для вас родители

Морозько Татьяна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Picture background

МДОАУ «Детский сад №33»

Выступление на всеобуче для родителей

«Взаимосвязь развития руки и речи детей»

Подготовила:

учитель-логопед

Морозько Т.Г.

г. Оренбург, 2024г.

Физиолог Иван Петрович Павлов писал, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Если мы обратимся к историческому аспекту развития речи, то увидим, что изначально у человека постепенно совершенствовались движения пальцев рук - из поколения в поколение люди выполняли всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека. Сначала для общения люди использовали в основном жесты. В дальнейшем они стали сопровождаться вокализацией. Движения рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно в той же последовательности происходит и развитие речи ребенка. Сначала формируются движения рук, пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков и слогов. Всё последующее совершенствование речевых навыков также во многом зависит от степени натренированности движений рук.

Одним из первых учёных, подвергших критике теорию наследственной предрасположенности развития движений ребёнка как результата созревания определенных нервных структур, был И.М. Сеченов. Он утверждал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а «… возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия со средой».

Таким образом делаем вывод, что мелкая моторика сама по себе у ребенка не формируется, ее нужно развивать.

Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Наблюдения за детьми первого года, проводимые в исследованиях П.Я. Гальперина, Т.Д. Марцинковской и других показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения. Учёные считают, что игра младенца с предметами не инстинктивно врождённое действие. Своими исследованиями они доказали, что предметные действия развиваются в процессе общения ребёнка с взрослыми, воспитываются и это воспитание требует определённых условий.

Необходимость и важность тонких движений пальцев осознана и признана педагогами и врачами. Давно установлено, что в формировании речевых зон в коре больших полушарий важная роль отводится развитию кисти руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Педагоги дошкольных образовательных учреждений строят комплексные занятия, включающие физкультминутки, пальчиковые игры и прикладной блок – оригами, пальчиковый театр.

Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае подчеркивали важность ручных действий на развитие мозга.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействия.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

По мнению известного педагога Марии Монтессори: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев».

Итак, делаем вывод: развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка. Именно поэтому развитию мелкой моторики рук на занятиях у логопедов уделяется значительное время.

Через тренировку движений пальцев и кистей рук стимулируем речевое развитие ребенка, способствуем улучшению артикуляционных движений, улучшаем чувство ритма и координацию движений, подготавливаем руки к письму и, что и не менее важно, повышаем работоспособность коры головного мозга и развиваем мышление ребенка.

В научной литературе описана теория развития графомоторных навыков В. Лоунфельда. В 1947 г. психолог В. Лоунфельд описал три стадии развития графомоторных навыков детей с двухлетнего возраста.

Первая стадия «каракулей» делится на 4 периода.

- Период беспорядочных движений продолжается до 18 мес. У детей отсутствует интерес к результату и к самому процессу рисования.

- С 18 мес. до 2 лет появляется стремление к рисованию без попытки систематизировать свои движения, нарисовать что-либо. Это второй период «длительного рисования».

- Третий период «круговых движений» - от 2 до 3 лет, он проявляется в многократном воспроизведении окружных форм.

- В четвёртом периоде, от 3 до 4 лет, возникают попытки создания предметных и сюжетных изображений. Ребёнок начинает использовать образцы, однако их контроль ещё плохо удаётся.

Вторая стадия - стадия «первичных схем». Она возникает в 4 года и длится до 7 лет - дети активно используют образцы. Развивается способность к копированию.

Третья стадия развития графомоторных навыков соответствует возрасту начального обучения в школе.

Рассматривая особенности развития графомоторных навыков в онтогенезе, методисты указывают, что эти навыки вырабатываются в процессе длительных упражнений. Графомоторные навыки относятся к сенсорным навыкам (это навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств: зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические ощущения и восприятия) человека. Но в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются в трудовую, спортивную деятельность, графомоторные навыки связаны с изобразительной и учебной деятельностью, а также обслуживают процесс письменной речи. В этом есть специфика и сложность их развития. Они развиваются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, письменной речью в целом (Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.).

