для педагогов

Морозько Татьяна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Задания логопеда для воспитателей.

Лексическая тема «Финансовая грамотность»

Лексика: существительные: деньги, монета, банкнота, семейный бюджет, доходы, расходы, работодатель, зарплата, , трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, .

прилагательные: бумажная, металлическая, круглая, прямоугольная, легкая, тяжелая, звонкая, шуршащая, блестящая, золотая, серебренная.

глаголы: найти, потерять, заработать, потратить, накопить, положить.

1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Лото «ПРОФЕССИИ». Деление на слоги слов — названий профессий. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Игра «Кому, что нужно для работы» Воспитатель организует беседу о том, что люди разных профессий работают и производят определённый продукт. Они используют определённые инструменты для этого. У каждой профессии есть свои инструменты. Предлагает детям правильно соотнести картинки «Профессии - инструменты».

Упражнение «Есть – нет?» (Согласование числительных с существительными в косвенных падежах)

(по картинкам дети говорят, у кого есть сколько-то монет, а у кого нет)

У меня есть 2 монеты.

У меня нет двух монет, но есть 4 монеты…и т.д.

Проговаривание скороговорки.

Расскажите про покупки!
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Пословицы и поговорки. (дети объясняют народные мудрости)

1. Копейка рубль бережёт.

2. Копейка к копейке — проживет семейка.

3. Деньги любят счёт.

4. Считай деньги в своем кармане.

5. Кто долго спит, тот денег не скопит.

6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

7. Скупой платит дважды.

8. Денежки труд любят.

9. Бережливость — не скупость.

2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Подвижная игра «Монетки» (Координация речи с движением)

«Мы не детки, мы не детки, (Поворот вокруг себя)

А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)

Звонко катимся по кругу, (Руки на поясе, легким бегом бегут по кругу)

Радуемся мы друг к другу. (Остановились, повороты к соседям.)

Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек. (присели на корточки, руки сомкнули над головой)

Подвижная игра «Покупка» (Координация речи с движением)

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Будем денежки считать,

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем.

Третья монета — одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвертую монету – будем есть и пить — (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока
(шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Сюжетные картинки по теме.

К.Чуковский «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», русские народные сказки «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», С. Михалков «Как старик корову продавал, Г.-Х. Андерсон «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 33»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

по лексической теме «Финансовая грамотность»

Разработали: учителя-логопеды ДОУ

Оренбург

Занятие №1.

Тема: «По страницам «Мухи-Цокотухи»

Задачи:

Коррекционно - образовательные: уточнение и расширение словаря по теме «Финансовая грамотность». Совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование числительных с существительными, употребление существительных в косвенных падежах). Совершенствование навыков слогового и звукового анализа, навыка чтения.

Коррекционно - развивающие: развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно - воспитательные: воспитание навыков сотрудничества в игре, доброжелательности, инициативности.

Предварительная работа: чтение произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Оборудование: книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха», предметные картинки героев по сказке «Муха – Цокотуха», монеты и банкноты для организации игр, контейнер с фишками для звукового анализа.

Ход занятия:

1.Организациоонный момент.

- К нам в группу пришло письмо. Давайте узнаем, от кого оно. (Вскрывают конверт, в нем свадебная фотография Мухи – Цокотухи и комара).

- Вы узнали, из какой сказки эти герои? А помните, с чего эта сказка начиналась?

(Ответы детей: Муха нашла в поле денежку, купила самовар, на свой день рождения пригласила гостей…).

- Давайте порассуждаем с вами, пофантазируем, о том, что не написал автор, а это происходило в сказке. Попробуем?

2. Основная часть.

- И так, Муха нашла денежку, а какую? (рассмотреть иллюстрации к сказке. Ответы: Она нашла круглую денежку – это монета)

Упражнение «Закончи предложение» (употребление существительных в косвенных падежах)

- Прочитайте предложения, и правильно дополните словом «монета»

Предложения:

У мухи есть ….монета.

У мухи не было …монеты.

Муха рада …монете.

Муха нашла ….монету.

Муха любуется ….монетой.

Муха думала о…монете.

- А какие деньги есть в нашем реальном мире? (ответы детей: копейка, рубль, монета, банкнота…)

(Показываем детям монеты, рассматриваем)
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
- Круглая, металлическая, звенит – значит звонкая, блестящая (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете?
(Дети называют монеты разного достоинства, демонстрируем данную монету всем детям.)
(Демонстрируем банкноты)
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, красивые, разные.
(Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.)
- Какие банкноты вы знаете?
Игра с мячом «Скажи, какая?» (образование качественных прилагательных)

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи какая?» Нужно подобрать подходящий признак для монеты и банкноты.
Монета какая?: круглая, металлическая, звонкая, тяжелая, блестящая, золотая, серебренная.
Банкнота какая?: бумажная, прямоугольная, легкая, шуршащая, зеленая, синяя…

Упражнение «Посчитаем»

(Согласование числительных с существительными)

(предлагаем детям посчитать настоящие монеты: однокопеечные, рублевые, десяти рублевые) Муха нашла только одну монету, а у нас вот их сколько. Рассмотрите их, они разные.

