Проект "Свойства бумаги"

Васюкова Ирина Юрьевна

Паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Свойства бумаги"200.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 9 (дошкольное отделение корпус 2)

Творческо-исследовательский проект для детей старшей группы

Тема: «Свойства бумаги»

https://fs.znanio.ru/methodology/images/77/13/771352987c5f9f20f5512716acdce71537f425b3.jpg

                                                                                           Подготовила воспитатель:

                                                                                                            Васюкова И.Ю.

Сентябрь 2023

Городской округ Мытищи Московской области

Введение.

«Источник творческих способностей и дарований детей

- на кончиках их пальцев».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность: Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность–естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей.

С раннего детства детей привлекает бумага – это ещё неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, его можно смять, порвать и даже попробовать на вкус и этот интерес становится всё глубже. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, и возникла необходимость в создании данного проекта, для углубленного познания свойства бумаги.

Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов даёт детям обучающий и развивающий эффект.

Вид проекта: Творческо-исследовательский.

Проблема: Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства и качества бумаги.

Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы, родители.

Срок реализации: Сентябрь, октябрь.

Цель проекта: Дать возможность ребёнку с помощью разнообразных приёмов, самостоятельно открыть для себя мир листа бумаги, постичь свойства, качества, структуру, палитру цветовых гамм, сочетаний и комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях бумаги, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты исследования и использования бумаги.

Задачи проекта:

Для педагога:

1. Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.

2. Создавать условия для обучения детей различным приёмам работы с материалами и инструментами.

3. Создавать систему работы по данной теме.

Для детей:

1. Способствовать формированию представления детей о разнообразных качествах и свойствах бумаги.

2. Способствовать развитию познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

3.Способствовать развитию творческих способностей детей, любознательности, поисковой деятельности.

Для родителей:

1. Развивать способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

2. Создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.

3. Развитие совместного творчества родителей и детей; вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды.

Предполагаемый результат:

Для детей:

1. Применение опытно-экспериментальной деятельности по данной теме повысит знания о свойствах и качествах бумаги.

2. При ознакомлении с новыми фактами и действиями с бумагой развиваются мыслительные процессы.

3. Научатся рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы, активизируется речь.

Для педагогов:

1. Повышение педагогической компетентности в данном направлении.

2. Поиск эффективных путей реализации задач.

Для родителей:

1. Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

I этап- подготовительный

II этап– основной

III этап- заключительный

Интеграция ОО:

«Речевое развитие».

«Художественно - эстетическое развитие».

«Познавательное развитие».

План реализации проекта.

Этапы, сроки

Виды деятельности

Тема

Цель

Подготовительный

Изучение методической литературы. Составление плана работы над реализацией проекта.

Подбор пословиц, загадок и стихотворений о бумаге.

Составление перспективного плана кружкового занятия.

Анкетирование родителей.

«Волшебные пальчики».

Создание условий для реализации проекта.

Использование художественных средств в развитии речи, активизации словаря.

Ознакомление со свойствами и качествами бумаги через разные виды техники аппликаций. Развитие творческих способностей.

Выявить уровень осведомленности в творческом развитии детей.

Основной

Проведение беседы.

Рассматривание иллюстраций.

Оборудование творческой мастерской.

Изготовление пособия.

Чтение стихотворений, загадок, пословиц.

Картотека опытов.

Открытое ООД.

Практическая деятельность.

«Кружковое занятие».

Работа с родителями.

«История возникновения бумаги».

«Жизнь первобытного человека».

«Деревья и их роль в жизни природы».

«Создание бумаги из древесной коры».

«Такая разная бумага».

«Лаборатория бумаги».

«Свойства и качества бумаги».

«Делаем бумагу».

«Волшебные пальчики».

Консультации:

«Аппликация хорошо или плохо?».

«Путешествие в мир оригами и аппликаций».

«Бумага+ творчество =оригами».

Беседа:

«Аппликация и развитие мелкой моторики».

«Техники аппликаций».

Папка – передвижка: «Это нужно знать…»,

памятка «Что могут делать дети 5 лет».

Выставка (совместная работа детей с родителями): «Волшебный мир бумаги».

Выявить уровень знаний детей о бумаге.

Формировать представления о возникновении письменности и книгопечатании.

Расширять понятия детей об окружающем мире. Углубить знания о создании бумаги на бумажных фабриках.

Создать свободный доступ детям к необходимым материалам для творчества.

Знакомство с видами бумаг.

