Проекты, опыты, дидактические пособия.
В данном разделе можно найти проектную деятельность, опытно - зкспериментальную деятельность и дидактические пособия.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 673.09 КБ | |
| 812.04 КБ | |
| 682.71 КБ | |
| 21.67 КБ | |
| 698.3 КБ | |
| 1.08 МБ | |
| 83 КБ | |
| 340.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Зелёный патруль. Создание предметно – окружающей среды для сортировки мусора дома и в детском саду.
Дидактическое пособии по экологии «Сортируем мусор — бережем природу»
Пособие «Сортируем мусор – бережём природу» изготовлено своими руками, ориентировано на детей старших возрастных групп. Данное пособие мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДО. Так же помогает в игровой форме познакомить детей с правилами сортировки мусора
Цель:
Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.
Задачи:
1. Формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.
2. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Описание пособия.
Представленное пособие состоит из плаката с кармашками – контейнерами. На каждом кармашке картинка с изображением того материала, который нужно в него складывать: бумага, пластик, железо, стекло, пищевые отходы (фото 1).
К пособию прилагаются карточки с изображением мусора (фото 2 ,3).
Дети, определяя материал, из которого сделан предмет, должны разложить карточки по контейнерам.
Данное пособие можно использовать в индивидуальной работе и с подгруппой детей. Детям предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Помоги разобрать его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». Вот видите, как много мусора. Кучи мусора образуются очень быстро. Представьте, что получается в нашем городе каждый день …
А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что же с ними делать? Какую вещь в какой контейнер выбросить? Что потом с ней станет, когда ее заберут на переработку? Какие вещи можно сделать из этих материалов?
Использование дидактических игр и пособий по экологическому воспитанию дошкольников способствует обобщению и систематизации знаний детей о способах решения некоторых экологических проблем, а также помогает повысить уровень экологической культуры дошкольников.
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем»
Цель: опытно-экспериментальным путем показать детям, что не весь мусор, выброшенный на землю, исчезает или разлагается.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о свойствах предметов.
Развивающие:
пополнять знания детей о видах бытового мусора, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты, фиксировать результаты своих исследований, учить делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, желание заботиться об окружающей природе.
Материал и оборудование: Контейнер, почва, предметы для исследования (кора дерева, стеклянный пузырек, металлическая скрепка, кусочек от пластиковой бутылки, картон, огрызок от яблока), лопаточки, лейка с водой, фартуки.
Сроки реализации: октябрь 2020 – февраль 2021г.
Ход эксперимента.
Ребята, посмотрите на стол. Какие предметы вы видите.
Дети: пластиковая бутылка, коробка из - под сока, металлическая скрепка, осколок стекла, кора дерева и огрызок от яблока. - Как можно все это назвать?
Дети: мусор, отходы.
- Что необходимо сделать с этим мусором, чтоб не навредить природе?
Дети: выбросить в контейнер, закопать, переработать на заводе.
- вы все правильно говорите. Вот вы предложили закапывать мусор в землю, чтобы он не загрязнял окружающую среду. А весь ли мусор можно закапывать? Предлагаю вам провести опыт. Давайте закопаем все эти предметы в землю, а через время выкопаем и посмотрим, что же с ними произошло?
Обозначить место каждого вида мусора табличкой, создать условия, близкие к природным: увлажнить землю, поставить на подоконник, для воздействия света. Время от времени выносить ящик с образцами на балкон.
Дети постоянно спрашивали, когда мы будем проверять наши предметы, разглядывали через пластиковый стаканчик содержимое, рассуждали, делали предварительные выводы. Им было очень интересно узнать, что же происходит с закопанными предметами в земле.
Прошло 4 месяца.
Мы снова сели за столы, только теперь не засыпать землей, а наоборот, выкапывать из земли.
Дети были очень удивлены тем, что стекло пролежало в земле и не изменилось, так же, как и пластик. Картон, ткань и кора дерева размягчились, скрепка покрылась ржавчиной, а вот яблочный огрызок мы не обнаружили, но зато почувствовали неприятный запах гниения.
Дети самостоятельно сделали выводы, вместе мы сформулировали правило: после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать, а всё остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
Вывод: - Сегодня мы с вами узнали, какие предметы разлагаются в земле, а какие лежат в земле долгое время без изменений, нанося тем самым вред природе. Давайте постараемся беречь природу, не засорять все вокруг и тогда природа будет нас только радовать.
Предварительный просмотр:
В старшей группе «Цветочный городок» прошла тематическая неделя – «Польза и вред батарейки».
Проблема данной темы – «Опасны ли использованный батарейки для экологии и как их утилизировать?».
Целью было, расширить знания детей об электричестве, электроприборах, о пользе и вреде батареек.
Основные задачи это:
Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.
Развивать внимание, логическое мышление, память.
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Работа с детьми и родителями.
Совместно с детьми был изготовлен контейнер для сбора батареек в группе;
Проведение акции «Батарейки сдавайтесь!» среди детей младшего возраста, так и среди родителей (памятки);
Просмотр мультфильма Фиксики «Батарейки»;
Беседа с детьми: «Почему нельзя выбрасывать батарейки?»;
Сбор батареек в контейнер;
Беседа о приборах, работающих на батарейках и без них.
Создание экологического плаката «Внимание! Одна батарейка отравляет…».
Выводы: - Батарейки оказывают вредное воздействие на окружающую среду.
- Большая часть жителей выбрасывают батарейки в мусорные баки.
