Работа с детьми
Игры, упражнения, наглядные пособия... Всё, что может пригодиться для организации коррекционно-образовательного процесса с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЕ
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
(ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 и 5-6 ЛЕТ)
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)
Игра «В огороде у козы Лизы».
Цель: Расширение словарного запаса. (Тема «Овощи».) Дифференциация овощей и фруктов.
Оборудование: коза, корзина, картинки овощей и фруктов.
Ход игры: На наборном полотне — картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину. Рядом на наборном полотне — изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши. Логопед объясняет детям, что коза пришла в огород за овощами, и просит детей помочь козе собрать в корзину только овощи. Дети по очереди подходят к наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют свои действия:
— Это помидор.
— Это огурец. И т. п.
В заключение логопед выясняет, почему дети не взяли в корзину яблоко и грушу.
Упражнение «Один и два».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек.
Оборудование: картинки с изображением одного и двух предметов.
Ход игры: логопед предъявляет парные картинки: на одной картинке один предмет, на другой два. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Логопед отдает картинки тем детям, которые ответили правильно.
Упражнение «Кого не стало?»
Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки в соответствии с лексической темой.
Ход игры: Выставить картинки (5-6), рассмотреть, назвать, дать время запомнить, убрать одну, спросить кого не стало?
«Что перепутал художник?».
Цель: Развитие зрительного внимания.
Оборудование: картинка нелепица.
Ход игры: На магнитной доске прикрепляется картинка нелепица. Логопед просит детей исправить ошибки художника. Дети называют, что не так.
Упражнение «Кто лишний?».
Цель: Развитие зрительного внимания, связной речи. Увеличение словарного запаса (темы: «Домашние птицы», «Домашние животные»).
Оборудование: предметные картинки по темам
Ход игры: логопед помещает на наборное полотно несколько картинок с изображениями домашних птиц и одного домашнего животного или наоборот и просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку
Упражнение «Будь внимательным».
Цель: Развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса (тема «Одежда»). Развитие зрительного внимания. Дифференциация зимней и летней одежды.
Оборудование: картинки с изображением одежды.
Ход игры: логопед предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, которые он им прочитает, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Когда дети будут называть одежду, воспитатель может выставить на наборное полотно картинки с ее изображениями и попросить детей назвать сначала летнюю одежду, потом — зимнюю.
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Это чья рубашка —
Белые горошины?
Бабушка старалась,
Шила для Алешеньки.
Это чей сарафан
С белыми ромашками?
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки.
Г. Браиловская
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Народная потешка
ГОЛУБЫЕ ВАРЕЖКИ
Баю-баю-баюшки,
Голубые варежки.
Мама шила, вышивала,
Где с трудом,
А где легко.
Крепкой ниткой пришивала
Настенькино имечко.
Баю-баю-баюшки,
Именные варежки.
А. Прокофьев
* * *
Сшила мама дочке
Платье голубое.
Платье голубое
С белою каймою.
До чего нарядно,
Весело глядеть. Надо это платье К празднику надеть...
МЕБЕЛЬ
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
1. Из окошка вывалился СТОЛ И пошел, пошел, пошел,
пошел, пошел...
(К. Чуковский «Федорино горе»)
2. А на белой ТАБУРЕТОЧКЕ
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит...
(К. Чуковский «Федорино горе»)
3. Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под КРОВАТЬ!
(К. Чуковский «Мойдодыр»)
#1047;десь у меня столовая,
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это СТУЛ —
На нем сидят.
Вот это СТОЛ. —
За ним едят.
(С. Маршак «Кошкин дом»)
2. ...Спала не на рогожке,
Как другие кошки,
А в уютной спаленке,
НА КРОВАТКЕ маленькой.
(С. Маршак «Кошкин дом»)
Упражнение «Чего не хватает?»
Цель: Развитие зрительного и слухового внимания, речевого слуха. Расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже)
Оборудование: предметные картинки посуда.
