Платные образовательные курсы

Миленченко Алла Федоровна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2013    г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По курсу « Грамотное письмо»

Класс ___4

Учитель __________________Миленченко Алла Федоровна

Планирование составлено на основе  авторской  программы С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  «Русский язык», курса УМК «Начальная школа XXI века.- 3-е изд., дораб.и доп. - М.: Вентана-Граф.- 2011 рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

                                                                                                         

 

                                 

 

Пояснительная записка.

Программа  по курсу « Грамотное письмо» для 4 класса разработана на основе:

1. примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования  (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),

2. авторской  программы С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  «Русский язык», курса УМК «Начальная школа XXI века.- 3-е изд., дораб.и доп. - М.: Вентана-Граф.- 2011 рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить,  обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения.  Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму.   Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.  Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся.  

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Цель  курса:

1. Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников;

2. совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:  говорения, слушания,  письма и чтения;

3. формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе  создание предпосылок для общего и речевого развития;  

4.  реализации творческих   способностей.

Задачи курса:

  1. прививать любовь  и интерес к предмету;
  2. научить самостоятельно, добывать знания;
  3. логически и нестандартно мыслить.
  4. помочь школьникам обобщить и систематизировать полученные знания для использования при выполнении олимпиадных заданий;
  5. разобрать типичные задания различных видов, включенные в контрольно-измерительные материалы;
  6. проработать наиболее сложные вопросы, те задания, в которых ученики наиболее часто допускают ошибки;
  7. познакомить учащихся с видами олимпиадных заданий, а так же с критериями оценивания.

Содержание курса:

 

Основные правила правописания.

Развитие речи.

Части речи.

Словообразование.

Члены предложений.

Работа со словарями.

Решение тестов.

Методы,

  • метод сообщения знаний в готовом виде (в методической литературе встречается и второе название этого метода — догматический) ориентирован на рецептивную деятельность учащихся;
  • метод эвристической беседы, или метод наблюдения;
  • метод закрепления введенных знаний основывается на репродуктивной деятельности учащихся;
  • игровой метод.

формы обучения,

  • проблемно-поисковое занятие (групповая деятельность);
  • занятие-эстафета;
  • занятие-турнир;
  • занятие-экскурсия (видеоэкскурсия);
  • занятие-путешествие;
  • занятие-викторина;
  • занятие – мозговая атака;
  • занятие взаимообучения;
  • занятие-игра (ситуационная, деловая, ролевая, дидактическая);
  • занятие «смотр знаний» (итоговое);

Режим занятий:

Количество часов:  3 месяца  х  8часов=24часа

Новые педагогические технологии:

  • интерактивные технологии;
  • информационные технологии.

Инструментарий для оценивания результатов:

  • Текущий контроль
  • Индивидуальный контроль
  • Самостоятельная работа
  • Тест

Предполагаемый  результат:

Обучающиеся должны знать:

  • Зачем нужны звуки языка.
  • Происхождение слов
  • Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
  • Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
  • Признаки текста.
  • Что такое план.

Обучающиеся должны уметь:        

  • Строить собственные устные высказывания.
  • Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.
  • Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них.
  • Формулировать тему небольшого текста
  • Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст.
  • Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
  • Составлять текст по вопросам учителя
  • Отгадывать загадки.
  • Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.
  • Составлять рассказы по серии картинок.
  • Сочинять загадки, стихи, сказки.

Критерии оценки и система оценивания знаний, умений, навыков обучающихся:

Способы контроля:

  • текущий;
  • итоговый;
  • индивидуальный.

Мониторинг:

  • Используя отметочную систему отрабатывать основные умения и навыки.
  • Выставить итоговую оценку в дневник, для информирования родителей.

Характеристика ресурсов:

  • компьютер
  • электронная доска
  • мультимедийное оборудование
  • принтер

Литература

1.В.В. Воронкова « Русский язык» Москва « Владос» 2005 год.

2.  В. В. Воронкова «   Чтение» Москва « Владос» 2005 год.

 3.  В.В. Воронкова  « Уроки русского языка» пособие для учителя. Москва. « Владос»    2003 год.

 4. В.В Воронкова  « программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.. Москва « Просвещение» 20 10.

 5. Н.Н .Максимук  « Игры по обучению грамоте и чтению». Москва. « Вако» 2006г.

 6. Л.В. Мищенкова.  «150 лучших развивающих игр». Ярославль. Академия развития 2008 год.