- Если будут организованы пункты сбора использованных батареек, то многие люди будут сдавать батарейки, не заражая окружающую среду.
Итогом проведённой тематической недели стало то, что дети родители узнали о вреде выброшенных в мусор отработанных батареек, о способах их утилизации. Силами детей и родителей группы были собраны батарейки и утилизированы по всем правилам, не загрязняя окружающую среду.
У детей и родителей изменилось отношение к утилизации отработанных батареек
Предварительный просмотр:
Экологический проект в разновозрастной группе 5-7 лет «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Разделы:
1. Актуальность проекта
2.Цели и задачи
3.Этапы реализации
4.Ожидаемые результаты
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – исследовательский
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
1.Актуальность проблемы
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
2. Цель проекта:
познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды мусором, сформировать представление о необходимости переработки мусора.
Задачи проекта:
познакомить с видами отходов, узнать об опасности отходов для жизни человека и животных.
Расширить знания о способах переработки мусора.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Девиз проекта:
«Село- наш дом, не мусори в нем!»
3. Этапы реализации проекта
1этап – подготовительный
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как основных качеств личности.
1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;
3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
4. Привлечение родителей к работе по проекту.
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:
беседы, занятия с детьми по теме «Загрязнение окружающей среды мусором»
показ презентации, слайд шоу;
знакомство с «Красной книгой»
конкурс поделок из бросового материала «Новая жизнь ненужных вещей»;
экологические, подвижные, дидактические игры.
4 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности детей педагогов.
4. Ожидаемые результаты
- непосредственное участие родителей и детей в реализации проекта.
- повышение уровня знаний у родителей и детей об охране природы.
- консультаций, брошюры для родителей;
- формирование навыков экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Приложение 1.
Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
№ | Мероприятия | Исполнители | |
1. | Беседа «Помогите природе». Ознакомление с видами бытовых отходов. | Воспитатель, дети | |
2. | Зеленый патруль. Создание предметно-окружающей среды для сортировки мусора дома и в детском саду. | Воспитатель, дети, родители. | |
3. | Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Мусор в земле». | Воспитатель, дети, родители. | |
4. | Показ презентации «Красная книга ». | Воспитатель, дети | |
5. | Дидактические игры по охране природы | Воспитатель, дети | |
6. | ООД «Бросим умный взгляд на мусор» | Воспитатель, дети | |
7. | Показ презентации : « Переработка мусора в промышленности» | Воспитатель, дети | |
1.Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
2. Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
4. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а также пищевые отходы (очистки картофеля), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
5.Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами. Посадка фасоли.
6. Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
3.«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
4.«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
5.«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
6. «Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
7. «Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Дюймовочка» с. Б-Неклиновка
ПРОЕКТ
Тема:
«По страницам сказок Корнея Чуковского»
Авторы проекта:
Воспитатель: Тагирова А.В.
Колесникова Т.А.
2022 год
Паспорт проекта.
Тип проекта: творческий, коллективный, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта: 1 месяц
Цель проекта:
Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского
2. Прививать любовь к творчеству автора.
3. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
4. Воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным.
5. На примере сказок, К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло.
6. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, через совместные мероприятия.
7. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
8. Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.
Актуальность проекта:
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Проблема: Отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы.
Причины:
- Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в ДОУ и в семье.
- Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.
- Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
Предполагаемый результат:
- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.
- Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
- Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
- Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.
Продукт проектной деятельности:
1. Физкультурный праздник «В гостях у доктора Айболита».
2. «Пластилиновая фантазия» (выставка на тему «Любимые герои сказок К. Чуковского).
3. Выставка детских рисунков «Украсим посуду для бабушки Федоры».
4.Литературная викторина.
5.Интегрированое занятие по развитию речи «В мире сказок К.И.Чуковского».
6. ООД по социально - нравственному развитию «В гости к Мухе – Цокотухе».
Форма проведения итогового мероприятия:
Альбом детских рисунков «Сказки дедушки Корнея»
Этапы проекта:
I.Подготовительный этап
(Информационно – накопительный):
1. Определение темы проекта.
2. Мониторинг детей и родителей.
3. Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками.
4. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
5. Подбор художественной литературы, музыкальных произведений,
наглядного материала (иллюстрации, фотографии).
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
II. Основной этап:
(Организационно – практический):
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
реализации проектной деятельности
Содержание деятельности | Срок | Деятельность | Результат | |
Детей | Родителей | |||
Подбор произведений К. И. Чуковского | Чтение, заучивание | Помощь в организации. | Создание мини библиотеки | |
Цикл бесед «Жизнь и творчество Корнея Чуковского» | .2022. 2022г. | Обсуждение. | Помощь в организации. | Дети ознакомлены с жизнью и творчеством Чуковского |
Викторина «По страницам сказок К. Чуковского» | .2022. | Подготовка к викторине Ответы на вопросы викторины | Чтение дома с детьми произведений Чуковского | Участие в викторине. |
Изобразительная деятельность | 2022г. | рисование «Мой любимый герой К. Чуковского» | Совместные рисунки с детьми. | Выставка рисунков |
Подбор музыкальных произведений по теме. | 2022г. | Прослушивание, беседы по содержанию | Помощь в организации | Знакомство детей с музыкальными средствами выразительности, передающими образ сказочных героев |
Изобразительная деятельность | 2022г. | Лепка «Герои сказок К. Чуковского» (Оригами). | Чтение произведений Чуковского | Выставка детских работ |
Изобразительная деятельность (рисование) | 2022г 2022г. | Выполнение работ по рисованию нетрадиционным способом. | Памятка для родителей «Как научить ребенка любить и беречь книги» | Выставка детских работ по сказкам К. И. Чуковского |
“Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского” | 2022г. | участие | Помощь в подготовке | Дидактическая игра "Дорогами сказок К. И. Чуковского" |
Оформление альбома | Апрель. | Рисование рисунков из любимых сказок | Помощь в подготовке альбома | Альбом детских рисунков «Сказки дедушки Корнея» |
Реализация проекта.