Ход игры: логопед объясняет детям, что будет читать отрывок из стихотворения, а они должны внимательно слушать и запомнить все названия посуды из стихотворения К.Чуковского «Федорино горе». Воспитатель читает отрывок и выставляет картинки с изображением упомянутой посуды. Дети рассматривают картинки и говорят, чего не хватает. Аналогично проводится работа по другим отрывкам.
ПОСУДА
Стихи
ФЕДОРИНО ГОРЕ
... И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке...
К. Чуковский
Упражнение «У кого кто?»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят.
Оборудование: мяч.
Ход игры: логопед и дети стоят кружком на ковре. Логопед, бросая мяч, спрашивает:
— У лисы кто?
Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно логопеду, отвечает:
— Лисенок, лисята. И т. п.
Упражнение «Что изменилось?».
Цель: Развитие зрительного внимания, связной речи.
Оборудование: картинка с изображением елки, изображение елочных игрушек.
Ход игры: На магнитной доске — большая картинка с изображением елки. На ветвях елки закреплены магниты. Рядом с елкой — изображение елочных игрушек (с подклеенными с обратной стороны магнитами). Логопед предлагает детям украсить елку, прокомментировав свои действия. Дети украшают елку и поясняют:
— Я повешу на елку шарик.
— Я повешу снежинку.
— Я повешу звездочку. И т. п.
Затем логопед предлагает детям посмотреть на елочку и запомнить, какие игрушки и где висят на ней. Далее просит детей закрыть глаза и убирает одну из игрушек или меняет две игрушки местами. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: Развитие осязания, связной речи.
Оборудование: мешочек, муляжи разных овощей (или других предметов в соответствии с темой)
Ход игры: В мешочек уложены муляжи разных овощей. Логопед вызывает ребенка, который, опустив руку в мешок, находит один из овощей, ощупывает его и составляет о нем рассказ по предложенному ранее образцу:
— Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он зеленый, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью.
Дети должны отгадать, что это.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (5-6 лет)
Игра «Бабочка и цветок».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов.
Оборудование: цветок, травка, бабочка
Ход игры: логопед помещает на доску большой цветок и травку. Один ребенок выполняет различные действия с бабочкой: сажает ее на цветок, прячет в травку, помещает над цветком и т. п. Другие дети комментируют действия, выделяя голосом предлоги.
Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ».
Цель: Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений (см. приложение).
У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
В.Волина
На ромашке — две букашки,
А на лютике — жучок,
В колокольчике — кузнечик,
На гвоздике — паучок.
А на маке — никого.
Сколько было их всего?
Побыстрее расскажи,
Как задачу нам решить.
Н. Нищева
Упражнение «КТО ЗА ДЕРЕВОМ?».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных прилагательных, употребление предлогов пространственного значения.
Оборудование: картинка дуба и диких животных леса.
Ход игры: На магнитной доске — раскидистый дуб. Логопед прячет в ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:
— Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Дети отвечают:
— Это беличий хвост. В ветвях спряталась белка. И т. п.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СИГНАЛЫ».
Цель: Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [а] — [у] в ряду гласных звуков, закрытых слогов, слов (начальная ударная позиция): а, у, о, у, а, и, у, а, у, и; ам, ун, ин, am, on, уп; астра, утка, Оля, Аня, Уля.
Оборудование: сигналы двух цветов.
Ход игры: логопед называет звуки, слоги, слова, дети показывают сигналы: на звук А – красный, на звук И – синий.
Упражнение «ЖИВЫЕ БУКВЫ».
Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Оборудование: карточки буквы
Ход игры: Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Логопед произносит слияния гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги.
Упражнение «ПОДНИМИ СИГНАЛ».
Цель: Выделение звука [б] из ряда звуков, слогов, слов (начало и середина слова).
б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бобы, ток, мука, рыба, колобок, пума.
Упражнение «У КОГО БОЛЬШЕ?».
Цель: Развитие фонематических представлений. Подбор слов со звуками [б], [д].
