Социально-патриотический проект "Трамвай победы"

Елена Валентиновна Цыдендамбаева

В течение 9 лет мы с моими коллегами реализуем социально-патриотический проект "Трамвай Победы". " Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы. "Ю. Воронов Сейчас, когда появилось много противоречивой информации, фальсифицирующей события Великой Отечественной войны, где всячески умаляется героическая роль советского народа в победе над фашизмом, проблема патриотического воспитания является наиболее важной. Память о прошлом – основа воспитания духовно-нравственных членов нашего общества. Только памятью мы можем сказать спасибо всем, кто ковал для нас великую Победу. Об этом же говорил в одном из своих выступлений В.В. Путин, со словами которого нельзя не согласиться: "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе». Забыть прошлое – равносильно предательству. Слова «Никто не забыт, ничто не забыто» должны быть в сердце каждого. Только в этом случае человек будет оставаться человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tramvay_pobedy.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-патриотический проект "Трамвай Победы"

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Улан-Удэ» Социально – патриотический проект "Трамвай Победы" Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Авторы проекта: Жаргалова Л. С., учитель иностранного языка; Жигжитова Л. Д., учитель бурятского языка; Цыдендамбаева Е. В. – учитель русского языка и литературы." Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы. "Ю. Воронов Сейчас, когда появилось много противоречивой информации, фальсифицирующей события Великой Отечественной войны, где всячески умаляется героическая роль советского народа в победе над фашизмом, проблема патриотического воспитания является наиболее важной. Память о прошлом – основа воспитания духовно-нравственных членов нашего общества. Только памятью мы можем сказать спасибо всем, кто ковал для нас великую Победу. Об этом же говорил в одном из своих выступлений В.В. Путин, со словами которого нельзя не согласиться: "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе». Забыть прошлое – равносильно предательству. Слова «Никто не забыт, ничто не забыто» должны быть в сердце каждого. Только в этом случае человек будет оставаться человеком.

Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте.

Много времени прошло с памятной даты – 9 мая 1945 года. Время неумолимо идет вперед. С каждым годом все меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания о них мы должны сохранить в нашей памяти. Сегодняшние дети обязательно должны знать о подвиге своих дедов, прадедов, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям.

Наша школа является архитектурным памятником, в годы Великой Отечественной войны в здании располагался эвакогоспиталь № 940. Поэтому для учителей и учащихся особенно важно знать и помнить историю школы, активизировать сбор материалов, связанных с ее деятельностью в военные годы, отображающих героический труд медицинского персонала, проводившего напряженную, самоотверженную борьбу за спасение жизни, восстановление здоровья и боеспособности раненых, активнее выявлять людей, работавших и лечившихся в эвакогоспитале.

История нашей школы не похожа на другие и поэтому, реализуя данный проект, мы хотели рассказать о ней всем жителям нашего родного города, и молодым и пожилым. Есть много способов распространения информации: через СМИ, телевидение, радио, интернет. Но живое непосредственное общение ничто не заменит. Мы решили, что трамвай - это лучший способ общения, где можно получить обратную связь с горожанами, так как это - самый доступный вид транспорта для всех категорий населения. В нем горожане могли доехать до нужной остановки, послушав при этом стихи и песни о войне в исполнении учителей и учащихся нашей школы, поучаствовать в познавательной викторине, посвященной 70-летию Победы. Кто-то случайно стал пассажиром необычного трамвая, а кто-то специально сел в него, услышав мелодии военных лет. Ты едешь, слушаешь или читаешь стихи, поешь песни, общаешься с разными людьми – что может быть познавательнее, интереснее?

Трамвайное депо нашего города, куда мы обратились со своей инициативой, поддержало и одобрило её, и выступило с предложением собрать и донести до пассажиров информацию о ветеранах войны и тружениках тыла Улан-Удэнского МУП «Трамвайное депо».

Социально-патриотический проект «Трамвай Победы» направлен на формирование гражданской позиции наших учащихся через приобщение к духовно-нравственным и патриотическим традициям, на воспитание чувства гордости за свою Родину и бережного отношения к историческому прошлому страны, родного края.

Цель проекта:

реализация государственной политики в области патриотического воспитания молодежи.

- воспитание познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же

А. Т. Твардовский

Социально – патриотический проект

«Трамвай Победы»

Возраст участников: 7-18лет

Срок реализации - ежегодно

Паспорт проекта

1.

Общая информация о представляемом проекте

Проект разработан и реализуется на базе МАОУ СОШ № 20 г. Улан - Удэ

2.

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Улан- Удэ

3.

Адрес, место реализации проекта

670024, г. Улан- Удэ, ул. Геологическая,9

4.

