Технологии

Светлана Александровна Лесникова

Предварительный просмотр:

Технология совместной работы

учителя-логопеда и воспитателей группы

Цель использования технологии.

Осуществление преемственности в работе педагогов, повышение речевой активности детей в различных видах деятельности.

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности.

Технология используется в течение года в разных формах работы:

  1. Совместное составление Рабочей программы (раз в год);
  2. Совместное составление плана работы по всем направлениям (поквартально).
  3. Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционной работы (еженедельно).
  4. Оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении (в течение учебного года).
  5. Взаимопосещение занятий и совместное проведение комплексных занятий и досугов (в течение года).
  6. Индивидуальные задания логопеда воспитателям для работы с детьми  (еженедельно).
  7. Инсценировка сказок, показ спектаклей (в течение года).

Результат использования технологии.

Использование в работе данной технологии:

- предоставило возможность реализовать комплексный подход и объединить усилия логопеда и воспитателей в коррекционной работе;

- позволило более полно спланировать и реализовать коррекционный процесс;

- способствовало разностороннему развитию детей;  

- повысило эффективность коррекционно-логопедической помощи детям;

- способствовало увеличению речевой активности детей и качеству речи;

- предоставило возможность формирования речевой деятельности во взаимосвязи с другими направлениями развития;

- позволило реализовать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приходя в дошкольное учреждение, ребенок попадает в круг сверстников и педагогов (логопедов, воспитателей, физкультурных и музыкальных работников и др.). От того, насколько будут слажены и последовательны действия взрослых, насколько будет взаимосвязана их работа, зависит эффективность обучения и воспитания детей. В частности, эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей (Нищева Н.В. [6], Филичева Т.Б. [4]).

Ряд особенностей, характерных для детей с речевыми нарушениями вызывает необходимость предъявления особых требований к работе воспитателя в логопедической группе. Воспитатель, помимо общеобразовательных задач, выполняет и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков, обусловленных особенностями речевого развития. Для более глубокого понимания особенностей работы с такими детьми необходима взаимосвязь с логопедом (Филичева Т.Б. [7]).

Целью технологии является – осуществление преемственности в работе педагогов, повышение речевой активности детей в различных видах деятельности.

Задачи работы:

- выбор эффективных форм сотрудничества;

- совместное составление программы и плана работы по всем направлениям;

- повышение компетентности воспитателей по направлениям логопедической работы с детьми;

- знакомство с основными приемами преодоления отклонений в развитии речи;

- повторение и закрепление материала, отработанного с детьми логопедом;

- осуществление преемственности в работе.

Общение логопеда и воспитателей осуществляется с первых дней пребывания ребенка в детском саду. В течение первых месяцев общения с детьми логопед знакомит воспитателя с отклонениями в речевом развитии каждого ребенка, объясняет причину их возникновения. Посещая фронтальные занятия, воспитатели отмечают, какие трудности у детей возникают при выполнении заданий. Логопед и воспитатели совместно планируют работу по развитию речи, определяют тематику и содержание занятий, словарь и требования к речи детей. Воспитатели организуют речевую практику в ходе режимных процессов с целью закрепления полученных знаний. Логопед обращает внимание воспитателей на случаи тяжелых нарушений речи, советует, как правильно реагировать на особенности поведения таких детей (Филичева Т.Б. [9]).

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЛОГОПЕДА

И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ

Взаимодействие осуществляется в разных формах работы:

Формы работы

Содержание

Совместное составление плана работы по всем направлениям.

- составление годового плана работы;

-поквартальное планирование различных совместных мероприятий.

Во всех возрастных группах, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционной работы.

Данное направление позволяет осуществить принцип индивидуального подхода.

Во всех возрастных группах, в зависимости от возраста и тяжести речевого нарушения.

Оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении.

Выбор игрушек и пособий в зависимости от возраста детей и имеющихся отклонений в развитии.

Во всех возрастных группах, в соответствии с программой работы.

Взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий и досугов.

На таких занятиях осуществляется обобщение пройденного материала, обмен опытом работы и преемственность.

Во всех возрастных группах взаимопосещение открытых занятий, организация и проведение совместных занятий.

Еженедельные задания логопеда воспитателям.

Необходимы для закрепления логопедической работы, для повторения пройденного материала по различным направлениям речевого и познавательного развития.

Во всех возрастных группах, в соответствии с планом индивидуальной логопедической работы.

Инсценировка сказок, показ спектаклей.

В таких видах деятельности ведется работа по совершенствованию связной речи, интонационной выразительности, звукопроизношения.

Во всех возрастных группах, в зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей.

Вышеуказанные формы работы используются нами систематически в разных возрастных группах.

Стоит обратить особое внимание на такие мероприятия, как:

- проведение комплексных занятий;

- проведение экскурсий на природу;

- инсценировка сказок.

ПРОВЕДЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКСКУРСИЙ НА ПРИРОДУ.

Мы объединили эти формы работы одной темой «Времена года».

Ниже представлен план проводимых мероприятий по данной теме в младшей и средней группе детского сада.

Время года

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Осень

Занятие 1 «Яблоня осенью»

Экскурсия 1 «Ранняя осень. Прогулка на пруд и ближайшую территорию».

Зима

Занятие 2 «Яблоня зимой»

Экскурсия 2 «Зима. Прогулка на пруд и ближайшую территорию.

Весна

Занятие 3 «Яблоня весной»

Экскурсия 3 «Весна. Прогулка на пруд и ближайшую территорию».

Лето

Занятие 4 «Яблоня летом»

Занятие 5 «Приготовление яблочного пирога»

Экскурсия 4 «Лето. Прогулка на пруд и ближайшую территорию».

С детьми младшей группы мы проводили занятия в рамках темы «Времена года». Выбор темы не случаен. Смена времен года, определенная их последовательность,  изменения в природе требуют развития абстрактного мышления. В младшем возрасте такой вид мышления еще недостаточно сформирован. Идея такого цикла занятий – наглядно показать детям особенности каждого времени года, последовательные изменения в природе. Мы не только говорили о разных приметах, но еще наблюдали за тем, что происходит с деревьями, в частности с яблоней в разные времена года. Выбор именно яблони тоже не случаен. Яблоня - самое распространенное плодовое дерево. Можно увидеть не только как опадают или распускаются листья, но и как яблоня цветет и что потом появляются плоды.

Мы готовились к каждому занятию. Предварительно изготовили с детьми пособия. Наклеили на разный фон дерево. Цвет фона соответствовал цвету времени года (осень – оранжевый фон, зима – голубой, весна – светло-зеленый, лето – темно-зеленый). Каждое занятие было насыщено играми и задания, отражающими приметы изучаемого времени года.

