2. Трансляция педагогического опыта

Оганнисян Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Вашему вниманию представляется презентация на тему «Развитие когнитивной сферы через формирование ритмических способностей у детей дошкольного возраста».

Слайд 2.  Ритмическая способность человека является одной из универсальных базовых способностей. Весь окружающий нас мир живет по законам ритма. Рит-мические действия способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга (Интегративные функции мозга обеспечивают целостность организма путем взаимодействия соматических, вегетативных и эндокринных функций. Кора большого мозга и ближайшая к ней подкорка - высшие отделы ЦНС человека. Их интегративная функция, которую И.П.Павлов назвал "высшей нервной деятельностью", обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой и приспособление организма к изменяющимся условиям существования, формируя поведенческие и психические функции).

Ощущение ритма у ребёнка возникает еще до его рождения, когда он мирно пошатывается от маминых шагов и слышит ее сердцебиение.

Приведите примеры ритмической организации внутренней среды организма.

Слайд 3. Ритм повсюду, он внутри нас (кровообращение, дыхание, биение сердца, процесс ходьбы). А теперь вспомните примеры ритмической организации окружающей среды.

Слайд 4. Ритм вокруг нас проявляется в смене частей суток, в режиме дня, графике работы, расписании работы магазинов, банков и др. учреждений. Мы можем сделать вывод, что ритм – это чередование каких – либо элементов.

Представьте себе, что магазины работают без расписания, как им вздумается. Вы начнёте испытывать тревогу, страх, раздражение... Для детей ритм - это стабильность, которая гарантирует безопасность, организует их, снижает уровень тревожности, может быть направлен на устранение имеющихся у детей нарушений. Каждый ребенок – уникален и наделен определенной способностью (даром) или способностями. Кто – то красиво рисует, кто – то поет и имеет уникальную память, кто – то успешен в спортивных достижениях – все это очень важно для развития ребенка, и только от взрослого зависит в какой степени это будет формироваться. Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми с задержкой психического развития. У нас в группе есть дети, способности которых мы выявили и развиваем, но эти дети нуждаются в определенной коррекционной помощи, так как у них наряду с имеющимися способностями есть сопутствующие нарушения: у девочки с феноменальной памятью имеются врожденные моторные нарушения (ДЦП), речевые нарушения; один ребенок великолепно рисует и знает все про поезда не умеет общаться со сверстниками (нарушение коммуникации), несформированна самостоятельность в организации личного пространства, которая проявляется в «странностях» поведения (стереотипии, «крылышки» - специфические помахивания руками, избирателен к еде, к окружающим его детям), отмечаются моторные нарушения (неловок, вычурные движения при выполнении физических упражнений, постоянно запинается, несобранный); еще один ребенок очень успешен в спортивных достижениях, занимается в спортивной секции, получает призовые места и наряду с этим у него отмечается грубое нарушение речи (речь смазанная, невнятная, аграмматичная), несформированность процессов запоминания, слухового восприятия. Формируя ритмические способности можно скоррегировать некоторые нарушения, имеющиеся у детей. Почему развитие ритмических способностей может относится и к одаренным детям? Потому что среди одаренных детей встречается большой процент детей с нарушениями коммуникации и социализации, моторной неловкостью, речевыми нарушениями,  и т.д.

Слайд 5 - 6. Поэтому как и при помощи чего развивать компоненты когнитивной сферы у детей эффективно и занимательно стало целью моей работы и обозначило ряд задач, представленных на слайде.


      Слайд 7. На этом слайде представлено формирование ритмической составляющей в онтогенезе:
1. Где мы видим, что сначала развивается способность к восприятию и воспроизведению темпа следования звуковых сигналов (ааа, ауа и тд.)
2. Как в речи мы выделяем акценты? ударением. Способность к восприятию и воспроизведению соотношения акцентированных и неакцентированных звуков. Это может быть более громкий хлопок или высокое произношение. Помните!  На этом этапе ребёнок должен не повторить ритмический рисунок, а только выделить акцент.

3. Способность к восприятию и воспроизведению непосредственно ритмического рисунка. Вот здесь вы можете топать и хлопать, как вашей душе угодно.

Слайд 8. В работе логопедов и дефектологов один из видов деятельности по формированию ритмических способностей является  логоритмика. Логоритмика – это развитие  речи через музыку, стихотворения, ритм. Главное отличие логоритмики от музыкального занятия заключается в том, у специалиста первостепенно стоит какая-то логопедическая задача (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие какой-то лексической или грамматической категории и так далее).

