Выступления на педсоветах

Васюкова Ирина Юрьевна

консультации для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 22 «Земляничка»

Педагогический совет «Использование образовательных технологий в работе с детьми ОВЗ»

Тема выступления:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Подготовила воспитатель:

                                                                 Васюкова И.Ю.

13 ноября 2020 г.

СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В настоящее время современные реалии в обществе, к сожалению, способствуют увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это дети, особенности развития которых затрудняют освоение даже адаптированных образовательных программ. Также проблемой, возникающей в работе с дошкольниками с ОВЗ со стороны родителей, это то, что по разным причинам  они умышленно ограничивают круг общения как свой, так и ребенка с ОВЗ, им неудобно с ним появляться в общественных местах, они избегают новых знакомств. Иными словами, социальная среда детей с ОВЗ ограничивается семьей, она словно «закапсулирована» и это негативно сказывается на социализации ребенка с ОВЗ.

Кроме того, имеет место гипоопека (педагогическая запущенность детей) либо чаще всего – гиперопека – и от излишней заботы они еще более начинают ощущать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания. Недостаточный уровень знаний и умений, необходимых для воспитания «особенного» ребенка обуславливает тот факт, что родителям сложно создавать оптимальные специальные условия для ребенка с ОВЗ дома. В частности из-за этого, у детей с ОВЗ диагностируются расстройства в эмоционально-волевой сфере – это повышенная тревожность, страхи, неадекватные аффективные реакции, дефектологов в решении данных трудностей является одним из главных направлений в психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ.

Существует множество инновационных технологий для работы в этом направлении. Одним из них является  сказкотерапия.

Приемы и методы сказкотерапии позволяют дошкольникам с ОВЗ устанавливать адекватные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Отличительным и благотворным действием сказкотерапии как вида психокоррекционной помощи является установление партнерских и доверительных отношений между педагогом и воспитанниками (а если подключать родителей, то и с ними).

Прием сказкотерапии в организованной образовательной деятельности с воспитанниками, имеющими ОВЗ, носит коррекционно-образовательный характер и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотерапия пробуждает в дошкольниках с ОВЗ, начиная с раннего возраста, любовь к чтению, инсценировкам отдельных сюжетов сказок не только вместе с педагогом, но и с родителями, мотивирует их прочесть своим детям другие сказки или рассказы, проанализировав их для лучшего понимания.

Сказкотерапия для дошкольников с ОВЗ решает следующие задачи:

– активизация речевого развития;

– коррекция эмоционально-волевых и нервно-психических процессов;

– развитие общей и дифференцированной моторики при разыгрывании сказки;

– формирование умений решать воображаемую проблему, находить выходы

из разных сюжетных, а потом и похожих жизненных ситуаций;

– развитие морально-нравственных качеств и духовного мира.

Работу со сказками рекомендуется начинается после рассказывания педагогом с анализа ее содержания и обсуждения в форме беседы. Когда сказочные воображаемые смыслы будут обобщены и связаны с реальными жизненными событиями, можно использовать по ее мотивам и другие формы работы: изготовление бумажных или пластилиновых кукол, рисование понравившихся сюжетов, инсценировки с помощью пескотерапии.

Р.М. Ткач пишет, что для того, чтобы сказочная история обрела коррекционно-развивающую силу, нужно соблюдать определенные правила её создания:

содержание сказки хотя бы частично должна быть идентичной проблеме воспитанника с ОВЗ, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

 Согласно принципам сказкотерапии она предлагает замещающий опыт, используя который дети под руководством педагога могут сделать новый, правильный выбор для решения своей проблемы.

Дидактическая сказка повествует детям об относительно новых для них понятиях (семья, дом, природа, правила поведения в обществе и прочее), дает новые знания, расширяет кругозор воспитанников. Дидактическая сказка, как правило, вызывает интерес у детей, потому что «оживляет» рутинное занятие.

Психологическая сказка направляет в верное русло и обогащает личностное развитие ребенка с ОВЗ.

Художественная сказка знакомит детей с ОВЗ с морально-нравственными и художественно-эстетическими традициями социума.

Диагностическая сказка может помочь определить особенности характера ребенка с ОВЗ и выявляет его отношение к социальному и окружающему миру.

Медитативная сказка – особая разновидность сказки, представляющая собой общение слушателя (ребенка с ОВЗ) с бессознательным средствами создания

ярких визуальных образов и представлений в его воображении (особенно хороши такие сказки перед сном).

Все занятия с использованием элементов сказкотерапии осуществляются в игровой форме – ведущем виде деятельности ребенка-дошкольника. Для детей воспитанников с низкой самооценкой нужно подбирать роль лидера, главного персонажа сказки (к примеру, короля или королевы), чтобы другие дети в ходе игры по сюжету сказки прославляли этого ребенка, как самого настоящего короля, тем самым повышая его самооценку. Но в то же время и на роль трусливого зайчика можно выбрать воспитанников с ОВЗ робких, тревожных, застенчивых, чтобы они в ходе драматизации сказочных сюжетов опосредованно рассказали через реплики, движения и жесты о своих страхах, но описанных в сказке, а другие дошкольники помогали бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.

Сказкотерапия развивает у детей словено-образное, словесно-логическое и творческое мышление, вербальный и невербальный язык (при пересказыванни или драматизации), умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать положительные личностные качества.

Средствами сказкотерапии дети с ОВЗ проживают различные эмоциональные состояния, словесно описывают собственные переживания, знакомятся со значениями многих слов, особенно это касается эмоционально-оценочной лексики, обозначающей разные эмоциональные состояния и образы, что развивает и обогащает речь дошкольников с ОВЗ. Благодаря сказкотерапии у детей развивается способность к более глубокому пониманию и осознанию своих и чужих психических состояний, умение ориентироваться в психоэмоциональной реальности.

Основной формой проведения психокоррекционной работы с элементами сказкотерапии являются подгрупповые занятия. Перед формированием подгрупп педагогом-психологом желательно провести специальную диагностику, чтобы педагог мог формировать подгруппы с учетом результатов эксперимента и дружеских симпатий воспитанников. Занятия по сказкотерапии проводятся со старшими дошкольниками в рамках занятий психолога или дефектолога один раз в неделю по 30–35 минут. Это может делать и воспитатель по рекомендациям психолога, он может использовать игровые упражнения по воспитанию чувства ответственности за свои действия, развитие способности концентрироваться на воображаемых образах, активизировать интерес и желание дошкольников с ОВЗ находить решение поставленных психотерапевтических задач в подготовленной заранее беседе с детьми на занятиях по лексическим темам программы.

Таким образом, предметом сказкотерапии для дошкольников с ОВЗ любого возраста, является процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития нравственных качеств, повышение уровня развития понимания и осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах приемов оптимального социального поведения и проявления созидательной интеллектуально-творческой силы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 12 «Журавушка»

Педагогический совет «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (через уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям)»

Тема выступления:

«СТРУКТУРА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Подготовила воспитатель:

                                                                 Васюкова И.Ю.

20 ноября 2021 г.

Структура здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Условно здоровьесберегающие технологии можно разделить на три группы: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, эмоционального (психологического) благополучия.

Федорцева М.В. и Щелкунова Т.В., опираясь на исследования ведущих учёных, выделяют следующие компоненты здоровьесберегающей деятельности: проектировочный, организационный, рефлективный. Их можно взять за основу для разработки здоровьесберегающих технологий.

Проектировочный компонент

На первом этапе педагог:

  • собирает и уточняет информацию о состоянии здоровья детей;
  • анализирует результаты собственной здоровьесберегающей деятельности на предыдущем занятии;
  • определяет здоровьесберегающие цели и задачи;
  • учитывает здоровьесберегающие требования к организации занятий;
  • определяет продолжительность и последовательность основных этапов занятия, методы и средства, прогнозирует возможность их варьирования в зависимости от состояния детей в течение занятия;
  • прогнозирует итог здоровьесберегающей деятельности на занятии.

Организационный компонент представляет собой непосредственные действия по реализации проекта и корректировку на каждом отдельном этапе в зависимости от состояния детей.

Для эффективного его существования педагогу необходимо:

  • обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия обучения;
  • проводить занятия таким образом, чтобы учебная нагрузка детей варьировалась на диапазоне 60-80%;
  • обеспечивать мотивацию детей;
  • создать эмоциональный комфорт и психологическую безопасность;
  • организовать постоянно чередующие виды деятельности при оптимальной продолжительности для возрастной группы детей;
  • использовать на занятии не менее 3-х методов обучения при оптимальной продолжительности с учётом возраста воспитанников;
  • применять технические средства обучения в соответствии с требованиями СанПин;
  • отслеживать состояние (в том числе умственной работоспособности детей);
  • оперативно корректировать план занятия в зависимости от состояния детей;
  • организовывать в течение занятия эмоциональные разрядки;
  • способствовать чередованию позы детей в соответствии с видом выполняемой ими работы, осуществлять постоянный контроль за их позой;
  • организовать проведение 1-2 физкультминуток, которые комплектуются из упражнений для отдельных органов, систем и всего организма с учётом их напряжения в процессе деятельности;
  • следить за тем, чтобы во время занятия не наступало утомление у детей;
  • своевременно заканчивать занятие.

Рефлексивный компонент включает совокупность умений анализировать и адекватно оценивать свои действия по созданию здоровьесберегающих условий обучения.

В процессе реализации данного компонента педагог должен уметь:

  • анализировать реализацию здоровьесберегающих целей и задач занятия;
  • выявлять адекватность выбора методов и средств здоровьесберегающих целей и задач занятия;
  • оценивать собственные действия и поведение на занятиях со здоровьесберегающих позиций;
  • выявлять степень нивелирования негативных последствий учебного расписания;
  • конкретизировать пути совершенствования своего педагогического мастерства в аспекте сохранения здоровья детей.