Образовательные области | Формы и методы работы |
«Социально - коммуникативное развитие» | придумывание сказок и загадок по предложенному началу, на заданную тему; просмотр мультипликационных фильмов «Сказки К. И. Чуковского», беседа «Откуда пришла книга?»; беседа «Как надо относиться к книге?»; литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского; Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского. Игра «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского. Беседа по сказкам. Игра «Испорченный телефон». |
«Познавательное развитие» | Знакомство детей с биографией К. И. Чуковского; закрепление представлений о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); проведение литературной викторины по творчеству К.И. Чуковского; игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки» Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского. |
«Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе
| Художественная литература: чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айблит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Федорино Горе», «Крокодил». Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме Заучивание отрывков из произведений. |
2.Художественно – эстетическое развитие». Рисование
Лепка
Рисование.
Конструирование, художественный труд | «Украсим посуду для бабушки Федоры», «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование). «Спешим на помощь сказочной посуде», лепка любимых героев сказок Чуковского. «В гостях у бабушки Федоры», «Муха – Цокотуха – именинница», коллаж «Чудо-дерево»; подарки для Мухи-Цокотухи. Бабочка способом оригамии. |
Музыка
| «Жанры музыки», «Сказка в музыке», «Сказочные герои в музыке». |
Развитие игровой деятельности
| Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница" |
Физическое развитие | Выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня». Физкультурное развлечение «В гостях у доктора Айболита». Пальчиковая гимнастика «Свинки», логоритмика «Путешествие в Африку». Формирование культурно-гигиенических навыков - по сказке «Мойдодыр» |
Взаимодействие с семьёй | Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе, в саду); консультация для родителей: «Путь в страну книг. От слушателя к читателю»; привлечение родителей к оформлению книжных уголков, мини-музеев, посвящённых творчеству К. И. Чуковского; консультация для родителей «Дорога в библиотеку»; анкетирование родителей по работе образовательного проекта по творчеству К. И. Чуковского. |
III.Заключительный этап:
1. Оформление паспорта проекта «По страницам сказок Корнея Чуковского».
2. Фотоотчёт проекта.
3. Фотостенд для родителей «Мир сказок К.И.Чуковского»
Конспект интегрированного занятия по социально-нравственному воспитанию в старшей группе
Тема: «В гости к Мухе-Цокотухе»
Цели и задачи:
- образовательные: прочитать отрывок из произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»,
расширить знания о чаепитии в России, напомнить правила этикета за столом, закрепить навыки рисования насекомых (Мухи-Цокотухи, Комара, жуков, бабочек…);
- развивающие: развивать внимание, слух, моторику рук.
- воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, гостеприимство, умение соблюдать правила этикета за столом.
Материалы: книжка с иллюстрациями К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», игрушка Муха-Цокотуха, тульский самовар, тонированный лист с изображением самовара, фломастеры, карандаши.
Предварительная работа: беседа-презентация «Традиции чаепития в России», досуг «Русский самовар», рассматривание разных самоваров.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель читает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...
"Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"
Воспитатель (от имени игрушки Мухи-Цокотухи) приглашает детей к самовару, рассказывает о традициях чаепития в России.
…Чаепитие на Руси издавна воспринимается как нечто большее, чем обыденный прием пищи или посиделки за столом. Традиции чаепития, укоренившиеся в России, предполагают в первую очередь возможность испить чаю в приятной компании за душевным разговором. Как правило, чайное застолье длится несколько часов, гости ведут неспешную непринужденную беседу. Надо отметить, что простой русский народ выбрал наилучший способ для усвоения пищи – неспешно-неторопливый, да еще и с приятными эмоциями. Собирая гостей на чаепитие, позаботьтесь о том, чтобы им было легко и комфортно общаться друг с другом… Чаепитие на Руси призвано объединять разные поколения, люди старшего возраста обучали малышей традициям и поведению за столом.
Воспитатель: Как вы думаете, как должны себя вести хозяин или хозяйка за чаепитием?
(Ответы: быть гостеприимными, доброжелательными, внимательными к гостям)
А гости как должны вести себя в гостях? ( Быть вежливыми, соблюдать правила этикета за столом, обращаться к хозяйке и гостям вежливо с просьбой, благодарить…)
2.Основная часть. Рисование коллективной работы «В гости к Мухе-Цокотухе»
Воспитатель: А теперь давайте поможем нашей Мухе-Цокотухе пригласить гостей на чаепитие… Каких насекомых из стихотворения К.И.Чуковского мы пригласим? ( Комара, бабочек, гусениц, козявочек, букашек, жуков рогатых…)
Дети рисуют в подгруппах коллективную работу фломастерами и цветными карандашами.
3.Заключительная часть.
Воспитатель подводит итоги занятия, от имени игрушки Мухи-Цокотухи хвалит детей за гостеприимство, доброжелательные отношения друг другу.