Второй вид работы над чувством ритма – это визуально ритмические ряды, основанные на механизме упреждающего синтеза.        Этот механизм является одним из основополагающих при формировании речи, именно ее порождения. Во-первых, минимальная произносительная единица речи - слог. В основе языка всегда лежит модель СГ (согласный-гласный), остальные виды слогов - его модификация. В слоге всегда предыдущий звук влияет на последующий, а последующий влияет на предыдущий. ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧЕВОЙ ЦЕПИ В ТОЙ ЖЕ МЕРЕ ВЛИЯЮТ НА ПРЕДЫДУЩИЕ, КАК И ПРЕДЫДУЩИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩИЕ.

Слайд 9. ПОКАЗ ПОСОБИЙ (+ МАГНИТНАЯ ДОСКА И СЧЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ, + КУБИКИ ДВУХ ЦВЕТОВ). На этом слайде представлены в каких плоскостях могут быть визуально – ритмические ряды (горизонтальный, вертикальный, круговой)

И в какой последовательности идет формирование ритмических способностей, которые мы сейчас реализуем в практической части

Слайд 10 -11 фото + просмотр подгруппового занятия «Фиолетового леса»

Слайд 12. Используя в занятиях приема выкладывания визуально – ритмических рядом можно повысить эффективность усвоения материала, результативность в устранении имеющихся дефектов и при этом решить разнообразные коррекционные задачи, при этом не перетруждая ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие когнитивной сферы через формирование ритмических способностей у детей дошкольного возраста Подготовил: учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 28» Оганнисян О.В. г. Усолье – Сибирское 2022 уч . г.

Слайд 2

Ритм – первоначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем.

Слайд 5

Формирование ритмических способностей у детей дошкольного возраста посредством использования приема «Визуально – ритмический ряд» Цель :

Слайд 6

Задачи: Развитие познавательного интереса, речевой активности (преодоление нарушений слоговой структуры слова; формирование ритмико – слоговой структуры слова, развитие связной речи) Развитие мелкой и крупной моторики, когнитивной сферы Развитие умения концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций, умение выстраивать последовательность непривычных действий; связывать идею и ее моторное исполнение Развитие сенсорной сферы через развитие чувства ритма, слухового, зрительно – пространственного восприятия Развитие самостоятельности детей Формирование положительного отношения к занятию

Слайд 7

Развитие ритмических способностей в онтогенезе: Воспроизведение ровного ритмического рисунка с большей или меньшей скоростью Выделение акцента Восприятие и воспроизведение непосредственно ритмического рисунка (наложение моторной программы)

Слайд 8

Виды работы над ритмом: Логоритмика Визуально – ритмические ряды

Слайд 9

Плоскости выкладывания: - горизонтальная (парковка) - вертикальная - круговая (визуально – ритмический круг) Этапы формирования ритмических способностей: - умение выкладывать предметы в ряд - выкладывание рядов в определенной последовательности: 1:1 (2-3 г.); 2:1; 1:2; 1:1:1 (4-6 л.)

Слайд 10

Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» (В.В. Воскобович )

Слайд 12

Визуально-ритмическии ̆ ряд способствует: развитию чувства ритма (развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия); развитию мелкой моторики; развитию фонематического слуха; развитию артикуляционной моторики; автоматизации и дифференциации нарушенных звуков; коррекции слоговой ̆ структуры слова; запуску речи; развитию связной речи.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Оганнисян Ольга Владимировна, учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 28», г. Усолье - Сибирское

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

 ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В условиях дошкольного образовательного учреждения в начале года для всех специалистов на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речевого и личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка с задержкой психического развития.

Диагностическое обследование выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство его оптимизации. Диагностика позволяет специалисту решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка [2, с.3]. Правильный выбор способов, средств, методов коррекции выявленных трудностей в развитии ребенка позволит сделать работу по их устранению структурированной и наиболее эффективной.

Дошкольники с задержкой психического развития имеют проблемы в развитии всех компонентов когнитивной сферы (в т.ч. речевой компонент), различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У них наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Многие дети имеют коммуникативные нарушения, что приводит к трудностям в установлении контакта не только со сверстниками, но и со взрослыми. Они не готовы к общению и взаимодействию с окружением, замкнуты, не способны рассказать и показать все, что знают и умеют. Поэтому диагностическое обследование не должно приобретать формальный характер и сводиться к скучному опросу, неинтересной беседе (чаще всего сидя за столом).