Говоря об осени мы: дули на осенние листочки, искали одинаковые листочки, раскрашивали листочки в разные цвета.

Изучая зиму мы: превращались в снежинки, играли со снегурочкой, рисовали снег губками и наклеивали снежинки.

Проводя весеннее занятие мы: говорили о первых весенних цветах, искали перелетных птиц, прыгали через ручеек, наклеивали листочки.

Изучая лето мы: использовали все ранее изготовленные пособия, искали приметы разных времен года, наклеивали листочки и яблоки.

Так как делали именно яблоню, то возникла идея логичного завершения проекта – приготовление яблочного пирога.

Для этого занятия мы подготовили настоящие продукты, посуду, фартуки, колпаки. Поговорили о том, для чего нужна посуда, какая она бывает. Рассмотрели продукты, потрогали некоторые из них.

Приступили к приготовлению пирога. Под руководством взрослых дети почти все делали самостоятельно: выкладывали необходимые продукты, перемешивали, резали яблоки.

После чего мы отнесли приготовленное тесто на кухню. Дети сами попросили поваров поставить тесто в духовку и испечь.

В итоге получились два пирога. Один приготовили дети, а второй повара из оставшихся продуктов.

При составлении конспектов занятий мы опирались на труды таких авторов, как Карпухина Н.А. [3], Алябьева Е.А. [1], Фадеева Ю.А. [8], Арбекова Н.Е. [2], Кравченко И.В. [5] и др.  

В средней группе мы продолжили тему «Времена года». Наблюдение за приметами проходит в реальной обстановке в разные времена года на специально организованных экскурсиях.

Заранее подготовили карты. Обозначили на них один и тот же маршрут, но в разные времена года. На всех экскурсиях были остановки в одних и тех же местах.

Первая остановка в беседке. Здесь мы всегда загадывали детям загадки о приметах текущего времени года.

Вторая остановка – пруд. Смотрели кто там плавает, по возможности детально цвет, части тела, повадки. Кормили уточек. Беседовали о диких и домашних птицах и их птенцах, о воде и растениях.

Третья остановка – парк. Осенью в нем можно собирать листочки, зимой играть в снежки, весной и летом наблюдать как все распускается.

Четвертая остановка – на территории детского сада.

Дорисовывали на осенней картине недостающие детали, делали цветные льдинки, кормили птиц.

Все вышеуказанные виды деятельности способствуют не только развитию различных сторон речи, но и пространственно-временных представлений, математических способностей, изобразительных навыков, познавательных процессов.

В качестве примера представим конспект экскурсии в зимний период.

Экскурсия «Зима. Прогулка на пруд и ближайшую территорию».

1. Остановка 1 «Беседка». Задание «Отгадай загадки».

На прошлой нашей экскурсии мы тоже останавливались в беседке. Вы помните, что такое беседка? Что мы делали здесь в прошлый раз?

Взрослый предлагает отгадать загадки и запомнить отгадки.

На земле лежал,

А весной растаял

И убежал (Снег)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто (листопад )

Он прозрачный и холодный,

Скользкий он и очень твердый,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это-...(лед.)

Вспомнить все отгадки и назвать лишнюю (листопад). Листопад – это примета осени.

Посмотрим на карту. Куда нам двигаться дальше?

2. Остановка 2 «Пруд».

Что было осенью? (много уток, вода,  зелень …). Что мы видим сейчас? Почему появился лед?

Лед покрыт снегом. На льду лунки с водой. Был знак «купаться запрещено», появился знак «ходить по льду запрещено».

По карте определяют дальнейший маршрут.

3. Остановка 3 «Лес».

Вспомнить, что здесь было осенью, что делали? Где же красивые листья? Соберем красивый букет?

Игра в снежки «Попади в цель».

Обратиться к карте и определить следующую остановку.

4. Остановка 4 «Лавочки». Задание «Зимняя фигура».

Раз, два, три, снеговики на месте замри (лыжники, деревья и т.д.)

Отправляемся дальше. По карте следующая точка «Веранда» в детском саду.

5. Остановка 5 «Веранда».

Сделаем цветные льдинки.

Заранее заготовить разноцветную воду, а на улице разлить по формочкам, положить веревочку. Оставляем на морозе до следующего дня.

6. Итог.

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗОК, ПОКАЗ КУКОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ

Данная работа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.

В младшей группе воспитатели и логопед группы сами инсценируют спектакли и показывают их детям. Со средней группы дети сами принимают участие в спектаклях вместе с педагогами. В более старших возрастных группах дети самостоятельно показывают весь спектакль.

План показа кукольных спектаклей и сказок в разных возрастных группах на учебный год.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Кукольный спектакль «Пых»

Осенний досуг с инсценировкой сказки «Репка».

Спектакль по сказке

«Горячий пирог»

Кукольный спектакль «Вершки и корешки»

Кукольный спектакль «Снеговик-почтовик»

Кукольный спектакль «Теремок»

Спектакль по сказке «Заюшкина избушка»

Спектакль по сказке «Зимовье»

Спектакль по сказке «Хвосты»

Спектакль по сказке «Волк и семеро козлят»

Постановку одного из вышеперечисленных спектаклей мы планируем поручить родителям. Чтобы они подготовились и показали спектакль детям в детском саду.

Таким образом, в ходе разработки данной технологии были определены и описаны различные формы сотрудничества логопеда и воспитателей при работе с детьми. Использование в работе данной технологии:

- предоставило возможность реализовать комплексный подход и объединить усилия логопеда и воспитателей в коррекционной работе;

- позволило более полно спланировать и реализовать коррекционный процесс;

- способствовало разностороннему развитию детей;  

- повысило эффективность коррекционно-логопедической помощи детям;

- способствовало увеличению речевой активности детей и качеству речи на 30%;

- предоставило возможность формирования речевой деятельности во взаимосвязи с другими направлениями развития;

- позволило реализовать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей детей;

- способствовало проведению в течение года более 10 мероприятий с родителями и воспитателями.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. – М.: Издательствл ГНОМ, 2012. – 240 с.
  3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. – 240 с.
  4. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / под. ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой. – М: Просвещение, 2014. – 207 с.
  5. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
  6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2007. – 192 с.
  7. Основы дошкольной логопедии / под ред. Т.Б. Филичевой, О.С. Орловой, Т.В. Тумановой и др. – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.
  8. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты. – М.: Книголюб, 2006. – 144 с.
  9. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН РЕЧИ

В ХОДЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ

Данная технология совершенствуется и используется нами в работе на протяжении нескольких лет. Вышеуказанные виды деятельности, включенные в нее, позволяют работать над широким кругом задач. Формируют познавательное развитие, эмоционально-волевую сферу, различные стороны речевого развития, личностные качества и др., позволяют более полно организовать детскую деятельность, предъявлять единые требования к детям.

