Взаимодействие с педагогами.

Тагирова Анна Владимировна

Обмен знаниями между педагогами повышает эффективность работы, педагогическая деятельность становить более продуктивной, а следовательно и более успешной.

Picture background

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Приобщение к русской национальной культуре через

знакомство с русским народным бытом.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.       

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.      

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.            

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с русскими народными традициями, с историей нашего народа,  с русским народным бытом.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.  Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий. 

Цель работы в этом направлении: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре и ставить перед собой  следующие задачи:

1.    Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2.    Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3.    Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её. 

4.    Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

В работе с детьми использовать методы, наиболее интересные и эффективные в плане усвоения материала:

  • метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; 
  • эвристический (частично-поисковый) метод;
  • метод моделирования,  
  • социо-игровые технологии,
  • игровой метод,
  • метод практических действий,
  • наглядный.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу .Хочу такой сайт

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделить знакомству с русской народной избой. Провододить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии, подготовленные родителями), который использовать в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре. Также знакомить детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивать колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводить в ДОУ праздник Масленицы, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомить с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжелью и т.д. Изготовить игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным народным промыслам, а затем организовать выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».

На протяжении всего дошкольного возраста знакомить детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…».

В работе использовать современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т.И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е.Ю.; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н.В..

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформить картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработать консультации для родителей: «Роль народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводить беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре»,  организации «Мини-музеев». Изготовить своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.  

В результате дети получат первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. иметь представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшится внимание, усидчивость, расширится активный словарь, повысится интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Я – человек!

Я живу на этой Земле!

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина!

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.



Предварительный просмотр:

                                 Консультация.

"Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"


              Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
            Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.  Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
            В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Основные виды развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.  В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
                Графические упражнения 
 Задание "Штриховка" 
Нарисуйте контурную картинку, например,  фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
 
Задание "Обведи рисунок" 
Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
 

Задание "Соедини по точкам" 
Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
 
Задание "Нарисуй фигуры" 
Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую  дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
 
Задание "Нарисуй такую же картинку"
Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.
 
Задание "Дорисуй картинку"
Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.
 
Задание "Графический диктант" 
Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.

   Смешайте разные виды макаронных изделий и дайте ребёнку задание каждый вид собрать в отдельную коробочку. Таким же образом можно играть и с фасолью разных видов, изучая их при этом. Ещё один вариант – смешать фасоль и горох.

Отлично способствует развитию мелкой моторики ещё одно занятие – нанизывание разных предметов на верёвочку. Для этого можно найти в доме много разных предметов – макароны, коробки от спичек, бублики, бусины от разорвавшихся бус.

Во время приготовления пищи тоже можно доверить какое – нибудь простенькое задание. Например, предложите ему почистить яйцо или варёную картошку.

Давайте ребёнку бумагу – газеты, старые журналы и т. д. Можно научить его резать специальными детскими ножницами. Потом все эти частички тоже легко использовать, делая различные аппликации.

Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторике.

      Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость? 

  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • играть с песком, водой;
  • резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)
  • Застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  • Нанизывание бус и пуговиц.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Переборка круп.
  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
  • Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
  • Очищать мандарины.
  • Переливать из кружки в кружку воду.
  • Стирать небольшие вещи, например кукольные.
  • Мыть игрушки, посуду.
  • Подметать пол.
  • Поливать цветы и т. д.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Как развивать самоконтроль

К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.

Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.

Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.

Как научить ребёнка владеть собой

Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.

Эмоции нужно принимать…

Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.

Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.

… различать и выражать словесно…

Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.

Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.

Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.

… анализировать

Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.

Как ребёнок может помочь себе сам

Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.

Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.

Как культура влияет на способы выражения эмоций

Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».

Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.

От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.

Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.



Предварительный просмотр:

Как научиться контролировать свои эмоции: 7 советов психолога.

Бурно выражать свои эмоции — громко смеяться, горько плакать или обнимать и целовать своего любимого человека на людях — у нас не принято. А ведь каждое испытанное чувство нужно принять, осознать и прожить. Зачем и как это делать, рассказала эксперт «О!» Анна Скавитина.

Многим сегодняшним родителям их мамы и папы, воспитатели в детском саду, учителя в школе в детстве говорили: «Не реви, ты не девчонка!» — если родился мальчиком или «рёва-корова» — девочкам. «Что лыбишься?», «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним!», «Что удивляешься? Ничего удивительного тут нет!», «Стерпится-слюбится», «Что значит, ты это не любишь? Быстро ешь!», «Настоящие солдаты не боятся. Как ты будешь своих детей защищать?» — эти и многие другие фразы давали понять: хочешь выжить — не придавай эмоциям никакого значения. Нет грусти, радости, удивления, отвращения и страха.

Те дети, ставшие сейчас взрослыми, научились подавлять свои эмоции ещё до того, как поняли, что они чувствуют. Эмоции — это не безопасно и не рационально. В тяжёлые времена, в которые жили родители наших родителей, эта стратегия выживания была почти единственной возможной. Действовать в экстремальных ситуациях надо мгновенно, работать — много, думать о том, кем ты хочешь стать и в чем твоё предназначение — некогда. А если думаешь — «с жиру бесишься».