- Давайте выберем одинаковые монетки и посчитаем их. (Дети выбирают копеечные монеты, рублевые и десяти рублевые, затем считают.)

Одна копейка, две копейки….10 копеек;

Один рубль, два рубля…..10 рублей;

Далее считаем десяти рублевые монеты: одна монета, две монеты…пять монет. (говорим, что 5 десятирублевых монет – это уже 50 рублей, и демонстрируем бумажную купюру.)

Подвижная игра «Монетки» (Координация речи с движениями)

«Мы не детки, мы не детки, (Поворот вокруг себя)

А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)

Звонко катимся по кругу, (Руки на поясе, легким бегом бегут по кругу)

Радуемся мы друг к другу. (Остановились, повороты к соседям.)

Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек. (Присели на корточки, руки сомкнули над головой)

Упражнение «Раздели на слоги» (Совершенствование навыка слогового анализа слов)

- Я вам покажу денежку, вы узнайте ее и разделите слово на слоги, определите ударный слог.

Слова : копейка, рубль, монета, банкнота.

- Ребята, а что Муха с денежкой сделала? (Купила на базаре самовар. )

- Что было дальше? (пригласила гостей на именины)

- На день рождения принято приходить с подарками. Давайте представим, что у всех насекомых тоже были денежки, на которые они мухе купили подарки.

Упражнение «Есть – нет?»

(по картинкам дети говорят, у кого есть сколько-то рублей, а у кого нет)

У бабочки есть 2 рубля.

У пчелы нет двух рублей, но есть 4 рубля.

У таракана нет четырех рублей, но есть 1 рубль и т.п. (картинки персонажей из сказки)

- Придумайте, что могли насекомые купить в подарок мухе. (Дети составляют предложения).

- Вы заметили, какие монеты были у всех насекомых? (Разное количество рублевых монет)

Звуковой анализ слова «РУБЛЬ».

- Давайте напишем слово РУБЛЬ и сделаем звуковой анализ.

(сравниваем сколько букв в слове, сколько звуков, объясняем почему)

3. Заключительная часть.

- Наше занятие подходит к концу. Очень интересный разговор у нас получился.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (деньги).

- На следующем занятии, мы продолжим говорить на эту тему, но нас ждет другая история.



Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №33»

Конспект занятия в старшей группе

тема «Зимние забавы»

Подготовила и провела

учитель-логопед

1 кв. категории

Морозько Т.Г.

Коррекционно-образовательные задачи.

Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях; расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»; совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогом, образование относительных прилагательных, составление предложений с союзом «чтобы», составление простых предложений по сюжетной картинке.).

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие речевого дыхания, совершенствование навыка связной речи; общей моторики, координации движений, пространственных представлений; выразительности речи и движений; развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

- Ребята, чтобы начать наше занятие, ответьте на мои вопросы. Отвечает тот у кого в руках вот такой снежный ком. Старайтесь его не ронять, чтобы он не сломался.

- Какое сейчас время года?

- Какая часть суток?

- Если светит солнце, значит какая погода? (солнечная)

- Если на улице мороз, какая погода? (морозная)

- Если ветер? (ветреная)

- Если на улице тепло? (теплая)

- Если зимой выпало много снега, про зиму говорят она какая? (снежная)

- В какую погоду мы выходим гулять?

- Сегодня на занятии я вас приглашаю на прогулку. Идем?

- Для того чтобы пойти гулять, что нужно сделать? (одеться). Назовите одежду, которую нужно надеть зимой на прогулку.

2. Упражнение «Одеваемся на прогулку». (называние зимней одежды) – кто назвал – садится за стол.

3. Упражнение «Что возьмем на прогулку?». Выберите предметы, которые возьмем на прогулку, чтобы веселее было гулять. Называя предмет, вы должны сказать, зачем вы его берете. Будьте внимательны, здесь есть лишние предметы, которые могут и не понадобиться зимой.

Предметы: коньки, санки, лыжи, лопатка, клюшка и шайба, снегокат, ведро, ролики , скейт, велосипед…

- Я хочу взять лейку. Как вы думаете, зачем? (Чтобы заливать горку)

- Назовите, что мы не взяли? Почему?

#1059;пражнение «Составь предложение по сюжетной картинке»

- Вот мы вышли на улицу и стали веселиться. Расскажите кто что делает на прогулке? Назовите детей на картинке именами ребят нашей группы.

- Во что поиграть можно всем вместе? (в снежки)

5. Пальчиковая игра «Снежок». [Координации речи с движением, развитие воображения.]

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальники, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

Раз — подбросим,

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два — поймаем,

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три — уроним

Встают, роняют воображаемый снежок.

И... сломаем.

Топают.

6. Упражнение на развитие графических навыков. Элемент обучения грамоте.