Возможно ли диагностическое обследование в период адаптации? Как в кратчайшие сроки сформировать доверительные отношения с ребенком? Как уговорить ребенка ответить на поставленный вопрос?  

Поиск ответов на данные вопросы обратил мое внимание на игровую технологию интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича и желание адаптировать некоторые диагностические пробы посредством применения развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес». Возможности использования данной среды неограниченны, так как она содержательно-насыщенная, трансформируемая, многофункциональная, вариативная [1, с.6].

Превратить классическую диагностику в увлекательную игру помогают необычные персонажи и сказочные сюжеты, в которые погружается ребенок [1, с.5]. При этом помощь персонажам в решении трудных вопросов (диагностических проб) формирует отзывчивость, желание помочь, уверенность в своих силах, ориентировку на положительный результат.  Не акцентируя внимание на главной задаче этой «игры» выявление особенностей психофизического и речевого и моторного развития - появляется возможность определить актуальные и потенциальные возможности ребенка, определить наиболее эффективные формы коррекционной работы с ним.

 Диагностика начинается с исследования общего развития ребенка. Попадая в Фиолетовый лес, малыш встречается и знакомится с мальчиком Гео. В процессе знакомства между ребенком и персонажем разворачивается диалог, в ходе которого удается узнать, знает ли малыш, сколько ему лет, как зовут его родителей, как он им помогает, знает ли свой домашний адрес, в какие игры он любит играть, какие любит сказки, есть ли у него друзья? Дети, погружаясь в сказочную атмосферу общения с необычным героем, зачастую рассказывают о себе все, не испытывая неловкости и замкнутости. При возникновении затруднений в ответах, принц Фиолетового леса всегда подбодрит, поддержит, избавив от тревоги, смущения. Подружившись за время беседы, малыш Гео приглашает ребенка отправиться с ним в сказочное путешествие. На этом этапе появляется возможность исследовать уровень умения, обследуемого ориентироваться во времени.

Увидев на своём пути волшебное дерево с синими листьями, Гео обращает внимание ребёнка на то, что кто-то напроказничал и просит ребенка помочь дереву вернуть листья, окрашенные в цвет, соответствующий времени года на улице или того времени года, которое нравится самому малышу. Проверить сформированность предметно – пространственных представлений помогает наличие в лесу необычных деревьев, озера и др. элементов, рядом с которыми прячутся необычные обитатели Фиолетового леса. Знакомство с радужными гномами позволяет проверить не только сформированность сенсорных эталонов и умение действовать по инструкции (красного гнома поставь между синим и желтым; Кохле прикрепи не синюю и не маленькую капельку; Геле подари не круглую и не квадратную коробку), но и выявить уровень понимания предложно-падежных конструкций, увидеть особенности мелкой и крупной моторики (способ захвата элементов, их прикрепление, сила нажима).

 Сказочные сюжеты могут зависеть не только от фантазии специалиста, но и фантазии ребенка. Принц Гео предлагает найти волшебное дерево, в кроне которого часто любят играть в прятки герои Фиолетового леса. Так, например, при обследовании грамматического строя речи ребенок рассказывает Гео кого он видит на дереве, где они находятся (справа, слева и т.д.), кому надо помочь спуститься с дерева. Трудность возврата героев на полянку заключается в том, что для их освобождения необходимо выполнить различные условия (пробы), которые предъявляет волшебное дерево (например, угадай что звучит, воспроизведи ритм, отгадай по описанию, запомни слова (звуки), покажи правый глаз и левое ухо, повтори позу (слоговые ряды) и т.д.). Сказочный сюжет с волшебным деревом еще раз подтверждает, что вариативность, трансформируемость и полифункциональность развивающей среды «Фиолетовый лес» позволяет проверить разнообразные параметры обследования (моторная сфера, психофизические процессы, фонематический слух, понимание речи, лексический запас).

Разноцветные листочки с волшебного дерева помогают сказочным персонажам добраться до своих домиков. В этой пробе можно проверить насколько точно ребенок понимает инструкцию (например: «Лягушке собери не красные листики, а улитке-желтые»); сформирован ли механизм упреждающего синтеза (умение выстраивать ритмические ряды (1:1, 2:1), проверить сформированность когнитивных процессов (операция классификации по цвету, по размеру, обобщение (пример: «Все, кто умеет летать прикрепляй к этой дорожке»), звуковой анализ и синтез (инструкция: «Если в слове есть мягкий звук, то прикрепляй листик острым концом вверх, если в слове твердый звук – острым концом вниз») [2, с.4-8].