Процесс развития графомоторных навыков очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Так, например, письмо под диктовку, по памяти связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма - управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией письма. Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли - моторный центр речи - больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма. Итак, процесс развития графомоторных навыков связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, особенно с лобными долями коры [10].

Для овладения графомоторными навыками важно развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются постепенно, в течение всего дошкольного детства. Развитие движений ребёнка происходит постепенно , начинается «от плеча к кисти»: сначала это беспорядочные движения рук младенца, который нередко попадает себе по носу, но промахивается, пытаясь достать погремушку. Затем, в возрасте 1 – 3 лет, это возникновение так называемого «предметного действия», действия согласно основному предназначению предмета: если это ложка, ребёнок должен ею есть, а не стучать, расчёской – причёсываться и т.д.

Так, Т.С. Комарова пишет, «что, хотя движения руки ребенка к 3 годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в 6 лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем поможет в овладении навыками письма.

Очень часто обще интеллектуальное развитие ребёнка опережает его моторные навыки, и бывает обидно, если обучение в школе осложняется или вообще откладывается на год по этой причине.

Таким образом, изучив исследования многих ученых, приходим к выводу, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе и другие проблемы в развитии ребёнка.

Необходимость изучения проблемы готовности детей к школе и подготовки их руки к письму в настоящее время становится очевидной не только узким специалистам, но и широким кругам общественности.

Нейроупражнения

Также, для развития общей и мелкой моторики можно использовать упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Это перекрестные упражнения для рук. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения:

1. «Кулак - ребро – ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Предложить ребенку выполнять сначала вместе, затем - самостоятельно. Сначала выполнять правой рукой, затем левой, потом - двумя руками одновременно. Для усвоения данного упражнения, рекомендуется произносить команды вслух. Усложнение данного упражнения состоит в ускорении смены положения рук.

2. «Зеркальное рисование».
Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки. К примеру: круги, квадраты, линии и др. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

3. «Ухо – нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпускать ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук (с точностью до наоборот). Усложнение упражнения состоит в увеличении темпа смены рук.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Понимание значимости развития мелкой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения в школе.



Предварительный просмотр:

Что же такое графомоторные навыки? 🖊🖌

✏+✋🏻Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

💥Графомоторные навыки включают в себя: 💥

1. 🖖🏻🖐🏻Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.👀 Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. 🖊🖌Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. ♻Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

✅Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения:

• пальчиковую гимнастику;
• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);
• лепить из пластилина или соленого теста;
• вырезать из бумаги фигуры разной сложности;
• составлять бусы, застегивать и растегиватть пуговицы, кнопки, крючки и т. д. ;
• собирать пазлы, мозаику;
• конструировать из кубиков, а также лего;
• раскрашивать раскраски;
• игра с прищепками, с палочками Кюизенера, «Танграмм» и т. д.

✅Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

1. ориентировку в собственном теле;

2. ориентировку в окружающем пространстве;

3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:
• конструирование, выкладывание сериационных рядов;
• пальчиковые игры;
• штриховки;
• выкладывание букв и цифр из других предметов;
• работа с мелкими предметами;
• лепка;
• аппликация;
• рисование и т. д.

✅Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

1. Развитие зрительного гнозиса:
• контурные изображения предметов
• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.
• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.
• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания

.

✅И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно- графические способности:

Развитие графомоторных навыков.
• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование узоров и орнаментов,
• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

А также, не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

- перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

- уход за срезанными и живыми цветами;

- водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

- разбор круп и т.д.

Умелыми пальцы становятся не сразу.

Главное помнить золотое правило:

игры и упражнения, пальчиковые разминки

должны проводиться систематически.

Успехов Вам!

Всё получится!!!

Picture background

ПАМЯТКА

«Как развить

графомоторные навыки

у ребенка»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по организации беседы

по сказке «Волк и козлята»

Цель: воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Задачи занятия:

Формирование умения детей отвечать на вопросы по содержанию сказки; расширение словарного запаса, понимать значение антонимов «тонкий-толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

Формирование умения передавать мимикой, позой и голосом песенку козы.

