Полный текст диссертации Нехорошева И.В. "Особенности субъективного качества жизни людей с различной нравственной направленностью"

Нехорошева Инна Владимировна
  •      В конце страницы размещены: полный текст диссертации в виде doc-файла и pdf-файла.
  • Ссылка для цитирования: 
  •    Нехорошева И.В. Особенности субъективного качества жизни людей с различной нравственной направленностью: дисс... канд. психол. наук. Москва. 2014. 248с. EDN: SVBRVV

  •    Предмет исследования: субъективное качество жизни и личностные ценности людей с различной нравственной направленностью.

  •    Методики

  • Модифицированная методика «Интегральная оценка качества жизни» (Н.П. Фетискин, В.И. Кулайкин, 2006), «Оксфордский опросник счастья» (М. Аргайл и др., 1989), шкала счастья М. Фордиса (1983), «Шкала диспозиционного эгоизма» (К. Муздыбаев, 2000), «Опросник нравственно-правовой надежности личности» (Е.Ю. Стрижов, 2011), шкала социальной желательности ответов, разработанные автором методики диагностики нравственных убеждений «Не присваивать чужое» и «Не брать взятки», авторский опросник для изучения мнения респондентов о допустимости поведения, нарушающего различные нравственные нормы.

  •   Выборка

  • Данные об особенностях субъективного качества жизни людей с разной нравственной направленностью получены на выборке 407 человек. Из них 64 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-17 лет, 148 студентов ВУЗов в возрасте 18-23 года, 113 молодых людей в возрасте 24-34 года, 82 человека зрелого возраста от 35 до 79 лет. Выборка представлена средним социальным классом людей, проживающих в Москве и ближнем Подмосковье. Старшеклассники в основном ориентированы на поступление в ВУЗ. Респонденты 17-23-летнего возраста обучаются в ВУЗах. Респонденты старше 24 лет практически все имеют высшее образование и работают, включая людей пенсионного возраста. Исследование психометрических показателей Оксфордского опросника счастья и методик диагностики убеждений осуществлялось на выборках разного объема (в основном 124 и 64 чел.). Характеристики этих выборок описаны в соответствующих разделах диссертационной работы.

  •   Основные научные результаты работы

  1. Проведен комплексный теоретический анализ прямых и косвенных, теоретических и эмпирических данных о различиях в уровне субъективного психологического благополучия людей с противоположными нравственными характеристиками. Особое внимание уделено изучению людей с положительными нравственными характеристиками в связи с тем, что эта категория людей наименее изучена.

  2. Определена степень сформированности нравственных убеждений в недопустимости присваивать чужое и брать взятки среди старшеклассников, студентов, молодых и взрослых людей.

  3. Установлены взаимосвязи между уровнем развития нравственных убеждений «Не присваивать чужое», «Не брать взятки», с одной стороны, и уровнем эгоизма, уровнем нравственно-правовой надежности личности, мнением о допустимости поведения, нарушающего различные нравственные нормы, с другой стороны.

  4. Выявлены различия между тремя группами людей с положительной, отрицательной и неярко выраженной нравственной направленностью в уровне счастья, удовлетворенности жизнью, в оценках комфортности жизни, в уровне удовлетворенности/неудовлетворенности многими аспектами жизни, в оценках экономического и нравственного состояния страны, в степени значимости не рассматриваемых ранее жизненных ценностей и аспектов жизни.

  5. Получены новые данные о различиях в уровне счастья между пятью группами людей: с неярко выраженной нравственной направленностью, с умеренно выраженной отрицательной и положительной нравственной направленностью, с ярко выраженными отрицательными и положительными нравственными качествами.

  6. Выявлен комплекс показателей субъективного качества жизни, по которым наиболее ярко отличаются две группы респондентов, характеристики которых контрастны и в области нравственности, и в уровне счастья.

  •    Выводы по главе 1 "Теоретический анализ исследований нравственной направленности личности"

    1. Нравственность можно рассматривать как характеристику субъекта, отражающую степень соответствия его мотивов и отношения к окружающему миру идеальным нравственным принципам справедливости, добра, честности, долга, милосердия и др. При этом в качестве эталонной системы морально-нравственных норм было бы более обоснованно принимать идеальные этические принципы жизни, которые выше норм общественной морали, зависящих от нравственного состояния общества.

    2. На основе анализа литературы нравственную направленность личности можно определить как устойчивую устремленность и ориентированность мыслей, мотивов, деятельности, поступков, желаний и других побудительных интенций на соблюдение или несоблюдение нравственных принципов жизни и норм. Нравственная направленность включает в себя нравственные убеждения, идеалы, ценностные ориентации, взгляды, нравственную сторону целей, мотивов, желаний, потребностей, отношения к себе, другим людям, окружающему миру.