Тема: «В мире сказок К.И. Чуковского».
Программные задачи: показать удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту, формировать интерес к художественной литературе, учить высказывать суждения к поступкам героев произведений, развивать умения определять название сказки по прочитанному отрывку; продолжать совершенствовать различные виды речевой деятельности, обогащать словарный запас, развивать воображение, память, изобразительные навыки.
Оборудование: рисунки – силуэты к сказкам, выставка книг К. И. Чуковского, портрет К.И.Чуковского, цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, простые карандаши, аудиозапись с голосом К.Ч.Чуковского, костюм «Федоры», предметы из сказок К.Чуковского.
Предварительная работа: чтение сказок К.И. Чуковского, просмотр мультфильмов.
Ход занятия.
В. (загадывает загадку).
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает. Что это? (это книга).
- Что такое книга? (Это когда есть обложка и листочки внутри).
- Зачем нужны книги? (Чтобы читать, узнавать новое, быть умным).
- Чем отличаются детские книги от других? (Они с картинками, разноцветные, яркие, красивые, в них большие буквы, чтобы детям было легко читать).
- Кто пишет детские книги? (Писатели, которые любят детей, знают много интересных историй, придумывают истории загадочные, волшебные, весёлые и страшные).
-Каких детских писателей вы знаете? (Н. Носов, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, С.Михалков, А.Л. Барто, Е.Благинина, Б.Заходер, Б.Житков).
-Приглашаю вас в гости к писателю, который придумывал чудесные сказки в
стихах для детей. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека… Как? (Корней Иванович Чуковский).
-Посмотрите ребята, какой ласковый и добрый взгляд у него. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его назвали «дедушка Корней», «дедушка Чуковский». Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка, Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как - нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так появилась его первая сказка «Крокодил».
-Какие сказки вы знаете?
Предлагаю присесть на стулья.
-В сказках Чуковского много разных героев, много зверей, птиц, насекомых и у каждого ест имя. Давайте поиграем в игру «Кто есть кто».
Айболит – (доктор), Федора - (бабушка), Мойдодыр - (умывальник), Тотошка , Кокошка – (крокодильчики), Цокотуха – (муха), Бармалей -(разбойник), рыжий, усатый великан – (таракан), Каракула – (акула). (Дети показывают картинки с героями сказок).
-Ребята, у каждого из вас есть любимая сказка Чуковского. Поиграем в игру « Угадай, из какой сказки». ( Дети читают по очереди отрывки из сказок К.Чуковского, а другие называют, воспитатель задаёт вопросы детям).
- Чему учит сказка «Айболит»? ( Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным).
- Чему учит сказка «Краденное солнце»? (Сказка учит быть добрым, смелым, уметь защитить друзей).
Чему учит сказка «Муха-Цокотуха»? (Сказка учит быть добрым, смелым и вежливым».
- Чему учит сказка «Телефон»? (Телефон нам необходим для того, чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо).
-Чему учит сказка «Мойдодыр»? (Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом).
-Чему учит сказка «Тараканище»? (Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими).
-Чему учит сказка «Путаница»? ( Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться).
-Чему учит сказка «Федорино горе» (Эта сказка учит быть аккуратными, внимательными, вежливыми и трудолюбивыми).
-Чему учит сказка «Бармалей»? ( Добро всегда побеждает зло, нужно быть добрее).
-Воспитатель предлагает послушать в исполнении автора сказку «Чудо – дерево».
Физкульминутка.
Будем бегать и играть, будем силы набирать,
Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, а потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим, во все стороны глядим.
Где же Африка - страна? Может помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем, как весёлый звонкий мячик.
Скок-поскок, скок - поскок, не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам по траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать, по густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали.
Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.
- Следующая игра «Что сначало, что потом». (Соединить героя сказки с поступком, который он совершил. Воробей съел таракана, крокодил проглотил солнце, комар спас Муху – цокотуху, Айболит вылечил зверей, Федора помыла посуду, медведь вернул солнце в небо, лисички зажгли море, бабочка потушила море, был злой крокодил, стал добрым).
-Ребята, пока мы с вами играли, у меня оказались предметы и вещи из сказок К.Чуковского. Надо их снова отправить в сказки. Каждый из вас возьмёт по одному предмету и вспомнит сказку и строчки, в которой говорится об этом предмете.
Воздушный шарик из сказки «Тараканище», телефон из сказки «Телефон», монета из сказки «Муха-Цокотуха», мыло из сказки «Мойдодыр», блюдце из сказки «Федорино горе», спички из сказки «Путаница», фонендоскоп из сказки «Айболит», солнце из сказки «Краденное солнце», пальма из сказки «Бармолей».
- В какой сказке действует больше всего вещей и посуда перевоспитала свою хозяйку? Вспомните, как Федору звали по отчеству? (Федора Егоровна. Входит взрослый в костюме бабушки Федоры).
- Здравствуйте, ребятки! А кто я такая знаете? Про меня К. Чуковский целую историю рассказал. Помните, от меня вся посуда убежала, я о ней не заботилась, не мыла, не чистила. Плохо мне одной было, а потом я с посудой своей помирилась, теперь я – чистюля, любо – дорого посмотреть!
(Вы из сказки Чуковского «Федорино горе»!)
-Федора: Да это я, спасибо, узнали, милые вы мои! Очень вы мне, ребятки, нравитесь, тётушка я добрая и предлагаю вам поиграть.
(Пальчиковая гимнастика «Посуда»).
