскизов.
3. Опросные контрольные листы.
4. Практические самостоятельные и контрольные работы.
Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы. Этот метод дает определенные сведения об уровне знаний учеников, об их умении организовать свое рабочее место, порядок работы, об их работоспособности и самостоятельности. Целесообразно проводя наблюдение учитывать индивидуальные особенности учащихся, связанные с их темпераментом, возрастом, полом, интересом к учебе, отношением к собственным успехам. Результаты наблюдений учитываются учителем при работе и общей оценке ученика. Самым большим недостатком данного метода является большая доля субъективизма и интуиции.
Устному и письменному опросу с помощью перфокарт и опорных схем, на уроках швейного дела придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей. Использование для контроля перфокарт, позволяет взаимодействовать с «зоной ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса.
Опросные контрольные листы. С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
Практическая самостоятельная и контрольная работа используются при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Такие работы проводятся в течение всего года и отображают умения и навыки, полученные детьми в процессе профессионально-трудовой подготовки. Контрольная работа оценивается отметкой.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.
Методы воспитания – это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
Существуют различные классификации методов воспитания. Для практической работы учителя коррекционной школы VIII вида важны следующие группы методов, с помощью которых:
- формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых, т. е. убеждение, положительный пример;
- организуется деятельность воспитуемых, т. е. упражнение (приучение), требование, контроль за поведением;
- оказывается помощь воспитуемым в регуляции их поведения и оцениваются поступки учащихся, т. е. одобрение (поощрение), осуждение (наказание), переключение на другие виды деятельности.
Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. В воспитательном процессе не должно быть места скучной и однообразной назидательности, так как постоянные нравоучения, «одергивания» травмируют психику детей, и без того ослабленную, и могут скорее привести к негативному отношению, чем к положительному результату. Поэтому необходимо не просто говорить, а в яркой, интересной и доступной форме (с учетом дефекта и возраста воспитанников) разъяснить детям смысл происходящих событий и моральных требований. Конечным результатом этого процесса (убеждение как процесс) должно быть формирование твердой, осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения на различные вопросы отношения к окружающему миру.
Средства метода убеждения: учебная работа; разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы; утренники; встречи с ветеранами, людьми, которые добились успехов в трудовой деятельности, ипр.
Метод положительного примера близок к методу убеждения и основан на подражательности детей, их стремлении копировать в своем поведении те действия и поступки, которые им кажутся значительными. В качестве объекта для подражания могут выступать сверстники, дети старшего возраста, родители и близкие люди, педагоги. Учитывая слабую критичность и самокритичность детей с нарушением интеллектуального развития, учитель должен предупредить стихийное, неосознанное подражание и помочь воспитанникам вычленить в социуме объекты, которые могут служить положительными примерами.
Метод упражнений (приучение) подразумевает многократное повторение действий и поступков учащихся для образования и закрепления у них необходимых навыков, привычек поведения и деятельности. Этот метод наиболее актуален для детей, имеющих отклонения в развитии, так как позволяет целенаправленно формировать их собственный практический опыт.
Средства метода упражнений: различные формы учебной работы; разнообразные внеклассные мероприятия (общественные поручения, игра, труд, культурно-массовая работа); общение как особый вид деятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру общения, навыки и привычки вежливости, правдивости, честности и т. п. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством метода упражнений (приучения).
Метод требования представляет собой способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным действиям, направленным на улучшение поведения. Эффективность его использования напрямую зависит от благожелательных отношений между воспитанниками и педагогами. Средства метода требования: просьба; тактичные указания и распоряжения педагогов.
Метод контроля сводится к наблюдению за деятельностью и поведением учащихся для побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий. Средства метода контроля: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся; индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или поручений.
Методы одобрения и осуждения являются достаточно тонкими, но действенными методами воспитания. С их помощью удается значительно влиять на коррекцию поведения школьников. Одобрение есть не что иное, как признание, положительная оценка действий или поступков ученика педагогом или коллективом товарищей, выражаемые публично или в личной форме.
Средства метода одобрения: личная похвала педагога; похвала в присутствии сверстников; благодарность педагога (возможна в приказе по школе); награждение (книгами, похвальными грамотами и др.); доска почета и пр.
Метод осуждения выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.
Средства метода осуждения: замечание педагога, устный выговор, вызов для внушения на заседание школьного педагогического совета.