Настройте ребенка на слушание сказки, скажите, что потом он будет отвечать на вопросы.

Чтение сказки

Беседа: вопросы по содержанию сказки.

- Где жила коза с козлятами?

(в избушке)

- А где избушка находилась?

(в лесу)

- Куда уходила коза?

(в лес)

- Как козлята узнавали, когда приходила коза?

(коза песенку пела).

- Какой голос у козы?

(ласковый, добрый, тоненький, тонюсенький)

-Кто подслушал, как поет коза?

(волк)

- Каким голосом пел волк?

(грубым, злым, толстым)

- Кто помог волку изменить голос?

(кузнец медведь)

- Каким голосом пел песенку волк во второй раз?

(тоненьким, тонюсеньким, как мама коза).

- Что сделали козлятки, когда услышали песенку?

(козлята впустили волка, они перепутали с мамой козой)

- А как ты думаешь, козлята испугались волка?

Покажи, как они испугались.

- Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?

(один самый маленький).

- где спрятался козленок?

(в печке)

Как узнала коза о своём горе так села она на лавку начала горевать горько, плакать.

- Покажи, как коза плакала.

(показывают)

- Куда Волк Козу пригласил погулять?

(в лес)

- А что предложила коза волку?

(перепрыгнуть через костёр).

- А что случилось с Волком?

(упал в яму с костром)

- Брюхо у волка лопнуло, козлятки оттуда выскочили все живые и стали радоваться. Покажи, как радовались они

(показывают)

Упражнение «Закончи фразу.» Предлагаю детям закончить начатую фразу, называя слово с противоположным значением.

Коза добрая, а волк. (злой).

Голос у волка толстый, а у козы (тонкий).

Коза большая, а козленок (маленький).



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

«Как не утратить речевые навыки ребёнка»

Уважаемые родители!

В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами (в условиях карантина) нельзя забывать о логопедических занятиях. На некоторое время родителям нужно стать логопедами. Важно помнить, что сформированные навыки могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Поэтому так важно закрепление пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать.

1. Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику (у всех детей комплексы упражнений есть на руках).

2. Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха: пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики; дуть на детские флюгера; сдувать ватку, перышко, кусочки бумаги; дуть на бумажные кораблики в тазу с водой; устраивать «бурю» в стакане (дуть в коктейльную трубочку) и т.п.

3. Продолжайте автоматизировать поставленные звуки (для каждого ребенка задания даны логопедами индивидуально).

4. Повторяйте материал по тетрадям для домашних заданий.

5. Для развития грамматического строя речи проигрывайте игры:

"Один-много", "Жадина", "Нет чего?", "Много чего?", "Сосчитай до 5!", "Четвёртый лишний!", "Назови ласково!", "Чей? Чья? Чьи?", "Какой? Какая? Какие?", "Что делают? Что с ними можно делать?" и др.

6. Заучивайте стихи, чистоговорки, загадки, потешки, пересказывайте маленькие рассказы с поставленными проблемными звуками.

7. Читайте детскую художественную литературу и беседуйте по прочитанному.

8. Следите за своей речью и речью ребёнка, сразу же исправляйте ошибки!

9. Развивайте мелкую моторику (собирайте мозаики, конструкторы, пазлы; перебирайте крупы; раскрашивайте раскраски; складывайте простые игрушки из бумаги (оригами); завинчивайте гайки (игрушечные и настоящие); лепите из пластилина, теста и т.п).

Для закрепления звукопроизношения можно использовать следующую литературу:

  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашние тетради для закрепления звуков (Л, ЛЬ, С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, РЬ, СЬ, ЗЬ);
  • Ю.Б. Жихарева-Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (закрепление звуков Л. ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ);
  • Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками (Звуки Л, ЛЬ, Ш-Ж, Р-РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ,);
  • Л.А. Комарова Автоматизация звука С-Сь в игровых упражнения и др.
  • Е. А. Азова, О.О. Чернова Логопедические тетради на звуки
  • Логопедические тетради на звуки (звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ, Ш, Ж, С-СЬ, З-ЗЬ, Ц). серия ВЕСНА-ДИЗАЙН

На все возникающие у вас вопросы мы будем рады вам ответить.