  7. Е.П. Плешакова . « Русский язык» коррекционно-развивающие задания и упражнения.    Волгоград. « Учитель» 2008г.

 8. С.В .Савинова. «Русский язык» поурочные планы. Волгоград. «Учитель» 2002 год.

 9. В.Ф .Смирнов В. Ф. «Путешествие в страну тайн». Москва « Новая школа» , 2009г.

 10. Е.Е .Семёнова   « Занимательная грамматика». Москва. « Омега». 2006г

11.  Корней Чуковский « 25 загадок 25 отгадок» Москва « Самовар» 2012 год.

12. М. Тюрина « 100 любимых стихов+ 100 любимых сказок для малышей»  Москва « Астрель» 2011год.

                                                                                                           

                                                                                                           


Утверждаю______________

Г.И. Серегина

Методист платных курсов

«___»____________2013 г.

Календарно – тематическое планирование курса « Грамотное письмо» 4класс

Учитель: Миленченко Алла Федоровна

 

НОЯБРЬ

Тема

Количество

часов

Форма контроля

1

Работа со словарём.

Орфографический, этимологический, толковый.

1

текущий

2

Составление и разгадывание ребусов.

1

индивидуальный

3

Развитие речи в картинках. Составь рассказ.

1

самостоятельная работа

4

Тесты.

«Шифровальщик»,

« Вставь недостающее слово».

1

тест

5

Фразеологизмы.

1

тест

6

Части слова.

1

текущий

7

Пословицы и поговорки.

1

фронтальный

8

Значения слов.

1

итоговый

Итого

8 часов

ФЕВРАЛЬ

Тема

Количество

часов

Форма контроля

1

Восстановление деформированного текста.

1

самостоятельная работа

2

Творческое сочинение по наблюдениям.

1

индивидуальный

3

Части речи. «Здравствуй, имя Существительное!»

1

фронтальный

4

Части речи. «Здравствуй, имя Прилагательное!»

1

фронтальный

5

Части речи. «Здравствуй, дядюшка Глагол!»

1

фронтальный

6

Тесты.

«Найди лишнее слово»,

«Восстанови слова»,

«Найди антонимы».

1

текущий , тест

7

Опасные места в словах.

Словосочетания. Шарады.

1

текущий , тест

8

Составление текста по картинке.

1

индивидуальный

МАРТ

Тема

Количество

часов

Форма контроля

1

Работа со словарными словами. Игра «Наборщик».

1

текущий

2

Составление и разгадывание кроссвордов по правилам русского языка.

1

индивидуальный

3

Составление текста – описания по картинке.

1

самостоятельная работа

4

Игра

« Вставь недостающее слово».

1

тест

5

Слова – синонимы и антонимы в разных частях речи.

1

тест

6

Игра «Найди слово». Части слова.

1

текущий

7

Пословицы об учении, уме.

1

фронтальный

8

Значение «крылатых» выражений.

1

итоговый

                                                                                                 

                                                                                           

                                                        Список литературы:

1.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7.Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Из-во “Сам Вен”, 1997 г.

12.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

13.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

14.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

15.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

16.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

17.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

18.Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

19.Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

20.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.

21.Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.

ИНТЕРНЕТ ССЫЛКА  

http://school33.tyumen-city.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=80:2010-11-27-18-19-12&catid=29:the-cms&Itemid=71



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2012    г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По курсу « Занимательная математика»

Класс: 1-4

Учитель: ___Миленченко Алла Федоровна

 

Пояснительная записка.

              Рабочая программа  курса  «Занимательная математика»  составлена  на основе

нормативно-правовой базы:

-  Закон РФ «Об образовании»;

-  Устав школы;

-  Основная образовательная программа начального общего образования  школы  на 2013-2017 г.г.;

-  Григорьев Д. В., Степанов П. В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

-  Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой.  

М.: Вентана Граф, 2011 г.

Назначение программы.

     Рабочая программа составлена на  основе программы курса Кочуровой Е.  Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО.

     Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы  факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл.   Шадриной И.В. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

        Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий..

               Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических

способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

           Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Данный курс состоит из двух разделов: 1 класс-  «Занимательная математика», 2-4 класс-  «Геометрия вокруг нас».

               Цель и задачи курса «Занимательная математика»

   Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучать различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
  1. Особенности программы.

 Принципы.

      Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом  запросов будущего:

     1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

     2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

     3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

     4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному  уровню.

     5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

     6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

     7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

     8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

     9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

   10. Адекватность требований и нагрузок.

   11. Постепенность.

   12. Индивидуализация темпа работы.

   13. Повторность материала.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

     На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.

     В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

     Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

     Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных  действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие)  и контролирующие.

     К репродуктивным относятся:

   а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,

   б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.

     Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.

    Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

-

Место факультатива в учебном плане.

          Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний.  С 1 по 4 классы занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 кл. – 33 ч., 2-4классы - 34 ч.

        Методы и приемы изучения  материала.

   Одна из важных особенностей  курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

           Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

воспроизведение объектов;

доконструирование объектов;

переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

                   Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

              В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

           Общая характеристика факультативного курса.

             Факультативный курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

         Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

         В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

           Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

          Первый год обучения ставит цель- научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

             Второй год обучения ставит цели - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.

             Третий год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.

                Четвертый год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами.

              Формирование основных понятий

Алгоритм. Задача. Способ решения задачи.

Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь – линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие.

Углы.

Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).

Треугольники.

Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур.

Четырехугольники.

Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

                                                    Содержание    программы.

1 класс

Формировать умения ориентироваться в пространственных  понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

       Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

          Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.) Занимательные задания с римскими цифрами.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с

недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру», «Инфознайка».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

                             2 класс.

            Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.

Углы.

Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.

Треугольники.

Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.

Четырехугольники.

Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

                                       

                                                            3 класс.

Символика. Построение.

Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

Периметр.

Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

Циркуль.

Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

Углы. Транспортир.

Углы. Величина угла. Транспортир.

4 класс.

Высота. Медиана. Биссектриса.

Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур.

«Новые» четырехугольники.

Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие.

Площадь.

Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.

Геометрическая фигура.

Геометрическое тело.

Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.

Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.

           Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

            К концу 2 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).

               Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.

                    Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.

                 К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».

Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.

       Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.

          К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.

Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.

     Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения модулей «Занимательная математика» и  «Геометрия вокруг нас».

Личностными результаты

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
  • любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
  • мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

                                        Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1

2

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

5

 

                1 год обучения

 

Числа. Арифметические действия. Величины

Мир занимательных задач

                              ИТОГО:

                  2 год обучения

Углы.

Треугольники.

Четырёхугольники

             ИТОГО:

            3 год обучения

Символика. Построение

Периметр

Циркуль

Углы. Транспортир

                         ИТОГО:

            4 год обучения

Высота. Медиана. Биссектриса

«Новые» четырехугольники.

Площадь

Геометрическая фигура

Геометрическое тело

ИТОГО:

23

10

33

12

10

12

34

10

7

10

7

34

10

7

5

7

5

34

23

10

33

12

10

12

34

10

7

10

7

34

10

7

5

7

5

34

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

Использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

ИТОГО

135

135

Тематическое планирование   «Занимательная математика»

                                                                      1 класс

Тема

Содержание занятий

1

Математика – это

интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по

командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3

клетки).

2

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка

выполненной работы.

3

Путешествие

точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.

Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

5

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.

6

Волшебная

линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

7

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

Конструирование

многоугольников

из деталей

танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с

частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

Составление многоугольников, представленных в уменьшенном

масштабе. Проверка выполненной работы.

9

Игра-

соревнование

«Веселый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а

разбросаны по всей таблице.

10

Игры с шахматными фигурами.

Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.

11

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной

работы.

12

Игры с шахматными фигурами

Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».

15

«Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.Перекладывание

нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

16

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

17

Прятки с

фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»

18

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;

«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в

пределах 20».

19

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

20

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические

головоломки», «Занимательные задачи».

21

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному

замыслу.

22

Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

23

Конструирование

фигур из деталей

танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка

выполненной работы.

24

Игры с шахматными фигурами

Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.

25

Математическое

путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –

вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам

записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9

 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

26

Математические

игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

27

Игры с шахматными фигурами

Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки)

28

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

29

Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

30-31

Математические

игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;

«Вычитание в пределах 20».

32-33

Математическая

карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

 «Геометрия вокруг нас» 2 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

1

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

1

Загадки о геометрических инструментах.

Практическая работа с линейкой.

2

Цвета радуги. Их очередность.

1

Сказка о малыше Гео. Практические задания.

