1. Игровая технология "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича

Оганнисян Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра. Как воспитатель, я использую многие игры В.В. Воскобовича, направленные на развитие мелкой моторики, воображения, мышления, внимания, памяти, речи. Сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми из них. Для проведения мастер-класса нам понадобятся такие игры, как: «Квадрат Воскобовича»,  «Геовизор»,  «Чудо крестики - 2»,  «Нетающие льдинки».

Обратите внимание, у Вас на столе, есть вот такой квадрат. Давайте поближе рассмотрим данное пособие.

Да это же к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое путешествие в сказку. Он очень хочет с вами поиграть. Наш волшебный квадрат какой большой или маленький? Давайте превратим его в маленький.

Сложите его пополам, а потом еще пополам. Что получилось? - Предлагаю вам послушать сказку: В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник, и их сынишка Квадрат.

Братишек и сестричек у него не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому, что добираться до него надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает всем доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.

После завтрака мама с папой ушли на работу, а квадрат остался один дома. «Интересно кем я могу стать?» - вспомнил квадрат дедушкино письмо и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все

стороны равны и все углы тоже были ровны. «Всюду одинаковый ничем не примечательный, - То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если б Я мог стать домиком!» квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел в зеркало и увидел домик. (Показ манипуляций с квадратом) Конечно, он этому немного удивился, и он снова превратился в квадрат. И тут квадрат вспомнил Новогодний праздник, пушистую нарядную ёлку и почему то большую конфету. Она висела среди нарядных игрушек и была ничуть не хуже их, «Вот бы мне стать конфетой», - подумал Квадрат и снова почувствовал, как его уголки зашевелились – он превратился в конфету. Так что же получается я могу стать кем захочу… А теперь наш квадрат превратиться в дом-теремок. Сделайте квадрат большим. Положите зеленой стороной к себе и согните 2 верхних угла – получился зеленый дом с красной крышей. Молодцы! Теперь превратите квадрат в конфету Переверните квадрат красной стороной к себе, сложите пополам и загните верхний уголок. Молодцы, вот и мышка стала в теремке жить поживать, да чай распивать.

Обратите внимание, почти к каждой игре есть сопровождение, схемы.

Откройте схемы сложения и ознакомьтесь с правилами работы и условными обозначениями. Теперь выберите любую фигуру попробуйте ее сложить… Назовите, какие фигуры у вас получились? Сложно ли вам было? Как вы думаете, какие  задачи позволяет решать данное пособие? «Квадрат Воскобовича» развивает: - сенсорные способности: умение дифференцировать предметы по форме, размеру и цвету, пространственному расположению частей; - умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук; -чувство эмпатии, эмоциональной  отзывчивости на происходящие события.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему «Использование предметно – пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича  в организации индивидуальной работы по развитию когнитивной сферы у детей с задержкой психического развития».

Слайд 2. Последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья – это педагогический термин (сокр. ОВЗ). Под этим термином обычно понимают различные нарушения  когнитивной сферы (проблемы в развитии зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности),  моторного развития, психо - речевого, эмоционального развития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость.

Данная категория детей нуждается в специальных условиях обучения. Такие условия могут быть обеспечены только в специализированных ДОУ, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции речевого и психического развития. Далеко не у всех детей есть возможность посещать именно специализированные учреждения, так как было отмечены выше, увеличение данной категории детей отмечается каждый год. Поэтому на базе ДОУ стали открывать группы  компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

В настоящее время организация образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении выстраивается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и требует учета интересов личности ребенка, его максимальной индивидуализации, нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. К требованиям ФГОС так же относится организация развивающей предметно - пространственной среды, которая способствовала бы развитие как нормотипичных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие когнитивной сферы у детей с задержкой психического развития:

Восприятие – фрагментарно, замедленно, неточно

Слайд 3. В связи с этим актуальными становятся такие качества развивающей  среды, как множественность (ее содержательное насыщение), трансформируемость,  полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Этим качествам соответствует развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес» Вячеслава Вадимовича Воскобовича - создателя игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»

Актуальность

Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича позволяет решать в индивидуальной работе не только образовательные, но и коррекционные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития детей с задержкой психического развития

Слайд  4 - 5. В процессе работы в группе я заметила, что некоторые дети, имеющие когнитивные нарушения в развитии, болезненно ощущают их, стесняются, могут замыкаться, осознание того, что они не могут правильно выполнить задание, что их речь непонятна окружающим доставляет им большое огорчение, может способствовать развитию чувства негативизма. Такие дети чаще всего не раскрываются в коллективной работе, не могут проявить свои способности. Поэтому я решила адаптировать применение предметно – пространственной среды «Фиолетовый лес» в индивидуальной работе, позволяющей повысить интерес и работоспособность ребенка, снизить уровень тревожности, повысить уровень его психоэмоционального состояния.

Слайд 6.

Цель: Повышение эффективности индивидуальной коррекционной работы по развитию когнитивной сферы у детей с задержкой психического развития посредством использования развивающей предметно – пространственной среды «Фиолетовый лес»

Слайд 7. Развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ в группе компенсирующей направленности  должна соответствовать как общим требованиям ФГОС условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и отвечать на задачи коррекционной работы, направленной на преодоление трудностей в психо-речевом, моторном и эмоциональном развитии детей с задержкой психического развития.  В связи с этим были поставлены следующие задачи.

  • Развитие познавательного интереса, речевой активности
  • Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений)
  • Развитие мелкой моторики и когнитивной сферы
  • Развитие умения концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца
  • Формирование умения ориентироваться на горизонтальной плоскости
  •  Развитие самостоятельности детей
  • Формирование положительного отношения к занятию

Слайд 8. На данном слайде представлены герои, которые я использую для повышения интереса и мотивации детей. Это главный герой – малыш Гео, гномы фиолетового леса, Незримка Всюзь и ворон Метр, которые появляются с определенными заданиями, задачами.

Слайд 9. Уникальность использования «Фиолетового леса» состоит в том, что благодаря его насыщенному наполнению (более 140 съемных элементов), вариативности и полифункциональности можно на индивидуальном занятии отработать несколько задач, направленных на развитие когнитивной сферы ребенка.

Автор пособия предлагает творческим обладателем данной предметно – развивающей среды использовать не только игры из технологии «Сказочные лабиринты игры», но и создавать собственные из ковролина различных цветов.

К примеру: «Набор разноцветные листики» (основных цветов). Для ребенка, находящегося на уровне ниже нижнего, он поможет сформировать понятия «такой – не такой», научит дифферинцировать по цвету или величине по принципу «Дай такой». Для ребенка, находящегося на низком уровне предусмотрены такие задания: «Собери все красные и желтые листики» (по показу и по словесной инструкции), «Разноцветный дождь» (понимание предметно – пространственных представлений «НА туче, ПОД деревом), научит выкладывать ритмические ряды с удержанием моторной и артикуляционной программы. Ребенку среднего уровня помогут в развитии распространенных предложений и связной речи «Расскажи, что случилось в лесу» (о том, что прошел разноцветный дождь и где можно найти его капельки), в формировании математических представлений и восприятия («Возьми столько капелек, сколько раз я хлопну в ладоши), в умении составлять ритмические ряды (2:1) при чем инструкция усложняется: «Если в слове слышишь звук М – листик прикрепляй носиком вниз, если звука нет – вверх», усложнение идет и в моторной программе и удержании инструкции «На этот листик нажимай мизинцем, на этот листик – кулачком. Нажимай мизинцем и говори ДА, нажимай кулачком – говори ТА». Так как мелкая моторика у многих детей с ЗПР слабо развита, и некоторым детям приходится потрудиться, чтобы снять элементы на липучках, такой вид работы помогает еще и в развитии кистевого и пальцевого праксиса. Таким образом можно решать разнообразные задачи, при этом не перетруждая ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича позволяет решать вопросы развития когнитивной сферы ребенка с ЗПР, превращая учебный процесс в интересную деятельностью, которая в свою очередь повышает мотивацию к приобретению новых знаний и навыков, повышает самооценку, вызывает желание добиваться положительных результатов в деятельности, а это в свою очередь ведет к гармоничному и полноценному развитию ребенка.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие с использованием развивающей

предметно - пространственной среды «Фиолетовый лес»

(технология интеллектуально - творческого развития В.В. Воскобовича)

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие пальцевого и артикуляционного видов праксиса, двуручной деятельности

- развитие зрительно - моторной координации и точности движений

- развитие способности начинать, удерживать, переключать и завершать моторную программу (1:1, 2:1 - механизм упреждающего синтеза)

- формирование умения договаривать чистоговорки, строить фразу, состоящую из трех слов

- формирование понятий «пара», «две – одна», умение изменять эти числительные (В.п.)