Мы всегда с вами на связи.

И уже совсем скоро будем снова вместе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №33»

Выступление на родительском собрании

«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Подготовила и провела:

учитель-логопед 1 кв. категории

Морозько Т.Г.

«Что ждёт меня в школе?»

Каждый ребёнок задаёт себе этот, как ему кажется простой вопрос, но не каждый ребёнок может правильно на него ответить. Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов… А школа – это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять. Так что же ждёт ребёнка в школе, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, какие требования предъявляет школа к речевой готовности? Именно речевой готовности к школьному обучению посвящено моё выступление.

Наша речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде, чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.

Часто родители считают, что раз их ребёнок правильно произносит все звуки, то и проблем речевых у ребёнка быть не может. Но давайте представим нашу речь как систему. И эта система похожа на айсберг, где произношение – это его видимая над водой часть. Но это лишь малая часть, она основана на других более значимых составляющих. От того, насколько они сформированы у ребёнка, зависит его дальнейшее успешное обучение в школе чтению и письму.

У дошкольника должны быть сформированы следующие навыки:

#1047;вуковая сторона речи усвоена.

Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.

#1055;равильно произносит слова сложной слоговой структуры.

Не “проглатываются” и не меняются местами слоги, неискажается слоговой состав.

Пример: велапидист (велосипедист), иструменты (инструменты), фикульстура (физкультура).

#1057;формированы фонематические процессы.

Различает сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие(с-ц, с-ш, з-ж…), звонкие-глухие (б-п, д-т …), соноры (р-л, м-н).

#1055;роводит языковой анализ и синтез.

Может определить, сколько звуков в слове, назвать 2-ой, 4-ый,1-ый, последний звук, «соседей» заданного звука; может определить количество слогов в одно-, 2-х, 3-х сложных словах.

#1059;меет составлять предложения, распространять их, определять количество слов в предложении.

Примерные задания: - Рассмотри картинки. Составь по каждой картинке предложения.

- Сосчитай, сколько слов в предложениях:

День был тёплый. Около дома росла высокая берёза.

- Составь предложения из ряда слов: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

#1056;азвита слухо-речевая память.

Запоминает предложение из 7-8 слов после двукратного предъявления.

Пример: Весной распускаются цветы: ландыши, нарциссы, фиалки, тюльпаны.

#1057;ловарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики.

Адекватно пользуется всеми частями речи, владеет тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знает слова-синонимы, антонимы, числительные «первый», «второй», «третий» и т. д.

Лексические темы: семья, дом, дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи, профессии, спорт, деревья, цветы, одежда, обувь…

#1059;своен грамматический строй языка.

Речь правильная, без аграмматизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Пример: У меня нет красивых плать. Мы видим лошадёв. В угле комнаты стоит мягкая кресла. Мяч выкатился с-под стола.

#1044;остаточный уровень развития связной речи.

Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа. Может самостоятельно составить рассказ по тематической картинке и по серии сюжетных из 3 – 4-х картинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не выпускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.

Помимо этого:

ребёнок должен знать, сколько ему лет, как зовут родителей, где и кем они работают, какое сейчас время года и его признаки, назвать свой адрес;

у него должны быть сформированы понятия «право – лево», ведущей руки (умение чётко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека напротив; на листе бумаги показывать правую и левую сторону, правый верхний угол);

должна быть достаточно развита мелкая моторика (движения пальчиков руки), умение правильно держать карандаш, собирать мозаику, проводить прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы). Это очень важно, так как мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.

Всё это необходимо знать ребёнку, чтобы с первых же дней в школе у него не начались неприятности и неуспехи.

Вот почему так важно как можно раньше начать подготовку ребёнка к школе. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна носить очень непринуждённый характер. Она должна быть организована увлекательно и интересно, проводиться в основном в игровой форме и вызывать у ребёнка только положительные эмоции.

