4.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Попов Александр Николаевич

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Депобразования и науки Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

Эмблема колледжа новая 2014

Инновационный проект

«Развитие исследовательской деятельности учащихся при изучении экологии»

Преподаватель: Попов А.Н.

г.Мегион, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность проекта

2. Цель и задачи проекта

Предмет исследования

Объект исследования

3. Этапы реализации проекта на период 2020-2021 г.г

4. Бюджет проекта

5. Ожидаемые результаты

6. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Я считаю, что данная тема актуальна. Меня, как учителя физики, волнует нынешнее отношение к предмету, пугает снижение заинтересованности и снижение уровня знаний. Но в тоже время я вижу, что сейчас есть возможность дать детям нужные знания, есть творческие ученики. И если правильно организовать обучение физики в школе, можно заинтересовать учеников и помочь им познать окружающий мир. Одним из способов решения данной проблемы, по моему мнению, является обучение предмету с использованием исследовательского и проектного методов и инновационных средств обучения.

Одной из составных частей профессиональной подготовки учителя физики является умение грамотно организовать исследовательскую и проектную работы со школьниками, привлечь их к изучению родного края с целью развития физического мышления, воспитания осознанного и грамотного отношения к окружающей среде.

Исследовательская деятельность обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с выявлением влияния исследовательской и проектной деятельности на формирование творческой активности обучающихся и повышение качества обучения по физике.

Цель проекта: создать условия для развития обучающихся методами и приемами проектно-исследовательской деятельности, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления обучающихся и повышающих качества обучения.

Задачи проекта:

1. Изучение образовательного запроса школьников с целью определения приоритетных направлений исследовательской и проектной деятельности;

#1056;азработка системы исследовательской и проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы,

3. Выявление детей особо склонных к научно-исследовательской и творческой работе;

4. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

#1057;оздание системы критериев оценки исследовательских и проектных работ, награждения победителей;

6. Создание условий для реализации проекта, разработка проектных, методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы проекта;

7. Эффективное внедрение ФГОС ООО в учебно-воспитательный процесс по физике;

Учащихся к исследовательской и проектной деятельности привлекает любознательность, увлеченность, престижность. Задача учителя – обеспечить успех исследовательской и проектной работ.

В основу исследования положена гипотеза: если развить исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, это позволит успешно активизировать познавательную, творческую, поисковую деятельность учащихся и повысить качество обучения.

Предмет исследования: исследовательская и проектная деятельность обучающихся и повышение качества знаний и учебной мотивации по физике.

Исследовательская деятельность учащихся.

Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе по физике посвящены многие труды по методике преподавания физики.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Принципы проектно-исследовательской деятельности.

Для того чтобы педагог мог успешно управлять проектно-исследовательской деятельностью учащихся, он должен хорошо представлять себе принципы организации данного процесса. Исследовательская деятельность учащихся может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах: доступности, естественности, осмысленности, культуросообразности, самодеятельности.

Одним из главных принципов проектно-исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность.

Основные требования к использованию исследовательской деятельности обучения:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей, исследовательского поиска для ее решения);
  • Практическая значимость предполагаемых результатов;
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • Использование исследовательских методов:

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- анализ и объяснение полученных результатов;

- оформление конечных результатов.

Продукт реализации этой программы – творческие, исследовательские работы учащихся, выполненные в рамках общеобразовательных предметов.

Я считаю, что завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на районных, городских, всероссийских конференциях.

Методика работы над исследовательским проектом

Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования. 1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи.

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования.

После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования по физике сложны тем, что необходимо получить экспериментальные данные обычно на большой выборке и с большим числом повторений.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов.

Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

Ожидаемые результаты:

- приобретение учащимися функционального навыка исследования и создания проектов;

- обеспечение активной учебной работы школьников через формирование ключевых компетенций;

- повышение качества знаний учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся;

- использование индивидуализации и активных методов обучения;

- развитие навыков и получение результатов проектной деятельности учащихся по биологии во внеклассной деятельности.

Современная школа живёт и развивается в изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости учеников и таком же интересе к предмету. Как повысить учебную мотивацию к своему предмету?