Особое внимание стоит уделить речевому развитию, ведь в различных видах деятельности проводилась работа по автоматизации звуков, расширению лексического запаса, формированию грамматических категорий, развитию связной речи. Дети начали больше общаться, речь стала грамматически правильной и понятной.



Предварительный просмотр:

Результаты диагностики развития диалогической речи дошкольников в театрализованной деятельности в старшей и подготовительной группе

Для определения уровней развития диалогической речи дошкольников использовался комплекс методов и методик: включенное наблюдение, беседа для выявления у дошкольников навыков диалога, методики для диагностики развития диалогической речи.

Для диагностики развития диалогической речи дошкольников в театрально-игровой деятельности использовались следующие методики:

1. Методика В.И. Лалаевой «Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку».

2. Методика Н.И. Левшиной «Наблюдение за общением воспитателя и детей».

3. Методика Н.И. Левшиной «Диагностика диалогических умений дошкольников».

Дадим описание используемых методик.

Методика В.И. Лалаевой «Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку».

Детям предлагалась сюжетная картинка «В лесу» и следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Скажи…». Далее могут задаваться вопросы по содержанию картинки типа:

  1. Что изображено на картинке?
  2. Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?
  3. Что делают дети в лесу?
  4. С кем пришли дети?

5. Кто сидит в дупле?

6. А ты был когда-нибудь в лесу? и т.д.

Ответы детей оцениваются по балльной системе по следующим критериям:

- соответствие ответа изображенной на картинке ситуации;

- характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).

3 балла – ответ соответствует ситуации, дан предложением (например, «Дети пришли с мамой в лес»;

2 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словом (например, «грибы», «ягоды»);

1 балла – в ответе неточное отражение изображенной на картинке ситуации, дается формой слова (например, «Куда пришли ребята? – на прогулку»);

0 балл – ребенок молчит, или дает случайные ответы, не относящиеся к рисунку.  

2. Методика Н.И. Левшиной «Наблюдение за общением воспитателя и детей». 

Цель: изучить особенности диалогической речи детей в ситуациях общения с воспитателем, со сверстниками.

В ходе наблюдения фиксировались:

- содержание бесед с воспитателем и детьми;

- поводы для вступления в диалог;

- умение поддержать разговор;

- умение вступить в беседу;

- активность во время беседы;

- собственная речь ребенка (богатство словарного запаса, правильность, точность, развернутость высказывания);

- содержание бесед ребенка со сверстником во время игры;

- умение закончить разговор;

Оценка результатов:

3 балла -  ребенок с легкостью вступает в разговор, поддерживает беседы, активен, использует развернутые ответы на вопросы, интересуется собеседником, способен к игровому взаимодействию со сверстниками, ведет ролевой диалог от имени героев.

2 балла – ребенок не всегда активен в разговоре, но отвечает на вопросы, участвует в беседе по инициативе других.

1 балл – ребенок пассивен, в общении участвует редко, говорит тихо, на вопросы отвечает односложно.

0 баллов – ребенок замкнут, играет один, с просьбами к воспитателю не обращается, стимуляция, приобщение к беседе со стороны взрослых, детей не помогает.

3. Методика Н.И. Левшиной «Диагностика диалогических умений дошкольников». 

Диагностика представляет индивидуально организованную беседу с детьми.

Цель: выявление диалогических умений, навыков диалога, необходимых для игры, интереса к театрализованной деятельности, к театру.

Дошкольникам мы задавали следующие вопросы:

- Нравится тебе ходить в детский сад?

- Что тебе особенно здесь нравится?

- С кем ты дружишь?

- Во что ты любишь играть?

- Ты был когда-нибудь в театре?

- Какой спектакль тебе понравился?

- Ты бы хотел быть артистом в театре? Почему?

- Если бы тебе предложили участвовать в спектакле, ты бы согласился?

- С кем из детей ты бы хотел показать сказку «Теремок»?

- Что нужно, чтобы показать сказку?

Оценка результатов:

3 балла -  ребенок с легкостью вступает в разговор, рассказывает о своих друзьях, играх, интересуется театром, желает участвовать в театрализованных играх, обладает необходимыми диалогическими навыками для  театрализованной деятельности.

2 балла – ребенок не активен в разговоре, но отвечает на вопросы, участвует в беседе, в театрализованных играх по инициативе других.

1 балл – ребенок пассивен, не владеет навыками диалога, в театрализованных играх не принимает участия, стеснителен, не интересуется театром.

0 баллов – ребенок замкнут, диалогическими навыками не владеет, на вопросы отвечал неохотно, тихо, отказывался принимать участие в театрализованных играх.

В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития диалогических умений – 6 человек (25%). Эти дети с легкостью вступают в разговор, рассказывают о своих друзьях, играх, интересуются театром, желают участвовать в театрализованных играх, обладают необходимыми диалогическими навыками для  театрализованной деятельности;

- дети со средним уровнем развития диалогических умений – 10 человек (42%). Эти дети не активны в разговоре, но отвечают на вопросы, участвуют в беседе, в театрализованных играх по инициативе других;

- дети с низким уровнем развития диалогических умений дошкольников – 8 человек (33%). Эти дети пассивны, не владеют навыками диалога, в театрализованных играх не принимают участия, стеснительны, не интересуется театром.

На рисунке 2.1 представлены результаты диагностики уровня диалогических умений дошкольников.

Рис. 2.1. Результаты диагностики уровня диалогических умений у старших дошкольников

Таким образом, в ходе диагностики было выявлено, что количество детей с высоким уровнем диалогических умений в группе составило 25 %, со средним – 42%, с низким - 33%.

На заключительном этапе проводилась повторная диагностика диалогических умений дошкольников с использованием тех же методик.

В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем диалогических умений – 12 человек (50%). Эти дети стали с легкостью вступать в разговор, более активно общаться со взрослыми и сверстниками, умеют поддержать разговор, рассказывают о своих друзьях, играх, интересуются театром, желают участвовать в театрализованных играх, обладают необходимыми диалогическими навыками для  театрализованной деятельности;

- дети со средним уровнем диалогических умений – 10 человек (42%). Эти дети недостаточно активны в разговоре, но отвечают на вопросы, умеют поддержать разговор, участвуют в беседе, стали проявлять интерес к театрализованной деятельности.

- дети с низким уровнем диалогических умений – 2 человек (8%). Эти дети  еще не достаточно хорошо усвоили навыки диалогического общения. Требуется дальнейшее обогащение и развитие диалогических умений с помощью воспитателя и сотрудничества с родителями.

На рисунке 2 представлены сравнительные результаты диагностики уровня развития диалогических умений у дошкольников группы.