Развитие речи детей.

Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги через экспериментальную деятельность.

Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.

Содействовать в изготовлении бумаги в домашних условиях.

Творческие работы детей из разных техник аппликаций. Обучать техническим навыкам (склеивание, обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям синхронизировать работу обеих рук.

Дать представления о том, как аппликации развивают познавательную активность и моторику.

Развитие свободных творческих способностей.

Проявление творчества и интереса в действии с бумагой.

Заключительный

1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки.

2.Выставка детских работ, изготовленных из разных техник аппликаций.

3.Оформление картотек, фото -альбома и показ их детям других групп.

«Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги».

Картотеки: «Такая разная бумага», «Лаборатория бумаги». Фото – альбом: «Волшебные пальчики».

Выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данного проекта.

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе изучила много методической литературы, которые непосредственно касались темы: «Исследование свойств и качеств бумаги через творческую деятельность - аппликацию». Ведь конструирование из бумаги как никакой другой вид детской деятельности развивает творческие способности детей дошкольного возраста и дает возможность исследовать бумагу.

Первоначально был составлен перспективный план по работе с детьми и перспективный план по работе с родителями. Следующим этапом было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители участвуют в этом развитии. В анкетировании приняли участие 25 человек.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень понимания родителями значимости развития творческих способностей детей находится не на должном уровне, не все родители уделяют данному вопросу внимание. А значит, что проводимая работа необходима как детям, так и родителям.

Основной этап.

Основной этап включает в себя реализации всех основных видов деятельности по тематике проекта. Работа с детьми проводилась поэтапно. Была проведена предварительная работа, беседа, в ходе которой уделялось большое внимание знакомству детей с историей возникновения бумаги. Оформили пособие «Такая разная бумага».

Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок и игрушек руками воспитателя с целью привлечения детей к погружению в удивительный мир творчества. Очень важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он может справиться с любыми трудностями при выполнении того или иного задания, что его работа не останется без внимания – она важная и нужная. В группе была оборудована творческая мастерская, в которой в свободном доступе дети могли применять необходимые для их работы материалы: картон, бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей, кисти. Обязательно организовывались выставки детского творчества.

Организованно, согласно перспективному плану с ребятами были проведены кружковые занятия, где дети ознакомились с пластичностью бумаги через изготовление поделок. В процессе работы использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, пословицы.

Развитие творческих способностей детей невозможно без участия родителей. Поэтому, для того, чтобы они могли на практике заняться изготовлением поделок, были проведены консультации, беседы, оформили папку – передвижку «Это надо знать…». Организовали выставку совместных работ детей с родителями, где использовали разные виды техник аппликаций, для познания качества и свойства бумаги.

Заключительный этап.

В заключительном этапе обобщила опыт работы, оформили картотеку опытов, художественных средств, фотоальбом группы и организовали итоговую выставку детских работ, с использованием разных техник аппликаций.

Таким образом, в результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: применение системы работы конструирования из бумаги является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя. Благодаря работе с бумагой, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а также они в процессе опытно-экспериментальной деятельности повысили знания о свойствах и качествах бумаги, при ознакомлении с новыми фактами и действиями с ней, активизировались мыслительные процессы, научились обобщать, делать соответствующие выводы.

Показательно возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей в ходе конструирования из бумаги. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлении группы.

Следовательно, поставленные цели решены, а предполагаемые результаты достигнуты.

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет нам улучшить работу, найти новые актуальные темы для общения.

1.Любит ли Ваш ребёнок работать ножницами?

- Да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

2. Любит ли Ваш ребёнок изготавливать поделки из бумаги?

- Да

- Нет

3. Имеется ли у Вас дома материал, необходимый для детского творчества?

- Да

- Нет

4. Умеет ли Ваш ребёнок отбирать материал для поделок?

- Да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

5. Проявляет ли Ваш ребёнок фантазию при работе с бумагой?

- Да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

6. Нужна ли Вам помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей?

- Да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С БУМАГОЙ

Цель: способствовать расширению представлений детей о бумаге.

Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги».

Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.

-Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.

Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет».

Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».

-А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.

Динамическая пауза "Бумажные фантики".

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели.

(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную.)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Садятся на корточки.)

Мы все фантики возьмем

(Складывают фантики в коробку.)

И в коробку отнесем.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга.

Бумажный стул.

Бумажный кораблик.

Бумажное полотенце.

Бумажная обувь.

Бумажное пальто.

Бумажная газета.