Одним из методов повышения интереса к учебным предметам, и как следствие повышение качества образования является вовлечённость учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски и отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед школой.

И исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, умению планировать, формирует стремление - двигаться к намеченной цели.

Повышение качества знаний обучающихся в результате исследовательской и проектной деятельности возможно при соблюдении следующих условий:

#1087;роектно-исследовательская деятельность должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

#1080;сследовательская и проектная деятельность должна строиться на добровольной основе; учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

#1079;анятость исследовательской и проектной деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения времени учащегося.

Обоснование актуальности разработки основной проблемы.

#1054;бъединение и взаимовлияние учебной и исследовательской, проектной деятельности учащихся, полученные при выполнении проектно-исследовательских и творческих работ, используются на уроках биологии и содействуют повышению успеваемости и качеству знаний учащихся.

2. Создание научного общества учащихся. Ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на неё свободное время.

3 Исследовательская и проектная деятельность учащихся предполагает глубокое систематизированное знание по биологии.

Таким образом, проект по развитию исследовательской и проектной деятельности на современном этапе развития школы совершенствует качество образования, способствует развитию методов и приемов проектно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии, развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Происходит развитие критического и творческого мышления, умение увидеть проблему, поставить цель, найти методы и средства решения, достичь результата.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • компьютерный класс – 1 класс,
  • мобильный компьютерный класс на базе компьютеров МАС – 30 шт.
  • специализированный учебный кабинет, лаборатория
  • специализированные помещения – библиотека, методический кабинет.

Информационное сопровождение проекта

  • наличие Интернета,
  • сайт школы,
  • наличие библиотеки, компьютерных программ по информатике.
  • обеспеченность научно-методической литературой.


Содержание проекта

Инновационный проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по экологии» создан на основе теоретических знаний и практического опыта работы с обучающимися 1 курсов.

Проект долгосрочный, занимает 2020-2021 учебный год.

В проекте отражены четыре основных этапа работы.

Сроки, этапы и мероприятия по реализации проекта

1. Подготовительный этап - Сентябрь-декабрь 2020г.

Цель: создание предпосылок исследовательской и проектной деятельности обучающихся по физике и их апробация на уровне ОУ.

  1. Создание и реализация плана исследовательской и проектной работы.
  2. Систематизация существующего опыта исследовательской и проектной работы.
  3. Анализ материально-технических условий для работы с детьми, способными к исследовательской и проектной деятельности.
  4. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности.
  5. Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся (анкетирование учеников и родителей, проведение диагностических работ на уроках, индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих интерес к изучению физики).
  6. Составление списка учеников, способных к исследовательской и проектной работе по различным учебным предметам.
  7. Определение тем исследования и проектов по физике.
  8. Создание научного общества учащихся.
  9. Составление графика проведения предметной недели, научно-практических конференций в текущем учебном году.
  10. Определение формы и места представления проектов и результатов исследований.

2. Творческий этап - январь - май 2021г.

Цель: формирование проектно-исследовательской среды среди обучающихся при изучении, экологии, химии, биологии межпредметная интеграция исследовательской и проектной деятельности.

1. Анализ работы за 1 полугодие текущего учебного года.

2. Индивидуальная и дифференцированная работа с одарёнными и способными учащимися.

3. Проведение интеллектуальной игры для членов научного общества учащихся.

4. Выявление и развитие у вновь прибывших учеников способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности.

5. Отработка тем программного материала по экологии (1 курс), при изучении которых можно вовлечь большее количество учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

6. Составление презентаций по результатам исследований, отработка навыков оформления проектов.

7. Научно-практическая конференция исследовательских проектов, творческих работ в колледже.

8. Организация и проведение отчётной работы среди учащихся о промежуточных итогах исследовательской и проектной работы по экологии.

#1055;редставление опыта исследовательской и проектной работы по биологии в системе образования Советского муниципального района.

#1040;нкетирование, собеседование с детьми, участвующими в научно – исследовательской и проектной работе с целью выявления проблем и перспектив обучения этим технологиям.

11. Мониторинг влияния исследовательской и проектной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся.