Любая эмоция включает в себя два компонента: физиологическую реакцию — возбуждение, биение сердца, покраснение, бледность и так далее, и интеллектуальную оценку. То есть энергия возбуждения показывает, насколько сильно у вас бьется сердце, слегка ли вы раздражены или готовы кого-нибудь убить, а также реакцию наблюдения: «я, по-моему, слегка растерян». Возбуждение ничего не говорит нам напрямую о том, как на самом деле мы себя чувствуем. Наш мозг реагирует на положительные и отрицательные переживания разными частями.

Так, состояние нетерпеливого и приятного ожидания встречи с любимым человеком проявляется в активности левой префронтальной доли мозга, а состояние избегания неприятных сцен, страха негативных событий проявится в активности правой префронтальной доли мозга. Эволюция разнесла переживания необходимости приближения и избегания по разным полушариям, чтобы мы вдруг не перепутали, от чего нам следует убегать и к чему нам следует стремиться, но иногда мы пытаемся подавить эволюцию и делать прямо противоположное.

Интерпретация, называние состояния, может донести до нас информацию о том, что с нами на самом деле происходит. Эмоции нужны нам для оценивания ситуации: с их помощью можно изменить что-то, что нам не нравится, или найти то, то приносит удовольствие, но это не значит, что нам нужно немедленно действовать под влиянием эмоций.

Например, вы злитесь на свою маму или своего ребёнка, вам не нужно кричать или размахивать руками в момент злости. Вам нужно понять, что вы сейчас злитесь. Потом подумать, что вызвало вашу злость: мама или ребёнок сделали не то, что вы от них ожидали? Значит, есть проблема: ваши ожидания не соответствуют действительности, ваши родители и дети совсем не точно такие же, как вы. Это, конечно, злит.

Но злость указывает на то, что в данных обстоятельствах можно и нужно что-то делать: попробовать поменять саму ситуацию или ваше отношение к ней. Если мы не замечаем злости, делаем вид, что мы «белые, пушистые и страшно добрые», то мы ничего не делаем ни с собой, ни с ситуацией, и потом, когда силы, которые мы тратим, чтобы прятать эмоции, будут на исходе, мы превратимся в совершенное чудовище, которое кричит, топает ногами и размахивает руками в бессильной ярости.

Подавляя эмоции, мы теряем канал связи с собой. Для человека, воспитываемого в коллективизме, коммунизме, вере в единственную политическую партию и истину, подавление эмоций позволяет не задумываться о своих собственных ценностях и желаниях, о своих интересах. «Партия сказала надо, комсомол ответил — есть!» Такие люди легко управляемы носителями «единой истины». Полностью подавить эмоции нельзя, но их можно стереть со своего лица, сделав его амимичным — почти неподвижным, невыразительным или суровым. Если эмоции стёрты до того, как человек понял, что он чувствует, то переживание остаётся внутри тела, трансформируясь в психосоматические заболевания или начинает отражаться в неподходящем поведении.

«Современная неврология доказала: эмоции действительно влияют не только на разум, но и на тело: состояние тревоги заставляет пульс биться чаще, повышается артериальное давление, а чувство удовлетворения помогает укрепить иммунную систему, в результате чего вы (по сравнению с теми, кто постоянно в плохом настроении) меньше подвержены инфекциям и другим заразным заболеваниям,» — пишут исследователи Ричард Дэвидсон и Шэрон Бегли в книге «Эмоциональная жизнь мозга».

Хочется развеять два популярных мифа, связанных с эмоциями:

Если будешь думать позитивно, то излечишься от чего угодно, даже от рака. Наверняка вы уже успели прочитать его где-нибудь в популярных статьях. К сожалению, эта идея очень сомнительна и никакими исследованиями не подтверждается. Она показывает, что позитивное мышление часто становится способом не излечения, а подавления негативных переживаний и приводит к обратному результату, о котором написано выше.

Открытое выражение своего гнева может улучшить ваше эмоциональное состояние и уменьшить более опасную агрессию — это один из мифов популярной психологии, часто поддерживаемый средствами массовой информации и поп-психологами. То есть чувствуешь гнев — наори, стукни кулаком, побей картонную куклу начальника, подушку. Так вот: экспериментами давно доказано, что это не работает! Но миф продолжает жить, пока в него верят. Появился он из теории полезности катарсиса, в том числе негативного, придуманной Фрейдом, которая уже в 70-х годах ХХ века была развенчана и признана эмпирически не подтверждённой. Проявление агрессии вовсе не снижает последующей агрессии и не освобождает психику от враждебных импульсов, но люди упорно приписывают позитивную ценность проявлениям своего гнева. Вероятно, потому что они ожидают, что получат удовольствие от своей агрессии и будут чувствовать себя лучше. Эксперименты Бушмэна и Баумайстера 2001 года доказывают, что люди, которые верят в полезность проявления агрессии, чаще её проявляют в надежде получить от неё удовольствие, а в целом от регулярных проявлений агрессии становятся ещё более агрессивными, а не спокойными. Удовольствие от выражения агрессии не снизит вашу агрессию в будущем.