Рис. 2.  Сравнительные результаты диагностики уровня развития диалогических умений дошкольников

Таким образом, в ходе диагностики на завершающем этапе (в подготовительной группе) было выявлено, что в группе детей, с которыми проводились занятия театрализованной деятельностью, количество детей с высоким уровнем диалогических умений дошкольников увеличилось на 25% и составило 50 %, со средним осталось без изменений – 42%, с низким – снизилось на 25% и составило 8%.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов реализации игровой технологии

Цель игровой технологии  в социально-коммуникативном развитии:

- развитие культуры общения со сверстниками.

 Я провела исследование развития культуры общения и коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками. И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Цель  - создать условия для воспитания культуры общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить понятие и особенности воспитания культуры общения у детей  дошкольного возраста.
  2. Выявить методы и приемы воспитания культуры общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста.
  3. Исследовать уровень воспитания культуры общения со сверстниками у детей  дошкольного возраста.

4. Предложить игровые методы и приемы воспитания культуры общения со сверстниками у дошкольников.

Для проведения наблюдения использовалась методика, предложенная Г.А Урунтаевой, Ю.А Афонькиной. по изучению навыков культуры общения.

Оценка уровня сформированности навыков культуры общения у дошкольников со сверстниками проводилась с учетом критериев:

  1. Насколько приветлив ребенок к другим детям: здоровается ли и прощаться; называет других по имени, использует  вежливые слова.
  2. Внимателен ли ребенок к сверстнику; замечает его настроение; старается ли помочь; умеет ли не мешать другим детям; считается ли с мнением другого.
  3. Как часто возникают конфликты с другими детьми, каким образом ребенок их различает.
  4. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
  5. Какие взаимоотношения преобладают в общении с детьми: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Оценка осуществлялась по каждому критерию:

2 балла – положительный показатель

1 балл – не устойчивый показатель

0 баллов – отрицательный показатель.

В результате диагностики в сентябре 2018 г. были выявлены следующие группы детей:

- дети, у которых сформирована культуры общения со сверстниками на высоком уровне –15%. Эти дети сразу замечают других детей, когда приходят в группу, указывают на них, показывают свои игрушки, что-то объясняют, рассказывают, проявляют инициативу,  улыбаются, смеются с другими детьми, проявляют желание действовать совместно, согласны играть с другими детьми, охотно откликается на инициативные действия других детей, иногда подражают детям.

- дети, у которых культура общения со сверстниками находится на среднем уровне 50%. Эти дети не всегда проявляют вежливость по отношению к сверстнику. Иногда бывают грубы и невежливы, но в случае дрожательного к ним отношения, меняют свое поведение.

-  дети, у которых культура общения со сверстниками находится на низком уровне 35%. Эти дети не проявляют вежливость по отношению к сверстнику, не могут играть совместно, не дают игрушки или обижают других детей, не откликаются на доброжелательное отношение и действия сверстника.

На рисунке 1 представлены результаты диагностики общения детей  возраста со сверстниками.

Рисунок - 1. Результаты диагностики культуры общения детей  дошкольного возраста со сверстниками в сентябре 2018 г.

Итак, в результате диагностики в сентябре 2018 года  детей  дошкольного возраста было выявлено, что у 15% детей культура общения развита на высоком уровне, у 50% детей – на среднем уровне, а у 35 детей - на низком уровне. Полученные результаты обусловили необходимость проведения формирующей работы по развитию у детей культуры общения со сверстниками.

Данные, полученные в результате исследования проблемы, позволяют сказать: педагоги и родители воспитанников осознают необходимость организации специальной работы по воспитанию культуры общения детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники в разной степени владеют навыками культуры общения. Некоторые дети в процессе игровой деятельности ведут себя агрессивно, подавляя других детей, другие, отличаясь малообщительностью, замкнутостью, вовсе выпадают из акта общения. Поэтому необходимо целенаправленное воспитание культуры общения у дошкольников.

Анализ исследования культуры общения дошкольников в мае 2019 года представлен на рисунке.

В результате констатирующей диагностики были выявлены следующие группы детей:

- дети, у которых сформирована культуры общения со сверстниками на высоком уровне –65%. Эти дети сразу замечают других детей, когда приходят в группу, указывают на них, показывают свои игрушки, что-то объясняют, рассказывают, проявляют инициативу,  улыбаются, смеются с другими детьми, проявляют желание действовать совместно, согласны играть с другими детьми, охотно откликается на инициативные действия других детей, иногда подражают детям.

- дети, у которых культура общения со сверстниками находится на среднем уровне 35%. Эти дети не всегда проявляют вежливость по отношению к сверстнику. Иногда бывают грубы и невежливы, но в случае дрожательного к ним отношения, меняют свое поведение.

-  дети, у которых культура общения со сверстниками находится на низком уровне не выявлены.

На рисунке 2 представлены результаты диагностики общения детей  возраста в мае 2019.

Рисунок - 2. Результаты динамики  воспитания  культуры общения детей  дошкольного возраста в 2019 г.

Итак, в результате диагностики было выяснено, что количество детей  дошкольного возраста с высоким уровнем культуры общения увеличилось с 15% до 65%, со средним уровнем – составило 35%, с низким уровнем дети не выявлены. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения формирующей работы по развитию у детей культуры общения со сверстниками.



Предварительный просмотр:

Проект по развитию интеллектуальных способностей дошкольников

«Умняшки» через игру

https://w7.pngwing.com/pngs/829/814/png-transparent-child-toy-children-childrens-clothing-game-people.png 

https://i.ytimg.com/vi/blr9od_K7Iw/maxresdefault.jpg 

                 

Воспитатель: Лесникова Светлана Александровна

Содержание

 

 

Паспорт проекта……………………………………………………………...3

 Актуальность проекта……………………………………………………….4

Цель и задачи проекта…………………………………………………….…6

Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………….…8

Перечень основных направлений проекта……………………………….…9

Краткое описание проекта по этапам………………………………………10

Ресурсное обеспечение……………………………………………………....12

План реализации проекта…………………………………………………...14

Список литературы…………………………………………………………..21

Приложения…………………………………………………………………..22

Приложение 1. Анкета для родителей…………………………………......22

Приложение 2. Анкета для родителей…………………………………......23

Приложение 3. Конспекты мероприятий с детьми……………………….25

Приложение 4. Картотека по использованию развивающих игр………..33

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

Название проекта «Умняшки».

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.

Вид проекта: групповой, творческий.

Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

 

 

Актуальность проекта.

 Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

 Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

 Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

 

  

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
  2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
  3. Закрепить навыки, полученные в игре.
  4. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.

Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

Организованная образовательная деятельность включает в себя:

  • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
  • Чтение и обсуждение художественной литературы;
  • Создание педагогических ситуаций;
  • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
  • Продуктивная деятельность;
  • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
  • Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

  • Тематические досуги;
  • Праздники;
  • Интеллектуальные КВНы;
  • Дни открытых дверей;
  • Театрализованные представления.