3. Развивающий этап - Сентябрь-декабрь 2020г.

Цель: переход системы исследовательской и проектной деятельности учащихся в режим функционирования.

  1. Анализ работы за прошедший учебный год.
  2. Выявление и развитие у вновь прибывших учеников способностей и интереса к исследовательской и проектной деятельности
  3. Определение тем исследования и проектов по экологии.
  4. Участие в научно-практических конференциях естественно - научного направления.
  5. Мониторинг влияния исследовательской и проектной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся.
  6. Расширение спектра участия в научно-практических конкурсах и конференциях различного уровня, где учащиеся могут выступить со своими работами.
  7. Вовлечение в научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся.

4. Аналитический этап – январь-май 2021г.

  1. Обобщение и систематизация результатов Проекта.
  2. Развитие и обобщение опыта, публикация методических разработок, статей, участие в семинарах, конкурсах.
  3. Выявление проблем
  4. Мониторинг влияния проектно-исследовательской деятельности на результативность работы учителя, учащихся (аттестация педагогических работников, результаты ЕГЭ, качество обучения)

Таким образом, в результате проведённой в течение учебного года систематической работы, включающей комплекс мероприятий, направленных на развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии, повысилось качество обучения по физике.

Результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся по физике:

- 3 место в XVI НПК «Мир науки», 2021 год; Грамота за содержательный исследовательский проект, представленный на XIII открытого форума школьников «Зилант», 2022 год; Диплом 2 степени на Городской НПК им. Хади Атласи «Культурно-нравственные и исторические ценности народов Татарстана», 2021 год; 2 место в XVIII НПК «Мир науки», 2021; Диплом 1 степени на Республиканской НПК им. Хади Атласи «Культурно-нравственные и исторические ценности народов Татарстана», 2021 год; Диплом 3 степени в городском XVIII НПК «Ломоносовские чтения» , 2021 год; призёр 1-ой научно- практической городской конференции школьников «Мир науки» , 2021 год; 1 место в XIX НПК «Мир науки», 2021 год; Диплом 3 степени на Республиканской НПК «Глобализация - реальность современного мира», 2022 год.

Вывод: созданная система работы по развитию исследовательской деятельности обучающихся по экологии доказала свою эффективность. Уверена, что применяя в свой педагогической деятельности данную систему можно значительно повысить мотивацию учащихся к изучению предмета физика, а значит поднять качество образования .

Выводы:

1. Исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

3. Исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Создавая условия для полного проявления самостоятельности учащихся, наблюдались изменения в них самих. Ребята становились способными к изменению обстоятельств своей деятельности, изменению себя, своего субъективного пространства саморазвития. Собственные наблюдения за учащимися позволяют сделать вывод о том, что исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления ребенка. Учащиеся, включенные в исследовательскую деятельность, внимательнее слушают, наблюдают, отвечают на вопросы и формулируют их, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, четче составляют план ответа, конспект, реферат, рациональнее располагают свои записи в тетрадях, культурнее и общительнее с окружающими.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной целью разработанной модели, представленной в данном проекте, является развитие свободной, организованной, культурной, личности, готовой к свободному самоопределению и дальнейшему самосовершенствованию.

Образование сегодня-главный капитал, которым располагает человек на рынке труда. Поэтому сегодня, как никогда раньше, оно является основой развития личности, гарантией социальной мобильности и устойчивости выпускника школы.

Реализация данного проекта позволит на конкретных примерах своей исследовательской деятельности:

1. Активизировать интерес к знаниям;

2. Развить представления о межпредметных связях;

3. Создать установку на престижность знаний;

4. Развить коммуникативную направленность;

5. Развить научное мышление;

6. Развить творческий подход к собственной исследовательской деятельности.

Реализация данного проекта позволит значительно повысить качество как образования, так и воспитания.

«Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его привычкой метода научного знания, научит его ставить научно вопросы и направлять на путь, ведущий к их решению». (Гессен).