- развитие произвольной воздушной струи

Оборудование: пособие «Фиолетовый лес», зажимы, ажурное дерево (оранжевое), персонажи из комплекта элементов к нему (жаба, улитка, мышка, ежик), карточки со слоговыми дорожками МО-НО, МИ-НИ (набор «Говорим с пеленок» - бормоталки), комплект «Новогодние игрушки» (две рукавички, один валенок – для визуально – ритмического ряда – 2:1), синтепон на деревьях (снег), сугроб под елкой (закрывает синий лед или взять снежинки или вязаные комочки), листья синие – 5-6 шт. (лед), сундучок пиратский для новогодних игрушек, снежный замок из облаков на самой верхней полянке.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Знакомство с пособием «Фиолетовый лес» (рассматривание элементов пособия)

  1. Упр. «Убираем новогодние игрушки» (составление визуально – ритмического ряда – 2:1)

Скажи, кокой был недавно праздник? Мы все нарядные были, приходил Карлсон и Айболит, Снегурочка и Дед Мороз? Новый год уже давно закончился, а елочку так никто и не разрядил. Непорядок! Давай мы с тобой их снимем и выложим на полянке. Я снимаю варежку, есть у нее пара (еще варежка), снимай, прикрепляй рядом с этой. Теперь найди носок деда Мороза, прикрепляй. Есть у него пара? (аналогично: печенье, снежинка, конфеты, гномик, смайлики, звезда). Скажи сколько тут варежек? (Две). А сколько носочков? (Один).

 

Инструкция 1: «Если две игрушки мы говорим: «Две» и показываем так – «коза» (остальные пальчики в кулачке), если одна игрушка – говорим: «Одна» и показываем указательный пальчик - прямой, как палочка (остальные в кулачок). Продолжай».

Инструкция 2: «Уберем игрушки в сундучок. Две игрушки открепляем сразу двумя руками и говорим: «Тянуу две», одну игрушку тянем правой рукой: «Тянуу одну». Продолжай».

  1. Упр. «Найди животных» (жаба, улитка, ежик, мышка прикреплены за ажурным деревом)

Как ты думаешь, кто может жить в этом лесу?  Жители леса очень любят играть в прятки. Вот и сейчас они все спрятались. Ты видишь, где они? (Да. Вот они – даем образец ответа, слегка прижимая запястье ребенка на каждое слово). Давай уберем снежок с веток: «Я дую на вату» (повтор 5 раз – вдох носом, выдох через рот, щеки не надуваем, плечи не поднимаем). Вот теперь персонажи хорошо видны.

Когда они прятались, то забыли, что дерево волшебное и просто так их не отпустит. Чтобы вернуть всех жителей леса, нужно правильно спеть волшебные песенки. Ты готов им помочь? (проговаривание только слогов и обратный порядок действий)

Берем по одной бормоталке, проговариваем и «спасаем» одного из персонажей.

Любит Маша эскимо

Мо – мо – мо

Сжимаем кулачки, как будто в руках палочка с эскимо: показываем язычок, «лижем» воображаемое мороженое

Сжимаем и разжимаем кулачки в ритм слоговой дорожки

Вот тяжелое бревно

Но – но - но

Покачиваем полусогнутые руки перед собой, как будто держим груз

Ритмично хлопаем по коленкам

Зажигаем мы огни

Ни – ни - ни

Сжимаем и разжимаем кулачки, растопырив пальцы

Стучим кулачками по коленкам или по полу

Ручки кверху подними

Ми – ми - ми

Поднимаем руки кверху, кулачки разжать, пальцы растопырить

Сжать кулачки, руки внизу, подняли вверх, опустили вниз

Хорошо проговорил слоги, теперь давай кого – нибудь снимем с дерева. Кто это? Кого достал (нашел)?

Фразы: «Это жабА». Кого ты нашел? «ЖабУ».

  1. «Зимняя тропинка» (составление визуально – ритмического ряда 1:1)

Какое время года в лесу? Как ты догадался? (нет листочков на дереве, снег на ветках, сугроб под елкой. Жители леса уже замерзли и очень хотят вернуться в свой снежный дом на высокой поляне. Надо показать им путь, проложить тропинку. Тропинка будет необычная зимняя – из снега и льдинок. Вот такая (выкладываю визуально – ритмический ряд 2:1 снизу вверх вправо, из сугроба под едкой). Продолжи сам. А теперь проводи по дороге:

- НЕ ЕЖА, НЕ ЖАБУ, НЕ МЫШКУ (улитку)

- НЕ ЖАБУ (улитку и ежа)

- ЖАБА от радости решила спеть: «БА – БА – ПА»

Усложнение: снежок – БА, льдинка – БУ. Начинаем!