Только в процессе общения с вами ребёнок должным образом овладевает устной речью. Одевается или обувается ваш ребёнок, накрываете ли вы на стол, моете ли посуду, разговаривайте с ребёнком, называйте предметы, считайте. А потом постарайтесь, чтобы ваш сын или дочь сами применяли их в речи. От вас требуется направить внимание на нужды ребёнка, своевременно помочь ему. Смысл слов, обозначающих пространство и время, будущий школьник постигает, слушая ваши ответы на его многочисленные вопросы.

Занимайтесь с ребёнком лепкой, рисованием, вырезайте ножницами. Это развивает пальчики, т.е. тонкую моторику, которая напрямую связана с речью. И обязательно обговаривайте каждую деталь, последовательность действий, их смысл. Вот и льются нужные слова и выражения: «длинная и короткая сторона», «широкая и узкая полоска», «квадрат и треугольник», «вверху и внизу», «сбоку в углу», «в середине», «ровно и криво» и т.д.

Обязательно читайте детям вслух. При слушании развивается память. Заучивайте стихи, пересказывайте с ребёнком прочитанное, задавайте вопросы к иллюстрации в книге.

Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Помните, только вы и ваша вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему. Активно радуйтесь успехам ребёнка, чаще хвалите его!

Устная речь – путёвка в страну Знаний, столь необходимых человеку для жизни.

Если же вы замечаете, что у вашего ребёнка возникают трудности при овладении этими навыками необходимо приложить старания, чтобы помочь ребенку вовремя преодолеть эти трудности.



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

«Как правильно общаться с ребенком»

От правильного общения зависит понимание обращенной речи и накопление словаря.

Поэтому очень важно не молчать рядом с ребенком, но и не говорить постоянно и монотонно.

Правила продуктивного общения

  1. Не допускайте постоянного фонового шума в квартире. Включайте телевизор, только когда ребенок садится смотреть мультик. Разборчивость речи и слуховое внимание снижаются при фоновом шуме.
  2. Привлекайте внимание ребенка к звукам. Показывайте ему источник звука. Это поможет малышу сделать привязку звука к его источнику и удержать внимание.
  3. Следите за тем, что заинтересовало ребенка, подхватывайте это, помогайте удержать внимание, рассказывайте о заинтересовавшем звуке, действии и предмете.
  4. Говорите четко. Активная мимика, артикуляция, интонация помогут ребенку удержать внимание и понять смысл сказанного.
  5. Постоянно стимулируйте самостоятельное высказывание.
    Делайте паузы в диалоге.
  6. Уходите от стереотипов и шаблонов в речи. Говорите об одном и том же разными фразами, каждый раз иначе формулируйте вопросы.
  7. Читайте вслух малышу регулярно. Приучайте его слушать книги.
  8. Ваши естественные жесты помогут ребенку лучше понять обращенную речь. Со временем убирайте такие жесты, давая ему возможность опираться только на слух.
  9. Начинайте с простых инструкций («дай мяч»), постепенно переходите к более сложным инструкциям («возьми синий мяч и положи в большую коробку») и нестандартным просьбам.
  10. Стимулируйте ребенка к диалогу, даже если он еще не говорит.
    Вы можете использовать закрытые вопросы, а малыш - естественные жесты. Например, вы спрашиваете: «Хочешь пить?» И ребенок кивает в ответ.

Приятного общения с Вашими детьми!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №33»

Развлечение

посвященное Дню матери

в подготовительной группе.

«МНЕ БЕЗ МАМЫ НИКУДА»

Подготовили и провели:

учитель-логопед Морозько Т.Г.

воспитатели: Клюк Л.И., Титова Н.С.

Оренбург, 2022

Цель: Прививать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку.

Задачи:

- создание доброжелательной и веселой атмосферы праздника;
- развитие навыков межличностного общения;
- формирование нравственно – эстетических ценностей, уважения к матери;
- привлечение родителей к участию в жизни группы;
- развитие речи детей посредством игровой деятельности.