Сегодняшним родителям приходится учиться пониманию самих себя, своих эмоций, чувств, интересов, а также навыкам использования инструмента, данного природой для своей пользы, а не себе во вред. Мамы и папы вынуждены поступать так же, как в самолете: вначале «надеть кислородную маску на себя, потом — на ребёнка». Учиться самим, а потом учить этому своих детей — это и есть одна из причин, по которой сегодняшнее родительство даётся многим взрослых не так просто. Если вы принадлежите именно к таким взрослым с «непонятыми чувствами», давайте попробуем натренироваться в понимании подавленных эмоций и чувств.

Как же взрослому понять, что с ним происходит, как успокоить самого себя, а потом и ребёнка?

В момент, когда вас переполняют эмоции, сделайте «внутреннюю остановку» на мгновение.

Задайте себе вопрос: «Что со мной? Что я сейчас чувствую?» Попытайтесь обойтись без фраз: «Я думаю…»

Когда вы получите от самого себя один или несколько ответов: «Я радуюсь, грущу, печалюсь, тревожусь, злюсь, боюсь, удивляюсь, чувствую отвращение…», попытайтесь некоторое время ничего не делать, даже если эмоция не из приятных. Просто побыть в этом ощущении, сделать его для себя узнаваемым. Запомните его, чтобы в следующий раз вам было легко сразу назвать внутреннее состояние словом.

Поищите причину вашего переживания. Ваше переживание — это ваше переживание. «Ты меня злишь» — это попытка сделать другого человека ответственным и виноватым за ваши эмоции.

Подумайте, что можно и нужно ли вообще что-то менять, если ваше переживание слишком негативное.

Действуйте.

Потренируйтесь в привычке несколько раз в день обращать внимание на свои эмоции и называть их в те моменты, когда вы относительно спокойны. В такие моменты легче управлять эмоциями, то есть не действовать мгновенно и импульсивно и научиться справляться со слабым потоком, чтобы потом уверенно чувствовать себя в сильных стрессовых ситуациях.

Нас успокаивает осознавание своего гнева и других чувств, называние и наблюдение за их проявлениями у нас в голове, а не выливание негатива на окружающих. Впрочем, это ещё 2500 лет назад делали в восточных техниках медитаций, а неврологические доказательства подоспели только сейчас. Но далеко не все хотят им верить и не у всех пока есть навыки управления своими эмоциями.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Цель: Распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования.

Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус. Современная наука и психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.

Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство дорожно - транспортных происшествий происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, в маршрутное такси. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.

Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Однако дети — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка правил дорожного движения, например для дошкольников неприемлема.

В первой младшей группе малыши получают свои первые, самые элементарные знания по ПДД. В ходе занятий педагог реализует такие задачи.

1.            Создать у детей первичные представления об автомобилях, улице, дороге.

2.            Познакомить дошкольников с некоторыми видами транспортных средств: легковая машина, грузовая (большего размера), автобус (который перевозит пассажиров).

3.            Дать понятие о работе водителя.

Начинать знакомство самых маленьких дошколят с дорожно-транспортными понятиями лучше всего во время прогулки. Педагог показывает детям проезжую часть, тротуар и рассказывает об их назначении (при этом вовсе не обязательно выходить за пределы детского садика). Малыши узнают, кто такой водитель, пешеход и пассажир, наблюдая за прохожими и движением транспортных средств по дороге. Можно также рассмотреть машину, которая привозит каждый день продукты на кухню, и обсудить её устройство.

Дети с детства играют с машинками, причём часто не только мальчики, но и девочки. Задача же воспитателя — объяснить дошкольникам, что настоящие автомобили гораздо опаснее знакомых им всем игрушек.

Во время групповых занятий нужно как можно чаще использовать приём моделирования различных дорожных ситуаций. Воспитатель ненавязчиво подталкивает детей к играм с машинками, при этом проговаривает вслух каждое действие и побуждает к этому детей (например, автомобиль увеличил скорость, повернул в сторону, дал задний ход).

Чтобы дошкольники с ранних лет вырабатывали привычку осматриваться, подходя к проезжей части, воспитателю нужно проводить игры на внимание (например, «Зелёный — красный»). Когда педагог демонстрирует красный кружок, малыши должны стоять, при показе зелёного — вначале посмотреть налево и направо, а только потом шагать.

Когда ребята знакомятся с разновидностями транспорта (грузовой и легковой, автобус, троллейбус и трамвай), важно закрепить у них понятие габарита. Дошкольники должны уяснить, что транспортное средство большого размера потенциально может представлять собой угрозу, поскольку из-за него можно не заметить другой мчащийся автомобиль. В связи с этим у малышей следует вырабатывать привычку осторожно обходить предметы, которые мешают обзору, внимательно смотреть по сторонам.