Метод переключения на другие виды деятельности рекомендуется при односторонней увлеченности учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, шалости на переменах, нездоровые игры и пр.). В этих случаях запреты и увещевания не всегда эффективны. В таких ситуациях метод переключения с одного вида деятельности на другие способствует формированию нового стереотипа поведения. В воспитательных же целях он позволяет, например, сгладить появившуюся у ребенка обиду, ослабить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения и пр., а также преодолеть упрямство учащихся, когда метод требования не дает результата.
Предварительный просмотр:
МБОУ Кутузовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Открытый урок столярного дела в 8 «Б» классе
по теме: «Устройство токарного станка».
Составитель: Чирков Вадим Олегович,
Учитель трудового обучения
2023 г.
Тема: Устройство токарного станка.
Цель урока: Формировать представление о назначении, устройстве и принципе действия токарного станка по обработке древесины.
Образовательная: Ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом действия токарного станка по дереву. Закрепить сведения о ручном и контрольно-измерительном инструменте, применяемом в столярной мастерской; повторить основные механизмы деревообрабатывающего станка.
Коррекционная: Коррекция и развитие РМД на основе выполнения заданий по теме урока и ответе на вопросы. Коррекция и развитие АСД при выполнении заданий: «Соотнеси столярный инструмент с его назначением», «Подпиши название деталей токарного станка».
Воспитательная: Воспитывать интерес к учебе, предмету. Формировать профессионально важные качества личности.
Наглядность: Презентация «Устройство токарного станка». Токарный станок по дереву, инструменты и приспособления для станка. Граф-схема «Основные механизмы деревообрабатывающего станка», Карточки-задания.
ТСО: экран, проектор, ноутбук.
Инструменты и материалы для работы: листы бумаги, ручки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод; метод контроля.
Ход урока.
#1054;рганизационный момент.
Рапорт дежурного.
Учитель: Добрый день ребята. Садитесь. Сегодняшний урок я хочу начать с одного стихотворения.
Труд - предмет он очень важный
И в жизни вам поможет он.
Он мастерить научит каждого,
И даст советов миллион.
А тот, кто полностью изучит
Основы этого предмета,
В награду знания получит
И много жизненных советов.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать профессионалом своего дела? Ответы учащихся.
Учитель: Правильно, нужно учиться и работать, не покладая рук. Иметь голову на плечах. Потому что в работе с деревом нужно думать над каждым действием. Здесь не прокатит на "авось".
Мы изучаем с вами основы столярного дела. И каждый из вас должен знать виды столярного инструмента и его назначение.
Учитель: Перед вами на слайде задание. Ваша задача соединить стрелочкой инструмент с его назначением.
Задание: Соотнеси ручной инструмент с его назначением.
Инструмент | Назначение | |
Напильник | Напильник с самой крупной насечкой для опиловки, главным образом, мягких металлов, древесины и пластмасс. | |
Ножовка | Применяют для снятия поверхностного слоя древесины, удаление излишней шероховатости и придание поверхности заготовки гладкости. | |
Рашпиль | Служит для распиливания древесины. | |
Рубанок | Многолезвийный инструмент для обработки металлов, дерева, пластмасс и других твёрдых материалов. | |
Стамеска | Применяют для фигурной резки по дереву. | |
Лобзик | Столярный ручной режущий инструмент. Используют для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок. |
Учитель: По назначению инструменты бывают: рабочие и контрольно - измерительные. Какие из них помогают нам при выполнении разметки деталей и проверки качества работы? Ответы учащихся.
Сейчас мы проверим ваши знания в этой области. Задание: В треугольниках проставьте № соответствующего контрольно-измерительного инструмента.
Учитель: В столярной мастерской применяют не только ручные и измерительные инструменты, но и столярное оборудование.
3. Объявление темы и целей урока.
Учитель: - Перед вами на слайде задание. Чтобы узнать, о чем мы будем разговаривать сегодня на уроке, вам необходимо определить, что объединяет эти 3 картинки ( бритвенный, ткацкий, печатный станок). Ответы учащихся.
О чем пойдет сегодня речь на уроке? Ответ: о станке. Ѵ
-Сегодняшний наш урок будет посвящен теме: «Устройства токарного станка».
4. Объяснение нового материала.
Учитель: История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.
-Для чего предназначены деревообрабатывающие станки? Ответ: для обработки древесины резанием. В чем их плюсы? Ответ: они облегчают труд людей и повышают качество работы.
Давайте с вами вспомним название и назначение основных механизмов деревообрабатывающего станка. Работа с граф-схемой на доске.
Для чего предназначен двигательный механизм? Ответ: снабжает двигательной энергией деревообрабатывающий станок. В выполнении какой работы принимает участие передаточный механизм? Ответ: передает движения от двигателя к исполнительному механизму. Какой механизм принимает непосредственное участие в обработке древесины? Ответ: исполнительный.