3

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

1

Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом.

4

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

1

Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт»

5

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

Задачи на развитие логического мышления. Загадки.

6

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.

7

Решение топологических задач.

1

Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».

8

«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.                      

1

Продолжение сказки. Практические задания.

9

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт.

10

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

11

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

Сказка. Практические задания на Геоконте.

12

Первоначальное знакомство с сетками.

1

Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты.

13

Отрезок. Имя отрезка.

1

Стихотворение об отрезке.  Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок.

14

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру».

15

Ломаная линия.

1

Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт».

16

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.

17

Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

Задачи на развитие пространственного  представления. Игра «Одним росчерком».

18

Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

1

Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком».

19

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа.

20

Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

1

Сказка. Геоконт. Практические задания.

21

Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

1

Сказка. Игра «Одним росчерком».

22

Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.

1

Сказка. Практические задания.

23

Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

1

Сказка. Практическое задание.

24

Многоугольники.

1

Коллективная работа.

25

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

1

Сказка. Задания Незнайки.

26

«В городе треугольников». Треугольник.

1

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

27

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

28

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

1

Сказка.  Разучивание песенки. Практические задания.

29

Треугольник. Виды треугольников.

1

Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки.

30

«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

1

Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из  четырёхугольников.

31

Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.

1

Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат».

32

Квадрат.

1

Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами.

33

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

34

Геометрический КВН. Повторение изученного

во 2-м классе.

1

Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.

Итого 34 часа

«Занимательная математика» 3 класс (34 часа)

Тема занятий

дата

Содержание занятий

Ауд.

Внеауд.

По плану

По факту

1

Повторение изученного во 2-м классе.

Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи.

2

«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.

Стихотворение о геометрических фигурах.  Конструирование игрушек.

3

«Жители города многоугольников».

Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация.

4

Периметры многоугольников.

Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком».

5

«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.

Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»

6

Окружность и круг.

Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов.

7

Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.

Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник».

8

Радиус, диаметр круга.

Сказка.  Практические задания. Узоры из окружностей.

9

Касательная.

Сказка. Практические задания.

10

Решение задач. Узлы и зацепления.

Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур.

11

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

Стихотворение. Игра со спичками.  «Танграм».

12

Радиус и диаметр окружности.

Графический диктант.  Практические задания. Аппликация.

13

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.

Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию».

14

Сектор. Сегмент.

Сказка. Практические задания.

15

«Дороги  на улице прямоугольников». Параллельные прямые.

Песенка. Задачи на развитие логического мышления.

16

«Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников.

Алгоритм построения параллелограмма.  Геометрический диктант.

17

Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.

Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге.  Игра «Дорисуй из частей».

18

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

Графический диктант. Оригами «Собачка».

19

Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком».

20

Диагонали квадрата. Игра «Паутинка».

Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка».

21

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

Работа с циркулем – вычерчивание «розеток».

22

Решение топологических задач.

Решение задач. Оригами «Волк».

23

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.        

Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация.

24

Периметр многоугольника.

Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз».

25

Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

Преобразование именованных величин.  Рассказ о Евклиде. Практическая работа.

26

Площадь.

Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения.

27

Площадь. Единицы площади.

Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм».

28

Нахождение площади равностороннего треугольника.

Игра «Настольный хоккей», «Догадайся».

29

Плоскость.

Практическая работа, Игра «Одним росчерком».

30

Угол. Угловой радиус.

Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур.

31

Сетки.

Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон».

32

«Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор».

Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала.

33

Обобщение изученного материала.

Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления.

34

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

Праздник.

Итого 34 часа

4 класс  Занимательная математика (Математика для любознательных)(34 часа)

Тема урока

дата

Содержание занятий

Ауд.

Внеауд.

план

факт

1

Повторение материала, изученного в 3-м классе (игра-путешествие).

1

Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат».

2

Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино.

1

Топологические задачи. Пентамино.

3

Куб. Игра «Кубики для всех».

1

Зрительный диктант.  Игра «Не пройди дважды».  Игра «Пифагор».

4

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.

1

Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба.

5

Каркасная модель куба. Развертка куба.

1

Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком».

6

Куб. Площадь полной поверхности куба.

1

Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку.

7

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1

Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру».

8

Равносторонний и равнобедренный треугольники.

1

Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа.

9

Измерение углов. Транспортир.

1

Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.

10

Построение углов заданной градусной меры.

1

Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком».