При проведении занятий с детьми ясельного и младшего возраста крайне важна наглядность. Поэтому в группе должно быть много игрушечного транспорта разных видов, набор рулей на каждого ребёнка (пластмассовых или картонных), шапочек с изображением машин, эмблем и пр. Всё это делает обучение более увлекательным и понятным. Также обязательно нужно приобрести или сделать самостоятельно большой макет светофора.

Чтобы привлечь интерес малышей к дорожной тематике, педагогу следует предлагать детям пазлы с изображением различных автомобилей (лучше, если они будут деревянными, начинать следует с четырёх элементов), дидактические игры (например, «Поставь автомобиль в свой гараж», где нужно соотносить картинки по размеру). Во второй младшей группе сюда следует включить игровые пособия на классификацию видов транспорта («На чём могут ехать пассажиры») и простой макет улицы с обозначением тротуара и проезжей части.

Большое значение при знакомстве с дорожно-транспортными понятиями имеют сюжетно-ролевые игры. В ясельной группе это «Поездка на автобусе», «Пешеход на улице». В младшем дошкольном возрасте сюда следует добавить такие варианты, как «Вежливые пассажиры», «Путешествие в автомобиле по родному городу». При этом воспитатель направляет ролевые действия детей, активно комментирует их, подсказывает ребятам подходящие реплики.

Также очень важно просвещение родителей и вовлечение их в систему работы благоприятно влияет на психологическую атмосферу в группе, способствует повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Для родителей были разработаны различные памятки, папки – передвижки, обновлены наглядные уголки по ПДД.

Жизнь ребёнка — это самая большая ценность. Поэтому в детском саду необходимо уделять достаточно внимания изучению правил дорожного движения, начиная с самого раннего возраста. Задача педагога — преподнести малышам эту серьёзную информацию в доступной форме, самое лучшее — в виде игровых занятий. При этом игра должна быть всегда поучительной, подводить детей к определённому выводу, который поможет им в дальнейшем ориентироваться на улице.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

Освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином.

Обучение участников мастер- класса технике «Пластилинография».

Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат:

Проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.

Материалы и оборудование для педагогов:

плотный картон (размер А4);

набор пластилина;

салфетки для рук;

доски для лепки;

стеки.

Структура мастер-класса:

Вступительное слово по теме «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»

Занятие с педагогами с показом эффективных приемов.

Подведение итогов мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправится в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография.

«Пластилинография» («графия» — создавать, изображать, «пластилин» — материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).

Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является руки.

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:

развитию внимание, памяти, мышления;

развитию воображения, творческих способностей;

развитию восприятия, пространственной ориентации, самостоятельности.

Эти занятия помогают реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии:

Прямая пластилинография— изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

Располагать их на горизонтальной поверхности.

Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная) — изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).

С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография — изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Мозаичная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

Слегка прижать.

Многослойная пластилинография — объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Особенности выполнения работы:

Берем разные цвета пластилина.

Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов — к светлым. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к другу, просто положить один слой на другой.

Теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии — она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее. Получая детали для изображения.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

На улице весна! Светит солнце! Я предлагаю сегодня порадовать себя. А что больше всего любят женщины – это цветы. Давайте сделаем корзину цветов, используя многослойную пластилинографию.

Показать приемы и объяснить способы работы.

Полезные советы при работе к технике «Пластилинография»:

- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;

- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

- занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда нужно включать физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.

Как оформить и хранить пластилиновые картины:

Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку с паспарту или хранить под прозрачной пленкой.

Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения.

Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».

В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию.

Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей

Бросовые материалы, которые можно использовать в детском творчестве.

Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.О. Шлосс Бросовым материалом называют все то, что люди обычно выбрасывают. Например: - различная упаковка и ее части: пенопласт и вспененный полипропилен (контейнеры, подносы от продуктов), фольга, фантики, обертки, целлофан, полиэтиленовая пленка (в том числе с воздушными пузырьками), пластик (в коробках с игрушками и постельным бельем бывает окошко-витрина из прозрачного пластика), коробки и жесткие пакеты от бытовой техники, игрушек, лекарств, продуктов (кондитерских изделий, круп, соков, молочной продукции), пластмассовые и пластиковые флаконы, стаканчики, бутылки, пробки и крышки (из-под напитков, лекарств, косметики и средств гигиены), рулоны и бобины от туалетной бумаги, бумажных полотенец и скотча,  — старые и ненужные вещи или их части: журналы, газеты, упаковочная бумага, застежки от одежды (пуговицы, молнии), компакт-диски, одноразовая посуда (стаканчики, ложки, вилки, тарелки), соломинки для сока, палочки от «Чупа-чупс», контейнеры от «Киндер-сюрприз» и т.д. Поделки из бросового материала почти не требуют финансовых затрат. Дети становятся волшебниками, превращая ненужный мусор в полезную вещь или красивую поделку.

