Для родителей
На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.69 КБ | |
| 2.25 МБ | |
| 16.55 КБ | |
| 18.44 КБ | |
| 19.91 КБ | |
| 16.55 КБ | |
| 67 КБ | |
| 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Семья и книга».
Жизнь семьи сложна и многогранна. В процессе воспитания человека, в развитии его духовного богатства, большая роль принадлежит книге, которая дает силу для нравственного созревания человека. Особенно сильно влияние литературы на детей. Так книга становится частью большого дела – семейного воспитания. Жизнь книги в семье, как все живое, начинается с ее появления. И чем больше места будет уделено общению с книгой, тем лучше – для самого ребенка.
Книга — это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Наиболее важной причиной семейного чтения является то, что, будучи особенным способом общения родителей с детьми, этот процесс способен удерживать и сохранять взаимосвязь и отличные взаимоотношения между поколениями, которые так стремительно угасают при нашем темпе жизни. Для того чтобы ребенок полноценно развивался, ему необходимо уделять свое внимание целиком, а не в перерывах между просмотрами телепередач, разговорами по телефону или готовкой.
Именно при таком способе общения с ребенком можно вложить в него достойные моральные ценности и жизненные взгляды непринужденно и ненавязчиво, а через важные для него ценности.
Несколько советов:
1. Общение ребенка с детской литературой, художественным словом в домашней обстановке должно быть ежедневным. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.
2. Показывайте, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.
3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка.
4. Читая малышу стихи и сказки, играйте голосом, то есть старайтесь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные картины.
5. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребенку вместе (хором) рассказывать сказку или стишок по картинке. Так, повторяя строчки стихотворения или сказки, ребенок развивает свою речь, учится говорить на образцах художественного слова.
6. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не паровозик, который можно возить. Приучайте малыша аккуратно общаться с ней.
7. Если вы купили ребенку новую книжку, постарайтесь вызвать интерес к ней, вместе рассмотрите иллюстрации, прочитайте содержание, а потом напомните маленькому читателю о правилах пользования книгой.
Пожалуйста, прислушайтесь к нашим советам. Вместе мы добьемся хороших результатов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей «Безопасный Новый год»
Новый год – самый веселый, самый долгожданный праздник. Но чтобы Новогодние праздники ничем не омрачились, необходимо помнить. Нет, не только помнить, а соблюдать правила пожарной безопасности.
Елку нужно установить:
подальше от батарей отопления, чтобы она не мешала свободно ходить по комнате и не заслоняла двери, ведущие в другие комнаты.
Верхушка елки не должна упираться в потолок.
Нельзя украшать елку (настоящую или искусственную) игрушками, которые легко воспламеняются, не следует обкладывать подставку под елкой обычной ватой, украшать горящими свечками.
Кстати, при горении искусственной елки выделяются очень вредные вещества. А капелька горящего пластика, попав на кожу, оставит ожог более глубокий, чем настоящий раскаленный уголек.
Электрические гирлянды безопасны, если прошли сертификацию и во время хранения на складе магазина не были испорчены. Очень много новогодних пожаров случается из-за короткого замыкания. Если вы почувствовали запах жженой изоляции, заметили искрение или обнаружили, что проводки сильно нагреваются или плавятся, пользоваться такой гирляндой нельзя.
- Не покупайте электрогирлянды неизвестного производства, не используйте самодельные гирлянды.
- Инструкция должна быть на русском языке с перечислением всех опасных факторов.
- При выборе гирлянды старайтесь отдать предпочтение менее мощным. Чем меньше мощность лампочек, тем меньше создаваемый ими нагрев, а значит - и риск возгорания.
- Не используйте одновременно больше трех гирлянд.
- Никогда не оставляйте гирлянды включенными, если уходите из дома или ложитесь спать.
- Объясните детям, что электрогирлянды – это не игрушка: их не стоит трогать, а тем более, включать и выключать.
Чтобы предотвратить несчастный случай, необходимо строго соблюдать правила пользования пиротехническими изделиями.
Не стоит приобретать их на оптовых рынках, в подземных переходах или электропоездах.
Нельзя использовать пиротехнические изделия с поврежденным корпусом или фитилем.
Недопустимо использование пиротехнических изделий детьми!!!
Чтобы праздничные дни не были омрачены, соблюдайте правила пожарной безопасности.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Семейное чтение»
Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулку. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.
Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы развивать и позабавить его. Все детские книги несут воспитательную функцию. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам.
В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для детей служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Книги для детей - равноправные граждане огромной «сувенирной державы», как называл детскую литературу А.М.Горький.
Детская литература является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная ее черта — органическое слияние искусства с требованиями педагога.
Поэты, писатели, художники создали для малышей великолепную библиотеку веселых книг. Достаточно вспомнить такие имена, как С. Маршак, С. Михалков, В. Маяковский, К. Чуковский, Э. Успенский, Н. Носов и др. Шуточные, озорные стихи, сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым и гибкость ума, сообразительность восприятия. Детские книги помогают сформировать задушевные и гармоничные отношения между детьми.
Вопросы, которые рассматривает данная работа, важны для подрастающего поколения. Они актуальны и значимы, потому что каждый ребенок учится через художественную литературу добру, умению отличать хорошее от плохого, заботе о близких. Задачи взрослого - открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Важно как можно раньше начать формирование круга детского чтения. К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.
Формирование семейного "читательского поля" - важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый "библиотечным возрастом" ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок 4-7 лет воспринимает литературные произведения с голоса. Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.
И организация семейного чтения, и само понятие "семейное чтение" считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.
К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Дошкольник, как правило, еще не может отделить свои переживания от внешних обстоятельств, изображенных в книге. Его переживания во время слушания, его эмоциональное отношение к героям и событиям часто не соответствует изображаемому событию. Малыш не может вырваться из «плена» художественного произведения, что связано с неумением осознавать свои эмоции и управлять ими.
Общеизвестна способность детей дошкольного возраста к фантазированию, «примысливанию». При чтении книги важно, чтобы воображение не уводило ребенка от текста, а включалось в эстетическое восприятие, направляло и углубляло его. Впрочем, здесь возникают трудности: слушая, ребенок не всегда может подчинить воображение тексту. Чтобы фантазия не уводила маленького слушателя от текста, взрослому достаточно только направить ее, и тогда он без помех включится в восприятие книги.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Как организовать домашнее чтение»
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
К.И. Чуковский
Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть ребенок повторяет за вами трудные слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
• Воспитывайте бережное отношение к книге.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Памятка для родителей: «СЕМЬЯ И КНИГА»
Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.
• Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
• Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
• Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,
• умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
• Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
• Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
• Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей «Безопасный Новый год»
Новый год – самый веселый, самый долгожданный праздник. Но чтобы Новогодние праздники ничем не омрачились, необходимо помнить. Нет, не только помнить, а соблюдать правила пожарной безопасности.
Елку нужно установить:
подальше от батарей отопления, чтобы она не мешала свободно ходить по комнате и не заслоняла двери, ведущие в другие комнаты.
Верхушка елки не должна упираться в потолок.
Нельзя украшать елку (настоящую или искусственную) игрушками, которые легко воспламеняются, не следует обкладывать подставку под елкой обычной ватой, украшать горящими свечками.
Кстати, при горении искусственной елки выделяются очень вредные вещества. А капелька горящего пластика, попав на кожу, оставит ожог более глубокий, чем настоящий раскаленный уголек.
Электрические гирлянды безопасны, если прошли сертификацию и во время хранения на складе магазина не были испорчены. Очень много новогодних пожаров случается из-за короткого замыкания. Если вы почувствовали запах жженой изоляции, заметили искрение или обнаружили, что проводки сильно нагреваются или плавятся, пользоваться такой гирляндой нельзя.
- Не покупайте электрогирлянды неизвестного производства, не используйте самодельные гирлянды.
- Инструкция должна быть на русском языке с перечислением всех опасных факторов.
- При выборе гирлянды старайтесь отдать предпочтение менее мощным. Чем меньше мощность лампочек, тем меньше создаваемый ими нагрев, а значит - и риск возгорания.
- Не используйте одновременно больше трех гирлянд.
- Никогда не оставляйте гирлянды включенными, если уходите из дома или ложитесь спать.
- Объясните детям, что электрогирлянды – это не игрушка: их не стоит трогать, а тем более, включать и выключать.
Чтобы предотвратить несчастный случай, необходимо строго соблюдать правила пользования пиротехническими изделиями.
Не стоит приобретать их на оптовых рынках, в подземных переходах или электропоездах.
Нельзя использовать пиротехнические изделия с поврежденным корпусом или фитилем.
Недопустимо использование пиротехнических изделий детьми!!!
Чтобы праздничные дни не были омрачены, соблюдайте правила пожарной безопасности.
Предварительный просмотр:
Что нужно для счастья детям
Чтоб солнце на всей планете,
Чтоб мячик и плюшевый мишка,
И добрая, добрая книжка!!!
