Проект "Волшебница вода"

Васюкова Ирина Юрьевна

Паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Волшебница вода"139.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 9 (дошкольное отделение корпус 2)

Проект

познавательно – исследовательской деятельности

в старшей группе

на тему: «Волшебница вода»

https://cdn.culture.ru/images/0408445e-85da-5f99-ad35-30102128ad70

                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                                      Васюкова И.Ю.

Декабрь 2023

Городской округ Мытищи Московской области

Паспорт проекта

Название проекта: «Волшебница вода».

Тип проекта: Информационный, познавательный, исследовательский.

Руководитель проекта: Воспитатель Васюкова И.Ю.

Участники проекта: Воспитатель, дети старшей группы, родители.

Продолжительность: 2 месяца – Декабрь 2023 г., Январь 2024 г.

Основные формы реализации проекта: Занятия, беседы, консультации, слушание музыки, просмотр видео, исследовательская деятельность.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом:

“Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А.Сухомлинский).

Актуальность проекта: В наше время многие люди потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

Цель проекта: Обобщить и расширить знания детей об объекте неживой природы – воде.

Задачи проекта:

  • Дать детям достоверные представления о значении воды в жизни всего живого.
  • Формировать интерес к этой проблеме.
  • Воспитание активного отношения к окружающей жизни.
  • Способствовать интеллектуальному развитию.

Планируемые результаты: По окончанию проекта у детей появляются представления о том, вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения. Что воды на земле больше, чем суши; что вода есть соленая, а есть пресная. Воду надо беречь, нельзя её загрязнять.

В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода не имеет запаха, прозрачная, не имеет вкуса, и что у воды нет формы. Так же дети сами научатся очищать воду при помощи простейших самодельных фильтров.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;

-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления и проведения исследовательской деятельности;

-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Что мы знаем о воде?»;

-подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.

Первый этап: мотивационный «Проблемная ситуация».

Во время прогулки, зашёл разговор с детьми о том, что же произойдет со снегом, если взять его с собою в группу. Когда принесли в группу, то увидели, что снег превратился в воду, и ребятам стало интересно, а куда девается вода, которая образуется от таяния снега. Тогда мы все вместе решили взять тему для знакомства с волшебницей водой, чтобы больше узнать о ней.

На этом этапе был проведён опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов». Что мы знаем? Что хотим узнать? Откуда можем узнать?

Вода нужна нам, чтобы умываться.

Вода бывает горячая, бывает холодная.

Вода нужна, чтобы готовить кушать.

В воде можно купаться.

Снег – это тоже вода.

Какой воды больше соленой или пресной?

Как можно очистить воду?

Почему надо воду беречь?

Что будет, если на земле закончится вода?

Спросить у взрослых.

Прочитать в книгах.

Посмотреть в интернете.

Второй этап: разработка (планирование) проекта.

- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (что, где, когда);

- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители);

-обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание выставки работ по изодеятельности по теме проекта, создание альбома «Это всё волшебница вода»).

Третий этап: исследовательский.

(на основе интеграции образовательных областей)

Образовательная область «Познавательное развитие».

Ознакомление с окружающим миром «Для чего нужна вода?».

Экспериментальная деятельность «Вода, какая она?».

Беседа «Почему воду надо беречь?».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Дидактические игры: «Природа и человек», «Береги природу», «Ходят капельки по кругу», «Живое, не живое?».

Образовательная область «Речевое развитие».

Речевые игры: «Бывает, не бывает?», «Хорошо, плохо?».

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Лепка «Рыбки в аквариуме».

Рисование «Сосульки на крыше».

Конструирование из бумаги «Воронка» фильтр для очистки воды.

Чтение стихотворений «Что случилось с водой?» Б. Заходер, «Капля и море» Э. Мошковская.

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжова.

Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы», «Шум моря», «Музыка дождя», «Звонкий ручей».

Образовательная область «Физическое развитие».

Подвижные игры: «Мы - капельки», «Море волнуется», «На болоте», «Воздух, земля, вода», «Туча и капельки», «С кочки на кочку», «Мы большие киты».

Физкультурные минутки: «Ручейки», «Дождик, дождик», «Капельки».

Взаимодействие с родителями:

-подбор информационных и наглядных материалов о воде;

- помощь в сборе картинок для составления альбома «Что мы знаем о воде?»;

-привлечь родителей к проведению опытов с водой в домашних условиях;

-привлечение родителей к итоговому мероприятию – интегрированное занятие «Волшебная капелька воды».

Четвертый этап: продукты проектной деятельности.

Выставка детских работ по теме проекта.

Презентация альбома «Что мы знаем о воде?»

Интегрированное занятие «Волшебная капелька воды».

Опыт по очистке воды.

Опыт по определению вкуса воды.

Заключительная часть.

Проведение итоговых мероприятий проекта:

Оформление альбома детских работ и фото детей на тему «Мы экспериментируем дома»;

Оформление выставки детских работ «Сосульки на крыше», «Рыбки в аквариуме»;

Разработана дидактическая игра «Кому нужна вода?»;

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов (см.приложение).

Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, направлены на достижение цели: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, то есть воспитание эмоционально - нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.

Используемая литература:

1. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа воспитания экологической культуры детей. М., Новая школа – 1999г.

2. Масленникова О. Н., Филлипенко А. А. «Экологические проекты в детском саду». М. 2011 - Волгоград, Учитель 2015г.

3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Волгоград, Учитель 2006г.

4. Н. А. Рыжова «Волшебница вода». Москва. LINKA- PRESS. 1997г.

Мониторинг

результативности внедрения проекта «Волшебница вода»

Критерии мониторинга по определению уровня познавательно исследовательской деятельности детей старшей группы.

1.Знают ли дети, что такое вода? Как человек использует воду?

2.Предложить ребенку по картинкам определить: где живые объекты, а где не живые.

3.Как называются приборы, которыми ребёнок пользуется в процессе работы? (лупа, пробирка, зеркало, колба, пинцет и т. д.)

4.Вызывает ли интерес у ребенка опытническая деятельность?

5.Делает ли ребёнок в домашних условиях простейшие опыты и эксперименты?

6.Как думает ребёнок, что нужно всем живым существам, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

7.Уровень познавательно - исследовательской деятельности детей.

Оценочная шкала мониторинга:

1-не выполняет названное действие;

2-выполняет с помощью воспитателя;

3-выполняет самостоятельно.

Нормы оценки итоговых показателей уровня развития исследовательских способностей

Уровни

Баллы

Высокий

2,5 - 3

Средний

2 – 2,4

Низкий

1 – 1,9

Мониторинг

результативности внедрения проекта «Волшебница вода»

Имя ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

д

я

д

я

д

я

д

я

д

я

д

я

д

я

1.Дима

2

3

1

2

1

2

1

3

1

3

2

3

1.3

2.7

2.Добрыня

1

2

1

2

1

2

1

3

1

2

2

3

1.2

2.3

3.Кирилл

2

3

2

3

1

3

1

3

1

3

2

3

1.5

3.0

4.Настя Г.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1.2

2.0

5.Варя

2

3

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

1.8

2.8

6.Василиса

1

3

2

3

1

2

1

2

2

3

2

3

1.5

2.7

7.Стас

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

2.2

3.0

8.Ваня

2

3

2

3

1

3

2

3

2

3

2

3

1.8

3.0

9.Илья

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2.0

3.0

10.Витя

1

3

2

2

1

3

2

3

2

3

2

3

1.7

2.8

11.Вика

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2.0

3.0

12.Аня

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

2.2

3.0

13.Стёпа

2

3

1

2

1

2

2

3

2

3

2

3

1.7

2.7

14.Стефани

2

3

1

2

1

2

2

3

2

3

2

3

1.7

2.7

15.Настя С.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

3

2.2

3.0

16.Матвей

2

3

2

3

1

2

2

3

2

3

2

3

1.8

2.8

17.Алиса

2

3

2

3

1

3

2

3

2

3

2

3

1.8

3.0

18.Ева

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2.0

3.0

19.Саша

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

2

3

2.0

2.8

20.Арина

1

3

1

2

1

2

1

3

2

3

2

3

1.3

2.7

21.Давид

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1.2

2.0

22.Элхан

1

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

1.5

2.0

23.Костя

1

2

1

2

1

2

1

3

2

3

2

3

1.3

2.5

24.Ксюша

2

3

1

2

1

2

1

3

2

3

2

3

1.5

2.7

25.Рита

2

3

2

2

1

3

2

3

2

3

2

3

1.8

2.8

Средние показатели мониторинга проекта

1.7

2.8

1.6

2.5

1.3

2.5

1.6

2.4

1.8

2.4

2.2

2.9

1.7

2.7

Итоговый результат мониторинга

критерии

декабрь

январь

1.Знают ли дети, что такое вода? Как человек использует воду?

1.7

2.8

2.Предложить ребёнку по картинкам определить: где живые объекты, а где не живые.

1.6

2.5

3.Как называются приборы, которыми ребёнок пользуется в процессе работы? (лупа, пробирка, зеркало, колба, пинцет и т. д.)

1.3

2.5

4.Вызывает ли интерес у ребёнка опытническая деятельность?

1.6

2.4

5.Делает ли ребёнок в домашних условиях простейшие опыты и эксперименты?

1.8

2.4

6.Как думает ребёнок, что нужно всем живым существам, чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

2.2

2.9

Общая итоговая таблица по мониторингу результативности внедрения проекта «Волшебница вода»

средний балл

декабрь

январь

1.7 б.

2.7 б.

Вывод: По итогам внедрения проекта «Волшебница вода» посредством познавательно- исследовательской деятельности прослеживается положительная динамика по всем критериям мониторинга.