В нашей стране свалки сейчас занимают десятки тысяч гектаров земли. Они постоянно разрастаются и находятся в ужасном состоянии – ветер разносит легкий мусор на многие километры вокруг. Свалки как раны на нашей родной Земле-матушке, нанесенные ей ее несознательными детьми. И на заживление этих ран ей понадобится очень много лет. А ведь когда-то наши предки настолько уважительно относились к ней, что даже плюнуть на землю считалось плохим поступком, а уезжая, они всегда брали с собой горсть родной земли. Бумаги на свалках среди мусора столько, что ради нее были вырублены тысячи гектаров леса. А для изготовления находящегося там пластика понадобились тонны бензина, нефти и газа.

Повторное использование в детском творчестве упаковки и других ненужных вещей не только развивает у детей мелкую моторику, фантазию, творческое мышление и многие другие полезные умения и навыки, но и помогает воспитывать стремление беречь и охранять нашу Землю и природные ресурсы.

Другие материалы и инструменты, которые понадобятся при работе с бросовым материалом Для работы с бросовым материалом потребуются ножницы, клей (ПВА, клей-карандаш, клей-пистолет и т.д., в зависимости от материала), также могут понадобиться пластилин, степлер, скотч, маркеры, краски, готовые пластиковые глазки для игрушек, нитки, цветная бумага или цветной картон и др. Примеры поделок из бросового материала Один из популярных бросовых материалов для изготовления детям игрушек и развивающих пособий — коробки разных размеров. В большие коробки очень любят залезать малыши. Для них можно сделать из коробки машину, приклеив к ней по бокам снизу круги – колеса. Или приклеить круги – иллюминаторы по бокам посредине, получится корабль. Из большой коробки можно сделать домик, вырезав в нем окна и двери. Малышам особенно интересно его раскрашивать. Такой домик после игры легко сложить и убрать. Из коробок поменьше получаются кукольные домики, дворцы и замки, домики и будки для игрушечных животных, гаражи для машинок, игрушечная кукольная мебель, бытовая техника, аквариумы, почтовые ящики, игрушечные кирпичи, поезда, автобусы, грузовики, машины и многое другое.

Известный бросовый материал для детского (и не только детского) творчества — конфетные фантики. Они красивые, яркие, бывают блестящими, поэтому поделки из них, особенно новогодние, смотрятся очень эффектно. Дети постарше и взрослые делают из них различные коробочки, корзинки, вазы, карандашницы, а еще сумочки и клатчи, которые, кстати, стоят недешево. С малышами фантики можно использовать для аппликации, вырезая из фантиков нужные детали. В работе с фольгированными фантиками лучше использовать клей-карандаш, а не ПВА. На фотографиях из фантиков сделаны элементы одежды матрешек, Солнце и планеты Солнечной системы. Фантики можно использовать как обычную бумагу и делать из них миниатюрные фигурки оригами, цветы, новогодние фонарики, елочные украшения.   Скреплять детали помогут прозрачный скотч или степлер. Для изготовления елочных шариков и гирлянд понадобятся иголка с ниткой. Многие советские дети умели делать елочные шарики из старых открыток. Таким же способом эти шарики можно сделать не только из открыток, но и из тонкого упаковочного картона, красивой плотной бумаги из рекламных буклетов и т.д. А из разрезанных на полоски старых открыток получаются пазлы для малышей или яркое панно на стену. Для изготовления пазлов можно разрезать открытки на разное количество частей самой разной формы. Фольга от конфет и шоколада тоже пригодится для поделок. Из нее можно сделать украшения для девочек: колечки, кулончики. Или вырезать ажурную золотую рыбку. Или сделать шарики, нанизать на нитку, получатся бусы на елку. Если на фольге есть изображения, можно сделать из нее объемную игрушку на елку. Например, на шоколадных конфетах в форме матрешки — изображение матрешки, на дешевых аналогах киндер-сюрприза фольга часто бывает с изображениями забавных зверюшек, сказочных персонажей. Из упаковки от паштета — круглой коробочки из толстой алюминиевой фольги золотистого цвета – можно сделать короны для кукол.

Еще один очень популярный бросовый материал – пластиковые бутылки. Что только из них не делают! Карандашницы, корзинки, шкатулки, коробки, цветы, сумки, поделки для улицы и т.д. Крышки от бутылок и упаковок тетра-пак могут быть и мозаикой, украшающей забор или стену дачного дома, и детскими поделками, и азбукой с буквами для игр в слова. А если букв написать внутри крышек, а снаружи приклеить магниты, получится магнитная азбука.   Сами пакеты тетра-пак легко превратить в домики для маленьких игрушек и кормушки для птиц (как и пластиковые бутылки. Только острый край бутылки, на который будут садиться птицы, нужно оклеить изолентой или отогнуть и закрепить проволокой, чтобы птицы не поранили лапки).

Контейнеры от киндер-сюрприза тоже могут превратиться в поделки для улицы, а также в погремушки, противоинфекционные кулончики с чесноком, детские игрушки и поделки, елочные игрушки. Из ненужных журналов можно вырезать небольшие картинки с изображениями игрушек, транспорта, цветов, деревьев, фруктов и т.д. Эти изображения пригодятся для изготовления карточек для тематических занятий и игр, развивающих логику, внимание, память. А еще – для детских аппликаций, открыток. Из самых ярких иллюстраций можно вырезать различные геометрические или любые другие фигурки, которыми украсить подарочную упаковку или открытку. С вырезанной одеждой можно устроить игру-аппликацию «Мода для огорода», а кусочками иллюстраций определенного цвета «раскрашивать» контуры картинок.

