ТЕХНОЛОГИЯ МНЕМОТЕХНИКИ

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, формируется культурный уровень маленького человечка, развивается память. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, которые развивают речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и другое.

Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи дошкольников.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность воспитанников согласовывать прилагательные с существительными в роде, падеже, числе.

5. Способствовать формированию развития у детей умения использования средств технологии, воспроизведения, восприятия.

 

Для чего нужна мнемотехника?

 

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас же данная техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги могут решить следующие проблемы у детей:

- сохранения и запоминания информации, развитие памяти;

- развитие логического мышления;

- становление речи, а в частности улучшение дикции и произношения звуков;

- помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

- повышает способность ребят концентрировать внимание на одном занятии;

- техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, а также облегчает процесс заучивания стихов.

 

Как происходит обучение

 

   Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

 

Структура мнемотехники

 

 

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дерево, дом, цветок и т.д.


 Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание и демонстрируя мнемодорожки, которые представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить пару простых предложения.

 

 

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.