  1. Итог занятия:

- понравилось тебе занятие?

- с кем мы сегодня познакомились в волшебном лесу?

- где они спрятались?

- что еще делали на занятии?

Спасибо за занятие!



Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие (индивидуальное) с использованием развивающей

предметно - пространственной среды «Фиолетовый лес»

(технология интеллектуально - творческого развития В.В. Воскобовича)

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие умения определять наличие или отсутствие звука [ М ] в словах

- развитие пальцевого и артикуляционного видов праксиса

- развитие двигательной памяти

- развитие зрительно - моторной координации и точности движений

- формирование понятий «наземный транспорт», «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»

- развитие способности начинать, удерживать, переключать и завершать моторную программу (1:1 механизм упреждающего синтеза)

- закрепление умения употреблять предлоги «НА, ПОД, ЗА, В», отработка формы дательного, родительного падежей

Оборудование: пособие «Фиолетовый лес», набор «Звуковички» (синий и красный), зажимы, листья (синий, красный, размер – большой), развивающая игра из ковролина «Веселые липучки» (конструктор «Транспорт»), схема «Автобус», «Грузовик», сундучок (жестяная коробочка), подносы для работы.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Знакомство с пособием «Фиолетовый лес» (рассматривание элементов пособия)

Как вы думаете, кто может жить в этом лесу? (ответы детей). Жители леса обычные или волшебные персонажи?

  1. Упр. «Волшебный сундучок» (6 листиков двух цветов)

К нам пришли волшебные человечки. Давайте попробуем угадать, как их зовут. Имя девочки начинается со звука [ М ] (Маша, Марина), и имя мальчика начинается со звука [ М ] (Максим, Марк, Макар). Они гуляли по лесу и собирали волшебные капельки из разноцветного дождика и складывали в сундучок. Все капельки перепутались в сундучке, поможем человечкам разобраться, где чья капелька. Вот только  сундучок непростой, просто так его нельзя открыть, надо выполнить задания. Повтори ритм: 1:1:1 (однородный), 2:1 (однородный), 2:1 (смена трех действий), 1:1:1 (смена трех действий).

Фразы: «Я даю красную капельку Маше, Максиму», «Красная капелька у Маши, у Максима».  Какие вы молодцы!

  1. Упр. «Найди капельку»

Ребята, посмотрите, все ли капельки нашли человечки? Где еще есть капельки, расскажите?

Фразы: «Я нашел капельку НА дереве (ЗА елкой, ПОД деревом, В озере, НА туче). проговаривают и прикрепляют вокруг человечков (в соответствии с цветом)

  1. «Волшебные дорожки» (составление визуально – ритмического ряда)

Вот сколько капелек много вы нашли. Давайте соберем из них дорожки. У Маши – это красная дорожка, у Максима – синяя. Ты будешь составлять дорожку для Маши, ты – для Максима. Послушайте, как будем составлять дорожку. Я называю слово, если в нем есть [ М ], то капельку прикрепляем острым кончиком вверх, если этого звука нет – то переворачиваем капельку. Например: «ДОМММ» - есть в этом слове [ М ], прикрепляем капельку вот так (острый конец вверх), «КАША» - есть [ М ], тогда прикрепляем вот так (переворачиваем ее острым концом вниз). Слушаем внимательно: МММуха, МММаска, усы, доМММ, соМММ, сон, лаМММпа, суМММка.

Усложнение: если капелька направлена острым концом вверх – тяни язычок к носу и хлопай, если направлена  вниз – тяни язычок к подбородку и топай левой (правой ногой). Начинаем!

  1. Конструирование «Транспорт» (по заданной схеме)

Ребята, какие вы молодцы, все задания выполнили. Нашим человечкам пора возвращаться, дорожки вы им уже выложили, а теперь давайте им соберем то, на чем они отправятся в волшебный лес (вытягивают схемы и рассказывают, что на них изображено). Какой это вид транспорта? (наземный). Почему? (передвигается по земле). Если транспорт перевозит пассажиров, то он какой? (пассажирский). Покажите схему, где пассажирский транспорт. Что это? (автобус). А если транспорт перевозит груз, то какой он? (грузовой). Выкладывайте на своих дорожках.

  1. Итог занятия:

- понравилось вам занятие?

- с кем мы сегодня познакомились в волшебном лесу? Назовите их имена

- как мы помогали волшебным человечкам?

- на каком транспорте поехала Маша? А Максим?

Спасибо за занятие!