Закончить диагностическое исследование можно составлением небольшого рассказа о пережитых приключениях в Фиолетовом лесу, что дает возможность специалисту понять, насколько хорошо или плохо развита связная речь у обследуемого.

Диагностика может быть проведена не по всем областям. Специалист, ориентируясь на возможности ребенка, может проводить диагностические пробы только интересующих его параметров развития. И в этом случае могут добавляться волшебные персонажи, предлагающие ребенку помочь в выполнении того или иного задания.  

Игровая технология «Сказочные лабиринты игры "В.В. Воскобовича, развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» является прекрасным диагностическим инструментарием и позволяет повысить точность выявления особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития.

Литература

  1. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., ВотиноваО.М.  Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»: методическое пособие. Санкт- Петербург, 2017. – 176 с.
  2. Романович О.А., Кольцова Е.П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5 – 6 лет. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 111 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 28"

Сценарий подгруппового занятия с использованием развивающей

предметно - пространственной среды «Фиолетовый лес»

(технология интеллектуально - творческого развития В.В. Воскобовича)

                                                                                        Выполнил:

учитель - дефектолог

                                                                                                           Оганнисян О.В.

Г. Усолье – Сибирское

2022 уч. г.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развитие умения определять наличие или отсутствие звука [ М ] в словах

- развитие пальцевого и артикуляционного видов праксиса

- развитие двигательной памяти

- развитие зрительно - моторной координации и точности движений

- формирование понятий «наземный транспорт», «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»

- развитие способности начинать, удерживать, переключать и завершать моторную программу (1:1 механизм упреждающего синтеза)

- закрепление умения употреблять предлоги «НА, ПОД, ЗА, В», отработка формы дательного, родительного падежей

Оборудование: пособие «Фиолетовый лес», набор «Звуковички» (синий и красный), зажимы, листья (синий, красный, размер – большой), развивающая игра из ковролина «Веселые липучки» (конструктор «Транспорт»), схема «Автобус», «Грузовик», сундучок (жестяная коробочка), подносы для работы.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

Знакомство с пособием «Фиолетовый лес» (рассматривание элементов пособия)

Как вы думаете, кто может жить в этом лесу? (ответы детей). Жители леса обычные или волшебные персонажи?

  1. Упр. «Волшебный сундучок» (6 листиков двух цветов)

К нам пришли волшебные человечки. Давайте попробуем угадать, как их зовут. Имя девочки начинается со звука [ М ] (Маша, Марина), и имя мальчика начинается со звука [ М ] (Максим, Марк, Макар). Они гуляли по лесу и собирали волшебные капельки из разноцветного дождика и складывали в сундучок. Все капельки перепутались в сундучке, поможем человечкам разобраться, где чья капелька. Вот только  сундучок непростой, просто так его нельзя открыть, надо выполнить задания. Повтори ритм: 1:1:1 (однородный), 2:1 (однородный), 2:1 (смена трех действий), 1:1:1 (смена трех действий).

Фразы: «Я даю красную капельку Маше, Максиму», «Красная капелька у Маши, у Максима».  Какие вы молодцы!

  1. Упр. «Найди капельку»

Ребята, посмотрите, все ли капельки нашли человечки? Где еще есть капельки, расскажите?

Фразы: «Я нашел капельку НА дереве (ЗА елкой, ПОД деревом, В озере, НА туче). проговаривают и прикрепляют вокруг человечков (в соответствии с цветом)

  1. «Волшебные дорожки» (составление визуально – ритмического ряда)

Вот сколько капелек много вы нашли. Давайте соберем из них дорожки. У Маши – это красная дорожка, у Максима – синяя. Ты будешь составлять дорожку для Маши, ты – для Максима. Послушайте, как будем составлять дорожку. Я называю слово, если в нем есть [ М ], то капельку прикрепляем острым кончиком вверх, если этого звука нет – то переворачиваем капельку. Например: «ДОМММ» - есть в этом слове [ М ], прикрепляем капельку вот так (острый конец вверх), «КАША» - есть [ М ], тогда прикрепляем вот так (переворачиваем ее острым концом вниз). Слушаем внимательно: МММуха, МММаска, усы, доМММ, соМММ, сон, лаМММпа, суМММка.