Как придумать произвольные поделки из бросового материала (свободное творчество) Часто идею поделки подсказывает сам материал. Например, блистеры (это вид упаковки, в которой пластиковая верхняя часть часто повторяет форму товара) от некоторых игрушек, заколок и т.д. бывают интересной формы. Их можно использовать как формочку для песка, поделок из гипса, соленого теста, пластилина. Именно так, благодаря пластиковой форме из коробки шоколадных конфет, и возникла идея сделать для дочкиных кукол конфеты, мармелад и пирожные из самозатвердевающей массы для лепки. Для песка в качестве формочек также подойдут нижняя и верхняя части пластиковых бутылок разного размера (из нижней части получаются куличики, похожие на крепости), баночки от йогурта, майонеза, одноразовые стаканчики, половинки капсул от киндер-сюрприза, половинки пластмассовых яиц и т.д.

Очень интересно смотрятся многоярусные песочные сооружения из таких формочек, когда на готовый песочный куличик аккуратно ставится куличик поменьше. Иногда придумать поделку позволяет не только форма бросового материала, но и его свойства. Например, бумажные кораблики от воды размокают и идут ко дну. Значит, надо сделать эти кораблики из материала, который не размокнет, и который можно складывать. Но экспериментальный кораблик из фольгированного фантика не выдержал испытаний. Значит, нужен более плотный фантик, например, упаковка от шоколада, на которой написано, что она легко открывается и закрывается несколько раз.

Пенопласт и пенополистирол (из него делают подносы, в которых продаются некоторые продукты, по весу похож на пенопласт) – это легкие материалы, они не тонут в воде, поэтому из них получаются кораблики, лодочки, катера и т.д. Также из пенополистерола можно сделать несложный конструктор – объемные фигурки со вставляющимися друг в друга деталями, шнуровки для малышей и т.д.

Целлофан – это тоже легкий материал, с которым любит играть ветер – поднимать над землей, оставлять на ветвях деревьев. Из него можно сделать забаву для детей, связанную с ветром – привязать к палке разноцветные целлофановые ленты и использовать ее вместо флюгера, чтобы смотреть направление и силу ветра. Или украшение для двора или дома – бабочек и птичек, привязанных к леске или нитке, которые будут кружиться и летать от малейшего движения воздуха. Контейнеры от киндер-сюрпризов сделаны из пластмассы. Поэтому они подойдут и для уличных поделок, и для изготовления небольших игрушек. Сам контейнер по форме похож на голову, совмещенную с телом. Осталось придумать, как и из чего сделать оставшиеся части тела, чтобы персонаж получился узнаваемым – руки и ноги или крылья и лапы, хвост, нос (клюв), рот, уши, глаза. Их можно нарисовать специальным маркером, сделать из цветной бумаги, самоклейки или из пластилина. Можно сделать поделку из нескольких контейнеров. Если в поделке использован пластилин, то она носит, скорее, декоративный характер. Играть с ней, конечно, можно, но в этом случае нужно быть готовым к тому, чтобы потом очищать пол или палас от отклеившихся пластилиновых деталей, и хорошо, если на них никто не успел наступить. В качестве замены пластилину можно использовать самозатвердевающую массу для лепки или соленое тесто. Но в этом есть как плюсы, так и минусы. Минусы: пластилин хорошо прилипает к пластмассе, а масса для лепки и соленое тесто – почти не прилипают. Поэтому нужно вылепить из них все необходимые детали, прикрепить их к контейнеру от киндер-сюрприза и не трогать поделку до полного высыхания массы (теста), т.к. от малейшего движения детали отклеиваются. После высыхания массы приклеить детали из нее клеем «Момент» (или клеем для пластмасс и пластика). Еще один минус – детали из массы (теста) могут разбиться, если поделка упадет на твердую поверхность. Чтобы этого не произошло, лучше использовать не обычную, а легкую самозатвердевающую массу для лепки. Поделки из нее получаются мягкие, бархатные на ощупь, не разбиваются, не трескаются при сушке, а по качеству похожи на вспененную резину. Плюсы: поделками с деталями из самозатвердевающей массы для лепки можно играть. Они не жирные, не пачкают руки и поверхность, на которой хранятся или на которой ребенок с ними играет, не деформируются, не помнутся от неосторожного движения, не растекаются в жару, не приклеиваются к полу и паласу.