-Молодцы!!!
На предыдущих уроках вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - довольно сложная задача.
- Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.
- Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения (цилиндр, конус, шар). На токарном станке производятся 2 основные операции: точение поверхностей - это механическая обработка резанием наружных и внутренних поверхностей вращения, шлифование поверхностей. Главное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) - режущим инструментом.
5. Физкультминтука.
Учитель: Я вижу вы устали, пора отдохнуть.
Давайте с вами познакомимся с устройством токарного станка по дереву.
Рассказ учителя:
Токарный станок для обработки древесины состоит из станины, передней и задней бабок, каретки с суппортом, подручника, стойки, крепежных приспособлений, различных маховиков, электродвигателя с включателем, рычагов управления.
Станина — опорная часть станка — выполнена из двух тумб, на которых размещена горизонтальная часть — постель (направляющая). На последней крепятся суппорт и задняя бабка.
В передней бабке на двух подшипниках вращается рабочий вал — шпиндель. На шпинделе устанавливаются различные приспособления для надежного крепления материала при обработке. Эти приспособления называются крепежными.
Вращательное движение от электродвигателя на шпиндель передается через механизм передачи (шестеренчатый или ременный).
Включается механизм передачи рычагами управления; с помощью рукояток регулируют и частоту вращения шпинделя.
Задняя бабка служит опорой для обработки длинных заготовок. Ее можно перемещать по направляющим и устанавливать в необходимое положение. В верхней части бабки помещается пиноль, в которую вставляют центр или патрон для крепления сверл. Центр может быть вращающимся и неподвижным. Пиноль перемещается в осевом направлении с помощью маховика.
Каретка с суппортом необходима для крепления резцов и их перемещения при обработке заготовок вручную и механически. Каретка может перемещаться в осевом и продольном направлениях.
Подручник служит опорой для режущего инструмента при обработке заготовок без применения каретки. Его используют при точении заготовок небольших размеров, для обработки деталей с невысокой точностью.
Стойка представляет собой тумбу: она необходима для лобовой обработки закрепленных на планшайбе заготовок довольно значительного размера при небольших скоростях.
Показ учащимся станка токарного по дереву, назначением которого является изготовление изделий, имеющих цилиндрическую форму. Разбор основных механизмов и принципов действия станка.
Работа в тетради: Приклеить схему устройства токарного станка и подписать название основных механизмов.
6. Закрепление изученного материала. Выполнение теста по теме «Устройство токарного станка».
1. Какую форму приобретает заготовка в результате обработки точением?
а) форму тела вращения
б) форму призмы
в) форму куба
г) форму пирамиды
2. Для чего служит передняя бабка?
а) для передачи вращательного движения заготовке
б) для закрепления заготовки и передачи ей вращательного движения
в) для установки и крепления заготовки
3. Для чего служит задняя бабка токарного станка?
а) для поддержания и закрепления заготовки
б) для закрепления инструмента
в) для поддержания заготовки
4. Как называется рабочий вал передней бабки токарного станка?
а) шпиндель
б) стержень
в) ось
г) вал
5. Опорой для чего служит подручник с держателем?
а) для контрольного инструмента
б) измерительного инструмента
в) режущего инструмента
6. Что на токарном станке закрепляется на задней бабке?
а) заготовка
б) патрон для крепления сверл
в) крепежные приспособления
г) резцы
7. В какой строке правильно перечислены приспособления к токарному станку по древесине?
а) патрон, планшайба
б) трезубец, планшайба, патрон
в) патрон, трезубец
7. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Чтобы стать мастером своего дела, надо долго и кропотливо учиться и трудиться, шаг за шагом постигая науку мастерства. Сегодня вы совершили еще один шаг к вершине освоения профессии столяра. Мы с вами познакомились с устройством токарного станка по дереву. Эти знания обязательно пригодятся вам в ходе наших дальнейших уроков.
ВЫ молодцы и на уроке были активны! Благодарю всех за работу и предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Учащиеся сами оценивают степень своей работы в ходе урока и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня считает, что работал на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»?
8. Рефлексия.
Я понял…………………………..
Я узнал…………………….
Я задумался………………………………
-Наш урок подошел к концу. Не забываем выполнить уборку рабочих мест.
Предварительный просмотр:
МБОУ Кутузовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Урок столярного дела в 8 «А» классе
по теме: «Изготовление ручки для стамески».
Составитель: Чирков Вадим Олегович,
Учитель трудового обучения
2024 г.
Тема: Изготовление ручки для стамески.
Цель урока: Формирование знаний, умений и навыков изготовления ручки для стамески.
