Работа с детьми

Морозько Татьяна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЕ

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 и 5-6 ЛЕТ)

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)

Игра «В огороде у козы Лизы».

Цель: Расширение словарного запаса. (Тема «Овощи».) Дифференциация овощей и фруктов.

Оборудование: коза, корзина, картинки овощей и фруктов.

Ход игры: На наборном полотне — картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину. Рядом на наборном полотне — изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши. Логопед объясняет детям, что коза пришла в огород за овощами, и просит детей помочь козе собрать в корзину только овощи. Дети по очереди подходят к наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют свои действия:

Это помидор.

— Это огурец. И т. п.

В заключение логопед выясняет, почему дети не взяли в корзину яблоко и грушу.

Упражнение «Один и два».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек.

Оборудование: картинки с изображением одного и двух предметов.

Ход игры: логопед предъявляет парные картинки: на одной картинке один предмет, на другой два. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Логопед отдает картинки тем детям, которые ответили правильно.

Упражнение «Кого не стало?»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

Оборудование: предметные картинки в соответствии с лексической темой.

Ход игры: Выставить картинки (5-6), рассмотреть, назвать, дать время запомнить, убрать одну, спросить кого не стало?

«Что перепутал художник?».

Цель: Развитие зрительного внимания.

Оборудование: картинка нелепица.

Ход игры: На магнитной доске прикрепляется картинка нелепица. Логопед просит детей исправить ошибки художника. Дети называют, что не так.

Упражнение «Кто лишний?».

Цель: Развитие зрительного внимания, связной речи. Увеличение словарного запаса (темы: «Домашние птицы», «Домашние животные»).

Оборудование: предметные картинки по темам

Ход игры: логопед помещает на наборное полотно несколько картинок с изображениями домашних птиц и одного домашнего животного или наоборот и просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку

Упражнение «Будь внимательным».

Цель: Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса (тема «Одежда»). Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды.

Оборудование: картинки с изображением одежды.

Ход игры: логопед предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, которые он им прочитает, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Когда дети будут называть одежду, воспитатель может выставить на наборное полотно картинки с ее изображениями и попросить детей назвать сначала летнюю одежду, потом — зимнюю.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Это чья рубашка —

Белые горошины?

Бабушка старалась,

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан

С белыми ромашками?

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки.

Г. Браиловская

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Народная потешка

ГОЛУБЫЕ ВАРЕЖКИ

Баю-баю-баюшки,

Голубые варежки.

Мама шила, вышивала,

Где с трудом,

А где легко.

Крепкой ниткой пришивала

Настенькино имечко.

Баю-баю-баюшки,

Именные варежки.

А. Прокофьев

* * *

Сшила мама дочке

Платье голубое.

Платье голубое

С белою каймою.

До чего нарядно,

Весело глядеть. Надо это платье К празднику надеть...

МЕБЕЛЬ

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

1. Из окошка вывалился СТОЛ И пошел, пошел, пошел,

пошел, пошел...

(К. Чуковский «Федорино горе»)

2. А на белой ТАБУРЕТОЧКЕ

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит...

(К. Чуковский «Федорино горе»)

3. Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под КРОВАТЬ!

(К. Чуковский «Мойдодыр»)

#1047;десь у меня столовая,

Вся мебель в ней дубовая.

Вот это СТУЛ —

На нем сидят.

Вот это СТОЛ. —

За ним едят.

(С. Маршак «Кошкин дом»)

2. ...Спала не на рогожке,

Как другие кошки,

А в уютной спаленке,

НА КРОВАТКЕ маленькой.

(С. Маршак «Кошкин дом»)

Упражнение «Чего не хватает?»

Цель: Развитие зрительного и слухового внимания, речевого слуха. Расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже)

Оборудование: предметные картинки посуда.

Ход игры: логопед объясняет детям, что будет читать отрывок из стихотворения, а они должны внимательно слушать и запомнить все названия посуды из стихотворения К.Чуковского «Федорино горе». Воспитатель читает отрывок и выставляет картинки с изображением упомянутой посуды. Дети рассматривают картинки и говорят, чего не хватает. Аналогично проводится работа по другим отрывкам.

ПОСУДА

Стихи

ФЕДОРИНО ГОРЕ

... И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

А за ними блюдца, блюдца —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы — дзынь! — натыкаются,

И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда? куда? куда? куда? куда?

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке...

К. Чуковский

Упражнение «У кого кто?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят.

Оборудование: мяч.

Ход игры: логопед и дети стоят кружком на ковре. Логопед, бросая мяч, спрашивает:

— У лисы кто?

Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно логопеду, отвечает:

— Лисенок, лисята. И т. п.

Упражнение «Что изменилось?».

Цель: Развитие зрительного внимания, связной речи.

Оборудование: картинка с изображением елки, изображение елочных игрушек.

Ход игры: На магнитной доске — большая картинка с изображением елки. На ветвях елки закреплены магниты. Рядом с елкой — изображение елочных игрушек (с подклеенными с обратной стороны магнитами). Логопед предлагает детям украсить елку, прокомментировав свои действия. Дети украшают елку и поясняют:

— Я повешу на елку шарик.