 

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Для родителей:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.

Для педагогов:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

  • фотоматериал;
  • разработка методических рекомендаций;
  • презентация проекта.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

Оформление уголков:

  • формирование элементарных математических представлений,

  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

2. Изготовление методических пособий.

3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.

Методическая копилка:

  • составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
  • разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
  • подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Работа с родителями:

Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.

 

Краткое описание проекта по этапам.

1 этап –подготовительный.

Октябрь 2018 г.

 Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

 

2 этап –основной.

Ноябрь-март 2019 г.

 

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

 

 

3 этап – заключительный.

Апрель – май 2019 г.

 

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

родителей и опрос детей; презентация проекта.

 

  


Ресурсное обеспечение

№ п/п

Наименование ресурсной базы

Количество

1.

Игровая комната

1

2.

Игровой материал, в том числе нетрадиционный

В достаточном количестве

3.

Технические средства:

  • магнитофон,
  • проектор для мультимидийных презентаций

 

1

1

4.

Наглядный материал:

картинный материал (иллюстрации, плаката),

демонстрационный материал (дидактические игрушки),

дидактические пособия, карточки

В достаточном количестве

5.

Методический материал:

общеразвивающая программа дошкольного образования,

календарно – тематические планы по образовательным областям,

книги с методическими рекомендациями,

развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры»

В достаточном количестве

 

 

План реализации проекта

Подготовительный этап

(октябрь 2018 г.)

мероприятия

цель

участники

сроки

 

1.

Побор материала по теме проекта

Систематизация полученного материала

Воспитатели

1неделя октября

2.

Диагностическое обследование

Планирование деятельности по реализации проекта

Воспитатели, дети

1 неделя октября

3.

Планирование деятельности по теме проекта

Составление календарного плана работы

Воспитатели

2-3 неделя октября

4.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта

Ознакомление родителей с проектом

Воспитатели,

родители

4 неделя ноября

 

 

Основной этап

(Ноябрь 2018 г. – март 2019 г.)

Содержание деятельности

Задачи

Ресурсы

Исполнители и соисполнители

Сроки реализации

1

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

2. «Птицы в ловушке».

3. «Ожившие игрушки».

4. «Одуванчик».

5. У нас порядок».

6. Экскурсия в школу, библиотеку.

 

Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.

Сюжетно –ролевая игры

Дети и воспитатели,

родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

Март

2

Познавательное развитие

1. «Письмо от Незнайки».

2. «Высоко – низко, далеко – близко».

3. «Курочка Ряба».

4. «Скорее собери».

5. «Найди такую-же».

6. «Летучие мыши».

7. «Что мы делаем».

8. «Загадочные отпечатки».

9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

10. Игры с блоками Дьенеша

Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры

Дети и воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

 

3

Речевое развитие

Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;

Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

физкультминутки

на занятиях и т.д.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры

 

 

 

 

 

 

Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры

Дети и воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

Март

4

Художественно – эстетическое развитие

Логические упражнения:

Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»

Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

Рисование «мамочка милая, мама моя»

«Добрый доктор Айболит»

 

Реализовывать

самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам»

Дети и

воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

Март

5

Физическое развитие:

Игры сбегом:

«Пятнашки», «Ракеты»

Игры с прыжками:

«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

Игры с мячом:

«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

Словесные игры:

«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи»

Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей

Народные игры,

Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры

Дети и воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

Март

 

 

Работа с родителями

Проведение

Содержание работы

Методическое обеспечение

1

октябрь

Диагностика:

«Нужна ли игра ребенку и зачем?»

 «Исследование игровой деятельности»

Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

2018 г. № 6-8

2

ноябрь

Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника»

Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

3

декабрь

Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома

 

4

январь

Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др.

Е.В.Сербина «Математика для малышей»

5

февраль

Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей»

 З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников

6

март

Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

 

 

 


Заключительный этап

(апрель-май 2019)

Мероприятия

 

Цель

 

Участники

 

Сроки

 

1 . Диагностическое обследование:

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие психических процессов у дошкольника».

 

Выявление и

 

Воспитатели

 

Май

 

Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка».

 

определение эффективности реализации

 

Родители Дети,

 

 

 

Анкетирование родителей «Играй и развивайся».

 

проекта.

 

 

 

 

 

2. Создание папки для педагогов:

 

 

 

 

 

 

 

"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»

«Занимательные физкультминутки»;

 

«Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;

 

Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей

 

Педагоги Воспитатели

 

Апрель

 

«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры.

 

 

 

 

 

 

3. Интеллектуальный марафон:

«Знайки»:

Закрепление и обобщение пройденного материала.

Воспитатели

Дети

 

15.05.2015г

 

 

 

 

 

4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).

 

Повышение педагогической культуры родителей по

вопросу интеллектуального развития

Воспитатели

Родители

 

Апрель

 

 


Литература.

 

 

1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

 

2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.

 

3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.

 

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.

 

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

 

6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.

 

7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.

 

8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:

[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.

 

9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

 

«Исследование игровой деятельности»

1. В какие игры умеет играть?

2. Какова тематика игр?

3. Какие сюжеты привлекают, используются для обыгрывания?

4. Как взаимодействует в игре с другими детьми (нужное подчеркнуть):

-играет в одиночку;

- держится возле других;

- включается в игру;

- организует других;

- командует;

- распоряжается;

- другое.

5. Что мешает быть инициатором игр (нужное подчеркнуть):

- робость;

- низкий уровень игровых навыков;

- низкий уровень организационных навыков;

 - боязнь сделать что-то не так;

- другое.

6. Реакция на трудности в игре (нужное подчеркнуть):

- быстро сдается;

- пытается преодолеть трудности какое-то время;

- пытается преодолеть трудности постоянно;

- другое.

7. Сужается или расширяется диапазон игровых действий?

8. Как проявляется игровая фантазия, игровое творчество?

Пожалуйста, укажите фамилию и имя ребенка.

Спасибо за сотрудничество


Приложение 2

Анкета для родителей

 «Нужна ли игра ребенку и зачем?»

 1. Какие игры и игрушки предпочитает ваш ребенок?

2. В какие игры вы играете вместе с ребенком?

3. Игра - это серьезное занятие или пустое времяпрепровождение?

4. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

5.Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

6. Предпочитаете ли вы проводить вместе с детьми свободное время?

 7.Чем ваш ребенок занят вечером, после прихода из детского сада?

 8.Какие детские игры вы знаете сами?

 9. Как вы считаете, для чего ребенку нужна игра?

10. Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? Кто включает ребенку телевизор? Кто выбирает телепередачи для просмотра?