11

Построение треугольника по трем заданным сторонам.

1

Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления.

12

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

1

Алгоритм построения треугольника. Оригами.

13

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

1

Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком».

14

Площадь. Измерение площади палеткой.

1

Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка».

15

Числовой луч.

1

Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор».

16

Числовой луч (закрепление).

1

Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

17

Сетки. Игра «Морской бой».

1

Игра «Морской бой». Правила игры.

18

Сетки. Координатная плоскость.

1

Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой».  

19

Осевая симметрия.

1

Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек».

20

Симметрия.

1

Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик»

21

Симметрия (закрепление).

1

Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка.

22

Поворотная симметрия.

1

Кубик Рубика.  Практическая работа.

23

Прямоугольный параллелепипед.

1

Сказка. Задача на развитие воображения.

24

Прямоугольный параллелепипед.

1

Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью.

25

Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда.

1

Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность.

26

Цилиндр.

1

Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления.

27

Цилиндр. Закрепление изученного.

1

Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин».

28

Конус.

1

Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание.

29

Пирамида.

1

Моделирование пирамиды. Развёртка.

30

Пирамида.

1

Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм».

31

Шар.

1

Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

32

Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

1

Игра «Узнай по развёртке».

33

Мониторинг ЗУН

1

Проверочные задания на сформированности геометрических понятий.

34

Геометрический КВН.

1

Игра  - КВН.

Итого 34 часа

            Оборудование и кадровое обеспечение программы.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная математика» необходимы следующие  принадлежности:

  • игра «Геоконт»;
  • игра «Шахматы»
  • игра «Пифагор»;
  • игра «Танграм»;
  • набор геометрических фигур;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по «Математике и конструированию».

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель математики, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

                         Методическая литература

В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994

Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004

Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

Шадрина И.В.  Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003

Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003

Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

Литература для ученика.

Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение»,  2002

Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3

Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003

Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003

Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

               Г.И. Серегина

методист платных курсов

 «___»____________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Веселая грамматика»

Класс ___3_________________________________________________________

Учитель __________________Миленченко А. Ф.

Планирование составлено на основе  рабочей программы  С.Н.Ивановой «Секреты русского языка»

Пояснительная записка

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является  важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.  В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

   Необходимость проведения внеклассной работы диктуется , однако, не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Цели внеклассной работы шире, а именно: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; содействовать развитию речи детей; совершенствовать  у них навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития; воспитывать интерес  к предмету. Внеклассные занятия с младшими школьниками  важны и для осуществления  преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

    Новая программа по русскому языку  обращает пристальное внимание учителя на все стороны языка. Большее значение  придаётся словарной (лексической) работе. Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.  Внеклассные занятия ориентируют ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая внеклассные занятия с уроками русского языка и чтения, обогатить знания детей о слове.

    Внеклассные занятия  раскрывают полнее значение русского языка  в жизни народов нашей страны, о его богатстве, о самых дорогих словах. Мысль о богатстве и красоте русского слова, о необходимости бережного отношения к нему  проводится на протяжении всех занятий.

    Внеклассные занятия по русскому языку строятся на основе занимательности, которая способна возбудить у школьников  непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Задания привлекают своей необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию  положительной эмоциональной обстановке, без чего невозможно активное усвоение материала. Активная заинтересованность учеников может быть вызвана  использованием  различных видов  внеклассных занятий, например:  игры- соревнования, устные журналы, КВН-ы, олимпиады. Общим для всех видов внеклассных занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.

   При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность  и творческая деятельность учащихся  являются показателями  эффективности каждого занятия и всей работы в целом.  Соблюдение этих условий помогает учителю  регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющих более успешно осуществлять  задачи воспитания школьников.

              Внеклассная работа по русскому языку имеет большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника. Игра – эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся, полученных на уроках. Она помогает повысить интерес к урокам русского языка.

 Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире; только начинает знакомиться с многообразием и красотой родного языка; пытается осмыслить свое место в родной культуре.

        Актуальность данной программы заключается в предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру русского слова.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 3 класса.

Цель программы:

корректировка и актуализация знаний по орфографии, пунктуации, грамматике и орфоэпии, знакомство с закономерностями речевого процесса.

Задачи программы:

  1. способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
  2. совершенствовать навыки лингвистического анализа;
  3. формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
  4. воспитывать интерес и потребность к изучению тайн русского языка;
  5. выработать у учащихся языковое чутьё;
  6. формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка.

Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для наблюдениянад словом содержит проблемную задачу. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки.

  Организация такого вида занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.    

Требования к организации процесса:

  • ориентация на самостоятельную работу учащихся;
  • использование  исследовательского подхода;
  • развитие и поддержка в работе творческого начала.

В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты:культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.

Культурологический подход призван акцентироватьвнимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации про граммы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.

Личностно-деятельностный подход ориентируетучащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.

Методы и формы обучения:

  • метод сообщения знаний в готовом виде (в методической литературе встречается и второе название этого метода — догматический) ориентирован на рецептивную деятельность учащихся;
  • метод эвристической беседы, или метод наблюдения;
  • метод закрепления введенных знаний основывается на репродуктивной деятельности учащихся;
  • игровой метод.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с применением занимательных игр;
  • игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;
  • орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • урок- викторина;
  • беседа.

Новые педагогические технологии

  • Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
  • Игровые технологии
  • Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

Инструментарий для оценивания:

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Способы контроля:

  1. текущий;
  2. итоговый;
  3. индивидуальный.

Программа рассчитана на 6 месяцев с проведением занятий 2 раза в неделю (8 часов в месяц), продолжительность одного занятия 40 минут. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.


Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к изучению языка;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:        

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • пользоваться словарями;
  • находить ответы на вопросы в тексте;
  • делать выв оды в результате совместной с учителем работы;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Необходимые для реализации курса ресурсы:

Дидактические материалы:

  • дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);

  • задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания.

Материальные ресурсы:

  • компьютер
  • электронная доска
  • мультимедийное оборудование
  • принтер

Утверждаю______________

Г.И. Серегина

Методист платных курсов

 «___»____________2012 г.

Календарно – тематическое планирование курса «Веселая грамматика»

3 класс

Учитель: Миленченко А. Ф

НОЯБРЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

1

Секреты орфографии и грамматики.

1

Словарная работа

2

Виды орфограмм: проверяемые, непроверяемые.

1

Словарная работа

3

Учимся работать над тестами.

1

Тестовая работа

4-5

Суффиксы- труженики.

2

Словарная работа

6-7

Строим слово заново и снова. Значение приставок.

2

Словарная работа

8

Игра «Веселая грамматика»

1

Словарная работа

Итого

8 часов

ДЕКАБРЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

1

Конец - делу венец. Окончание слова.

1

Нахождение в словах изученных орфограмм

2

Разбор слова по составу.

1

Словарная работа

3

Знакомство с фонетикой. Звуко-буквенный разбор слова.

1

Словарная работа

4

Учимся работать над тестами.

1

Тестовая работа

5

Остров ошибок. Анализ текста.

1

Составление рассказа, работа с толковым словарем

6

В царстве правил. Правописание корней.

1

Работа с книгами, списывание, постановка вопросов к словам

7

В царстве правил. Правописание суффиксов.

1

Работа с книгами, списывание, постановка вопросов к словам

8

В царстве правил. Правописание приставок.

1

Работа с книгами, списывание, постановка вопросов к словам

Итого

8 часов

ФЕВРАЛЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

1

Учимся различать приставки и предлоги.

1

Тестовая работа

2

Слово о словарях. Типы словарей в русском языке.

1

Работа со словарями

3

Как найти слово в словаре?

1

Слова с безударными гласными и парными согласными

4

Учимся работать над тестами.

Тестовая работа

5

Слова-родственники. Правописание корней.

1

Работа со словарными словами

6

Слова-близнецы (омонимы).

1

Словарная работа

7

Слова-друзья (синонимы).

1

Словарная работа

8

Антонимы.

1

Словарная работа

Итого

8 часов

МАРТ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

1-2

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

2

Словарная работа

3

Виды текстов. Составление плана текста.

1

Составление рассказа на заданную тему

4

Учимся писать изложение.

1

Составление рассказа на заданную тему

5

Виды сочинений. Учимся писать сочинение- повествование.

1

Составление рассказа на заданную тему

6

Виды сочинений. Учимся писать сочинение- описание.

1

Составление рассказа на заданную тему

7

Виды сочинений. Учимся писать сочинение- рассуждение.

1

Составление рассказа на заданную тему

8

Викторина.

1

Список литературы:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  5. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”, «Миша», «Смекалочка».
  6. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г