— Я повешу снежинку.

— Я повешу звездочку. И т. п.

Затем логопед предлагает детям посмотреть на елочку и запомнить, какие игрушки и где висят на ней. Далее просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек или меняет две игрушки местами. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Развитие осязания, связной речи.

Оборудование: мешочек, муляжи разных овощей (или других предметов в соответствии с темой)

Ход игры: В мешочек уложены муляжи разных овощей. Логопед вызывает ребенка, который, опустив руку в мешок, находит один из овощей, ощупывает его и составляет о нем рассказ по предложенному ранее образцу:

— Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он зеленый, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью.

Дети должны отгадать, что это.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (5-6 лет)

Игра «Бабочка и цветок».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов.

Оборудование: цветок, травка, бабочка

Ход игры: логопед помещает на доску большой цветок и травку. Один ребенок выполняет различные действия с бабочкой: сажает ее на цветок, прячет в травку, помещает над цветком и т. п. Другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.

Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ».

Цель: Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений (см. приложение).

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

В.Волина

На ромашке — две букашки,

А на лютике — жучок,

В колокольчике — кузнечик,

На гвоздике — паучок.

А на маке — никого.

Сколько было их всего?

Побыстрее расскажи,

Как задачу нам решить.

Н. Нищева

Упражнение «КТО ЗА ДЕРЕВОМ?».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных прилагательных, употребление предлогов пространственного значения.

Оборудование: картинка дуба и диких животных леса.

Ход игры: На магнитной доске — раскидистый дуб. Логопед прячет в ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:

— Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Дети отвечают:

— Это беличий хвост. В ветвях спряталась белка. И т. п.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СИГНАЛЫ».

Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [а] — [у] в ряду гласных звуков, закрытых слогов, слов (начальная ударная позиция): а, у, о, у, а, и, у, а, у, и; ам, ун, ин, am, on, уп; астра, утка, Оля, Аня, Уля.

Оборудование: сигналы двух цветов.

Ход игры: логопед называет звуки, слоги, слова, дети показывают сигналы: на звук А – красный, на звук И – синий.

Упражнение «ЖИВЫЕ БУКВЫ».

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Оборудование: карточки буквы

Ход игры: Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Логопед произносит слияния гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги.

Упражнение «ПОДНИМИ СИГНАЛ».

Цель: Выделение звука [б] из ряда звуков, слогов, слов (начало и середина слова).

б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бобы, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Упражнение «У КОГО БОЛЬШЕ?».

Цель: Развитие фонематических представлений. Подбор слов со звуками [б], [д].

Оборудование: фишки для подсчета слов.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Одна подбирает слова со звуком [б], другая — со звуком [д].

Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ».

Цель: Развитие навыков фонематического анализа.

Ход игры: логопед называет детям слова (в соответствие с лексической темой), дети должны назвать только гласные звуки.

Игра-соревнование «КТО СКОРЕЕ?».

Цель: Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа. Дифференциация звуков [в], [в'] в словах.

На наборном полотне — картинки: венок, ведро, вата, вагон, ворона, воробей, весло, вишня, вилка, ворота.

Логопед делит детей на две команды и предлагает первой команде выбрать картинки, названия которых начинаются со звука [в], а второй — со звука [в']. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок выполняет задание.

Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ».

Цель: Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа. Определение места звука [х] в словах.

Оборудование: полоски, утята.

Ход игры: Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети будут ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове.

Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ».

Цель: Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Оборудование: комплект картинок (по лексической теме)

Ход игры: На доске — комплект картинок, н-р: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, буфет, тумба, комод, пуф.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и разделить названия мебели на слоги. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ».

Цель: Совершенствование навыка звукового анализа слов. Работа с раздаточным материалом (пластмассовые кружки красного и синего цветов).

Оборудование: пластмассовые кружки красного и синего цветов

Ход игры: логопед показывает детям картинки, на которых изображены: кот, мак, дом и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

У тебя есть кто? (Что?) У них нет кого? (Чего?) Радуешься кому? (Чему?)

Любишь кого? (Что?) Любуешься кем? (Чем?) Расскажешь о ком? (О чем?)



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического развлечения

для средней группы

«Зимние посиделки»

Цель: обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Зима» на основе обобщения знаний об окружающем мире.

Задачи:

1. Продолжать расширять и систематизировать знания по теме «Зима», совершенствовать лексико – грамматический строй речи, совершенствовать синтаксическую сторону речи, учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции.

2. Развивать связную речь, речевой слух, восприятие, творческое воображение, внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику, логическое мышление, умение обобщать.

3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия, инициативности, самостоятельности, бережное и заботливое отношения к природе, животным и птицам.

Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, магниты, указка, стул, 1 стол, панно «Свечи», картинки «Четвертый лишний», картинки «Одежда», Маша, письмо, детали для снеговика, снежок, сюрпризный момент.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихов, пальчиковой игры.

Ход занятия-развлечения:

1. Организационный момент.

(Логопед встречает детей, организует приветствие с ними, приглашает пройти и сесть на стулья.)

- Ребята! Какое сейчас время года? Сейчас утро, день или вечер?

- В это морозное зимнее утро, я хочу вам предложить погреться у огня свечей, поговорить о зиме и поиграть в веселые игры? Вы согласны?

2. Дыхательная гимнастика.

- Но для начала давайте покажем, как воет вьюга. Встаньте все, выпрямите спинки. Делаем быстрый шумный вдох носом, затем вытягиваем губы дудочкой и делаем медленный выдох ртом, произнося протяжный звук «У-у-у». (тихо-громко)

(Дети выполняют упражнение 5 раз. После чего садятся на свои места.)

- На улице вьюга, и снег,

А у нас тут тепло и смех.

- Тогда послушайте внимательно стихотворение «Зимушка-зима» (рассказывает ребенок)

Любит зимушка-зима

Зимние наряды

И с морозом погулять

По сугробам рада.

Но приятнее зиме

С детками общаться

Да на лыжах, на коньках

Весело кататься.

- А вы любите общаться с зимой? Расскажите, что вы любите делать зимой? (ответы детей)

3. Игра «Четвертый лишний»

- Посмотрите внимательно на картинки, скажите, какой предмет лишний, не подходит к теме «Зима». (Дети называют «лишний предмет», объясняя свой выбор.)

Санки, коньки, велосипед, снегокат.

Санки, лыжи, скакалка, коньки.

Снежки, бабочка, снеговик, снежная постройка.

Снежинка, сосулька, лед, цветок.

Синица, снегирь, воробей, ласточка.

- Отлично справились с этим заданием. Зимой все покрыто снегом. Давайте послушаем стихи про снег и снежинки. (Дети рассказывают стихи)

Снег. А.Барто.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Снежинки. Г.Новицкая.

- Кто снежинки делал эти?

За работу, кто в ответе?

- Я! – ответил Дед Мороз.

И схватил меня за нос!

Логопед: Ну, мы-то знаем с вами, что Дед Мороз добрый, когда мы с ним встречались? (ответы детей)

- Верно, совсем недавно Дедушка Мороз был у нас на новогоднем празднике.

- Что он вместе снами делал? (играл, танцевал)

- Что он нам подарил? (подарки)

- А чтобы на улице мороз нас не кусал. Нужно просто тепло одеваться.

4. Игра «Собери Машу на зимнюю прогулку»

- К нам за помощью обратилась девочка Маша. Просит, чтобы мы помогли ей правильно одеться на прогулку. (Проводится игра. Каждый по очереди подбегает к столу и выбирает картинку, на которой нарисована одежда, которую нужно одеть на улицу зимой. Каждый приносит на магнитную доску выбранный предмет и говорит, что нужно надеть на улицу.)

Логопед: Дети! Посмотрите! Нам пришло…А что это? Кто знает?

Дети: Письмо!

Логопед: Да! Это письмо. Давайте же прочитаем, что в нем написано.

К нам пришло

Письмо одно,

Было странное оно.

Вместо марок -

Три снежинки,

А конверт -

Из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке:

- Вы с зимою поиграйте

И загадки отгадайте.

- Ребята, вы догадались, кто нам прислал письмо с загадками? (Зима) Попробуем их отгадать?

5. Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…(снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые …(снежинки)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (Снегурка.)

На полянку, на лужок

Тихо падает…(снежок)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее…(снегопад)

- Молодцы! Все загадки зимы отгадали! Итак, во дворе много снега. Что из снега можно сделать? Давайте расскажем, какие мы лепим снежки.

6. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальники, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

Раз — подбросим,

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два — поймаем,

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три — уроним

Встают, роняют воображаемый снежок.

И... сломаем.

Топают.

- Если снежок долго катать по снегу, что получится? (большой снежный ком)

- Что из больших снежных комов можно сделать? (снеговика) послушайте стихотворение про снеговика. (Ребенок рассказывает стихотворение)

Снеговик. Т.Петухова.

Наш любимый снеговик,

Головой совсем поник:

Заяц ночью в лес унес

У него морковный нос!

Не печалься снеговик,

Мы тебе поможем вмиг,

Нос тебе подарим новый,

Нос хороший, нос еловый.

7. Игра «Сложи снеговика»

(складывание снеговика из частей по командам)

- Послушайте, еще одно стихотворение.

На лыжах. А.Веденский.

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу.

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой:

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?

- Хотите попасть в зимний лес, и посмотреть, как там жители леса зимуют?

8. Просмотр видеофильма «Дикие животные зимой»

Беседа по фильму.

9. Игра «Назови ласково».

-Ребята, а вы любите зиму? Давайте свою любовь к зиме покажем в игре, мы будем «зимние» слова называть ласково. Я вам буду бросать в руки снежок и называть слово, а вы мне должны будете вернуть назад снежок и назвать слово ласково. (Проводится игра. Слова для игры: Снег, лед, солнце, метель, сани, Дед Мороз, каток, горка, ветер, холод, сугроб, сосулька, Снегурка, снеговик, зима.)

10. Итог.

Логопед: Молодцы! На все вопросы ответили! Со всеми играми и заданиями справились. Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). А теперь сюрприз от зимушки-зимы. Будем пить чай и сладкие снежки кушать.