 

Благодарим за сотрудничество!

 

 

 

 

 Приложение 3

 

Конспекты занятий и мероприятий с детьми.

 

«Снеговик приглашает на ёлку»

 

Цель. Упражнять в счете в пределах 10.

 

Программные задачи:

- учить различать цифры от 1 до 10.

- закреплять умения различать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) и составлять из них квадрат.

 

Предварительная работа. Чтение стихов С.Я. Маршака.

 

Материал. Куклы бибабо: заяц, лиса, медведь. Большая искусственная ёлка. Четыре маленьких искусственных ёлки, к каждой прикреплена карточка с цифрой (от 1 до 10). Письмо в конверте. Четыре карточки с изображением снежинок (от 1 до 10). Два изображения снеговиков, отличающихся пятью деталями. Игрушечные белка, лошадка, собака, сова, снеговик.

Квадрат из белой бумаги на нитке; квадраты, треугольники, прямоугольники разного размера из цветной бумаги; клеящий карандаш, клеенка, тряпочка - на каждого ребенка.

Аудиозаписи: "В лесу родилась ёлочка" (муз. Л. Бекмана, ел. Р. Кудашевой)

Ход занятия

В зале расставлены искусственные ёлки.

Воспитатель. Сегодня я получила письмо. (Вынимает из конверта, читает.) "Приглашаю детей в лес на новогоднюю ёлку". К письму приложен план. (Показывает.) На нем изображены две дороги. Они одинаковые по длине? (Разные.) Одна дорога, короткая, ведет в город, другая, длинная, - в лес. По какой дороге мы пойдем? (По длинной.)

Правильно. Итак, в путь. Сначала дойдем до ёлки с цифрой "очень тонкой, как спица".

Дети определяют направление движения и под музыку С. С. Прокофьева идут "змейкой" к ёлке, к которой прикреплена большая карточка с цифрой 1(маленькие карточки от1-5, порядковый счет). Воспитатель (здесь и далее он говорит за кукол и снеговика) достает из-под ёлки зайца.

Заяц. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?

Дети. Идем на новогоднюю ёлку.

Заяц. Я покажу дорогу дальше, если выполните мое задание. Прыгните (хлопните, топните) столько раз, сколько покажу снежинок, и посчитайте их по порядку.

Показывает одну за другой карточки. Дети выполняют движения. Воспитатель спрашивает: "Сколько раз прыгнули (хлопнули, топнули)?"

Заяц. Молодцы, справились с заданием. А теперь отыщите ёлку с цифрой, которая "выгибает шею, волочится хвост за нею".

Дети определяют направление движения и под музыку идут приставным шагом по доске к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 2(маленькие карточки от1-5, обратный счет). Воспитатель достает из-под ёлки медведя.

Медведь. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?

Дети. Идем на новогоднюю ёлку.

Медведь. Я подскажу дорогу, если отгадаете загадку и выполните мое задание.

Меня не растили,

Из снега лепили,

Глаза - угольки,

 Руки - сучки. (Снеговик.)

Показывает изображение снеговиков. Посмотрите на снеговиков. Они очень похожи, но чем-то отличаются. Найдите отличия.

Дети выполняют задание.( считают отличия в обратном порядке, с низу в верх)

Медведь. Молодцы! А теперь, чтобы продолжить путь, отыщите ёлку с цифрой, которая "состоит из двух крючков".

Дети определяют направление движения и под музыку С.С. Прокофьева идут "как лошадки" к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 3(маленькие карточки от1-10, порядковый счет). Воспитатель достает из-под ёлки лису.

Лиса. Здравствуйте! Зачем пожаловали в наш лес?

Дети. Идем на новогоднюю ёлку.

Лиса. Я подскажу дорогу, если выполните задание.

Расставляет в ряд игрушечных животных.

Назовите игрушки. (Белка, лошадка, собака, сова и т. д..) Посчитайте их по порядку. (Первая - белка, вторая -...) Теперь я буду прятать игрушки, а вы отгадывать, какой игрушки не стало и какой по счету она была.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Чтобы продолжить путь, отыщите ёлку с цифрой, которая идет за цифрой 3, "острый локоть оттопыря".

Дети определяют направление движения и под музыку С.С. Прокофьева идут к ёлке, к которой прикреплена карточка с цифрой 4(маленькие карточки от1-10, порядковый счет). Воспитатель достает из-под ёлки снеговика.

Дети. Здравствуй, снеговик.

Воспитатель. Что случилось, почему ты такой грустный?

Снеговик. Пригласил я вас на новогоднюю ёлку. Украсил ее игрушками. Ночью налетела вьюга и посрывала их с веток. Что делать, не знаю!

Воспитатель. Не огорчайся, снеговик, что-нибудь придумаем. Например, можно быстро сделать игрушки своими руками. (Обращается к детям.) У вас есть цветные геометрические фигуры, назовите их. (Треугольники, квадраты, прямоугольники.) А как называется фигура из белой бумаги? (Квадрат.) Разложите на нем геометрические фигуры. Напоминаю, что квадрат можно выложить из двух треугольников, из двух прямоугольников, из четырех квадратов.

Дети выполняют задание. Затем подходят к большой ёлке и украшают ее.

Снеговик. Спасибо, ёлка стала еще наряднее. Теперь приглашаю вас в хоровод.

Дети водят хоровод и поют песню "В лесу родилась ёлочка"


«Волшебная ширма»

Досуг для детей старшей группы

 Цель. Развивать творческие способности и наблюдательность; создавать положительный эмоциональный настрой.

Материал. Ширма, плащ, волшебная палочка; ватман; два стакана, банка с крышкой, два яйца, :соль, подсолнечное масло; магнит, коробка с двойным дном, мыльные пузыри, воздушные шарики; краски; песня «Где водятся волшебники?» (в записи).

Ход досуга

Воспитатель. Здравствуйте! Сейчас мы с вами отправимся в Страну чудес. Хотите там побывать?

Дети. Хотим!

Воспитатель. Тогда ответьте, пожалуйста, на вопрос: какой праздник мы отмечаем в конце декабря - начале января?

Дети. Новый год!

Воспитатель. Правильно! Новый год мы все любим. Это самый необычный и самый волшебный праздник! В Новый год происходят разные чудеса. Вы хотите научиться творить чудеса?

Дети. Да, хотим!

Воспитатель. Для этого вам всем надо превратиться в маленьких волшебников, а я стану главным фокусником. Поможет нам волшебная ширма, которая таит в себе множество сюрпризов.Что еще нужно волшебнику?

Дети. Волшебная палочка! Волшебный плащ! Волшебные слова!

Воспитатель. Вам известны какие-нибудь волшебные слова?

Дети. Да! Крэкс, пэкс, фэкс!