Оборудование: фишки для подсчета слов.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Одна подбирает слова со звуком [б], другая — со звуком [д].
Упражнение «НАЗОВИ ГЛАСНЫЕ».
Цель: Развитие навыков фонематического анализа.
Ход игры: логопед называет детям слова (в соответствие с лексической темой), дети должны назвать только гласные звуки.
Игра-соревнование «КТО СКОРЕЕ?».
Цель: Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа. Дифференциация звуков [в], [в'] в словах.
На наборном полотне — картинки: венок, ведро, вата, вагон, ворона, воробей, весло, вишня, вилка, ворота.
Логопед делит детей на две команды и предлагает первой команде выбрать картинки, названия которых начинаются со звука [в], а второй — со звука [в']. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок выполняет задание.
Упражнение «УТЕНОК ГУЛЯЕТ».
Цель: Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа. Определение места звука [х] в словах.
Оборудование: полоски, утята.
Ход игры: Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети будут ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове.
Упражнение «РАЗДЕЛИ И ЗАБЕРИ».
Цель: Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Оборудование: комплект картинок (по лексической теме)
Ход игры: На доске — комплект картинок, н-р: стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, буфет, тумба, комод, пуф.
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и разделить названия мебели на слоги. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.
Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ».
Цель: Совершенствование навыка звукового анализа слов. Работа с раздаточным материалом (пластмассовые кружки красного и синего цветов).
Оборудование: пластмассовые кружки красного и синего цветов
Ход игры: логопед показывает детям картинки, на которых изображены: кот, мак, дом и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
У тебя есть кто? (Что?) У них нет кого? (Чего?) Радуешься кому? (Чему?)
Любишь кого? (Что?) Любуешься кем? (Чем?) Расскажешь о ком? (О чем?)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического развлечения
для средней группы
«Зимние посиделки»
Цель: обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Зима» на основе обобщения знаний об окружающем мире.
Задачи:
1. Продолжать расширять и систематизировать знания по теме «Зима», совершенствовать лексико – грамматический строй речи, совершенствовать синтаксическую сторону речи, учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции.
2. Развивать связную речь, речевой слух, восприятие, творческое воображение, внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику, логическое мышление, умение обобщать.
3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия, инициативности, самостоятельности, бережное и заботливое отношения к природе, животным и птицам.
Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, магниты, указка, стул, 1 стол, панно «Свечи», картинки «Четвертый лишний», картинки «Одежда», Маша, письмо, детали для снеговика, снежок, сюрпризный момент.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихов, пальчиковой игры.
Ход занятия-развлечения:
1. Организационный момент.
(Логопед встречает детей, организует приветствие с ними, приглашает пройти и сесть на стулья.)
- Ребята! Какое сейчас время года? Сейчас утро, день или вечер?
- В это морозное зимнее утро, я хочу вам предложить погреться у огня свечей, поговорить о зиме и поиграть в веселые игры? Вы согласны?
2. Дыхательная гимнастика.
- Но для начала давайте покажем, как воет вьюга. Встаньте все, выпрямите спинки. Делаем быстрый шумный вдох носом, затем вытягиваем губы дудочкой и делаем медленный выдох ртом, произнося протяжный звук «У-у-у». (тихо-громко)
(Дети выполняют упражнение 5 раз. После чего садятся на свои места.)
- На улице вьюга, и снег,
А у нас тут тепло и смех.
- Тогда послушайте внимательно стихотворение «Зимушка-зима» (рассказывает ребенок)
Любит зимушка-зима
Зимние наряды
И с морозом погулять
По сугробам рада.
Но приятнее зиме
С детками общаться
Да на лыжах, на коньках
Весело кататься.
- А вы любите общаться с зимой? Расскажите, что вы любите делать зимой? (ответы детей)
3. Игра «Четвертый лишний»
- Посмотрите внимательно на картинки, скажите, какой предмет лишний, не подходит к теме «Зима». (Дети называют «лишний предмет», объясняя свой выбор.)
Санки, коньки, велосипед, снегокат.