Развивающую игрушку для малышей – сортер – можно сделать, прорезав отверстия разного размера и разной формы в плотной картонной коробке или крышке металлической банки от детской молочной смеси. Если сделать в каком-нибудь ярком пластиковом флаконе небольшие отверстия и продеть в него тесьму, ленты, веревочки или шнурочки с крепко завязанными или пришитыми на обоих концах бусинками, пуговицами, маленькими разноцветными крышками, получится игрушка–тянучка для малышей. Это взрослым она кажется простой, а малышам интересно: потянешь за веревочку, и она с одной стороны станет длиннее, а с другой стороны — спрячется. А потом наоборот. Липучки от памперсов пригодятся для фигурок фланелеграфа, помогут им крепко на нем держаться. Сами фигурки тоже можно сделать из бросового материала: коробок от детского питания, соков, из них же можно сделать пазлы и детали для создания многоразовой аппликации.

Итак, как же придумать поделку из бросового материала? Подумать, какие привычные материалы в поделках можно заменить бросовыми (например, бумагу в аппликациях и объемных поделках заменить фантиками и картинками из старых журналов; картон для карточек, плоских и объемных поделок брать от упаковок продуктов или игрушек; бумажные ленты заменить лентами для упаковки подарков и т.д.). Подумать, какими свойствами, формой или цветом обладает имеющийся бросовый материал, в каких поделках это может пригодиться? Что (кто) бывает такой формы или такого цвета? Какие детали и из каких материалов нужно будет добавить? Как и чем скрепить детали друг с другом (клей, скотч, степлер, нитки, заклепки, пластилин)? Если совсем нет никаких идей, первое время можно воспользоваться чужими, а с опытом появятся и свои. Идеи можно посмотреть в интернете по общему запросу «поделки из бросового материала» или по более конкретным, например, «поделки из контейнеров от киндер-сюрприза», «поделки из крышек», «что можно сделать из старых открыток» и т.д.

Часто в детских садах и школах детям дают задание сделать дома поделки из бросового материала к какому-то празднику или из определенного вида бросового материала. Поделки к Новому году обычно блестящие (для них подойдут конфетные фантики, фольга), белые или, наоборот, очень яркие (подойдут бросовые материалы этих цветов).  Поделки из других бросовых материалов можно украсить мишурой. Чтобы нарядить уличную елку, понадобятся «непромокаемые» материалы – пластик, пластмасса, целлофан, пенопласт, пенополистирол, фольга (в том числе фольгированные фантики). Поделки к женским праздникам (8 марта, День Матери) – это чаще всего красивые яркие цветы, а для их изготовления подойдет большинство видов бросовых материалов. С военными праздниками (23 февраля, 9 мая) немного сложнее. К ним можно сделать военную технику из коробок, обклеенных цветной бумагой, а также ракеты и самолеты из бутылок и флаконов.

Поиграйте с ребенком в ассоциации на тему заданной поделки. Возможно, таким образом появятся нужные идеи. Творите, выдумывайте, и у вас с Вашим ребенком обязательно получатся замечательные уникальные поделки, игрушки, сувениры и полезные мелочи из бросового материала! Приятного Вам творчества!  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Б-Неклиновский детский сад «Дюймовочка» общеобразовательного вида второй категории.

Авторское наглядно - дидактическое пособие «Мобильная игротека»

(форма проведения мероприятия - мастер - класс)

Для педагогов.

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Тагирова А.В.

с. Б-Неклиновка

2025 год.

«Мобильная игротека» – уникальное средство и многофункциональное дидактическое пособие для разностороннего развития детей дошкольного возраста».

«Игра -огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

20251118_121645   20251118_121711

Данное пособие предназначено для детей среднего дошкольного возраста и может быть использована воспитателями как в рамках непосредственно - образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

20251113_095837    20251113_152906   20251117_094636

Актуальность данного пособия заключается в том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Фактически она становится для детей своеобразной школой саморазвития. А дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем мире.

20251113_101028    20251113_151924

В игровой деятельности происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память.

Вовлечь детей в процесс игры помогают яркие, интересные, привлекающие внимание предметы. Таким предметом является и моё дидактическое пособие «Мобильная игротека».

20251113_153751        20251113_153902

Целью которого является - обучение через игру, развитие самостоятельности детей. Осуществление связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей через дидактические игры.

Основные задачи данного пособия, это -

- Формирование у детей целостной картины мира; закрепление сенсорных представлений; элементарных математических представлений; знаний о числах и цифрах от 1-5;навыков пересчёта предметов.

- Развитие речи, мелкой моторики, тактильных ощущений, мышления , воображения, фантазии, ориентировки в пространстве, активизация словаря.

-Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и эмоциональную отзывчивость; умение радоваться достигнутому результату; бережное отношение к дидактическому материалу.

- Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

20251113_155850          20251113_154542

Практическая ценность пособия «Мобильная игротека» заключена в комплексном подборе игр, заданий и задач из разных образовательных областей.

Игры и упражнения с «Мобильной игротекой» могут быть использованы, как диагностический инструментарий к разделу «Формирование элементарных математических представлений».

В предоставленном мною пособии включены наиболее интересные и результативные формы работы: дидактические игры, занятия в нетрадиционной форме.

20251113_151920    20251105_223539

Игры и упражнения с «Мобильной игротекой» могут быть использованы, как диагностический инструментарий к разделу «Формирование элементарных математических представлений».