-Федора достаёт из сумки, принесённые с собой альбомные листы с нарисованными на них силуэтами посуды, и предлагает раскрасить их.
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо, 3 – наверх, 4 - вниз,
А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.
(Дети закрашивают карандашами, восковыми мелками, акварелью, гуашью, штрихуют простыми карандашами, рисуют печатками).
По окончании работ Федора хвалит детей и уходит.
Литературная викторина в старшей группе по сказкам К.И. Чуковского.
Цель:
- закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;
- развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание.
- развивать умение у детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
- развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
Оборудование:
- Иллюстрации к сказкам К. Чуковского;
- Сказки К. Чуковского «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе».
- Портрет К. Чуковского.
- Атрибуты к сказкам.
Ход занятия.
Ведущий:
- Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы проведем викторину на лучшего знатока сказок К. Чуковского.
- У нас две команды. Первая команда - «Солнышко». Вторая команда - «Ручеек»
Приветствие.
Девиз первой команды:
«Мы едины, мы непобедимы
Книжки мы читаем,
Сказок много знаем».
Девиз второй команды:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Ведущий:
- А оценивать наши конкурсы будет жюри.
1. Разминка - Для начала давайте вместе вспомним какие сказки Корнея Чуковского мы знаем? («Путаница», «Краденое солнце», «Телефон», «Муха – Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Федорино горе», «Крокодил».)
2. - Что такое? Что за шум? Что случилось? Не беда ли приключилась?.. Не волнуйтесь, все в порядке – едут к нам в гости книжки и загадки. Угадайте, кто там:
- Из какой сказки герой?
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет-
Она знать дает. (Собака «Айболит»)
Маленький, беленький
По лесочку прыг, прыг.
По снежочку тык, тык. (Заяц «Путаница»)
Осенью в щель заберется
А весной проснется. (Муха «Муха-Цокотуха»)
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это? (Слон «Телефон»)
3.Ведущий:
– Поиграем с вами мы в игру «Кто есть кто?» Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?
Айболит (доктор).
Бармалей (разбойник).
Федора (бабушка).
Каракула (акула).
Мойдодыр (умывальник).
Цокотуха (муха).
Рыжий, усатый великан (таракан).
Тотошка, Кокошка (крокодильчики).
4. Ведущий:
- Вспомните ребята, кто в сказках К. Чуковского это сказал:
Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами. (Раки)
Если топну я ногою,
Позову своих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (Мойдодыр)
Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! (Котята)
Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой! (Федора)
5. Ведущий:
- Предлагаю поиграть вам в игру «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем сейчас угадаете. ( Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы):
Мочалка («Мойдодыр»)
Фонарик («Муха- цокотуха»)
Коробок («Путаница»)
Телефон («Телефон»)
Градусник («Айболит»)
Спички («Путаница»)
5. - Вспомните сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами («Путаница»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня. («Мойдодыр»)
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели! («Телефон»)
А рядом прикорнула
Зубастая акула.
Зубастая акула
На солнышке лежит («Айболит»)
6. - А сейчас я предлагаю вам прослушать записи, а вы отгадайте про кого в ней рассказывается. (Звучат аудиозаписи.)
- Бармалей.
- Муха – Цокотуха
- Крокодил
- Айболит
- Федорино горе
- Мойдодыр
- Тараканище
- Телефон
7. Подведение итогов.
Ведущий:
- Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки К. Чуковского. Обе команды сегодня молодцы!
Награждение команд памятными подарками.
-
Ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский занимает уникальное место в жизни детей нашей страны: ведь чаще всего он - тот первый автор, произведения которого знакомят малышей с литературой вообще и поэзией в частности, Чьи стихи лучше всего помнят из своего детства нынешние мамы и папы? - Чуковского. А бабушки и дедушки? - тоже Чуковского. Не удивлюсь, если и теперешние прабабушки и прадедушки выросли на его стихах - ведь первая его сказка 'Крокодил” была написана еще в 1916 году,
Дом — музей
Дом – музей Корнея Ивановича Чуковского в Переделкино
Музей в Переделкине на музей совсем не похож. Здесь нет веревочек, нег табличек, нет предметов, живущих пыльной и одинокой жизнью музейных экспонатов. Экспонаты можно трогать руками, а иногда даже спускать их с лестницы — как металлическую пружину, присланную Чуковскому американскими физиками. Физики изучали колебания волн и случайно открыли, что такая пружина умеет сама спускаться вниз по ступенькам,
В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.
А еще в этом музее есть волшебная шкатулка восточной работы, принадлежавшая Чуковскому. Если посмотреться в зеркало на внутренней стороне ее крышки и загадать желание - оно обязательно сбудется. Такой шанс дают всем посетителям музея - и маленьким, и взрослым. Правда, сделать это МОЖНО только один раз в жизни.
Черный дисковый •телефон, по которому Чуковский разговаривал с крокодилами, слонами и газелями, стоит здесь же,
В соседней комнате можно даже увидеть, как именно все было: в черно-белом мультфильме 1944 года «Телефон» Чуковский, задолго до Боба Хоскина и Кролика Роджера, снялся вместе с рисованными персонажами своей сказки.
Истории в доме рождаются сами собой, Наверху, в кабинете, обитает письменный стол с чернильницей, в которую свалился неутомимый хвастун, герой и болтун Бибигон
Дети интуитивно чувствуют тепло этого дома и часто потом уже сами приводят сюда родителей снова и снова, тем более что экскурсоводы очень уважительно беседуют с малышами любого возраста о том, какие книги Чуковского они уже знают, рассказывают, как эти сказки создавались, как жили дети и внуки в семье Корнея Ивановича.
Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве «Бармалея» И «Крокодила» не читал, Не восхищался «Телефоном» И в «Тараканище» не вник. Как вырос он таким ученым, Не зная
самых ГЛИННЫХ книг.
В. Г. Берестов
Больше всего детей подкупает то, что при всех своих регалиях, магиях и космических встречах Чуковский не выглядит выхолощенным персонажем из школьного учебника по литературе, В чем-то он очень похож на них самих, Оказывается, Чуковский хулиганил в школе: одной веревкой связывал ноги всем своим одноклассникам, чтобы, дергая за нее, подсказывать, где в диктанте ставить знаки препинания, Оказывается, чтобы развлечь детей, он мог приклеиться языком к дереву- Понарошку, конечно, зато каким приключением для детей было его отдирать.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в старшей группе
«День народного единства»
Автор – разработчик:
Тагирова А.В., воспитатель первой квалификационной категории
Тема:
«День народного единства».
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.
Расширение представлений детей о национальных праздниках.
Задачи проекта:
Дать представление о празднике «День народного единства.
Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
Воспитание чувства гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.
- Повышение уровня знаний родителей.
- Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.
- Проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране.
Исполнители проекта и основные участники:
воспитатель и дети старшей группы
Продолжительность проекта:
одна неделя
Актуальность:
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Содержание проекта:
Работа с родителями
Папка-передвижка для родителей «День народного единства».
Консультация «Что можно рассказать о дне народного единства»
Подготовительный этап:
- выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом,
- планирование работы по реализации проекта;
- разработка методов и приемов работы по теме проекта
- подбор праздничных открыток ко Дню народного единства; материалы для художественно – продуктивной деятельности.
- домашнее задание: рисунок на тему «Моя маленькая Родина»
Практический этап:
- Проведение цикла познавательных занятий;
-Оформление папки-передвижки «О дне народного единства»;
-Консультации для родителей;
-Разучивание стихов о России.
Тема 1: «Наша страна Россия».
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Тема 2: «День Народного Единства»
Программное содержание: расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».
Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
Беседа «Русские народные промыслы».
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы.
3. Чтение художественной литературы:
Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских:
«Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь» и т.д. Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», Ладонщиков «Наш дом», З. Александрова «Родина» А. Прокофьев «Родимая страна».
4. Изобразительная деятельность детей:
Творчество детей – рисунки на тему "Моя Родина", «Российский флаг», аппликации, конструирование.
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков «Моя маленькая Родина»
Итог: В процессе реализации проекта дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.
Приложение 1
Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.
«4 ноября – День Народного Единства»
Задачи:
- расширять представления детей о территории России, народах её населяющих;
- воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
- знакомство детей со всероссийским праздником - День Народного Единства;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.
Оборудование: ноутбук
Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы»; разучивание пословиц о дружбе.
Ход занятия:
Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в путешествие по нашей необъятной России. Взгляните на карту (слайд №. 1)
Как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире.
(Чтение стихотворения В. Степанов «Российская семья»)
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
- Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?
Ответы детей (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду).
- Какие национальности, проживающие в России, вы знаете?
Ответы детей (татары, казаки, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)
- А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране?
А знаете ли вы пословицы о дружбе?
Ответы детей (Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл — береги. Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться - ничего не бояться.)
- Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить?
А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?
Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось.
Надо просто стать добрей
И мириться поскорей.
-Молодцы. А вы знаете, что длится дружба всех народов России уже много столетий. Даже есть всероссийский праздник - День Единства Народов, который мы будем совсем скоро с вами отмечать (слайд). Хотите узнать, почему народы России так крепки и едины?
- Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний – смутное время (слайд) .
- Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе подчинить (слайд)
- И не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. И тогда люди поняли, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков (слайд)
- Жил в то время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу мясник. Звали его Козьма Минин. И взялся он подымать людей на бой с врагами, создавать ополчение (слайд)
- Собрал Козьма Минин на городской площади жителей и держит такую речь (слайд)
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Голоса. Мы все, Козьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Но нет у нас воеводы: изыщем, братья, честного человека, который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?
Голоса. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
- А Князь Дмитрий Михайлович Пожарский лечился в то время от ран в Нижнем Новгороде (слайд)
- Прибыли к нему Нижегородские послы и просят стать их воеводой. Принял князь Пожарский их просьбы и стал во главе народного ополчения (слайд)
- Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину. А кто не мог воевать помогали деньгами (слайд)
- А во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин (слайд)
- Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение (слайд)
- Два месяца шли бои за освобождение Москвы.
- Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе была одержана великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России (слайд)
- Читаю отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
- Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России?
- Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.
Приложение 2
Тема НОД: «Наша Родина - Россия».
Ведущая образовательная область:«Познавательное развитие».
Цель: познакомить детей с понятием «Родина» и местонахождением ее на карте и глобусе.
Задачи:
Обучающие:
дать детям представление о Родине – России, ее столице («Познавательное развитие»).
Развивающие:
развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, село, в котором живут («Познавательное развитие»).
Воспитательные:
воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну («Познавательное развитие»).
Виды деятельности: чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: слушание рассказа, беседа о Родине, работа по карте и глобусу, сочинение рассказа.
Оборудование: книга Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?», карта, глобус, текст стихотворения О.Фокиной «Родина».