Подготовительная работа: знакомство с речевым материалом на логопедических занятиях по лексической теме «День Матери», чтение художественных произведений про мам, разучивание стихов и песни, организация фотовыставки.

Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЙ: В последнее воскресенье ноября отмечается в нашей стране чудесный праздник «День матери». И сегодня мы собрались в преддверии праздника, чтобы поздравить и порадовать самого родного и близкого человека – маму! Не сомневаюсь, что вы все хотите в этот холодный осенний вечер согреть своих мам теплом своей заботы, чтобы они немного отдохнули и улыбнулись и оторвались хоть немного от повседневных забот.

  1. Маму любят все на свете,

мама – первый друг,

Любят мам не только дети,

любят все вокруг.

  1. Если что-нибудь случится,

если вдруг беда,

Мамочка придёт на помощь,

выручит всегда.

  1. Пусть льётся песенка ручьём

И сердце мамы согревает.

Мы в ней про мамочку поём,

Нежней, которой не бывает.

ПЕСНЯ «Мамино сердечко»

ВЕДУЩИЙ: Слово «мама» – одно из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языках всех народов. Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, самого дорогого, единственного человека.

- Ребята, я предлагаю, наших мам осыпать ласковыми словами. У меня в руках сердце (мягкая игрушка). Сердце – это символ любви. У кого в руках будет сердце, тот скажет своей маме ласковое слово.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА « ЛАСКОВОЕ СЛОВО»

Звучит музыка. Дети стоят в кругу и передают сердечко называя ласковое слово для мамы.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, расскажите, чем вы вместе с мамой любите заниматься? (ответы детей)

- А вы любите, когда ваши мамы читают вам сказки?

Все дети любят сказки, и хорошо их знают.

А сейчас вам мамы загадки про сказки загадают.

Внимательно их слушать нужно,

А потом ответить дружно.

ВИКТОРИНА для детей «УЗНАЙ СКАЗКУ»

(мамы детям загадывают загадки)

  1. Он к меду поднимался

И умудрялся петь:

Я тучка-тучка-тучка,

Я вовсе не медведь. (Вини-Пух)

  1. В какой русской сказке решаются проблемы жилья? («Теремок»)

  1. Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее.

Всех румяней и белее? (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и

о семи богатырях»)

  1. Послушал лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял. (Волк и Лиса)

  1. Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой,

Вырос сильным он и смелым… (Маугли)

  1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти дети? (Семь козлят)

  1. Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля, «По-щучьему велению»)

  1. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла. (Мышка)

ВЕДУЩИЙ: Вот ребята молодцы! Ловко справились с заданием. Все сказки знают и помнят.

А теперь мы проверим мам, помнят ли они сказки.

Догадайтесь каких героев мы загадали и из какой они сказки.

ВИКТОРИНА « УГАДАЙ СКАЗКУ» (отгадывают мамы)

- Какое животное потеряло маму уснув на миллионы лет? (мамантенок)

- Какая мама наказывала детям соблюдать все меры безопасности, когда ее нет дома? (коза)

- Назовите имя героя , который любил слушать мамину колыбельную песенку? (Умка)

- Добрая волшебница в роли второй мамы для работящей девочки? (Крестная фея)

- кто из героев послушался совета мамы и подружился с тем кто сидит в пруду с помощью улыбки? (Енот)

- Кто из сказочных героев не хотел слушать мамину колыбельную, ему не нравился мамин голосок?

ВЕДУЩИЙ: А вам ребята нравится мамин голосок? А мама поет вам песенки? А как вас мама ласково называет, каким особенным словом?

Следующая игра для вас ребята, вы должны будете узнать по голосу свою маму.

ИГРА «МАМИН ГОЛОС»

Дети отгадывают по голосу маму.

ВЕДУЩИЙ: Все мамы очень любят наряжаться, ведь так? А дети хотят, чтобы их мама была самая красивая. Приглашаю вас поиграть в интересную игру!