Воспитатель. А я знаю вот такое волшебное заклинание:

Топ, топ! Хлоп, хлоп!

Вокруг себя повернитесь!

В маленьких волшебников

Скорее превратитесь!

Дети проговаривают заклинание.

Воспитатель (заходит за ширму).

Ширма, ширма, помоги!

Меня в волшебника преврати!

Воспитатель выходит из-за ширмы в волшебном плаще и с волшебной палочкой.

Воспитатель. Чудеса начинаются!

1. «Волшебное яйцо». Необходимо наполнить водой два стакана ', предварительно в одном растворить две столовые ложки соли, а в каждый стакан опустить по яйцу (яйцо в стакане с пресной водой опустится на дно, а в стакане с соленой водой будет плавать на поверхности).

Воспитатель. Маленькие волшебники! Кто хочет сделать этот фокус?

Ребенок (заходит за ширму; выходит в волшебном колпаке и произносит волшебные слова).

Крэкс, пэкс, фэкс!

Плыви наверх! (Обращается к одному яйцу.)

Плыви вниз! (Обращается к другому яйцу.)

2. «Цветная вода». Для фокусанеобходимо приготовить банку с водой и крышку, на внутреннюю часть которой надо капнуть краской. Воспитатель произносит волшебное заклинание: «Крэкс, пэкс, фэкс!», закрывает банку крышкой и встряхивает ее - вода окрашивается. Затем предлагает кому-нибудь из детей повторить данный фокус (ребенок заходит за ширму, надевает волшебный плащ выходит и повторяет фокус).

3. «Путешествие на дно моря». С помощью волшебного магнита воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие на дно морское (необходимо заранее нарисовать на ватмане морское дно и его обитателей). Берет рыбок с маленькими магнитами и, передвигая большой магнит с обратной стороны бумажного листа, отправляется с детьми в подводное путешествие.

4. «Волшебные краски». В этом фокусе)принимают участие все дети группы. Воспитатель предлагает им «поколдовать» с красками (дети получают новый цвет путем смешивания красок: синий+ желтый = зеленый; синий + красный = коричневый; желтый + красный = оранжевый).

5. «Кляксы». Воспитатель показывает маленьким волшебникам кляксы на листах ватмана,которые оставил художник, когда рисовал картины. Кляксы заколдованы: в них спрятаны какие-то предметы. Необходимо «расколдовать» кляксы, разглядев, что же хотел нарисовать художник.

6. «Заколдованный рисунок» .Воспитатель заранее рисует на листе ватмана «новогоднюю картину», показывает детям обратную сторону листа и с помощью волшебных слов «Крэкс, пэкс, фэкс!» «оживляет картинку» (для данного волшебства надо подсолнечным маслом протереть

лист ватмана, и тогда рисунок проявится).

7. Танцевальный конкурс. Воспитатель предлагает маленьким волшебникам потанцевать поволшебному(дети танцуют под песню «1де водятся волшебники?»).

Звенит колокольчик.

Воспитатель. Маленькие волшебники, ширма предупреждает: нас ждет самый необычный фокус! Давайте сядем и посмотрим, что произойдет.

8. «Загадочная коробка». Для проведения данного фокуса необходимо изготовить коробку с двойным дном. Сначала воспитатель показывает, что коробка пустая, а потом в ней оказываются конфеты (угощает детей).

Воспитатель. Все получили волшебные конфеты? Все съели их? Теперь у вас вырастут большие носы - во-о-от такие! (Показывает величину носа.) Нет, вырастут большие уши, как у слона, -во-о-от такие... Испугались? Не бойтесь! Вы будете расти здоровыми, умными и красивыми. (Воспитатель уходит за ширму, снимает плащ и интересуется у детей, что же произошло сегодня в группе.)

 


Приложение  4

Картотека по использованию игр при обучении и развитии детей.

 

Игры и упражнения с логическими блоками.

Логические кубики

Материал: 5 кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)

Педагогические возможности материала: логические кубики, как и карточки - символы, помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь, будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасывание кубика), а это всегда нравится детям.

Возраст 5-6 лет.

Угощение для медвежат.

 Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

  1. Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.
  2. Понимание слов: «разные», «одинаковые».
  3. Подведение к пониманию отрицания свойств.

 Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье? Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», то правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условии игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

 2 вариант: с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством. Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством. Угощает мишку. «Записывает», как угощал мишку. Например, выбрана карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру : большой, красный треугольник; второе печенье - маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам. В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша. В играх можно использовать логические кубики кроме цифровых. В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Возраст (5-6 лет)

 Игры, развивающие речь и мышление.

 

Что мы слышим

Цель: учить излагать свои мысли, развивать фантазию и образное мышление, внимание.

Оборудование: аудиозаписи со звуками природы — завыванием ветра и шумом моря или шелестом деревьев и голосами различных птиц и зверей — продолжительностью 5—10 минут.

Возраст: 5—6 лет.

Высоко — низко, далеко — близко

Цель: учить детей определять положение предмета, активизируя в речи понятия «низко», «высоко», «далеко», «близко».

Оборудование: сказка «Машенька и медведь» в книжном уголке.

Возраст: 4—6 лет.

Кто в детском садике живет?

Цель: развивать фантазию, речь детей, активизировать словарный запас, правильно произносить звуки.

Оборудование: аудиозаписи песен о домашних животных.

Возраст: 4—6 лет.

Веселые словечки

Цель: развивать артистичность, внимательность, быстроту мышления, желание играть в коллективе сверстников; научить образовывать формы слов по аналогии; развивать речь детей.

Оборудование: стульчики, расставленные полукругом.

Возраст: 4—6 лет

Игры, развивающие восприятие формы.

 

На что это похоже

Цель: научить соотносить форму окружающих предметов с геометрическими фигурами.

Оборудование: картинки с изображениями различных известных детям предметов простой формы: яблоко, солнце, круглые часы, тарелка, морковка, утюг, сосулька, пирамидка, стол, кубик, книга, дыня, пчелиные соты и т. д.

Возраст: 4 — 7 лет.

Курочка Ряба

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимательность, память.

Оборудование: комплекты карточек с изображением квадрата, овала, круга, треугольника, прямоугольника для каждого ребенка.

Возраст: 4—7 лет.

Найди формочку

Цель: учить детей зрительно сравнивать заданные геометрические фигуры.

Оборудование: фигурное печенье разных форм (круглой, квадратной, треугольной) и формочки для его выпечки (печенье можно заменить фигурками, вырезанными из картона, а формочки — вырезанными трафаретами) для каждого ребенка, участвующего в игре.

Возраст: 5 —7 года.

 

Игры, развивающие восприятие признаков величины.

Кто внимательнее

Цель: закреплять знания детей о способах сравнения предметов по ширине, воспитывать желание довести начатое дело до конца.

Оборудование: 2 коробочки, одинаковые по длине, высоте, но разные по цвету и ширине; ленточки, одинаковые по длине, но разные по ширине; скакалки для обозначения ручейков.

Возраст: 4—6 лет.

Угостим подружек чаем

Цель: закреплять умение детей сравнивать два предмета, контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения; воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание играть в коллективе.

Оборудование: 2 куклы разной высоты (одна ниже другой на 8—10 см), 2 стульчика разной высоты, чашка и стакан.

Возраст: 4—6 года.

Найди такую же

Цель: упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов, равных по длине, ширине; расширение словарного запаса детей: «длина», «ширина», «равные подлине (ширине)», «длиннее», «короче», «шире», «уже».

Оборудование: у каждого ребенка по 4 ленточки одинакового цвета, разного размера, среди которых 2 ленточки равны по длине и ширине.

Возраст: 4—6 лет.

Кто быстрее

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом; воспитывать внимание, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Оборудование: большие и маленькие кубики, длинные и короткие полоски, высокие и низкие пирамидки, широкие и узкие дощечки, толстые и тонкие карандаши — по 5 каждых предметов.

Возраст: 4—6 лет

Игры, направленные на формирование детского сообщества.

Идем в гости

Цель: развивать упорство, аккуратность, умение и желание играть в коллективе сверстников; научить детей накрывать на стол, подавать чай и угощение, а также ухаживать за гостями.

Оборудование: любимые детские игрушки, детские стульчики для каждой игрушки, набор детской посуды: блюдца, чашечки, чайничек, ложечки.

Возраст: 4 – 6 года

Птицы в ловушке

Цель: вызвать у детей сопереживание, сочувствие. Развивать быстроту, ловкость.

Оборудование: маски-шапочки с изображением птиц.

Возраст: 4—6 лет.

Ожившие игрушки

Цель: учить детей вживаться в образ, самостоятельно находить выразительные характеристики для различных персонажей.

Оборудование: мешочек с игрушками.

Возраст: 4—6 лет.

Одуванчик

Цель: объединить детей общей деятельностью, пополнить знания о растениях.

Оборудование: белые салфетки или платочки.

Возраст: 4—6 года

Игры, развивающие нравственно-волевые качества ребенка.

У нас порядок

Цель: учить детей быстро и аккуратно раскладывать вещи по своим местам; приучать ребенка к самоконтролю, бережному отношению к вещам и игрушкам; научить достижению результата как своими силами, так и с помощью товарищей.

Оборудование:

1-й вариант: кукольный домик с мебелью и всевозможными вещами.

2-й вариант: картинки с изображением предметов мебели (шкафов, буфетов, полок, тумбочек, антресолей) и картинки, изображающие вещи домашнего обихода.

3-й вариант: обстановка реального дома или группы детского сада.

Возраст: 4 - 6 лет.

Лесная тропинка

Цель: развивать активность детей, преодолевать нерешительность, скованность, учить быстро принимать решение, действовать в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Оборудование: особого оборудования не требуется.

Возраст: 4—6 лет.

Летучие мыши

Цель: преодолевать нерешительность, страх перед неизвестным, боязнь темноты; развивать выдержку, ловкость.

Оборудование: небольшие фонарики (один для каждой пары участников), затемненный игровой зал, кегли, мячи, маленькие стульчики, подушка.

Возраст: 4 -6 лет

Бегите ко мне

Цель: воспитывать первые навыки организованности и развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться вместе со сверстниками, не толкаясь; дети упражняются в ходьбе и беге по прямому направлению.

Оборудование: стульчики по количеству играющих детей.

Возраст: 4—6 года.

Игры, помогающие развитию слухового восприятия.

Кошачье настроение

Цель: научить подражать различным интонациям голоса, совершенствовать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи.

Оборудование: игрушечная кошка.

Возраст: 4—6 лет.

Кто там?

Цель: учить детей различать звуки, отчетливо произносить слова.

Оборудование: шапочка птенца-галчонка.

Возраст: 4—6 года.

 

Что мы делали сегодня

Цель: учить внимательно слушать и выполнять называемые действия.

Оборудование: игрушки или предметы, о которых упоминается в рассказе воспитателя.

Возраст: 3—7 лет.

Радиоприемник

Цель: развивать слух, внимательность; объединять детей единым сюжетом игры, поощрять инициативные высказывания детей.

Оборудование: маленький мячик.

Возраст: 4—6 лет.

Игры, развивающие память.

Чей подарок?

Цель: развивать произвольную память, поддерживать совместное творчество детей в создании общих сюжетов и совместную деятельность.

Оборудование: рисунки детей, которые можно использовать в качестве подарка. Например, на занятии по рисованию дети рисуют цветы, которые воспитатель затем использует в игре.

Возраст: 4—6 лет.

Рукавичка

Цель: развивать произвольную память, прилагать усилия для запоминания, учить воспроизводить последовательность действий.

Оборудование: маски-шапочки или костюмы мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, кабана, медведя, собаки.

Возраст: 4—6 лет.

Петушок — Золотой гребешок

Цель: развивать произвольное внимание, расширять объем зрительной памяти, умение взаимодействовать со сверстниками в общей игре.

Оборудование: маска петушка, горошинки.

Возраст: 4—6 лет.

Веселые зверята

Цель: развивать память, совершенствовать движения детей.

Оборудование: рисунки с изображением кошки, петушка, лошадки.

Возраст: 4—6 года.

 

Игры, развивающие внимание.

Лабиринт

Цель: развивать внимание, мышление, терпение, аккуратность.

Оборудование: упругая веревка длиной около трёх метров, разрезанная на три части; три приза (конфеты или наклейки, на усмотрение взрослого); стол, достаточно просторный для того, чтобы разложить веревку.

Возраст: 4—7 лет.

Мой любимый цвет

Цель: развивать произвольное внимание, терпение, память.

Возраст: 4—7 лет.

Загадочные отпечатки

Цель: развивать внимание к мелочам, уметь переключать внимание, формировать произвольное внимание.

Оборудование: листы белой бумаги, гуашь, широкие кисти для рисования, различные предметы, имеющие плоскую подставку и дающие хороший отпечаток.

Возраст: 4—7 лет.

Угадай, кто здесь прошел

Цель: развивать произвольное внимание, мышление, память.

Оборудование: карточки с изображением зверей, их следов, домов, в которых живут звери.

Возраст: 4—7 лет.

Назови меня!

Цель: развивать целенаправленное устойчивое внимание, умение управлять своим поведением и вниманием, а также действовать в соответствии со словесной инструкцией взрослого.

Оборудование: листы белой бумаги в клетку, фломастеры.

Возраст: 4—7 лет.