Ход НОД
-Ребята, как называется наша Родина?
-Да, наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может идти снег, а в другой – светить яркое солнце. Это наша Родина.
-Вы любите свою Родину?
-А хотите посмотреть, как она выглядит на карте, глобусе?
-Представьте, что вам необходимо пройти вдоль всей границы нашей Родины. Что вы увидите на своем пути?
-Давайте найдем на карте столицу нашей Родины – Москву. Как мы можем добраться до Москвы?
-Послушайте стихотворение «Родина» О.Фокиной.
Простые звуки родины моей:
Реки неугомонной бормотанье
Да гулкое лесное кукованье
Под шорох созревающих полей.
Простые краски северных широт:
Румяный клевер, лен голубоватый,
И солнца блеск, немного виноватый,
И – облака, плывущие вразброд.
-Ребята, придумайте рассказ «Что я увидел по дороге в Москву?».
-Назовите вид транспорта, на котором бы вы хотели путешествовать.
-Что можно увидеть, путешествуя на разных видах транспорта?
-Ребята, послушайте стихотворение О.Фокиной «Храни огонь родного очага».
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
-А теперь ответьте мне на такой вопрос: «Как нужно относиться к родине?».
-Ребята, вам понравилась беседа о нашей Родине?
-Что мы с вами сегодня делали?
-Я надеюсь, что вы будете беречь нашу Родину, охранять ее природу.
Приложение 3
Конспект занятия по аппликации в старшей группе
«Государственный флаг России»
Тема: Символы России. Государственный флаг России.
Программное содержание:
Обобщить знания детей о Государственном флаге России;
Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в современной жизни;
Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;
Закреплять умения работать ножницами; умение работать по шаблонам (обводить, вырезать по контуру); аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.
Материал: изображение Государственного флага России (фотография) ; запись песни “Моя Россия” Г. Струве; цветная бумага, шаблоны полос, ножницы, клей, кисти для клея.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.
Воспитатель показывает детям изображение Государственного флага на доске и спрашивает:
- Кто знает, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Где вы видели Государственный флаг?
Ответы детей.
Воспитатель (обобщает ответы детей) : Правильно. В торжественные дни, государственные праздники российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах. А еще Государственный флаг можно увидеть на боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.
Воспитатель: Что изображено на Флаге России?
Ответы детей.
Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы и мужества. Наша страна сильная. Мы все любим нашу страну и гордимся ею. Давайте послушаем песню о нашей Родине.
Звучит запись песни “Моя Россия” Г. Струве.
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили, что изображено на флаге и узнали, что означают цвета российского флага.
А теперь пусть каждый из вас сделает себе маленький российский флажок.
Проходите за рабочие места. В своей работе мы будем использовать шаблоны и цветную бумагу.
Рассказ сопровождается показом материалов.
Воспитатель: Какого цвета бумага нам понадобится? Выберите необходимые цвета и положите перед собой. Готовы? Из них нужно вырезать три полосы вот по этому шаблону
Обвести и вырезать. Показ изготовления одной полосы.
Таким способом изготавливаются все полосы.
Воспитатель: Полосу какого цвета мы будем наклеивать первой? А следующая полоса будет какого цвета? А самая нижняя полоса какая? Если вы затрудняетесь, посмотрите на фотографии (показ на доске)
По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.
Приложение 4
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Государственные символы России»
Направление: Познавательно-речевое
Образовательная область: «Познание»
Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: Познакомить детей с государственными символами Российского государства (герб, гимн, флаг, формировать представление об их значении.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
Развивающие: Развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление.
Образовательные: Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент. Закреплять изобразительные навыки.
Планируемый результат: Имеет представление о гербе, гимне, флаге Российской Федерации; отвечает на вопросы взрослого, способен самостоятельно действовать, проявляет любознательность и устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Методы и приемы: Объяснение, вопросы, беседа, художественное слово, игра, физкультминутка, рисование.
Наглядные средства обучения: Глобус, карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственной символики, портрет президента, аудио записи – шум леса, гимн России, карточки с изображением гербов и флагов к д/игре «Найди флаг и герб России» и карточки - настроения.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений, слушание песен о Родине, просмотр фото и видео материала по теме.
Структура НОД
I.Орг. момент (чтение стихотворения, рассматривание глобуса, карты)
II. Беседа о государственных символах
III. Дидактическая игра «Найди флаг и герб России»
IV. Чтение стихотворения «Родина» В. Плятсковского.
V. Физкультминутка «Отдыхаем».
VI. Рисование «Российский флаг»
VII.Итог.
Ход
Организационный момент.
Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране, в которой мы родились и живём. Я предлагаю посмотреть вам на карту мира.
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
Посмотрите, какая наша страна большая, самая большая страна в мире.
В ней много морей, рек, гор, лесов, много городов, сёл, деревень.
Беседа о государственных символах
Каждое государство имеет свои символы. У России тоже есть государственные символы и о них мы с вами сегодня поговорим.
У каждой страны есть государственные символы. Государственные символы – официальные знаки отличия страны от других стран, это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами.
- Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (флаг, герб, гимн).
- Посмотрите на герб России.
- Что такое герб? (Герб – это знак).
- Кто изображен на гербе? (Орел, всадник, поражающий дракона копьем дракона).
Орел – символ власти. Двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.
Изображение всадника, на груди орла – это символ борьбы добра со злом, света и с тьмой, защиты Отечества. На доске появляется изображение герба.