Санки, лыжи, скакалка, коньки.
Снежки, бабочка, снеговик, снежная постройка.
Снежинка, сосулька, лед, цветок.
Синица, снегирь, воробей, ласточка.
- Отлично справились с этим заданием. Зимой все покрыто снегом. Давайте послушаем стихи про снег и снежинки. (Дети рассказывают стихи)
Снег. А.Барто.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Снежинки. Г.Новицкая.
- Кто снежинки делал эти?
За работу, кто в ответе?
- Я! – ответил Дед Мороз.
И схватил меня за нос!
Логопед: Ну, мы-то знаем с вами, что Дед Мороз добрый, когда мы с ним встречались? (ответы детей)
- Верно, совсем недавно Дедушка Мороз был у нас на новогоднем празднике.
- Что он вместе снами делал? (играл, танцевал)
- Что он нам подарил? (подарки)
- А чтобы на улице мороз нас не кусал. Нужно просто тепло одеваться.
4. Игра «Собери Машу на зимнюю прогулку»
- К нам за помощью обратилась девочка Маша. Просит, чтобы мы помогли ей правильно одеться на прогулку. (Проводится игра. Каждый по очереди подбегает к столу и выбирает картинку, на которой нарисована одежда, которую нужно одеть на улицу зимой. Каждый приносит на магнитную доску выбранный предмет и говорит, что нужно надеть на улицу.)
Логопед: Дети! Посмотрите! Нам пришло…А что это? Кто знает?
Дети: Письмо!
Логопед: Да! Это письмо. Давайте же прочитаем, что в нем написано.
К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок -
Три снежинки,
А конверт -
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
- Вы с зимою поиграйте
И загадки отгадайте.
- Ребята, вы догадались, кто нам прислал письмо с загадками? (Зима) Попробуем их отгадать?
5. Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые …(снежинки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (Снегурка.)
На полянку, на лужок
Тихо падает…(снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее…(снегопад)
- Молодцы! Все загадки зимы отгадали! Итак, во дворе много снега. Что из снега можно сделать? Давайте расскажем, какие мы лепим снежки.
6. Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальники, начиная с большого. |
Мы с тобой снежок слепили. | «Лепят», меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
Раз — подбросим, | Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок. |
Два — поймаем, | Приседают, ловят воображаемый снежок. |
Три — уроним | Встают, роняют воображаемый снежок. |
И... сломаем. | Топают. |
- Если снежок долго катать по снегу, что получится? (большой снежный ком)
- Что из больших снежных комов можно сделать? (снеговика) послушайте стихотворение про снеговика. (Ребенок рассказывает стихотворение)
Снеговик. Т.Петухова.
Наш любимый снеговик,
Головой совсем поник:
Заяц ночью в лес унес
У него морковный нос!
Не печалься снеговик,
Мы тебе поможем вмиг,
Нос тебе подарим новый,
Нос хороший, нос еловый.
7. Игра «Сложи снеговика»
(складывание снеговика из частей по командам)
- Послушайте, еще одно стихотворение.
На лыжах. А.Веденский.
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной.
Хорошо в лесу зимой:
Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?
- Хотите попасть в зимний лес, и посмотреть, как там жители леса зимуют?
8. Просмотр видеофильма «Дикие животные зимой»
Беседа по фильму.
9. Игра «Назови ласково».
-Ребята, а вы любите зиму? Давайте свою любовь к зиме покажем в игре, мы будем «зимние» слова называть ласково. Я вам буду бросать в руки снежок и называть слово, а вы мне должны будете вернуть назад снежок и назвать слово ласково. (Проводится игра. Слова для игры: Снег, лед, солнце, метель, сани, Дед Мороз, каток, горка, ветер, холод, сугроб, сосулька, Снегурка, снеговик, зима.)
10. Итог.
Логопед: Молодцы! На все вопросы ответили! Со всеми играми и заданиями справились. Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). А теперь сюрприз от зимушки-зимы. Будем пить чай и сладкие снежки кушать.