    20251113_152141

"Мобильная игротека" сделана из плотной картонной коробки, лёгкая по весу и её может передвинуть любой ребёнок. Окрашенная и загрунтованная в яркие основные цвета, привлекающие внимание детей.

   20251026_005154

Внутри коробки прилагается дополнительный материал, который вложен в цветные папки, цвет которой соответствует определённой грани, его можно дополнять и усложнять.

Каждая грань представляет собой игровое поле. Пять граней соответствуют пяти различным играм, каждая из которых несёт определённое задание.

20251102_125240    20251105_223434

Представляю вашему вниманию первую грань, красного цвета, мобильной игротеки «Геометрические фигуры», специально разработанная для развития сенсорного восприятия и основ геометрии у детей.

Эта тактильная грань оснащена набором ярких геометрических фигур из фетра на липучках, что позволяет воспитателям и детям совместно создавать различные композиции, изучать формы, цвета и пространственное расположение в игровой и интерактивной форме.

20251026_005719   20251102_115944   20251113_151920

Имеется дополнительный материал, который располагается в папке - красного цвета (что соответствует цвету нашей грани). Его можно дополнять, менять, усложнять. Карточки с игрой «Фигурные прятки».

20251102_125130    20251102_120120

Следующая грань зелёного цвета мобильной игротеки – дидактическое пособие под названием "Цветочная полянка: Счёт до 5".

На данной грани располагаются цветы, цифры и бабочки - ламинированные на липучках, которые превращает процесс обучения в увлекательную игру.

Ребёнок становится не просто наблюдателем, а полноценным участником процесса. Он сам прикрепляет, считает, перемещает бабочек. Запоминает цифры и учится соотносить их с количеством предметов. Всё это усиливает запоминание и понимание материала.

20251026_005626   20251102_120547   20251102_120413

Имеется дополнительный материал, который располагается в папке - зелёного цвета (что соответствует цвету нашей грани). Карточки «Соотнеси цифры с количеством предметов», «Математический пазл». Его можно дополнять, менять, усложнять.

20251102_125130    20251118_080332   20251118_081537     20251118_080125

Третья грань синего цвета - "Времена года". Данное методическое пособие предназначено для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия. Дети с лёгкостью смогут рассказать о характерных признаках каждого времени года.

Пособие представляет собой грань с изображением дерева и набор фетровых деталей на липучках, символизирующие смену сезонов. Это помогает детям выучить названия времён года, понять их последовательность и развить пространственное мышление.

20251026_005639   20251102_121318   20251102_121031

Имеется дополнительный материал, который располагается в папке - синего цвета (что соответствует цвету нашей грани). Его можно дополнять, менять, усложнять.

20251102_125130    20251102_121556   20251102_123124

Четвёртая грань жёлтого цвета - «Одень ребёнка по сезону». данного пособия представляет собой игру на липучках, которая помогает формировать у детей представление об одежде, её связи с сезоном и погодой. Дети закрепляют названия одежды для мальчиков и девочек по сезонам. Формирует навык последовательных действий одевания на прогулку. Воспитывает аккуратность, бережное отношение к одежде. Также игра развивает речь и пополняет словарный запас.

20251026_005701   20251113_155845   20251113_095923

Имеется дополнительный материал, который располагается в папке - жёлтого цвета (что соответствует цвету нашей грани). Его можно дополнять, менять, усложнять.

20251102_125130   20251102_123721

20251102_124059

5 грань (белого цвета) - «Нейросенсорика». Данная сторона предусматривает нейроигры, которые нужны для развития межполушарного взаимодействия, улучшения координации и синхронизации работы правого и левого полушарий мозга. Улучшить концентрацию внимания. Развивает мелкую моторику.

На гране изображена картинка с двумя симметричными фигурами (например, спирали, круги, зигзаги или другие узоры) нужно взять в каждую руку по карандашу или ручке, можно просто указательными пальцами..

Одновременно начинать обводить фигуры обеими руками, двигаясь в одном направлении.

Постараться сохранять синхронность движений, не отрывая руки от картинки.

20251026_005754         20251102_125028

               

Имеется дополнительный материал, который располагается в папке - белого цвета (что соответствует цвету нашей грани). Карточки «Покажи жест», «Обведи двумя руками». Его можно дополнять, менять, усложнять.

20251102_125130  20251102_124455  20251102_124749

"Таким образом, "Мобильная игротека" – это не просто набор картинок, а многофункциональное, интерактивное пособие, которое делает процесс обучения увлекательным и эффективным. Элементы на липучках позволяют детям быть активными участниками процесса, а не пассивными слушателями.

20251026_005719   20251026_005626   20251026_005639

20251026_005701  20251026_005754

За период работы с пособием у детей наблюдалась положительная динамика уровня развития мелкой моторики, связанной речи. У детей улучшались показатели психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, дифференцированного восприятия качеств предметов.

20251113_095830   20251113_100502   20251113_151924

20251113_153732   20251113_152909   20251117_094740