Фамилия, имя, отчество, должность, место работы руководителей проекта

Жаргалова Людмила Сандыковна, учитель английского языка;

Жигжитова Людмила Дамбаевна, учитель бурятского языка;

Цыдендамбаева Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 20

5.

Участники проекта

Учителя, учащиеся, родители

6.

Телефон, факс, e-mail для связи с руководителем проекта

Тел.– 8 924 393 7396

Электронный адрес: gsand@rambler.ru

Тел.– 8 924 354 2826

Электронный адрес: zhigluda@BK.ru

Тел.– 8 914 988 2262

Электронный адрес: lenafilolog@mail.ru

7.

Адрес сайта в Интернете, где представлена информация о проекте

Lyusan.ru

8.

Цели и задачи проекта

Цель: проектирование и организация необходимых условий, содействующих развитию духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределения в обществе через воспитание чувства патриотизма, гражданственности, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Задачи:

Формирование позитивного отношения учащихся к окружающему миру, потребности и готовности проявлять сострадание и уметь радоваться;

воспитание чувства гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

развитие способности к творчеству;

углубление знаний учащихся об истории школы, города;

формирование навыков исследовательской деятельности через сбор материалов для школьного музея;

обеспечение сотрудничества (социальное партнёрство) учащихся, педагогов школы с родителями, общественностью.

9.

Этапы деятельности по проекту

Основной этап:

Сентябрь 2014г. - май 2015г.

Заключительный этап:

май 2015 г.

10.

Формы работы

· сбор и обработка информации о школе № 20 в годы ВОВ;

· сбор и обработка информации об учителях- фронтовиках школы № 20;

· сбор и обработка информации о тружениках тыла и участниках ВОВ трамвайного депо г. Улан -Удэ;

· конкурс открыток ко Дню Победы;

· конкурс книжек- малышек о школе в годы войны;

· конкурс сочинений «Письмо герою»;

· конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы;

· конкурс песен военных лет;

· военизированная игра «Навстречу Победе!»;

· оформление фотовыставки «Трамвай Победы»;

· концерт, посвященный Дню защитников Отечества;

· выступление творческой группы в «Трамвае Победы».

11.

Полученные результаты (количественные и качественные показатели реализации проекта) и социальные эффекты

социальный эффект проекта:

расширение и укрепление социальных связей школы,

укрепление имиджа ОО.

Краткосрочные результаты:

сбор материалов о школе в годы войны, об участниках ВОВ, тружениках тыла, работавших в школе № 20 и трамвайном депо г. Улан-Удэ.

Долгосрочные результаты:

· повышение уровня знаний обучающихся об истории родного края;

· появление у участников проекта навыков исследовательской работы;

· пополнение краеведческого материала в музее школы;

· формирование активной гражданской позиции обучающихся через добровольческую деятельность, вовлечение в реализацию акции «Трамвай Победы»;

· формирование личностных качеств у обучающихся: патриотизма, гражданственности, коллективизма; воспитание бережного, внимательного отношения к историческому прошлому страны, родного края, гордости за ветеранов военных действий, за дедов и прадедов;

· организация внеурочной занятости учащихся;

· профилактика правонарушений.

Количественные показатели:

- увеличение количества сотрудников школы, учащихся и их родителей, жителей города, вовлечённых в краеведческую деятельность по изучению истории школы, трамвайного депо г. Улан-Удэ;

- увеличение количества учащихся, учителей, родителей, жителей города, принимающих участие в организации и проведении патриотических мероприятий;

Качественные показателями проекта:

- пополнение музейного материала,

- повышение социальной активности у школьников

12.

Перспектива развития проекта:

По завершению проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде школы.

13.

Организации, поддерживающие представленный проект

Трамвайное депо г. Улан-Удэ;

МАОУ СОШ № 20 г. Улан-Удэ.

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Прим.

Основной этап: Сентябрь 2014-май 2015 гг.

1.

Создание инициативной группы.

сентябрь

Руководители проекта:

Жаргалова Л. С., Жигжитова Л. Д., Цыдендамбаева Е. В.

2.

· сбор и обработка информации о школе № 20 в годы ВОВ;

· сбор и обработка информации об учителях- фронтовиках школы № 20;

· сбор и обработка информации о тружениках тыла и участниках ВОВ трамвайного депо г. Улан –Удэ

Ноябрь - апрель

Инициативная группа, учитель истории Акулова О. П.

для пополнения школьного музея и оформления экспозиции

3.

Организация и проведение конкурса чтецов

февраль

Жигжитова Л. Д., учитель бурятского языка, Цыдендамбаева Е.В., учитель русского языка и литературы.

4.

Организация и проведение конкурса песен военных лет

февраль

Хаглышева Е. И., учитель музыки

5.

Организация и проведение конкурса сочинений «Письмо герою»

март

Цыдендамбаева Е. В., учитель русского языка и литературы

Конкурс дает возможность ребятам написать письмо своему герою, судьба которого показалась наиболее яркой, героической и запоминающейся, обдумать слова благодарности и уважения к своему адресату.

6.

Организация и проведение конкурса книжек – малышек, рассказывающих об истории школы в годы войны.

апрель

Инициативная группа, Жаргалова Л. С., учитель английского языка;Цыдендамбаева Е.В., учитешь русского языка и литературы.

.

7.

Конкурс открыток ко Дню победы

май

Инициативная группа, учитель ИЗО Раднаева Г. М.

8.

Военизированная игра – месячник «Навстречу Победе!»;

05.04-05.05.15

Инициативная группа, Жаргалова Л. С., учитель английского языка, учитель ОБЖ Ванданов Г. Л.

Результаты участия всех классов в различных конкурсах отражались в «Карте боевых действий»

9.

Оформление выставки «Трамвай Победы»;

май

Инициативная группа, учитель ИЗО Раднаева Г. М.

10.

Концерт, посвященный Дню защитников Отечества;

23.02

Инициативная группа, учитель музыки Хаглышева Е. И., хореограф Агафонова Т. М.

11.

Выступление творческой группы в «Трамвае Победы».

09.05.

Инициативная группа, авторы проекта

Заключительный этап: май 2015 г.

1.

Подведение итогов реализации проекта.

май

Инициативная группа

2.

Освещение хода проекта в СМИ.

В ходе проекта

Участники проекта

3.

Фотоотчет

май

Инициативная группа

Данный проект был успешно реализован и в 2016-2019 г. В будущем планируется:

1. сбор информации о:

- медперсонале эвакогоспиталя № 940;

- поиск сведений о бойцах, прошедших лечение в стенах госпиталя;

2. Выход на администрацию города с целью организации социального (бесплатного) трамвая во время проведения акции

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Эвакогоспитали в городе Улан-Удэ о время ВОВ

Эвакогоспитали Улан-Удэ – это целая страница в истории Великой Отечественной, во многом еще не изученная и, к сожалению, позабытая. Под эвакогоспитали отдавали лучшие здания города, которые сохранились и до наших дней.

Это школы № 1 (эвакогоспиталь № 945), № 2 (эвакогоспиталь № 942), № 3 (эг. 946), № 4 (эг. 939), № 20 (эг. 940), № 29 (эг. 945). № 42 (эг. 943), межшкольный учебно- производственный комбинат Советского района (эг. 1487), корпуса Бурятского государственного университета (по ул. Сухэ-Батора, 6 - эг. 942 и Октябрьская, 20 – эг. 938, гостиница «Байкал» (эг. 946), республиканская клиническая гинекологическая больница на пр. Победы (эг. 1486), детская школа искусств № 1 им. Л. Л. Линховоина (эг. 1485), межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия (эг. 1435).

За годы войны в госпиталях Бурятии было пролечено более 30 тысяч раненых и больных, проведено более 16 тысяч операций.

Вернулся в строй каждый третий поступивший на лечение солдат. Каждому второму была восстановлена трудоспособность. В мастерских и других хозяйствах при госпиталях бойцов обучали сапожному, портняжному, столярному делу, тут же обучали грамоте неграмотных.

Все меньше тех, кто мог бы рассказать, в каких комнатах находились операционная, перевязочная, процедурные кабинеты, где были палаты и кухня. Ведь по сути стены этих госпиталей, разбросанных по всему Улан-Удэ, - единственное на сегодня живое свидетельство той войны для республики, которая не знала разрывов бомб. Люди уходят, а стены помнят все – кровь, стоны, рассказы фронтовиков.

Эвакогоспитали сыграли огромную роль в спасении жизни, восстановления здоровья раненых солдат и офицеров.

В целях увековечивания трудового подвига медиков республики в годы войны здания, где размещались лечебные корпуса эвакогоспиталей, в 1983 году были приняты под государственную охрану как памятники военной истории.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Из воспоминаний Шестаковой Галины Константиновны,

выпускницы 1953 года школы №20, учителя немецкого языка

школы №20, г. Улан-Удэ

( проработала до 73 –х лет, в трудовой книге которой одна запись: принята учителем немецкого языка в среднюю школу №20 г.Улан-Удэ)

История школы №20

В 1935 году начали строиться многие школы нашего города. В их числе была и наша 20-я школа. Строительство школы было окончено в 1937 году. В начале школа №20 была семилетней, и только с 1940 года был сформирован 8 класс.

А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Здание школы освободили под госпиталь для раненых бойцов на фронте. Учащихся школы разместили по разным местам, в неприспособленных для занятий зданиях: в общежитии ПТУ, в церкви и часть в школе №5, на лесозаводе.

Директором школы в начале 1941-го года стал Щербаков Николай Никитич. В школу в этом страшном году приходит Щербакова Мария Николаевна, становясь классным руководителем 7-го класса и завучем школы. В её обязанности входило составление расписаний, распределение дежурства, получение хлебных карточек. Военные годы были очень тяжёлые: учились в три смены, не было света и тепла. Ученики ходили с «керосинками», чтобы проводить занятия в тёмное время суток. В коридоре стояла «буржуйка», возле которой учителя и ученики собирались погреться.

Ученики не только учились, но и работали. Весной, после уроков, восьмиклассники с учителями ходили на лесосплав. Стоя по пояс в холодной воде, школьники и учителя вытаскивали на берег сплавляемые по реке брёвна, распиливали и рубили на дрова, которыми отапливали школу. Каждое лето школа выезжала в колхоз и помогала своим трудом приближать победу.

В 1942 году объединили школы №20 и №5.

В 1943 году школу разделили на две части: старшие классы учились в церкви, а младшие - в двухэтажном здании артели кооператоров «Комсомолец».

В 1943 году школа переехала из церкви в деревянное здание, которое было артелью кооператоров «Комсомолец».

Наша школа когда-то была единственным зданием, к которой тянулись тропинки со всех сторон, как лучики солнца. Тогда вокруг не было зданий. Было пустынно, по обе стороны сажали картофель. Там, где сейчас бульвар Карла Маркса, школа №25, был лес. Здесь в лесу мы катались на лыжах, занимались физкультурой.

От п. Горького до школы не было никаких строений. Была гора, на вершине стояла разлапистая сосна. В школе тогда училось очень много детей, около 2000 учеников, работали в три смены. В течение многих десятилетий школа считалась одной из самых лучших школ не только города, но и республики. В школе работало много спортивных секций. Наши ученики были лучшими лыжниками, футболистами. Они ездили на соревнования в Москву, Омск, Томск, Хабаровск, Магадан и т.д.

В летние каникулы ребята работали на школьных приусадебных участках в Забоке и во дворе школы. Это были настоящие опытные хозяйства. Мы выращивали огурцы, помидоры, морковь, редиску, картофель и т.д. Разводили уток, кроликов. Занимались цветоводством. Выращивали смородину, крыжовник, малину. Это было интересно, притягивало учеников к живой природе.

На базе нашей школы выросли школы №35, 25, 45, 50. Наша школа имеет очень богатую историю, о которой можно говорить очень много....

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сосновский Николай Иванович

(19.12.1924 г. – 11.03.1996 г.)

Изучая на уроках истории в школе тему Великой Отечественной войны, я невольно задумывался о том, сколько же людей принимало участие в этой жестокой кровопролитной войне. Вдумайтесь, более 20 миллионов погибших… Каждую семью СССР затронула эта страшная «мясорубка», развязанная гитлеровской Германией.

Участником ВОВ был мой прадедушка Сосновский Николай Иванович.

В 1941 году закончил школу № 20 в г. Улан- Удэ. В 1942 году был призван в армию. Перед отбытием на фронт прошел обучение в Сретенском военно – пехотном училище. В училище вступил в ряды Ленинского комсомола. В качестве командира стрелковой роты был отправлен на фронт в начале 1943 года в звании младшего лейтенанта. Участвовал в боях под Киевом в составе 1 Украинского фронта, освобождал города Украины: Житомир, Львов, Фастов, Шепетовка и многие другие.

Форсировал реки Буг, Вислу, воевал на польской земле. Участвовал в штурме Берлина, оставил свой автограф на разбитой стене рейхстага в Берлине.

Во время одного из боев был тяжело ранен, проходил лечение в полевых госпиталях Германии. Боевые ранения давали о себе знать всю его последующую жизнь.

Мой прадедушка Николай Иванович Сосновский удостоен правительственных наград: ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». После войны прадедушка служил в рядах Советской Армии до 1956 года. В мирное время работал на Улан-Удэнской тонкосуконной фабрике. Имел инвалидность 2 группы. У него было 4 детей. Умер мой прадедушка в марте 1996 года.

Давайте будем хранить память об участниках Великой Отечественной войны, отстоявших мир, подарившим нам счастливую мирную жизнь. Я считаю, что наш святой долг – помнить них всегда.