Часто можно услышать от родителей сетование на то, что ребенок не хочет читать или… даже слушать. Это и понятно. Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютеры, видео. Но, книга, по-прежнему, необходима. Она всегда здесь, всегда рядом. Книга первая открывает ребенку мир. Книга учит сопереживать, сострадать, радоваться, а задача взрослых – пробудить, воспитать и укрепить в детской душе эту драгоценную способность. Для родителей главное – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Как приучить ребенка к чтению? Каждый родитель находит свои пути к сердцу дочери или сына. Вот несколько советов из опыта родителей:
- читать ребенку вслух с раннего возраста;
- покупать книги, дарить их и получать в качестве подарка;
- оставлять печатные издания везде, где ребенок может их увидеть;
- определить интересы ребенка: что ему нравится;
- прививать любовь к чтению на собственном примере;
- разрешать малышу самому выбирать книги в магазине или библиотеке;
- играть в настольные игры, предполагающие чтение;
- не заставлять ребенка читать против его воли: приобщите его к чтению через игру;
- собирать домашнюю детскую библиотеку;
- обязательно слушать, как малыш читает, он должен чувствовать ваш интерес;
- до или после просмотра фильма (м/ф) предложить книгу, по которой он снят;
- читать друг другу по очереди;
- спрашивать мнение ребенка о книге;
- читать ребенку перед сном.
Действенными в развитии интереса малыша к книге являются следующие приемы:
читая ребенку, следует останавливаться на самом интересном или сложном для восприятия месте, задавать вопросы, которые помогают включать воображение, обращать внимание на иллюстрации. Культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. И это естественно, ведь в таких семьях ребенок часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном , радуется покупке интересной книги. Здесь существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс. Любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книг.
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребенка.
Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют "остановить мгновенье", еще и еще раз вернуться к любимому персонажу и самостоятельно вспомнить, и узнать "про что было в книжке". Так что картинка в детской книжке – это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и усвоения текста.
Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию, усвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки (Колобок, Репка, Теремок) построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется 5 раз или бесконечные вопросы и ответы "Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет" - "Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка…" и т.п. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.
Несколько позже (в 4 - 5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки – Перро, Андерсена, братьев Гримм, Заходера и пр. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком.
Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, взрослыми словами, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит, делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Во всех случаях сказки нужно читать медленно, хорошо артикулируя слова и максимально выразительно. И, конечно, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Время от времени можно возвращаться к уже прочитанному – это доставит ребенку особое удовольствие.
Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырем. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я". Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и усвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.
Совсем по-другому воспринимаются стихи. Детям обязательно нужно читать стихи, и как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма - красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно же особое удовольствие они получают от чтения стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое "Лето красное пришло, стало сухо и тепло" - это хочется повторять, под это хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи Барто, Маршака, Чуковского и конечно же сказки Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем, они сами заучиваются и не забываются потом всю жизнь). И хотя эти стихи были созданы давно, и на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Как превратить чтение в удовольствие»
Что нужно для счастья детям?
Чтоб солнце на целой планете,
Чтоб мячик и плюшевый мишка,
И добрая, добрая книжка!...»
Одна из самых важных вещей, которую должны сделать родители для развития
своих детей – начать читать и как можно раньше и чаще.
Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.
Читая, наши дети познают окружающий мир, чтение формирует у детей мышление, учит их выражать свои мысли четко и ясно. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста своих чад находили время каждый день читать им сказки, потешки, стихотворения детских писателей.
Важно, чтобы книга для чтения была выбрана по взаимному согласию, чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя вовлеченным в процесс чтения, и слушал чтение книги с удовольствием. Во время чтения, родители и дети могут начать обсуждение новых слов, ситуаций, встретившихся в книге. Так родители не только прививают навык любви к чтению, но и учат детей правильному поведению в той или иной ситуации, развивают логическое мышление, воображение, творчество детей. Главное - ребёнок будет рядом с мамой и папой, а это в наше время так необходимо малышу.
Советы: как превратить чтение в удовольствие.
- Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте традицию «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди.
- Воспользуйтесь психологическим принципом "неоконченного действия» : читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой. а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
- Читайте сами «про себя» у него на глазах. Ребёнок должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие, внушительно, чем книга.
-Предложите ребёнку попробовать самому сочинить истории в картинках.
- Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
- Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
- Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает.
Самый лучший пример - сами родители. Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Если папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном и обсуждайте книги. Читайте своим детям, читайте вместе с детьми! Причем с самого раннего возраста. И тогда проблема «не читающих детей» вас никогда не коснется.