Список использованной литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Наука, 2007
  2. Волкова Л.А. Учебное исследование в школе: виды, алгоритмы, принципы \Л.А. Волкова\\ Школьные технологии.- #8470;#1057;.94-96
  3. Гилаева Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования / Е.А.Галиев, Ю.С.Егоров // Школа. – М.: «Школа». – 2021. -№2. – С.69-74.
  4. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: Форум: Инфра – М, 2020. \Пофессиональное образование\.
  5. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении \В.В. Гузеева \\Народное образование.- #8470;#1057;.192-196
  6. Гузеева В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы \ В.В. Гузеева \\Школьные технологии.- #8470;#1057;.49-52
  7. Жильцова О.А. Возможности организации проектно- исследовательской деятельности учащихся в средней школе /О.А. Жильцова \\Школьные технологии.- #8470;#1057;.100-103



Предварительный просмотр:

Депобразования и науки Югры

бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

Рассмотрено на заседании ЦМК

Естественнонаучных дисциплин

Протокол № от

ОДОБРЕНО

Методическим советом

БУ «Мегионский политехнический колледж»

Протокол № от

ПРОЕКТ

«Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках биологии»

Автор проекта: Попов .А. Н. преподователь биологии.

БУ «Мегионский политехнический колледж»

Мегион, 2022

Содержание

Актуальность программы 3

Цель программы 4

Задачи программы 4

Методы исследования 4

Объект исследования 5

Предмет исследования 5

Гипотеза 5

Методологические и теоретические основы исследования 6

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии 23

Список литературы 23

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества, что позволяет говорить об актуальности проекта.

Ожидаемые результаты

Внедрение информационных технологий при изучении биологии позволит:

  1. Повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся.
  2. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся ходе учебного процесса.
  3. Использовать средства ИКТ, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  4. Изучать явления и процессы в макро – и микромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.
  5. Конкретным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления.
  6. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Цель проекта: повысить качество преподавания предмета через использование ИКТ на уроках биологии, обеспечивая оптимальное формирование и развитие личности школьника.

Задачи:

  1. Изучить возможности ИКТ в формировании познавательного интереса школьников;
  2. Выявить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения качественного образования по биологии;

Методы исследования:

  • изучение и теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;

  • изучение передового педагогического опыта по проблеме;
  • изучение и обобщение собственного практического опыта по теме исследования;

Объект исследования– уроки биологии на 1 курсе СПО,НПО.

Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии как средство повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, средство обеспечения качественного образования и развития личности обучающихся.

Гипотеза:

Введение информационно-коммуникационных технологий при изучении биологии позволит:

  1. рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроках биологии;
  2. обеспечить создание оптимальной развивающей среды для обучающихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребенка;
  3. повысить учебно-познавательную мотивацию обучающихся;
  4. обеспечить качественное образование обучающихся по биологии.

База исследования: обучающихся 1-2курса мегионского политехнического колледжа гМегион.

Методологические и теоретические основы исследования

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
  • образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио-объекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео-объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
  • раскрытия творческого потенциала обучающихся;
  • освоения школьниками современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

  • при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
  • для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
  • для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы обучающихся.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

  • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
  • при фронтальной либо групповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании биологии значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность школьников в глубоком изучении программного материала.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

  • аудирование;
  • говорение;
  • чтение;
  • письмо.

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

  • речевых поступков;
  • речевой ситуации.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность обучающихся):

  • обучающийся спрашивает;
  • подтверждает мысль;
  • побуждает к действию;
  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача;
  • новый собеседник;
  • новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;
  • потребность использования речи;
  • формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

  • учебная;
  • игровая;
  • трудовая.

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
  • мотивируется общение;
  • презентуется (преподносится) речевой материал;
  • приобретаются речевые навыки;
  • развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

  • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
  • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

  • приносить детям радость;
  • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ биологии. Биология расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма. Изучение биологии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям.