Усложнение: если капелька направлена острым концом вверх – тяни язычок к носу и хлопай, если направлена  вниз – тяни язычок к подбородку и топай левой (правой ногой). Начинаем!

  1. Конструирование «Транспорт» (по заданной схеме)

Ребята, какие вы молодцы, все задания выполнили. Нашим человечкам пора возвращаться, дорожки вы им уже выложили, а теперь давайте им соберем то, на чем они отправятся в волшебный лес (вытягивают схемы и рассказывают, что на них изображено). Какой это вид транспорта? (наземный). Почему? (передвигается по земле). Если транспорт перевозит пассажиров, то он какой? (пассажирский). Покажите схему, где пассажирский транспорт. Что это? (автобус). А если транспорт перевозит груз, то какой он? (грузовой). Выкладывайте на своих дорожках.

  1. Итог занятия:

- с кем мы сегодня познакомились в волшебном лесу? Назовите их имена

- как мы помогали волшебным человечкам?

- на каком транспорте поехала Маша? А Максим?

Спасибо за занятие!



Предварительный просмотр:

1 слайд 

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Оганнисян Ольга Владимировна. Я учитель - дефектолог разновозрастной группы «Капитошка» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). Сегодня я хочу рассказать вам о развивающей предметно – пространственной среде «Фиолетовый лес», которая является частью технологии интеллектуально – творческого развития «Сказочные лабиринты игрЫ», освятить общие аспекты использования ее в ДОУ, представлю опыт работы (подгрупповой и индивидуальной) с детьми ОВЗ.

2 слайд 

Автор технологии интеллектуально – творческого развития «Сказочные лабиринты игрЫ» Вячеслав Вадимович Воскобович много лет не имел никакого отношения к психологии и педагогике. По специальности он является инженером-физиком. Кроме физики, Воскобович увлекался музыкой, писал песни для детей и взрослых, был неравнодушен к поэзии. К созданию методики его подтолкнули собственные дети, которые появились в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек.  В начале девяностых было очень проблемно приобрести качественные игры для развития логики, мышления, памяти и развивающие материалы. Тогда Вячеслав Воскобович самостоятельно разработал серию игр (буквально бил и колотил все вручную) и успешно ее адаптировал. Он решил пойти своим путем, не копируя опыт других авторов (Никитин, Зайцев). В начале 90-х годов Воскобович В.В. заинтересовался идеей создания развивающего игрового пространства, создал Центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик, развивающих и коррекционных игр, собрал творческий коллектив единомышленников. В настоящее время развивающие игры и пособия Центра достаточно широко используются родителями и педагогами дошкольных учреждений во многих городах России. С просьбами поделиться опытом Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербург, а потом и за его пределами.

3 – 4 слайд

Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр и пособий. В играх, разработкой и производством которых занимается Воскобович, заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

5 слайд

Все игры систематизированы и на основе их создана технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. Развивающие игры являются универсальными пособиями, которые могут с одинаковым успехом использоваться многократно.

6 слайд

В дальнейшем по нескольким играм была разработана целая обучающая методика, которая состоит из нескольких методических пособий, что очень удобно в работе, как специалистов, так и родителей, использующих данные игры в домашних условиях. На сегодняшний момент можно ознакомиться с более чем пятьюдесятью играми и большим числом развивающих пособий.

В.А. Сухомлинский писал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Именно поэтому для дошкольников игра является лучшей формой обучения. Правильно организованный игровой процесс создаѐт условия для развития всех качеств ребѐнка: интеллектуальных, личностных, физических; формирует предпосылки учебной и социальной успешности ребѐнка.

Как помочь ребенку в познании и развитии его качеств? Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»? Поиск решения ответов на такие вопросы привел к созданию уникальной игровой предметно – пространственной среды под необычным названием «Фиолетовый лес».

7 слайд

По запросу «Значение фиолетового цвета» вышло очень много информации, на слайде представлена небольшая часть из описаний и характеристик цвета. Фиолетовый цвет трактуется как цвет мира, единения, возвращения, поиска утраченного. Поэтому в полнее логичен тот факт, что основа взаимодействия взрослого с детьми в «Фиолетовом лесу» - это сказочный сюжет, который представлен на следующем слайде

8 слайд

Главный герой – это малыш Гео, которому снится необычный сон, где он выполняет ряд действий и попадает в Фиолетовый лес. Там он отправляется в путешествие, встречает на своем пути различных необычных сказочных героев. Это не просто игра - это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают к мышлению и творчеству каждого воспитанника разновозрастной группы. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает, что он чему-то учится.

9 слайд

«Фиолетовый лес» представляет собой сказочное универсальное средство – развивающую предметно-пространственную среду.

Ковролиновая основа для жесткого крепления на стене размерами 1 м Х 1,25 м или 1,5 м Х 2,5 с модульными элементами. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Начало сказки «Приключение  Малыша Гео в Фиолетовом лесу» положило основу для названия развивающей среды «Фиолетовый лес» и его цветового решения. Все элементы выполнены в радужных цветах (семь цветов). Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира.

10 – 11 слайд

С помощью сказочного пространства, необычных персонажей, живущих в этом лесу, и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Игру существенно дополняет сказка – она вводит ребенка в необычный мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Это порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

  1. слайд

Предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» соответствует и выполняет требования к среде, сформулированных во ФГОС ДО. Они представлены на слайде.

Более подробно о третьем пункте. НАСЫЩЕННОСТЬ среды соответствует возрастным особенностям детей от 6 мес. до 7 лет, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), позволяет самовыразиться и положительно влияет на их эмоциональное благополучие.

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ среды позволяет изменять ее в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей и их возможностей.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ обеспечивается за счет использования более 140 съемных элементов и может использоваться в различных видах детской активности и деятельности (игровая, позновательно – исследовательская, коммуникативная, конструктивная, двигательная).

Периодическая сменяемость элементов на основе обеспечивает ВАРИАТИВНОСТЬ самой среды и стимулирует все виды активности ребенка.

Находится в постоянном ДОСТУПЕ для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и БЕЗОПАСНОСТИ их использования.

13 слайд

На данном слайде вы видите, какие образовательные задачи, предусмотренные ФГОС ДО, может  решать, используя развивающую предметно – пространственную среду «Фиолетовый лес»

14 слайд

В основу развивающих игр Воскобовича заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. И те задачи, которые реализуются через игровые ситуации, охватываю и раскрывают каждую из пяти образовательных областей  ФГОС ДО, которые представлены на слайде.

15 слайд

На этом слайде вы видите все возрастные категории детей, в работе с которыми можно использовать развивающую предметно – пространственную среду «Фиолетовый лес»

дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) они часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость.

16 слайд

Применяя данную технологию, мы можем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» Подготовил учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 28» Оганнисян О.В. г. Усолье – Сибирское 2022 уч.г .

Слайд 2

«Обучение ребенка должно быть непринужденным и веселым» Воскобович Вячеслав Вадимович Инженер – физик Петербургский автор более 50 игр и пособий Создатель развивающей методики для детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» С 1997 года — директор ООО «Развивающие игры Воскобовича » В 2016 году компания «Развивающие игры Воскобовича » отпраздновала свое 25-летие.

Слайд 3

«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать» В. В . Воскобович.

Слайд 6

Методические пособия

Слайд 7

Фиолетовый цвет Расширяет воображение творческих людей Символ мудрости, единения, артистизма, вдохновения, чуда, мистики Оказывает сильное влияние на дух человека и обращается непосредственно к области чувств и эмоций Является типичным цветом гармонично развитых людей

Слайд 8

«Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос свыше : «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком» . Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос : «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом» . Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос : «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом» . Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял у входа в Фиолетовый Лес ».

Слайд 10

Персонажи сказочного леса

Слайд 12

Предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» соответствует и выполняет требования к среде, сформулированных во ФГОС ДО Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), двигательной активности детей, дает возможность уединения и проектирования собственного пространства Обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДОО Развивающая среда «Фиолетовый лес» содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная

Слайд 13

Предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО Ознакомление детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, растительным и животным миром ); Развитие познавательных процессов (пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения ); Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению , сериации , классификации Развитие аргументированной и доказательной речи

Слайд 14

Игровые ситуации направлены на решение задач образовательных областей ФГОС ДО: Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 15

Предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» используется в работе с детьми: Раннего возраста Дошкольного возраста Младшего школьного возраста С ограниченными возможностями здоровья

Слайд 16

Применяя данную технологию, мы можем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру , развить физические, интеллектуальные и личностные качества , сформировать предпосылки к учебной деятельности , которые обеспечат социальную успешность.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!