ИГРА «МЕШОК С СЮРПРИЗОМ»

В мешке разные наряды, дети достают украшение и говорят, что этот предмет будет мамин: Это шляпа, она будет мамина, это шарф – он будет мамин и т.д. По окончании игры мамы показывают «Дефиле».

ВЕДУЩИЙ: Роль мамы в семье очень велика. Она должна уметь всё. Ребята перечислите, что делает каждая мама:

ДИД. УПР. «НАЗОВИ ДЕЙСТВИЕ» Если ребята будут затрудняться, то мамы могут подсказывать действиями, но только без слов.

(стирает, гладит, штопает, готовит, моет…. )

ВЕДУЩАЯ: Вы, ребята, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, и как счастливо светились её глаза, когда она увидела вас. Мамам хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, когда вы немного подросли, мамы продолжают вас также сильно любить. Вы для своих мамочек самые любимые дочки и сыночки. Вы для них большое счастье.

А как вы думаете, что такое счастье для мамы?

Ответы детей- а теперь послушайте, что про счастье скажут МАМЫ.

(Мамы читают стихотворение по две строчки)
Что такое счастье? Счастье - это просто!
Начинается оно с полуметра роста.
Это распашонки, пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный мамин сарафанчик.
Рваные колготки, сбитые коленки,
Это разрисованные в коридоре стенки.
Счастье - это мягкие теплые ладошки,
За диваном фантики, на диване крошки.
Это целый ворох сломанных игрушек,
Это постоянный грохот погремушек.
Счастье - это пяточки босиком по полу.
Градусник под мышкой, слезы и уколы.
Ссадины и раны, синяки на лбу,
Это постоянное "Что?" да "Почему?"
Счастье - это санки, снеговик и горка.
Маленькая свечка на огромном торте.
Это бесконечное «Почитай мне сказку»,
Это ежедневные Хрюша со Степашкой.
Это теплый носик из-под одеяла,
Заяц на подушке, синяя пижама.
Брызги по всей ванной, пена на полу.
Кукольный театр, утренник в саду.
Что ж такое счастье?
Мамы вам ответят -
Счастье - это праздник,
Под названьем ДЕТИ!!!

ВЕДУЩИЙ: Для мамы дети – это счастье.

А вот мамы для детей? Кто они? Ребята на занятиях сказали, что мама - это солнце, сердце, а еще ангел.

И в завершении сегодняшнего мероприятия мы хотим вам предложить сделать чудесных ангелов. Которые будут оберегать вас, дорогие мамочки, ну и конечно же ваше счастье – ваших детей.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛКИ «АНГЕЛОЧЕК»

Затем мамы садятся на стульчики, дети рассказывают стихотворение хором, вручают мамам ангелочков.

ДЕТИ: Мама – это нежность,

Мама – это свет!

Никого на свете

Лучше мамы нет.

Мы вас очень-очень любим,

Будем добрыми расти,

И всегда стараться будем

Хорошо себя вести.

ВЕДУЩИЙ: Мы завершаем наш вечер поздравлений, но праздник пусть

продолжится у вас дома.



Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей

«Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка»

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества.

Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки - все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие.

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал.
Ребенок вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить.

Сменяют потешки прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова.

Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.Считалки помогают подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Убегает зайчик мой.

Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать.

Русская народная сказка- раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь.  
       

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый   и вечный. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.                                              

Учитель-логопед Морозько Т.Г.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»

Фонематический слух  — основной компонент восприятия речи —  способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов,  при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки звуков.

При обучении русскому языку встает задача написать буквами  воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.

Игры  и  упражнения для  развития  фонематического  слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки [с] и [ц], [с ]и [ш], [ш] и [ж] и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

«Юные поэты»

Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например: В норке жили – были мышки,

А на столе лежали пышки.

«Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.

Вариант 2:

То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Начало, середина, конец»

Игра на развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, [м] - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ([н] - начало слова, [с] - середина, [к] - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук [м]: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

«Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

«Заколдованное слово»

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех- четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”кошка” — ”К,о,ш,к,а”.