- Что остается на снегу, если мы пройдемся по нему? (следы). Нарисуйте, какой след станется от вас на снегу. А еще на снегу можно рисовать палочкой или писать буквы. Какую букву мы учили на этой неделе? Напишите ее в квадрате в конце дорожки. Что вы запомнили про звук Ф? (согласный, глухой, может быть твердым и мягким). Придумайте слова со звуком Ф.

7. Упражнение «Расставь по полкам»

- Пришло время возвращаться в группу. Все предметы, которые мы брали на прогулку, нужно поставить на место. Разделите название картинки на слоги и поставьте на соответствующую полку: если один слог – на первую, если 2- на вторую, три – на третью.

Что еще нужно не забыть сделать после прогулки? (повесить мокрые вещи сушить)

8. Итог занятия.

- Где мы побывали сегодня на занятии?

- Как можно назвать все то, чем мы занимались на улице?

- Какое у вас настроение было?

- Какое задание сегодня для вас было трудным?

- А что понравилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №33»

Выступление на родительском собрании

«Речевой этикет»

Подготовила:

Учитель-логопед Морозько Т.Г.

Оренбург

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.

Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно.

Основной задачей, при развитии речи детей, является не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но, что гораздо важнее, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому особое внимание в работе с детьми уделяется развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения . И особое место здесь занимает семья. Семья показывает ежедневно образец общения внутри семьи, с окружающими, в различных жизненных ситуациях. Находясь рядом с ребенком необходимо помнить, что вы являетесь примером ему во всем в своих поступках, действиях и конечно же в речи.

Сегодня мы хотим вам предложить побыть детьми и поиграть. А в играх показать все свои лучшие качества и умение общения в разных ситуациях.

1 игра. «Волшебные заросли»

Цель: формировать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения, вербальными и невербальными.

Ход игры:

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями», (всеми остальными участниками игры). «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут раздвинуться и пропустить участника в центр круга, если он говорит хорошие слова, а могут и не пропустить, если их «просят плохо». Затем следует обсуждение, когда и почему водоросли расступились, кого пропустили, а кого — нет.

В нашей группе традиция: на день рождения мы играем в «Каравай», а потом каждый ребенок говорит пожелание имениннику. А это очень трудно. Ребята всегда волнуются, им трудно придумать что-то особенное, очень часто дети повторяются в своих пожеланиях.

Важно, учить детей в семейном кругу формулировать пожелания на разные праздники для своих родственником. Стоит заранее обговорить с ребенком, что и кому можно пожелать, а также подавать пример своей речью.

Предлагаю сыграть в игру.

2 игра. «Поздравления и пожелания»

Цель: воспитывать желание доставлять радость окружающим своими поздравлениями и пожеланиями; высказывать их, соблюдая нормы речевого этикета.

Ход игры:

Участники игры делятся на 4 команды. Игроки каждой команды вытягивают себе открытку, которая и подскажет с каким праздником они должны будут поздравлять. Затем команда формулирует свое поздравление, каждый последующий участник дополняет поздравление предшествующего участника. Например, «Поздравляю с Новым годом!», — «Желаю счастья в Новом году!», - «Крепкого здоровья» и т.д.

(После игры просим поделиться своими ощущениями игроков, какие чувства они испытывали, что было трудным?)

Очень часто в детском коллективе случаются конфликтные ситуации:

кто-то кому-то не дал игрушку, кто-то случайно толкнул, царапнул и т.п. Мы учит детей не «давать сдачу», а извиняться, договариваться, выяснять ситуацию и выходить из нее мирным путем. Важно этому учить и дома.

Предлагаю сыграть в следующую игру.

3 игра. «Умей извиняться»

Цель. Учить использовать различные формы извинений.

Ход игры.

Педагог спрашивает, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т. д. Это слова “извините“, “простите“.

Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой “Поссорились“:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: “Не отдам!“

Педагог. Как же могут помириться девочки? (родители говорят свои варианты.)

Автор стихотворения предлагает такой путь примирения:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу:

“Играть давай!“

- теперь вашему вниманию картинки, на которых изображена конфликтная ситуация. Просим вас пофантазировать, предположить, что случилось и как бы вы помогли детям выйти из конфликта.

(родители выполняют задание)

Огромное спасибо, всем за активность. Желаем вам успехов в воспитании детей. Это большой труд, который родители выполняют на протяжении всей жизни и неважно, какого возраста их дети. Мы всегда для них должны быть примеров во всем!



Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре-практикуме

«Пусть ребенок говорит, словно реченька журчит»

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Работа по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи осуществляется как в процессе специальных коррекционных занятий с логопедом, так и в разнообразной практической деятельности, организуемой воспитателем (при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим), а также при организации пересказа и рассказов.

В первую очередь важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и их речевые возможности.

Работа по формированию связной речи включает в себя:

  1. Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов) после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
  2. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

Пример беседы по картинке

- Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису.

- Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.

- А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

- А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост

- Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.

- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

  1. Пересказ - связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Пересказ - сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества, — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В детском саду практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.), инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).

В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно: - выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.

- задать уточняющих вопросов по содержанию рассказа.

- объяснить значение незнакомых слов, обратить внимание на «красивые» обороты речи.

- рассмотреть иллюстрации.

- перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.

Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

- Выборочный пересказ . Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

- Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

- полноту пересказа;

- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);

- характер употребляемых предложений и правильность их построения;

- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

  1. Рассказ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.
    Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказ может быть повествовательным (отображение события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объяснительным (какой предмет, что с ним делать, почему). Кроме того, существуют рассказы-рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении).

  • При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д. Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.

  • Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори». Приведем примеры последовательных картинок. (серии сюжетных картинок)

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно,

чтобы картина отвечала следующим требованиям:

- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.

  • Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

Целевые ориентиры развития связной речи по возрастам:

Средний возраст:

- составлять предложения из трех слов.

- пересказывать тексты из 2—3 предложений.

- составлять рассказы из 3 предложений о предмете и по картинке, сначала предметной, а потом сюжетной.

- поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.

- выслушивать друг друга до конца.

Старший возраст:

- достаточно развита диалогическая и монологическая формы речи. Дети активно произносят собственные высказывания: задают вопросы, дают грамотные ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.

- составляют рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по серии из 2—3 картинок и по картинке, в творческих пересказах.

- понимают свои чувства и чувства других людей и умеют рассказывать об этом.

Подготовительная группа:

- сформирован навык полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.

- проявляют индивидуальные способности в творческой речевой деятельности.

- отбирают для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

- высказывают и описывают то, что они видели.

- сформированы коммуникативные навыки.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того, чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.



Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей по развитию связной речи у детей с ОНР

Связная речь – это развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Работа по формированию связной речи включает в себя:

  • Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов)
  • Беседы.
  • Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного произведения.

Виды пересказов:

Выборочный пересказ.

Краткий пересказ.

Творческое рассказывание.

Пересказ без опоры на наглядность.

Работа над пересказом:

  1. Выразительно прочитать.
  2. Задать уточняющие вопросы по содержанию.
  3. Объяснить значение незнакомых слов. (обратить внимание на «красивые» обороты речи).
  4. Рассмотреть иллюстрации (если есть).
  5. Повторное чтение с заданием «запомнить».
  6. Предложить план пересказа (устно, мнемотаблица)
  7. Пересказ ребенком.
  • Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.

Виды рассказов:

Повествовательный

Описательный ( или сравнительный)

Объяснительный

Рассказы-рассуждения

Творческие рассказы

Целевые ориентиры развития связной речи:

Средний возраст:

  • Составляет предложения из трех слов
  • Пересказывает тексты из 3 - 4 предложений
  • Составляет рассказы из 3 предложений (о предмете, по сюжетной картинке)
  • Поддерживает беседу: задает вопросы, правильно отвечает на них
  • Выслушивает собеседника до конца

Старший возраст:

  • Достаточно развита диалогическая и монологическая речь
  • Пересказывает тексты из 4-6 предложений
  • Составляет рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по серии картинок (из 2-3 картинок)и по сюжетной картинке.
  • Понимают свои чувства и чувства других людей, умеют рассказывать об этом.

Подготовительная группа:

  • Сформирован навык полного и краткого пересказа
  • Составляет рассказы всех видов
  • Отбирают для творческого рассказа самые интересные и существенные события
  • Высказывают и описывают то, что они видели
  • Сформированы коммуникативные навыки.



Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Разговор о важном»

Тема: «Пять главных сражений Великой Отечественной войны»

Подготовили и провели: учитель-логопед МорозькоТ.Г.

Воспитатель Клюк Л.И

.

Цель: Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний детей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

• Формировать представления о значимости победы в главных сражениях;

• Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе;

• Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.

Ход занятия:

Организационный момент

1. Внесение флага (гимн)

Ведущий 1

- Дети, вы все знаете, какое грандиозное, важное историческое событие в этом году отмечает весь наш народ, вся наша страна и взрослые и дети.

(Ответы детей о праздновании 80 летия со дня Победы).

- Сегодня мы с вами вспомним об основных битвах и сражениях Великой Отечественной войны.

Действительно 80-лет назад ранним утром 22 июня 1941 года в 4 часа утра на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.

(Левитан)-фонограмма

- А что же тогда означает Великая Отечественная Война?

Война называется Великой, потому что имела огромные масштабы: вся страна встала на защиту, Отечественная -это война за свое Отечество (Родину).

2. Блокада Ленинграда. (слайд)

Одним из самых трудных испытаний для нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной Войны была блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941г. За 3 месяца враг дошел до Ленинграда и взял его в кольцо.

- Что значит блокада? кольцо

- Сколько по времени длилась блокада? (900 дней)

- Как называл Гитлер Ленинград (Ленинград - душа, Москва – сердце)

Да, у Гитлера стояла задача: ранить душу и уничтожить дух русского народа.

-Что такое дорога жизни ? (рассказ ребенка)-Ладожское озеро

-показать кусочек хлеба детям,

Хлеб выдавали по карточкам. На целый день выдавали маленький кусочек черного хлеба. 250гр.

Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.

– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?

Ответы детей.

Тогда этот хлеб смачивали водой и скатывали в шарики, высушивали и, когда совсем нечего было есть, брали в рот и рассасывали как сухарик. Так утоляли голод.

Люди голодали и умирали от голода.

В городе не было ни топлива, ни электричества, транспорт не ходил, замерзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на набережную Невы, делать там прорубь и набирать воду и все это под обстрелами.

-А вы смогли бы так? А мы повторим этот подвиг?

Это очень опасно, идет обстрел надо будет уклониться от снарядов.

Игра «Принеси воды» (санки, ведро, комочки бумаги)

-Ну, что трудно было уклониться от обстрела?

- Страшно было?

3. Битва за Москву (30 сентября 1941 - 20 апреля 1942) (слайд )

Ведущий 2

30 сентября началась операция немецких войск по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун».

- Ребята, кто знает значение слова «тайфун»? (Вихреобразный ураган большой разрушительной силы)

Операция предусматривала окружение и затопление Москвы. Германия планировала взять Москву к 7 ноября.

Поначалу немецкое наступление развивалось успешно.

Немцам удалось разбить советские армии и подойти к Москве. «В ясный день в бинокль можно разглядеть башни московского Кремля», - писали домой немецкие офицеры.

На защиту города встали не только войска нашей армии, но и все жители, от мала до велика. Москва быстро превращалась в крепость. И днем и ночью строились баррикады, укрепления, рвы. На улицах города расставлялись металлические противотанковые ежи (показать: это шестиконечное металлическое приспособление для того, чтобы танки не смогли проехать. Ёж попадал под танк, прокатывался под ним, приподнимал его и танк дальше не мог двигаться. А здесь его поджидали советские солдаты. Или танки, видя такую преграду, объезжая их, попадали в засады.)

Чтобы город было трудно разглядеть немецким летчикам, его тщательно замаскировали.

Беседа у макета

Золотые купола церквей закрасили темной краской, натянули маскировочные сети. На зданиях рисовали кусты, деревья, дороги. (слайд)

По ночам в небо поднимались специальные воздушные аэростаты. Натягивали между ними сетки-ловушки, тем самым мешали вражеским самолетам подлетать к Москве и бомбить ее.

(практическое задание «Аэростаты». Между двумя воздушными шариками натянута импровизированная сетка-ловушка из тонкой веревки. Бумажным самолетиком показываем, как он крылом задевает сетку и падает.)

Важным событием во время битвы за Москву стал военный парад на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции, который состоялся 7 ноября 1941 г.. Весь мир увидел, что Красная армия и Советский Союз полны решимости защищать свою Родину при любых обстоятельствах. Войска уходили с парада прямиком на фронт, на защиту Москвы. (слайд)

Перестроение

Битва за Москву стала первой серьезной победой Красной армии, одним из переломных моментов Великой Отечественной войны. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины.

4. Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943). ( слайд)

Ведущий 1

Сталинградская битва показала всему миру героизм и беспримерное мужество советского народа. Причём не только взрослых, но и детей. Это было самое кровопролитное сражение Второй мировой войны, кардинально изменившее её ход.

Герои этого сражения были простые люди такие же как и мы с вами некоторых из них вы знаете.

(слайд)

-Саша Филипов 12 раз переходил линию фронта, принося ценные документы, добывая сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами.

- Михаил Паникаха

При защите завода «Красный Октябрь, на окоп, в котором находился Паникаха, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась.

Несмотря на это, объятый пламенем Паникаха метнулся всем телом вражескую машину и сумел разбить второй коктейль с зажигательной смесью. Ценой своей жизни Михаил Паникаха уничтожил фашистский танк.

- Матвей Путилов

Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена.

А вы сможте собрать цепь?

Практическое задание собрать эл.цепь.

Ребята и у вас получилось собрать цепь.

Во время штурма Сталинграда, немцы пытались захватить главную высоту города –

(слайд)

Вам знакома это высота? Как она называется?

Дети : -Мамаев курган.

Много солдат погибло в той битве.

На самой вершине Мамаева кургана стоит скульптура

(слайд)

Кто то из вас знает, как называется эта скульптура?

Дети:- «Родина – мать».

Некоторое время спустя, город Сталинград переименовали в Волгоград.

В перерывах между боями солдатам удавалось устроить привал.

Привал: костер, вещь-мешок, солдатские фляжки и котелки, треугольные письма.

На привале во время отдыха солдаты кушали, писали письма своим родным, мечтали о победе. (Ребенок рассказывает стихотворение)

Пусть будет мир

Н. Найдёнова

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

Викторина "Разминка перед боем"

• Военная посуда, из которой солдаты едят кашу. (Котелок).

• В чем солдаты хранили воду или чай? (во фляжке)

• Какой головной убор бойцы надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранения? (Каску)

• Что у солдата на ногах? (Сапоги)

• Что на пилотке у солдат? (Звезда).

• Что бросают и кричат: «Ложись!» (Гранату)

- и снова в бой….

• А какое слово кричали солдаты при наступлении? (Ура)

5. Курская битва (5 июля — 23 августа 1943 года) — одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны. ( слайд)

Ведущий 2

БИТВА ПОД КУРСКОМ была одной из самых тяжёлых.

Ее еще называют «Битвой техники» потому, что в ней принимало участие огромное количество бронетехники, реактивных установок, пушек и минометов, самолетов. 50 дней и ночей, ни на минуту не затихая, на земле и в воздухе шли яростные бои.

12 июля на Курской дуге у деревни Прохоровка состоялось самое крупное в истории войны танковое сражение. В нем с обеих сторон участвовало огромное количество танков и самоходных орудий.

(слайд)

На поле боя вышли самые лучшие немецкие танки: «Тигр» и «Пантера», с нашей стороны был знаменитый Т-34. С этим боевым танком наша армия завершила разгром фашистов.

- нас атакуют вражеские танки…Готовы ли вы сразиться с ними?

Эстафета «Подбей танк» (в макет танка нужно попасть «гранатой» (мешочком для метания))

К концу лета наши войска прорвали линию фронта.

5 августа в Москве впервые во время войны устроили салют в честь победы на Курской дуге.

(слайд)

#1041;ерлинская операция (1945).

Ведущий 1

Одна из последних стратегических операций была Взятие Берлина, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила войну. Заключительной точкой было водружение красного знамени на Рейхстаг.

(слайд)

Ребенок водружает флаг.

(победная песня)

Ведущий 2

Итог: ребята, мы сегодня с вами поговорили о важном, о чем надо знать и помнить.

Предлагаю вспомнить все важные битвы и их отличительными особенности.

Блокада Ленинграда – хлеб, грузовик

Битва за Москву – противотанковые ежи, аэростаты.

Битва за Сталинград – Родина-мать

Битва за Курск – танк

Битва за Берлин – флаг

- Что получали солдаты за победу. (Награды). Вы большие молодцы и достойны наград. (вручение медалей). Всем большое спасибо.



Предварительный просмотр:

Тема «Изменения и дополнения в образовательной области «Речевое развитие» в рамках ФОП.»

Подготовила: учитель-логопед Морозько Т.Г.

Слайд 2. 1 сентября 2023 года вступила в силу новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, проект которой Министерство просвещения представило в ноябре 2022 года.

Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).

Цель новой Федеральной программы — создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России.

Слайд 3. Федеральная образовательная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:

- федеральная рабочая программа воспитания;

- примерный режим и распорядок дня дошкольных групп;

- федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты.

К иным компонентам Федеральной программы отнесены:

Планируемые результаты реализации Программы

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Способы и направления поддержки детской инициативы

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Психолого-педагогические условия реализации Программы

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы

Кадровые условия реализации Программы

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)

Документ рассчитан на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:

- с рождения до года (младенческий период);

- от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);

- от 3 до 7 лет (дошкольный период).

Слайд 4. 5 Федеральная образовательная программа разработана в соответствии с нормативными документами:

- ФГОС,

- СанПин в полном неизменном виде (СанПиН "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания + санитарные правила СанПин "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",

- а также в некотором измененном варианте примерную рабочую программу воспитания, которую переименовали в федеральную рабочую программу воспитания.

Таким образом, если раньше у дошкольных работников был единственный базовый документ – ФГОС – федеральный государственный стандарт, то сейчас воспитатели не могут игнорировать ФОП ДО – федеральную программу. Оба документа приведены в идеальное между собой равновесие

Слайд 6. Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

создать единое федеральное образовательное пространство для воспитания и развития дошкольников;

обеспечить детям и родителям равные и качественные условия дошкольного образования на всей территории России

(т.к. содержание и планируемые образовательные результаты, заявленные в ФОП ДО ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для достижения в каждой ДОО).;

создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;

воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией,

патриотическими взглядами и ценностями.

Слайд 7. Особенности структуры ФОП ДО

ФОП ДО состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный.

Слайд 8. 1. В целевом разделе:

- Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы. (включены новые задачи и принцип)

Слайд 9. - Планируемые результаты реализации Программы

Слайд 10. - Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Слайд 11. 2. В содержательном разделе:

Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы;

- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- Способы и направления поддержки детской инициативы; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;

- Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.

- Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО;

- Федеральная рабочая программа воспитания.

Слайд 12. Новое во всем содержательном разделе:

- чёткое разделение по возрастам задач и содержанию работы педагога;

- задачи не дублируются. Например, задачи воспитания по каждой области и задачи в программе воспитания внутри ФОП ДО – это разные задачи;

- каждая образовательная область разделена на структурные части (от 4 до 6 частей);

-в содержательном разделе появилось много материла, направленного на развитие эмоционального и социального интеллекта.

Слайд 13. 3. В организационном разделе:

- Психолого-педагогические условия реализации Программы ;

- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ;

- Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

- Примерный перечень литературных,музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;

-Кадровые условия реализации Программы;

- Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах;

- Федеральный календарный план воспитательной.

Раздел представляет собой 170 страниц, и, именно в них лежит ядро дошкольного образования.

Слайд 14. Что появилось нового в ФОП ДО:

1. Появились новые виды деятельности, особенно, для младенческого возраста, который раньше не выделяли.

2. Внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по ФГОС в силу того, чтобы они не противоречили ФОП.

3. Откорректированы ценности воспитания – добавлена ценность жизни, милосердия и добра, а также поменялись названия некоторых других ценностей. Например, ценность Знания трансформировалась в ценность Познания.

4. Введена новая аббревиатура для обозначения образовательной программы. Раньше мы употребляли ООП – основная образовательная программа. Слово «основная» ушло. Теперь мы говорим ОП. Но, опасность в том, что аббревиатура ООП теперь – это «Основные образовательные потребности». И эта аббревиатура тоже есть в ФОП ДО. Важно не путать!

5. Введены строгие требования к содержанию и планируемым результатам. До этого все результаты носили рекомендательный характер. Теперь появились практически полушкольные требования к результатам.

6. Целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО.

7. Планируемые результаты теперь строго конкретизированы по годам, а это значит, что УМК (Учебно-методический комплекс) дисциплины — совокупность учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых для дисциплины.) мы выбираем, исходя из конкретных планируемых результатов.

8. Патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.

Слайд 14. Итак, рассмотрим подробнее образовательную область «Речевое развитие» (ФОП ДО п.20 с.57-76). Что нового? (это в содержательном разделе)

- введена подготовка к обучению грамоте с 3 лет – введение понятий «звук» и «слово»;

- в 3 года введен показатель «рассказ из 3-4-х предложений»;

- звуковой анализ слова с 4 лет;

- термины «ударный-безударный» и др. с 5 лет;

- деление на слоги, подготовка руки к письму с 6 лет;

- чтение слогов, слов, предложений из 2-3 слов

- Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:

  • владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
  • воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).

Изменение в содержании образовательной области «Речевое развитие»:

владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;

формирование правильного звукопроизношения;

развитие звуковой и интонационной культуры речи;

развитие фонематического слуха;

обогащение активного и пассивного словарного запаса (Появилось понятие «Пассивная речь»);

развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);

ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; (Появились требования к не просто знанию, а осмыслению информации.)

развитие речевого творчества;

формирование предпосылок к обучению грамоте. (Все, что способствует обучению грамоте, теперь добавлено в арсенал воспитателя.)



Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА КО ДНЮ МАТЕРИ

«Мы играем с мамочкой любимой»

Оборудование: солнышко и лучи из цветной бумаги, телеграммы с загадками сказок, музыкальная подборка песен «Угадай мелодию».

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово. Поздравление.

Выходят дети с сердечками под песню «Мама дорогая». Музыка Н. Тимофеевой, слова И. Косякова, и встают на полукруг.

Сегодня мы собрались в этом зале ради самых близких и дорогих людей на свете! Мама - это самое святое в жизни, и поэтому нашу встречу мы посвящаем вам, дорогие мамы! Чтобы дети, играя вместе с мамой, побыли рядом друг с другом, ведь самое ценное, что мы можем дать людям, которых любим, это время, проведенное вместе.

в России мы отмечаем День матери

Это ещё молодой российский праздник. Он появился в 1998 году и празднуется в последнее воскресенье ноября. Мама - почти всегда самое первое и всегда самое дорогое слово для каждого человека на Земле. Пока рядом с нами наши мамы, мы чувствуем себя защищенными. В праздничный день каждый ребёнок, будь ему 5 или 55 лет, может особо выразить благодарность своей маме.

  1. Стихи-договорки от детей.

У. Раджаб «Мамочка»

Кто пришёл ко мне с утра?

Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора»?

Мамочка.

Кашу кто успел сварить?

Мамочка.

Чаю - в чашечку налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто ребячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лучше всех?

Мамочка.

  1. Угадай-ка «Устами младенца»

- Любая мама знает, что хочет сказать её ребенок. И не важно, хорошо или еще не совсем говорит её малыш, проговаривает он все звуки или нет.

- Словотворчество детей дошкольного возраста - это самостоятельное создание ребенком новых слов. Это естественный способ освоить лексическое богатство родного языка и осмыслить разнообразие грамматических форм.

- Дорогие мамы, давайте попробуем догадаться, что хотели сказать дети.

  • Что значит «квасить»? Кто может квасить?

Маляр красит крышу.

  • Что девочка назвала «клёвый»?

Кленовый лист

  • Какой цветок мальчик назвал «Убегайка»?

Бегония

  • Что девочка назвала «Автоматным»?

Томатный сок

  • Что девочка назвала «Вымеральной»?

Минеральная вода

  • Про что мальчик сказал: «Потел, потел и умер?»

Снеговик весной

  • Кто может прицветочиться?

Бабочка может сесть на цветок

  • Кто окурилась?

Курица. По аналогии с кошка окотилась.

  • Кто такой туфельник?

Сапожник

  • Подавальщица. Кто это?

Официантка

  • Кого ребенок мог назвать морщиной?

Жена моржа

  • Что ребенок называет бензинчиком?

Мизинчик

  1. Игра «Узнай маму по голосу»

Дети и мамы встают в два круга. Детей выстраиваются внутренним кругом, мамы - внешним. Под музыку два круга движутся противоходом. Когда музыка останавливается, дети закрывают глаза, а одна из мам ласково зовет своего ребенка, но не называет его имени. Ребенок должен узнать свою маму по голосу. Игра повторяется несколько раз.

  1. Загадки по сказкам

- Мы знаем, ребята, что вы любите игры, песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее сказки. Вам мамы читают сказки?

- Дорогие наши мамы, а давайте вспомним, какие сказки вы читали детям. Вспомните сказочных героев или узнайте предметы из сказок.

Объявляется следующее задание «Узнай сказку»

Нам пришли сказочные телеграммы. Из каких же они сказок?

(мамы по очереди вытягивают телеграммы, зачитывают загадки, отгадывают, дети помогают)

  1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (семеро козлят)

2. Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне.

(Емеля из сказки «По щучьему веленью»)

3. Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех до сыта.

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (скатерть-самобранка)

4. Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем.

И светло вокруг, как днем (Жар-птица)

5. Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таиться.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ. (игла)

6. Как у бабы у Яги

Нет совсем одной ноги.

Зато есть замечательный

Аппарат летательный (ступа)

7. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет,

И в дороге слезы льет (Федора).

8. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

9. У девушки с ножки

Свалилась случайно.

Была не простою она,

А хрустальной (туфелька)

10. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила.

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (мышка)

- По всему видно, что сказки наши мамы и ребята знают хорошо!

  1. Игра «Солнышко» (по прилагательным)

- Рядом с мамочкой интересно, весело и конечно же тепло, как под солнечными лучами. Вот оно солнышко. А лучиков нет... Ребята, давайте порадуем мамочек и расскажем, какие они - ваши мамы. Назовем маму ласковым словом и к солнышку прикрепим лучик. Ваша задача придумать много слов для мамы и сделать как можно больше лучиков к солнышку.

Попробуем?! (дети называют слова прилагательные и прикрепляют к солнышку магнитами лучи)

  1. Пословицы и поговорки.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Материнская ласка конца не знает.

Птица рада весне, а младенец матери.

Мама в доме - что солнышко на небе.

Мамины руки не знают скуки.

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская забота в огне не горит, и в воде не тонет.

У ребенка пальчик заболит, а у матери сердце.

Куда матушка, туда и дитятко.

Матушкин гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.

Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.

Материнская молитва со дна моря поднимает.

На свете все найдешь, кроме матери и отца.

Нет никого краше, чем матери наши.

  1. «Угадай мелодию» с пением.

- Улыбайтесь чаще, дорогие мамы. Вы наши солнышки. Так хочется всегда видеть вас веселыми и счастливыми!

И чтобы подарить вам радость и хорошее настроение, давайте мы с вами споем наши любимые песенки, которые вы, наверняка, напевали в детстве и сейчас поете со своими малышами.

Следующий конкурс нашей праздничной викторины называется «Угадай

мелодию». Сначала мы прослушаем небольшой фрагмент песни, угадаем, и вместе споем.

Звучат фрагменты песен:

1. Песенка Мамонтенка В. Шаинский, Дина Непомнящая

2. Губки бантиком. О. Попков

3. Маленькая страна. И.Николаев, И.Резник

4. Песенка Чебурашки. В. Шаинский, Э.Успенский

5. Песня бременских музыкантов Г.Гладков, Ю.Энтин

6. Пусть бегут неуклюже, пешеходы по лужам. В Шаинский, А.

Тимофеевский

7. Песня про следы. В. Богатырев, В. Жук

8. Детство. Ю. Шатунов

9. Антошка. В. Шаинский, Ю.Энтин

10. Дарите женщинам цветы. В. Бекк, Г. Высоцкая

11. Матушка Земля. П. Андреев

12. Мама - первое слово. Б. Жерар, Ю. Энтин

  1. Стихотворение «Женщина с ребенком на руках» С. Островского

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная,
Ей-то уж добра не занимать,
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей.
Яблоня украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!

- Наша встреча подходит к концу. Дорогие мамы, поздравляем вас с наступающим праздником! Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, счастье и любовь! Здоровья вам на долгие годы.

  1. Танец по показу «Мамочка-красавица рядышком»

Мамы танцуют вместе со своими детьми.