    3. При рассмотрении направленности личности в нравственной сфере и любых других нравственных характеристик личности учеными, как правило, выделяется два полюса: эгоистический и ему противоположный – альтруистический, гуманистический, просоциальный. Поэтому линию «личное – групповое – общественное – общечеловеческое» можно считать одним из основных векторов нравственной направленности. Следовательно, уровень эгоизма или степень его отсутствия правомерно считать одним из важных показателей направленности личности в нравственной сфере.

    4. Нравственные убеждения могут быть важными показателями нравственной направленности личности по следующим причинам. Во-первых, убеждения рассматриваются учеными как одна из высших форм проявления направленности. Во-вторых, многие ученые отводят нравственным убеждениям центральное место в структуре нравственных характеристик личности и рассматривают убеждения как «ядро» нравственного сознания, «ядро» устойчивой личностной позиции, «ядро мировоззрения» и даже как основу человеческой личности. В-третьих, особенностью убеждений является их устойчивость, что важно для диагностики направленности личности, поскольку направленность – это устойчивая характеристика личности.

    5. Убеждения – это устойчивое свойство личности, представляющее собой «органическое единство», «сплав» трех основных компонентов: знание как основа принятия реше­ний (определенные идеи, принципы и их логическое обоснование), позитивное личное отношение к этим идеям, потребность поступать в соответствии со своим отношением к этим идеям и принципам.

    6. Среди рассмотренных подходов к диагностике убеждений, предложенных Г.М. Шакировой и Н.А. Менчинской, А.В. Зосимовским и Э.И. Рахмановым, Л.И. Рувинским и Т.Ф. Лысенко, В.А. Коломиец и В.Э. Чудновским, Г.Е. Залесским и другими учеными, одним из наиболее глубоко проработанных, обоснованных и применимых на практике является подход Г.Е. Залесского. Это подход был выбран в качестве основы для построения новых методик диагностики нравственных убеждений.

     

  •    Выводы по главе 2 "Анализ исследований субъективного качества жизни в зарубежной и отечественной психологии"

  1. В концепции субъективного качества жизни основное внимание уделяется исследованию субъективных оценок человеком степени его удовлетворенности различными сферами жизни и связанному с этими оценками психоэмоциональному состоянию человека. Основными составляющими субъективного качества жизни принято считать: 1) самооценку качества жизни, 2) уровень счастья, 3) уровень общей удовлетворенности жизнью, 4) баланс положительных и отрицательных эмоций, 5) уровень удовлетворенности различными аспектами жизни. Первые четыре компонента являются интегральными показателями субъективного качества жизни. Второй, третий и четвертый компоненты используются как показатели субъективного благополучия личности.
  2. Среди рассмотренных подходов к изучению субъективного качества жизни одним из наиболее универсальных, глубоко проработанных и позволяющих всесторонне оценить субъективное качество жизни является комплексный объективно-субъективный подход, разрабатываемый Г.М. Зараковским, В.И. Кулайкиным и другими сотрудниками ВНИИТЭ. Он был принят за основу в данном диссертационном исследовании.
  3. Среди множества факторов субъективного качества жизни – экономических, демографических, медицинских и психологических – ведущими являются личностные и социально-психологические факторы. Причем в основе многих социально-психологических факторов лежат индивидуальные особенности ценностно-потребностной сферы.
  4. В существующих эмпирических исследованиях были получены противоречивые данные о различиях в интегральных показателях субъективного качества жизни между людьми с разными нравственными характеристиками. Несовпадение результатов этих исследований может быть обусловлено методиками исследования, диагностирующими разные нравственно-психологические особенности личности, возрастом респондентов, а также социально-экономическими особенностями того времени, когда было проведено исследование. Проанализированные эмпирические данные не позволяют однозначно ответить на вопрос: отличаются ли, и в какую сторону, интегральные показатели субъективного качества жизни людей с разными нравственными характеристиками, живущих в современном обществе.
  5. Анализ косвенных данных позволяет заключить, что, с одной стороны, положительная нравственная направленность, обуславливая психологическое здоровье и гармоничность склада личности, может быть внутриличностным источником, поддерживающим субъективное благополучие. Однако, с другой стороны, существует множество косвенных данных о том, что внешние социальные, нравственные и экономические условия жизни оказывают более выраженное негативное влияние на субъективное благополучие людей с положительной нравственной направленностью. В результате люди с высокими нравственными качествами могут чувствовать себя менее комфортно в обществе, что может сказываться на их субъективном благополучии.                                                                                            
  •    Выводы по главе 3 "Эмпирическое исследование особенностей субъективного качества жизни людей с различной нравственной направленностью"

  1. Изучение психометрических показателей «Оксфордского опросника счастья» показало приемлемые результаты. Вместе с тем обнаружены две особенности опросника. Полученные высокие показатели ретестовой надежности для большого промежутка времени указывают на то, что эта методика позволяет оценить не текущее эмоциональное состояние респондента, а довольно стабильную во времени общую оценку субъективного психоэмоционального благополучия. Смысл утверждений опросника соответствует некоторым определениям счастья, однако в нем практически не представлены утверждения, касающиеся удовлетворенности духовными аспектами жизни. Эти особенности необходимо учитывать при интерпретации результатов психодиагностики, полученных с его помощью.
  2. Разработанные методики диагностики нравственных убеждений «Не брать взятки», «Не присваивать чужое» имеют приемлемые психометрические показатели. Эмпирически уточнено диагностическое поле методик. Первая методика направлена на диагностику сформированности убеждения в недопустимости получения должностным лицом лично или через посредника взяток в разной форме. Вторая методика направлена на диагностику убеждения в недопустимости скрытого незаконного присвоения субъектом денежных средств и иных материальных ресурсов с использованием служебного положения.
  3. Эмпирические данные, полученные на выборке из 407 респондентов, показали, что уровень развития нравственных убеждений в недопустимости присваивать чужое и брать взятки у подавляющего большинства опрошенных невысок. Людей с отрицательной нравственной направленностью примерно в два раза больше, чем людей с положительной нравственной направленностью. По мере снижения возраста растет доля респондентов с ненормативными убеждениями и в разы уменьшается доля респондентов с позитивными нравственными убеждениями, что в будущем может способствовать дальнейшему снижению нравственных норм жизни общества.
  4. Люди с разной нравственной направленностью по-разному оценивают степень значимости для себя многих ценностей и аспектов жизни. Выявлено, что для людей с положительной нравственной направленностью более значимо наличие дружелюбия между людьми, доброжелательность и ответственное отношение к другим людям, счастье других, духовные аспекты жизни, различные демократические права и свободы, в том числе создание в обществе равных возможностей для всех, возможность открыто выражать свою точку зрения, а также работа. Для людей с отрицательной нравственной направленностью более значима возможность быть материально обеспеченным человеком, заниматься своим бизнесом, иметь уважение и признание со стороны других людей, быть лидером, руководителем, комфортные бытовые условия жизни, возможность жить так, как хочется, удовольствие и отдых.
  5. Для людей с отрицательной нравственной направленностью характерны более высокие оценки материального положения своей семьи, более выраженная удовлетворенность личной, семейной жизнью и здоровьем. Они оценивают условия жизни как более благоприятные для повышения своего материального благосостояния и достижения успехов, более уверены в жизни. Им легче адаптироваться к жизни в современном социуме, их оценки комфортности жизни выше. Все это в сочетании с существенно более выраженной значимостью собственного благополучия и менее выраженной значимостью общественного благополучия обуславливает более высокие показатели счастья и удовлетворенности жизнью.
  6. У людей с положительной нравственной направленностью ниже уровень удовлетворенности личной, семейной жизнью, здоровьем. Им менее комфортно существовать в современном социуме и труднее адаптироваться к жизни в нём, они оценивают условия жизни как более трудные и менее уверены в завтрашнем дне. Они в наибольшей степени обеспокоены и не удовлетворены нравственными и социально-экономическими проблемами общества. Все это в сочетании с существенно более выраженной значимостью общественного благополучия обуславливает более низкие показатели счастья и удовлетворенности жизнью.
  7. Результаты исследования эмпирически подтверждают теоретический тезис о том, что люди с высоким уровнем нравственного развития – это полезная и важная для экономики и общества категория людей. Работа для них более важна. Причем в трудовой деятельности для них в первую очередь важно ее содержание, в том числе возможность применить свои знания и умения на пользу людям, и лишь затем социально-экономические условия труда. Более высокие этические принципы этих людей, в частности убежденность в недопустимости присваивать чужое и брать взятки, и менее выраженная заинтересованность в материальной обеспеченности может в большей степени гарантировать то, что они не будут использовать возможности своего должностного положения в корыстных целях. Кроме того, для них более важно благополучие других людей и общества. Они в большей степени склонны считать, что сейчас подходящее время для служения своей стране.
  8. Полученные данные о том, что более нравственным людям менее комфортно жить в современном социуме, труднее адаптироваться к жизни в нём, у них наиболее низкий уровень счастья, они в наибольшей степени обеспокоены социально-нравственными проблемами общества, эмпирически подтверждают настоятельную необходимость гуманизации общественных отношений, повышения культурного и нравственного уровня граждан.
  9. Результаты исследования показали целесообразность разработки мер по психологической поддержке людей с высокими нравственными качествами с целью повысить их уровень счастья, не снижая нравственный уровень. На основе проведенного исследования намечены некоторые пути повышения субъективного благополучия этой категории людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nekhorosheva_dissertation.pdf1.82 МБ
Microsoft Office document icon kandidatskaya_nehorosheva.doc2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: