Конференции и семинары

Светлана Александровна Лесникова

Конференции и семинары

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР в соответствии с АОП.

Согласно АОП существует ряд специальных условий для работы с детьми с ТНР. Это определенная предметно-пространственная среда, специальные обучающие пособия, комплексное педагогическое воздействие и др.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Это достигается путем:

- использования вариативность форм работы (содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка)

- интеграции образовательных областей, комбинировании различных разделов (деление программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности).

В занятие были включены различные образовательные области в соответствие с  образовательной программой.

Художественно-эстетическое развитие

Предварительно была проведена работа по ознакомлению с детской литературой. Воспитатели прочитали сказку Буратино. Здесь основная задача - развитие способности к восприятию художественной литературы.

Социально-коммуникативное развитие.

Потребность в сотрудничестве, общение с героем, организованность, очередность действий.

Познавательное развитие.

Это обширный блок, включал несколько задач:

- обучение конструированию (задание по конструированию человека)

- развитие воображения и творческой активности (задание Головоноги)

- формирование представлений о себе (прослеживалось во всех заданиях)

Речевое развитие

Сквозное направления в любых видах деятельности. Речевое развитие ребенка связано с умением слушать, воспринимать речь говорящего и правильно отвечать. Это базовые навыки.

В самом занятии были представлены задания для стимулирования речевой активности – это уточнение и обобщение предметных понятий, игры для развития глагольного словаря («Для чего это нужно?»), фразовой речи, речевого творчества (Головоноги).

Физическое развитие

- соблюдение двигательного режима во время занятия, смена видов деятельности (Физкультминутка).

- знакомство со строением тела человека, с назначением органов, представления о целостности организма.

Такой системный подход позволяет оптимально решать задачи обучения и воспитания.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе.

Тема. «Я и мое тело».

Цель. Формирование представления у детей о частях тела человека и их назначении.

Задачи.

Образовательные:

  • активизация словаря детей по теме;
  • формирование навыков ориентировки в собственном теле, различения правой и левой руки (ноги).

Коррекционно-развивающие:

  • обучение согласованию существительных с числительными;
  • развитие воображения, внимания, пространственных представлений;
  • развитие общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

  • воспитание желания заниматься, слушать взрослых и сверстников;
  • воспитание интереса к своему телу;
  • сохранение и укрепление здоровья детей.

Оборудование и персонаж: Буратино (воспитатель в костюме), мешочек, части тела человека (отдельные детали или картинки), мяч, игра «Головоноги».

Ход занятий:

  1. Организационный момент

Логопед. Сегодня нас ждет веселое и увлекательное занятие! Но давайте сначала поздороваемся: (дети встают в круг).

Здравствуйте, ручки: хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки: топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки: плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, зубки: щелк, щелк, щелк!

Здравствуйте, губки: чмок, чмок, чмок!

Здравствуй, мой носик: бип, бип, бип!

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Сейчас я расскажу о ком-то из вас, а вы угадаете, о ком я рассказала:

- это девочка, она высокая, у нее длинные коричневые волосы;

- это мальчик, у него толстые щечки, черные волосы;

А если я просто скажу:

- это мальчик, у него есть голова, шея, ножки. Вы угадаете этого мальчика? (Нет, потому что у всех есть голова, шея и ножки).

Чем люди похожи? (У всех есть руки, ноги, волосы, …)

Чем люди отличаются? (Ростом, цветом волос, глаз, …)

2. Основная часть.

Стук в дверь. В группу заходит Буратино.

Буратино – «Здравствуйте, ребята. Я был в школе, мне задали много уроков. А вот как их сделать я не знаю. Поможете мне? (Дааа, поможем).

ЗАДАНИЕ 1. Игра «Чудесный мешочек». РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Буратино – Мне в школе дали мешочек, а в нем картинки с изображением разных частей тела (по количеству детей). Вам нужно каждому по очереди, достать по одной картинке, назвать то, что на ней изображено и определить количество слогов.

Дети достают по очереди и называют

– ноги (но-ги два слога),

- руки (ру-ки два слога),

туловище (ту-ло-ви-ще четыре слога),

голова (го-ло-ва три слога),

уши (у-ши  два слога,

нос (один слог),

глаза (гла-за два сл.),

рот (один сл.) и т.д).

Логопед – это части тела человека, птички или животного? (Человека)

Фоном звучит музыка «Палка, палка, огуречик».

Буратино предлагает собрать человека, помогает детям – давайте сначала прикрепим на доску самую большую часть тела (туловище). Наверху должны быть ноги? (Нет, голова). А внизу? (Ноги). Справа и слева что? (Руки). Готов человек? (Нет, не хватает глаз, носа, ….).

Буратино – Скажите мне, чего у человека по два? (два уха, два глаза и т.д.). Покажите правый глаз, левое ухо, левую ногу и т.д.

Молодцы. А вот следующее задание, которое мне задали в школе.

ЗАДАНИЕ 2. Игра «Для чего это нужно?». РАЗДЕЛ РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Буратино – Я бросаю мяч, спрашиваю, а вы отвечаете полным предложением.

- Для чего нужна голова? (Голова нужна для того, чтобы думать).

- Для чего нужны уши? (Уши нужны для того, чтобы слушать).

- Глаза – смотреть

- Ноги – ходить, бегать, прыгать

- Руки – брать, держать

- Нос – дышать, нюхать.

Буратино – все части тела такие нужные, я и не знал.

Буратино – что-то я устал, пора подвигаться, сделать зарядку.

ЗАДАНИЕ 3. Физкультминутка «Все могу». РАЗДЕЛ ФИЗ ВОСПИТАНИЕ

Логопед – А мы как раз знаем подходящую зарядку. Буратино, повторяй за нами. Сначала я буду говорить, а потом вы все.

Руки вверх я подниму.

Вправо, влево разведу.

И как птица полечу, головою поверчу.

А теперь присяду, встану

И нисколько не устану.

Я попрыгаю немножко

И пешком пойду в дорожку.

И на месте побегу.

Все на свете я могу!

Поднять руки.

Развести в стороны.

Махать руками, имитируя полет птиц.

Приседать на корточки и вставать.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Бег на месте.

Развести руки в стороны.

ЗАДАНИЕ 4. Игра «Будьте внимательны». РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Буратино – Я придумал игру. Буду называть и показывать разные части тела. Слушайте внимательно. Я могу назвать одну часть тела, а показать другую. Вы показываете только то, что я назову.

Это глаз (Буратино дотрагивается до носа).

ЗАДАНИЕ 5. Игра «Головоноги». РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Буратино – немножко поиграли, отвлеклись, можно делать следующие задания.

Мне в школе дали карточки, на которых нарисованы смешные существа, совсем не похожие на людей. У кого-то большая голова, у кого-то длинные ноги. Помогите мне придумать им имена.

Буратино показывает одну карточку, рассматривает с детьми. Например, у этого существа длинные кудрявые волосы. Как нам его назвать? (Кудряшка)

Таким образом рассматривают несколько существ и придумывают имена.

После чего по новой показывает тех же самых существ, дети вспоминают их имена.

Буратино – а как бы вы меня назвали?

Логопед – что у Буратино необычного? (длинный нос)

Буратино – спасибо вам, ребята, вы помогли мне выполнить все домашнее задание. Теперь я понял, что все люди не похожи друг на друга, но у всех людей одинаковое строение организма. Из каких же частей состоит тело человека? Ответы детей.  

Завтра я снова пойду в школу, расскажу про вас какие вы молодцы.

Буратино прощается и уходит.

3. Итог занятия: 

Логопед – ребята, вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? Было ли кому-то трудно?



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого занятия «Я и мое тело».

Цель. Формирование представления у детей о частях тела человека и их назначении.

Задачи.

Образовательные:

- активизация словаря детей по теме;

- формирование навыков ориентировки в собственном теле, различения правой и левой руки (ноги).

Коррекционно-развивающие:

- обучение согласованию существительных с числительными;

- развитие воображения, внимания, пространственных представлений;

- развитие общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

- воспитание желания заниматься, слушать взрослых и сверстников;

- воспитание интереса к своему телу;

- сохранение и укрепление здоровья детей.

Оборудование и персонаж: Буратино (воспитатель в костюме), сундучок с картинками «части тела человека», мяч, игра «Головоноги».

Данное занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В занятие были включены различные образовательные области в соответствие с  образовательной программой.

Художественно-эстетическое развитие:

Предварительно была проведена работа по ознакомлению с детской литературой (чтение сказки «Приключения Буратино»). Здесь основная задача - развитие способности к восприятию художественной литературы.

Социально-коммуникативное развитие.

Данная область предусматривала воспитание потребности в сотрудничестве, общение, формирование организованности, очередности действий.

Познавательное развитие.

Это обширный блок, включал несколько задач:

- обучение конструированию (задание по конструированию человека);

- развитие воображения и творческой активности (задание Головоноги);

- формирование представлений о себе (прослеживалось во всех заданиях)

Речевое развитие.

Сквозное направления в любых видах деятельности. Речевое развитие ребенка связано с умением слушать, воспринимать речь говорящего и правильно отвечать. В занятии были представлены задания для стимулирования речевой активности – это уточнение и обобщение предметных понятий, игры для развития глагольного словаря («Для чего это нужно?»), фразовой речи, речевого творчества (Головоноги).

Физическое развитие:

- соблюдение двигательного режима во время занятия, смена видов деятельности (Физкультминутка);

- знакомство со строением тела человека, с назначением органов, представления о целостности организма.

Выбор структуры занятия не случаен, так как каждая область направлена на решение определенных задач, соответствующих возрастным и речевым возможностям детей.

 В занятие сделан акцент на:

- комплексность. Образовательные области комбинируются между собой, осваивается не по отдельности, а в сочетании с другими видами деятельности.

- индивидуализацию. Следует помнить о неравномерности психофизического развития. По возможности спрашивать каждого, ставить вопрос с учетом способностей ребенка.

Тема занятия «Я и мое тело» была выбрана не случайно, так как детям с речевыми нарушениями всегда тяжело даются пространственные представления, ориентировка на себе.  

Для активизации детей были использованы следующие методы, соответствующие теме занятия:

- словесные (беседа, вопросы к детям);

- наглядные (сюрпризный момент, демонстрационный материал);

- игровые

Воспитанники воспринимали материал с интересом, правильно отвечали на вопросы. В ходе занятия было задействовано пространство группы, что способствовало повышению дисциплинированности, позволило воспитанникам расслабиться, избежать переутомление.

Все структурные элементы занятия были продуманы, взаимосвязаны между собой, что обеспечило целостность преподносимого материала.

Думаю, что на занятии мне удалось проявить следующие умения: правильно организовать детей, определить необходимый объем учебного материала, проявлять на занятии эмоциональность, доброжелательность в общении с детьми.

Для лучшего усвоения материала на занятиях стоит более разнообразить преподнесения материала. Для чего подобрать больше наглядности, использовать ИКТ.