- Где можно встретить изображение герба? (На монетах, документах, грамотах)
- Еще один из символов нашей Родины это флаг. Посмотрите на флаг России. Какого цвета полосы на флаге? (Белого, синего, красного).
- В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение:
белый цвет – благородство;
синий цвет – верность, честность;
красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь.
Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.
Все гордятся российским флагом. Флаг можно увидеть на государственных учреждениях в дни праздников. Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях, на международных спортивных соревнованиях поднимается государственный флаг, когда наших спортсменов награждают за победу.
Дидактическая игра «Найди флаг и герб России».
Двум командам предлагается как можно быстрее выбрать флаг и герб России из других похожих флагов и гербов стран.
У каждой страны есть свой гимн.
Гимн – это самая главная торжественная песня страны, в которой народ славит свою страну. Гимн России очень красивый и величественный. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, в гимне поется о горячей любви граждан к своей Родине.
- Послушаем гимн нашей страны стоя, проявляя уважение к своей стране.
Слушание гимна в записи.
- Когда вы можете услышать гимн?
- Под звучание гимна самым выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещают защищать ее от врагов. Когда по телевизору демонстрируют важные события в стране; перед началом футбольного матча, в случае победы спортсменов.
- Ребята, а кто управляет такой могучей страной? (Президент и правительство).
На доске появляется изображение президента В. В. Путина.
Президент вместе с правительством решают важные государственные вопросы, утверждают законы, следят за правопорядком, распределяют бюджет России.
- Ответственно и трудно работать в правительстве страны. Ведь главным для президента является приносить пользу нашему Отечеству, нашему государству, нашей Родине.
Чтение стихотворения «Родина» В. Плятсковского.
Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья – это Родина твоя!
Школа, где твои друзья – это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина – это тоже Родина!
- Почему для нас Россия родная? (ответы детей).
- Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна. Дорогие ребята, любите свою Родину. Старайтесь больше узнать о ней, берегите ее природу.
Физкультминутка «Отдыхаем».
Я предлагаю нам немного отдохнуть. Сядьте удобно и расслабьтесь. Руки очень легкие, опустите вниз.
Воспитатель включает аудио запись со звуками леса.
- Давайте закроем глазки и представим, что мы попали в российский лес, где стоят высокие деревья. У них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Ветерок колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят. Из глубины леса доносится пение птиц, а вот где – то зажурчал ручей. А вот внезапно треснула веточка, и кусты зашевелились – это медведь прошел. И стало тихо.
Рисование «Российский флаг! »
- Давайте, нарисуем картины, на которых будет изображен – Российский флаг.
Дети рисуют восковыми карандашами под музыку.
Рассматривание детских работ.
Итог.
Вам, ребята, понравилось наше занятие? Какое у вас настроение? Покажите его с помощью карточки. (Солнышко – радостное; солнышко с тучей - грустное)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка» село Большая Неклиновка
Краткосрочный проект в разновозрастной группе 5-7 лет на тему:
«Этот загадочный космос».
Воспитатель:
Тагирова Анна Владимровна
с. Большая Неклиновка
2021г.
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: краткосрочный – 29.03.2021 – 09.04.2021г.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи:
Актуализировать знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных космонавтах.
Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее, современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Проблема.
Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики.
Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики.
Предполагаемые результаты:
сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
воспитаны патриотические чувства и качества.
вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
Задачи: Сбор и анализ информации.
Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
Основной этап:
Задачи: Формировать познавательный интерес. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей великой профессии.
Беседы:
29. 03. «Голубая планета – Земля»
30.03. «Что такое космос»?
31.03. «Планеты Солнечной системы»
НОД:
01.04. Рисование «Полет в космос»
02.04. Чтение х/л В Бородин «Звездолетчики»
05.04. Создание совместных работ родителей с детьми на тему «Космос».
06.04. Конструирование «Дом для инопланетян»
07.04. Рисование «Космонавты»
08.04 Коллективная аппликация «Космические просторы»
Подвижные игры (приложение 1):
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Космическая эстафета»
«Невесомость»
«Космонавты»
«Солнце – чемпион»
Дидактические игры (приложение 2):
«Восстанови порядок в солнечной системе»
«Подбери созвездие»
«Найди недостающую ракету»
«Добавь словечко»
«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Я.К. Голованов «Дорога на космодром»
О.А. Скоролупова «Покорение космоса»
Н.Носов «Незнайка на луне»
31.03. 09.04 Стихи о космосе, Ю. Гагарине
09.04. Загадки о космосе
Итоговый этап:
Выставка рисунков «Космические фантазии», плакат «Космические просторы. Выставка совместных поделок родителей и детей на тему «Космос»
Рисование «Полет в космос»
Рисование «Космонавты»
Приложение 1
Подвижные игры
«Ждут нас быстрые ракеты».
По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.
Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.
Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Невесомость».
Дети изображают передвижение в невесомости. По сигналу воспитателя дети замирают в позе «Ласточка». Деи стоят так, пока не услышат команду «Невесомость». Если ребенок встает на вторую ногу до сигнала, выбывает. Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Солнце чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
«Космонавты».
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд,
- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Приложение 2
Дидактические игры
«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти.
Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем.
Все планеты должны занять своё место в системе.
В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
«Подбери созвездие».
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
«Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
«Найди недостающую ракету»
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.



