Образовательная: Познакомить учащихся со столярным инструментом стамеска, их видами, основными деталями, планом изготовления. Сформировать навыки разметки и обработки ручки стамески по ширине.
Коррекционная: Коррекция и развитие сенсомоторных процессов при формировании практических навыков и умений при выполнении операций по обработке ручки стамески. Коррекция и развитие РМД на основе выполнения заданий по теме урока и ответе на вопросы темы. Коррекция и развитие АСД при работе с планом изготовления ручки стамески.
Воспитательная: Воспитывать интерес к учебе, предмету. Формировать профессионально важные качества личности.
Наглядность: Презентация «Изготовление ручки для стамески». Натуральный образец стамески. Дифференцированные карточки-задания. ТСО: экран, проектор, ноутбук.
Инструменты и оборудование: Линейка, карандаш, рубанок.
Материалы для работы: деревянная заготовка для изготовления ручки стамески.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный; иллюстративно-объяснительный; практическая работа учащихся.
Ход урока.
#1054;рганизационный момент.
Учитель: Добрый день ребята. Садитесь. Ученики одевают спецодежду. Давайте начнем наш урок.
2. Актуализация опорных знаний.
-Перед вами на слайде задание «Четвертый лишний», ваша задача определить в каждом столбце, какой предмет лишний.
Задание №1: «Четвертый лишний».
ШЕРХЕБЕЛЬ ДОЛОТО РУБАНОК ЗЕНЗУБЕЛЬ | СОСНА БЕРЁЗА ЕЛЬ КЕДР | ПРОУШИНА ТОРЕЦ ШИП ГНЕЗДО | ПЕТЛЯ РУЧКА ГНЕЗДО ЗАМОК |
Выполнение задания учащимися.
Какие слова лишние? Ответы учащихся.
-Мы проверили вашу внимательность. Каждый столяр должен знать название столярных инструментов. Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Ваша задача соотнести столярный инструмент с его изображением.
Задание №2: Соотнеси столярный инструмент с его изображением.
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д | |
Е | |
Слова для ответа: круглогубцы молоток, клещи, киянка, пассатижи, отвертка, киянка.
Выполнение задания учащимися.
- Молодцы справились с заданием.
3. Объявление темы и целей урока.
- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам надо будет разгадать анаграмму.
МСТАСКЕА
-Какое слово получилось? Сегодня речь на уроке пойдет о стамеске.
4. Объяснение нового материала.
- Кто мне ответит к какой группе столярных инструментов относят стамеску? Ответы учащихся.
Запись в тетради:
Стамеска - плотничий или столярный ручной инструмент.
Стамески используют для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок.
Стамески бывают плоские и полукруглые.
Стамеска имеет очень простое строение она состоит из ручки, лезвия и кольца.
Ручки стамесок изготавливают из дерева или пластика.
- В ходе последующих уроков столярного дела мы будем изготавливать ручку для стамески. А для этого мы должны знать план ее изготовления.
РАБОТА С ПЛАНОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НА слайде
План изготовления ручки стамески
#1056;азметить толщину ручки и выстрогать плоскость
2. Разметить ширину ручки и выстрогать плоскость
#1055;роверить правильность работы
#1056;азметить и снять фаски
#1057;круглить грани
6. Обработать торец ручки стамески, затем напильником
7. Зачистить ручку
8. Покрыть ручку лаком.
-Посмотрите на план изготовления и скажите мне, с какой операции начинают выполнять заготовку ручки стамески.
Ответ: Разметить толщину ручки и выстрогать плоскость
-Я вижу, вы устали, а значит пора отдохнуть.
Физкультминутка.
5. Вводный инструктаж.
Сегодня в ходе практической работы мы начнем выполнять обработку ручки стамески.
-Для работы нам понадобятся: карандаш , линейка, рубанок, деревянная заготовка.
-Какие из этих инструментов являются опасным при работе с ними? Ответы учащихся
Ответ: рубанок.
Повторение правил безопасной работы рубанком.
Во время работы крепко держать инструмент двумя руками, не отвлекаться. Переносить рубанок с места на место только в опущенной руке. Хранить рубанок на верстаке только в лотке, подошвой вниз.
Показ учащимся приемов разметки ручки стамески.
- Ребята в процессе работы обратите особое внимание на ее качество!
-Мы начинаем практическую работу, к работе вы должны отнестись со всей внимательностью и аккуратностью. Желаю вам удачи в работе!
6. Практическая работа по теме: «Разметка толщины ручки и выстрагивание плоскости».
Ход работы:
Перед практической работой напомнить учащимся о необходимости сравнивать свою работу с образцом, контролировать качество работы.
В процессе работы провести обходы с целью проверки правильности выполняемых операций, точно ли выполняются приемы работ по обработке ручки, если нет, остановить работу ученика, показать и объяснить правильный прием.
Выполнение практической работы учащимися.
7. Закрепление изученного материала. Вопросы: Что такое стамеска? Какие виды стамесок бывают? Из каких частей состоит стамеска? Для выполнения каких работ применяют стамески? Из каких материалов выполняют ручки для стамесок? Какие инструменты применяют для разметки толщины ручки и ее строгания?
8. Подведение итогов. Выставление оценок. В коллективной беседе обсудить с учащимися достоинства и недостатки работ, указать на причины их возникновения и способы устранения. Аргументированно выставить оценку.
-Наш урок подошел к концу. Не забываем снимать спецодежду и выполнить уборку рабочих мест.
Предварительный просмотр:
МБОУ Кутузовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Открытый урок столярного дела в 7 «В» классе
по теме: «Изготовление киянки».
Составитель: Чирков Вадим Олегович,
Учитель трудового обучения
2024 г.
Тема: Изготовление киянки.
Цель урока: Формирование знаний, умений и навыков изготовления киянки.
Образовательная: Закрепить сведения о назначении, видах и последовательности изготовления киянки. Сформировать навыки разметки и обработки головки киянки.
Коррекционная: Коррекция и развитие сенсомоторных процессов при формировании практических навыков и умений при выполнении операций по обработке головки киянки. Коррекция и развитие РМД на основе выполнения заданий по теме урока. Коррекция и развитие АСД при расстановке операций обработки киянки в правильной последовательности.
Воспитательная: Воспитывать интерес к учебе, предмету. Формировать профессионально важные качества личности.
Наглядность: Презентация «Киянка». Натуральный образец киянки. Дифференцированные карточки-задания. Граф-схема «Последовательность обработки киянки».
ТСО: экран, проектор, ноутбук.
Инструменты и оборудование: Миллиметровая линейка, угольник, циркуль, пила, рубанок, наждачная бумага, стамеска.
Материалы для работы: деревянная заготовка для изготовления головки киянки.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный; иллюстративно-объяснительный; практическая работа учащихся.
Ход урока.
#1054;рганизационный момент.
Учитель: - Здравствуйте ученики. Несмотря на грустную погоду за окном, вижу, что все вы пришли с хорошим настроением. Прежде чем мы начнем урок в нашей столярной мастерской, нам нужно подготовиться. Ученики одевают спецодежду.
2. Актуализация опорных знаний.
-Перед вами на слайде квадрат, в нем спрятаны слова по теме «столярные инструменты», ваша задача найти их.
Задание №1: Найди спрятанные слова.
Выполнение задания учащимися.
Какие слова вы нашли? Ответы учащихся. Запись слов на доске.
-А теперь вам предстоит поделить эти столярные инструменты на группы в соответствии с их назначением.
Задание №2: Соотнеси столярный инструмент с его назначением
Ударный инструмент | Измерительный инструмент | Распиливающий инструмент |
Слова для ответа: Ножовка, линейка, молоток, киянка, лобзик, рейсмус.
Выполнение задания учащимися.
- Внимательно посмотрите на карточку, какое из этих столярных изделий мы изготавливаем в этом триместре?
Ответ: Киянка.
3. Объявление темы и целей урока.
- Правильно. Сегодня мы с вами продолжим работы по изготовлению киянки.
Вопросы:
1. А что же такое киянка? Ответ: Кия́нка — столярный молоток из дерева твёрдых пород или резины.
2. При выполнении каких работ целесообразно применять киянку? Ответ: она применяется при долбёжных работах, выполняемых долотом и стамеской, а также для выбивания резцов при настройке строгальных инструментов.
3. Какие виды киянок вы знаете? Ответ: (Киянки для жестяницких работ, киянка для столярных работ, притирочный молоток.)
4. Из древесины какой породы изготавливают киянки? Ответ: из твердой породы древесины: дуб, береза, ясень).
5. Каждый мастер своего дела должен знать из каких основных частей состоит любой столярный инструмент. Сейчас ваша задача подписать название основных частей киянки. (Работа с карточками заданиями)
Задание №3: Подпиши название частей киянки
1 | |
2 | |
3 |
Проверка выполненной работы. (Головка, клин, ручка.)
-Для того чтобы продолжит работу над изготовлением киянки , мы должны с вами вспомнить план ее изготовления.
РАБОТА С ПЛАНОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НА ДОСКЕ
Задание 4: Расставьте операции по изготовлению киянки в правильной последовательности.
#1054;бработать ручку
#1054;брабатать головку
#1053;асадить головку на ручку
#1056;асклинить киянку
#1055;роверить качество работы
-Посмотрите на доску и скажите мне, какие операции мы выполнили?
Ответ: Обработали ручку.
-Чем мы будем заниматься сегодня?
Ответ: сегодня мы будем заниматься обработкой головки киянки.
-Я вижу, вы устали, а значит пора отдохнуть.
Физкультминутка.
4. Вводный инструктаж.
Сегодня в ходе практической работы мы выполним обработку головки киянки.
-Какие инструменты мы с вами применяли для обработки ручки киянки? Ответ: Миллиметровая линейка, угольник, циркуль, пила, рубанок, наждачная бумага, стамеска.
-Эти же инструменты мы будем применять для изготовления головки киянки. Чтобы приступить к практической части урока мы должны повторить правила безопасной работы. Какие из этих инструментов являются опасными при работе с ними?
Ответ: пила и рубанок.
Повторение правил безопасной работы пилой и рубанком.
Показ учащимся приемов обработки головки киянки.
- Ребята в процессе работы обратите особое внимание на ее качество!
Требования к обработке головки киянки.
1. Размер головки и отверстия соответствуют заданным;
#1047;аготовка без зазубрин и искривлений;
3. Головка качественно отшлифована.
-Мы начинаем практическую работу, к работе вы должны отнестись со всей внимательностью и аккуратностью. Желаю вам удачи в работе!
5. Практическая работа по теме: «Обработка головки киянки».
Ход работы:
Перед практической работой напомнить учащимся о необходимости сравнивать свою работу с образцом, контролировать качество работы.
В процессе работы провести обходы с целью проверки правильности выполняемых операций, точно ли выполняются приемы работ по обработке киянки, если нет, остановить работу ученика, показать и объяснить правильный прием.
Проверка качества работы: размер головки и отверстие соответствуют заданным; заготовка без зазубрин и искривлений; качественно отшлифована.
Выполнение практической работы учащимися.
6. Закрепление изученного материала. Выполнение теста по теме «Киянка».
7. Подведение итогов. Выставление оценок. В коллективной беседе обсудить с учащимися достоинства и недостатки работ, указать на причины их возникновения и способы устранения. Аргументированно выставить оценку.
8. Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал…………………………..
Больше всего мне понравилось…………………….
Самым трудным было………………………………
Эти знания пригодятся мне…………………………
-Наш урок подошел к концу. Не забываем снимать спецодежду и выполнить уборку рабочих мест.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по теме: «Обработка киянки» с позиции применения методов обучения и воспитания.
Цель урока: Формирование знаний, умений и навыков изготовления киянки.
Образовательная: Закрепить сведения о назначении, видах и последовательности изготовления киянки. Сформировать навыки разметки и обработки головки киянки.
Коррекционная: Коррекция и развитие сенсомоторных процессов при формировании практических навыков и умений при выполнении операций по обработке головки киянки. Коррекция и развитие РМД на основе выполнения заданий по теме урока. Коррекция и развитие АСД при расстановке операций обработки киянки в правильной последовательности.
Воспитательная: Воспитывать интерес к учебе, предмету. Формировать профессионально важные качества личности.
Наглядность: Презентация «Киянка». Натуральный образец киянки. Дифференцированные карточки-задания. Граф-схема «Последовательность обработки киянки».
ТСО: экран, проектор, ноутбук.
Инструменты и оборудование: Миллиметровая линейка, угольник, циркуль, пила, рубанок, наждачная бумага, стамеска.
Материалы для работы: деревянная заготовка для изготовления головки киянки.
Тип урока: комбинированный.
Формы обучения: фронтальная; индивидуальная, с учетом дифференцированного подхода.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный; иллюстративно-объяснительный; практическая работа учащихся, методы контроля и самоконтроля.
Программно-целевое соответствие урока
Тема урока соответствует Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной директором МБОУ Кутузовской общеобразовательной школы-интерната.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Объявление темы и целей урока.
- Физкультминутка.
- Вводный инструктаж.
- Практическая работа учащихся.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Рефлексия.
Тема, цели и задачи урока обоснованы подготовленностью данного урока предшествующими уроками. Структура урока соответствует его теме, целям и задачам.
Урок «Изготовление киянки» проведен с использованием компьютерной презентации. Она позволила активизировать познавательную деятельность учащихся, учебную мотивацию, восприятие учебного материала, способствовала развитию способности к самостоятельной работе детей через визуализацию учебного материала, позволила оценить уровень усвоения учебного материала всеми учащимися трудовой группы.
В начале урока учащимся было предложено выполнить задание найти на слайде слова по теме «Столярный инструмент». Выполнение этого задания способствовало развитию активной познавательной деятельности учащихся, внимания, позволило создать мотивационную обстановку на уроке.
На этапе актуализации опорных знаний был применен метод контроля в форме опроса с помощью перфокарт. Учащиеся выполняли работу по соотнесению столярного инструмента с его назначением, выполнение такого задания позволило подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока.
В ходе следующего этапа урока с учащимися был проведен опрос в форме беседы по теме «Киянка», который позволил проанализировать знания учащихся по ранее изучаемой теме. Составление граф-схемы « План обработки киянки» на доске, дало возможность наглядно познакомить учащихся с задачами урока.
В ходе урока, с целью создания атмосферы общей заинтересованности, внимательности учащихся, стимулирования их активной работы был применен метод беседы, в сочетании с наглядным методом.
В процессе урока, закрепление ранее изученного материала было проведено в форме устного опроса и работы с карточками-заданиями. Работа с раздаточным материалом помогла активизировать интерес учащихся к занятию, способствовала более прочному усвоению знаний. Работа на этом этапе помогла проанализировать результат усвоения знаний всех учащихся по вопросам темы, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
В ходе практической работы основными методами обучения явились: метод показа приема трудовых действий, метод наблюдения, самостоятельная работа учащихся.
В начале практической работы было обращено внимание учащихся на необходимость проверять качество работы и сравнивать свою работу с образцом, что позволило предотвратить появление ошибок в процессе обработки столярного изделия. При проведении текущего инструктажа оказывал помощь учащимся, которые испытывали затруднения в выполнении работы: показывал трудовые приемы. На этом этапе урока применен метод практических упражнений: совместно с обучающимися анализировали причины возникновения дефектов и способы их устранения.
Этап закрепление изученного материала был проведен с помощью метода контроля. Ответы на вопросы теста позволили в интересной для мальчиков форме определить уровень усвоения обучающимися учебного материала по теме программы.
Урок завершился обобщением деятельности обучающихся в форме опроса, просмотром и самоанализом выполненных работ.
Для реализации коррекционных целей на уроке мною использованы различные дидактические методы и приемы: работа над развитием РМД (рече-мыслительной деятельности) в работе с карточками-заданиями; правильно полным ответом строить предложения, отвечая на вопросы. С целью коррекции АСД (аналитико-синтетической деятельности) в процессе урока учащиеся выполняли работу по расстановке операций по обработке киянки в правильной последовательности. Коррекция памяти осуществлялась через актуализацию прошлого опыта – это и фронтальный опрос, и работа с карточками-заданиями и закрепление материала. Основное внимание в процессе урока уделялось развитию когнитивного и оперативного образов трудовых действий при выполнении операций по обработке головки киянки.
Воспитательная цель урока ориентирована на мотивацию к учению: воспитывать интерес к учебе, предмет, формировать профессионально важные качества личности, развивать умение прогнозировать собственную деятельность.
Логичность урока выражается в четкости и завершенности каждого этапа урока, преемственность в использовании навыков и приемов учебного поведения, т.е отработка умений (обрабатывать головку киянки ) и знаний, которые потребуются на следующих занятиях.
Через четкую организацию урока, разнообразие форм и видов работы, высокий темп, самостоятельную мыслительную деятельность, похвалу и одобрение я стремился поддерживать и развивать внимание на уроке.
В ходе урока был осуществлен индивидуальный и дифференцированный подходы в ходе включения в урок заданий разного уровня сложности.
Должное внимание на уроке уделено здоровье-сбережению (доступность материала, создание ситуации успеха, поддержание интереса к изучаемому, дифференцированная и индивидуальная работа, проведение физкультминутки). Во время урока я комбинировал методы и приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей, шла опора на различные анализаторы, и тем самым соблюдался охранительный режим обучения.
Считаю, удалось достигнуть поставленной цели и задач урока. В ходе урока все учащиеся были активны. Урок прошел на высоком эмоциональном подъеме, что подтверждает рефлексия детей в конце занятия. С работой все учащиеся справились.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по теме: «Устройство токарного станка» с позиции применения методов обучения и воспитания.
Цель урока: Формировать представление о назначении, устройстве и принципе действия токарного станка по обработке древесины.
Образовательная: Ознакомить учащихся с назначением, устройством и принципом действия токарного станка по дереву. Закрепить сведения о ручном и контрольно-измерительном инструменте, применяемом в столярной мастерской; повторить основные механизмы деревообрабатывающего станка.
Коррекционная: Коррекция и развитие РМД на основе выполнения заданий по теме урока и ответе на вопросы. Коррекция и развитие АСД при выполнении заданий: «Соотнеси столярный инструмент с его назначением», «Подпиши название деталей токарного станка».
Воспитательная: Воспитывать интерес к учебе, предмету. Формировать профессионально важные качества личности.
Наглядность: Презентация «Устройство токарного станка». Токарный станок по дереву, инструменты и приспособления для станка. Граф-схема «Основные механизмы деревообрабатывающего станка», Карточки-задания.
ТСО: экран, проектор, ноутбук.
Инструменты и материалы для работы: листы бумаги, ручки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод; метод контроля.
Программно-целевое соответствие урока.
Тема урока соответствует рабочей программе, составленной на основе программы специальной (коррекционной) школы 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, утвержденной директором МБОУ Кутузовской общеобразовательной школы-интерната.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Объявление темы и целей урока.
#1054;бъяснение нового материала.
#1060;изкультурная минутка.
#1047;акрепление изученного материала.
#1055;одведение итогов, выставление оценок.
#1056;ефлексия.
Для урока задана триединая цель, составные части которой логически взаимосвязаны между собой. Исходя из триединой дидактической цели, был выбран тип урока – урок изучения нового материала, в структуре которого выделяется восемь логически взаимосвязанных этапов, содержание которых, является способом достижения заданной на уроке цели, как для учителя, так и для осознания, понимания и принятия ее обучающимися. На уроке реализованы все три цели в комплексе: образовательная цель выступила основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогли достижению главной, ведущей цели - у учащихся сформировалось представление о назначении, устройстве и принципе действия токарного станка по обработке древесины.
Урок проведен с использованием компьютерной презентации, которая помогла сделать урок наглядным и выразительным, повысила познавательную активность учащихся, облегчила запоминание учебного материала.
На этапе актуализации опорных знаний учащимися были выполнены задания: «Соотнеси ручной инструмент с его назначением», «В треугольниках проставьте № соответствующего контрольно-измерительного инструмента». Устный и письменный опрос в форме перфокарт позволил проверить знания обучающихся по ранее изученным темам.
В начале беседы с учащимся, им было предложено выполнить задание « Что объединяет 3 картинки», эта работа позволила подвести детей к самостоятельной формулировке темы урока.
В ходе урока, с целью создания атмосферы общей заинтересованности, внимательности учащихся, стимулирования их активной работы был применен метод беседы, в сочетании с наглядным методом.
Для реализации коррекционных целей на уроке использованы различные дидактические методы и приемы: работа над развитием РМД (рече-мыслительной деятельности) в работе с карточками-заданиями; правильно полным ответом строить предложения, отвечая на вопросы. С целью коррекции АСД (аналитико-синтетической деятельности) в процессе урока учащиеся выполняли работу по соотношению столярного инструмента и его назначения, заполняли граф - схему «Устройство деревообрабатывающего станка». Коррекция памяти осуществлялась через актуализацию прошлого опыта – это и фронтальный опрос, и работа с карточками-заданиями и закрепление материала.
Воспитательная цель урока ориентирована на мотивацию к учению: воспитывать интерес к учебе, предмет, формировать профессионально важные качества личности.
Логичность урока выражается в четкости и завершенности каждого этапа урока, преемственность в использовании навыков и приемов учебного поведения.
Через четкую организацию урока, разнообразие форм и видов работы, высокий темп, самостоятельную мыслительную деятельность, похвалу и одобрение я стремился поддерживать и развивать внимание на уроке.
В ходе урока был осуществлен индивидуальный и дифференцированный подходы в ходе включения в урок заданий разного уровня сложности.
Закрепление изученного материала было проведено с использованием метода контроля в форме опросных контрольных листов (тестов). Выполнение задания позволило определить уровень усвоения обучающимися теоретического материала по теме программы.
Урок завершился этапом рефлексии, который показал уровень осознания содержания изученного материала учащимися.
Должное внимание на уроке уделено здоровье-сбережению (доступность материала, создание ситуации успеха, поддержание интереса к изучаемому, дифференцированная и индивидуальная работа, проведение физкультминутки). Во время урока я комбинировал методы и приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей, шла опора на различные анализаторы, и тем самым соблюдался охранительный режим обучения.
Считаю, удалось достигнуть поставленной цели и задач урока. В ходе урока все учащиеся были активны. Урок прошел на высоком эмоциональном подъеме, что подтверждает рефлексия в конце занятия.