Одна из задач школьной биологии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Сегодня одним из направлений модернизации системы биологического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Информационно-коммуникационные технологии – важнейшее средство для активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют развитию личности обучающихся и обеспечивают качественное образование.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности обучающихся, я поставил перед собой задачу решения проблемы активизации познавательной деятельности на уроках биологии и повышение мотивации учеников через использование ИКТ. Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Анализ исследований ученых-педагогов (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.), а также результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что более чем у половины моих обучающихся, подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с биологическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения биологических знаний, помогают распознать в каждом обучающихся его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убежден, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках биологии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.Одним из этапов моей работы явилось создание информационного ресурса кабинета биологии. ИКТ всегда были неотъемлемой частью моего педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационных технологий” приобрел новое значение и звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной деятельности, явилось катализатором тех тенденций, которые показали информационную суть процесса обучения. Возможность активного использования компьютерных технологий появляется все больше и больше с каждым годом. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов. Сейчас в кабинете биологии собран уже достаточно богатый информационный ресурс, который собрали обучаемые самостоятельно и оформили в виде презентаций.Эти работы успешно используются на различных этапах урока биологии с помощью мультимедиапроектора в кабинете биологии, когда нет возможности вести урок в компьютерном классе. В кабинете уже собрана значительная коллекция таких материалов на компакт-дисках, как для урочной работы, так и для внеклассной.

При планировании учебной деятельности с использованием ИКТ на уроках биологии учитываются мною следующие аспекты:

  • определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока;
  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Учебная деятельность потребовала определить основные типы уроков, формы и методические приемы работы с использованием ИКТ.

Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. При объяснении нового материала используется презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.

Урок закрепления знаний. Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

Урок комплексного применения знаний. Это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых.

Урок обобщения и систематизации знаний. Это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это тестирование, контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам. Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а имеет возможность использовать это время для творческой работы.

Проблему качества обучения помогают решить мне информационные технологии, относящиеся к интерактивной методике.

На уроке для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, видео-экскурсии, динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью проектора. При объяснении нового материала на уроке комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала часто предлагаю учащимся работу с текстом электронного учебника, практикумы, интерактивные тесты.

В своей педагогической деятельности уже три года использую электронные учебники по биологии для 10-11 классов, которые имеются в кабинете биологии. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

Мультимедийные учебники для 10-11 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса биологическими таблицами, то с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным использовать таблицы, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.

Мною разработаны и применяются на практике уроки с использованием электронных учебников темам: “Химическая организация клетки ”, “Строение и функции клеток”,“Метаболизм ”.

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, т. к. появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Работая с приложением Excel, обучающиеся на уроке сравнивают, делают выводы, умозаключения, составляют проекты.

Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса биологической науки.

Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

Создание презентации с помощью компьютерной программы MicrosoftPowerPoint по теме “Антропогенез” позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем виде блочных уроков. Презентация, созданная с помощью данной программы, при необходимости может меняться, дополняться или переделываться. Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию. Приведу пример использования программы PowerPoint при изучении темы «Размножение». В ходе урока ученики должны получить представления о формах размножения живых организмов в природе, уметь охарактеризовать каждую форму размножения и привести пример. Программа позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных, это дает возможность расширить информационное поле у учащихся, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их.

Творческая работа на уроках биологии занимает особое место. Каждому культурному и образованному человеку важны биологические знания, особенно знания о самом себе, живых объектах которые нас окружают. В настоящее время наряду с выполнением программных работ по биологии в практике преподавания я стал использовать творческие работы учащихся. Эти работы все чаще обучаемые выполняют в электронном виде. С помощью компьютерных технологий обучаемые выполнили на1 курсе творчески работы по темам: “Описание одного из редких видов животных РФ, места его обитания, современные проблемы”, “Мое биологическое открытие”.и др. Исследовательские работы позволяют мне развивать устойчивый интерес к биологии для создания ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора профессии.

Часто жалуются, что биология из тех предметов, где нужно много запомнить. И здесь учитель должен не столько «грузить» сведениями, сколько подарить знакомство с объектами живой природы. И тут на помощь приходит компьютер, в котором у меня есть различные задачи для всех классов. Например, «Угадай правильное решение», где задача обучающихся не просто найти верный ответ, который не принесёт баллов; баллы выставляются только за мотивированное отвержение неверных вариантов. Использую задачи: «Покажи, где это находится?», «Что это за объект на таблице?» или «Определи строение (системы органов, органа) по описанию». Задачи не предполагают испытание памяти, они учат сравнивать, выбирать, устанавливать соотношения. Так вырастет самостоятельным, мыслящим человеком.

Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков. Тесты я составляю сам или использую готовые.

Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с обучающихся:

а) в учебном процессе;

б) во внеурочное время.

Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения биологии и актуален при изучении объектов живой природы родного края. Этапами исследовательской деятельности является:

  • Знакомство со статистическими данными.
  • Обсуждение социальных проблем.
  • Социологический опрос населения по данной проблеме.
  • Обработка полученных результатов и их анализ.
  • Построение графиков в программе Excel.
  • Составление компьютерной презентации.
  • Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.

Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:

  • междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
  • оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
  • технологичность – поскольку в колледже имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;
  • завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.

Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у обучающихся:

Компетенция

Характеристика

Учебно-познавательная компетенция

Осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.

Общеучебная компетенция

Получает новый толчок за счет использования учащимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность.

Информационная компетенция.

Напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями.

Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Социально-политическая компетенция или готовность к решению
проблем.

В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологической готовности принимать их и брать на себя ответственность за них. Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта.

Общекультурная компетенция

Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом
деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Социально-трудовая компетенция

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

При внедрении ИКТ на уроках я столкнулся со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:

Варианты работы с ИКТ

Возможные трудности

Способы решения проблемы

Поиск информации

Обучающихся часто теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.Не обрабатывают и не оформляют полученный текст.

Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде

Составление графиков и диаграмм

Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях программы OfficeExcel

Наглядно показывать способы работы с программой OfficeExcel

Составление презентаций и другого наглядного материала

Иногда презентации бывают «перегружены» текстом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ

Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы

Выступления учащихся с использованием ИКТ

Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией вместо того, чтобы сделать презентацию ярким дополнением выступления

Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.

Использование тренажеров и электронных тестов

___________________

Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием

Используя ИКТ на уроках биологии в течение шести лет, я получил подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие биологических объектов, процессов и явлений, способствуют формированию в памяти обучающихся соответствующих биологических представлений и развитию мышления на всех уровнях: наглядно-действенном, чувственно-образном и интеллектуально-логическом.

В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания биологии, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.

Использование ИКТ на уроках биологии, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  • индивидуализировать учебный процесс.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению биологии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению биологии, участвуют в конкурсах и конфиренциях и показывают хорошие результаты.

Эффективность использования ИКТ на уроках биологии, обеспечивающей оптимальную развивающую среду для обучающихся и качественное образование по биологии, способствующей активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности, подтверждается результатами диагностики. При внедрении в учебный процесс на уроках биологии ИКТ проводился ряд диагностических мероприятий с целью изучения эффективности использования данной технологии. Определялся уровень повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности, анализировался уровень успеваемости, обученности, качества знаний.

Вывод: По результатам диагностики уровня сформированности мотивации учения наблюдается рост интереса к учению, учебных мотивов.Благодаря введению на уроках биологии ИКТ, наблюдается положительная динамика мотивов учения и уровень сформированности мотивации учения.

По результатам диагностики качества знаний учащихся (итоговая диагностика) наблюдается стабильность динамики успеваемости и в целом положительная динамика уровня обученности и уровня качества знаний учащихся по биологии. Благодаря введению на уроках биологии ИКТ у обучающихся уровень успеваемости (100%), обученности (75%), качества знаний (80%) по биологии является достаточной для образования.

Таким образом, положительная динамика мотивов учения и уровень сформированности мотивации учения у учащихся колледжа, положительная динамика качества знаний, успеваемости, уровня обученности на уроках биологии по результатам итоговой аттестации позволяет сделать вывод о достаточной эффективности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии.

Список литературы:

  1. Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. - Саратов.: Из-во СГУ, 2021
  2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2021
  3. Максимова В.Н.Межпредметные связи в процессе обучения.М.,ИПП,20 2021
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., Дрофа, 20 2021
  5. Практические задания и методические рекомендации по использованию информационных технологии.М.,ХК ИППК ПК,20 2021
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,Народное образование,20 2021.
  7. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? М.,Педагогика, №11,


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: