олимпиада 2
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2017-2018 учебный год
4 класс
Шифр____________________
Время выполнения заданий - 60 минут
Максимальное количество баллов – 41
Уважаемый участник олимпиады, при выполнении работы обращай внимание на правильное написание слов, так как за орфографические ошибки будут сниматься баллы. Желаем успеха!
- Выполни задания по теме «Фонетика»
- Посчитай, сколько раз встречается звук [ж] в следующем предложении. Ответ запиши числом.
Жук Жорж от страха визжит, дрожит и тихонько жужжит.
_______раз(-а).
- Укажи, в каком слове есть звук [о]?
а) родные; б) радость; в) отказ; г) шёлковый.
- Из звуков, входящих в слово фантазия, ученик составил слова: таз, фант, фанат. Найди среди них слово со звуком, которого нет в слове фантазия. Подчеркни это слово.
- Укажи, в каком слове ударение падает на первый слог?
а) удить; б) цемент; в) хвоя; г) щавель.
- Выполни задания по теме «Словообразование»
- Отгадай слова.
а) Его корень в слове писать Приставка в слове рассказать, Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вода. ___________________ | б) Его корень в слове вязать, Приставка в слове замолчать, Суффикс в слове сказка, Окончание в слове река. _____________________ | в) Его корень в слове снежинка, Приставка в слове подъехал, Суффикс в слове лесник, Окончание в слове ученики ___________________ |
- Помоги иностранцу образовать одно слово из каждой пары слов так, чтобы получились имена существительные единственного числа мужского рода. Запиши получившиеся слова.
а) Огонь, тушить - ______________________________________________________
б) Сталь, варить - _______________________________________________________
в) Пчёлы, разводить - ___________________________________________________
г) Птица, ловить - _______________________________________________________
- Укажи, какое из данных слов является родственным слову нос?
а) носильщик; б) поднос; в) переносица; г) занос.
- Выполни задания по теме «Грамматика»
- Подчеркни лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
а) кресло, бревно, пальто, число, весло________________________________________________
б) водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый_____________________________________
в) быстрый, скорый, проворный, тихий_______________________________________________
- Составь словосочетания (по два для каждого слова), в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными: учёный, часовой, столовая.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выполни задания по теме «Орфография»
- Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными.
а) Прибор, техническое устройство___________________________________________
б) Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани__________________________________________________________________
в) Большое желание есть____________________________________________________
г) Острое вирусное заболевание______________________________________________
д) Дорога с твёрдым покрытием______________________________________________
е) Парная спортивная игра при помощи мяча и ракетки__________________________
- Укажи строчку, все слова которой пишутся без Ь.
а) сторож_, богач_, манеж_, плач_
б) мыш_, ноч_ю, чертёж_, малыш_
в) мяч_, обруч_, камыш_, рож_
- Выполни задания по теме «Лексика и фразеология»
- Вставь названия частей тела или органов человека в известные фразеологизмы.
а) Пускать пыль в ______________________.
б) Класть _______________ на полку.
в) Чужими _________________ жар загребать.
г) Смотреть сквозь _____________________.
д) Душа ушла в ___________________.
е) Еле – еле душа в _______________.
- Разгадай шараду, запиши слово-отгадку.
Мой первый слог – могучий бык,
К труду он тяжкому привык.
Второй мой слог – простой предлог.
А я качусь на берег моря
В короне пенной, с ветром споря.
______________________
- Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле? Запиши правильный вариант.
а) Отольются кошке мишкины слёзки.
_____________________________________________________________________________
б) Всякому хвощу свое время.
_____________________________________________________________________________
в) Пуганая ворона куска боится.
_____________________________________________________________________________
г) Лес рубят — кепки летят.
_____________________________________________________________________________
д) Проще жареной репы.
_____________________________________________________________________________
е) Все пороги ведут в Рим.
_____________________________________________________________________________
